Что такое политико правовая сфера в обществознании
Политико-правовая сфера жизни общества
Политико-правовая сфера жизни общества основана на осознании социальными общностями своих политических интересов и потребностей, связанных с завоеванием власти, использованием властных функций, законотворческой деятельностью и исполнением законов.
Виды власти в обществе:
Структура политико-правовой сферы жизни общества:
· Политическая организация общества;
· Политическое и правовое сознание субъектов;
· Политические и правовые отношения;
Основные функции государства:
Классификация государств
1.По функциональной характеристике:
2.По форме правления:
3.По административно-территориальному построению:
4.По политическому режиму:
5.По политической стабильности:
Признаки права:
· Исполнение норм права осуществляется добровольно со стороны субъектов общества и принудительно со стороны государства;
· Нормы права рассчитаны на неограниченное количество случаев и фактов.
Право выполняет функцию:
· Закрепления основ существующего строя;
· Способствует развитию позитивных общественных отношений;
· Создание предпосылок для целенаправленного и целесообразного функционирования деятельности государства;
· Критерия правомерного и неправомерного поведения людей;
· Воспитания у людей правового сознания.
Основные критерии политико-правовой сферы жизни общества:
· Согласованность политики государства с интересами граждан страны и нормами права;
· Наличие и соблюдение политических и правовых свобод;
· Верховенство закона и др.
Социальная сфера жизни общества
Социальная сфера жизни общества – необходимая подсистема, характеризующая положение людей в обществе с позиции социального равенства или неравенства, справедливости или несправедливости.
Основные элементы социальной структуры общества:
· Люди города и деревни;
· Представители умственного и физического труда;
· Этнические и национальные общности.
Подходы к социальной сфере общества:
Основные критерии развития социальной сферы жизни общества:
· Статус личности в обществе;
· Положение различных демографических, профессиональных и других социальных общностей в обществе;
· Качество и уровень жизни;
· Уровень материального благосостояния.
Духовная сфера жизни общества
Духовная сфера жизни общества связана с воспроизводством индивидуального и общественного сознания, с удовлетворением духовных потребностей субъектов общества и развитием духовного мира человека.
Содержание духовной сферы жизни общества:
· Потребление духовных ценностей общества.
Основные критерии духовной сферы жизни общества:
· Развитость индивидуального сознания;
· Способность человека осознавать себя, свои отношения с природой и обществом;
· Гуманистическая направленность общественного мировоззрения;
· Состояние духовных ценностей;
· Состояние образования, воспитания, науки и искусства;
· Практическая реализация свободы совести граждан и др.
Основные функции духовной жизни общества:
· Воспроизводство индивидуального и общественного сознания;
· Создание, хранение, распределение и потребление духовных ценностей;
Сферы жизни общества (подсистемы общества).
Теория ЕГЭ по обществознанию на тему: «Сферы жизни общества (подсистемы общества).« из раздела кодификатора (1.8 Системное строение общества: элементы и подсистемы)
Содержание:
↑ Подсистемы общества
Для анализа сложноорганизованных систем, подобных обществу, выработано понятие «подсистема».
Подсистемами называют промежуточные комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.
Определённые группы общественных отношений образуют подсистемы. Основными подсистемами общества принято считать сферы общественной жизни.
Так же как и каждый человек вращается в различных сферах своей жизни (учеба, работа, семья), так и общественная жизнь представлена различными сферами деятельности людей. Выделяют четыре основные подсистемы или сферы жизни общества: экономическая, политическая, социальная и духовная.
Основные сферы общественной жизни | Производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и соответствующие отношения | Заводы, фирмы, банки, биржи и др. |
Социальная | Отношения между классами, сословиями, нациями, профессиональными и возрастными группами; деятельность государства по обеспечению социальных гарантий | Системы здравоохранения, социального обеспечения, коммунальные службы и др. |
Политическая | Отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями | Парламент, правительство, партии, общественные организации и др. |
Духовная | Отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления | Школы, вузы, театры, музеи, библиотеки, архивы и др. |
Основанием для разграничения сфер общественной жизни служат базовые потребности человека.
Деление на четыре сферы общественной жизни условно. Можно назвать и другие сферы: наука, художественно-творческая деятельность, расовые, этнические, национальные отношения. Однако именно эти четыре сферы традиционно выделяются как наиболее общие и значимые.
↑ Экономическая сфера общественной жизни
Основными элементами экономической сферы являются:
Данная сфера дает возможность получить средства для организации всех остальных сфер общественной жизни, так как производство материальных благ является одним из основополагающих факторов жизнедеятельности людей. В экономическую сферу жизни общества входят: сельское хозяйство, промышленность, производство, рыночная и банковская системы и т. п.
↑ Политическая сфера общественной жизни
↑ Социальная сфера общественной жизни
С одной стороны, социальная сфера представляет собой общество в целом, включая в себя территорию, национальности, демографические особенности, менталитет. С другой стороны, это совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние населения (например, образование, транспорт, здравоохранение, общественное питание, связь и т.п.).
↑ Духовная сфера общественной жизни
Итак, все сферы жизни общества взаимосвязаны друг с другом, общество не смогло бы нормально функционировать без какой-либо одной. Упадок в какой-либо одной сфере может привести к упадку всего общества.
И наконец, все сферы жизни общества взаимообуславливают друг друга. Так, например, развитие хозяйственной отрасли страны (экономическая сфера) невозможно без четкого управления (политическая сфера) или мирные взаимоотношения народов (социальная сфера) невозможны без определенных религиозных, культурных и нравственных убеждений (духовная сфера).
Политико-правовая сфера жизни общества.
Главными критериями политико-правовой жизни являются: согласованность политики государственного аппарата с интересами граждан страны и нормами права; наличие политических и правовых свобод и их осуществление; демократизм; верховенство закона в политической деятельности субъектов общества и др.
Структуру политико-правовой сферы общества составляют:
— общение, поведение и деятельность субъектов как система политико-правовых отношений общества;
— совокупность функционирующих политических и правовых институтов, прежде всего институтов государства;
— функционирование политико-правового сознания субъектов;
— осуществление режима власти.
Функции политической системы общества разнообразны:
— согласования интересов основных субъектов политико-правового процесса;
— обеспечения безопасности общества, личности и государства;
— контролирующе-принуждающая и др.
Основанием классификации политических систем выступает, как правило, политический режим, характер и способ взаимодействия власти, личности и общества. По этому критерию политические системы могут быть разделены на тоталитарные, авторитарные и демократические.
Можно выделить четыре основных элемента политической системы, называемых также подсистемами: 1) институциональную, 2) коммуникативную, 3) нормативную, 4) культурно-идеологическую.
К институциональной подсистеме относятся политические организации (институты), среди которых особое место занимает государство. Из негосударственных организаций большую роль в политической жизни общества играют политические партии и общественно-политические движения. Все политические институты можно условно разделить на три группы. К собственно политическим относятся организации, непосредственной целью существования которых является осуществление власти или воздействие на нее (государство, политические партии и общественно-политические движения). Ко второй группе относятся организации, осуществляющие свою деятельность в экономической, социальной, духовной сферах жизни общества (профсоюзы, религиозные и кооперативные организации и т. п.). Они не ставят перед собой специальных политических задач, не участвуют в борьбе за государственную власть. Но их цели не могут быть достигнуты вне политической системы. Поэтому подобные организации участвуют в политической жизни общества, отстаивают свои корпоративные интересы, добиваясь их учета и реализации в политике. К третьей группе относятся организации, ситуативно включающиеся в политическую жизнь общества. Они возникают и функционируют для реализации личных интересов и склонностей какого-либо слоя людей (клубы по интересам, спортивные общества). Политический оттенок они приобретают как объекты воздействия со стороны государства и других собственно политических институтов. Сами же они не являются активными субъектами политико-правовой жизни.
Коммуникативная подсистема политической системы общества представляет совокупность отношений и форм взаимодействия, складывающихся между этническими общностями, классами, социальными группами и слоями, индивидами по поводу их участия в осуществлении государственной власти, выработке и проведении политики. Политические отношения являются результатом многочисленных и разнообразных связей субъектов политики в процессе политического поведения, общения и деятельности. Вступать в отношения побуждают субъектов их собственные политические интересы и потребности. Выделяют первичные и вторичные (производные) политические отношения. К первым относятся различные формы взаимодействия между социальными группами (классами, нациями, сословиями и др.), а также внутри них, ко вторым — отношения между государствами, политическими партиями, другими политическими институтами, отражающими в своей деятельности интересы определенных социальных слоев или всего общества.
Политические отношения строятся на основе определенных правил (норм). Политические и правовые нормы и правила, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества, составляют нормативную подсистему политической системы общества. Наиболее важную роль играют в ней правовые нормы (нормы конституции, законы, другие нормативно-правовые акты). Деятельность политических партий и других общественных организаций регламентируется их уставными и программными нормами. В ряде стран, наряду с документально зафиксированными политическими и правовыми нормами большое значение имеют обычаи и традиции, нравственные нормы. Поэтому, еще одну группу политических норм представляют этико-моральные нормы, в которых закреплены представления всего общества или его отдельных слоев о добре и зле, правде, справедливости, демократии, свободе. Передовые современные общества приблизились к осознанию необходимости возврата в политику таких нравственных ориентиров, как честь, совесть, благородство, достоинство.
Культурно-идеологическая подсистема политической системы представляет совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, принципов, чувств и убеждений участников политической жизни. Политическое сознание субъектов политического процесса функционирует на двух уровнях — теоретическом и обыденном. Главным элементом теоретического уровня выступает политическая идеология. В обыденно-практическом сознании важное место занимает политическая психология. К формам проявления политической идеологии относятся идеи, концепции, учения, политические программы, лозунги; а к политической психологии — чувства, эмоции, настроения, предрассудки, традиции, верования. Особое состояние политического сознания, политической идеологии и политической психологии, специфика их проявления в действительной политической жизни субъектов образуют политическую культуру общества. Она охватывает духовную, организационно-управленческую и практически-деятельностную стороны политической жизни, а также содержание и стиль (правила) поведения и общения политических субъектов.
Функционирование политической системы общества тесно связано с правовыми основами деятельности государства. Так, основные направления реформы политической системы в нашей стране определены Конституцией, принятой на референдуме 12 декабря 1993 г. Она провозглашает Российскую Федерацию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления (ст. 1). Носителем суверенитета и единственным источником власти в России является народ, осуществляющий свою волю непосредственно (через выборы и референдумы), а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 2). В России свободными выборами, в которых участвуют все граждане с 18 лет (кроме признанных судом недееспособными и содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда), избирается Президент, депутаты Государственной Думы, члены высших законодательных органов и главы высших органов исполнительной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, главы городских и районных администраций. В Конституции нашего государства закреплены и гарантированы фундаментальные права и свободы человека. Основами конституционного строя объявляются политический и идеологический плюрализм, многообразие и равноправие различных форм собственности, разделение властей. Но реальное формирование демократического режима в России только началось.
Среди различных регуляторов общественных отношений (экономика, мораль, наука, искусство и др.) особое место занимает право. Наиболее распространенным является определение права как системы общеобязательных норм (правил), установленных и санкционированных государством, обеспеченных к исполнению добровольно или принудительной силой. Но наряду с подобным нормативным подходом, который характеризует право как явление духовной жизни и подчеркивает зависимость права от государственной воли, в науке существуют и другие точки зрения. Право понимается также явлением общества, социальным институтом общества и имеет типовую структуру, которая характерна для других явлений общества. В этом смысле право включает в себя: правовое сознание субъектов, совокупность правовых учреждений и систему правовых отношений.
В отличие от других общественных явлений право характеризуется следующими признаками:
1) общеобязательность — нормы права регулируют поведение всех членов общества или определенных категорий неперсонифицированных субъектов, требования права обязательны для исполнения всеми, кому они адресованы, независимо от отношения к ним тех или иных лиц;
2) формальная определенность — нормы права устанавливаются государством в специальных актах, точно и в деталях отражают требования к поведению, общению и деятельности физических и юридических субъектов;
3) исполнение норм права осуществляется добровольно со стороны субъектов и принудительно – со стороны государства (в необходимых случаях);
4) нормы права рассчитаны на неограниченное количество случаев и фактов.
Функции права в обществе многообразны. Во-первых, право, являясь регулятором общественных отношений, закрепляет основы существующего строя. Во-вторых, обязывая совершать активные положительные действия, право способствует развитию общественных отношений. В-третьих, устанавливая права и обязанности конкретных лиц и организаций, право вносит определенный порядок в общество и деятельность государства, создает предпосылки для их целенаправленного и целесообразного функционирования. В-четвертых, в практической деятельности государственных органов (и, прежде всего, судов) право выступает в качестве критерия правомерного и неправомерного поведения людей и социальных общностей, является основанием применения мер государственного принуждения к нарушителям правопорядка. В-пятых, право играет важную воспитательную роль, развивая в людях чувства справедливости, законности, добра, гуманности.
Таким образом, право выступает своеобразной мерой свободы человека в обществе, устанавливая границы социальной активности субъектов по отношению друг к другу. Каждый участник общественных отношений может достигать своих целей, используя различные варианты. В этом проявляется его относительная независимость, свобода выбора и решения. Право же, отражая согласованные интересы всего общества, ограничивает и упорядочивает этот выбор известными пределами, ставит преграды для нежелательного поведения, но вовсе не навязывает субъекту какой-либо определенный вариант действий. Право регулирует также отношения общества с природой.
Политико-правовая сфера
Современные представления о взаимоотношениях личности и политики. Рассмотрение причин происхождения и природы государства. Основные отличия правового государства от неправового. Определение политической структуры общества и политического режима.
Рубрика | Государство и право |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 12.08.2015 |
Размер файла | 94,0 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
1. Человек и политика
2. Происхождение и природа государства
3. Правовое и социальное государство
4. Роль гражданского общества
5. Политическая структура общества
1. Человек и политика
Иная модель «интереса» была разработана первоначально в произведениях А. Смита и Г. Спенсера, в которых взаимоотношения личности и власти рассматриваются опосредованно, сквозь призму личного интереса как источника социальной активности. В этой модели социальный и политический порядок возможен в результате сочетания интересов различных групп социума. Поэтому, важна не сила подавления, а рациональное осознание людьми личных выгод от объединения общих усилий. Существует два типа этой модели:
в основе «концепции конкурирующих интересов» лежит порядок как непреднамеренное следствие взаимодействия между индивидами.
Самое главное в модели «интереса» рассмотрение личности как субъекта политической деятельности.
Отношение к власти
Условное обозначение типа личности
Власть как стремление к независимости и самостоятельности
Потребность в свободе
Власть как источник материального благополучия или других личных выгод
Власть как преобладание, господство над другими, источник престижа, высокого статуса, славы
Потребность в самоутверждении
Потребность в самовыражении
Власть как служение людям, обществу
Потребность быть личностью
2. Происхождение и природа государства
Гражданское общество и государство не всегда были правовыми, хотя последнее всегда принимало законы, системы правовых норм для регулирования отношений своих граждан. Римская империя ни в коей мере не была правовым государством, хотя в ней действовала знаменитая система «римского права», которую называли тогда «писаным разумом» и которая оказала огромное влияние на последующее развитие западной культуры в целом.
Понадобились немалые усилия философов, политических мыслителей, юристов по упорядочению, гуманизации отношений государства и общества. Почему возникло государство. Как известно, первобытное общество людей обходилось без государства. Власти старейшины рода, сельской общины, племенного вождя было вполне достаточно, чтобы общество худо-бедно жило без государства.
Следует сказать, что эта теория исходит в основном из опыта Древней Греции и ее можно объяснить возникновение греческих городов-государств. Однако в ряде случаев эта логическая связь не прослеживается: сначала возникает государство, в силу определенных неклассовых причин, а потом уже возникают классы с их противоположными интересами. Весьма распространен вариант «параллельного» формирования классов и государства.
В последние столетия существования Римской империи многие варвары, особенно из числа германцев, находились на военной государственной службе у Рима, перенимая римские нравы, украшая себя различными римскими титулами. Как подчеркивает французский историк Жак Ле Гофф, эти варвары «выступали не в роли врагов, а в роли поклонников римского политического устройства. Их скорее можно было принять за узурпаторов римской власти». Другими словами, варвары, помимо богатых трофеев, заимствовали у римлян многие принципы организации государства. Не случайно позднее германские монархи именовали свое политическое устройство «Священной Римской империей германской нации».
Как видно, причин возникновения государства было немало и у разных народов они были разными.
В этом определении, данном латиноамериканским политологом Л.С. Санистебаном, «схвачен» принципиально важный момент: государство предполагает определенный тип социального поведения людей, юридически регулируемого теми, кто владеет властью, поддерживает нормативный порядок в обществе и имеет возможность при необходимости использовать для этого принуждение.
3. Правовое и социальное государство
Среди самых значительных политических идей, призванных преодолеть отчуждение большинства населения от власти и управления, перевести права и свободы личности из области деклараций в область жизненных реалий, первое место принадлежит идеям правового и социального государства и гражданского общества. Движение к правовому и социальному государству, к гражданскому обществу подобно движению познания к абсолютной истине, к которой люди, понимая, что вряд ли наступит время, когда они скажут «мы знаем все», тем не менее стремятся. Развитие западной цивилизации, приведшее к установлению либерально-демократического политического и социального порядка, во многом определяется стремлением к созданию правового и социального государства и гражданского общества.
Предварим дальнейшее изложение несколькими замечаниями о праве вообще и его роли в жизни общества и государства.
Право как регулятор поведения людей. «Право», согласно строго юридической характеристике, есть критерий «юридической правомерности», своего рода социальный знак того, что человек вправе или не вправе делать, как он вправе или не вправе поступать. Жизнь общества и государства была бы попросту невозможна, если бы люди не могли отличать дозволенное от недозволенного. Право при самом широком его понимании состоит в том, что оно дает признаваемую в данном обществе и государстве, их практической жизни обоснованность, оправданность определенного поведения людей свободы (возможности) такого поведения. Причем обоснованность, оправданность, которые так или иначе даны, должны быть признаны в обществе и государстве.
Что и кто устанавливает определенные нормы, правила поведения людей, руководствуясь которыми они, люди, знают: это делать можно, а этого делать нельзя, не положено? Не положено чем и кем? Еще в древнегреческих мифах о деяниях и взаимоотношениях верховного бога Зевса, его жены Фемиды, богини права и законного порядка, их дочерей была вполне отчетливо сформулирована идея о том, что есть право по природе, т.е. естественное право, и право по человеческому установлению, т.е. «позитивное», или «положительное», право.
Если естественное право является достоянием человечества с момента его рождения, то позитивное право складывается и развивается в условиях цивилизации, одним из главных признаков которой является государственно-политическое существование людей как народов и наций. Естественного право обеспечивается самой природой человека. Позитивное право, гарантированность действия его норм и установлений обеспечивается государственной властью, ее организующей по характеру и большей частью принудительной по методам силой.
Основные отличия правового государства от неправового
Государственная власть не ограничивается никакими законами
Государственная власть осуществляется на основе верховенства права