Что такое полный разбор предложения 3 класс образец оформления
Памятка синтаксический разбор предложения 3 класс
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Предложение разбирается по следующей схеме:
1.Подчеркнуть грамматическую основу предложения.
2. Найти второстепенные члены, если имеются.
3.Сделать описательный разбор по следующей схеме:
По цели высказывания:
повествовательное, вопросительное, побудительное.
По количеству грамматических основ:
По наличию второстепенных членов:
4.Выписать словосочетания(с вопросом, указать главное слово)
!Грамматическая основа не является словосочетанием!
5. Надписать части речи.
Образец синтаксического разбора простого предложения:
Солнышко (какое?) яркое
Главные члены (грамматическая основа)
Что делает? Что сделает?
Обычно выражено: сущ., мест.
Обычно выражено: гл.
Второстепенные члены предложения
Обозначает признаки предмета.
Обозначает место, время, образ действия.
Отвечает на вопросы косвенных падежей:
Кого? Чего? Кому? Чему? Что? Кем/ Чем? О ком? О чём?
Отвечает на вопросы
Какой? Какая? Какое? Какие? Чей?
Отвечает на вопросы
Где? Куда? Откуда? Когда?Как долго?С каких пор?Как? Каким образом?
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Практикум для подготовки к ЕГЭ «Лексические нормы»
Технологическая карта. УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА. Роль наречий в современном русском языке. 7 класс
Конспект УРОКА Строение ССП и средства связи в нем: интонация и сочинительные союзы. 9 класс
Практикум для подготовки к ЕГЭ «Грамматические ошибки»
Проект по языкознанию. Счастье. Анализ слова
Практикум для подготовки к ЕГЭ «Грамматические ошибки»
Практикум для подготовки к ЕГЭ «Грамматические ошибки»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5432498 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В российских школах могут появиться «службы примирения»
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Названы главные риски для детей на зимних каникулах
Время чтения: 3 минуты
АСИ организует конкурс лучших управленческих практик в сфере детского образования
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Поставщики интернета для школ будут работать с российским оборудованием
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Синтаксический разбор предложения в начальной школе
В русском языке есть сложные для понимания школьника темы, тем более – для учащихся начальной школы. Одна из них — синтаксический разбор предложения. Поняв разбор простого предложения, ребенку несложно будет потом находить части сложного.
Порядок разбора предложения
Начинают разбор с общей характеристики предложения – каково оно по интонации и по цели высказывания.
Все предложения делятся по цели высказывания на:
Сложностей в определении типа нет: если идет простой рассказ о чем-то – предложение повествовательное, если в нем содержится вопрос – вопросительное, а если требование, просьба – побудительное.
Различаться могут высказывания и по тому, с какой интонацией они произносятся:
Одно и то же предложение можно произнести с восклицательной и с обычной интонацией: «Маше купили карандаши» — «Маше купили карандаши!».
Основа основ — грамматическая
Грамматическая основа предложения – то «сердечко», самая важная часть, без которой предложение существовать не сможет. Составляют ее подлежащее и сказуемое. С их определения начинается синтаксический разбор.
Подлежащее
Возьмем слово — «зелёный». Кто зелёный? Что – зелёный? Слово само по себе нам ни о чем не говорит. Зелёный лист, зелёный попугай – уже более понятно. Значит, самое важное в высказывании – о чем, о ком говорится в нем. Это слово – «лист», «попугай» — входит в грамматическую основу, является главным членом предложения.
У детей порой вызывают вопросы предложения, подобные этому: «Маше купили телефон». Почему в нем слово «телефон» — не подлежащее? Аргументов два:
Слово «телефон» можно заменить другим – «глобус», «карандаши», «попугая». Смысл предложения не изменился – Маше купили что-то. Слово «телефон» в данном предложении стоит в винительном, а не в именительном падеже и отвечает на вопрос: купили кого? что?
О чем говорит сказуемое
Чтобы понять смысл высказывания, одного подлежащего недостаточно, необходимо уточнение – какое действие производит лицо или предмет, который назван подлежащим. Это действие называется сказуемым.
При разборе предложения по членам на письме сказуемое подчеркивают двойной чертой:
Второстепенные — не значит ненужные
Само слово – второстепенные – означает, что главной роли они не играют, могут присутствовать в речи, но не обязательны. Например, в предложении: «Кленовый лист медленно кружит над землей» — важно то, что лист кружит, а то что он кленовый или березовый, осиновый, кружит над землей или над дорогой, кустами – не важно. Поэтому «лист кружит» – это главные, а «кленовый», «медленно», «над землей» – второстепенные члены предложения. Их замена не меняет общего смысла высказывания, они только уточняют предмет и действие, им производимое.
Все второстепенные члены предложения принято разделять на две группы:
Группа подлежащего
Слова, которые дают дополнительную информацию о подлежащем, характеризуют его и отвечают на вопросы: Какой? Каков? Чей? – называются определениями. Запомнить легко: слова определяют предмет – значит, — определение.
В предложении оно может выражаться:
При разборе определение подчеркивают волнистой линией:
Группа сказуемого
Чтобы младшим школьникам было легко запомнить дополнение и обстоятельство, можно предложить такой способ:
Дождь будет идти — до каких пор? — до вечера.
Она вернулась — откуда? — из школы.
Мы поедем — куда? на море.
У учеников могут возникать проблемы с разграничением дополнений и обстоятельств в некоторых случаях:
В нашем озере водится щука.
Водится щука – сомнений не вызывает, а дальше возможны разногласия:
водится где? – в озере, тогда это обстоятельство;
водится в чем? – в озере, тогда это дополнение.
Однако согласно правилам русского языка, одно и то же слово не может быть в предложении либо обстоятельством, либо дополнением, и правило гласит:
То есть, в нашем примере в озере – это обстоятельство, и письменный разбор будет выглядеть так:
Вторая сложность при разборе – разграничение обстоятельств и определений:
Ветер колыхал ветки ели.
Запомнить правила несложно, зато можно избежать многих ошибок при разборе.
Алгоритм разбора предложения (по членам предложения)
Прочитайте выразительно высказывание, чтобы была понятна интонация. Определите вид предложения — восклицательное или нет, по цели высказывания — является ли оно повествовательным, вопросительным или побудительным.
Найдите подлежащее – предмет высказывания.
Задайте вопрос от него — что делает предмет или лицо? — найдите сказуемое.
Ответьте на вопрос, является ли предложение распространенным, или в нем есть только грамматическая основа.
Если в предложении есть второстепенные члены, найдите их, задавая вопросы сначала от подлежащего (группа подлежащего), затем – от сказуемого (группа сказуемого).
Осенью птицы улетают на юг.
Синтаксический разбор предложения памятка
Школьная программа о членах предложения
Чтобы ребенок хорошо усвоил материал, родителям важно знать, какой уровень знаний о синтаксисе дается детям в рамках программы начальной школы.
В 1 классе терминология синтаксиса на уроках русского языка не вводится, и учащиеся учатся лишь находить – о ком, о чем говорится в предложении, а также что об этом предмете говорится. Выделяя предмет речи, дети подчеркивают его одной чертой, а определяя действие предмета – двумя.
Во 2 классе уже вводится понятие главных членов предложения, они разграничиваются со словосочетаниями. Дети учатся выделять и выписывать словосочетания. Понятие второстепенных членов предложения не вводится, частичный синтаксический разбор сводится к усвоению навыков разграничения членов предложения и частей речи:
Маленький (прил.) зайчик (сущ.) проскакал (глагол) по (пред.) поляне (сущ.).
В 3 классе учащихся знакомят с порядком синтаксического разбора, при этом проводится изучение частей речи. Рассматриваются однородные члены предложения, проводится разбор предложений по членам предложения с однородными членами.
Разобрав и выучив несложные правила, спорные случаи, ученики смогут без труда справиться с синтаксическим разбором. В начальной школе рассматривается только простое предложение, сложное предложение изучается в средней школе.
Видео «Синтаксический разбор простого предложения»
Памятка «Синтаксический разбор предложения в 3 классе»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Синтаксический разбор предложения под цифрой 4 всегда
Что такое распространённое и нераспространённое предложения?
Предложения бывают распространённые и нераспространённые.
Нераспространённое предложение состоит только из главных членов.
Распространённое предложение состоит их главных и второстепенных членов.
Под зелёным кустом играют в прятки шаловливые лисятки.
Найду действие предмета (глагол) – играют. Это сказуемое, подчеркну двумя чертами, выражено глаголом.
Под зелёным кустом играют в прятки шаловливые лисятки.
Найду, кто? или что? выполнило это действие (кто? играют). Это лисятки.
Лисятки –это подлежащее, подчеркну одной чертой, выражено именем существительным.
Под зелёным кустом играют в прятки шаловливые лисятки.
Значит в этом предложении говорится о лисятках.
(Кто?) лисятки. Лисятки (что делают?) играют.
Лисятки играют – это главные члены предложения (или грамматическая основа предложения).
Обозначу части речи.
Под зелёным кустом играют в прятки шаловливые лисятки.
Определю количество словосочетаний в предложении. Это предложение распространённое, кроме главных членов предложения здесь ещё 4 слова (под кустом, зелёным, в прятки, шаловливые). Значит нужно найти 4 словосочетания, внизу ставлю числа.
ЗАПОМНИ! Главные члены предложения НЕ МОГУТ быть словосочетанием.
Лисятки играют – это главные члены предложения, это нераспространённое предложение
Сначала найду все словосочетания группы подлежащего (вопрос ставится от подлежащего).
Лисятки (какие?) шаловливые;
ЗАПОМНИ! Первое словосочетание пишу с заглавной буквы, ставлю точку с запятой (;), остальные словосочетания пишу с маленькой буквы.
Теперь найду словосочетания группы сказуемого (вопрос ставится от сказуемого).
играют (где?) под кустом;
играют (во что?) в прятки;
Мне осталось найти ещё одно словосочетание (вопрос ставлю от второстепенных членов).
под кустом (каким?) зелёным.
Итог разбора предложения.
Под зелёным кустом играют в прятки шаловливые лисятки.
Лисятки (какие?) шаловливые;
играют (где?) под кустом;
играют (во что?) в прятки;
под кустом (каким?) зелёным.
Как называются и подчёркиваются члены предложения
Подлежащее __________ выражено существительным, местоимением (И.п. кто? что?)
Сказуемое выражено глаголом (что делать? что сделал? что делает?
что будет делать? и другие)
выражено прилагательным (какой? какая? какое? какие? какой? какому? какого? и другие)
Р.п. кого? чего? Д.п. кому? чему? В.п. кого? что? Т.п. кем? чем? П.п. о ком? о чём?)
Под зелёным кустом играют в прятки шаловливые лисятки.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-754449
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
АСИ организует конкурс лучших управленческих практик в сфере детского образования
Время чтения: 2 минуты
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Названы главные риски для детей на зимних каникулах
Время чтения: 3 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В российских школах могут появиться «службы примирения»
Время чтения: 1 минута
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Разбор по членам предложения
Всего получено оценок: 405.
Всего получено оценок: 405.
Для того чтобы писать и говорить грамотно, нужно уметь составлять предложения, а это значит, что необходимо понимать структуру этой единицы речи. Чтобы помочь ученикам 3 класса разобраться в этом вопросе, их учат делать разбор по членам предложения. Разобрав готовую конструкцию, школьник начинает понимать структуру языка.
Как делать разбор: главные и второстепенные члены
Чтобы правильно разобрать предложение на составляющие части, на первом этапе нужно определить его основу, то есть найти два главных члена. Они называются подлежащим и сказуемым.
С определения основы разбор предложения по членам и частям только начинаются, хотя есть и такие предложения, которые состоят исключительно из них, например: Он ушел. Но обычно предложение расширяется за счет других членов предложения – дополнения, определения и обстоятельства.
Названия всех второстепенных членов в предложении помогают понять их роль в предложении: дополнение дополняет сказуемое, определение определяет предмет, показывая его признак, а обстоятельство показывает, при каких обстоятельствах происходит действие.
Распространенные и нераспространенные предложения
Если сделать синтаксический разбор, можно определить, к какому типу относится предложение по своей структуре. Как уже говорилось выше, есть такие единицы речи, которые состоят только из подлежащего и сказуемого – это нераспространенные предложения. Если же кроме основы есть еще и второстепенные члены, то предложение является распространенным.
В предложении может быть несколько слов, которые отвечают на одни и те же вопросы и относятся к одному и тому же слову. Они называются однородными членами.
Также предложения делятся по количеству основ: предложение с одной основой называется простым, а с двумя и более – сложным.
Что мы узнали?
Разбор предложения по членам начинается с выделения его основы, а именно, подлежащего и сказуемого. После этого нужно найти и подчеркнуть второстепенные члены: определение, обстоятельство и дополнение. Предложение может быть распространяться или не распространяться второстепенными членами, быть простым и сложным (по количеству основ).
Что такое полный разбор предложения 3 класс образец оформления
· ЗАПИСЫВАЕМ В СКОБКАХ ПОСЛЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
1) По цели высказывания: повествовательное (содержит сообщение);
побудительное (побуждает к действию);
вопросительное (содержит вопрос);
2) По интонации: восклицательное; невосклицательное;
3) По наличию главных членов: простое или сложное;
подлежащее (кто?, что?); сказуемое (что делает?, что сделал? и т.д.)
4) По наличию второстепенных членов:
распространённое или нераспространённое;
Второстепенные члены предложения:
— дополнение (падежные вопросы, кроме Им.п.)
— обстоятельство (где? как? когда? откуда? куда?)
— определение (какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?)
5) Наличие однородных членов.
От петуха летели пыль и пух.
(Повеств., невоскл., прост., распостр., с однород. чл.)
· УСТАНАВЛИВАЕМ СВЯЗЬ СЛОВ ПРЕДЛОЖЕНИИ:
1. Определяем грамматическую основу предложения
— О ком или о чем говориться в предложении?
— Кто? ….. Это подлежащее, подчеркиваю одной линией.
2. Определяю второстепенные члены предложения.
( Выпиши словосочетания (два слова в предложении, которые связаны по смыслу)!
Запомни! Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием.
Подсказка! Сколько в предложении второстепенных членов, столько и словосочетаний.)
Плакучая ива печально смотрит в воду.
Подсказка! (Три второстепенных члена, значит три словосочетания).
ива (какая?) плакучая
смотрит (как?) печально
смотрит (куда?) в воду
Подсказка! (Ставим вопросы от подлежащего, затем от сказуемого и т.д.).
3. Подчеркиваю второстепенные члены предложения (если изучали)
4. Определяю, какими частями речи выражены члены предложения, подписываю сверху (если изучали)