Что такое полнокадровый объектив
Преимущества полного кадра
Камеры с полнокадровым сенсором («full frame» камеры) пользуются сегодня большим спросом. Все больше и больше людей переходит с фотоаппаратов с кроп-фактором на камеры с большим 35 мм сенсором. Сегодня мы попытаемся понять, почему.
Что такое полнокадровая камера
Сенсоры фотоаппаратов отличаются по размеру. Матрицы камер в телефонах даже меньше тех, что встроены в большинство «мыльниц». В общем случае, чем больше сенсор, тем лучше качество изображения.
Полнокадровый сенсор так называется из-за того, что имеет тот же размер, что и полный кадр 35мм пленки. Вы, возможно, никогда не снимали на пленку, но должны знать, как она выглядит. Примеры полнокадровых камер – это Nikon D700 и Canon 5D. Камеры с кроп-фактором имеют сенсоры меньшего размера, «кропнутого» (от англ. «crop»), т.е. урезанного. В качестве примера можно привести фотоаппараты Nikon D40, D7000 и Canon Rebel T2i и 60D.
Картинка выше прекрасно иллюстрирует разницу между полнокадровыми камерами и камерами с кроп-фактором. Все изображение – это то, что видит ваш глаз. Область, обрамленная красным прямоугольником – то, что воспринимает камера с полнокадровым сенсором. Меньшая область внутри синей рамки – то, что мы увидим через тот же объектив, но на фотоаппарате с кроп-фактором.
Размеры сенсоров могут быть совершенно разными. Камеры с кроп-фактором часто называют «APS-C» (линейка Canon Digital Rebel). Размер, находящийся между полным кадром и APS-C принято обозначать как APS-H. Это тоже камеры с кроп-фактором (сенсор меньше размера кадра в 35мм пленке), но их матрица больше, чем в APS-C камерах. В настоящий момент камеры APS-H в целом ограничены линейкой Canon 1D, например, 1D Mark IV. Если вам интересно узнать больше технических подробностей о сенсорах фотоаппаратов, обратите внимание на эту статью.
Преимущества полного кадра
Теперь, когда мы имеем лучшее представление о том, что такое полнокадровые камеры, давайте рассмотрим несколько особенностей, которые делают их столь привлекательными.
Видоискатель
На мой взгляд, главное преимущество полнокадровых фотокамер, это качество видоискателя. Если вы когда-нибудь пользовались старой пленочной SLR, вы, вероятно, были впечатлены размером и яркостью видоискателя. Более того, одним из недостатков DSLR камер с кроп-фактором является относительно небольшой видоискатель. Полнокадровые камеры в этом сильно их превосходят.
Теперь, когда у меня есть полнокадровая камера, смотря в видоискатель фотоаппарата с кроп-фактором, мне отчасти кажется, будто я гляжу в туннель. Если вы еще никогда не проверяли, как работает полнокадровый видоискатель, попробуйте обязательно. С его помощью гораздо проще производить ручную фокусировку объектива и контролировать зоны резкости в сравнении с кроп-факторными оппонентами.
Фокусное расстояние
Вы, вероятно, знаете об эффекте умножения фокусного расстояния, который дают камеры с кроп-фактором.
Я предпочитаю вид, который обеспечивает полнокадровая камера, потому что мне нравятся широкие перспективы. На моей полнокадровой 5D я часто использую для съемки свадеб объектив 24мм f/1.4. На камере с кроп-фактором эффективное фокусное расстояние этого объектива составит 36мм. Чтобы воспроизвести аналогичную картинку, вам потребуется найти объектив 16мм для камеры с кроп-фактором; фикса 16 мм f/1.4 даже не существует. Короче говоря, светосильные широкоугольные объективы гораздо проще использовать на полном кадре.
Высокие значения ISO
Если и существует один показатель производительности, который я действительно ценю в полнокадровых камерах, то это съемка на высоких значениях ISO. Больший сенсор имеет технические преимущества. Говоря простыми словами, больший сенсор позволяет производителю не втискивать в него фотоэлементы, и поэтому камера способна снимать на более высоких ISO. Фотоэлементы могут быть крупнее, и каждый будет способен воспринимать больше света.
Изображение полнокадрового сенсора Canon 5D Mark II
Canon и Nikon по-разному подходят к этому вопросу. Компания Nikon выпускает камеры с большим размером сенсора, но сохраняет количество мегапикселей на довольно низком уровне, и действительно обеспечивает потрясающе высокую производительность ISO в своих аппаратах. Nikon D700, D3 и D3s – 12-мегапиксельные, однако с их помощью можно сделать удивительно качественные снимки. Canon также выпускает полнокадровые камеры с выдающимися показателями ISO, но выбирают путь высокой разрешающей способности, предлагая клиентам 21-мегапиксельную камеру 5D Mark II. В линейке Sony также присутствуют камеры этого типа, A850 и A900.
В общем говоря, полнокадровые камеры порадуют вас высокими значениями ISO ввиду большего размера сенсора. На рынке существует множество предложений от разных производителей, так что найдется что-то для каждого.
Недостатки
Полнокадровые камеры подходят не всем; некоторые фотографы выбирают камеры с кроп-фактором по ряду причин. Давайте рассмотрим некоторые из них.
Зона досягаемости
Помните, выше мы говорили об эффекте умноженного фокусного расстояния объектива, который дает камера с кроп-фактором? Для некоторых фотографов увеличенная зона досягаемости объектива является серьезным преимуществом. Например, в случае со спортивными фотографами или теми, кто снимает дикую природу, большее приближение всегда будет весомым плюсом. Один мой знакомый фотограф однажды заметил, что снимать на камеру с кроп-фактором – это все равно, что получить бесплатный 1.6х телеконвертер.
Это телеконвертер, изготовленный компанией Canon. Он увеличивает фокусное расстояние, чтобы обеспечить большее приближение. Это тот же эффект, что получается при съемке на камеры с кроп-фактором.
Приобретение хорошей техники всегда бьет по карману. Хотя полнокадровые камеры становятся более популярными, и, следовательно, скоро появятся более доступные варианты. На данный момент флагманское предложение каждого производителя – это дорогостоящая полнокадровая модель.
Многие люди полагают, что чем более популярными будут становиться полнокадровые камеры, тем ниже будет цена, пока она, в конце концов, не придет к нормальному уровню. Учитывая преимущества полного кадра, нетрудно предположить, что в обозримом будущем все DSLR камеры будут полнокадровыми. Технология будет падать в стоимости и запросто может стать стандартным предложением на рынке.
Преимущество полного кадра состоит в том, что ввиду меньшего количества доступных полнокадровых моделей, на рынке подержанных товаров их можно приобрести по лучшей цене по сравнению с камерами с кроп-фактором.
Переход на полный кадр
Итак, вы решили, что готовы к переходу на полный кадр – что же выбрать? Если вы уже инвестировали деньги в определенную систему, имеет смысл продолжать использовать ту же систему, и остановиться на полнокадровой камере соответствующего производителя.
Как обсуждалось выше, полный кадр имеет множество преимуществ. Однако стоимость может быть непреодолимым барьером для многих людей. Если вы ищете наименее дорогой вариант для перехода на полнокадровую систему, обратите внимание на подержанный Canon 5D, он может стоить до 1000$.
Многие люди совершают ошибку, вкладывая весь доступный им бюджет в «тушку» камеры. Прежде чем вы перейдете на систему с полнокадровым сенсором, убедитесь, что у вас есть объективы, которые позволят использовать все преимущества нового фотоаппарата. Проверьте совместимость вашей камеры и имеющихся объективов.
Например, объективы Nikon DX несовместимы с полнокадровыми камерами типа D700. Если вы попробуете их использовать на таком аппарате, вы получите затененные углы, эффект виньетирования. На системе Canon, объективы EF-S не будут работать на полнокадровых камерах, таких как 5D.
Все снимки, представленные выше, сделаны на полнокадровую камеру, но с разной степенью приближения для иллюстрирования различий между изображениями, которые выдает один и тот же объектив при различных кроп-факторах сенсора. Кадр сверху снят на 70мм на полный кадр – следовательно, множитель кроп-фактора отсутствует. Ниже – кадр с кроп-фактором 1.3х. 70мм, умноженные на 1.3, эквивалентны примерно 91мм. И наконец, нижний кадр показывает, как будут выглядеть те же 70мм на камере с кроп-фактором 1.6x, что равняется примерно 112мм.
Как уже было сказано, вам необходимо выбирать совместимые объективы, но помимо этого, следует также обращать внимание на те стекла, которые смогут передать все преимущества большого сенсора. Зачастую полнокадровые камеры – это модели с высоким разрешением, например, 21 Мпикс 5D Mark II. Использование дешевых и некачественных объективов сводит на нет все улучшения качества изображения, которые может обеспечить полнокадровая камера. Нам нужны хорошие объективы, чтобы подчеркнуть все детали работы этих качественных сенсоров с высокой разрешающей способностью.
Я уверен, что вы уже слышали этот совет: сначала создайте коллекцию объективов. Я искренне верю в это правило…хоть и виновен в его нарушении. Моя коллекция объективов не смогла угнаться за тратами на обновление камеры. Если бы я проходил через это снова, я бы сначала сформировал набор хороших объективов на камеру с кроп-фактором, а потом перешел бы на полнокадровую модель. Если вы думаете, что уже совсем скоро перейдете на систему с полнокадровым сенсором, помните, что следует выбирать объективы, соответствующие этой цели.
Заключение
Полнокадровая DSLR камера – восхитительный инструмент, но это всего лишь инструмент, не более того. Имея множество серьезных преимуществ, она может помочь вам получить лучшие результаты при съемке в условиях слабого освещения. Все больше и больше камер с полнокадровым сенсором становятся доступными, так что, безусловно, это формат будущего для профессионалов.
Автор статьи: Andrew Childress.
Полный кадр решает? Стоит ли покупать фотоаппарат-фуллфрейм?
Фотоаппараты отличаются множеством технических факторов. И при выборе подходящей камеры остро подымается сразу несколько вопросов: зеркалка или беззеркалка? Полный кадр или кроп? А может средний формат? Почему фотографы гонятся именно за полнокадровыми камерами? Давайте об этом и поговорим.
С точки зрения фотографа-профи, который зарабатывает съемками на хлеб, полнокадровые камеры имеют приоритет перед зеркалками и беззеркалками с кропнутой матрицей. Они в разы выносливее, более подкованы в техническом плане, краше размывают фон в портретном жанре фотографии. А нужна ли фуллфрейм-камера любителю? Пусть даже и продвинутому.
Для начала предлагаем разобраться в технической стороне вопроса. Итак, что же такое полный кадр и кроп в камерах со сменной оптикой? За этими терминами стоят физические размеры матриц фотоаппаратов:
Размер сенсора изображения влияет на возможность получать детализированную картинку с минимальным уровнем шумов на высоких значениях ISO. Это объясняется просто — чем больше матрица, тем лучше она поглощает свет и четче «видит» в условиях недостаточной освещенности кадра.
Топовые полнокадровые камеры снимают на невиданных доселе ISO. |
К разряду иных достоинств полнокадровых датчиков причисляют следующие:
Технические преимущества полного кадра
1. Широкий динамический диапазон. ДД определяет разницу между самыми темными и самыми светлыми частями фотоснимка. И у полнокадровых камер он зачастую шире, чем у кропа. Как результат, «выбитое» небо или непроглядные тени побеспокоят фотографа, снимающего на фуллфрейм, гораздо реже.
2. Глубина цвета. Фотоаппараты с полнокадровыми матрицами лучше передают глубину цвета и обеспечивают плавные переходы полутонов.
3. Меньше ГРИП (глубина резко изображаемого пространства). Глубина резкости кадра напрямую зависит от фокусного расстояния объектива, его светосилы и дистанции до объекта съемки. При равных условиях оптика для кропа зачастую «темнее» и для получения одинакового кадрирования снимка приходиться отходить, что увеличивает расстояние до объекта фокусировки и увеличивает ГРИП. А это ведет к меньшему размытию заднего плана. На фуллфрейм получить эффектное размытие фона гораздо проще.
4. Удобные фокусные расстояния оптики. Значения эквивалентного и реального фокусных расстояний объективов для фуллфрейм-камер совпадают. А вот для неполнокадровых фотоаппаратов его нужно пересчитывать, исходя из множителя кроп-фактора. И условный фикс 24 мм на камере формата APS-C превращается в 36 мм, что обеспечивает совсем другой угол поля зрения.
Оптика для кропнутых камер в связке с фотоаппаратом-фуллфреймом даст сильное виньетирование. |
Неочевидные достоинства полного кадра связаны с позиционированием фуллфреймов в качестве флагманских фотоаппаратов. Соответственно, в них применяется продвинутая система автофокусировки, корпус обладает пыле- и влагозащитой (в подавляющем большинстве сборок), предусматриваются спаренные «посадочные места» под карты памяти.
Полнокадровый объектив на камере aps-c против объектива aps-c на полнокадровой камере
Хотите узнать разницу между полнокадровым объективом на тушке APS-C и объективом APS-C на полнокадровом фотоаппарате? Хотите знать, какие объективы можно установить на какие камеры и совместимы ли различные комбинации камера/объектив?
Прочитав статью вы узнаете о том: можете ли вы использовать полнокадровый объектив на body APS-C; или объектив APS-C на полнокадровой тушке.
Что происходит, когда вы устанавливаете объектив для полного кадра на камеры APS-C?
Полнокадровый объектив предназначен для полнокадровых камер. Но что произойдет, если вы возьмете этот полнокадровый объектив …
… и установите его на корпус камеры APS-C?
По правде говоря, совсем немного.
Фокусное расстояние
Во-первых, фокусное расстояние объектива не меняется. Видите ли, фокусное расстояние объектива является физическим свойством — оно постоянно с момента создания объектива. Фокусное расстояние — это расстояние от точки внутри объектива до датчика камеры, и оно не изменяется вне зависимости от размера матрицы.
Глубина резкости (ГРИП)
Во-вторых, глубина резкости не меняется. Глубина резкости определяется диафрагмой, фокусным расстоянием и расстоянием от объектива до точки фокусировки; ни один из этих параметров не зависит от размеров матрицы.
Качество изображения
В-третьих, оптические свойства объектива остаются прежними. Оптика объектива остается неизменной независимо от того, на какую камеру вы его устанавливаете.
Об этом () написано в статье: Как влияет кроп фактор на фокусное расстояние, диафрагму и светосилу?
Однако есть одна особенность, которая изменяется с размером матрицы:
Поле зрения объектива
Видите ли, всякий раз, когда вы устанавливаете объектив на камеру, он проецирует круглое изображение на датчик камеры.
Это круглое изображение всегда одинакового размера, независимо от матрицы камеры. Но она не всегда использует все это проецируемое изображение. Полнокадровый объектив предназначен для проецирования изображения идеального размера для сенсора полнокадровой камеры.
Но когда полнокадровый объектив устанавливается на кроп камеру, меньшая матрица, по существу, обрезает изображение, проецируемое полнокадровым объективом. И в результате вы получаете более узкое поле зрения, то есть более узкую часть сцены, захваченную датчиком.
Есть смысл?
Размещение меньшего датчика позади объектива не меняет его фокусное расстояние. Что меняется, так это только угол зрения.
Теперь, когда вы знаете, как работает полнокадровый объектив на камере APS-C, вы можете увидеть одно большое преимущество использования этой комбинации.
Преимущества использования полнокадрового объектива на камере APS-C
Более узкое поле зрения увеличивает дальность действия объектива, поэтому вы можете легко фотографировать более удаленные объекты. Это увеличенное поле зрения часто называют кроп-фактором, когда 100-мм объектив превращается в 150-мм объектив на камере APS-C.
Это важно для фотографов дикой природы и спорта, потому что им часто нужно делать снимки на расстоянии. Это увеличивает радиус действия их объектива, даже если фокусное расстояние не меняется.
Обычная практика — использование полнокадровых объективов на APS-C камерах среди фотографов-диких животных для увеличения сцены.
Недостатки использования полнокадрового объектива на камере APS-C
Есть несколько важных недостатков использования этой комбинации. С одной стороны, полнокадровые объективы имеют тенденцию быть больше и дороже, чем их аналоги APS-C.
Кроме того, в то время как дополнительное приближение сцены полезно для фотографов, занимающихся спортом и съемкой дикой природы, оно также значительно затрудняет пейзажную фотосъемку, поскольку поле зрения широкоугольного объектива становится уже.
Из-за кроп фактора, проектировать сверхширокоугольные объективы APS-C сложнее, чем сверхширокоугольные полнокадровые объективы.
Что происходит, когда вы прикрепляете объектив APS-C к полнокадровой камере?
Во многих отношениях установка объектива APS-C к полнокадровой камере аналогично прикреплению полнокадрового объектива к камере APS-C.
Фокусное расстояние
Например, фокусное расстояние объектива не изменяется, как и у полнокадрового объектива с момента его изготовления. Фокусное расстояние — это оптическое свойство объектива, которое не зависит от размера сенсора.
Глубина резкости
И глубина резкости объектива также не меняется, потому что фокусное расстояние объектива остается постоянным.
Качество изображения
Оптические качества объектива тоже не меняются; как я объяснил выше, качество изображения объектива не зависит от размера сенсора.
Однако при установке объектива APS-C на полнокадровую камеру есть одна проблема: проекция изображения
Изображение, проецируемое объективом, предназначено для датчиков APS-C, а не для полнокадровой матрицы. Таким образом, оно меньше, чем требуется, и не покрывает всю матрицу.
Теперь, если вы используете body и объективы брендов Sony или Nikon, вы все равно можете установить объектив APS-C на полнокадровую камеру. Но вы обнаружите виньетирование (то есть затемнение) по краям кадра, которое может легко испортить фотографию если его не обрезать в photoshop.
Если вы устанавливаете объектив APS-C на полнокадровую камеру Nikon и Sony и не видите виньетирования, возможно, это связано с тем, что камера автоматически определила объектив как APS-C и переключилась в режим кадрирования, в котором используется только часть матрицы. Это жизнеспособный способ фотографирования, но вы потеряете разрешение. Ведь камера обрезает мегапиксели!
Canon EF-S объективы на Full Frame
Обратите внимание, что все становится немного сложнее, когда речь идет о штатных объективах Canon. Если вы попытаетесь устанавить объектив Canon EF-S на полнокадровую камеру Canon, крепление объектива будет врезаеться в механизм внутри камеры, чего нужно избегать любой ценой. Это не будет проблемой для объективов сторонних производителей для камер Canon APS-C, но объективы EF-S просто не следует устанавливать на полнокадровые камеры Canon.
Если вас устраивает фотография с более низким разрешением, вы можете использовать объективы APS-C на полнокадровых камерах.
Преимущества использования объектива APS-C на полнокадровой камере.
Основное преимущество установки объективов APS-C на полнокадровые камеры
Вы можете пользоваться меньшими по размерам, более дешевыми объективами APS-C, предлагаемыми производителями. Они часто бывают высокого качества, но стоят намного дешевле, чем их полнокадровые собратья.
Например, фотографы Nikon часто устанавливают 35mm f/1.8G AF-S DX Nikkor на полнокадровых корпусах. Этот объектив отличается превосходным оптическим качеством и компактной конструкцией по впечатляюще низкой цене.
Недостатки использования объектива APS-C на полнокадровой камере
Когда вы используете объектив APS-C с полнокадровой камерой, вы используете только часть датчика. Это, в свою очередь, снижает разрешение конечного изображения. Вы будете вынуждены обрезать, или ваша камера будет обрезать для вас — так, что 24-мегапиксельная матрица будет способна создавать только 10-мегапиксельные фотографии.
Выводы
Теперь, когда вы закончили читать эту статью, вы знаете все об использовании объективов APS-C на полнокадровых сенсорах, а также полнокадровых объективов на сенсорах APS-C.
И вы знаете плюсы и минусы каждого из вариантов.
Просто помните:
Вам не нужно бояться устанавливать полнокадровые объективы на камеры APS-C, а также опасаться обратного.
Однако объективы Canon EF-S на полнокадровом фотоаппарате использовать нельзя!
Полнокадровые объективы: советы новичку
Все линзы создают круглое изображение и сенсор вашей камеры просто записывает прямоугольную область с него. Полнокадровый объектив создает картинку, которая покрывает сенсор полного кадра и обеспечивает обрезанное изображение меньшего кроп фактора.
В этом коротком уроке мы предлагаем 4 обязательных для изучения совета, как управляться с полнокадровыми линзами в первый раз.
1. Совместимость
Полнокадровые линзы созданы для работы с камерами с полноформатными сенсорами, также они полностью совместимы и с меньшими APS-C сенсорами. Вам нужно умножить фокусное расстояние объектива на 1.6 для того чтобы выяснить эффективное фокусное расстояние (См. подробнее).
2. Проблемы с широкоугольными объективами
Размер матрицы имеет негативное последствие, когда используешь широкоугольный полнокадровый объектив на камере с APS-C сенсорами: 24mm полнокадровый объектив даст примерно тот же угол обзора, как и 40мм объектив на камере с APS-C сенсором. Когда встали перед выбором широкоугольного объектива, всегда думайте о том, чтобы взять объектив с запасом фокусного расстояния.
3. Преимущества телеобъективов
Эффект приближения\увеличения бонус для длиннофокусых объективов. 70-200 на камере APS-С сенсором даст тот же эффект как 112-320 на полнокадровой камере. В то время как 500мм телефотобъектив становится 800мм!
4. Полный кадр
Использование полнокадрового объектива на полнокадровой камере дает вам возможность не только делать широкоугольные снимки, но и получать профессиональные портретные фото с маленькой глубиной резкости.
Автор: jmeyer
Комментарии: 14
Встречаю я недавно товарища, он идет счастливый и орет мне на всю улицу
«Андрюха, я вчера новое стекло купил вот с такооой дыркой» и руки в разные стороны как хороший рыбак.
А вы говорите кроп
Правильно ли я понял, если на кропе я снимаю на 50 mm фикс, то в настройках на вспышке я оставляю 50, а не 80 (50×1,6=80).
хороший объективчик на фото
я думаю что везде нужно указать что речь идет о углах а не миллиметрах, многие путают.
вот куплю Кенон 5Д за 15 т/рублей,думаю по жизни хватит на все
Полностью согласен. Никогда не понимал, как можно писать, что «на кропнутой матрице 500мм-овый объектив становится 800мм-овым». Не надо обычное масштабирование выдавать за изменение фокусного расстояния. При изменении фокусного расстояния объект не только, к примеру, приближается, но и изменяется вся перспектива.
Меняется только угол обзора, т.е. объектив не приближает, а у него уменьшается угол обзора все. И не нужно надеяться, что у вас получится супер телевик на кропе
наиболее точное объяснение. полностью соглсен: фокусное расстояние остаётся тем же, а угол обзора заметно страдает.
«Вам нужно умножить фокусное расстояние объектива на 1.6 для того чтобы выяснить эффективное фокусное расстояние «
Данная фраза верна только для фотоаппаратов фирмы Canon. У всех остальных жу фирм кроп-фактор равен 1.5
не совсем верно. у всех остальных кроп-фактор разный, у Canon есть зеркалки с кропом 1.3, а есть еще Sigma с кропом 1.7 и Olympus с Panasonic с кропом 2.0 и Nikon 1 с кропом 2.7 и т.д.
все зависит от размера сенсора(матрицы), а не от фирмы продукта