Что такое полномочия должностного лица
Что такое полномочия должностного лица
КоАП РФ Статья 22.2. Полномочия должностных лиц
(в ред. Федерального закона от 28.12.2009 N 380-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматривают в пределах своих полномочий должностные лица, указанные в главе 23 настоящего Кодекса.
2. От имени органов, указанных в пункте 3 части 1 статьи 22.1 настоящего Кодекса, рассматривать дела об административных правонарушениях вправе:
1) руководители федеральных органов исполнительной власти, их заместители;
2) руководители структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти, их заместители;
3) руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, их заместители;
4) руководители структурных подразделений территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, их заместители;
5) иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации надзорные или контрольные функции.
3. От имени органов, указанных в пункте 4 части 1 статьи 22.1 настоящего Кодекса, рассматривать дела об административных правонарушениях вправе начальники арестных домов, исправительных учреждений, следственных изоляторов и изоляторов временного содержания.
(см. текст в предыдущей редакции)
5. От имени органов, указанных в пункте 6 части 1 статьи 22.1 настоящего Кодекса, рассматривать дела об административных правонарушениях вправе:
1) руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, их заместители;
2) руководители структурных подразделений указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, их заместители;
(п. 2 в ред. Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) иные указанные в главе 23 настоящего Кодекса должностные лица, являющиеся государственными инспекторами субъектов Российской Федерации и уполномоченные осуществлять федеральный государственный надзор (контроль).
(п. 3 введен Федеральным законом от 30.03.2016 N 81-ФЗ)
5.1. От имени учреждений, указанных в пункте 7 части 1 статьи 22.1 настоящего Кодекса, рассматривать дела об административных правонарушениях вправе руководители государственных учреждений, их заместители. От имени государственных учреждений, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области пожарной безопасности, и уполномоченных на осуществление федерального государственного пожарного надзора, рассматривать дела об административных правонарушениях вправе также иные должностные лица, являющиеся государственными инспекторами по пожарному надзору.
(часть 5.1 введена Федеральным законом от 14.10.2014 N 307-ФЗ)
6. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, от имени органов, указанных в пункте 3 части 2 статьи 22.1 настоящего Кодекса, рассматривают уполномоченные должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
7. Должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, обладают этими полномочиями в полном объеме, если главой 23 настоящего Кодекса или законом субъекта Российской Федерации не установлено иное.
ДОЛЖНОСТНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ
Полезное
Смотреть что такое «ДОЛЖНОСТНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ» в других словарях:
ПОЛНОМОЧИЯ — (authority) Право и/или возможность высказывать предложения, предписывать и давать указания, обязательные к выполнению без уговоров, торгов и применения силы. Должностные лица имеют право принимать решения или давать указания в силу данных им… … Политология. Словарь.
Полномочия таможенных органов и обязанности их должностных лиц в области налогообложения и сборов — таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации,… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия
Должностные лица, возглавляющие исполнительную и распорядительную деятельность в муниципальных образованиях — Федеральный закон Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации определяет, что уставом муниципального образования может быть предусмотрена должность главы муниципального образования выборного должностного лица … Административное право. Словарь-справочник
Должностные лица в организациях, не являющихся органами государственной власти — 2. Для целей настоящей статьи под должностными лицами в организациях, не являющихся органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, понимается… … Официальная терминология
Должностные лица — это государственные служащие, которые осуществляют полномочия государственно властного характера, т. е. имеют право совершать в пределах своей компетенции властные действия, влекущие юридические последствия (издавать акты управления, совершать… … Административно-процессуальное право: словарь терминов и понятий
КОНСТИТУЦИЯ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ — КОНСТИТУЦИЯ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ, основной действующий закон, выработанный Конституционным конвентом 1787 в Филадельфии. Утвердил республиканскую демократическую форму правления и федеративное устройство США. В соответствии со ст. VII… … Энциклопедический словарь
Военная служба — У этого термина существуют и другие значения, см. Служба. Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения … Википедия
Государственная гражданская служба Российской Федерации — Политика Портал:Политика Россия … Википедия
Корнелий Сулла, Луций — Луций Корнелий Сулла Lucius Cornelius Sulla Бессрочный … Википедия
Луций Корнелий Сулла Феликс — Луций Корнелий Сулла Lucius Cornelius Sulla Бессрочный … Википедия
Статья 22.2. Полномочия должностных лиц
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. N 380-ФЗ статья 22.2 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Статья 22.2. Полномочия должностных лиц
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 22.2 КоАП РФ
1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматривают в пределах своих полномочий должностные лица, указанные в главе 23 настоящего Кодекса.
2. От имени органов, указанных в пункте 3 части 1 статьи 22.1 настоящего Кодекса, рассматривать дела об административных правонарушениях вправе:
1) руководители федеральных органов исполнительной власти, их заместители;
2) руководители структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти, их заместители;
3) руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, их заместители;
4) руководители структурных подразделений территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, их заместители;
5) иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации надзорные или контрольные функции.
3. От имени органов, указанных в пункте 4 части 1 статьи 22.1 настоящего Кодекса, рассматривать дела об административных правонарушениях вправе начальники арестных домов, исправительных учреждений, следственных изоляторов и изоляторов временного содержания.
4. Утратила силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования Федерального закона от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ.
Информация об изменениях:
5. От имени органов, указанных в пункте 6 части 1 статьи 22.1 настоящего Кодекса, рассматривать дела об административных правонарушениях вправе:
1) руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, их заместители;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ пункт 2 части 5 статьи 22.2 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
2) руководители структурных подразделений указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, их заместители;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 30 марта 2016 г. N 81-ФЗ часть 5 статьи 22.2 настоящего Кодекса дополнена пунктом 3
3) иные указанные в главе 23 настоящего Кодекса должностные лица, являющиеся государственными инспекторами субъектов Российской Федерации и уполномоченные осуществлять федеральный государственный надзор (контроль).
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ статья 22.2 настоящего Кодекса дополнена частью 5.1, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
5.1. От имени учреждений, указанных в пункте 7 части 1 статьи 22.1 настоящего Кодекса, рассматривать дела об административных правонарушениях вправе руководители государственных учреждений, их заместители. От имени государственных учреждений, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области пожарной безопасности, и уполномоченных на осуществление федерального государственного пожарного надзора, рассматривать дела об административных правонарушениях вправе также иные должностные лица, являющиеся государственными инспекторами по пожарному надзору.
6. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, от имени органов, указанных в пункте 3 части 2 статьи 22.1 настоящего Кодекса, рассматривают уполномоченные должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
7. Должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, обладают этими полномочиями в полном объеме, если главой 23 настоящего Кодекса или законом субъекта Российской Федерации не установлено иное.
Чем грозит злоупотребление служебным положением
Должностное правонарушение классифицировалось по УК РСФСР (1960 г.) как злоупотребление служебным положением, или властными полномочиями.
По УК Российской Федерации поступки должностных лиц, связанные с умышленным применением служебного положения не в служебных интересах, а в собственных или интересах третьих лиц, ставшие причиной ущерба интересам общественным/государственным или отдельных граждан, называют злоупотреблением должностными полномочиями.
Понятие подразумевает не один, а ряд составов преступления, имеющих некоторые различия.
Должностные лица и пределы их полномочий
Должностными считаются лица, представляющие властные структуры по роду своей трудовой занятости. К таковым отнесены:
К должностным отнесены также те лица, которые не выступает непосредственно как представители власти, но исполняют во властных структурах некоторые хозяйственные или иные функции: руководители кадровых подразделений, заведующие хозяйственным управлением.
Наделение гражданина правами должностного лица может быть как постоянным, так и временным, включающим специальное поручение разового характера. К примеру, присяжный заседатель становится должностным лицом, представляющим власть, на период прохождения судебного процесса.
Варианты злоупотребления полученными полномочиями
Применять полномочия в собственных целях могут как должностные лица, так и не отнесенные к властным государственным структурам руководители организаций общественного или коммерческого типа. Поэтому согласно уголовному законодательству выделяют ряд схожих правонарушений:
Злоупотребление должностными полномочиями
Указанный вариант правонарушения признан наиболее опасным из-за причинения человеком, действующим от лица государства/структур власти в личных интересах или по инициативе третьих лиц, вреда отдельным гражданам или государству в целом.
Подобного рода противоправные действия не только наносят прямой ущерб, но и оказывают негативное воздействие на авторитет власти, ведя к правовому нигилизму. Поэтому меры наказания за преступление суровы: ограничение свободы на период от 4 лет до 10 лет (ст. 285 УК РФ).
Злоупотребление служебными правами трактуется как преступление уголовного типа, когда:
Пример. Сотрудник ГИБДД, курирующий вопросы выдачи водительских удостоверений, за некоторое денежное вознаграждение выдал документ знакомому физическому лицу без сдачи необходимого экзамена последним.
В ситуации присутствуют как злоупотребление полномочиями со стороны сотрудника (для получения материальной выгоды), так и нанесение урона интересам государства в результате несоблюдения правил и порядка, установленных государственной структурой (при получении удостоверения водителя).
К сведению! В ряде ситуаций гражданин, виновный в превышении или злоупотреблении имеющимися полномочиями, а также исполнявший приказ, обязательный для него, может не привлекаться к уголовной ответственности. Для подобного решения требуется подтверждение мотивов поведения сотрудника, связанных с соображениями безопасности третьих лиц, общества или государства в целом (ст. 42 УК РФ).
Превышение должностных полномочий
По действующему законодательству наказание при превышении прав с преступными намерениями определяется отдельно (ст. 286 УК РФ), при этом:
К сведению! Причина, повлекшая совершение правонарушения должностного характера, не влияет на принятие решения по ситуации, но указанный мотив поступка может учитываться при определении меры наказания.
Пример. Группой государственных служащих за денежное вознаграждение производилось незаконное распределение земельных наделов. Один из виновных в ходе следствия признал вину, объяснив свои действия недостатком материальных средств для дорогостоящего лечения члена его семьи, что было подтверждено документально. Все фигуранты дела были приговорены к ограничению свободы, но мотивация одного из виновных была принята во внимание судом и выразилась в смягчении наказания: для него срок лишения свободы был уменьшен.
С учетом субъекта, совершившего преступление, и последствий деяния наказание по ст. 286 УК РФ определяется:
Указанные преступления могут стать причиной более жесткой ответственности (ст. 111, 112 УК РФ) при наличии отягчающих обстоятельств в виде:
При этом допустима мера в виде ограничения свободы до 10 лет с запретом работать на некоторых должностях и заниматься определенными видами деятельности до 3 лет.
К сведению! Гражданин, совершивший умышленное деяние, предусмотренное ст. 285, 286 УК РФ, вызванное выполнением незаконного распоряжения (приказа), ответственен по общим правилам. Поступки руководителя, издавшего соответствующий документ, классифицируемый позднее как подстрекательство/посягательство на государственные нормы, подпадают под действие Особенной части УК (со ссылкой на ст. 33). Работник, издавший незаконное распоряжение, привлекается к ответственности как исполнитель правонарушения.
Злоупотребление должностными полномочиями в частной компании
Использование лицом, не относящимся к государственной структуре власти, служебных полномочий в собственных целях, ставшее причиной нанесения ущерба компании (негосударственной организации), влечет меры по ст. 201 УК РФ.
Преступление в таких ситуациях имеет место, если:
К сведению! Состав правонарушения, совершенного работниками негосударственных структур, не рассматривается с позиции превышения имеющихся полномочий. Указанное обстоятельство связано с несопоставимостью размеров власти, имеющейся в распоряжении государственных должностных лиц и руководителей/владельцев частной или общественной компании. Поэтому совершенное деяние классифицируется как преступное только в пределах общих норм уголовного права.
Ситуация 2. Злоупотребление служебным положением и полномочиями
Законодательство
Установленные положения
Основание
Злоупотребление служебным положением, злоупотребление полномочиями является коррупцией.
Пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273 «О противодействии коррупции»
Часть 1 статьи 10 Федерального закона № 273-ФЗ от 25 декабря2008 г.»О противодействии коррупции».
В данной ситуации гражданский служащий нарушает:
— исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом,
— требования к служебному поведению,
— осуществление деятельности в рамках компетенции
Пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
Статья 18 Федерального закона от 27 июля2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
Кодекс этики и служебного поведения
Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, попадает под уголовную ответственность
Статья 285 УК РФ (Злоупотребление должностными полномочиями)
Должностное лицо наказывается:
— лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью,
Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, также попадает под уголовную ответственность
Статья 286 УК РФ (Превышение должностных полномочий)
Должностное лицо наказывается:
— лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью,
Ответственность гражданского служащего за нарушение запретов и несоблюдение ограничений:
Статья 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ
1. Налагаются взыскания:
— предупреждение о неполном должностном соответствии.
Статья 59.1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ
2. Прекращение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы
Пункт 14 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ
3. Гражданский служащий может быть освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему
Пункт 1.1 части 1 статьи 37 и части 1 статьи 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ
Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению в связи с утратой доверия также в случае непринятия представителем нанимателя мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненный ему гражданский служащий
Часть 2 статьи 59.2 Федерального закона № 79-ФЗ от 27 июля2004 г.
Примеры случаев злоупотребления гражданского служащего служебным положением:
— принуждение граждан, юридических лиц к совершению каких-либо действий (сделок) в личных целях,
— использование служебной информации в личных целях,
— действия в интересах политических партий, общественных объединений и иных организаций,
— использование материально-технических средств и государственного имущества в личных целях или передача их другим лицам и другие.
При поступлении в государственный орган информации (обращения) о злоупотреблении гражданского служащего служебным положением проводятся следующие мероприятия:
Порядок действий
Должностные лица кадровой службы, ответственные за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, готовят письменную информацию по вопросу, изложенному в обращении (информации)
Пункт 3 приложения к указу Мэра Москвы от 15 февраля2010 г. № 11-УМ.
Представитель нанимателя на основании достаточной информации, представленной в письменном виде должностными лицами кадровых служб, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, принимает решение о проведении проверки в отношении государственного гражданского служащего
Пункт 5 приложения к указу Мэра Москвы от 15 февраля2010 г. № 11-УМ.
Решение о проведении проверки оформляется в письменном виде.
Пункт 7 приложения к указу Мэра Москвы от 15 февраля2010 г. № 11-УМ.
Проверка проводится кадровой службой государственного органа самостоятельно.
Пункты 6 и 9.1 приложения к указу Мэра Москвы от 15 февраля2010 г. № 11-УМ.
Проверка проводится в срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении.
По решению представителя нанимателя срок может быть продлен до 90 дней.
Пункт 8 приложения к указу Мэра Москвы от 15 февраля2010 г. № 11-УМ.
По результатам проверки представителю нанимателя представляется доклад с предложениями:
— об отсутствии оснований для применения к гражданскому служащему мер ответственности, предусмотренных федеральными законами и законами города Москвы,
— о применении к гражданскому служащему мер ответственности, предусмотренных федеральными законами и законами города Москвы,
— о представлении материалов проверки в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов или президиум Совета при Мэре Москвы по противодействию коррупции.
Пункт 18 приложения к указу Мэра Москвы от 15 февраля2010 г. № 11-УМ.
Представитель нанимателя, рассмотрев доклад, принимает одно из предложенных решений:
Пункт 21 приложения к указу Мэра Москвы от 15 февраля2010 г. № 11-УМ.
Применить к гражданскому служащему меры ответственности, предусмотренные федеральными законами и законами города Москвы:
Пункт 21.3 приложения к указу Мэра Москвы от 15 февраля2010 г. № 11-УМ.
— предупреждение о неполном должностном соответствии.
Статья 59.1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ
Освободить от замещаемой должности гражданской службы и уволить с гражданской службы.
Пункт 14 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ
Освободить от замещаемой должности гражданской службы и уволить с гражданской службы в связи с утратой доверия.
Пункт 1.1 части 1 статьи 37 и часть 1 статьи 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ
Представить материалы проверки в соответствующуюкомиссию по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов (далее – Комиссия) илипрезидиум Совета при Мэре Москвы по противодействию коррупции (далее – президиум Совета).
Пункт 21.4 приложения к указу Мэра Москвы от 15 февраля2010 г. № 11-УМ.
Подготовка к заседанию проводится в соответствии:
— с указом Мэра Москвы от 27 сентября 2010 г. № 68-УМ – для Комиссии,
— с указом Мэра Москвы от 28 апреля 2012 г. № 23-УМ – для президиума Совета
Указ Мэра Москвы от 27 сентября2010 г. № 68-УМ
Указ Мэра Москвы от 28 апреля 2012 г. № 23-УМ
По итогам рассмотрения вопросов:
Комиссия принимает соответствующее решение:
— установить, что гражданский служащий соблюдал требования к служебному поведению и (или) требования об урегулировании конфликта интересов,
— установить, что гражданский служащий не соблюдал требования к служебному поведению и (или) требования об урегулировании конфликта интересов. В этом случае комиссия рекомендует руководителю государственного органа указать гражданскому служащему на недопустимость нарушения требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов либо применить к гражданскому служащему конкретную меру ответственности:
— предупреждение о неполном должностном соответствии.
2. Освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы.
3.Освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы в связи с утратой доверия.
Комиссия может принять иное решение, основания и мотивы которого должны быть отражены в протоколе заседания Комиссии.
Принятое решение является рекомендательным.
Копия протокола заседания Комиссии в трехдневный срок со дня проведения заседания направляется представителю нанимателя, который обязан рассмотреть данный протокол и вправе учесть в пределах своей компетенции содержащиеся в нем рекомендации при принятии решения о применении к гражданскому служащему мер ответственности.
Пункты 23, 24, 26, 31 и 32 приложения к указу Мэра Москвы от 27 сентября2010 г. № 68-УМ.
Статья 59.1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ
Пункт 14 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ
Пункт 1.1 части 1 статьи 37 и часть 1 статьи 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ
Президиум Совета принимает соответствующее решение:
— установить, что в рассматриваемом случае не содержится признаков нарушения лицом, замещающим государственную должность или должность гражданской службы, требований к служебному (должностному) поведению,
— установить, что в рассматриваемом случае имеются признаки нарушения лицом, замещающим государственную должность или должность гражданской службы, требований к служебному (должностному) поведению. В этом случае президиумом Совета готовится доклад Мэру Москвы и при необходимости уведомляется руководитель государственного органа города Москвы, в котором проходит службу лицо, замещающее должность гражданской службы.
Президиум Совета вправе принять иное решение. Основания принятия такого решения должны быть отражены в протоколе заседания президиума Совета.
Выписка из решения президиума Совета направляется лицу, замещающему государственную должность или должность гражданской службы, в течение трех дней после проведения соответствующего заседания президиума Совета.
Пункты 14, 17 и 23 приложения к указу Мэра Москвы от 28 апреля 2012 г. № 23-УМ
При установлении в ходе проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков преступления или административного правонарушения, материалы об этом представляются кадровой службой по поручению представителя нанимателя в государственные органы в соответствии с их компетенцией.
Пункт 20 приложения к указу Мэра Москвы от 15 февраля2010 г. № 11-УМ.