Что такое политика по веберу

Вебер теория политического господства

Свою политическую позицию М. Вебер сформулировал в работе «Политика как призвание и профессия» (1919): «политика имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков, о дисконтной политике Имперского банка, о политике профсоюза во время забастовки; можно говорить о школьной политике городской и сельской общины, о политике управления руководящей корпорацией, наконец, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем».

Политика, по его словам, означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает. В сущности, такое понимание соответствует и словоупотреблению. Кто занимается политикой, тот стремится к власти: либо к власти как средству, подчиненному другим целям, либо к власти ради нее самой, чтобы наслаждаться чувством престижа, которое она дает. Таким образом, можно говорить, что любые политические союзы, в том числе и государство – это отношения господства людей над людьми.

Вебер задается вопросами: «Но что есть «политический» союз с точки зрения социологического рассуждения? Что есть «государство»?»

Правовое государство Вебер предпочитает называть нетрадиционным: оно выступает у него как легальное господство. Прежде чем выяснить, почему это так, посмотрим внимательнее, что представляет собой этот тип господства. Вебер, кладет в основу легального господства целерациональные действия, то есть соображение интереса. В своем чистом виде, стало быть, легальное господство ценностного фундамента не имеет. Не случайно и осуществляющая этот тип господства бюрократическая машина должна служить исключительно интересам дела. Важно отметить, что отношения господства в «рациональном» государстве рассматриваются Вебером по аналогии с отношением в сфере частного предпринимательства.

Политическая позиция Вебера, так же как и его теория господства, представляла собой существенный отход от позиций классического либерализма, теоретически представленного в Германии, в частности, неокантианцами. Теоретически это отход, как представляется, наиболее ярко выявился в рассмотрение им правового буржуазного государства как образования чисто функционального, нуждающегося в легитимировании со стороны внешних по отношению к нему «ценностей».

С одной стороны, Вебер выступает как представитель рационалистической традиции. Это сказывается как на его методологии, ориентирующейся на сознательное, субъективно мотивированное индивидуальное действие, так и на его политических взглядах: политические статьи и выступления Вебера с 90-х годов прошлого века направлены против аграрного консерватизма и идеологии немецкого юнкерства, которой Вебер противопоставляет буржуазно-либеральную позицию.

Для того, чтобы государство существовало, люди должны подчиняться авторитету. По Веберу существует три внутренних оправдания господства людей над людьми, вызывающие доверие управляемых к правящим:
1) авторитет «вечного вчерашнего», традиций и нравов;
2) авторитет компетентности;
3) авторитет личного дара, «харизмы».

Для человека, обладающего харизмой, управление есть «призвание в его высшем выражении». Харизматический лидер призван руководить, люди подчиняются ему не из страха, обычая или установления, а из веры. Подобные «вожди» как явления характерны в основном для Запада.

Политики, по мнению М.Вебера, делятся на:
1) политиков по случаю (например, все граждане государства во время голосования);
2) профессиональных политиков, которые в свою очередь делятся на две группы: те, кто живет для политики, и те, кто занимается политикой, чтобы прожить;
3) политиков «по совместительству» (например, члены советов, функционирующих по требованию.

Профессиональные политики начали возникать много веков назад, когда князья боролись с сословиями, состоящими у них на службе. В этой борьбе князья опирались на политически пригодные слои населения: служителей церкви, ученых-гуманитариев, придворную знать, буржуа, рантье, юристов и адвокатов.

Если государством руководят профессиональные политики, в экономическом смысле живущие для нее, то мы имеем дело с «плутократическим» рекрутированием политических руководящих слоев, то есть с тем типом господства, когда руководящие посты занимают люди экономической верхушки. Однако обратной связи здесь не существует.

На Западе с древнейших времен типом политического вождя являлся демагог. В настоящее время к демагогам добавились еще и журналисты, хотя общество считает последних своего рода «париями», а также партийные чиновники.

С появлением политических партий стало возможным существование некой «прослойки претендентов» на политическую власть. Хотя структуры партий и различны, вожди как правило составляют себе свиту посредством свободной вербовки, и эта свита является его орудием для избрания на пост через контакты с массами избирателей.

Вся политическая власть строго регламентирована, считает Вебер, важную роль играет социальный контроль за индивидом. Обязанности и права в любой человеческой общности тождественны.

Его методология познания политики — пример консервативного обоснования господства одних классов над другими. Согласно его мировоззренческой установке, все ценности культуры Запада лежат в христианстве, что объясняет тот факт, что для него политическая культура Европы есть культура традиционного харизматического господства. По этой же причине он положительно относится к демократии, так как перед Богом все равны.

Веберовская концепция легитимности сводится к обоснованию непротиворечивости обязанностей и прав с помощью веры (убеждения) и, следовательно, блокирует реальные противоречия поведения индивидов.

В политическом плане М. Вебер отходит от классического либерализма. Этот свой отход Вебер наметил, прежде всего, при рассмотрении проблем политической экономии.

В целом для немецкого либерализма характерно господство, основанное на преданности тех, кто подчиняется чисто личной харизме вождя, так как здесь корениться мысль о призвании в его высшем выражении. Преданность харизме пророка или вождя на войне, или выдающегося демагога в народном собрании или в парламенте как раз и означает, что человек подобного типа считается внутренне призванным руководителем людей, что последние подчиняются ему не в силу обычая или установления, но и потому что верят в него. Правда сам вождь живет своим делом.

Конечно, главными фигурами в механизме политической борьбы не были одни только политики в силу их «призвания» в собственном смысле этого слова. Но решающую роль здесь играет тот род вспомогательных средств, которые находятся в их распоряжении.

Выводы Вебера основаны на проведенном им анализе принципов организации и деятельности бюрократий и «железного закона олигархии», действующего в рамках любой организации.

Стремясь решить задачу предохранения общественных институтов от бюрократического окостенения, Вебер в последние годы своей жизни особенно много внимания уделял проблеме лидера в рамках организации и вопросам, связанным с выявлением взаимоотношений лидера, бюрократии и масс.

По мнению Вебера, харизматический лидер, стоящий вне классов, статусов и демагогической политики, имея независимый от бюрократии источник легитимизации своей власти и не будучи сильно интегрированным в бюрократическую иерархическую структуру, смог бы объединить вокруг себя нацию и защитить индивида перед лицом наступления бюрократии и «социалистического коллективизма». Основное значение плебисцита для Вебера сводится к тому, чтобы в результате прямого участия всего народа в голосовании создать харизматический авторитет.

Парламенту отводится в этой теории функция воспитания плебисци-тарных лидеров. Необходимость плебисцитарного лидера, по Веберу, обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, он хотел добиться для политического лидера верховенства над бюрократией, а одновременно вывести его из-под власти экономических интересов и отдельных групп давления. Во-вторых, послевоенный период в Европе, и особенно в Германии, при острой социально-классовой поляризации, вызывали у Вебера опасения, что любая политическая система в Германии, перенятая у англичан или французов, рухнет под натиском бескомпромиссного давления разных интересов.

Как политически господствующие силы начинают утверждаться в своем государстве?

Данный вопрос относится ко всякого роду господства во всех его формах: к традиционному, равно как и к легальному, и к харизматическому.

Штаб управления, представляющий во внешнем проявление предприятие политического господства, как и всякое другое предприятие, прикован к властелину, конечно, не одним лишь представлением о легитимности. Его подчинение связано двумя средствами, апеллирующими к личному интересу: материальным вознаграждением и социальным почетом. Политический союз, в котором материальные средства управления полностью или частично подчинены произволу зависимого штаба управления, мы будем называть расчленённым союзом.

Если государством или партией руководят люди, которые живут исключительно для политики, а не за счет политики, то это означает «плутократическое» рекрутирование политических руководящих слоев. Несомненно, профессиональные политики непосредственно не вынуждены искать вознаграждения за свою политическую деятельность, на что должен претендовать всякий неимущий политик.

Руководить политикой можно либо в порядке «почетной деятельности» и тогда ее занимаются «независимые», то есть состоятельные люди. Или же к политическому руководству допускаются неимущие и тогда они должны иметь вознаграждение. Профессиональный политик, живущий за счет политики, может быть чистым чиновником на жалованье.

Вебер отмечает: политика есть мощное медленное бурение твердых пластов, проводимое одновременно со страстью и холодным глазомером.

Вебер писал «господство означает шанс встретить повиновение определенному приказу». Кроме этого, господство предполагает взаимные ожидания того кто приказывает и того, кто повинуется этому приказу, ожидая что приказ будет иметь тот характер, который ими воспринимается. В соответствии со своей методологией, Вебер дает анализ легитимных типов господства, причем начиная его с рассмотрения возможных типических типов уступчивости. Вебер выделяет три разновидности подчинения ставя им в соответствие три типа подчинения.

Изучение политических проблем в историческом аспекте позволило Веберу дать определенные советы и предостережения, которые позволили бы избежать ошибок, допущенных ранее. Идеи Вебера, я думаю, не потеряют актуальности еще долгое время.

Закончить хотелось бы словами самого Вебера: «Политика есть мощное медленное бурение твердых пластов, проводимое одновременно со страстью и холодным глазомером. Весь исторический опыт подтверждает, что возможного нельзя было бы достичь, если бы в мире снова и снова не тянулись к невозможному. Но тот, кто на это способен, должен быть вождем, мало того, он еще должен быть — в самом простом смысле слова – героем. И даже те, кто не суть ни то, ни другое, должны вооружиться той твердостью духа, которую не сломит и крушение всех надежд. »

Источник

Реферат: Макс Вебер Политика как призвание и профессия

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

«ПОЛИТИКА КАК ПРИЗВАНИЕ И ПРОФЕССИЯ»

Выполнила студентка 3 курса группы 3177

КУЗНЕЦОВА КСЕНИЯ ВЛАДИМИРОВНА

Проверил: профессор кафедры политологииПРОШИНА Е. М.

Введение

Прежде чем перейти к непосредственному рассмотрению политики как призвания и профессии по Максу Веберу, следует отметить, что само определение политики в различных источниках даётся по разному, и наиболее интересным и существенным, по мнению докладчика, для освещения данного вопроса является позиция Макса Вебера, относительно рассматриваемого вопроса.

Итак, термин «политика», согласно теории Макса Вебера, означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает.

В сущности, такое понимание соответствует и словоупотреблению. Если о каком-то вопросе говорят как о политическом, то тем самым всегда подразумевается, что интересы распределения, сохранения, смещения власти являются определяющими для ответа на указанный вопрос, или обуславливают это решение, или определяют сферу деятельности соответствующего чиновника. Кто занимается политикой, тот стремится к власти: либо к власти как средству, подчинённому другим целям (идеальным или эгоистическим), либо к власти «ради неё самой», чтобы наслаждаться чувством престижа, которое она даёт.

Политика есть мощное медленное бурение твердых пластов, проводимое одновременно со страстью и холодным глазомером. Мысль, в общем то, правильная и весь исторический опыт подтверждает, что возможного нельзя было бы достичь, если бы в мире снова и снова не тянулись к невозможному. Но тот, кто на это способен, должен быть вождем, мало того, он еще должен быть — в самом простом смысле слова – героем. И даже те, кто не суть ни то, ни другое, должны вооружиться той твердостью духа, которую не сломит и крушение всех надежд; уже теперь они должны вооружиться ею, ибо иначе они не сумеют осуществить даже то, что возможно ныне. Лишь тот, кто уверен, что он не дрогнет, если, с его точки зрения, мир окажется слишком глуп или слишком подл для того, что он хочет ему предложить; лишь тот, кто вопреки всему способен сказать «и все таки!»,— лишь тот имеет «профессиональное призвание» к политике…

Глава 1: Краткая историко-биографическая справка

Что такое политика по веберу. Смотреть фото Что такое политика по веберу. Смотреть картинку Что такое политика по веберу. Картинка про Что такое политика по веберу. Фото Что такое политика по веберуМакс Вебер родился в 1864 в городе Эрфурт, в Германии. Работал профессором в университетах Берлина, Фрейбурга, Гейдельберга, Мюнхена. Диапазон интересов и научной деятельности необычайно широк: история древнего мира и исследование положения ост-эльбских крестьян в Германии конца 19 века, социология религии и методология общественных наук, экономика и юриспруденция, философия и этика.

Несколько слов необходимо сказать об общей тенденции трудов Макса Вебера, для которой характерна эволюция от историко-экономических проблем к вопросам общей социологии. Условно можно выделить три периода в творчестве философа.

1.1. Творческие периоды

В третьем периоде (1910-1920) своего творчества М. Вебер занимался разработкой рациональных основ религии, пытался проанализировать все формы религии и те способы действия людей, которые они порождают. Что является особенностью профессиональной этики? Как она возникла? Как ее можно объяснить? Эти и подобные им вопросы волнуют М. Вебера в этот период его жизни.

1.2. Работы

Но сердцем философского наследия М. Вебера считаются работы, связанные с хозяйственной этикой и социологией религии. По мнению самого философа, социология занимается пониманием конкретных исторических событий, действительности, она должна устанавливать общие правила, но это не цель, а средство, ибо идеал естественных наук отвергается как неприемлемый.

Глава 2: Понятия «государство», «политика», «власть» в работах Макса Вебера

2.2. Политика

В понятие «политика» М. Вебер вкладывает чрезвычайно широкий смысл, охватывая все виды деятельности по самостоятельному руководству (валютная политика банков, политика профсоюзов, школьная политика, политика корпорации, семенная политика и т. д.).

В сущности, такое понимание соответствует и слово­употреблению. Если о каком-то вопросе говорят: это «политический» вопрос, о министре или чиновнике: это «политический» чиновник, о некотором решении: оно «политически» обусловлено, — то тем самым всегда подра­зумевается, что интересы распределения, сохранения, смещения власти являются определяющими для ответа на указанный вопрос, или обусловливают это решение, или определяют сферу деятельности соответствующего чиновника.

2.3. Власть

«…Кто занимается политикой, тот стремится к власти: либо к власти как средству, подчиненному другим целям (идеальным или эгоистическим), либо к власти «ради нее самой», чтобы наслаждаться чувством престижа, которое она дает…» (стр. 646)

М. Вебер хочет сказать, что человек, который имеет власть может изменять поведения других людей, заставлять их делать, поступать так как хочет он даже тогда, когда они этого не хотят. Таким образом, имеющий власть имеет право изменять поведение других людей, направлять их действия (поступки) для достижения своей желаемой цели.

Глава 3: Социология политической власти

Власть является одним из вечных и необходимых компонентов человеческого бытия. Она существует в любой организованной общности людей. Среди многочисленных видов власти особое место занимает политическая власть, окончательно сложившаяся в классовом обществе. Проблема власти вообще, политической власти в особенности, всегда привлекала внимание социологов. Но для творчества Вебера она, бесспорно, является ключевой. При анализе властной проблематики Вебер последовательно опирается на свою теорию социального действия. Своего рода атрибутом социального действия Вебер считает «ориентацию на другого», которая предполагает взаимное ожидание соответствующего поведения всех участвующих в политических отношениях сторон. Это и обеспечивает легитимность господства: те, кто управляют, ожидают, что их командам будут повиноваться; те кем управляют, ожидают определенного характера директив. Так возникает предпосылка – тенденция, обеспечивающая возможность максимально рационального поведения в политической сфере и позволяющая добиться предельной эффективности межчеловеческих взаимоотношений, имея в виду и управляющих, и управляемых.

Важно отметить, что многое в концепции Вебера так или иначе сопрягается с марксистской социологией власти. В частности, анализируя отношения между управляющими и управляемым, он значительное место уделял проблемам социальной структуры и классового конфликта. Тип господства, считал Вебер, вытекает их отношений, которые складываются в экономической сфере. Вместе с тем он подчеркивал при этом значимость и других факторов: различий в статусе и престиже людей, их приверженности разным религиозным ценностям и т.д. Вебер уделял большое внимание конфликтам между группировками управляющих. Причины политических коллизий социолог усматривал в борьбе между партиями и бюрократическим аппаратом управления, чиновничеством.

Однако Вебер разошелся с марксизмом по вопросу путей и средств движения к рациональной власти, да и в определении ее сущности, имея в виду идеальный, перспективный тип политического управления. Если Маркс разрешение социально – политических катаклизмов во властной сфере видел в революционном преобразовании государственных структур и функций таким образом, чтобы в конечном счете утвердилось неполитическое, безгосударственное управление народа посредством самого народа, то Вебер считал возможным в рамках существующего капиталистического строя создать образцово – рациональный тип власти, что связанно с утверждением рационально – бюрократического типа управления.

В полном соответствии со своей методологией Вебер анализирует легитимные типы господства, где критерием для конструирования идеальных типов служат мотивы повиновения, исходя их присутствия в них той или иной доли рациональности. Так, Вебер выделяет три легитимных типа господства и соответственно три типа мотивов повиновения: господство в силу веры в обязательность легального установления и деловой компетентности; господство может обусловливаться просто «нравами», привычкой к определенному поведению; наконец, оно может основываться на простой личной склонности подданных, т.е. иметь аффективную базу.

У Вебера реализация идеи политической рациональности связанна с разной степенью участия людей в политической жизни вообще и политической власти в особенности. Он ставит вопрос о том, что можно быть: а) «политиками «по случаю» (участие в волеизъявлении); б) «политиками «по совместительству» (быть доверенными лицами, членами правления партийно-политических союзов, государственных советов и т.д.), когда политика «не становиться для них первоочередным «делом жизни» ни в материальном, ни в идеальном отношении»; в) «профессиональными политиками».

Весьма ценны и полезны рекомендации Вебера по вопросу о том, что сделать, чтобы государственная власть перестала быть основным источником благополучия, и, следовательно, самовоспроизводить коррупцию. «За счет политики как профессии живет тот, кто стремиться из нее сделать постоянный источник дохода, «для» политики – тот, у кого иная цель. Чтобы некто в экономическом смысле мог жить «для» политики, при господстве частнособственнического порядка должны наличествовать некоторые, если угодно, весьма тривиальные предпосылки: в нормальных условиях он должен быть независим от доходов, которые может принести ему политика».

Данную проблему Вебер не сводит к ее экономическому аспекту. Страна, в которой утверждается политический плюрализм, сталкивается со сложностями, вызванными коррупцией партийно-политического характера, когда «партийными вождями за верную службу раздаются всякого рода должности в партиях, газетах, товариществах, больничных кассах, общинах и государствах. Все партийные битвы суть не только битвы ради предметных целей, но прежде всего также и за патронаж над должностями».

Как видно, проблема эта не специфически российская, и, стало быть, можно и нужно использовать веберовские социологические рекомендации по ее нейтрализации. Для этого надо признать, что бюрократия, как функциональный элемент управления, есть атрибут государства, отделяющегося от господства одной социально – политической силы. Ориентация на этот идеальный тип избавила бы от массовых иррациональных перемен в государственных институтах после очередных выборов, отчего в конечном счете общество несет большие материальные и духовные потери.

Глава 4: Легитимность власти

Понятие «легитимность власти» впервые было введе­но именно Максом Вебером. Он же по­казал, что легитимация (обретение властью законности) не есть во всех случаях однотипный процесс, имеющий одни и те же корни, одно основание.

В политической науке наиболее популярна классификация, составленная М. Вебером, который с точки зрения мотивации подчинения выделял следующие ее типы:

Используемая литература

Источник

Что такое политика по веберу

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

М. Вебер. «Политика как призвание и профессия».

В начале своей работы Вебер пытается дать определение политике. Он говорит, что политика «сама по себе» имеет очень широкий смысл. Её нужно рассматривать, как «нечто», которое охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Ведь существует разная политика, например: банков, профсоюзов, корпораций. Во всех видах политики преобладает такое свойство, как управление или другими словами, руководство. Опираясь на этот фактор, мы и будем рассматривать это определение.

Итак, по мнению Вебера, политика- это руководство или оказа­ние влияния на руководство политическим союзом. В данном случае, политический союз это и есть государство.

Но теперь перед автором появилась другая проблема. Оказывается, что государство нельзя социологически определить, если следовать из содержания его деятельности. Но, что касается современного государства, то ему можно дать социологическое определение, при условии, что мы будем исходить «из специфически применяемого им, как и всяким по­литическим союзом, средства — физического насилия»(стр645). Вебер даёт определению государству. Итак, по Веберу, «государство-это всякое государство, которое основано на насилии». Но это определение не окончательное, в конечном итоге, автор дополняет его. По Веберу « государство- это организация, которая находится внутри общества и которая владеет монополией на легитимное фи­зическое насилие». Такое определение становится окончательным.

Но самое интересное то, что « «политика» означает стремле­ние к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает»(стр646).

Далее Вебер даёт понятие легитимации и выделяет её виды. «Легитимация-это признак какого-либо права».

Автор выделяет три вида легитимации: 1)Традиционный— основывается на традициях и обычаях; 2) Харизматический-для такого вида характерно: авторитет личности, доверие и вера в своего вождя; 3) Рациональный-данный вид основывается на разумных суждениях.

Любое господство в качестве предприятия предполагает постоянное управление (штаб). Такое управление вызвано материальным вознаграждением и социальным почетом. В связи с этим, рассмотрим по каким признакам различаются государственные устройства. Итак, они подразделяются на штаб(например, чиновников), который является самостоятельным собственником средств управле­ния и штаб управ­ления «отделен» от средств управления. Иными словами, «обладатель власти управляет самостоятельно и за свой счет организуя управление через личных слуг или же наоборот»(стр648).

Те виды господств о которых говорилось выше, характерны и для современного общества. Отсюда можно сделать вывод, что они сейчас очень актуальны для нас. Поэтому для нашего внимания представлен Политический союз, по мнению, Вебера он ещё называется сословно расчленённый политический союз. Но как такое возможно? На самом деле, такое возможно. Если «Политический союз, в котором материальные сред­ства управления полностью или частично подчинены произволу зависимого штаба управления»(стр649). Стоит отметить, что такого рода союз отличается от патримониального и бюрократического господства. Для наглядности этого различия, приведу пример: Сеньор в сословно расчленённом политическом союзе осуществля­ет свое господство с помощью самостоятельной «аристо­кратии», то есть разделяет с нею господство. Иными словами, он опирается на «низшие» слои населения, то есть на тех людей, которые полностью от него зависят.

Раз речь у нас пошла о современности, то рассмотрим отличительные черты современного государства по Веберу «современное государст­во есть организованный по типу учреждения союз гос­подства, который внутри определенной сферы добился успеха в монополизации легитимного физического наси­лия как средства господства и с этой целью объединил вещественные средства предприятия в руках своих руко­водителей, а всех сословных функционеров с их полномо­чиями, которые раньше распоряжались этим по собствен­ному произволу, экспроприировал и сам занял вместо них самые высшие позиции»(стр650).

Далее речь пойдёт о «профессиональных политиках». Кто они такие и откуда они появились? Это мы и будем выяснять. Итак, «профессиональные политики» это те люди, которые не имели желания быть господами, а хотели «идти» на службу к политическим господам.

Вебер говорит, что существуют политики «по случаю» и «по совмести­тельству». Политики по случаю это все люди, которые ходят на выборы и голосуют или же люди, которые участвуют в протестах, например. Политики по совместительству это люди, которые занимаются такой деятельностью только по необходимости.

Впоследствии Вебер предлагает два способа сделать из политики свою профес­сию. Первый способ: Жить «для» политики. Второй способ: Жить «за счет» политики и «политикой».

Превращение политики в «предприятие», по мнению Вебера, происходит по двум категориям: 1) Чиновники-специалисты; 2) «Политические» чиновники.

Теперь отметим, что политика не может быть подлинной профессией чиновника. Что это значит? А это значит, что чиновник должен управлять, так сказать, объективно. « Итак, политиче­ский чиновник не должен делать именно того, что всегда и необходимым образом должен делать политик, то есть бороться» (стр669).

Можно сказать, что в основном три качества явля­ются для политика решающими: страсть, чувство ответ­ственности, глазомер. Страсть значит ориентации на существо дела, по Веберу, или же страстной самоотдачи «делу». Чувство ответственности, то есть человек должен быть ответственным за дело, которое он делает. Глазомер «спо­собность с внутренней собранностью и спокойствием поддаться воздействию реальностей, иными словами, требуется дистанция по отношению к вещам и людям»(стр690).

«Мы должны уяснить себе, что всякое этически ориентированное действование может подчиняться двум фундаментально различным, непри­миримо противоположным максимам: оно может быть ориентировано либо на «этику убеждения», либо на «этику ответственности» (стр696).

М. Вебер. Политика как призвание и профессия//М. Вебер. Избранные произведения. М: Прогресс, 1990.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Название: Макс Вебер Политика как призвание и профессия
Раздел: Рефераты по политологии
Тип: реферат Добавлен 11:15:37 24 июня 2011 Похожие работы
Просмотров: 812 Комментариев: 15 Оценило: 3 человек Средний балл: 4 Оценка: неизвестно Скачать