Что такое полотенце в русской избе

Причелины и полотенца с архитектурными шаблонами

Памятники архитектуры. И мы сразу представляем себе какие-нибудь величественные, монументальные сооружения, слава которых прошла через столетия и страны. Но помимо грандиозных дворцов и храмов, есть еще один замечательный памятник архитектуры — русская изба. Простая деревенская изба.

О какой избе идет речь?

. О самой обычной деревянной избе русского крестьянина.. На стене нет чугунной доски: «Памятник архитектуры. Охраняется государством»; спокойно проходят мимо нее люди, не догадываясь, что перед ними произвtдение высокого, подлинно народного искусства.

На Севере, как мы знаем, русское деревянное зодчество сохранилось в наиболее чистом виде, не слишком замутненное позднейшими влияниями. И по сей день здесь живы традиции народной культуры, рожденные в далеком прошлом. Даже если изба построена всего лишь в прошлом, XIX веке (а более ранние, к сожалению, почти не сохранились), в ней видится характерный тип русского крестьянского жилища, восходящий к седой старине. Если хотите знать, где и как жили наши предки времен Новгорода Великого и Московской Руси, всмотритесь в северные избы.

В северных избах кровля вынесена далеко вперед, иногда метра на два, образуя нечто вроде защитного навеса. Она поддерживается «помочами» — обычно резными выступами-выпусками верхних бревен продольных стен.

А торцы подкровельных слег прикрываются на фасадах наклонными досками — «причелинами». Стык причелин под коньком отмечен вертикальной доской — «полотенцем».

Не очень-то любил северный плотник витиеватые и затейливые украшения, но здесь, в резьбе причелин и полотенец, он давал волю своей фантазии. Как поразительно тонка и разнообразна их ажурная резьба, сколько мастерства и какой-то наивной, бесхитростной радости жизни в этих сквозных орнаментах!

Что ни изба — какая-нибудь новая выдумка. Но почти всегда на конце причелин и полотенец резная круглая розетка — символическое изображение солнца. В этих символах, ставших давней и прочной традицией, слышатся отголоски далеких времен, когда славяне-язычники поклонялись самому могучему и доброму божеству: Яриле — Солнцу. Вырезая символ солнца — розетку, русский крестьянин словно навсегда овладевал частичкой его вечного живительного тепла.

Потоки и курицы, шеломы и сороки, причелины и подзоры — слова-то какие! — красочные: древние, пропитанные густым ароматом смолистых бревен, духом самобытной строительной культуры русского народа. И это же не только детали конструкции, но и понятия архитектуры как вида искусства.

Источник архитектурных шаблонов http://kizhi.karelia.ru/collection/

Текст: А.В.Ополовников, Г.С.Островский ПРО ИЗБУ (фрагменты из книги «Русь деревянная»)

Источник

Полотенце: почему его считали самым важным атрибутом русской избы

Что такое полотенце в русской избе. Смотреть фото Что такое полотенце в русской избе. Смотреть картинку Что такое полотенце в русской избе. Картинка про Что такое полотенце в русской избе. Фото Что такое полотенце в русской избе

Антураж русской крестьянской избы всегда отличался минимализмом. Русская печь, лавки, обеденный стол – вот, в сущности, все внутреннее обустройство обычного дома простого человека. Однако стремление к красоте изначально присуще людям, поэтому на Руси пышным цветом цвели народные декоративно-прикладные ремесла: роспись по подносам, плотницкое искусство и, конечно, орнаментальная вышивка. Впрочем, подобные узоры в историческом прошлом несли не только непосредственно декоративную, но и очень важную сакральную функцию. Чаще всего объектом для деятельности русских мастериц оказывались полотенца, известные в этнографической науке под названием «рушники».

Вышивка как объект для исторического исследования

Ученые рассматривают народные орнаментальные узоры в вышивке, как традицию, уходящую корнями в языческую дохристианскую эпоху. Были предприняты попытки, опираясь на наиболее популярные мотивы в этом виде ремесел, восстановить азы миропонимания людей седой старины. Более всего на этой ниве отметился академик Борис Рыбаков. Он посвятил многие годы своей жизни изучению именно этого материала. Наиболее архаичным мотивом в вышивке он считал изображение оленей. Ученый утверждал, что для древнейшего славянского общества был характерен культ почитания этого животного, простые орнаментальные геометрические узоры виделись ему аллюзией на переплетение мощных оленьих рогов. Широкое распространение в народной вышивке нашли изображения лошади. По всей видимости, коня ассоциировали солнцем и аграрной деятельностью.

Распространены простые растительные орнаменты: ели, геометризированные лиственные деревья, ягоды. Интересен и многогранен символ птицы, особенно – в северных русских мотивах. Дело в том, что в славянской традиции водоплавающим птицам уделялось немного внимания, но этот мотив был популярен в карело-финском искусстве, а рушники северных русских традиционно богато украшены изображениями уток и лебедей. Вероятно, это свидетельствует о некоем симбиозе пришлого русского населения и коренных финно-угорских (большей частью – карельских) жителей. Птичьи мотивы нашли свое применение не только в декоративно-прикладном искусстве, но и в фольклоре. Известно большое количество свадебных песен, в которых невесту именуют «лебедушкой», а жениха – «серым гусем».

Относительно малораспространенными были антропоморфные изображения. Помимо того – именно фигурки людей отмечены наибольшим схематизмом.

Богатство образов в русской вышивке нагружало украшенный ею объект дополнительными культурными смыслами. Весьма вероятно, впрочем, что ко времени, близкому к современным этнографическим реалиям, сакральное значение образов в вышивке размылось в народной памяти, но сохранилось в обрядовой традиции. Подобные сложные символические конструкции украшали вороты рубах, подолы платьев и, разумеется, полотенца-рушники.

Роль рушников в обрядовой жизни

Популярность подобных полотенец с орнаментальной вышивкой – это не исключительно русская черта, в той или иной мере это характерно для всех славянских народов, но эта традиция нашла особо яркое, выразительное применение именно в пределах проживания восточных славян. В разных областях их называли по-своему: ширинками (с ударением на первый слог), утирниками, полками, пешкирами (слово, употребляемое на юге славянских земель, в Болгарии и Македонии).

Под стать богатству названий было разнообразие форм: они могли быть совсем небольшими, а временами достигали нескольких метров в длину. Ими украшали красные углы, размещая поверх ликов святых, они украшали собой простые бревенчатые стены комнат, они висели над окнами.

Без такого культурно маркированного предмета не обходилось ни одно значимое событие в жизни семьи. Новорожденного укутывали в богато украшенный вышивкой рушник, он же оберегал сон младенца, находясь над колыбелью. Рушниками же украшали могилы, обвивая тканью кресты. Угощением, положенным на богато украшенное полотенце, русские встречали дорогих гостей (кстати, эта традиция дожила и до нашего времени).

Однако самое яркое применение рушники нашли в традиционном свадебном обрядовом комплексе. В сущности, всякий шаг в этой традиции сопровождается использованием богато вышитых полотенец. Начиналось все со сватовства: в некоторых регионах полотенца, торжественно врученные друг другу представителями жениха и невесты, обозначали согласие в достигнутой договоренности. Рушники были важной составной частью девичьего приданного, демонстрацией самостоятельно вышитых полотенец невеста могла показать свое трудолюбие и усердие. Рушником покрывали голову невесты в день ее последнего девичника. Ими богато украшали так называемый свадебный «поезд» (в данном значении – упряжка, на которой молодых везли в церковь на венчание). Непосредственно в самой церкви, прямо около аналоя, расстилался большой рушник, на который становились молодые во время процесса венчания.

В некоторых губерниях бытовал следующий обряд: правые руки молодых перед венчанием связывали полотенцем, тем самым символически обозначая, что теперь это не два разных человека, а одно целое – семья.

После свадьбы молодой жене меняли прическу: она впредь не могла публично появляться простоволосой и в первый день ей на голову повязывали именно рушник. Также полотенца были самым распространенным типом свадебных подарков. Их символическое значение в ритуале создания новой семьи очевидно – они образовывали некую образную связь, объединяющую новобрачных.

В наше время полотенца выполняют исключительно утилитарную роль, почти полностью растеряв свое сакральное значение. И единственное, что в наши дни выдает былое значение этого предмета, это традиция подавать гостям хлеб с солью на богато расшитом рушнике.

Источник

Причелина, узнайте что это такое. Фото элементов древнерусской избы

Что такое полотенце в русской избе. Смотреть фото Что такое полотенце в русской избе. Смотреть картинку Что такое полотенце в русской избе. Картинка про Что такое полотенце в русской избе. Фото Что такое полотенце в русской избе

Оглавление:

Современное строительство часто возвращается к древнему зодчеству. Если детально изучить старинную архитектуру, особенно деревянные избы, можно увидеть огромное количество резных узоров, которые обрамляют буквально все элементы здания. Любопытно, но это не просто декоративные украшения, а вполне функциональные детали, предназначенные для решения конкретных задач.

Кроме этого, каждой части здания и даже резьбе, наши предки придавали определённое значение, и даже мистический смысл. Одним из обязательных элементов зодчества является причелина, которую мы рассмотрим более детально.

Что это такое?

Что такое полотенце в русской избе. Смотреть фото Что такое полотенце в русской избе. Смотреть картинку Что такое полотенце в русской избе. Картинка про Что такое полотенце в русской избе. Фото Что такое полотенце в русской избе

Давайте определимся с терминами и предназначением. Если разобраться в смысле слова причелина, здесь явно прослеживается слово «чело», что на древнеславянском языке обозначает лицо/лоб. Это определяет и назначение элемента. По сути, причелину можно считать кровельным молдингом, который защищает торцевые части брёвен от влаги, и других природных явлений.

Итак, причелина – это доска, расположенная на фасаде дома, закрывающая торцы сруба либо крыши. Такие элементы обычно украшались различным орнаментом.

Из чего изготавливают современные причелины?

Здесь многое зависит от общей архитектуры здания и использованных строительных материалов. В частности, можно встретить такие варианты:

Древесина. Такие элементы дают практически безграничную свободу творчества – материал удобен в обработке. Чтобы причелина прослужила долгие годы, можно использовать дуб или бук. Эти сорта обладают высоким запасом прочности, но сложнее поддаются обработке. Липа, клён или ольха более податливые породы древесины, но через несколько лет доску придётся менять.

Металл. Обычно используется листовое железо, которому придают нужную форму и окрашивают. Сразу уточним, что для деревянных зданий такой вариант не подойдёт, поэтому применяется для строений обшитых сайдингом.

Плита МДФ. Причелины из этого материала встречаются редко, но привлекают внимание строителей демократичной ценой и простотой обработки. Однако волокнистая плита неспособна сопротивляться влаге, поэтому прослужит недолго.

Пластик. Практически вечный материал, устойчивый к любым воздействиям окружающей среды. Однако пластиковые элементы очень хрупкие, поэтому даже небольшая динамическая нагрузка может привести к образованию сколов и трещин.

Отметим, что даже кирпичные строения имеют причелины. Это рельефное обрамление фронтальной части кровли, которое заходит под скат. Такие элементы обычно выполняют из гипса или цементно-известковых смесей.

Резная причелина на русской избе

Что такое полотенце в русской избе. Смотреть фото Что такое полотенце в русской избе. Смотреть картинку Что такое полотенце в русской избе. Картинка про Что такое полотенце в русской избе. Фото Что такое полотенце в русской избе

Учитывая, что доска использовалась не только для защиты брёвен, но и украшения фасада, причелины покрывали богатой резьбой. Обычно наносили такие символы:

В зависимости от региона страны, знаки должны были защищать хозяев от дурного глаза, нести в дом счастье и благополучие. Разумеется, современные строители не задумываются о тонких материях, поэтому наносят любой орнамент по желанию заказчика.

Сакральное значение причелины

Что такое полотенце в русской избе. Смотреть фото Что такое полотенце в русской избе. Смотреть картинку Что такое полотенце в русской избе. Картинка про Что такое полотенце в русской избе. Фото Что такое полотенце в русской избе

Начнём с того, что деревянные избы строились на века, причём в буквальном значении этого слова. При соблюдении всех правил, строение могло простоять не менее 100 лет.

Разумеется, на обширных просторах страны не могло быть единой архитектуры, но обязательные элементы прослеживаются во всех регионах. Например, строения всегда имели три яруса:

Подпол. На сакральном уровне, это подземный мир, где покоятся души предков.

Сруб. Это жилые помещения, символизирующие человеческий мир.

Фронтон, крыша. Небесный свод, откуда наблюдают боги.

Учитывая, что причелина относится к верхнему уровню избы, её часто именовали хлябями небесными. Наши предки считали, что над земной твердью есть небесная, где находятся Солнце и Луна, которые соответственно являлись божествами дня и ночи. Выше небесной тверди располагались небесные хляби, где хранились запасы воды. Когда хляби разверзались (раскрывались) потоки устремлялись на землю.

Любопытно, но именно защита от влаги и является основной функцией причелины.

Если проанализировать другие элементы декора древних зодчих, можно обратить внимание на конёк. Название появилось не на пустом месте. В старину, центральное бревно крыши украшала резная голова коня.

Согласно легендам, это изображение Солнца, летящего на небесной колеснице. Здесь скаты крыши олицетворяют крылья удивительного коня. Поэтому причелина – это не просто декоративный элемент, а часть общей композиции, имеющий определённый смысл.

Выше упоминалось о вариантах резьбы, здесь волнообразные линии подчёркивали глубину хлябей, а круглые элементы олицетворяли капли воды, готовые пролиться на земную твердь.

Другие элементы древнеславянского зодчества

Если провести опрос людей на улице на тему названий элементов деревянного дома, ответы будут стандартными. Большинство респондентов отметят крышу, сруб и крыльцо, некоторые вспомнят о подполе, наиболее продвинутые упомянут про веранды и балконы.

Если детально разбираться в славянском зодчестве, можно с удивлением отметить, что наследие предков стремительно теряется. Наши пращуры применяли для обозначений элементов избы порядка 20 различных наименований, придавая каждой части дома особенный смысл.

Рассмотрим основные термины, которыми славяне обозначали различные части дома. Оговоримся, что названия не будут привязаны к определённой территории или эпохе. Выглядит это так:

Что такое полотенце в русской избе. Смотреть фото Что такое полотенце в русской избе. Смотреть картинку Что такое полотенце в русской избе. Картинка про Что такое полотенце в русской избе. Фото Что такое полотенце в русской избе

Это фасадная часть строения, охватывающая полностью лицевую часть.

Очелье

Что такое полотенце в русской избе. Смотреть фото Что такое полотенце в русской избе. Смотреть картинку Что такое полотенце в русской избе. Картинка про Что такое полотенце в русской избе. Фото Что такое полотенце в русской избе

Верхняя часть избы, обычно имеющая треугольную форму. Второе название элемента – начельник. Для обозначения могут использоваться термины фронтон и щипц. В первом случае, между треугольником и основной частью дома находится карниз, во втором – нет.

Подзор

Что такое полотенце в русской избе. Смотреть фото Что такое полотенце в русской избе. Смотреть картинку Что такое полотенце в русской избе. Картинка про Что такое полотенце в русской избе. Фото Что такое полотенце в русской избе

Это основной декоративный элемент избы, часто задающий тон всей композиции. По определению, подзорами называются широкие карнизы, создающие визуальное разграничение между основной частью и чердаком. В некоторых случаях, такую часть называют фризом.

Полица

Что такое полотенце в русской избе. Смотреть фото Что такое полотенце в русской избе. Смотреть картинку Что такое полотенце в русской избе. Картинка про Что такое полотенце в русской избе. Фото Что такое полотенце в русской избе

Это нижняя часть кровли, предназначенная для отведения выпадающих осадков. Элемент обычно делается узким, смотрится как логическое завершение крыши.

Наличник

Что такое полотенце в русской избе. Смотреть фото Что такое полотенце в русской избе. Смотреть картинку Что такое полотенце в русской избе. Картинка про Что такое полотенце в русской избе. Фото Что такое полотенце в русской избе

Так называется декоративное обрамление оконных и дверных проёмов.

Завалинка

Что такое полотенце в русской избе. Смотреть фото Что такое полотенце в русской избе. Смотреть картинку Что такое полотенце в русской избе. Картинка про Что такое полотенце в русской избе. Фото Что такое полотенце в русской избе

Земляная насыпь, закрывающая нижнюю часть избы по всему периметру. Отсюда пошло второе название – приизба. Функциональное предназначение завалинки: защита строения от промерзания (теплоизоляция). Летом завалинку убирали, чтобы проветривался подпол.

Полотенце

Что такое полотенце в русской избе. Смотреть фото Что такое полотенце в русской избе. Смотреть картинку Что такое полотенце в русской избе. Картинка про Что такое полотенце в русской избе. Фото Что такое полотенце в русской избе

Короткая доска, украшенная резьбой, закрывающая место стыка причелин. Украшался элемент обычно солнечными символами. Обычно на лицевой части дома располагались три полотенца: центр и края причелин. Это символизировало движение солнца по небосводу – восход, зенит, закат.

Фронтон

Что такое полотенце в русской избе. Смотреть фото Что такое полотенце в русской избе. Смотреть картинку Что такое полотенце в русской избе. Картинка про Что такое полотенце в русской избе. Фото Что такое полотенце в русской избе

Это второе название очелья: треугольная часть, венчающая лицевую часть избы. Фронтоны набирались из укорачивающихся кверху брёвен, замыкались с торцов скатами крыши.

Читайте подробнее про фронтон.

Охлупень

Что такое полотенце в русской избе. Смотреть фото Что такое полотенце в русской избе. Смотреть картинку Что такое полотенце в русской избе. Картинка про Что такое полотенце в русской избе. Фото Что такое полотенце в русской избе

Центральное бревно, завершающее безгвоздевую крышу. Другие названия – шелом, охлоп.

Светёлка

Что такое полотенце в русской избе. Смотреть фото Что такое полотенце в русской избе. Смотреть картинку Что такое полотенце в русской избе. Картинка про Что такое полотенце в русской избе. Фото Что такое полотенце в русской избе

Небольшое помещение, расположенное за фронтоном избы. Комната обычно не отапливалась, поэтому в летнее время использовалась для размещения гостей, в зимнее – в качестве склада не нужных вещей.

Что такое полотенце в русской избе. Смотреть фото Что такое полотенце в русской избе. Смотреть картинку Что такое полотенце в русской избе. Картинка про Что такое полотенце в русской избе. Фото Что такое полотенце в русской избе

Основа избы, выполненная из рядами уложенных брёвен.

Подклет

Что такое полотенце в русской избе. Смотреть фото Что такое полотенце в русской избе. Смотреть картинку Что такое полотенце в русской избе. Картинка про Что такое полотенце в русской избе. Фото Что такое полотенце в русской избе

Нижняя часть строения, обычно не отапливаемая. Подклет предотвращал проникновение холодного воздуха внутрь жилых помещений. Учитывая практицизм наших предков, в подклетах хранили различную домашнюю утварь, могли держать мелкий скот или птицу.

Парапет

Что такое полотенце в русской избе. Смотреть фото Что такое полотенце в русской избе. Смотреть картинку Что такое полотенце в русской избе. Картинка про Что такое полотенце в русской избе. Фото Что такое полотенце в русской избе

Декоративное ограждение крыльца или лестницы.

Филенчатые ставни

Что такое полотенце в русской избе. Смотреть фото Что такое полотенце в русской избе. Смотреть картинку Что такое полотенце в русской избе. Картинка про Что такое полотенце в русской избе. Фото Что такое полотенце в русской избе

Затворные элементы окон, украшенные глубокой резьбой.

Резьба

Что такое полотенце в русской избе. Смотреть фото Что такое полотенце в русской избе. Смотреть картинку Что такое полотенце в русской избе. Картинка про Что такое полотенце в русской избе. Фото Что такое полотенце в русской избе

Способ украшения деревянных конструкций. Обычно применялись два вида резьбы: глухая и пропильная. В первом случае, узор наносился поверхностно, сохраняя целостность конструкции, во втором – пропиливались сквозные отверстия.

Поток

Что такое полотенце в русской избе. Смотреть фото Что такое полотенце в русской избе. Смотреть картинку Что такое полотенце в русской избе. Картинка про Что такое полотенце в русской избе. Фото Что такое полотенце в русской избе

Часть безгвоздевой кровли, в которую упирался уложенный тёс. Потоки предназначались для отведения дождевых вод.

Курицы

Что такое полотенце в русской избе. Смотреть фото Что такое полотенце в русской избе. Смотреть картинку Что такое полотенце в русской избе. Картинка про Что такое полотенце в русской избе. Фото Что такое полотенце в русской избе

Искривлённые еловые стволы, поддерживающие потоки.

Это далеко не полный перечень терминов, которыми пользовались наши предки при строительстве. Однако здесь перечислены основные элементы любой деревянной избы.

Источник

Полотенце: почему оно считалось главным украшением русской избы

Что такое полотенце в русской избе. Смотреть фото Что такое полотенце в русской избе. Смотреть картинку Что такое полотенце в русской избе. Картинка про Что такое полотенце в русской избе. Фото Что такое полотенце в русской избе

Интерьер русской избы всегда был минималистичен. Печь, лавки, стол – вот, собственно, все внутреннее обустройство жилища простых русских людей. Тем не менее, стремление к красоте всегда было присуще людям, и поэтому на Руси существовало огромное количество декоративно-прикладных ремесел. Одним из таких народных искусств была и орнаментальная вышивка. Чаще всего русские мастерицы изготавливали полотенца, в южных областях также именуемые «рушники».

Вышивка как объект для исторического исследования

Ученые рассматривают народные орнаментальные узоры в вышивке, как традицию, уходящую корнями в языческую дохристианскую эпоху. Были предприняты попытки, опираясь на наиболее популярные мотивы в этом виде ремесел, восстановить азы миропонимания людей седой старины. Более всего на этой ниве отметился академик Борис Рыбаков. Он посвятил многие годы своей жизни изучению именно этого материала. Наиболее архаичным мотивом в вышивке он считал изображение оленей. Ученый утверждал, что для древнейшего славянского общества был характерен культ почитания этого животного, простые орнаментальные геометрические узоры виделись ему аллюзией на переплетение мощных оленьих рогов. Широкое распространение в народной вышивке нашли изображения лошади. По всей видимости, коня ассоциировали солнцем и аграрной деятельностью.

Распространены простые растительные орнаменты: ели, геометризированные лиственные деревья, ягоды. Интересен и многогранен символ птицы, особенно – в северных русских мотивах. Дело в том, что в славянской традиции водоплавающим птицам уделялось немного внимания, но этот мотив был популярен в карело-финском искусстве, а рушники северных русских традиционно богато украшены изображениями уток и лебедей. Вероятно, это свидетельствует о некоем симбиозе пришлого русского населения и коренных финно-угорских (большей частью – карельских) жителей. Птичьи мотивы нашли свое применение не только в декоративно-прикладном искусстве, но и в фольклоре. Известно большое количество свадебных песен, в которых невесту именуют «лебедушкой», а жениха – «серым гусем».

Относительно малораспространенными были антропоморфные изображения. Помимо того – именно фигурки людей отмечены наибольшим схематизмом.

Богатство образов в русской вышивке нагружало украшенный ею объект дополнительными культурными смыслами. Весьма вероятно, впрочем, что ко времени, близкому к современным этнографическим реалиям, сакральное значение образов в вышивке размылось в народной памяти, но сохранилось в обрядовой традиции. Подобные сложные символические конструкции украшали вороты рубах, подолы платьев и, разумеется, полотенца-рушники.

Роль рушников в обрядовой жизни

Популярность подобных полотенец с орнаментальной вышивкой – это не исключительно русская черта, в той или иной мере это характерно для всех славянских народов, но эта традиция нашла особо яркое, выразительное применение именно в пределах проживания восточных славян. В разных областях их называли по-своему: ширинками (с ударением на первый слог), утирниками, полками, пешкирами (слово, употребляемое на юге славянских земель, в Болгарии и Македонии).

Под стать богатству названий было разнообразие форм: они могли быть совсем небольшими, а временами достигали нескольких метров в длину. Ими украшали красные углы, размещая поверх ликов святых, они украшали собой простые бревенчатые стены комнат, они висели над окнами.

Без такого культурно маркированного предмета не обходилось ни одно значимое событие в жизни семьи. Новорожденного укутывали в богато украшенный вышивкой рушник, он же оберегал сон младенца, находясь над колыбелью. Рушниками же украшали могилы, обвивая тканью кресты. Угощением, положенным на богато украшенное полотенце, русские встречали дорогих гостей (кстати, эта традиция дожила и до нашего времени).

Однако самое яркое применение рушники нашли в традиционном свадебном обрядовом комплексе. В сущности, всякий шаг в этой традиции сопровождается использованием богато вышитых полотенец. Начиналось все со сватовства: в некоторых регионах полотенца, торжественно врученные друг другу представителями жениха и невесты, обозначали согласие в достигнутой договоренности. Рушники были важной составной частью девичьего приданного, демонстрацией самостоятельно вышитых полотенец невеста могла показать свое трудолюбие и усердие. Рушником покрывали голову невесты в день ее последнего девичника. Ими богато украшали так называемый свадебный «поезд» (в данном значении – упряжка, на которой молодых везли в церковь на венчание). Непосредственно в самой церкви, прямо около аналоя, расстилался большой рушник, на который становились молодые во время процесса венчания.

В некоторых губерниях бытовал следующий обряд: правые руки молодых перед венчанием связывали полотенцем, тем самым символически обозначая, что теперь это не два разных человека, а одно целое – семья.

После свадьбы молодой жене меняли прическу: она впредь не могла публично появляться простоволосой и в первый день ей на голову повязывали именно рушник. Также полотенца были самым распространенным типом свадебных подарков. Их символическое значение в ритуале создания новой семьи очевидно – они образовывали некую образную связь, объединяющую новобрачных.

В наше время полотенца выполняют исключительно утилитарную роль, почти полностью растеряв свое сакральное значение. И единственное, что в наши дни выдает былое значение этого предмета, это традиция подавать гостям хлеб с солью на богато расшитом рушнике.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *