Что такое политика простыми словами для детей
Политика есть искусство возможного.
Отто фон Бисмарк
Функции политики
Реализация общественных интересов, значимых с точки зрения власти.
Постановка целей развития общества, определение задач и способов их достижения, мобилизация сил на их реализацию.
Регулирование и упорядочение общественных отношений, условий труда и производства.
Распределение и перераспределение материальных благ и ресурсов.
Смягчение противоречий в обществе, разрешение конфликтов.
Поддержание политической коммуникации между социальными группами, посредничество в контактах власти и гражданского общества.
Гарантия политических прав и свобод граждан, соблюдение принципов социального равенства и справедливости.
Виды политики
В узком смысле политикой называют конкретное направление политической деятельности: экономическая политика, социальная политика, культурная политика, политика в области здравоохранения, военная политика и т.п.
По субъектам политика может делиться на политику мирового сообщества, политику государства, партии, организации etc.
По содержанию и характеру политику субъективно делят на прогрессивную (направленную на развитие, движение вперед) и реакционную (направленную на сдерживание перемен, возвращение к прошлому).
Внутренняя и внешняя политика
По направленности политику принято делить на внутреннюю и внешнюю.
Внешняя политика касается отношений с другими государствами, международными организациями, мировым сообществом.
Детям о политике
А сегодня, малыш, я расскажу тебе о политике.
Ты, наверное, уже много раз слышал это слово, и тебе, наверное, интересно, что оно означает.
В Древней Греции каждый город управлялся самостоятельно и назывался «полис», а политикой называли искусство управления городом (государством). Сейчас политика делится на внутреннюю – по отношению к гражданам и организациям внутри государства, и внешнюю – по отношению к другим государствам.
Политики в те времена были мудрыми и честными, а государство выполняло свои основные задачи: безопасность и процветание граждан. Уже тогда существовали школы, суды, библиотеки, врачи, армия и полиция (ты заметил, малыш, что слово «полиция» – того же происхождения, что и слово «политика»?)
Но правители, управлявшие государством, все же оставались людьми. Они старались быть умными и честными, но человеческая природа довольно проста, что у детей, что у взрослых; что у крестьян, что у правителей. Поэтому как бы политик ни старался быть умным, в основе его поведения – все равно детский сад.
Представь себе детский сад, малыш. Там есть разные дети, и у каждого свои желания, капризы, обиды. Один стащил у другого игрушку, другой это заметил и пытается отнять обратно. Первому не хочется отдавать, и он врет, что это его игрушка. Но вот приходит воспитательница, которая сильнее всех, и которая знает, чья это игрушка, и все становится на свои места.
Если бы не было воспитательницы, то игрушка досталась бы тому, кто сильнее, или тому, кто лучше врет.
Драка в политике называется войной. Однако драчуну не хочется выглядеть драчуном, потому что драка – это плохо, и это понимает даже драчун. Поэтому политики врут, будто и не дерутся вовсе, а называют свои действия «точечными зачистками», «принуждением к миру», «миротворческой деятельностью» и так далее.
Когда дерутся дети, у них появляются синяки и царапины – повреждения. Повреждаются и погибают клетки организма. Конечно, организм очень большой и клеток в нем очень много, синяки пройдут и царапины заживут, но это все равно неприятно.
Когда воюют страны, то гибнут и калечатся те клетки, из которых состоят государства – люди. Это очень больно и обидно для людей и их близких, но, как гибель клеток тела не останавливает драчунов, так и гибель людей не останавливает политиков.
Как и дети в детском саду, государства отнимают друг у друга игрушки, обзываются плохими словами, дружат и ссорятся, и даже болеют.
Но, к сожалению, воспитательницы в политике нет. Политика – это детский сад без воспитательницы. Поэтому сильные дети (то есть государства) отнимают игрушки у слабых, хитрые – обманывают честных, двое детей могут побить третьего, и так далее.
Между государствами, если не углубляться в мелочи и не увлекаться длинными словами, царят те же отношения, что и в детском саду. Да, конечно, если в эти мелочи углубляться, то может показаться, что все очень сложно, что дефицит бюджета Швамбрании не позволяет сокращать важные статьи экспорта, чтобы не вызывать перепроизводство и инфляцию, увеличивающую внешний долг, и поэтому Швамбрания рискованно идет на конфронтацию с союзниками… Но для понимания политики достаточно знать, кто из детей (государств) сильный, у кого интересные игрушки, кто хитрый, и кто с кем дружит. Если бы это было тебе, малыш, зачем-то нужно. Но увы, ты никак не сможешь изменить свою жизнь к лучшему, даже если будешь разбираться в политике очень хорошо.
Почему же столько новостей говорят о политике?
Вообще-то правитель — это всего лишь работа. Как у врача и сантехника. Если врач хорошо делает свою работу, то его больные выздоравливают. Если сантехник хорошо делает свою работу, то у него на участке порядок с трубами. Если политик делает свою работу хорошо, то страна, на которую он работает, живет спокойно и богато.
Но человек устроен так, что именно его работа кажется ему самой важной. Поэтому, если бы врач издавал газету, то она была бы о медицине. Если бы газету издавал сантехник – она была бы о водопроводе и канализации. Но газеты издают политики, и поэтому в них пишется о политике. Это не означает, что политика для тебя важнее медицины. Более того, кому же захочется, чтобы о нем писали плохо? Поэтому политики заставляют писать о себе хорошо, а плохо – о других. Поэтому из газет и новостей ты, малыш, никогда не узнаешь правду.
Есть и еще одна неприятность.
Представь себе, что несколько детей играют в домино, и один из них жульничает. Как ты думаешь, кто из детей выиграет? Тот, кто жульничает.
А теперь представь себе, что жульничают уже двое детей. Тогда выиграет тот, кто жульничает лучше.
Политика, малыш – очень заманчивая работа. Оправдываясь государственной надобностью, можно очень много для себя сделать, и никто не сможет возразить. Поэтому в политику стремятся нечестные люди. И, как и среди играющих в домино детей, выигрывает самый хитрый, самый жадный и подлый (а вовсе не умный и честный). Поэтому среди политиков хорошие люди обычно не встречаются.
Это грустно и обидно, поэтому в некоторых странах иногда случаются революции, когда особенно жадных и подлых политиков прогоняют с их мест. Увы, на их места через небольшое время снова садятся жадные и подлые.
Поэтому, малыш, чем меньше ты будешь интересоваться политикой и политиками, тем спокойней тебе будет житься.
Это всего лишь ненужная тебе история драк незнакомых тебе детей.
Если ты вдруг услышишь от кого-то, что Родина от тебя что-то хочет, что ты ей что-то должен – не верь. Это какой-то политик хочет заставить тебя бросить свои дела и заниматься его делами, во вред тебе. А Родине от тебя нужно только, чтобы ты честно трудился и был счастлив.
© Александр Лебедев 2013
© Иоганн Сваммердам (Александр Лебедев)
Комментарии
1. Fabsilon, Sunday, June 12, 2016, 11:42:
Очень полезная статья!Спасибо огромное!)
2. Ника, Sunday, February 24, 2019, 06:35:
Спасибо огромное, получила удовольствие от прочтения сама и доступно донесла ребенку азы. Дочери 9 лет. Начало положено. Понятно, что понадобится еще не одно объяснение деталей, но на сегодняшний день прочитанное порадовало.
3. Марианна, Sunday, November 03, 2019, 20:02:
Спасибо большое.
Все понятно. Но политикой интересоваться я считаю можно но только не чересчур
4. Артём, Monday, March 16, 2020, 17:15:
Спасибо. Сам политикой думал заинтересоваться, почитал статью и обрадовался, что мне хотя бы какое-то время не придется лезть туда.
5. Психологиня, Monday, June 08, 2020, 08:29:
p.s. я тоже только учусь)
От автора: Боюсь, с правами в этой стране сейчас все плохо. Учить, конечно, можно, но планировать на основании выученного будет неэффективно. Прейскуранты взяток полиции и судам почему-то не публикуют.
Зачем говорить о политике с детьми и как это делать
Почему это важно и с чего начать
Многим политика кажется сложной темой для обсуждения с детьми. Мы поговорили с экспертом в области педагогики и политологом и выяснили, как не давить на ребёнка своими политическими предпочтениями, стоит ли рассказывать о радикальных политических идеологиях и существует ли минимум знаний о политике для детей.
эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика», учитель истории и обществознания
Когда лучше начинать диалог о политике
Нет слишком раннего возраста, чтобы начать говорить о политике. Обсуждая со старшеклассником последние решения депутатов или отвечая на вопрос ребёнка «Почему Королева Червей хочет отрубить голову Алисе?», вы в любом случае говорите о власти.
Политика — это не непристойно. Это не страшно. Это неизбежно. Начинайте говорить с детьми о ней, когда они задают вам вопросы.
Разговор с ребёнком на любую тему — это в первую очередь диалог. Доверяйте себе и ребёнку. Не разговаривайте с ребёнком так, как вы бы не стали разговаривать с незнакомым взрослым. Вы бы не стали оскорблять ровесника, который задаёт вам политические вопросы, или угрожать ему. Относитесь к детям с повышенным уважением, а не с повышенным пренебрежением. Ребёнок не станет воспринимать всерьёз собеседника, который не обращает внимания на его мнение. Чтобы говорить о политике нейтрально, важно повысить собственную политическую грамотность. Если вы знаете, о чём говорите, то вам проще быть взвешенным, оперировать фактами и экспертными оценками, а не слухами и домыслами. Вы сможете действительно говорить о науке и обществе, а не заниматься пропагандой.
Если вы не интересуетесь политикой
Аполитичных людей не бывает. Бывают люди, которые не хотят участвовать в политических процессах, а людей без политических мнений не существует. Если у вас есть мнение о добре и зле, о том, что может делать человек, наделённый властью, в отношении людей, которые этой властью не обладают, значит, есть и политическое мнение. Вы можете не поддерживать никакие политические силы, с отвращением относиться к политическим процессам, но это не умаляет значимости вашего взгляда.
Если ребёнок спрашивает, говорите с ним. Ваше мнение ценно, и оно поможет ему понять, что разговор о политике — это нормальный разговор. Если ответы не удовлетворят ребёнка, он пойдёт изучать тему дальше, но если вы не будете с ним говорить вообще, он может закончить разговор о политике навсегда. А это закрывает дорогу к его образованию и гражданскому становлению. Будьте вежливым и порядочным человеком. Тогда говорить с детьми о политике будет так же легко, как о чём угодно.
Как объяснить, что такое пропаганда
Чтобы научить кого-нибудь чему-нибудь, надо самому научиться. Попробуйте понять, как вы сами отличаете пропаганду от не пропаганды и нет ли в вашей логике заблуждений. Для начала, как учил нас Сократ, подвергните сомнению своё собственное мировоззрение, а после этого научите ребёнка подвергать сомнению всё, что он слышит, в том числе от вас.
Этот совет я даю детям в школе — не доверять просто так никому, в том числе мне. Тогда будет легко отличить навязанную идеологию от действительности. Без критического мышления невозможна объективная оценка ситуации.
Разговор о радикальных направлениях
Важно рассказывать ребёнку обо всех политических направлениях — даже радикальных. Если вы не проговорите с ребёнком опасность радикальных идеологических течений, он однажды столкнётся с ними неподготовленным. Тогда о них может рассказать кто-то другой, возможно, преследующий свои корыстные цели. Лучший способ оградиться от радикальной политической или религиозной идеологии — это образование. Чем лучше человек понимает, как работает окружающая вселенная, тем сложнее им манипулировать с помощью идеологии.
Если ребёнок хочет пойти на митинг
Объясните ему, как вести себя на акции, какие могут быть последствия от участия в митингах и пикетах для несовершеннолетних. Научите его внимательно читать, кто организует акции, санкционированы ли они властями и что на них будет происходить, чтобы ребёнок осознал, действительно ли он хочет пойти именно на это мероприятие. Если же вы опасаетесь за него — сходите вместе с ним и следите за тем, чтобы ничего плохого не случилось.
Что необходимо знать о политике
Минимум знаний в области политики зафиксирован в учебном курсе обществознания. Современная школьная программа помогает понять, какие существуют государственные органы власти, как принимаются законы, куда обратиться в значимых для человека ситуациях и как защитить свои права. В этом и заключаются основы политологии, которые необходимы каждому в практическом смысле.
В каком возрасте ребёнку стоит начать изучение современной политической обстановки
Начало курса обществознания в школе соответствует наиболее приемлемому для знакомства с основами политики возрасту — это примерно 11 лет, пятый класс. Ребёнок уже может понять, что такое Конституция, различать ветви власти, знать, кто принимает законы.
Ребёнок часто находится в интернете, общается со сверстниками, поэтому вполне естественно, что у него возникнут вопросы о том, что он видит. Родители должны быть готовы к ответам. Не стоит отнекиваться фразами вроде «подрастёшь — узнаешь». Опираясь на собственный опыт, могу сказать, что кого-то политика может заинтересовать в 6 лет, кого-то в 15, а кого-то и вовсе не заинтересовать. Любая ситуация — нормальна.
Что почитать по теме
Если старшеклассникам захочется понять, как функционируют институты и системы, я бы рекомендовал прийти в политику через историю, потому что история для школьника интереснее. В политологии много сложной теории, которая может показаться скучной. Я бы посоветовал прочитать книгу «Человек и власть. Перекрёстки российской истории» А. Оболонского. Автор размышляет об истории России сквозь призму политологии.
Если захочется посмотреть, что происходит в политической науке в современном мире, то старшим школьникам, как мне кажется, была бы интересна книга политолога П. Рахшмира «Идеи и люди. Политическая мысль первой половины XX века». В ней рассказывается о том, как формировалась современная политическая наука через конкретные персоналии: Вебера, Михельса, Моска. Написано просто и интересно.
Эти книги учат размышлять. С ними не обязательно во всём соглашаться и воспринимать как руководство к действию.
Как не надо делать
Родители должны избегать навязывания мнения в обсуждении политики. Дети крайне эмоциональны. Какие-то резкие однозначные выражения с критикой политика или, наоборот, с восхвалением его, могут привести к тому, что ребёнок воспримет это слишком всерьёз. Задача родителя — познакомить. Устроить спокойный аналитический рассказ в жанре: «Есть такой политик, есть такие взгляды». Даже если у взрослого есть сильные эмоции, при обсуждении политики следует их слегка приглушить и показать, что у каждого человека есть своя правда. И у того, кто критикует власть, и у того, кто её одобряет; и у консерватора, и у человека, выступающего за либеральные реформы. Каждый из них — это член общества, гражданин нашей страны. Пока он ведёт себя мирно и цивилизованно, он имеет право отстаивать свои взгляды.
Как заинтересовать ребёнка политической наукой
При изучении политической науки можно отталкиваться от прав и обязанностей, идти от того, что понятно и близко. Если вы начнёте рассказывать ребёнку заученное из учебника «В России есть три ветви власти», ему станет скучно. Лучше привлечь его внимание жизненными кейсами: рассказать, как современная экономическая ситуация связана с политикой, и объяснить, куда стоит обращаться, для того чтобы защитить свои законные права и интересы.
Изображения: Avatars.Design / Dribbble
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Зачем, когда и как говорить с детьми о политике
Казалось бы, беседы о том, как устроено государство, что такое быть гражданином, что такое быть ответственным, беседы о правах и обязанностях — естественная часть процесса воспитания. В этом и есть наша родительская роль: рассказать, как устроен мир и предложить модели взаимодействия с этим миром.
Так как же давать идеальные картинки, если мы знаем, что в нашей жизни все не так гладко и правильно? В России время от времени оставляешь колёса на дорогах и перестаёшь адекватно воспринимать действительность, услышав очередной перл из телевизора. Но мы же растим гражданина, вот прямо сейчас строим будущее.
Поэтому говорите о том, что бы нам хотелось видеть. А уже потом — что мы имеем на самом деле
Может быть, начать не с того, хороша ли лично королева Англии или что вы думаете про Великого руководителя Северной Кореи, а с того, зачем нужен руководитель вообще. И что это за страшное слово «правительство», откуда оно берётся и почему мы его терпим. Не слово, конечно, а госструктуру.
Политика — это про умение договариваться и жить вместе, слушать друг друга и оставаться собой. Людей на планете много, даже слишком, и все они разные. А поэтому иногда им хочется разных вещей. Например, мальчишки хотят новую хоккейную коробку во дворе, а пенсионеры — садик с клумбами. А кому-то не хватает места для парковки. Поиск баланса между клумбой, парковкой и хоккеем и есть политика. Попробуйте вместе с ребёнком найти лучшее решение. Умение договариваться мы каждый день используем в семье, с друзьями, в школе. Играя, вы подчиняетесь правилам и законам, иначе игры не будет. Но сначала вы вырабатываете эти правила совместно.
Когда начинать разговор о политике
Всегда интересно организовать маленькое путешествие в историю и посмотреть, а как же решали вопросы в Древней Греции, в Древнем Китае, вечевом Новгороде или средневековой Испании. Заодно решить, что же ближе вашему образу мысли и жизни. Позже стоит плавно перейти к идее разделения властей. Наверное, не стоит в качестве вечернего чтения зачитывать торжественным голосом статьи Конституции, но рассказать о том, что есть такое произведение и зачем оно нужно — можно и в пять, и в шесть лет.
В США с понятиями конституция, государственность, разделение властей, ролью, правами и обязанностями президента детей знакомят в 1-2 классе (шесть-семь лет). Это не значит, что их модель — единственно верная, и мы срочно должны менять школьную программу. Но она показывает, что никакой высшей математики в вопросах государственного устройства нет, и это вполне подходящий возраст для подобных тем. Да, американцам легче, они смогли договориться о взглядах на основные сюжеты своей истории и личностей в этой самой истории. Для нас всё не так очевидно, но тем интереснее будут беседы.
Так когда же начинать разговоры о политике?
Часто мы попадаем в ловушку, когда долго длится период «он ещё маленький», а потом сразу наступает период «он меня уже не слушает» и «он уже взрослый и сам всё решает»
Единственный выход — пересмотреть свои взгляды на начальный этап и начать беседовать с ребёнком откровенно до пубертатного возраста. Пять-шесть лет — хороший возраст для внедрения привычки разговаривать о важном и сложном.
Правила для родителей, которые решились на разговор
1. Всегда быть честным. Если вы не любите нынешнюю власть до зубного скрежета, так и скажите. Но только объясните свою позицию, желательно управляя эмоциями и следя за выражениями. Не перестанет ли ребёнок любить Родину оттого, что мама не любит президента? Нет, Родина — всё же нечто большее, чем кучка людей. Не стоит отождествлять эти два понятия. К тому же мама может ошибаться. Как и все люди. Но, конечно, если постоянно говорить «эта страна», и награждать соотечественников самыми оскорбительными эпитетами, а затем как следует припугнуть ребёнка оборотнями в погонах, результат может быть непредсказуемым.
2. Не заявлять, что ваша точка зрения единственно верная и поэтому делает из вас этакого Ланцелота на белом коне. И если Марья Ивановна в школе со всей своей учительской удалью отстаивает право Китая на Тибет, а у вас вся кухня завешана плакатами «Свобода Тибету!», не стоит тут же клеймить её и обвинять в том, что продалась партии «Объединённый Гоминьдан». Человеку будет трудно находиться под властью учителя, которого он не уважает и которого не ценят родители. Услышав историю о подобном поведении педагога, стоит вдохнуть-выдохнуть и спокойно объяснить, что позиции бывают разные. У вас — такая, но в целом школа — не место для политагитации.
3. Вместо навешивания ярлыков, обсуждайте конкретные вещи: налоги, реформу образования, медицину, уборку снега на улицах, скамейки во дворе, что важнее — космическая программа или новые социальные дотации. Самый лучший вариант, когда у вас нет чёткого ответа и есть поле для размышлений. Очень полезны внутрисемейные дебаты. Например, в нашей семье, мама — социалист, а папе мил оскал капитализма, поэтому прогрессивный налог — тема дискуссионная и очень горячая. Девятилетний сын с удовольствием выступает в качестве арбитра, а родителям приходится изыскивать всё новые и новые аргументы, чтобы выиграть очередной раунд дискуссии. Причём «это так, потому что это так» за аргумент дети не рассматривают. Иногда спор выходит жарким, каждый остаётся при своём, но в конце все мирятся и радуются друг другу. И это важный опыт: мы не отвергаем человека, даже если отвергаем его взгляды.
4. Выбирайте слова, когда даёте негативные оценки тем или иным личностям, партиям, странам, народам. Вы можете быть самым яростным противником режима, но это не повод, чтобы сыпать оскорблениями в присутствии детей. Хорошая модель для ребёнка — учиться подбирать слова, выражая свой негатив. Эпитеты «воры», «фашисты», «предатели» в русском языке часто требуют сатисфакции, попробуйте донести до ребёнка вашу мысль в менее оскорбительной для оппонентов форме. И не забывайте, дети могут воспроизвести всё, что видели и слышали в любой момент. Конечно, из школы их за это не выгонят и в Сибирь не сошлют. Но в глупой ситуации они оказаться могут.
Любые разговоры о сложном тяжело начать. Если совсем непонятно с какой стороны подходить к вопросу, можно поискать ответы в мировой литературе. Лучшим отечественным пособием по разговорам с детьми об окружающей несправедливости и своём отношении к ней будет книга Александры Брунштейн «Дорога уходит в даль». Внимательно прочитав, как доктор Яков Яновский отвечает на вопросы своей дочки Саши, можно серьёзно продвинуться в науке воспитания детей.
Политика
Поли́тика (др.-греч. πολιτική «государственная деятельность», от греч. πόλις «город, государство» [1] ):
Политика — общее руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей. Политика направляет действие на достижение цели или выполнение задачи. Путём установления направлений, которым нужно следовать, она объясняет, каким образом должны быть достигнуты цели. Политика оставляет свободу действий.
Политика определяет отношения с другими субъектами политических интересов (государств, корпораций, во всех сферах взаимоотношений). Основу политики отражает конституция или генеральное планирование крупных организаций со сложной иерархией и многопрофильной разветвлённой структурой. Политика внешних и внутренних отношений взаимосвязаны и отражают основы самоорганизации и управления.
Полис (греч. πόλις ) — самоорганизация городской общины (включая прилегающие владения), которая конституировала себя в качестве политической формации, общности, — особая форма самоорганизации общества, типичная для Древней Греции. Получила развитие и распространение через Италию и непосредственно через Римскую империю. С ростом государств и империи политика взаимоотношений с обширными территориями требовала изменчивости политики и совершенствования системы управления.
Политика, как понятие и методология (метод и порядок применения) сформировалась в полисах, где сосредотачивалась управленческая элита и различные сословия, ремёсла, искусства и школы, в которых формировалась будущая элита. Поэтому политическая формация определяла политические отношения как долгосрочные права и обязанности сторон, позже определяемые как стратегические и реализуемые через функции стратегов.
В современную эпоху политика стала похожа больше не на управление, а на манипуляции со сложной иерархией элит и псевдоэлит, что подчинено многофакторной рефлексии на разноуровневые и многопрофильные сигналы (стимулы) в реальных условиях природных изменчивых факторов и поступков, в том числе и неадекватных поступков субъектов общества.
В узком смысле, политика — определённая часть, программа или направление такой деятельности, совокупность средств (инструментов) и методов (техник) для реализации определённых интересов для достижения определённых (субъектом политического процесса) целей в определённой социальной среде. Политикой также называют процесс принятия решений, а также поведение в общественно-государственных учреждениях. В самоорганизующихся гражданских обществах политику можно наблюдать во взаимодействии между определёнными группами людей, как например, — в корпоративных, академических, религиозных учреждениях.
Содержание
Альтернативные определения
Основные подходы
Мыслители прошлого определяли политику по-разному: как «царское искусство» управлять всеми иными искусствами (ораторским, военным, судебным и т. д.) и умение «оберечь всех граждан и по возможности сделать их из худших лучшими» (Платон); как знание о правильном и мудром правлении (Макиавелли); как лидерство государственного аппарата или влияние на это лидерство (Макс Вебер), как борьбу классовых интересов (Карл Маркс). Современные политологи определяют политику как деятельность по поводу общественных интересов, выраженную в поведении общественных групп, а также как совокупность поведенческих моделей и институтов, регулирующих общественные отношения и создающих как сам властный контроль, так и конкуренцию за обладание силой власти.
В современной политической науке имеются два ключевых подхода к пониманию политики — консенсусный и конфронтационный.
Консенсусное понимание
Консенсусное понимание политики исходит из возможности политического взаимодействия как сотрудничества и предполагает постепенное изживание конфликтов, что превратит политику в публичные акты, направленные на взаимное понимание и совместное действие ради достижения цели, в которой выражено высшее общественное благо.
Конфронтационное понимание
Конфронтационное понимание политики (Карл Шмитт и др.) [источник не указан 1312 дней] исходит из того, что политическое взаимодействие возникает в результате достижения определённой интенсивности противоположностей в отношениях между людьми. Политика создается публично борющимися группами людей, взаимно определяющихся в понятиях «друг/враг».
Место науки
Жизненность и эффективность политики зависит от того, соответствует ли она объективным потребностям развития материальной и духовной жизни общества, учитывает ли реальные экономические возможности государства, его национально-этнических особенностей, условия политического и географического положения. Исходя из этого, политика может способствовать или тормозить поступательное движение общества.
Политика представляет собой многоплановое социальное явление, которое можно рассматривать как инструмент сознательного саморегулирования общества. Существует целый ряд определений политики, предлагаемых различными теоретическими направлениями, в которых подчёркивается один из основных аспектов политической деятельности: институциональный, правовой, экономический, психологический, социальный, антропологический и т. д.
В самом общем виде политика может быть определена как социальная деятельность, направленная на сохранение или изменение существующего порядка распределения власти и собственности в государственно-организованном обществе (внутренняя политика) и мировом сообществе (внешняя политика, мировая политика). [источник не указан 1217 дней]
Политические процессы и общество
В основе политических процессов лежит совокупность идей и методов их реализации. Политика носит выраженный временной характер, то есть может изменяться в силу смены лидеров (руководителей).
В зависимости от вида (профиля, уровня) организации различают: государственную политику (в частности монетарную политику), военную политику, политику партии, техническую политику (для производственных организаций) и т. п.
В зависимости от направления деятельности организации различают: внутреннюю и внешнюю политику, социальную политику и т. п.
Политические системы и идеологии
На сегодняшний день известно 20 политических и идеологических систем: