Что такое полногласие и неполногласие в русском языке 4 класс

Что такое полногласные и неполногласные сочетания в русском языке

Знать современный русский язык досконально невозможно, если пренебрегать изучением его истории. Есть лингвистические конструкции, которые сейчас кажутся нам привычными или, напротив, выходят из активного словарного состава языка, и есть примеры таких необъяснимых языковых явлений, которые, на первый взгляд, не поддаются объяснению. Полногласные и неполногласные сочетания как раз из этого перечня. Что это за фонетические конструкции и какую роль эти слоги сыграли в становлении нашего языка? Какое правило поможет грамотно писать такие слова? Давайте разбираться….

Из глубины веков

Что такое полногласие и неполногласие в русском языке 4 класс. Смотреть фото Что такое полногласие и неполногласие в русском языке 4 класс. Смотреть картинку Что такое полногласие и неполногласие в русском языке 4 класс. Картинка про Что такое полногласие и неполногласие в русском языке 4 класс. Фото Что такое полногласие и неполногласие в русском языке 4 классРусский издревле считался говором славян с Востока, составляющих ветку индоевропейских наречий среди славянских племен.

Со временем язык древности разделился на русскую, украинскую и белорусскую языковую группу, знакомую нам сегодня. А тогда этот языковой обычай и дал нам слова с неполногласием в русском языке.

Полногласные и неполногласные сочетания – это особые фонетические исключения, представляющие собой слова и словоформы с единым корнем.

По сути, это означает, что в словоформе имеется слог, состоящий из трех звуков при полногласии или двух при неполногласном сочетании – два гласных и один сонорный. Самое известное сочетание – оро оло.

Для лучшего понимания стоит взглянуть на примеры.

Все слова, имеющие полногласие, делятся на несколько групп:

Развитие полногласных и неполногласных сочетаний

Что такое полногласие и неполногласие в русском языке 4 класс. Смотреть фото Что такое полногласие и неполногласие в русском языке 4 класс. Смотреть картинку Что такое полногласие и неполногласие в русском языке 4 класс. Картинка про Что такое полногласие и неполногласие в русском языке 4 класс. Фото Что такое полногласие и неполногласие в русском языке 4 классДанные словоформы остались от славянского говора – это «язык» духовных книг, изученный нашими предками.

Оттуда приходят и наиболее известные слова с полногласными и неполногласными сочетаниями. Например, вран – ворон, брег – берег, глас – голос и т.д.

Кроме этого, есть исключения.

Заглядывая в исторические процессы, протекающие в языке, можно отметить наиболее яркие чередования полногласных и неполногласных сочетаний:

Важно! В обычной речи, конечно же, чаще используются полногласные сочетания. Однако из оро оло есть исключения, например, ворог – враг. Наиболее употребительным вариантом является вторая словоформа, а первая стала историзмом.

Самые заметные полногласия и неполногласия в русском языке:

Что такое полногласие и неполногласие в русском языке 4 класс. Смотреть фото Что такое полногласие и неполногласие в русском языке 4 класс. Смотреть картинку Что такое полногласие и неполногласие в русском языке 4 класс. Картинка про Что такое полногласие и неполногласие в русском языке 4 класс. Фото Что такое полногласие и неполногласие в русском языке 4 классОднако не все слова относятся к полногласиям и неполногласиям у россиян, как приведенные выше. К примеру, слова воровка и сноровка. А слово поросль – это полногласие?

В отношении двух первых слов данный «диагноз» точно не верен! Ведь у данных слов нет пары неполногласия.

Полногласие воровки и сноровки только видимое. Для того чтобы это выяснить, нужно провести словообразовательный разбор.

Эти слова образованы от «вор» и «норов». Оба при помощи суффиксального способа путем присоединения суффикса «овк».

Важно! Гласные в полногласии могут находиться только в корне.

Чередование

Такая орфограмма, как неполногласие, не требует заучивания правила, так как эти сочетания приветствуют слог под ударением, при котором гласный звук стоит в позиции силы и всегда слышен достаточно четко. Например: врЕмя, прАх, злАто и т.д.

В полногласном же варианте один из гласных звуков всегда будет стоять в слабой позиции, поэтому для правильного написания существует два пути:

Слова с чередованием также отличаются различной стилистической принадлежностью. Так, неполногласные конструкции чаще встречаются в поэтической речи.

Например: Браду его посеребрила чреда прошедших лет. Здесь мы видим сразу два чередования – брада – борода и чреда – череда.

Для сравнения можно привести другую фразу: За неделю у него выросла настоящая борода. Видно, что первое предложение присуще больше книжному стилю и употребляется в стихотворении, а вот второе можно с легкостью встретить и в обычной разговорной речи.

Что такое полногласные сочетания в русском языке

Вывод

Теперь вы знаете, что такое полногласие. Чтобы разобраться с данными языковыми конструкциями, требуется лишь знать этимологию данного слова – его происхождение, и постоянно изучать древние исторические языковые процессы, благодаря которым наше русский язык стал таким современным и подвижным.

Источник

В русском языке существуют особые фонетические единицы, которые получили название полногласные и неполногласные сочетания.

Это правило изучается в программе еще в начальной школе в 3 классе и в 4-ом, а в 5 классе повторяется.

История возникновения

Данное явление берёт истоки в старославянском языке. Слова с неполногласным сочетанием пришли в русский язык оттуда и получили полногласные эквиваленты.

Что такое полногласие и неполногласие в русском языке 4 класс. Смотреть фото Что такое полногласие и неполногласие в русском языке 4 класс. Смотреть картинку Что такое полногласие и неполногласие в русском языке 4 класс. Картинка про Что такое полногласие и неполногласие в русском языке 4 класс. Фото Что такое полногласие и неполногласие в русском языке 4 класс

Полногласными и неполногласными могут быть корни (ере – ре) и приставки (перед – пред, через – чрез).

Важно запомнить, что у таких слов нет проверочных, орфограмму нужно запомнить.

Примеры сочетаний — посмотрите, как пишется каждое слово, и как оно изменяется:

город – град, борозда – бразды, ворота – вратарь, здоровый – здравствуй, короткий – краткость, оборотный – обратный

бередить – бред, деревья – древо, серединка – средний

молодые – младенец, волочить – влачил, золотой – злато, голова – главный, голосистый – глас

Чередование полногласных и неполногласных сочетаний

Сочетания с признаком полногласия «оло», «оро» и «ере», находящиеся между двумя согласными буквами, чередуются с неполногласными «ла», «ра» и «ре», а сочетание «оло» имеет ещё один неполногласный вариант «ле».

Что такое полногласие и неполногласие в русском языке 4 класс. Смотреть фото Что такое полногласие и неполногласие в русском языке 4 класс. Смотреть картинку Что такое полногласие и неполногласие в русском языке 4 класс. Картинка про Что такое полногласие и неполногласие в русском языке 4 класс. Фото Что такое полногласие и неполногласие в русском языке 4 класс

молоко – млечный, волоку – влечёшь.

Три основные группы слов с полногласными и неполногласными сочетаниями

В русском языке выделяют три группы с сочетаемостью по признаку полногласия и неполногласия:

1. Однокоренные слова одинакового происхождения. К этой группе относятся словоформы:

значащие одно и то же, но употребляемые в разных стилях (борода – брадобрей, волос – власы);

потерявшие общность значения (оболочка – облачка).

2. Только полногласные варианты, слова с неполногласием утратили смысл: ворона, колодец, голод.

3. Только неполногласные слова, утерявшие полногласные эквиваленты: зрачки, время.


Источник

Словарик полногласных / неполногласных сочетаний

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Словарик полногласных / неполногласных сочетаний в словах

Слова с полногласием

Слова с неполногласием

Что такое полногласие и неполногласие в русском языке 4 класс. Смотреть фото Что такое полногласие и неполногласие в русском языке 4 класс. Смотреть картинку Что такое полногласие и неполногласие в русском языке 4 класс. Картинка про Что такое полногласие и неполногласие в русском языке 4 класс. Фото Что такое полногласие и неполногласие в русском языке 4 класс

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что такое полногласие и неполногласие в русском языке 4 класс. Смотреть фото Что такое полногласие и неполногласие в русском языке 4 класс. Смотреть картинку Что такое полногласие и неполногласие в русском языке 4 класс. Картинка про Что такое полногласие и неполногласие в русском языке 4 класс. Фото Что такое полногласие и неполногласие в русском языке 4 класс

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Что такое полногласие и неполногласие в русском языке 4 класс. Смотреть фото Что такое полногласие и неполногласие в русском языке 4 класс. Смотреть картинку Что такое полногласие и неполногласие в русском языке 4 класс. Картинка про Что такое полногласие и неполногласие в русском языке 4 класс. Фото Что такое полногласие и неполногласие в русском языке 4 класс

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что такое полногласие и неполногласие в русском языке 4 класс. Смотреть фото Что такое полногласие и неполногласие в русском языке 4 класс. Смотреть картинку Что такое полногласие и неполногласие в русском языке 4 класс. Картинка про Что такое полногласие и неполногласие в русском языке 4 класс. Фото Что такое полногласие и неполногласие в русском языке 4 класс

Номер материала: ДБ-066024

Не нашли то, что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что такое полногласие и неполногласие в русском языке 4 класс. Смотреть фото Что такое полногласие и неполногласие в русском языке 4 класс. Смотреть картинку Что такое полногласие и неполногласие в русском языке 4 класс. Картинка про Что такое полногласие и неполногласие в русском языке 4 класс. Фото Что такое полногласие и неполногласие в русском языке 4 класс

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что такое полногласие и неполногласие в русском языке 4 класс. Смотреть фото Что такое полногласие и неполногласие в русском языке 4 класс. Смотреть картинку Что такое полногласие и неполногласие в русском языке 4 класс. Картинка про Что такое полногласие и неполногласие в русском языке 4 класс. Фото Что такое полногласие и неполногласие в русском языке 4 класс

В Липецкой области начинающие педагоги получат 120 тысяч рублей

Время чтения: 0 минут

Что такое полногласие и неполногласие в русском языке 4 класс. Смотреть фото Что такое полногласие и неполногласие в русском языке 4 класс. Смотреть картинку Что такое полногласие и неполногласие в русском языке 4 класс. Картинка про Что такое полногласие и неполногласие в русском языке 4 класс. Фото Что такое полногласие и неполногласие в русском языке 4 класс

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Что такое полногласие и неполногласие в русском языке 4 класс. Смотреть фото Что такое полногласие и неполногласие в русском языке 4 класс. Смотреть картинку Что такое полногласие и неполногласие в русском языке 4 класс. Картинка про Что такое полногласие и неполногласие в русском языке 4 класс. Фото Что такое полногласие и неполногласие в русском языке 4 класс

Минздрав включил вакцинацию подростков от ковида в календарь прививок

Время чтения: 1 минута

Что такое полногласие и неполногласие в русском языке 4 класс. Смотреть фото Что такое полногласие и неполногласие в русском языке 4 класс. Смотреть картинку Что такое полногласие и неполногласие в русском языке 4 класс. Картинка про Что такое полногласие и неполногласие в русском языке 4 класс. Фото Что такое полногласие и неполногласие в русском языке 4 класс

Названы главные риски для детей на зимних каникулах

Время чтения: 3 минуты

Что такое полногласие и неполногласие в русском языке 4 класс. Смотреть фото Что такое полногласие и неполногласие в русском языке 4 класс. Смотреть картинку Что такое полногласие и неполногласие в русском языке 4 класс. Картинка про Что такое полногласие и неполногласие в русском языке 4 класс. Фото Что такое полногласие и неполногласие в русском языке 4 класс

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что такое полногласие и неполногласие в русском языке 4 класс. Смотреть фото Что такое полногласие и неполногласие в русском языке 4 класс. Смотреть картинку Что такое полногласие и неполногласие в русском языке 4 класс. Картинка про Что такое полногласие и неполногласие в русском языке 4 класс. Фото Что такое полногласие и неполногласие в русском языке 4 класс

В российских школах могут появиться «службы примирения»

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Истоки полногласия

Что такое полногласие и неполногласие в русском языке 4 класс. Смотреть фото Что такое полногласие и неполногласие в русском языке 4 класс. Смотреть картинку Что такое полногласие и неполногласие в русском языке 4 класс. Картинка про Что такое полногласие и неполногласие в русском языке 4 класс. Фото Что такое полногласие и неполногласие в русском языке 4 класс

В данной статье пойдет речь о преобразовании праславянских сочетаний гласных полного образования *о и *е с плавными согласными *r и *l.

Некоторые примеры соответствий для наглядности представим в таблице.

Праславянский языкВосточнославянские языкиЮжнославянские языки, чешский и словацкийЗападнославянские (лехитские) языкиИндоевропейские языки других групп
*borda ‘борода’русск. бородастаросл. брадапольск. brodaнем. Bart
*zolto ‘золото’русск. золоточешск. zlatoпольск. złotoнем. Gold
*soldъkъ ‘сладкий’укр. солодкийболг. сладъкнижнелуж. słodkiлит. saldùs
*berza ‘береза’укр. березастаросл. брѣзакашубск. březənaлатышск. bērzs
*melko ‘молоко’бел. малакомакедонск. млековерхнелуж. mlokoнем. Milch

Путем сравнительно-исторических исследований лингвисты пришли к выводу, что все указанные варианты сочетаний в родственных морфемах славянских языков восходят к праславянским дифтонгическим (т. е. произносящимся в пределах одного слога) сочетаниям *or, *ol, *er, *el в позиции между двумя согласными. Это можно записать в виде формул

*tort, *tolt, *tert, *telt,

где буквой t обозначен любой согласный звук. Для сравнительного анализа использовались материалы славянских и других языков.

Если современные славянские сочетания гласных с плавными, как мы уже говорили, оканчиваются гласным звуком, то на их месте в этимологически родственных словах других индоевропейских языков соответствующие сочетания всегда завершаются согласным (см. таблицу выше).

Праславянские сочетания гласных с плавными в позиции между согласными представляли собой закрытые слоги. Когда в праславянском языке начала действовать тенденция к открытости слога, данные сочетания стали преобразовываться, «открываться». Этот процесс начался в праславянском языке и продолжился уже после его распада, что и дало разные результаты изменений в разных группах славянских диалектов. В других индоевропейских языках тенденции к открытости слога не было, поэтому там соответствующие сочетания не подвергались сильным изменениям и до сих пор оканчиваются на согласный.

Реконструировать праславянские сочетания *or, *ol, *er, *el можно и на материале самих славянских языков. Данные сочетания сохранились там, где они не противоречили тенденции к открытости слога, то есть в позиции перед гласным звуком. Так, праславянский «предок» современного старославянизма бремя и исконно русского беремя восстанавливается как *ber. А древнее сочетание -er- сохранилось без изменений, например, в родственной глагольной форме беру (*berǫ).

Покажем в общих чертах основные пути изменения сочетаний *tort, *tolt, *tert, *telt.

Южнославянские языки, чешский и словацкий

В диалектах, которые легли в их основу, скорее всего, происходило удлинение кратких гласных и . При этом они превратились в другие звуки — *a и *ě соответственно. Кроме того, плавные и гласные поменялись местами:

Необходимо отличать истинное неполногласие от ложного — то есть от сочетаний, совпадающих по звучанию, но имеющих другое происхождение. Например, можно подумать, что в словах брат и слава сочетания -ра- и -ла- являются неполногласными. На самом деле это не так, поскольку родственных вариантов с полногласием в данном случае не существует: ни в одном восточнославянском языке нет и не было слов борот и солова. Все данные также указывают на то, что и в праславянском языке в соответствующих словах гласные и плавные согласные были расположены в том же порядке, что и теперь, т. е. данные сочетания являются исконными (а не вторичными, как истинное неполногласие). Такой же порядок звуков сохранился в родственных словах других индоевропейских языков: например, старославянскому братъ соответствует немецкое Bruder и древнеиндийское bhrā́.

Таким образом, чтобы выяснить, настоящее в слове неполногласие или ложное, необходимо попытаться подобрать полногласные аналоги (например, из русского или древнерусского языка) и, если потребуется, этимологически родственные слова из других индоевропейских языков. Готовые подборки такого рода можно найти в этимологических словарях.

Западнославянские лехитские языки

Здесь в сочетаниях типа *tort, вероятно, тоже произошла перестановка звуков, но без удлинения. Затем перед плавным согласным развился редуцированный звук, позже утраченный. Также возможно, что перестановки звуков не было, но после плавного появился редуцированный, впоследствии ставший гласным полного образования. А тот гласный, что стоял перед плавным, наоборот, ослаб и утратился:

Как бы ни шли эти преобразования, в одном исследователи сходятся: в этой группе западнославянских диалектов на определенном этапе развилось полногласие на месте старых дифтонгических сочетаний типа *tort (гласные звуки появились и перед плавным согласным, и после него). Впоследствии западнославянское полногласие было утрачено.

Восточнославянские языки

Восточнославянское полногласие существует и в наши дни. Однако как именно оно возникло, точно сказать сложно: возможно, на разных восточнославянских территориях механизмы этих преобразований были разными. В дифтонгических сочетаниях типа *tort могла произойти перестановка гласного и согласного, а затем перед плавным согласным развился еще один гласный. Часто в учебных пособиях можно встретить и другую гипотетическую схему, согласно которой полногласие развивалось без перестановки звуков: плавный согласный в дифтонгическом сочетании становился слогообразующим, и после него появлялся гласный призвук, впоследствии превратившийся в звук полного образования:

Судьба сочетания *telt на восточнославянской почве оказалась особой: полногласие, возникшее на его основе, существует в разных вариантах. Например:

Галинская Е. А. Историческая фонетика русского языка. — М., 2009.

Иванова Т. А. Старославянский язык. — СПб., 1998.

Иванов В. В. Историческая грамматика русского языка. — М., 1964.

Иллюстрация: В. М. Васнецов «Гусляры» (1899).

Источник

Историческое комментирование как средство совершенствования орфографической грамотности младших школьников (на примере слов с полноглаными и неполногласными сочетаниями)

Что такое полногласие и неполногласие в русском языке 4 класс. Смотреть фото Что такое полногласие и неполногласие в русском языке 4 класс. Смотреть картинку Что такое полногласие и неполногласие в русском языке 4 класс. Картинка про Что такое полногласие и неполногласие в русском языке 4 класс. Фото Что такое полногласие и неполногласие в русском языке 4 класс

КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ СЛОВ С ПОЛНОГЛАНЫМИ

И НЕПОЛНОГЛАСНЫМИ СОЧЕТАНИЯМИ)

Одна из важнейших задач обучения русскому языку в школе состоит в формировании орфографической грамотности, под которой понимается умение употреблять при написании слов буквенные и небуквенные графические средства письма в соответствии с принятыми правилами правописания. Несмотря на огромное количество рекомендаций по формированию правописных навыков, проблема орфографической грамотности остается одной из загадок методики преподавания русского языка.

Наибольшую трудность для младших школьников составляют написания, основанные на традиционном (историческом) принципе орфографии. Существование в современном русском языке таких написаний объясняется тем, что русская орфография складывалась в течение длительного времени, и в ней возникло довольно много написаний, не отражающих современное состояние языка. Традиционный принцип орфографии заключается в том, что употребляется написание, закреплённое традицией. Выбор буквы не мотивирован с точки зрения современного русского языка и осуществляется не на основе проверки сильной позицией (такой проверки нет), а на основе этимологии и традиции, определяемой в словарном порядке.

Историческое комментирование в начальной школе может быть использовано в процессе словарно-орфографической работы со словами, содержащими полногласные и неполногласные сочетания. Полногласными, как известно, называют сочетания оро, оло, оре, ело между согласными в пределах одной морфологической части слова, например, берег, город, золото, дерево. Неполногласие – это наличие в корневых морфемах сочетаний ра, ла, ре, ле между согласными, например, брег, град, злато, древо. Полногласие и неполногласие тесно связаны между собой, так как развивались на основе одного и того же явления и в одно и то же время. Слова с неполногласными сочетаниями по происхождению являются старославянскими, однако многие из них в процессе исторического развития прочно вошли в русский язык, первоначально главным образом через церковные книги. Заимствованные из старославянского языка слова с неполногласием обычно носят более отвлеченный, книжный характер, чем соответствующие им исконно русские слова, например: верный страж и сторож, влачить жалкое существование и волочить ноги и т. п.

Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями представляют значительную трудность для младших школьников. Многие из таких слов относятся к так называемым «словарным» словам. Обращение к истории языка в процессе словарно-орфографической работы с такими лексемами позволит мотивировать такие написания, найти для них проверочные слова и формы, а значит, поможет их усвоению и формированию осознанного орфографического навыка. Использование исторического комментирования позволит решить следующие задачи:

— развивать орфографическую зоркость учащихся, формировать умение видеть в словах полногласные и неполногласные сочетания и на этой основе скорректировать навыки грамотного письма;

— расширить лингвистическую компетенцию учащихся, вооружив их знаниями, которые помогут им осознанно объяснить явления современного русского языка, обусловленные историческими процессами в области слов с полногласными и неполногласными сочетаниями.

При отборе исторических сведений и подборе дидактического материала для исторического комментирования следует учитывать принцип доступности и принцип индивидуальности обучения. Теоретические сведения о полногласных и неполногласных сочетаниях, отобранные из разных источников, необходимо адаптировать с учетом возрастных особенностей младших школьников. Дидактический материал следует дифференцировать по степени сложности, часть упражнений может предлагаться всем учащимся, другая – повышенной трудности – рассчитана на работу с различными словарями, на умение подбирать примеры из художественной литературы. Выполнение упражнений этой группы не является обязательным для всех учащихся.

Историческое комментирование требует использования ряда основных понятий, на которых и будет строиться историческое комментирование. Приведем те понятия, которые были отобраны нами для исторического комментирования явлений полногласия и неполногласия:

— История возникновения полногласных и неполногласных сочетаний.

— Правописание корней с полногласием и неполногласием.

— Группы наиболее употребительных слов с полногласными и неполногласными сочетаниями в современном русском языке: 1) полногласие и неполногласные формы, существующие параллельно (берег – прибрежный, глас – возглас и др.); 2) слова только с полногласными сочетаниями, неполногласные варианты были утрачены (береза, болото, дорога и др.); 3) слова, сохранившиеся в неполногласной форме, полногласные формы утрачены в процессе исторического развития (благо, время, племя и др.).

— Стилистические функции слов с полногласными и неполногласными сочетаниями в художественной речи.

Работа по использованию исторического комментирования должна проводиться в определенной последовательности и включать следующие этапы:

1) знакомство с историей возникновения в русском языке слов с полногласными и неполногласными сочетаниями;

2) формирование умения распознавать и находить в текстах слова с полногласными и неполногласными сочетаниями;

3) формирование умения подбирать родственные слова к словам с полногласными сочетаниями, родственные слова – к лексемам с неполногласием;

4) формирование и закрепление орфографического навыка учащихся на материале слов с полногласными и неполногласными написаниями.

Знакомство с явлением полногласия и неполногласия может быть проведено в следующей форме. Учащимся предлагается найти в следующих предложениях похожие слова. И тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных. Череда волн набегала на берег.

Далее можно использовать таблицу, которая позволяет познакомить учащихся с другими типами полногласных и неполногласных сочетаний:

1. Какие существуют в русском языке полногласные и неполногласные сочетания?

2. Какие из названных слов являются исконно русскими словами? Какие слова пришли к нам из старославянского языка?

3. Как называются слова, пришедшие из старославянского языка?

4. Сравните русские и старославянские слова, представленные в таблице. Какие слова, русские или старославянские, мы обычно используем в своей речи?

Подведение итога: Так как славянизмы вошли в наш язык как слова книжные, а книги все были только духовного, религиозного содержания, то такие слова сохранили высокоторжественный оттенок. Употребляют их обычно, когда хотят передать речи именно такой – торжественный, праздничный настрой. Однако многие славянизмы с неполногласными сочетаниями утратили свой высокий книжный оттенок. Например, среда, сладкий, плен и др. Многие из таких слов вытеснили из языка исконно русские слова с полногласными сочетаниями. Так, мы сейчас используем слова влага, время, срам, храбрый, а не волога, веремя, сором, хоробрый.

Для закрепления теоретических сведений о полногласии и неполногласии можно использовать следующие задания.

Проверь себя и закончи высказывания:

2. Если в слове есть сочетания …, …, …, оно называется неполногласным.

3. Слова брег и брег – родственные, потому что …

4. Некоторые старославянские слова с неполногласием вытеснили исконно русские слова, например, слово плен вытеснило слово …, …

На втором этапе используются упражнения и задания, направленные на формирование умения распознавать и находить в текстах слова с полногласными и неполногласными сочетаниями. Приведем некоторые примеры.

1. Выпишите слова с полногласными и неполногласными сочетаниями из следующих примеров:

Дети кричат и бегут за дождём…

— Полноте, дети, его мы сберём,

Только сберём золотистым зерном

В полных амбарах душистого хлеба! (А. Майков).

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том (А. Пушкин).

Как взмолится золотая рыбка!

Голосом молвит человечьим…(А. Пушкин).

2. Запишите слова в два столбика: 1- полногласные, 2 – неполногласные сочетания. Выделите корень, подчеркните полногласные и неполногласные сочетания.

Берег, голова, волочить, ворота, город, короткий, безбрежный, глава, влачить, врата, градостроительство, краткий.

В свете есть иное диво:

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой.

Разольётся в шумном беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря. (А. Пушкин)

На третьем этапе используются упражнения, цель которых – формирование умения подбирать родственные слова к словам с полногласными сочетаниями, родственные слова – к лексемам с неполногласием, например:

1. Подберите неполногласные родственные слова к следующим словам: огород, сторож, здоровье, короткий, поворотиться, дорогой, схоронить, посторониться. Вспомните, из какого языка пришли в наш язык слова с неполногласными сочетаниями. Какие полногласные и неполногласные звукосочетания чередуются в этих словах?

2. Подберите полногласные пары к следующим словам:

Младший, гласность, глава, прохлада, кладезь, злато. Какое полногласное и неполногласное сочетание чередуется в этих словах?

3. Подберите пары с полногласными сочетаниями к следующим словам:

Брег, небрежный, древо, посредине.

Какие сочетания здесь чередуются?

4. Объясните, в чем особенность происхождения и написания данных слов. Почему эти слова расположены парами? Подберите пары ко всем словам

5. Подберите к устаревшим словам родственные слова, активно используемые в наши дни.

Шелом, полон, ворог, врата, хлад, древо, млат, град, глас.

6. Выпишите однокоренные слова-«братья» парами. Выделите чередующиеся сочетания звуков. Например, ворота – вратарь.

Огород, страна, полотно, молоко, середина, голос, младенец, шлем, облако, молодежь, среда, оболочка, сторона, ограда, ошеломить, млекопитающее.

В процессе выполнения таких упражнений следует обратить внимание младших школьников, что не всякое слово, в котором есть изучаемые сочетания, относится к полногласным или неполногласным. О полногласии или неполногласии можно говорить тогда, когда у слова есть пара. Например, птицы ворон и ворона относятся к семейству врановых. У слова врановые есть полногласные «родственники». А у слова трава нет «родственника» торова, значит, нет и неполногласного сочетания. У слова берег есть «родственники» брег, прибрежный. А у слова, череп нет «родственника» чреп, значит нет и явления полногласия.

На этом этапе при выполнении заданий, связанных с подбором однокоренных слов, целесообразно провести работу над отдельными парами слов с полногласными и неполногласными сочетаниями, их семантикой, проследить их судьбу в современном русском языке. Это могут быть пары: сторона и страна, гражданин и горожанин, голова и глава и др.

1. Прочитайте, что в этимологическом словаре говорится о происхождении слова череда. Как менялось значение этого слова? Какое старославянское слово соответствует ему? Учитывая изменения, которые происходили в значении этого слова, подберите однокоренные слова с полногласными и неполногласными сочетаниями (очередь, чередоваться, чреда, учредить).

3. Какой признак был положен в основу названия такого растения, как смородина (название растению было дано по сильному и терпкому запаху черной смородины). Как было образовано слово смородина? Какие слова являются однокоренными со словом смородина (смрад, смердеть)? Как вы объясните различия в корнях слов смородина, смрад, смердеть?

Б борода, борозда, борона …

В ворона, ворота, ворох…

Б брадобрей, бразды…

Д драгоценность, здравие …

Использование исторического комментирования в процессе орфографической работы со словами с полногласными и неполногласными сочетаниями дает учащимся объяснение таких написаний, и, следовательно, способствует не механическому, а осознанному запоминанию их орфографического облика. Такая работа повышает интерес учащихся к происхождению слов и истории языка в целом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *