Что такое полная военно специальная подготовка
Глава 28. Специальная подготовка
Глава 28. Специальная подготовка
293. Всесторонняя и тщательная специальная подготовка является обязательной для всего личного состава специальных групп, функциональная деятельность которых связана с выполнением прыжков с парашютом.
Личный состав спецгрупп должен в полном объеме пройти программу специальной подготовки и ежегодно восстанавливать и совершенствовать ее.
Учет выполнения занятий и тренажей по специальной подготовке ведет начальник ПС и ПДС воинской части в специальном журнале.
295. Начальники ПС и ПДС всех категорий совершенствуют знания и практические навыки по специальной подготовке самостоятельно и на десятидневных сборах в масштабе вида Вооруженных Сил, объединения и соединения (воинской части центрального подчинения).
Обучение вновь назначенных и переучивающихся на новую авиационную технику начальников ПС и ПДС воинских частей производится в учебных центрах.
Наиболее подготовленные в специальном отношении начальники ПС и ПДС воинских частей могут привлекаться в качестве преподавателей и инструкторов на период проведения сбора со спецгруппами.
296. Начальная подготовка укладчиков парашютов производится на тридцатидневных сборах (курсах), проводимых в объединении (воинской части центрального подчинения). Сборы (курсы) заканчиваются сдачей зачетов. Зачеты принимает комиссия, возглавляемая начальником ПС и ПДС объединения (воинской части центрального подчинения). По прибытии в свою воинскую часть укладчики парашютов проходят недельную стажировку по выполнению должностных обязанностей и приказом командира воинской части допускаются к самостоятельной работе под контролем старших укладчиков парашютов и начальника ПС и ПДС воинской части.
297. С начальниками складов ПДИ, старшими укладчиками парашютов, укладчиками парашютов (со стажем практической работы более 6 месяцев) проводятся занятия и тренировки по совершенствованию их специальной подготовки. Повышение спортивного мастерства, стажировка в качестве заместителя руководителя прыжков, старшего СПДГ и выпускающего проводятся на сборах, проводимых в объединении, соединении (воинской части центрального подчинения).
298. Специальная подготовка штатной и нештатной СПДГ должна быть организована таким образом, чтобы каждый авиационный спасатель имел необходимые навыки в выполнении обязанностей заместителя руководителя прыжков и выпускающего, а также умел обеспечить безопасность выполнения прыжков с парашютом или десантирования на спусковом устройстве днем и ночью. Авиационный спасатель должен обладать навыками автономного поиска потерпевших бедствие днем и ночью, тушения пожаров, вскрытия кабин и люков, оказания первой медицинской помощи и эвакуации пострадавших на борт вертолета на режиме его висения.
Авиационные спасатели, несущие дежурство на трассах выведения и посадки космических объектов, обязаны знать порядок вскрытия спускаемого аппарата, извлечения из него космонавтов и биологических объектов, а также меры безопасности при работе с космическими объектами. Для их подготовки привлекаются специалисты ФПСУ.
Ежегодно в целях совершенствования подготовки при объединениях (соединениях) проводятся два сбора с авиационными спасателями продолжительностью не менее 15 дней.
Подготовка авиационных спасателей видов Вооруженных Сил проводится два раза в год специалистами ФПСУ на базах специальных центров (выживания летного состава).
Продолжительность сбора по специальной парашютной подготовке космонавтов и специалистов РГНИИ ЦПК определяется исходя из поставленных перед центром задач по подготовке космонавтов.
Начальник ФПСУ контролирует порядок подготовки космонавтов и оказывает руководству РГНИИ ЦПК практическую и методическую помощь в СППК и подготовке специалистов РГНИИ ЦПК, а также в подготовке космонавтов к выживанию в условиях автономного существования после посадки спускаемого аппарата.
300. Подготовка личного состава РДО ВТА проводится в дни плановых полетов воинских частей ВТА, а также на сборах по подготовке специалистов ПС и ПДС.
301. Спортивные парашютные команды формируются приказами командиров воинских частей, соединений и объединений из числа наиболее подготовленных парашютистов, имеющих спортивную квалификацию не ниже 1 разряда. Они предназначены для развития и популяризации парашютного спорта, а также для подготовки резерва кадров для службы в ПДС. Количественный состав их не должен превышать полуторного состава команды, определенной для участия в соревнованиях на первенство объединения и вида Вооруженных Сил.
302. В зависимости от развития организационной структуры воинских частей и подразделений, поставленных задач и состояния финансирования могут создаваться и другие спецгруппы. Программа подготовки таких спецгрупп утверждается командующим объединением.
303. Все члены спецгрупп по вопросам специальной подготовки обязаны выполнять требования начальника ПС и ПДС воинской части, который несет ответственность за соблюдение требований личной безопасности каждым членом спецгрупп при выполнении задач ПС и ПДС.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
К вопросу о многоуровневой подготовке военных специалистов
Военная мысль № 7/2007, стр. 60-66
К вопросу о многоуровневой подготовке военных специалистов
кандидат военных наук
кандидат военных наук
СЛОЖНЫЙ и динамичный характер современной служебно-боевой деятельности, использование в ней новейших информационных технологий, образцов вооружения и военной техники, зависимость хода и исхода (результатов) военных действий от содержания и качества заблаговременно проведенной подготовки личного состава обусловливают объективную потребность в дальнейшем совершенствовании профессиональной подготовки военных специалистов. В современных условиях решение этой важной и сложной государственной задачи традиционными способами в рамках существующей системы военного образования, на наш взгляд, не представляется возможным в силу сложившихся в этой системе противоречий и проблем. Это обусловлено тем, что ее внутренние резервы в настоящий период оказались исчерпанными. Так, максимальные возможности такой системы по объему подготовки офицеров обеспечивают восполнение кадровых ресурсов военной организации страны не более чем на 45-50 % от их реальной потребности.
Такой прогрессирующий рост неукомплектованности всех видов воинских формирований высококвалифицированными офицерскими кадрами становится одной из главных проблем современного этапа реформирования армии.
Представленный алгоритм многоуровневой военной подготовки в рамках вертикального интегрального ввуза органически вписывается и в новые элементы макроструктуры отечественного образования, формирующиеся в процессе его реформирования и модернизации. Вариант структурной модели вертикального интегрального ввуза, реализующего алгоритм непрерывного образования представлен на рисунке.
Анализ структуры разработанной модели показывает, что вертикальный интегральный ввуз является шестиуровневым, многоцелевым и реализующим три профессиональные образовательные программы: начального военного специального образования; среднего военного специального образования; высшего военного специального образования. Организацию учебного процесса в указанном военном вузе в зависимости от вида обучения предлагается осуществлять с использованием следующих основных образовательных траекторий.
При непрерывном обучении с завершением освоения профессиональной образовательной программы данного уровня (начиная с общего среднего образования) обучающийся в установленном порядке переходит на один из последующих уровней. Эта образовательная траектория характеризуется движением наверх.
При дискретном обучении освоение профессиональной образовательной программы данного уровня образования завершается выходом части обучающихся из образовательного поля вертикального интегрального ввуза в сферу военно-профессиональной деятельности в войсках. Эта образовательная траектория означает движение по горизонтали.
При непрерывно-дискретном обучении с завершением освоения профессиональной образовательной программы данного уровня обучающийся переходит на один из последующих уровней с дальнейшим выходом из образовательного поля предложенного ввуза. Эта образовательная траектория осуществляется по восходящей прямой с возрастанием вертикальных и горизонтальных показателей соответственно в образовательном поле ввуза и в сфере военно-профессиональной деятельности в войсках.
С точки зрения содержательной части целесообразно обратить внимание на то, что рассматриваемые образовательные подсистемы имеют разные целевые функции и соответственно различную сущность наполнения и адекватные образовательные технологии их реализации. Необходимо подчеркнуть, что образование по направлениям ориентировано как на решение практических задач, так и на подготовку военных инженеров. Поэтому вопрос о соотношении направлений и специальностей высшего военного специального образования носит принципиальный и приоритетный характер и должен решаться в Главном управлении кадров Министерства обороны.
Другой важной и актуальной проблемой высшего военного специального образования, в настоящее время является подготовка офицеров запаса для их последующей службы по контракту в составе всех видов, родов войск (сил) ВС РФ и накопление подготовленного мобилизационного резерва.
Данная проблема обусловлена тем, что на современном этапе потребности в кадровых ресурсах, в первую очередь по должностям младшего офицерского состава, не обеспечиваются существующей в стране системой подготовки офицерских кадров. Особенно в этом плане страдает подготовка офицеров запаса. Можно сослаться на положительный опыт вневойсковой подготовки военных специалистов в ряде развитых государств. Например, в армии США более 40 % от общей численности офицерского состава являются выпускники гражданских вузов, а количество вузов, осуществляющих подготовку военных специалистов, за последние 20 лет увеличилось более чем в три раза и насчитывает в настоящее время 1025 университетов и колледжей.
Однако при нынешнем состоянии дел в России обучение граждан по программам подготовки офицеров запаса в системе высшего профессионального образования подавляющее большинство военных кафедр не отвечает современным требованиям и не обеспечивает необходимую эффективность учебного процесса. В результате проведенных Минобразованием России исследований установлено следующее:
Во-первых, в большинстве случаев военные кафедры и факультеты военного обучения неудовлетворительно обеспечиваются уставными, учебно-методическими и информационно-справочными документами по линии заказывающих структур Министерства обороны РФ. При этом за последние пять лет более 100 государственных вузов, ведущих обучение граждан по программам подготовки офицеров запаса, таких документов вообще не получали.
Во-вторых, на военных кафедрах почти 50 % государственных вузов отсутствуют современная электронно-вычислительная техника и средства телекоммуникации.
В-третьих, более 80 % государственных вузов, осуществляющих военную подготовку граждан, имеют морально устаревшую и физически изношенную учебно-материальную базу. Им не поставляются учебное вооружение и военная техника, комплектующие изделия, запасные части, инструменты и принадлежности, расходные материалы и энергоресурсы от главных командований видов Вооруженных Сил Российской Федерации, в чьих интересах и по заказу которых производится обучение граждан по программам подготовки офицеров запаса.
В-четвертых, низок уровень научно-педагогического потенциала военных кафедр и слаба организация на них научно-исследовательской работы.
В-пятых, недостаточная военно-профессиональная направленность обучения, обусловливает отсутствие практических командно-методических навыков и навыков воспитательной работы у граждан, обучающихся по программам подготовки офицеров запаса.
И как итог, недопустимо низок процент выпускников вузов России, прошедших обучение по программам подготовки офицеров запаса (2-3,5 % от общего количества выпускников военных кафедр, призванных по контракту в ряды ВС РФ), которые в дальнейшем остаются служить в ВС РФ.
По результатам наших исследований, подавляющее большинство вышеуказанных недостатков будет исключено, если обучение граждан по программам подготовки офицеров запаса в объеме дополнительной образовательной программы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 1999 года, в котором установлена правовая норма обучения граждан по программам подготовки офицеров запаса, включенным в государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования) будет осуществляться непосредственно в вертикальном интегральном ввузе с использованием потенциала его профессорско-преподавательского состава и возможностей учебно-материальной базы. Тем более, что исторический опыт реформирования, совершенствования и оптимизации военного образования поможет обеспечить реализацию данного предложения в короткие сроки, с высокой эффективностью и минимальными экономическими затратами.
Инновационный подход к улучшению подготовки офицеров запаса и накопления подготовленного мобилизационного резерва состоит в том, что в подсистеме профессиональной образовательной программы высшего военного специального образования целесообразно иметь факультет подготовки офицеров запаса (студенты IV-V курсов вуза) со сроком обучения один-два года. Такое обучение в военном вузе, в реальном военном коллективе, несомненно, может стать дополнительной мотивацией для части указанных выпускников качественно пополнить офицерские кадры для прохождения военной службы по контракту в армии и на флоте.
При этом в целях качественного выполнения всех профессиональных образовательных программ, реализуемых в вертикальном интегральном ввузе, для проведения войсковых практик и стажировок за данным учебным заведением должны быть закреплены приказом соответствующего начальника лучшие воинские части и учреждения в качестве базовых, подотчетные по данному вопросу командованию военного вуза.
Инновационным в вертикальном интегральном ввузе, реализующем концепцию непрерывного образования, является значительное расширение функционирования подсистемы послевузовского и дополнительного профессионального образования. Известно, что послевузовское профессиональное образование в Министерстве обороны представляет собой образование, получаемое военнослужащими и гражданским персоналом на базе высшего профессионального образования с целью подготовки их к самостоятельной педагогической и научно-исследовательской деятельности. Это дает офицерам возможность повышения уровня образования, научной и педагогической квалификации в военной докторантуре, адъюнктуре (очной, заочной) путем соискательства ученых степеней с прикреплением соискателей к ввузу без зачисления в военную докторантуру и адъюнктуру, а также путем перевода преподавателей на должности старших научных сотрудников для подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора наук.
Для подготовки научно-педагогических и научных кадров военный вуз должен иметь лицензию на право ведения образовательной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования и располагать квалифицированными научными и научно-педагогическими кадрами, научно-исследовательской и экспериментальной базой и принимать активное участие в разработке и реализации научных программ и проектов в интересах ВС РФ. Подготовка научно-педагогических и научных кадров организуется в соответствии с номенклатурой специальностей научных работников, перспективными и годовыми планами. Указанные планы разрабатываются исходя из потребностей военного вуза в научно-педагогических и научных кадрах для комплектования должностей, подлежащих замещению лицами с учеными степенями, а также возможностей военного вуза по их подготовке.
На наш взгляд, наибольший интерес в настоящее время приобретает подсистема дополнительного профессионального образования вертикального интегрального ввуза, которая должна обеспечивать качественное улучшение образования военнослужащих на базе ранее полученной специальности (без изменения ее уровня).
При этом основными задачами, решаемыми дополнительным профессиональным образованием офицерского состава, следует считать:
переподготовку офицерского состава на новые виды (образцы) вооружения и военной техники;
подготовку офицерского состава к новым видам профессиональной деятельности;
обновление, совершенствование и развитие в соответствии с постоянно повышающимися требованиями к качеству подготовки военных кадров теоретических знаний, практических умений и навыков офицеров по занимаемым должностям, а также повышение их профессиональной квалификации до уровня, обеспечивающего успешное выполнение функциональных обязанностей на вышестоящей должности.
Становление и развитие рыночных отношений в системе образования России, несомненно, повлияли и на сферу военного образования. В условиях недостаточного бюджетного финансирования военному образовательному учреждению любой ступени для развития и поддержания учебно-материальной базы на современном уровне необходим перечень услуг, оказываемых на платной основе, которые могут быть востребованы платежеспособной частью населения, а следовательно, соответствовать критериям выбора таких услуг.
Военная Мысль. 2003: № 5. С. 53-59.
Высшее образование в России. 2003. № 6. С. 112-118.
Исследование проблем организации и обеспечения военно-образовательной деятельности вузов, осуществляющих обучение граждан по программе подготовки офицеров запаса. Отчет по научному проекту. Минобразование России. М., 2001.
Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте
Правила поступления
Общие положения
Лицензия на право ведения образовательной деятельности: сер. 90Л01 №0008848 от 16 декабря 2015 года.
Государственная аккредитация: свидетельство сер. 90А01 №0001939 от 12 апреля 2016 года.
Адреса и контактные телефоны приемных комиссий академии:
199034, Военная академия материально-технического обеспечения
г. Санкт-Петербург, наб. Макарова 8,
Тел.: (812) 328-93-33, 328-93-38, 328-88-72, электронный адрес vatt@mil.ru
191123 Военный институт (инженерно-технический)
г. Санкт-Петербург, ул. Захарьевская, д. 22
Тел.: (812) 579-55-71, (812) 273-10-54
Требования, предъявляемые к кандидатам
В качестве кандидатов на поступление в институт на обучение курсантами по программам с полной военно-специальной подготовкой рассматриваются граждане, имеющие среднее общее образование, из числа:
В качестве кандидатов на поступление в высшие военно-учебные заведения на обучение курсантами по программам со средней военно-специальной подготовкой рассматриваются граждане, имеющие среднее общее образование, до достижения ими возраста 30 лет.
В институте реализуются следующие образовательные программы:
Наименование военных специальностей подготовки офицеров в военно-учебных заведениях
Вступительные испытания (ЕГЭ)
Коды и наименования укрупненных групп направлений подготовки (специальностей), направления подготовки (специальности)
Военная академия материально-технического обеспечения (г. Санкт-Петербург)
Военный институт (инженерно-технический)
Полная военно-специальная подготовка
Монтаж, эксплуатация и ремонт систем энергообеспечения объектов специального назначения и инфраструктуры флота
Математика, русский язык, физика
13.00.00
ЭНЕРГЕТИКА, ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ И ЭЛЕКТРОТЕХНИКА
Тепло- и электрообеспечение специальных технических систем и объектов
Монтаж, эксплуатация и ремонт систем жизнеобеспечения объектов военной инфраструктуры и специальных защищенных сооружений
Математика, русский язык, география
56.00.00
ВОЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
Математика, русский язык, физика
Строительство и эксплуатация зданий и сооружений военного и специального назначения
Инженер по строительству и эксплуатации
строительство и эксплуатация зданий и сооружений специальных объектов военно-морских баз
Математика, русский язык, физика
Применение автомобильных подразделений и частей
Математика, русский язык, физика
23.00.00
ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТА
Наземные транспортно-технологические средства
Обеспечение пожарной безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации
Математика, русский язык, физика
20.00.00
ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРИРОДООБУСТРОЙСТВО
Средняя военно-специальная подготовка
Среднее профессиональное образование
Организация противопожарной охраны
20.00.00
ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРИРОДООБУСТРОЙСТВО
Водоснабжение и канализация
08.00.00
ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ СТРОИТЕЛЬСТВА
Водоснабжение и водоотведение
Порядок оформления документов
1. Граждане, прошедшие и не проходившие военную службу, изъявившие желание поступить в ВА МТО, подают заявление в отдел военного комиссариата субъекта Российской Федерации (муниципальный) по месту жительства (выпускники Суворовских военных училищ подают заявление на имя начальника Суворовского военного училища, в котором они обучаются) до 20 апреля года приема в вуз.
Граждане, проживающие в воинских частях, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, подают заявления на имя начальника вуза до 20 мая года приема в вуз.
Военнослужащие, изъявившие желание поступить в ВА МТО, подают рапорт на имя командира воинской части до 1 апреля года приема в вуз.
2. В заявлении (рапорте) кандидатов указываются: фамилия, имя, отчество, воинское звание и занимаемая воинская должность (для военнослужащего), дата рождения, сведения о гражданстве, реквизиты документа, удостоверяющего его личность (в том числе реквизиты выдачи указанного документа), сведения о предыдущем уровне образования и документе об образовании и (или) о квалификации, его подтверждающем, почтовый адрес места постоянного проживания, условное наименование воинской части (для военнослужащего), электронный адрес и контактный телефон (по желанию кандидата), наименование высшего военно-учебного заведения и специальность подготовки, на обучение по которой кандидат планирует поступать.
Документы на указанных кандидатов, карты медицинского освидетельствования и карты профессионального психологического отбора военные комиссары субъектов Российской Федерации (начальники Суворовских военных училищ) направляют в ВА МТО до 20 мая года приема в вуз.
Порядок проведения профессионального отбора
Для прохождения профессионального отбора кандидатом в приемную комиссию вуза представляются:
Профессиональный отбор кандидатов включает:
а) определение годности кандидатов к поступлению в вуз по состоянию здоровья;
б) определение категории профессиональной пригодности кандидатов на основе их социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования;
в) вступительные испытания, состоящие из следующего:
оценки уровня общеобразовательной подготовленности кандидатов при приеме на обучение в вуз по программам с полной военно-специальной подготовкой (при приеме на обучение в вуз по программам со средней военно-специальной подготовкой усчитывается средний бал документа об образовании);
оценки уровня физической подготовленности кандидатов.
Порядок оценки уровня общеобразовательной подготовленности кандидатов по результатам ЕГЭ
Результаты ЕГЭ, подтверждающие успешное прохождение вступительных испытаний по общеобразовательным предметам, входящим в Перечень вступительных испытаний по каждой основной образовательной программе высшего образования, должны соответствовать установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования минимальному количеству баллов, подтверждающему освоение общеобразовательной программы среднего (полного) общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования в текущем году.
На основе статистических данных результатов ЕГЭ кандидатов и конкурсной ситуации прошлых лет вуз вправе установить минимальное количество баллов по результатам ЕГЭ, подтверждающее успешное прохождение вступительных испытаний по профильным общеобразовательным предметам, превышающее установленное Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки минимальное количество баллов, подтверждающее освоение общеобразовательной программы среднего (полного) общего образования. При этом установление вузом минимального количества баллов не может быть изменено до завершения профессионального отбора.
Результаты единого государственного экзамена при приеме на обучение по программам специалитета действительны четыре года, следующих за годом получения таких результатов.
Лицам, освоившим образовательные программы среднего (полного) общего образования в предыдущие годы, в том числе лицам, у которых срок действия свидетельства о результатах единого государственного экзамена не истек, предоставляется право сдавать единый государственный экзамен в последующие годы в период проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся.
Приемная комиссия в обязательном порядке осуществляет контроль достоверности сведений об участии кандидатов в ЕГЭ и о результатах ЕГЭ. Контроль достоверности сведений об участии кандидатов в ЕГЭ осуществляется путем направления в федеральную базу данных об участниках ЕГЭ и о результатах ЕГЭ запроса об участии кандидата в ЕГЭ, а также о подтверждении правильности сведений о результатах ЕГЭ.
Результаты оценки уровня общеобразовательной подготовленности кандидатов по результатам ЕГЭ объявляются кандидатам не позднее одного дня после получения (подтверждения) приемной комиссией вуза результатов ЕГЭ и не позднее второго дня после вступительного испытания, проводимого вузом самостоятельно.
Оценка уровня общеобразовательной подготовленности для кандидатов, поступающих на базе среднего профессионального образования и не имеющие результатов ЕГЭ осуществляется по результатам вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно.
Предоставление поступающим особых прав и преимуществ при приеме на обучение
Преимущественное право зачисления предоставляется при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях лицам:
Перечень индивидуальных достижений кандидатов, учитываемых при приеме на 1-й курс для обучения по образовательным программам высшего образования с полной военно-специальной подготовкой
Наименование индивидуального достижения, статус или награда его обладателя