Что такое политико правовая сфера общества

Политико-правовая сфера жизни общества

Политико-правовая сфера жизни общества основана на осознании социальными общностями своих политических интересов и потребностей, связанных с завоеванием власти, использованием властных функций, законотворческой деятельностью и исполнением законов.

Виды власти в обществе:

Структура политико-правовой сферы жизни общества:

· Политическая организация общества;

· Политическое и правовое сознание субъектов;

· Политические и правовые отношения;

Основные функции государства:

Классификация государств

1.По функциональной характеристике:

2.По форме правления:

3.По административно-территориальному построению:

4.По политическому режиму:

5.По политической стабильности:

Признаки права:

· Исполнение норм права осуществляется добровольно со стороны субъектов общества и принудительно со стороны государства;

· Нормы права рассчитаны на неограниченное количество случаев и фактов.

Право выполняет функцию:

· Закрепления основ существующего строя;

· Способствует развитию позитивных общественных отношений;

· Создание предпосылок для целенаправленного и целесообразного функционирования деятельности государства;

· Критерия правомерного и неправомерного поведения людей;

· Воспитания у людей правового сознания.

Основные критерии политико-правовой сферы жизни общества:

· Согласованность политики государства с интересами граждан страны и нормами права;

· Наличие и соблюдение политических и правовых свобод;

· Верховенство закона и др.

Социальная сфера жизни общества

Социальная сфера жизни общества – необходимая подсистема, характеризующая положение людей в обществе с позиции социального равенства или неравенства, справедливости или несправедливости.

Основные элементы социальной структуры общества:

· Люди города и деревни;

· Представители умственного и физического труда;

· Этнические и национальные общности.

Подходы к социальной сфере общества:

Основные критерии развития социальной сферы жизни общества:

· Статус личности в обществе;

· Положение различных демографических, профессиональных и других социальных общностей в обществе;

· Качество и уровень жизни;

· Уровень материального благосостояния.

Духовная сфера жизни общества

Духовная сфера жизни общества связана с воспроизводством индивидуального и общественного сознания, с удовлетворением духовных потребностей субъектов общества и развитием духовного мира человека.

Содержание духовной сферы жизни общества:

· Потребление духовных ценностей общества.

Основные критерии духовной сферы жизни общества:

· Развитость индивидуального сознания;

· Способность человека осознавать себя, свои отношения с природой и обществом;

· Гуманистическая направленность общественного мировоззрения;

· Состояние духовных ценностей;

· Состояние образования, воспитания, науки и искусства;

· Практическая реализация свободы совести граждан и др.

Основные функции духовной жизни общества:

· Воспроизводство индивидуального и общественного сознания;

· Создание, хранение, распределение и потребление духовных ценностей;

· Образовательно-воспитательная и др.

Что такое политико правовая сфера общества. Смотреть фото Что такое политико правовая сфера общества. Смотреть картинку Что такое политико правовая сфера общества. Картинка про Что такое политико правовая сфера общества. Фото Что такое политико правовая сфера общества

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Что такое политико правовая сфера общества. Смотреть фото Что такое политико правовая сфера общества. Смотреть картинку Что такое политико правовая сфера общества. Картинка про Что такое политико правовая сфера общества. Фото Что такое политико правовая сфера общества

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Что такое политико правовая сфера общества. Смотреть фото Что такое политико правовая сфера общества. Смотреть картинку Что такое политико правовая сфера общества. Картинка про Что такое политико правовая сфера общества. Фото Что такое политико правовая сфера общества

Что такое политико правовая сфера общества. Смотреть фото Что такое политико правовая сфера общества. Смотреть картинку Что такое политико правовая сфера общества. Картинка про Что такое политико правовая сфера общества. Фото Что такое политико правовая сфера общества

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Источник

Политико-правовая сфера жизни общества.

Что такое политико правовая сфера общества. Смотреть фото Что такое политико правовая сфера общества. Смотреть картинку Что такое политико правовая сфера общества. Картинка про Что такое политико правовая сфера общества. Фото Что такое политико правовая сфера общества Что такое политико правовая сфера общества. Смотреть фото Что такое политико правовая сфера общества. Смотреть картинку Что такое политико правовая сфера общества. Картинка про Что такое политико правовая сфера общества. Фото Что такое политико правовая сфера общества Что такое политико правовая сфера общества. Смотреть фото Что такое политико правовая сфера общества. Смотреть картинку Что такое политико правовая сфера общества. Картинка про Что такое политико правовая сфера общества. Фото Что такое политико правовая сфера общества Что такое политико правовая сфера общества. Смотреть фото Что такое политико правовая сфера общества. Смотреть картинку Что такое политико правовая сфера общества. Картинка про Что такое политико правовая сфера общества. Фото Что такое политико правовая сфера общества

Что такое политико правовая сфера общества. Смотреть фото Что такое политико правовая сфера общества. Смотреть картинку Что такое политико правовая сфера общества. Картинка про Что такое политико правовая сфера общества. Фото Что такое политико правовая сфера общества

Что такое политико правовая сфера общества. Смотреть фото Что такое политико правовая сфера общества. Смотреть картинку Что такое политико правовая сфера общества. Картинка про Что такое политико правовая сфера общества. Фото Что такое политико правовая сфера общества

Главными критериями политико-правовой жизни являются: согласованность политики государственного аппарата с интересами граждан страны и нормами права; наличие политических и правовых свобод и их осуществление; демократизм; верховенство закона в политической деятельности субъектов общества и др.

Структуру политико-правовой сферы общества составляют:

— общение, поведение и деятельность субъектов как система политико-правовых отношений общества;

— совокупность функционирующих политических и правовых институтов, прежде всего институтов государства;

— функционирование политико-правового сознания субъектов;

— осуществление режима власти.

Функции политической системы общества раз­нообразны:

— согласования интересов основных субъектов политико-правового процесса;

— обеспечения безопасности общества, личности и государства;

— контролирующе-принуждающая и др.

Основанием классификации политических сис­тем выступает, как правило, политический режим, характер и способ взаимодействия власти, личности и общества. По этому критерию политические системы могут быть разделены на тоталитарные, авторитарные и демократические.

Можно выделить четыре основных элемента политической системы, называемых также подсистемами: 1) институциональную, 2) коммуни­кативную, 3) нормативную, 4) культурно-идеологи­ческую.

К институциональной подсистеме относятся по­литические организации (институты), среди кото­рых особое место занимает государство. Из негосу­дарственных организаций большую роль в политиче­ской жизни общества играют политические партии и общественно-политические движения. Все политиче­ские институты можно условно разделить на три группы. К собственно политическим относятся орга­низации, непосредственной целью существования которых является осуществление власти или воздей­ствие на нее (государство, политические партии и общественно-политические движения). Ко второй группе относятся организации, осуществляющие свою деятельность в экономической, социальной, духовной сферах жизни общества (профсоюзы, религиозные и коопе­ративные организации и т. п.). Они не ставят перед собой специальных политических задач, не уча­ствуют в борьбе за государственную власть. Но их цели не могут быть достигнуты вне политической системы. Поэтому по­добные организации участвуют в полити­ческой жизни общества, отстаивают свои корпоратив­ные интересы, добиваясь их учета и реализации в по­литике. К третьей группе относятся организации, ситуативно включающиеся в политическую жизнь общества. Они возника­ют и функционируют для реализации личных инте­ресов и склонностей какого-либо слоя людей (клубы по интересам, спортивные общества). Политический оттенок они приобретают как объекты воздействия со стороны государства и других собственно полити­ческих институтов. Сами же они не являются актив­ными субъектами политико-правовой жизни.

Что такое политико правовая сфера общества. Смотреть фото Что такое политико правовая сфера общества. Смотреть картинку Что такое политико правовая сфера общества. Картинка про Что такое политико правовая сфера общества. Фото Что такое политико правовая сфера общества

Коммуникативная подсистема политической системы общества представляет совокупность отношений и форм взаимодействия, складывающихся между этническими общностями, классами, социальными группами и слоями, инди­видами по поводу их участия в осуществлении государственной вла­сти, выработке и проведении политики. Политиче­ские отношения являются результатом многочислен­ных и разнообразных связей субъектов политики в процессе политического поведения, общения и деятельности. Вступать в отношения побуждают субъектов их соб­ственные политические интересы и потребности. Вы­деляют первичные и вторичные (производные) поли­тические отношения. К первым относятся различные формы взаимодействия между социальными группа­ми (классами, нациями, сословиями и др.), а также внутри них, ко вторым — отношения между государ­ствами, политическими партиями, другими политическими институ­тами, отражающими в своей деятельности интересы определенных социальных слоев или всего общества.

Политические отношения строятся на основе оп­ределенных правил (норм). Политические и правовые нормы и правила, определяющие и регулирующие полити­ческую жизнь общества, составляют нормативную подсистему политической системы общества. На­иболее важную роль играют в ней правовые нормы (нормы конституции, законы, другие нормативно-правовые акты). Деятельность политических партий и других общественных организаций регламентируется их уставными и про­граммными нормами. В ряде стран, наряду с документально зафиксированными политическими и правовыми нормами большое значение имеют обычаи и традиции, нравственные нормы. Поэтому, еще одну группу политических норм представляют этико-моральные нормы, в которых закреплены представления всего общества или его отдельных слоев о добре и зле, прав­де, справедливости, демократии, свободе. Передовые современные общества прибли­зились к осознанию необходимости возврата в поли­тику таких нравственных ориентиров, как честь, со­весть, благородство, достоинство.

Культурно-идеологическая подсистема полити­ческой системы представляет совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, принципов, чувств и убеждений участников политической жизни. Политическое сознание субъ­ектов политического процесса функционирует на двух уровнях — теоретическом и обыденном. Главным элементом теоретического уровня выступает политическая идеология. В обыденно-практическом сознании важное место занимает политическая психология. К формам проявления политической идеологии отно­сятся идеи, концепции, учения, политические программы, лозунги; а к политической психологии — чувства, эмоции, на­строения, предрассудки, традиции, верования. Особое состояние политического сознания, политической идеологии и политической психологии, специфика их проявления в действительной политической жизни субъектов образуют политическую культуру общества. Она охватывает духовную, организационно-управленческую и практически-деятельностную стороны политической жизни, а также содержание и стиль (правила) поведения и общения политических субъектов.

Функционирование политической системы общества тесно связано с правовыми основами деятельности государства. Так, основные направления реформы политической системы в нашей стране определены Конституцией, принятой на референдуме 12 декабря 1993 г. Она провозглашает Российскую Федерацию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления (ст. 1). Носите­лем суверенитета и единственным источником вла­сти в России является народ, осуществляющий свою волю непосредственно (через выборы и референдумы), а также через органы государственной власти и органы мест­ного самоуправления (ст. 2). В России свободными выборами, в которых участвуют все граждане с 18 лет (кроме признанных судом недееспособными и содержащихся в местах лишения свободы по приго­вору суда), избирается Президент, депутаты Государ­ственной Думы, члены высших законодательных ор­ганов и главы высших органов исполнительной вла­сти субъектов Федерации, органы местного само­управления, главы городских и районных адми­нистраций. В Конституции нашего государства за­креплены и гарантированы фундаментальные права и свободы человека. Основами конституционного строя объявляются политический и идеологический плюрализм, многообразие и равноправие различных форм собственности, разделение властей. Но реаль­ное формирование демократического режима в Рос­сии только началось.

Среди различных регуляторов общественных от­ношений (экономика, мораль, наука, искусство и др.) особое место занимает право. Наиболее распространенным является определение права как системы общеобязательных норм (правил), установленных и санкционированных госу­дарством, обеспеченных к исполнению добровольно или принудительной силой. Но наряду с подобным нормативным подходом, ко­торый характеризует право как явление духовной жизни и подчеркивает зависимость права от государст­венной воли, в науке существуют и дру­гие точки зрения. Право понимается также явлением общества, социальным институтом общества и имеет типовую структуру, которая характерна для других явлений общества. В этом смысле право включает в себя: правовое сознание субъектов, совокупность правовых учреждений и систему правовых отношений.

В отличие от других общественных явлений право характеризуется следующими признака­ми:

1) общеобязательность — нормы права регулиру­ют поведение всех членов общества или определен­ных категорий неперсонифицированных субъектов, требования права обязательны для исполнения все­ми, кому они адресованы, независимо от отношения к ним тех или иных лиц;

2) формальная определенность — нормы права ус­танавливаются государством в специальных актах, точно и в деталях отражают требования к поведению, общению и деятельности физических и юридических субъектов;

3) исполнение норм права осуществляется добровольно со стороны субъектов и принуди­тельно – со стороны государства (в необходимых случаях);

4) нормы права рассчитаны на неограниченное количество случаев и фактов.

Функции права в обществе многообразны. Во-пер­вых, право, являясь регулятором об­щественных отношений, закрепляет основы сущест­вующего строя. Во-вторых, обязывая совершать ак­тивные положительные действия, право способству­ет развитию общественных отношений. В-третьих, устанавливая права и обязанности конкретных лиц и организаций, право вносит определенный порядок в общество и деятельность государства, создает предпосылки для их целенаправленного и целесообразного функционирования. В-четвертых, в прак­тической деятельности государственных органов (и, прежде всего, судов) право выступает в качестве критерия правомерного и неправомерного поведения людей и социальных общностей, является основанием при­менения мер государственного принуждения к нару­шителям правопорядка. В-пятых, право играет важную воспитательную роль, развивая в людях чув­ства справедливости, законности, добра, гуманности.

Таким образом, право выступает своеобразной ме­рой свободы человека в обществе, устанавливая гра­ницы социальной активности субъектов по отношению друг к дру­гу. Каждый участник общественных отношений мо­жет достигать своих целей, используя различные ва­рианты. В этом проявляется его отно­сительная независимость, свобода выбора и реше­ния. Право же, отражая согласованные интересы все­го общества, ограничивает и упорядочивает этот выбор известными пределами, ставит преграды для нежелательного по­ведения, но вовсе не навязывает субъекту какой-либо определенный вариант действий. Право регулирует также отношения общества с природой.

Источник

Политико-правовая сфера жизни общества.

Главными критериями политико-правовой жизни являются: согласованность политики государственного аппарата с интересами граждан страны и нормами права; наличие политических и правовых свобод и их осуществление; демократизм; верховенство закона в политической деятельности субъектов общества и др.

Структуру политико-правовой сферы общества составляют:

— общение, поведение и деятельность субъектов как система политико-правовых отношений общества;

— совокупность функционирующих политических и правовых институтов, прежде всего институтов государства;

— функционирование политико-правового сознания субъектов;

— осуществление режима власти.

Функции политической системы общества раз­нообразны:

— согласования интересов основных субъектов политико-правового процесса;

— обеспечения безопасности общества, личности и государства;

— контролирующе-принуждающая и др.

Основанием классификации политических сис­тем выступает, как правило, политический режим, характер и способ взаимодействия власти, личности и общества. По этому критерию политические системы могут быть разделены на тоталитарные, авторитарные и демократические.

Можно выделить четыре основных элемента политической системы, называемых также подсистемами: 1) институциональную, 2) коммуни­кативную, 3) нормативную, 4) культурно-идеологи­ческую.

К институциональной подсистеме относятся по­литические организации (институты), среди кото­рых особое место занимает государство. Из негосу­дарственных организаций большую роль в политиче­ской жизни общества играют политические партии и общественно-политические движения. Все политиче­ские институты можно условно разделить на три группы. К собственно политическим относятся орга­низации, непосредственной целью существования которых является осуществление власти или воздей­ствие на нее (государство, политические партии и общественно-политические движения). Ко второй группе относятся организации, осуществляющие свою деятельность в экономической, социальной, духовной сферах жизни общества (профсоюзы, религиозные и коопе­ративные организации и т. п.). Они не ставят перед собой специальных политических задач, не уча­ствуют в борьбе за государственную власть. Но их цели не могут быть достигнуты вне политической системы. Поэтому по­добные организации участвуют в полити­ческой жизни общества, отстаивают свои корпоратив­ные интересы, добиваясь их учета и реализации в по­литике. К третьей группе относятся организации, ситуативно включающиеся в политическую жизнь общества. Они возника­ют и функционируют для реализации личных инте­ресов и склонностей какого-либо слоя людей (клубы по интересам, спортивные общества). Политический оттенок они приобретают как объекты воздействия со стороны государства и других собственно полити­ческих институтов. Сами же они не являются актив­ными субъектами политико-правовой жизни.

Что такое политико правовая сфера общества. Смотреть фото Что такое политико правовая сфера общества. Смотреть картинку Что такое политико правовая сфера общества. Картинка про Что такое политико правовая сфера общества. Фото Что такое политико правовая сфера общества

Коммуникативная подсистема политической системы общества представляет совокупность отношений и форм взаимодействия, складывающихся между этническими общностями, классами, социальными группами и слоями, инди­видами по поводу их участия в осуществлении государственной вла­сти, выработке и проведении политики. Политиче­ские отношения являются результатом многочислен­ных и разнообразных связей субъектов политики в процессе политического поведения, общения и деятельности. Вступать в отношения побуждают субъектов их соб­ственные политические интересы и потребности. Вы­деляют первичные и вторичные (производные) поли­тические отношения. К первым относятся различные формы взаимодействия между социальными группа­ми (классами, нациями, сословиями и др.), а также внутри них, ко вторым — отношения между государ­ствами, политическими партиями, другими политическими институ­тами, отражающими в своей деятельности интересы определенных социальных слоев или всего общества.

Политические отношения строятся на основе оп­ределенных правил (норм). Политические и правовые нормы и правила, определяющие и регулирующие полити­ческую жизнь общества, составляют нормативную подсистему политической системы общества. На­иболее важную роль играют в ней правовые нормы (нормы конституции, законы, другие нормативно-правовые акты). Деятельность политических партий и других общественных организаций регламентируется их уставными и про­граммными нормами. В ряде стран, наряду с документально зафиксированными политическими и правовыми нормами большое значение имеют обычаи и традиции, нравственные нормы. Поэтому, еще одну группу политических норм представляют этико-моральные нормы, в которых закреплены представления всего общества или его отдельных слоев о добре и зле, прав­де, справедливости, демократии, свободе. Передовые современные общества прибли­зились к осознанию необходимости возврата в поли­тику таких нравственных ориентиров, как честь, со­весть, благородство, достоинство.

Культурно-идеологическая подсистема полити­ческой системы представляет совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, принципов, чувств и убеждений участников политической жизни. Политическое сознание субъ­ектов политического процесса функционирует на двух уровнях — теоретическом и обыденном. Главным элементом теоретического уровня выступает политическая идеология. В обыденно-практическом сознании важное место занимает политическая психология. К формам проявления политической идеологии отно­сятся идеи, концепции, учения, политические программы, лозунги; а к политической психологии — чувства, эмоции, на­строения, предрассудки, традиции, верования. Особое состояние политического сознания, политической идеологии и политической психологии, специфика их проявления в действительной политической жизни субъектов образуют политическую культуру общества. Она охватывает духовную, организационно-управленческую и практически-деятельностную стороны политической жизни, а также содержание и стиль (правила) поведения и общения политических субъектов.

Функционирование политической системы общества тесно связано с правовыми основами деятельности государства. Так, основные направления реформы политической системы в нашей стране определены Конституцией, принятой на референдуме 12 декабря 1993 г. Она провозглашает Российскую Федерацию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления (ст. 1). Носите­лем суверенитета и единственным источником вла­сти в России является народ, осуществляющий свою волю непосредственно (через выборы и референдумы), а также через органы государственной власти и органы мест­ного самоуправления (ст. 2). В России свободными выборами, в которых участвуют все граждане с 18 лет (кроме признанных судом недееспособными и содержащихся в местах лишения свободы по приго­вору суда), избирается Президент, депутаты Государ­ственной Думы, члены высших законодательных ор­ганов и главы высших органов исполнительной вла­сти субъектов Федерации, органы местного само­управления, главы городских и районных адми­нистраций. В Конституции нашего государства за­креплены и гарантированы фундаментальные права и свободы человека. Основами конституционного строя объявляются политический и идеологический плюрализм, многообразие и равноправие различных форм собственности, разделение властей. Но реаль­ное формирование демократического режима в Рос­сии только началось.

Среди различных регуляторов общественных от­ношений (экономика, мораль, наука, искусство и др.) особое место занимает право. Наиболее распространенным является определение права как системы общеобязательных норм (правил), установленных и санкционированных госу­дарством, обеспеченных к исполнению добровольно или принудительной силой. Но наряду с подобным нормативным подходом, ко­торый характеризует право как явление духовной жизни и подчеркивает зависимость права от государст­венной воли, в науке существуют и дру­гие точки зрения. Право понимается также явлением общества, социальным институтом общества и имеет типовую структуру, которая характерна для других явлений общества. В этом смысле право включает в себя: правовое сознание субъектов, совокупность правовых учреждений и систему правовых отношений.

В отличие от других общественных явлений право характеризуется следующими признака­ми:

1) общеобязательность — нормы права регулиру­ют поведение всех членов общества или определен­ных категорий неперсонифицированных субъектов, требования права обязательны для исполнения все­ми, кому они адресованы, независимо от отношения к ним тех или иных лиц;

2) формальная определенность — нормы права ус­танавливаются государством в специальных актах, точно и в деталях отражают требования к поведению, общению и деятельности физических и юридических субъектов;

3) исполнение норм права осуществляется добровольно со стороны субъектов и принуди­тельно – со стороны государства (в необходимых случаях);

4) нормы права рассчитаны на неограниченное количество случаев и фактов.

Функции права в обществе многообразны. Во-пер­вых, право, являясь регулятором об­щественных отношений, закрепляет основы сущест­вующего строя. Во-вторых, обязывая совершать ак­тивные положительные действия, право способству­ет развитию общественных отношений. В-третьих, устанавливая права и обязанности конкретных лиц и организаций, право вносит определенный порядок в общество и деятельность государства, создает предпосылки для их целенаправленного и целесообразного функционирования. В-четвертых, в прак­тической деятельности государственных органов (и, прежде всего, судов) право выступает в качестве критерия правомерного и неправомерного поведения людей и социальных общностей, является основанием при­менения мер государственного принуждения к нару­шителям правопорядка. В-пятых, право играет важную воспитательную роль, развивая в людях чув­ства справедливости, законности, добра, гуманности.

Таким образом, право выступает своеобразной ме­рой свободы человека в обществе, устанавливая гра­ницы социальной активности субъектов по отношению друг к дру­гу. Каждый участник общественных отношений мо­жет достигать своих целей, используя различные ва­рианты. В этом проявляется его отно­сительная независимость, свобода выбора и реше­ния. Право же, отражая согласованные интересы все­го общества, ограничивает и упорядочивает этот выбор известными пределами, ставит преграды для нежелательного по­ведения, но вовсе не навязывает субъекту какой-либо определенный вариант действий. Право регулирует также отношения общества с природой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *