Что такое получение информации в информатике 4 класс
Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемАнатолий Дюкарев
Похожие презентации
Презентация на тему: » Действия с информацией 4 класс. Действия с информацией Получение информации; Представление информации; Хранение информации; Передача информации; Обработка.» — Транскрипт:
1 Действия с информацией 4 класс
2 Действия с информацией Получение информации; Представление информации; Хранение информации; Передача информации; Обработка информации.
3 Способ получения (восприятия) информации Уши Кожа Язык Глаза Нос Органы чувств помогают человеку получать информацию об окружающем его мире КАКАЯ БЫВАЕТ ИНФОРМАЦИЯ Получение информации
5 Хранение информации Память человека – великолепное устройство для хранения информации. Однако для долговременного хранения информации, ее накопления и передачи из поколения в поколение необходимо иметь возможность ее хранить не только в памяти человека. Для этого используются носители информации.
7 Передача информации Развитие человека не было бы возможно без обмена информацией. С давних времен люди из поколения в поколение передавали свои знания, извещали об опасности или передавали важную и срочную информацию, обменивались сведениями.
9 Обработка информации Слушая учителя, читая книгу, наблюдая мир вокруг себя,– мы получаем информацию; Люди обдумывают полученную информацию и делают выводы, т.е. обрабатывают информацию; Примеры обработки информации: решение задачи перевод текста с одного языка на другой вставка пропущенных букв в упражнении по русскому языку.
11 Автор Ахидова Надежда Анатольевна Учитель информатики Пермский край г. Добрянка МОУ «Добрянская СОШ 1»
§ 2. Действия с данными
Понять, чем отличаются действия с информацией от действий с данными.
Научиться рассуждать о действиях с данными и выполнять эти действия, в том числе с помощью компьютера.
Повторить
С информацией человек может осуществлять разные действия: получать информацию, наблюдая за объектами реальной действительности, запоминать ее.
Можно передать информацию с помощью устного сообщения, обработать её в уме.
Обработать информацию в уме — это, например, поработать с текстом: понять его смысл, выполнить анализ текста с целью найти ошибки и исправить их, выделить главное в тексте и так далее.
Обработать информацию — это также означает проанализировать изображение: назвать нарисованные объекты, найти общие признаки этих объектов, определить, чем они отличаются, чем похожи, то есть сравнить их.
Данные — это закодированная информация, представленная на том или ином носителе — на камне, бумаге, стеклянной посуде, одежде, DVD-диске — в виде текстов, рисунков, чисел.
Тексты, рисунки, числа — это данные.
Данные, если они представлены на таких носителях, как, например, камень или бумага, можно рассматривать, анализировать, сравнивать как обычные объекты реальной действительности.
Рассматривать, анализировать, сравнивать данные — это действия с информацией, которые человек осуществляет в уме.
Информация хранится в памяти людей, поэтому действия с информацией люди могут выполнять только в уме.
Текстовые, числовые, графические и звуковые данные хранятся на носителях, в том числе электронных. Электронные носители — это оперативная память компьютера, жёсткий диск, CD- или DVD-диски, флэш-память и так далее. Поэтому разные действия с данными можно выполнять с помощью компьютера.
Данные хранятся на носителях, в том числе электронных, поэтому с ними можно работать с помощью компьютера.
Такой носитель информации, как камень, — твёрдый и тяжёлый. Поэтому данные на таком носителе нелегко создавать, изменять или переносить с места на место.
С данными, представленными на бумаге, работать легче. На бумажном носителе легко создать текст, рисунок. Можно представить информацию в виде чисел. Данные на бумаге удобно хранить и пересылать обычной почтой.
Звуковые данные можно передать с помощью колокола или барабанного боя. Но с помощью колокола или барабана их нельзя сохранить.
С помощью компьютера любые данные легко создавать, обрабатывать, хранить-копировать, пересылать. Электронные данные можно удалять из электронного документа или из памяти компьютера. Их можно вставлять в документ.
Электронные данные (текстовые, графические, звуковые) можно передавать по электронной почте. Для этого нужен компьютер или современный мобильный телефон, которые имеют выход в сеть Интернет.
Рис. Современные мобильные телефоны
По электронной почте можно посылать данные любого вида, если они закодированы и хранятся в памяти компьютера или мобильного телефона.
Много хороших свойств имеют электронные данные. Но есть и неудобства — с электронными данными нельзя работать без компьютера.
Выполни
Действия с информацией
Смысл действия с информацией
Понаблюдать за объектом, послушать рассказ об объекте, прочитать
Запомнить полученную информацию, закодировать знаками, рисунками, цифрами на носителе
Выполнить смысловой анализ информации по её свойствам: по новизне, по понятности, по важности; назвать общее, выделить отличия, выделить главное, существенное
Получить данные на носителе непосредственно из рук другого человека, обычной почтой или по электронной почте, найти документ в шкафу или в Интернете и так далее
Спрятать в коробке, в ящике стола, в шкафу или скопировать на жёсткий диск своего компьютера, CD-или DVD-диск, флэш-память и так далее
Главное
Знать
Уметь
Выполни задания в рабочей тетради №1
Выполни на компьютере задания к параграфу из раздела УМЕТЬ компакт-диска.
Прочитай на досуге в книге «Расширь свой кругозор» текст «Как сравнивать действия».
Действия с данными
Урок 3. Информатика 4 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Действия с данными»
Здравствуйте, ребята. Это опять я, профессор Знатоков.
В последнее время всё чаще и чаще ко мне приходят письма от ребят из разных уголков нашей страны. И вот буквально на днях я получил письмо от мальчика Вити с таким вопросом: «В чём сходство и отличие действий с информацией и действий с данными?».
Письмо Вите с ответом на этот вопрос я отправил. Скорее всего, он даже его уже получил. Но подумал я вот о чём: «А знаете ли вы ответ на этот вопрос, а?». Вижу, что некоторые мальчики и девочки уверенно качают головой, а некоторые из вас смотрят на меня удивлённо. А это значит, что сегодня тему «Действия с данными» нужно хорошенько изучить.
Вы уже знаете, что ещё в древности люди учились пользоваться информацией. А встречаются они с разнообразной информацией с самого рождения. Она очень важна для развития человека.
Информация – это сведения о предметах, событиях, явлениях и процессах окружающего мира.
Получаем мы информацию с помощью органов чувств: глаз (видим объекты), ушей (слышим звуки), языка (ощущаем вкусы), носа (ощущаем запахи), и кожи (ощущаем признаки предметов).
С информацией люди осуществляют много разных действий: получение, хранение, обработку, передачу и использование.
Например, Вера получает информацию, наблюдая за бабочками, запоминает её.
Затем она передаёт эту информацию Лене с помощью устного общения.
И вот девочки уже в библиотеке – обрабатывают информацию – работают с текстом, выполняют его анализ с целью найти сходства между бабочками, описанными в книге и бабочками, которых Вера видела в саду. Также девочки рассматривают изображения: находят нарисованных бабочек, определяют, чем они отличаются и чем похожи с искомыми бабочками, то есть сравнивают их.
Или, например, вот маленький мальчик.
Он ещё читать не умеет, поэтому просто анализирует изображения: рассматривает объекты на картинке, определяет общие признаки объектов, находит их различия. Например, яблоко и мяч – круглые, но яблоко съедобное, а мяч нет. Салат и огурец – зелёные, оба съедобные, но листья салата мягкие, тонкие, плоские, а огурец твёрдый, и по форме немного похож на закруглённый на концах цилиндр.
Информация, которую получает человек, может храниться в его памяти, поэтому действия с информацией люди выполняют только в уме. Также, как вы уже знаете, информация может быть представлена на носителе. Для этого её кодируют разными способами: с помощью букв, цифр, рисунков, разных знаков.
Так вот, закодированная информация, которая представлена на том или ином носителе в виде текстов, рисунков, чисел, – это данные.
Носителем может быть любой: камень, журнал, DVD диск, флеш накопитель.
Как я уже сказал, данные – это закодированная информация:
текст – это текстовые данные;
изображение – это графические данные;
числа – это числовые данные;
звук – звуковые данные.
С помощью текста мы можем закодировать информацию для того, чтобы сохранить её или передать кому-нибудь.
Напомню, если информация закодирована текстом, то это текстовые данные.
Чтобы декодировать, то есть расшифровать информацию, которая закодирована текстом, надо уметь читать.
А вот чтобы понять, что нарисовано на картианх и рисунках, уметь читать необязательно, ведь рисунки несут образную (наглядную) информацию. Поэтому в детских книжках и журналах так много рисунков. Информация, которая представлена в виде изображений – это графические данные.
Иногда человек легко может графические данные превращать в текстовые. И, наоборот, текстовые – в графические данные. Хм, и тут надо уметь не только читать, но и писать, ну и конечно, хоть немного рисовать.
Но кроме рисунков, к графическим данным ещё относятся: карты, схемы, чертежи, фотографии.
А вот если информацию о количестве предметов или об их порядковых номерах кодировать числами, то получим числовые данные.
Значит, числовые данные – это информация, представленная в виде чисел. Существуют десять цифр, с помощью которых записывают числа:.
Это арабские цифры. Их десять: от нуля до девяти. Из них мы составляем, например, однозначные числа. двузначные, трёхзначные и даже любые огромные многозначные числа
А в памяти компьютера числовая и другая информация кодируется с помощью всего только двух знаков: 0 и 1. Я думаю, вы это помните.
Ребята, как вы думаете, можно ли числовую информацию закодировать другими способами?
Например, текстом или рисунком.
Итак, если информацию о количестве предметов, мы закодировали с помощью рисунков, ̶ это графические данные. Ту информацию, которую мы записали с помощью цифр – числовые данные. А числовая информация, закодированная буквами, ̶ это текстовые данные.
Значит мы можем сказать, что форма представления информации изменяется, а смысл остаётся прежним. Если, например, день рождения записан числом, то мы скажем, что это. числовые данные, а если словами, то скажем, что текстовые.
Как вы уже поняли, информация и данные тесно связаны друг с другом. Ведь закодированная информация – это и есть данные.
Ой, забыл про звуковые данные. Как же можно их передать? Ну, например, с помощью колокола или барабанного боя. А можно ли сохранить звуковые данные таким способом? Конечно, нет.
Мы знаем, что текстовые, числовые, графические и звуковые данные хранятся на носителях, в том числе на электронных.
Ребята, вы помните, что относится к электронным носителям? Это оперативная память компьютера, жёсткий диск, сиди и дивиди диски, флэш-накопители, внешние жёсткие диски. Значит действия с данными можно выполнять с помощью компьютера.
А вот если данные представлены на таких носителях, как камень или бумага, например, то их можно рассматривать, анализировать, сравнивать, то есть осуществлять действия в уме, как с информацией.
Ребята, а как вы думаете, на каком носителе легче создавать данные: на бумаге или на камне? Ну конечно, на бумаге. Данные на камне не только создавать нелегко, но и изменять, и уж тем более переносить. Ведь камень твёрдый и тяжёлый.
С данными, представленными на бумаге, работать намного легче. На бумажном носителе легко создать текст, рисунок или представить числовую информацию. Данные на бумаге удобно хранить и можно переслать обычной почтой.
Ребята, как вы думаете, какие из предложенных действий можно выполнять с данными с помощью компьютера? Конечно все. С помощью компьютера любые данные легко создавать, обрабатывать, хранить, копировать, пересылать по электронной почте, например, (для этого нужен лишь выход в Интернет) удалять из электронного документа или из памяти компьютера, вставлять в другой электронный документ.
Запомните, мальчики и девочки, что компьютер обрабатывает закодированную информацию, то есть данные.
У электронных данных много хороших свойств, но есть и недостаток – с ними нельзя работать без компьютера.
Ну а теперь давайте кратко ответим на вопрос Вити.
Значит, какие одинаковые действия можно выполнять и с информацией, и с данными?
И с информацией, и с данными можно выполнять следующие одинаковые действия: получать, сохранять, передавать, обрабатывать.
А в чём же отличие действий с информацией от действий с данными?
Информацию человек сохраняет и обрабатывает в своей памяти, а данные он хранит на носителях в закодированном виде и обрабатывает с помощью компьютера.
Если информация закодирована текстом, то это текстовые данные.
Информация, которая представлена в виде изображений, – это графические данные.
Информация, представленная в виде чисел, – числовые данные.
Информация, которая представлена в виде звуков, – звуковые данные.
Презентация к уроку информатики в 4 классе на тему «Действия с информацией».
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Конспект урока в 4 классе Действия с информацией 2.5 Тема : Методика обучения темам курса информатики, связанным с информационными процессами поиска, передачи и хранения информации Модуль 2. Методика формирования готовности учащихся начальной школы к применению средств и ресурсов информационной образовательной среды в учебной деятельности
Действия с информацией Получение информации; Представление информации; Хранение информации; Передача информации; Обработка информации.
Способ получения (восприятия) информации Уши Кожа Язык Глаза Нос Органы чувств помогают человеку получать информацию об окружающем его мире КАКАЯ БЫВАЕТ ИНФОРМАЦИЯ Получение информации
Хранение информации Память человека – великолепное устройство для хранения информации. Однако для долговременного хранения информации, ее накопления и передачи из поколения в поколение необходимо иметь возможность ее хранить не только в памяти человека. Для этого используются носители информации.
Передача информации Развитие человека не было бы возможно без обмена информацией. С давних времен люди из поколения в поколение передавали свои знания, извещали об опасности или передавали важную и срочную информацию, обменивались сведениями.
Обработка информации Слушая учителя, читая книгу, наблюдая мир вокруг себя,– мы получаем информацию; Люди обдумывают полученную информацию и делают выводы, т.е. обрабатывают информацию; Примеры обработки информации: решение задачи перевод текста с одного языка на другой вставка пропущенных букв в упражнении по русскому языку.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Авторская разработка онлайн-курса
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-180486
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В России стартует пилотный проект по реабилитации детей-инвалидов
Время чтения: 2 минуты
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Правительство направит регионам почти 92 миллиарда рублей на ремонт и оснащение школ
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Все школы РФ с 2023 года подключат к государственной информационной системе «Моя школа»
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Человек в мире информации
Урок 2. Информатика 4 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Человек в мире информации»
Привет, ребята. С вами снова я, профессор Знатоков. Сегодня мы окунёмся в мир информации.
Вспомним, как человек получает информацию и что с ней делает, что может быть носителем и источником информации. Также вспомним виды информации по способу восприятия человеком и по способу представления на носителе.
Ещё в древности люди учились пользоваться информацией. Они понимали, что около костра можно не только согреться, когда холодно, но и приготовить еду. Информацию о том, что от костра идёт тепло, люди получали с помощью кожи. Глазами получали информацию о том, что от огня идёт свет и дым, а носом можно ощутить запах дыма.
Каждый день на протяжении всей своей жизни мы узнаём что-то новое. Другими словами, мы получаем информацию, благодаря которой учимся разговаривать, играть, читать.
Информация играет огромную роль в жизни человека. Без неё люди просто не cмогли бы жить. Информация – это сведения об окружающем нас мире.
Например, видя падающие жёлтые листья, мы получаем информацию о том, что сейчас осень. В некоторых ситуациях информация подсказывает нам, как следует поступить. Например, перед выходом из дома, глядя в окно и видя, что идёт дождь – мы знаем, что надо взять зонтик.
Человек получает информацию и узнаёт много нового, когда общается с другими людьми, наблюдает за природой, за животными, читает книги и слушает музыку, смотрит телевизор и пользуется интернетом.
Значит, информация – это сведения о предметах, событиях, явлениях и процессах окружающего мира. И, конечно, знания, которые вы получаете на уроках – это тоже информация, которую ученики получают от учителя.
В школе вы общаетесь, рассуждаете, читаете, слушаете, рассматриваете, наблюдаете, записываете, рисуете. То есть осуществляете много разных действий с информацией: получение, хранение, обработку, передачу и использование.
По способу восприятия информация бывает разная, в зависимости от того, какими органами чувств она воспринимается. Всю информацию человек получает с помощью пяти каналов восприятия информации – зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания.
Давайте составим наглядную таблицу, в которой покажем взаимосвязь между видами информации, каналами получения информации и органами чувств, а ещё запишем, для чего они служат.
Больше всего информации мы получаем с помощью зрения. Зрение – это канал получения информации.
Рассмотрим пример. Катя в зоопарке увидела удивительную птицу – павлина. Ах, как красиво переливается его хвост. Информацию о цвете, размере и форме хвоста девочка получила с помощью глаз.
Или, например, если зимой на снегу мы видим вот такие следы, мы получаем информацию о том, что, вероятнее всего, эти следы оставили человек и собака. Возможно, хозяин гулял вместе со своим четвероногим другом.
Глаза – это органы зрения. То, что мы видим глазами, – это зрительная информация. Глаза служат для того, чтобы видеть объекты.
Это очень важный вид инфомации. Ведь не зря народная мудрсть гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Кстати, про «услышать». На втором месте по способу получению информации у людей стоит слух. Мы живём в мире звуков.
Слыша в лесу этот звук, мы получаем информацию о том, что где-то недалеко находится дятел, слыша такой звук, мы получаем информацию о том, что где-то едет поезд.
Такую информацию мы получаем с помощью ушей.
То, что мы слышим, – это слуховая (звуковая) информация. Значит, уши служат для того, чтобы слышать.
Кстати, для обучения слух особенно важен. Ведь если ты не будешь слушать объяснения учителя, то ничего не поймёшь. Но и без других каналов получения информации обойтись очень трудно.
Когда мы что-нибудь едим или пьём, то с помощью языка получаем информацию о вкусе пищи – о том, кислая она, солёная или сладкая (т. е. ощущаем её вкус). Вкус – это канал передачи информации. Значит, то, что мы ощущаем с помощью языка, когда едим, – это вкусовая информация.
А вот запахи человек воспринимает с помощью носа. Мы всегда ощущаем приятные ароматы и не очень приятные запахи.
Нос – это орган обоняния. И то, что мы ощущаем носом, – это обонятельная информация. «Обонять» − значит «ощущать запахи».
Кстати, зачастую животные, например, лисы, собаки и многие другие основную часть информации получают именно с помощью носа.
Запомните, ребята. Информация – обонятельная, канал передачи – обоняние. Не путайте, пожалуйста, со словами «обаяние» и «обаятельный». Обаяние – это привлекательность, способность нравиться. Обаятельный – это очаровательный, привлекательный.
Так, с обонятельной информацией разобрались. Остался ещё один вид информации, который мы получаем с помощью кожи. Это тактильная информация. Иногда её называют осязательной. Кожа – это орган осязания. Кожей мы ощущаем признаки предметов при прикосновении: тёплый, холодный, мягкий, влажный.
Вообще хорошо, что у человека несколько органов чувств. Когда светло, человек может получать основную информацию с помощью глаз.
Когда темно, человек может получить информацию, например, с помощью ушей или почувствовать запах носом. В темноте человек использует звуковые, обонятельные, вкусовые и тактильные сигналы.
Очень часто мы получаем разную информацию одновременно всеми органами чувств. Например, когда мы едим бабушкины пирожки с яблоками, мы видим их нежную румяную корочку, ощущаем их замечательный вкус, превосходный аромат, тепло, мягкость, слышим лёгкий хруст. Значит, пирожок является источником информации разных видов – зрительной, вкусовой, обонятельной, осязательной, слуховой.
Ребята, посмотрите, Ира и Юра находятся в одном и том же месте, где одни и те же предметы, одни и те же запахи и звуки. Но каждый видит и слышит своё.
Это происходит потому, что человек осознаёт только те сигналы, которые соответствуют его потребностям и интересам в данный момент, то есть наиболее важны для него.
Информация, которую получает человек, может храниться в его памяти. Но можно хранить её и независимо от памяти человека. Например, таблицу умножения на 5, 9, или 10 вы можете хранить в своей памяти, но вот допустим, умножение чисел на 28 или на 72 – уже вряд ли. Для этого нужно представить её на носителе – на бумаге, например. Информацию больших объёма удобно хранить на CD и DVD дисках, флеш-накопителях, картах памяти, внешнем жёстком диске, ну и, конечно, хранить можно в памяти компьютера.
На бумаге (в газетах, журналах, книгах) мы можем воспринимать информацию зрительно – глазами. Например, на этом рисунке мы видим парк, цветущие деревья, птиц. Красиво, ребята, правда? А если к этой картинке мы ещё допишем вот такой текст: «Цветущие вишни источают лёгкий аромат, звонко и радостно поют птицы, и весело журчит речушка, убегая куда-то вдаль».
Вы, наверное, не раз замечали, как писатели описывают природу в своих произведениях. А если вместо текста был бы только рисунок, то представление было бы не таким ярким. Значит, мы можем с уверенностью сказать, что текст позволяет представить на бумаге то, что нельзя изобразить рисунком.
Ну вот мы и подошли к видам информации по способу представления:
это текстовая, числовая, графическая и звуковая.
Информация, которая представлена с помощью букв, слов и предложений, называется текстовой.
Важный вид информации представляется с помощью чисел и различных математических выражений. Это числовая информация.
Много информации мы получаем из различных изображений – рисунков, схем, фотографий. Ведь как бы мы ни описывали, например, Эйфелеву башню, лучше её всё же увидеть, хотя бы на фотографии. Это графическая информация.
Ну и, конечно, без звуков мы не можем обойтись. Ни словами, ни рисунками мы не сможем описать голос тигра или изобразить какую-нибудь мелодию. Всё-таки это надо услышать. То есть получить звуковую информацию.
Ну вот мы и повторили тему «Человек в мире информации».
Но хотелось бы добавить вот что. Существуют определённые правила, которых должны придерживаться люди при работе с информацией. Например, воспитанный человек никогда не прочитает чужое письмо, не посмотрит содержимое чужого диска, забытого на столе – ведь эта информация предназначена для другого человека. Делясь информацией говорить и писать надо грамотно, без ошибок; не применять слова, которые могут обидеть другого человека. И, конечно, информация, которой мы делимся с другими людьми, должна быть достоверной, то есть правдивой, полезной, понятной, актуальной и полной.
- Что такое оцинковка у древних людей
- Что такое рифма в стихотворении 2 класс