Что такое полногласные и неполногласные сочетания в русском языке 6 класс

Что такое полногласные и неполногласные сочетания в русском языке

Знать современный русский язык досконально невозможно, если пренебрегать изучением его истории. Есть лингвистические конструкции, которые сейчас кажутся нам привычными или, напротив, выходят из активного словарного состава языка, и есть примеры таких необъяснимых языковых явлений, которые, на первый взгляд, не поддаются объяснению. Полногласные и неполногласные сочетания как раз из этого перечня. Что это за фонетические конструкции и какую роль эти слоги сыграли в становлении нашего языка? Какое правило поможет грамотно писать такие слова? Давайте разбираться….

Из глубины веков

Что такое полногласные и неполногласные сочетания в русском языке 6 класс. Смотреть фото Что такое полногласные и неполногласные сочетания в русском языке 6 класс. Смотреть картинку Что такое полногласные и неполногласные сочетания в русском языке 6 класс. Картинка про Что такое полногласные и неполногласные сочетания в русском языке 6 класс. Фото Что такое полногласные и неполногласные сочетания в русском языке 6 классРусский издревле считался говором славян с Востока, составляющих ветку индоевропейских наречий среди славянских племен.

Со временем язык древности разделился на русскую, украинскую и белорусскую языковую группу, знакомую нам сегодня. А тогда этот языковой обычай и дал нам слова с неполногласием в русском языке.

Полногласные и неполногласные сочетания – это особые фонетические исключения, представляющие собой слова и словоформы с единым корнем.

По сути, это означает, что в словоформе имеется слог, состоящий из трех звуков при полногласии или двух при неполногласном сочетании – два гласных и один сонорный. Самое известное сочетание – оро оло.

Для лучшего понимания стоит взглянуть на примеры.

Все слова, имеющие полногласие, делятся на несколько групп:

Развитие полногласных и неполногласных сочетаний

Что такое полногласные и неполногласные сочетания в русском языке 6 класс. Смотреть фото Что такое полногласные и неполногласные сочетания в русском языке 6 класс. Смотреть картинку Что такое полногласные и неполногласные сочетания в русском языке 6 класс. Картинка про Что такое полногласные и неполногласные сочетания в русском языке 6 класс. Фото Что такое полногласные и неполногласные сочетания в русском языке 6 классДанные словоформы остались от славянского говора – это «язык» духовных книг, изученный нашими предками.

Оттуда приходят и наиболее известные слова с полногласными и неполногласными сочетаниями. Например, вран – ворон, брег – берег, глас – голос и т.д.

Кроме этого, есть исключения.

Заглядывая в исторические процессы, протекающие в языке, можно отметить наиболее яркие чередования полногласных и неполногласных сочетаний:

Важно! В обычной речи, конечно же, чаще используются полногласные сочетания. Однако из оро оло есть исключения, например, ворог – враг. Наиболее употребительным вариантом является вторая словоформа, а первая стала историзмом.

Самые заметные полногласия и неполногласия в русском языке:

Что такое полногласные и неполногласные сочетания в русском языке 6 класс. Смотреть фото Что такое полногласные и неполногласные сочетания в русском языке 6 класс. Смотреть картинку Что такое полногласные и неполногласные сочетания в русском языке 6 класс. Картинка про Что такое полногласные и неполногласные сочетания в русском языке 6 класс. Фото Что такое полногласные и неполногласные сочетания в русском языке 6 классОднако не все слова относятся к полногласиям и неполногласиям у россиян, как приведенные выше. К примеру, слова воровка и сноровка. А слово поросль – это полногласие?

В отношении двух первых слов данный «диагноз» точно не верен! Ведь у данных слов нет пары неполногласия.

Полногласие воровки и сноровки только видимое. Для того чтобы это выяснить, нужно провести словообразовательный разбор.

Эти слова образованы от «вор» и «норов». Оба при помощи суффиксального способа путем присоединения суффикса «овк».

Важно! Гласные в полногласии могут находиться только в корне.

Чередование

Такая орфограмма, как неполногласие, не требует заучивания правила, так как эти сочетания приветствуют слог под ударением, при котором гласный звук стоит в позиции силы и всегда слышен достаточно четко. Например: врЕмя, прАх, злАто и т.д.

В полногласном же варианте один из гласных звуков всегда будет стоять в слабой позиции, поэтому для правильного написания существует два пути:

Слова с чередованием также отличаются различной стилистической принадлежностью. Так, неполногласные конструкции чаще встречаются в поэтической речи.

Например: Браду его посеребрила чреда прошедших лет. Здесь мы видим сразу два чередования – брада – борода и чреда – череда.

Для сравнения можно привести другую фразу: За неделю у него выросла настоящая борода. Видно, что первое предложение присуще больше книжному стилю и употребляется в стихотворении, а вот второе можно с легкостью встретить и в обычной разговорной речи.

Что такое полногласные сочетания в русском языке

Вывод

Теперь вы знаете, что такое полногласие. Чтобы разобраться с данными языковыми конструкциями, требуется лишь знать этимологию данного слова – его происхождение, и постоянно изучать древние исторические языковые процессы, благодаря которым наше русский язык стал таким современным и подвижным.

Источник

В русском языке существуют особые фонетические единицы, которые получили название полногласные и неполногласные сочетания.

Это правило изучается в программе еще в начальной школе в 3 классе и в 4-ом, а в 5 классе повторяется.

История возникновения

Данное явление берёт истоки в старославянском языке. Слова с неполногласным сочетанием пришли в русский язык оттуда и получили полногласные эквиваленты.

Что такое полногласные и неполногласные сочетания в русском языке 6 класс. Смотреть фото Что такое полногласные и неполногласные сочетания в русском языке 6 класс. Смотреть картинку Что такое полногласные и неполногласные сочетания в русском языке 6 класс. Картинка про Что такое полногласные и неполногласные сочетания в русском языке 6 класс. Фото Что такое полногласные и неполногласные сочетания в русском языке 6 класс

Полногласными и неполногласными могут быть корни (ере – ре) и приставки (перед – пред, через – чрез).

Важно запомнить, что у таких слов нет проверочных, орфограмму нужно запомнить.

Примеры сочетаний — посмотрите, как пишется каждое слово, и как оно изменяется:

город – град, борозда – бразды, ворота – вратарь, здоровый – здравствуй, короткий – краткость, оборотный – обратный

бередить – бред, деревья – древо, серединка – средний

молодые – младенец, волочить – влачил, золотой – злато, голова – главный, голосистый – глас

Чередование полногласных и неполногласных сочетаний

Сочетания с признаком полногласия «оло», «оро» и «ере», находящиеся между двумя согласными буквами, чередуются с неполногласными «ла», «ра» и «ре», а сочетание «оло» имеет ещё один неполногласный вариант «ле».

Что такое полногласные и неполногласные сочетания в русском языке 6 класс. Смотреть фото Что такое полногласные и неполногласные сочетания в русском языке 6 класс. Смотреть картинку Что такое полногласные и неполногласные сочетания в русском языке 6 класс. Картинка про Что такое полногласные и неполногласные сочетания в русском языке 6 класс. Фото Что такое полногласные и неполногласные сочетания в русском языке 6 класс

молоко – млечный, волоку – влечёшь.

Три основные группы слов с полногласными и неполногласными сочетаниями

В русском языке выделяют три группы с сочетаемостью по признаку полногласия и неполногласия:

1. Однокоренные слова одинакового происхождения. К этой группе относятся словоформы:

значащие одно и то же, но употребляемые в разных стилях (борода – брадобрей, волос – власы);

потерявшие общность значения (оболочка – облачка).

2. Только полногласные варианты, слова с неполногласием утратили смысл: ворона, колодец, голод.

3. Только неполногласные слова, утерявшие полногласные эквиваленты: зрачки, время.


Источник

Полногласные и неполногласные сочетания

Что такое полногласные и неполногласные сочетания в русском языке 6 класс. Смотреть фото Что такое полногласные и неполногласные сочетания в русском языке 6 класс. Смотреть картинку Что такое полногласные и неполногласные сочетания в русском языке 6 класс. Картинка про Что такое полногласные и неполногласные сочетания в русском языке 6 класс. Фото Что такое полногласные и неполногласные сочетания в русском языке 6 класс

Полногласные и неполногласные сочетания

Первая группа — это корни с чередованием полногласных и неполногласных сочетаний.

Откуда взялись в русском языке такие полногласные и неполногласные пары? Они выросли из старинной дружбы русского языка с другим славянским языком. Тысячу’лет назад на русской земле появились первые книги, переведенные с греческого языка на язык, который теперь называют старославянским. Он был понятен русским людям. В этом языке встречалось много слов с неполногласными сочетаниями: глава, глас, град, врата. Они «прижились» в нашем языке и «построились в пары» с нашими словами: голова, голос, город, ворота. Так появилась в нашей речи полногласные и неполногласные сочетания.

Что такое полногласные и неполногласные сочетания в русском языке 6 класс. Смотреть фото Что такое полногласные и неполногласные сочетания в русском языке 6 класс. Смотреть картинку Что такое полногласные и неполногласные сочетания в русском языке 6 класс. Картинка про Что такое полногласные и неполногласные сочетания в русском языке 6 класс. Фото Что такое полногласные и неполногласные сочетания в русском языке 6 класс

Давайте научимся «узнавать их в лицо».

. Подберите неполногласные родственные слова к следующим словам.

Огород, сторож, короткий, поворотиться, дорогой, схоронить, посторониться, здоровье.

1)В город он повел царя, ничего не говоря

2)Мать и сын идут ко граду. Лишь ступили за ограду,

3)И желанная страна вот уж издали видна.

. Выпишите слова с полногласными и неполногласными сочетаниями из следующих примеров.

Дети кричат и бегут за дождем. Златая цепь на дубе том;
— Полноте, дети, его мы сберем, И днем и ночью кот ученый

Только сберем золотистым зерном Все ходит по цепи кругом.
В полных амбарах душистого хлеба! /4. Пушкин.)

В свете есть иное диво: Море вздуется бурливо, Закипит, подымет вой, Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге, И очутятся нг1 бреге, В чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря.

Если вам хочется, сделайте рисунки к отрывку из сказки А. Пушкина.

Запомните, слова молочный, Млечный Путь, млекопитающее.

О полногласии или неполногласии мы говорим тогда, когда у слова есть пара.

Например: Птицы ворон и ворона относятся к семейству врановых. У слова вра-новые есть полногласные «родственники». А у слова трава нет «родственника» «то-рова», значит, нет и неполногласного сочетания. У слова берег есть «родственники» брег, прибрежный. А у слов берет, череп нет «родственников» «брет» или «чред» Значит, нет и полногласных сочетаний.

Теперь поучимся узнавать все корни, с которыми вы познакомились.

Теперь, встречаясь с этими корнями, вы будете «по знакомству» писать их правильно и не станете проверять безударную гласную в слове сторожевой словом стража, в слове молодежный словом младший или в слове хладнокровный словом холодный.

Тот, кто хорошо усвоил правописание корней с полногласными и неполногласными сочетаниями, выполняет задание, отмеченное рисунком человечка с бородой и усами. Тот, кто делает ошибки, продолжит тренировку.

. Придумайте как можно больше слов с полногласными и неполногласными сочетаниями в корне. Не забывайте, что длинные слова огорчали только медвежонка Винни-Пуха. Не стесняйтесь придумывать длинные слова, такие, как, например, предосторожность.

Источник

Конспект урока по теме Полногласные и неполногласные сочетания слов

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями

Цель : познакомить учащихся с полногласными и неполногласными сочетаниями и сформировать умение выделять такие сочетания.

Задачи : создать условия для развития внимания, речи учащихся, навыков самоконтроля и самооценки, для формирования коммуникативных УД, умения анализировать, сравнивать, делать выводы.

Регулятивные: осуществлять поиск необходимой информации

Познавательные: оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы

Коммуникативные: учитывать и уважать разные мнения

На какие группы делится лексика русского языка?

Какие слова называются исконно русскими?

Какие слова называются заимствованными?

Какими могут быть заимствованные слова? (по времени вхождения, по способу вхождения, по языку-источнику)

Какие бывают слова по времени вхождения? ( ранними из старославянского, финского, греческого; более поздние из английского, немецкого, французского)

Отчего, обжигая горло,

Разбираю часами подряд

Сочетание «оло» и «оро»,

«вран» и «ворон», «молод» и «млад»?

«Человек некий име два сына».

Я прислушиваюсь к словам –

Открывается в них Россия,

Легендарная быль славян.

Я усвоил твердо азы:

С давних лет к открытости слога

Тяготел славянский язык.

Запись в тетрадях числа и темы урока (Слайд 2)

На этом уроке речь пойдет о словах-братьях, родство которых уходит в историю языка. Послушайте лингвистическую сказку и докажите, что Град по-прежнему в почете.

Решил Город навестить своего брата, которого звали Град и который жил теперь уединенно.

– Как ты живешь? Как твое здоровье? – начал веселый и шумный Город. – Ты редко появляешься в обществе, о тебе стали уже забывать.

– Да, моя слава за последние годы пошатнулась, – ответил осунувшийся, похудевший Град. – Ты, дорогой брат, потеснил меня. Ты со всеми словами в дружбе, в любой книге, в любом стихотворении, в журнале, в газете – везде тебе почет и уважение: генеральный план города (а не града!), застройка городов, население города. Всюду только и слышно: город, город.

– А разве тебе плохо живется в словах Волгоград, градостроительство, градостроитель? Разве эти слова не говорят о том, что ты по-прежнему в почете, – подбадривал брата Город.

Под напором этих аргументов Граду ничего не оставалось делать, как согласиться, что он еще не забыт и занимает почетное место в языке. Но в душе он завидовал шумному и счастливому Городу.

Таких слов-братьев в русском языке немало: берег и брег, холодный и хладнокровный, обморок и мрак и т.д. Родство этих слов возникло из родства двух языков – русского и старославянского. В языке – основе индоевропейских языков существовали сочетания *tort, *tolt, *tert, *telt (*t условно обозначает согласный звук), все слоги были закрытыми. Основным фонетическим законом славянских языков являлась открытость слога. В связи с этим различные славянские языки по-разному осуществили это основное требование своего языка. Так, южнославянские языки (болгарский, старославянский) осуществили перестановку гласного с согласными и удлинение гласного звука:

(Слайд 4) *golva ––> глава––> голова;

*berg ––> брегъ––> берегъ;

*gord ––> градъ––> городъ.

В восточнославянских языках возникало полногласие – сочетания оло (ело), оро, ере между согласными в корнях слов.

Но во всех случаях открытость слога осуществлена: го-ло-ва, гла-ва, бе-ре-гъ, бре-гъ.

Так появились в нашей речи полногласные и неполногласные сочетания.

Старославянский язык оказал большое влияние на русский язык, многие неполногласные слова вошли в наш язык.

(Слайд 5) веремя – время, веред – вред, ворог – враг, хоробрый – храбрый, солодкий – сладкий.

Некоторые неполногласные формы оказались настолько активными, что полностью вытеснили русские формы с полногласием. Так, например, вместо исконно русских слов веремя, веред, ворог, хоробрый, солодкий в современном русском языке употребляются старославянские по происхождению время, вред, враг, храбрый, сладкий.

ПРАХ – тело человека после смерти

Обычно заимствованные из старославянского языка слова с неполногласием носят более отвлеченный, книжный характер, чем соответствующие им исконно русские слова. Сравните:

гражданин (страны) – горожанин;

верный страж (отчизны) – сторож;

влачить (жалкое существование) и волочить (ноги).

Неполногласные формы несут отпечаток высокого стиля, придают речи торжественность и величие.

Прошло сто лет, и юный град,

Полнощных стран краса и диво,

Из тьмы лесов, из топи блат,

Вознесся пышно, горделиво. (А.Пушкин. Медный всадник)

Поскольку русский язык не хочет отказываться от слов-братьев, пришедших из старославянского языка, нам следует помнить: чтобы не ошибиться в написании полногласных и неполногласных сочетаний (верно выбрать гласные), их сопоставляют таким образом:

б оро зда – б ра зды;

б ере г – приб ре жный;

в оро жить – в ра г;

п оло тно – п ла тье;

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ (стр. 79, упр. 147 (устно))

Не всякое слово, в котором есть изученное сочетание букв, относится к словам с полногласными и неполногласными сочетаниями. О полногласии или непоногласии мы говорим тогда, когда у слова с полногласием есть пара с неполногласием: молодежь – младенец, жеребьевка – жребий.

У слов слава, брат, стрела «родственников» с полногласием нет!

V . Закрепление изученного материала.

А теперь проверьте себя.

3. Слова глас и голос – братья, потому что.

Давайте теперь потренируемся узнавать эти слова и писать их правильно.

Выпишите однокоренные слова-братья. Выделите чередующиеся сочетания звуков. Например, ворота – вратарь.

Огород, страна, платье, согласный (звук), полотно, молоко, середина, голос, младенец, шлем, облако, молодежь, среда, оболочка, сторона, ограда, ошеломить, млекопитающее.

3. Предлагаю вам еще несколько слов, а вы:

1) подберите к ним слова с неполногласными сочетаниями:

сторож, молодой, короткий, золото, берег, дерево;

2) теперь подберите пары с полногласными сочетаниями к следующим словам:

прохлада, небрежный, жребий, глава, кладезь, храм, здравие.

* Можно ли сказать: Царские хоромы охраняет сторож? Почему?

Оказывается, слова город и огород исторически являются однокоренными. Слово город первоначально имело значение «ограда, забор», «огороженное место». Слово смородина имеет тот же корень, что и слово смрад. Название было дано по сильному и терпкому запаху черной смородины.

Город и огород, смородина и смард;

Ошеломить – значит сильно удивить, поразить чем-нибудь воображение

Ошеломить означало «сбить шлем» (древнерусское шелом), «оставить без шлема»

4. Прочитайте выразительно строки из произведений А.С. Пушкина. Вставьте пропущенные буквы. Выпишите все слова с полногласными и неполногласными сочетаниями (всего спрятано 10+7 слов). Назовите однокоренные слова.

2) И желанная стр_на

Вот уж издали видна.

3) Петушок мой з_л_той

будет верный стор_ж твой.

Свадьбу тотчас учинили.

5) В в_р_та вошла она.

На подворье тишина.

6) Победой прославлено имя твое;

7) Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на б_рег пустой,

Расплеснется в скором беге –

И останутся на бреге

Тридцать три богатыря,

В чешуе златой горя,

Все равны, как на подбор;

Старый дядька Черномор

С ними из моря выходит

И попарно их выводит,

Чтобы остров тот хр_нить

И дозором обходить –

И той стражи нет надежней,

5. Вспомните слова, допишите пропущенные буквы с полногласными сочетаниями.

Прочитайте выразительно слова эпиграфа к уроку. (Слайд 15 эпиграф)

Расскажите, как называется языковое явление, примеры которого приводит поэт, и почему подобные пары слов возникли в языке?

VIII . Домашнее задание п. 19 выучить теорию, упр. 148

Источник

Урок на тему «Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями».

Разработка урока русского языка для 6 класса.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему «Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями».»

Тема: Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями.

Цель: Продолжить работу по изучению фонетических особенностей старославянских слов и исконно русских по происхождению; развивать умения находить слова с полногласием и неполногласием в современном русском языке; отработать правописание старославянизмов с полногласием и неполногласием; воспитывать интерес к истории развития русского языка.

Оборудование: учебник, дидактический материал, карточки с заданием.

Тип урока: комбинированный.

І. Организационный момент.

ІІ. Актуализация опорных знаний учащихся.

2. Орфографическая работа.

Касаться; вырасти; подрастут; прикоснуться; гореть; растения; предположить; сгореть; слагать; касаюсь; предполагать; коснись; предлагать; разрослись; загораться.

ІІІ. Мотивация учебной деятельности учащихся.

ІV. Объявление темы и цели урока.

V. Работа по теме урока.

1. Вступительное слово учителя.

В современном русском языке можно выделить три основные группы наиболее употребительных слов с полногласными и неполногласными сочетаниями.
1 группа. Исторически однокоренные полногласные и неполногласные формы, существующие в современном русском языке параллельно.

2 группа. Слова, выступающие в русском литературном языке только с полногласными сочетаниями (неполногласные варианты полностью утрачены).
3 группа. Слова, которые в русском литературном языке выступают только с неполногласными сочетаниями; соответствующие им полногласные варианты полностью отсутствуют.
2. Работа с карточкой (один учащийся работает у доски, а остальные – в тетрадях).

— Вставьте пропущенные буквы.

спросить о зд___ровье

ч___р___дования в корнях

Одному ученику так понравились слова с такими чередованиями, что в своём сочинении он написал такое предложение: «Царские хоромы охранял сторож». Но одно слово он употребил неуместно. Как вы думаете, какое?

— Да, слово «сторож» более современное, здесь должно быть слово однокоренное, но с неполногласием – «страж».

— А вы сможете придумать предложение, где бы встретились слова с таким чередованием? Прочитайте вслух.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *