Что такое полоса для велосипедистов
Выделенная полоса для велосипедистов
Существует специальная полоса для велосипедистов, знак которой определяет зону проезда для этого вида транспорта. Это удобно, так как она приравнивается к полноценной полосе на дороге. Таким образом, можно не бояться врезаться в пешеходов или автомобили на быстрой скорости.
Что такое полоса для всех велосипедистов?
С 2014 года была введена специальная полоса велосипедистов, которая приравнивается к проезжей части, но под определенный вид транспорта. На этой зоне могут передвигаться только велосипеды и моторные двухколесные средства. Она располагается на дороге, параллельно обычной проезжей части.
Полоса и дорожка – это совершенно разные определения. Первое обозначает проезд полноценного транспорта, параллельно основному движению.
Второе – скорее прогулочного типа, так как движение на любом моторном транспорте, включая мопед, в этой зоне запрещено. На ней могут передвигаться люди на роликах. Пешеходам разрешено пересекать зону в выделенных для этого участках.
Только велосипедисты могут ездить:
Владельцы мопедов, скутеров, мотоциклов могут проезжать только по велосипедной полосе или по зонам основного движения.
Какими знаками обозначается специальная полоса для велосипедистов?
Знак такой зоны изображается в виде велосипеда со стрелкой наверх или вниз, в зависимости от расположения знака. Если знак висит посередине дороги, то выделенная полоса предназначена для двухколесного транспорта. Если знак – справа, то велосипедная часть – справа.
Завершение выделенной полосы обозначается зачеркиванием красной линией. На знаке могут присутствовать параллельные полосы с заданным направлением движения, если движение направлено навстречу автомобилям. В таком случае обозначения могут быть сверху вниз и наоборот, а также слева направо и наоборот.
Кто имеет право двигаться по полосе для велосипедистов?
По зоне велосипедистов категорически запрещается ездить моторному транспорту, за исключением мопеда.
Кроме того, не каждый владелец байка может спокойно передвигаться по полосе. В правилах дорожного движения обозначена возрастная категория от 14 лет. Дети младше 14 лет не имеют права передвигаться по этой части, так как не являются полноценными участниками дорожного движения.
Они должны передвигаться по тротуару. В свою очередь велосипедисты старше этого возраста не могут ездить по тротуарной части, если по близости размещена специальная зона. Правила велосипедной зоны более строгие, чем в случае с общественным транспортом.
Штрафы, которые связаны с зоной проезда велосипедистов
Штрафы выписываются в случае проезда не по своей полосе по встречной или попутной линии.
В случае выезда автомобиля на велосипедную часть:
Из этого правила есть исключение. Если на знаке указано разрешение автомобильного движения (даже при условии велосипедной полосы), то езда машинам разрешена.
В случае выезда велосипедиста на тротуарную часть, если рядом есть выделенная полоса, штраф достигает 800 р.
Если же владелец мопеда, мотоцикла, скутера выезжает на тротуарную часть, паркуется на ней, нарушение приравнивается к владельцу автомобиля. Штраф в таком случае будет 1500 р.
Вождение в нетрезвом виде велосипедистам запрещается и накладывает административную ответственность, в соответствии с законом. При этом владельцу байка не нужно иметь права, а значит он их лишиться не может, даже при условии наличия таковых на автомобильный вид транспорта.
В случае с мопедом вождение в алкогольном виде влечет ту же ответственность, что и для водителей автомобилей.
Специальная полоса для велосипедистов означает возможность передвигаться отдельно от общественного, автомобильного транспорта и пешеходов. Это гарантирует безопасность как для обычных прохожих, так и для самого велосипедиста.
Выделенная полоса для велосипедистов
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье речь пойдет о выделенной полосе для велосипедистов. Понятие полоса для велосипедистов было введено в правила относительно недавно (в 2014 году). Сами выделенные полосы мне пока что на дорогах не попадались. Однако это лишь вопрос времени и рано или поздно эти элементы инфраструктуры займут свое место.
Сегодня будут рассмотрены правила, относящиеся к полосе для велосипедистов, а также штрафы за нарушения, допущенные на данной полосе. Приступим.
Что такое полоса для велосипедистов?
Понятие полоса для велосипедистов дается в пункте 1.2 ПДД:
Обратите внимание, по полосе для велосипедистов также могут двигаться и мопеды (скутеры), относящиеся к механическим транспортным средствам.
Как обозначается полоса для велосипедистов?
Начало полосы для велосипедистов обозначается знаком 5.14.2:
Если этот знак установлен над дорогой, то полосой для велосипедистов является полоса непосредственно под данным знаком. Если знак расположен справа от проезжей части, то полосой для велосипедистов является правая полоса дороги.
Конец полосы для велосипедистов обозначается специальным знаком 5.14.3:
Выше приведены основные знаки, обозначающие полосу для велосипедистов. Кроме них используются несколько дополнительных знаков.
Знаки 5.11.2 и 5.12.2 устанавливаются на дорогах, где единственная встречная полоса является полосой для велосипедистов:
Знаки 5.13.3 и 5.13.4 устанавливаются перед перекрестками, если на пересекаемой дороге есть выделенная полоса для велосипедистов, направленная навстречу основному потоку транспортных средств.
Кто может двигаться по полосе для велосипедистов?
В первую очередь рассмотрим пункт 9.9 ПДД:
Таким образом по выделенным полосам для велосипедистов могут двигаться только велосипеды и мопеды. Обратите внимание, автомобили не могут выезжать на выделенную полосу для велосипедистов ни при каких условиях. Даже в том случае, если полоса отделена от остальных прерывистой линией разметки.
В этом заключается существенное отличие полосы для велосипедистов от выделенной полосы для маршрутных транспортных средств.
Перейдем к велосипедистам и водителям мопедов.
Велосипедисты должны двигаться по полосе для велосипедистов:
24.1. Движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов.
Данное требование распространяется только на велосипедистов старше 14 лет. Велосипедисты младше 14 лет по выделенной полосе ездить не могут.
Отмечу, что при наличии выделенной полосы велосипедисты старше 14 лет не должны ехать по обочине или по тротуару.
Водители мопедов также могут ездить по полосе для велосипедистов, причем независимо от возраста (права категории М выдаются с 16 лет):
24.7. Водители мопедов должны двигаться по правому краю проезжей части в один ряд либо по полосе для велосипедистов.
Штрафы на полосе для велосипедистов
Рассмотрим штрафы ГИБДД, связанные с выделенной полосой для велосипедистов.
влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.
влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.
3. Штраф для велосипедиста, который едет по тротуару или обочине при наличии выделенной полосы для велосипедистов составляет 800 рублей:
влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей.
4. Штраф для водителя мопеда, который выехал за пределы выделенной полосы для велосипедистов составляет 1 500 рублей:
влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.
А в завершение данной статьи я предлагаю всем велосипедистам изучить ПДД для велосипедистов.
Знак полоса для велосипедистов – что означает, кто может по ней ехать
В больших городах и крупных населенных пунктах постепенно создается все больше благоприятных условий для передвижения двухколесного транспорта. Одним из таких удобств является специально отведенная полоса для велосипедистов. Она представляет собой обособленную дорогу, по которой могут передвигаться водители двухколесного транспорта. Обозначается, как правило, специальным знаком «велосипедная дорожка».
Это очень практично и безопасно. Ведь с каждым днем в городах появляется все больше велосипедистов. При бешеном городском ритме им сложно порой лавировать между пешеходами и автомобилями. Появление обособленной полосы позволяет систематизировать транспортные потоки и избежать аварийных ситуаций.
Что означает полоса для велосипедистов
Обособленные участки дорог появились сравнительно недавно – в 2014 году. Велосипедная полоса приравнивается к проезжей части, но предназначена для определенного транспорта. По ней могут передвигаться не только велосипедисты, но и водители других моторизированных двухколесных транспортных средств. Чаще всего дорожка для велосипедистов проходит параллельно проезжей части.
Нужно понимать, что полоса и дорожка – это принципиально различные понятия. В частности:
Поскольку велосипеды все чаще появляются в городской черте, появилось много мнений по поводу того, где и как они должны ехать. Для начала нужно разобраться, кем является велосипедист – водителем или пешеходом:
Соответственно, от этого и нужно отталкиваться. Непосредственно велосипедист может ехать в общем потоке, соблюдая такие же правила, что и автомобилисты, либо по специально отведенным для этого дорожкам.
Какими знаками обозначается выделенная полоса для велосипедистов
Есть два знака, обозначающих присутствие специально отведенной полосы: начало и конец велосипедной дорожки. Чаще всего это круг с синим фоном, на котором нанесено схематическое изображение велосипедиста. Может быть со стрелкой, направленной вверх или вниз. Если условное обозначение располагается посередине дороги, то выделенный участок предназначен для двухколесного транспорта. Если знак справа – велополоса тоже будет справа.
Конец велосипедной дорожки обозначается таким же символом, что и начало, но перечеркнут красной линией. На дорожных знаках могут присутствовать параллельные полосы с заданным направлением движения.
Кто может ехать по данной полосе
По зоне, отведенной для велосипедистов, не могут передвигаться моторизированные транспортные средства (за исключением мопедов). Нужно учитывать, что ехать по велосипедной дорожке могут далеко не все – в ПДД четко обозначена возрастная граница. Управлять велосипедом и двигаться по специально отведенным для этого участкам могут лица, достигшие 14 лет. Дети младше этого возраста не могут самостоятельно ехать по специально отведенной полосе, но могут передвигаться в сопровождении взрослого.
Штрафы
Как показывает жизненная практика, в отношении велосипедистов протоколы составляются крайне редко. Но это не значит, что по дорогам общественного пользования можно передвигаться как захочется. Велосипедисты также должны следовать правилам дорожного движения и не создавать потенциально опасные ситуации.
Более того, в ПДД четко прописаны нарушения, которые влекут за собой ответственность:
Кроме того, нужно учитывать и другие требования. В частности, велосипедист не должен препятствовать движению других участников. Это может касаться габаритов ТС – перевозимый багаж не должен выступать более 1 м с обеих сторон. Выезжая на дорогу, нужно проверить исправность тормозов и других механизмов.
Заключение
Велополоса – это не прогулочная дорожка, а обособленный участок дороги, предназначенный для передвижения мопедов, велосипедов и других двухколесных транспортных средств. Участок обозначается специальными знаками, которые позволяют быстро сориентироваться в общем потоке.
Автор статей. Серьезно увлекаюсь велосипедами и мотоциклами. Интересуюсь всем, что связано с активным образом жизни.
Велодорожка: можно ли на нее выезжать и каков штраф за нарушение
Мы уже привыкли, что вероятность встретить в городе оборудованную велодорожку крайне невысока, и обычно велосипедисты, соблюдая ПДД, в ее отсутствие движутся по тротуару или правому краю проезжей части. Но на самом деле в ПДД есть даже две зоны, по которым могут двигаться только велосипедисты: это велодорожка и полоса для велосипедистов. Чем они отличаются, можно ли на них выезжать и каков штраф за нарушение?
В ПДД велодорожка и полоса для велосипедистов – это два отдельных понятия. Ключевое отличие в том, объединена ли эта полоса с проезжей частью для автомобилей. Велодорожка – это конструктивно отделенный от проезжей части и тротуара элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для движения велосипедистов и обозначенный знаком 4.4.1. Кроме нее есть еще велопешеходная дорожка, тоже конструктивно отделенная от проезжей части. А вот полоса для велосипедистов – это полоса проезжей части, предназначенная для движения на велосипедах и мопедах, отделенная от остальной проезжей части горизонтальной разметкой и обозначенная знаком 5.14.2.
На самом деле, знаков, обозначающих велосипедные дорожки и полосы, в ПДД предостаточно: фактически набор очень похож на тот, что используется для обозначения полос общественного транспорта.
Знаки 4.4.1 и 4.4.2 обозначают начало и конец велосипедной дорожки, а набор знаков 4.5.2, 4.5.3, 4.5.4, 4.5.5, 4.5.6 и 4.5.7 обозначает велопешеходные дорожки с совмещенным или разделенным движением пешеходов и велосипедистов.
Знаки 4.5.2, 4.5.3, 4.5.4, 4.5.5, 4.5.6, 4.5.7
Однако выехать по невнимательности на велодорожку, конструктивно отделенную от основной проезжей части, почти невозможно, так что для сознательных автомобилистов более важны знаки, выделяющие полосу для велосипедистов, отделенную от остальной проезжей части только разметкой. Это знаки 5.11.2, 5.12.2, 5.13.3, 5.13.4, 5.14.2 и 5.14.3. Кроме того, все эти велосипедные дорожки и полосы обычно выделяются не только знаками, но и горизонтальной разметкой 1.23.3.
Знаки 5.11.2, 5.12.2, 5.13.3, 5.13.4, 5.14.2 и 5.14.3
А еще при движении и маневрировании на автомобиле стоит помнить, что велосипедистам разрешено двигаться и по полосам общественного транспорта, расположенным справа.
Нет, автомобилистам выезжать на велодорожки нельзя. Пункт 9.9 ПДД запрещает «движение механических транспортных средств (кроме мопедов) по полосам для велосипедистов», а также «движение механических транспортных средств по велосипедным и велопешеходным дорожкам». Более того, велодорожка не упомянута непосредственно даже в части пункта 9.9 ПДД, который разрешает «подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда». Однако движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб по велодорожке возможно.
При этом на велодорожке запрещено не только двигаться, но и останавливаться. Пункт 12.4 ПДД запрещает остановку «в местах, где транспортное средство сделает невозможным движение (въезд или выезд) других транспортных средств (в том числе на велосипедных или велопешеходных дорожках, а также ближе 5 м от пересечения велосипедной или велопешеходной дорожки с проезжей частью), а также на полосе для велосипедистов».
Таким образом выезд, движение, остановка и стоянка автомобилей на велодорожках и полосах для велосипедистов всегда запрещены.
Для тех водителей, которые выезжают и движутся по велодорожке, предусмотрено наказание согласно части 2 статьи 12.15 КоАП. она указывает, что движение по велосипедным или пешеходным дорожкам либо тротуарам в нарушение Правил дорожного движения влечет наложение административного штрафа в размере 2000 рублей. Любопытно, что в формулировку не включено движение по полосе для велосипедистов. Однако кодекс ссылается на правила дорожного движения и, в частности, все тот же пункт 9.9, который запрещает ездить и по дорожкам, и по полосам для велосипедистов, так что избежать наказания не получится.
А вот штраф за остановку и стоянку на велодорожке в отдельный пункт КоАП не вынесен. Такое нарушение трактуется по части 1 статьи 12.19 как «нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств» и влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей.
roman_mozgovoy
roman_mozgovoy
Читаю датское собрание велосипедизационных идей (Collection of cycle concepts). Настолько впечатлен, что сразу же захотелось написать подобную мини-энциклопедию по велосипедной инфраструктуре на русском языке. Удивительно, но даже самые заядлые велосипедисты имеют ограниченное представление о многообразии велополос, велодорожек, велоперекрестков, велопереходов, вело. — обо всем том, что может сделать езду на велосипеде привлекательным и безопасным занятием, реальной альтернативой автомобилям и городскому пассажирскому транспорту.
Вначале намеревался быстренько рассказать обо всем понемногу. Но по ходу стал погружаться в тему все глубже и глубже. Теперь парой постов отделаться не получиться. Успеть бы закончить этот обзор в этом году 🙂
Хочу сначала написать про элементы велоинфраструктуры для перегонов, участков дорог между перекрестками — велополосы, велодорожки, автобусные полосы, пешеходно-велосипедные дорожки и т.п. Затем будет про то, что облегчает и делает безопаснее проезд перекрестков — велосветофоры, велопереходы, байк-боксы, специальная разметка на перекрестках и все такое. Про байк-боксы, кстати, уже было.
Объять все, особенно в одиночку, очень сложно. Если захотите поделиться своими знаниями, примерами, фотографиями — всегда пожалуйста, буду только рад.
Ну, все. С предисловием покончено. Вернусь к теме, обозначенной заголовком.
Велосипедная полоса (cycle lane, bike lane)
В конвенции о дорожном движении дается следующее определение (русский и английский тексты конвенции):
“Cycle lane” means a part of a carriageway designated for cycles. A cycle lane is distinguished from the rest of the carriageway by longitudinal road markings.
Термин «велосипедная полоса движения» означает полосу проезжей части, предназначенную для велосипедистов. Велосипедная полоса движения отделяется от остальной проезжей части с помощью продольной дорожной разметки.
Используются в основном на городских улицах.
Велополосы — один из самых дешевых вариантов создания и расширения сети велосипедных сообщений. В странах с победившим велосипедизмом, таких как Нидерланды или Дания, велополосы — скорее исключение, чем правило. Здесь по возможности стараются проложить обособленные велодорожки, физически отделенные от проезжей части и от тротуара. В Великобритании, США и многих других странах велополосы составляют основной тип велосипедных путей.
Разновидности
За простым и коротким определением скрывается целый зоопарк самых разных типов велосипедных полос.
В самом простом виде велосипедная полоса (conventional cycle lane) — это отделенная сплошной или прерывистой линией разметки неширокая (по сравнению с обычными автомобильными полосами) полоса у правого (в странах с левосторонним движением — у левого) края проезжей части. Также, в случаях, если на проезжей части выделено специальное место для парковки автомобилей — парковочная полоса или карман для параллельной парковки, велополоса может находиться не у края проезжей части, а проходить слева от парковочных мест.
Велополоса, защищенная буферной зоной — buffered cycle lane
Буферной зоной может быть тот же самый ряд для параллельной парковки или просто разметка на проезжей части.
Полоса для велосипедного движения навстречу основному потоку — contra-flow cycle lane. Автобусные полосы для встречного движения в России часто называют противошерстными. Так же для краткости можно назвать и такие велополосы.
Велополосы, расположенные с левой стороны проезжей части — left-side cycle lane. Слева велополосы размещают на улицах с односторонним движением или же на улицах с двухсторонним движением, но имеющих широкую разделительную полосу посередине, к которой примыкают велополосы.
На улицах с односторонним движением расположение велополосы слева в каких-то случаях может быть оправданно. Например, мне кажется, что на набережных Фонтанки логичнее ехать слева. А вот понять преимущества расположения велосипедистов посередине дороги с двухсторонним движениям я не могу.
В Великобритании велополосы разделяются на два типа — рекомендуемые (advisory) и обязательные (mandatory), первые размечаются прерывистой линией, вторые — сплошной.
В других странах велополосы чаще размечают сплошной линией разметки, а прерывистую разметку, как правило, используют на велополосе там, где нужно дать автомобилям возможность легально пересекать ее или двигаться по ней — например, для поворота или заезда в парковочный карман.
Помимо велополос, проложенных по всей длине улицы, часто можно видеть т.н. укороченные или подводящие полосы (shortened cycle lane), служащие для организации проезда велосипедистов через перекресток. Они могут начинаться за несколько десятков метров до перекрестка, и заканчиваться на въезде на перекресток или вскоре после него. Такие укороченные полосы часто используются совместно с зонами остановки велосипедистов (байк-боксами) или отстоящей дальше от перекрестка стоп-линией для автомобилей (set-back stop line).
Велополосы в разных странах
Велополосы в разных странах отличаются шириной и правилами, регулирующими нахождение на них автомобилей.
В Дании минимально допустимая ширина велополосы — 1.5 м, в которые входят 30 см, приходящиеся на линию разметки. Более приемлемым значением считается 1.7 м. Такая ширина позволяет обычному велосипеду обогнать карго-байк, не выезжая за пределы полосы. Велополоса может иметь и большую ширину. При этом, если ширина велополосы превышает 1.8 м, рекомендуется использовать на ней окрашенное дорожное покрытие, чтобы было очевидно, что это часть велоинфраструктуры и автомобилисты не принимали ее по ошибке за обычную дорожную полосу.
В Великобритании ширина велополос может значительно различаться.В London cycle design standards нормой считается значение 1.5 м, по возможности предлагается делать велополосы шире — 2 м. Но в то же время допускаются значительно более узкие полосы. На загруженных улицах, где часты автомобильные пробки, а ширина дороги не позволяет сделать полноценную широкую велополосу, допустимо выделять велополосы шириной всего 0.8 м. Этого достаточно, чтобы дать велопедистам возможность миновать загруженный участок.
Велополосы в Великобритании бывают двух типов — обязательные (mandatory) и рекомендательные (advisory). Первые размечаются сплошными линиями, вторые — прерывистыми. Двигаться и парковаться на обязательных велополосах автомобили, как правило, не имеют права. А на рекомендательных велополосах движение и стоянка автомобилей не запрещены. Водителю лишь предписывается не занимать их без необходимости (link). Спасает велосипедистов только то, что в часы пик стоянка вдоль проезжей части на улицах, имеющих рекомендательные велополосы, обычно запрещена дорожными знаками и табличками.
США — большая страна, и велополосы в ней встречаются самые разные: обычные, расположенные вплотную к автомобильным полосам или защищенные буферной зоной, противошерстные, и даже расположенные с левого края проезжей части.
Благодаря брошюре с советами по езде на велосипеде в Нью-Йорке, я больше знаю про велоинфраструктуру именно этого города. Велосипедные полосы на проезжей части здесь выделяются сплошными линиями разметки. Причем даже там, где справа от велополосы расположена полоса для парковки автомобилей. Прерывистая разметка может использоваться перед перекрестками.
Полосы для движения на велосипедах, расположенные в уровне проезжей части, но отделенные от нее полосой для парковки и/или буферной зоной, в США уже считаются велодорожками (cycle track). На картинке слева показан пример именно такой велодорожки, это уже не велополоса.
На сайте ассоциации транспортных чиновников пишут, что велосипедисту разрешается выезжать из своей полосы, чтобы обогнать другого велосипедиста или объехать препятствие. Однако, похоже, это не везде так — известен случай, когда велосипедист в Нью-Йорке был оштрафован за езду не по велополосе. Посмотрите, если не видели. Смешная и поучительная история.
Radfahrstreife или Radspur — это выделенная полоса на проезжей части, предназначенная для движения на велосипедах. Велополосы должны иметь ширину не менее 1.85 метра (в том числе 25 см, приходящиеся на дорожную разметку). Минимальная ширина составляет 1.6 метра. На небольших отдельных участках разрешается размечать велополосы меньшей ширины, но не менее 1 м.
В Германии есть какие-то непонятные мне особенности с обязательностью/необязательностью использования велодорожек. Товарищи германцы, просветите, пожалуйста, что это такое, и к кому эта обязательность вообще относится — к автомобилистам или велосипедистам.
Как я понял, велополосы и велодорожки — обязательны. Велосипедист имеет право ездить только по ним. Отступать от этого правила можно только ввиду физической невозможности проехать по велополосе/велодорожке — например, если на ней припаркованы автомобили или она не очищена от снега, или если велосипед настолько широк (карго-байк или велосипед с прицепом), что не помещается на ней. Необязательные велопути — “защитные полосы”, “плечи” и пешеходные дорожки, по которым табличкой “fahrrad frei” разрешено движение на велосипеде.
Противошерстные велополосы
Движение по велосипедным полосам, как правило, осуществляется в направлении основного потока трафика. Однако весьма распространена практика использования противошерстных велополос на улицах с односторонним движением. Возможность проехать по улице с односторонним движением в нужном направлении зачастую помогает сильно сократить путь.
В Париже встречаются противошерстные велополосы выделенные как только разметкой, так и обособленные бордюром — иногда только на перекрестках, иногда по всей длине, что превращает такую полосу уже в полноценную велодорожку.
В Копенгагене на улицах, где разрешено движение на велосипедах навстречу основному трафику, иногда даже не используют разметку для выделения велополос. Если на такой улице автомобильное движение достаточно спокойное, оказывается достаточно просто обозначить присутствие встречных велосипедистов знаком при въезде на такую улицу или разметкой велополосы только вблизи перекрестков.
Езда по такой улице на первый взгляд выглядит довольно опасным занятием, однако разъехаться автомобилю с велосипедом на такой улице оказывается совсем нетрудно, тем более что велосипедист оказывается для водителя машины гораздо заметней, так как находится на линии его прямого взгляда — посмотрите ролик в посте Владимира Злоказова про переосмысление улиц в Париже. Увидеть проезд противошерстной полосы от первого лица в ролике можно примерно на отметке 03:25.
Примечательна статистика велосипедной аварийности на улицах, где разрешено движение на велосипеде навстречу основному потоку. В датской коллекции велоидей сообщается, что в реестре ДТП в Копенгагене не обнаружилось ни одной записи о ДТП с участием встречного велосипедиста на таких улицах.
Велополосы в России
Насколько я знаю, в российских правилах и нормах до недавнего времени такая разметка не предусматривалась. Соответственно, очень маловероятно, что в нашей стране есть примеры велополос на проезжей части. Я таких примеров, во всяком случае, не знаю.
Однако существуют проекты изменений ГОСТов по дорожным знакам. И в них нашелся такой пример разметки велополосы:
Это пример, правда, из проекта изменений ГОСТа по дорожным знакам, а не по разметке. Пока неизвестно, в каком виде и когда эти изменения могут быть приняты.
Безусловно, введение разметки 1.8.2 и 1.23.3 дает новые возможности дорожным проектировщикам. Это очень правильная и нужная разметка. Но.
Но тут не предусмотрено выделение велополосы сплошной линией. Т.е. у нас велополосы пока будут только типа “advisory”.
Также на схеме указана минимальная ширина — 1.25 м. Что, как вы теперь понимаете, гораздо меньше европейских стандартов. Велополоса такой ширины не позволит велосипедистам совершать обгоны в пределах своей полосы. Остается надеяться, что проектировщики не будут следовать минимальным требованиям, а осмелятся делать более широкие и удобные велополосы.
Эти изменения ГОСТов, кстати, предусматривают введение специальных знаков “Дорога с велосипедной полосой” и “Выезд на дорогу с велосипедной полосой” для обозначения, цитирую: “дороги, на которой движение велосипедов осуществляется по велосипедной полосе навстречу общему потоку транспортных средств”. То есть, у нас тоже могут появиться противошерстные велополосы.
Влияние велополос на трафик
В Дании с ее развитой сетью велопутей, исследования показали, что появление велополосы на улице увеличивает велосипедный трафик на этой улице очень незначительно — примерно на 0.5%.
Также незначителен эффект от создания велополос в городах, где сеть велосообщений отсутствует, существующие велодорожки и велополосы обрывочны и разрозненны.
В то же время, если велополосы формируют связную сеть, они способны генерировать значительный велосипедный трафик. В качестве примера можно привести Нью-Йорк, велосипедная сеть которого представлена преимущественно велополосами. Здесь велосипедисты чувствуют себя на велополосах в большей безопасности, и считают велополосы значительным улучшением по сравнению с необходимостью передвижения в общем потоке транспортных средств.
Безопасность
Для меня было очень неожиданно прочитать, что создание велополос приводит к увеличению количества аварий с участием велосипедистов.
Оказывается, что если на дороге есть велосипедная полоса, автомобилисты обгоняют велосипедистов с меньшим боковым интервалом. То есть, если велополосы нет, водители держатся от велосипедистов дальше. А если есть, то водители считают, что для безопасного обгона достаточно только держаться в своей полосе.
В датском собрании велосипедных идей (Collection of cycle concepts 2012) приводятся следующие данные. Три независимых исследования показали, что велосипедные полосы в городах уменьшают аварийность на перегонах, т.е. на участках дорог между перекрестками и примыканиями. Но при этом способствуют увеличению числа ДТП на перекрестках. В результате аварийность с введением велополос в среднем возрастает на 10%. Отдельное изучение велополос и аварийности в Копенгагене привело к несколько другим цифрам — в среднем число аварий выросло на 5%, при этом количество травм увеличилось на 15%. Прирост велосипедистов (и водителей мопедов) на тех же улицах составил за это время 5-7%, тогда как количество автомобилей не увеличилось.
Особенно неожиданны эти факты потому, что в Дании число велосипедистов давно превышает пороговый уровень — т.н. “критическую массу”, выше которого увеличение количества велопедистов приводит к увеличению безопасности для каждого из них.
Я не читал оригинальное исследование, видел только приведенные цифры. Очевидно, что в значительной степени возрастание числа ДТП связано с увеличением количества велосипедистов на улице. Сколько-то процентов из оставшейся части, вероятно, связаны с тем, что велосипедисты могут ехать по улице более спокойно, и несколько расслабляются.
Тут, кстати, возникает любопытное противоречие. Дело в том, что чтобы привлечь больше велосипедистов, велопути должны казаться, субъективно ощущаться безопаснее. Но с другой стороны известно, что кажущаяся опасность чего-либо, например, улицы, способствует повышению внимания и снижению аварийности. Получается, что велополосы в принципе не могут обеспечить одновременно спокойствие и безопасность.
И это весомый довод в пользу велодорожек, обособленных от проезжей части.
Поэтому следующий велоинфраструктурный пост будет про велодорожки. Пишите, что вы знаете про велодорожки, где вы их видели или даже пользовались ими. Показывайте фотографии хороших велодорожек и плохих.
UPD: Не принимайте все, написанное в данном посте, за истину. Особенно часть про велосипедные полосы в России. Сейчас (в 2013 году) в нашей стране происходят заметные изменения в ПДД и стандартах на дорожные знаки и разметку, в результате которых могут измениться официальный статус велодорожек и велополос, требования к организации велосипедного движения и другие нормы, относящиеся к велосипедам. Обращайте внимание на дату поста и делайте на это поправку.