Что такое политинформация в школе
Уроки политинформации в школе СССР
Современная молодежь чаще всего не понимает значение слова «политинформация», ведь в основном уроки подобного направления проводили в Советском Союзе.
Но те, кто учился в советской школе, прекрасно помнят как перед всем классом рассказывали о политических событиях. Таким занятиям уделялось достаточно много времени. Ученики часто не придавали им значения, и считали урок политинформации бессмысленным.
Распространение идеологии
Еще в Российской империи гимназисты изучали Закон Божий. Это обязательный предмет, который посвящался правильному восприятию всего происходящего в обществе. Детей учили тому, что власть делает все для улучшения жизни народа.
Но после восстаний крестьян и рабочих, считалась правильной идеология Владимира Ленина и Карла Маркса. Остальные взгляды и мнения являются незаконными. За агитацию против правительства человека могли отправить в тюрьму и даже расстрелять.
Главной задачей большевиков было донести общественности то, что лишь они могут стабилизировать ситуацию в государстве. Отвечали за распространение информации образованные люди, которые могли понятным языком объяснить политику большевистской партии.
Простые крестьяне учились грамоте и параллельно им рассказывали все преимущества коммунизма. Так начали проводить первые занятия политинформации в образовательных учреждениях и воинских частях.
Подготовка и проведения урока
Сейчас человек узнает о том, что происходит в стране очень просто. Он покупает газету или включает телевизор. Молодое поколение просматривает новости в интернет-изданиях. Но в Советском Союзе такой возможности не было. Обычный радиоприемник могли себе позволить только состоятельные семьи или представители власти.
Поэтому партийные деятели, представители власти, преподаватели и образованные люди выступали в роли политинформаторов.
Чтобы провести урок в школе, нужно было изучить газеты и журналы центральных издательств. Иногда приглашали лекторов, которые являлись членами организации «Знание». Услуги таких специалистов были платные.
Такие занятия проводили перед основными уроками или после них. Пропускать дополнительный предмет запрещалось. За нарушение данного правила ученику могли поставить плохую оценку за поведение. Иногда ребенка могли даже исключить из учебного заведения.
Период «Перестройки»
Интересно, что после объявления максимальной свободы и плюрализма, занятия политинформации не отменили. В газетах начали публиковать статьи, которые стали настоящей сенсацией. Ученики свободно выражали свое мнение на занятиях. Иногда происходили дискуссии между школьниками относительно какого-то события.
Политинформаторы прекратили свою деятельность, ведь люди хотели сами разобраться в политической ситуации. Они с самого утра занимали очередь возле местных киосков для того, что приобрести свежий выпуск газеты.
Это продлилось не так уж долго. В современном мире каждый имеет право выбрать то средство массовой информации, которое ему нравится.
Роль политической информации в формировании политической культуры школьников
Политическая культура учащихся формируется под влиянием семьи, школы, средств массовой информации, социума.
В школе на уроках истории, обществознания, права, экономики происходит знакомство с основными сферами жизни общества, их взаимодействием, взаимовлиянием. Опытный педагог в ходе практических занятий интерпретирует факты, события, подходы с политической точки зрения. Но не всегда для такой серьезной работы хватает учебного времени. Поэтому в нашей школе решили использовать немного забытую форму политического образования школьников как политинформации. Эта форма работы была апробирована в школе в течение трех лет. Еженедельно (по вторникам) во всех классах с 4 по 11 проводятся политические информации.
Сформировался коллектив политинформаторов, многие из которых готовят занятия самостоятельно и заинтересованы в качестве своей работы, в её результативности.
Выделилась группа учащихся 6-7-х классов, которые работают с ребятами 4-х классов.
Еженедельно для политинформаторов проводятся консультации по актуальным теоретическим вопросам, рассматриваются варианты практических занятий.
Большую роль в организации политинформаций играют классные руководители.
Цель данной работы рассказать:
Объект исследования: организация политинформаций в школе как путь формирования политической культуры у школьников.
Предмет исследования: формы и методы активизации учащихся на политических занятиях.
Опыт проведения политинформаций показал, что только теоретических занятий недостаточно, чтобы мотивировать интерес ребят к политическим проблемам. Наряду с теорией мы проводим практические занятия.
Примеры нескольких практических занятий мы приведем в данной работе. (см. Приложение 1).
Подданническая политическая культура личности заставляет эту личность верно служить политическим институтам, подчиняться государству, верить в лучшее будущее. [6,194]
Мы остановимся на характеристике политической культуры участия. Ей присуща высокая политическая активность личности, стремление ее воздействовать на политические процессы в стране, обладание достаточно большими знаниями о политической сфере общественной жизни. Многие политологи относят эти характеристики к понятию демократическая политическая культура.
В ходе овладения знаниями у человека формируются ценностные ориентации. Это его представления об идеалах и ценностях «разумного или желаемого общественного устройства». [14,295]
Практическое занятие к этой теме было проведено по материалам голосования россиян во Всероссийском проекте «Имя Россия». Учащиеся 7 А класса высказали мнение, ответив письменно на вопрос: почему после героев проекта Александра Невского и Петра Столыпина третье место по числу голосов завоевал Иосиф Сталин.
Ребята не только письменно, но и устно ответили, что в условиях российской действительности Сталина воспринимают как деятеля, который:
На практических занятиях в 10-х и 11-х классах была предложена анкета. Ответы 42 старшеклассников помогли познакомиться с их позицией по вопросам:
Политическое самообразование старшеклассников осенью 2007 года и весной 2008 года шло под лозунгом «Выбираем Государственную Думу и Президента России». Обсуждение кандидатов в президенты и программ партий и движений шло на уроках обществознания и на политинформациях.
Например, среди десятиклассников был проведен письменный опрос (участвовало 26 человек), требующий сформулировать не менее пяти аргументов, объясняющих предполагаемый выбор тех или иных кандидатов во время голосования за Президента РФ. Высоко ценились аргументы, высказанные не только в пользу своего кандидата, но и в пользу его соперников. Многие выбрали Д.А. Медведева, Г.А. Зюганова, В.Ф. Жириновского. Материалы этого опроса приведены в приложении 3.
Общественно-политическая практика учеников 10 «А» и 10 «Б» классов стало более ощутимой, когда весной и осенью 2008года они были привлечены к проведению собраний и конференций общественного движения «Наш Новоуральск». Ребята занимались регистрацией участников форумов, собирали записки в зале и передавали в президиум. В ходе такой работы они получили представление о лидерах городских отделений партий КПРФ, «Справедливая Россия», «Единая Россия», о мэре города, о председателе городской территориальной избирательной комиссии, о кандидате на пост главы Новоуральского городского округа.
В ходе подготовки команды школы к участию в городском форуме «Россия и мир: содружество или конфронтация?» в рамках межшкольного практикума «Международный день прав человека», посвященного 60-летию «Декларации прав человека» и 15-летию Конституции РФ, одиннадцатиклассники разделились на три команды (участвовало в общей сложности 39 человек), защищали избранные позиции согласно условиям форума на уроках и политических занятиях.
Завершающим итогом школьного форума стала стенная газета, где были опубликованы мнения ребят (см. приложение 4). Команда из трех одиннадцатиклассников со своими платформами приняла участие в городском форуме.
Впереди еще половина учебного года. Думаем одиннадцатиклассники ощутили вкус к серьезной политической подготовке, которая может стать хорошей общественно-политической практикой как в школе, так и вне ее стен.
Учащиеся 11-х классов нашей школы два года обращаются к политическим событиям. Они не только готовятся к политинформациям, но участвуют в диспутах, форумах, в работе общественного движения «Наш Новоуральск».
Что же мы получили в результате наблюдений, опросов, изучения мнений?
Старшеклассники смогли оценить роль общественно-политической практики для формирования собственной политической культуры.
Итоги опроса одиннадцатиклассников (30 человек), проведенного в декабре 2008 года, позволили познакомиться с результативностью политинформаций, с оценкой ребятами своего уровня политической культуры.
Они отметили, что возрос их интерес к формам и методам работы российского правительства, к работе администрации города; они не равнодушны к авторитету России на международной арене.
Их участие в общественно-политической жизни школы стало более насыщенным. Активность, по сравнению с 10-м классом возросла на 20,8%.
На вопрос, считаете ли Вы, что ваш уровень политической культуры возрос, выпускники ответили так:
Итак, самооценка выпускников позволяет сделать вывод, что организация политинформаций необходима, она способствует формированию политической культуры школьников.