Что такое полуциркульная арка
Полуциркульная арка
А́рка — криволинейное перекрытие проёма в стене или пролёта между двумя опорами (колоннами, устоями моста), представляющее собой брус криволинейного очертания в продольном направлении и создающее боковой распор.
Содержание
Типы арок
По форме различают арки:
Полуциркульная арка
Полуциркульная (полукруглая) арка — арка, имеющая форму полуокружности, центр которой расположен на уровне пят арки.
Простейший и наиболее распространённый тип арки. Присутствует в зодчестве разных эпох, стран и стилей. Наиболее характерна для классической архитектуры, где она чаще всего бывает обрамлена архивольтом или выделена рядом клинчатых камней с замковым камнем посередине. Обычно опирается на пилоны.
Лучковая арка
Стрельчатая арка
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Полуциркульная арка» в других словарях:
Полуциркульная арка — см. Полукруглая арка. (Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005) … Архитектурный словарь
Полукруглая (полуциркульная) арка — тип арки. (Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005) … Архитектурный словарь
Арка — У этого термина существуют и другие значения, см. Арка (значения). Арка из каменной кладки 1. Замковый камень 2. Клинчатый камень 3. Внешн … Википедия
Арка — (от лат. arcus дуга, изгиб), криволинейное перекрытие проёма в стене или пространства между двумя опорами (столбами, колоннами, пилонами). В зависимости от размера пролёта, нагрузки и назначения арка выполняются из камня, железобетона,… … Художественная энциклопедия
Арка Славы (Могилёв) — … Википедия
Арка полукруглая — Арка полуциркульная … Архитектурный словарь
Арка — (от лат. arcus дуга, изгиб) в архитектуре, криволинейное перекрытие проёма в стене или пространства между двумя опорами столбами, колоннами, пилонами и т. п. В зависимости от размера пролёта, нагрузки и назначения арки выполняются из камня,… … Архитектурный словарь
Арка полуциркульная — или полукруглая, дуга ее описана полуокружностью; наиболее распространенный вид арки. (Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994) … Архитектурный словарь
Рутульская архитектура — Традиционная рутульская архитектра Мечеть в Мюхреке Рутульская архитектура традиционная архитектура лезгиноязычного народа рутульцев, строивших … Википедия
Свод — У этого термина существуют и другие значения, см. Свод (значения). Готические своды Сен Шапель Свод (от … Википедия
Арка полуциркульная
Смотреть что такое «Арка полуциркульная» в других словарях:
Арка полукруглая — Арка полуциркульная … Архитектурный словарь
Арка — У этого термина существуют и другие значения, см. Арка (значения). Арка из каменной кладки 1. Замковый камень 2. Клинчатый камень 3. Внешн … Википедия
Арка — (от лат. arcus дуга, изгиб), криволинейное перекрытие проёма в стене или пространства между двумя опорами (столбами, колоннами, пилонами). В зависимости от размера пролёта, нагрузки и назначения арка выполняются из камня, железобетона,… … Художественная энциклопедия
Арка Славы (Могилёв) — … Википедия
Полуциркульная арка — В структурировании сюжетов сложных художественных произведений элементы называют сюжетными арками Трёхмерный вид арки Арка криволинейное перекрытие проёма в стене или пролёта между двумя опорами (колоннами, устоями моста), представляющее собой… … Википедия
Арка — (от лат. arcus дуга, изгиб) в архитектуре, криволинейное перекрытие проёма в стене или пространства между двумя опорами столбами, колоннами, пилонами и т. п. В зависимости от размера пролёта, нагрузки и назначения арки выполняются из камня,… … Архитектурный словарь
Полуциркульная арка — см. Полукруглая арка. (Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005) … Архитектурный словарь
Полукруглая (полуциркульная) арка — тип арки. (Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005) … Архитектурный словарь
Рутульская архитектура — Традиционная рутульская архитектра Мечеть в Мюхреке Рутульская архитектура традиционная архитектура лезгиноязычного народа рутульцев, строивших … Википедия
Свод — У этого термина существуют и другие значения, см. Свод (значения). Готические своды Сен Шапель Свод (от … Википедия
Полуциркульные — с сечением полуокружности.
Лучковые — с дугой менее полуокружности.
Стрельчатые — образованные двумя арками, пересекающимися под углом.
Многолопастные — сочетание мелких арочек.
Плоские — одновременно играющие роль замкового камня.
Полуциркульная (полукруглая) арка — арка, имеющая форму полуокружности, центр которой расположен на уровне пят арки.
Простейший и наиболее распространённый тип арки. Присутствует в зодчестве разных эпох, стран и стилей. Наиболее характерна для классической архитектуры, где она чаще всего бывает обрамлена архивольтом (от лат. arcus volutus — «обрамляющая дуга») или выделена рядом клинчатых камней с замковым камнем посередине. Обычно опирается на пилоны
14. Свод (от «сводить» — соединять, смыкать) — в архитектуре тип перекрытия или покрытия сооружений, конструкция, которая образуется выпуклой криволинейной поверхностью.
Своды позволяют перекрывать значительные пространства без дополнительных промежуточных опор, используются преимущественно в круглых, многоугольных или эллиптических в плане помещениях.
Конструктивная работа
Своды, как правило, испытывают нагрузку от собственного веса, плюс от находящихся выше конструктивных элементов здания (и погодных воздействий). Под нагрузкой свод работает преимущественно на сжатие. Возникшее вертикальное усилие сжатия своды передают на свои опоры. Во многих типах сводов возникает дополнительное усилие — горизонтальное, т.е. они начинают работать еще и на распор. Горизонтальный распор может быть минимальным, или же погашаться в теле кольцевой затяжки или иной заложенной в теле свода арматуры.
Своды подразделяют на:
§ Повышенные — отношение стрелы свода или подъема к пролету свода более 1/2.
§ Пониженные — отношение стрелы свода к пролету колеблется от 1/4 до 1/2.
§ Плоские — отношение меньше 1/4.
[править]Эволюция сводчатых перекрытий
Конструкции сводов, т.е. арочно-купольная система перекрытий явилась следующим шагом в развитии архитектуры. Ей предшествовала стоечно-балочная система, в основе которой лежит использование древесных стволов в качестве главного строительного материала. Несмотря на то, что блоки камня и кирпич вскоре заменили древесину, стоечно-балочная система (т.е. конструкция, элементы которой смыкаются подпрямым углом) оставалась основным принципом строительства в Древнем мире — в архитектуре Древнего Египта и Древней Греции. Величина прочности камня на изгиб ограничивала в стоечно-балочной конструкции ширину пролёта примерно до 5 м. (Те своды, которые все-таки встречаются в архитектуре этих периодов, например, казематы акрополя Тиринфа и шахтовые гробницы носят название ложных сводов, т.к. в отличие от классических вариантов, не передавали усилий распора и напоминали их лишь внешне).
Ситуация изменилась лишь с изобретением достаточно надёжных связующих — таких растворов, какцемент и бетон, а также с развитием науки, которая позволила рассчитывать более сложные криволинейные конструкции. Применение криволинейных сводов, где камень работает уже не на изгиб, а на сжатие, поэтому обнаруживает более высокую прочность, позволило значительно превысить указанный выше размер пролета от 5 метров балочно-стоечной системы. [2]
Хотя цилиндрические своды появились уже в 4—3 тыс. до н.э. в Египте и Месопотамии, массовое использование арочно-купольной системы перекрытий началось лишь в архитектуреДревнего Рима. К этому времени принято относить изобретение арки и купола, а также основных типов сводов, в основе которых лежат два этих конструктивных элемента. Со временем число этих типов увеличилось.
Своды в древнеримском строительстве, а также в её наследниках — романской и византийской архитектуре были достаточно тяжёлыми, поэтому, для того чтобы выдерживать вес перекрытий, стены-опоры для этих сводов возводились очень толстыми и массивными. Нагрузка в таких конструкциях передавалась непосредственно на стены. Следующий этап в развитии сводов наступил в готической архитектуре, строители которой изобрели новый вариант распределения нагрузки.
Массивная стена, служившая опорой для тяжелого свода, была заменена на систему контрфорсов иаркбутанов. Теперь усилие стало передаваться не непосредственно вертикально вниз, а распределяться и отводиться вбок по аркбутанам, уходя в контрфорсы. Это позволило намного утончить стены, заменив их на несколько надежных опорных контрфорсов. Кроме того, произошло изменение в кладке собственно сводов — если раньше они целиком выкладывались из массивных камней и были одинаковы по всей толщине, то теперь свод стал представлять собой жёсткие рёбра (нервюры), служащие для опоры и распределения нагрузки, а промежутки между нервюрами выкладывались лёгким кирпичом, выполнявшим теперь лишь заградительную, но не несущую функцию. Это открытие позволило архитекторам готики перекрывать конструктивно новыми типами сводов невиданно большие пространства соборов и создавать головокружительно высокие потолки.
Наконец, следующая и на сегодняшний день завершающая веха в эволюции сводов наступила в XIX веке с изобретением железобетона. Если до этого инженерам приходилось рассчитывать своды, выложенные по опалубке из кирпича с помощью цемента, или из камня с помощью бетона (а они могли рассыпаться в случае неудачных расчетов или ошибок в кладке), то теперь бетон армируется железом и формуется в заливочных формах. Это придало ему необыкновенную прочность, а также дало максимальную свободу фантазии архитекторов. Со 2-й половины XIX в. своды нередко создавались из металлических конструкций. В ХХ в. появились различные типы монолитных и сборных железобетонных тонкостенных сводов-оболочек сложной конструкции. Они применяются для покрытий большепролётных зданий и сооружений. С середины ХХ в. распространяются также деревянные клеёные сводчатые конструкции. [2]
Сводчатые перекрытия на протяжении веков использовались, в первую очередь, для религиозных и общественных помещений, поскольку при правильном расчете свода он может покрыть огромное пространство — в то время как балка, вне зависимости от материала, имеет предел длины. (Именно поэтому в частном строительстве, даже в тех же панельных домах, до сих пор преобладает балочно-стоечная система, так как там нет нужды в большом метраже и высоких потолках). Наибольшее разнообразие типов сводов демонстрирует сакральная архитектура, которая обязана была совмещать вместительность и красоту, а в сталинской архитектуре этим параметрам должно было соответствовать метро, поэтому в настоящий момент станции московского метрополитена демонстрируют большую вариабельность в типах сводов.
В зависимости от типа свода он может иметь следующие элементы:
§ Замок, замковый камень, ключ свода — средний клинчатый камень в щелыге арки или свода. Иногда подчёркивается декором.
§ Зеркало — горизонтальная, плоская плоскость зеркального свода, потолочный плафон (изначально — любая гладкая поверхность плит вкаменной кладке).
§ Лотки — криволинейная плоскость свода, одним концом опирающаяся на стену, а другими — смыкающаяся с остальными лотками, то есть часть свода, имеющая форму отрезка полуцилиндрической поверхности, рассечённой двумя взаимно пересекающимися плоскостями.
§ Паддуги (падуги) — боковые цилиндрические части сомкнутого свода, в зеркальном своде — находятся под зеркалом. Изначально — большая выкружка над карнизом, служащая переходом от стены к потолку.
§ Пазуха свода — пространство между наружными поверхностями смежных сводов, или сводом и стеной.
§ Паруса — сферический треугольник, обеспечивающий переход от квадратного в плане подкупольного пространства к окружности купола.
§ Подпружная арка — упорная арка, укрепляющая или поддерживающая свод.
§ Пролёт свода — его ширина
§ Пята свода — нижняя часть арки, свода, опирающаяся на стену или столб; или же верхний камень опоры, на котором покоится арка или свод.
§ Распалубки — выемка в цилиндрическом своде в виде сферического треугольника. Образуется пересечением двух взаимно перпендикулярных цилиндрических поверхностей (обычно разного радиуса). Может быть либо частью крестового свода, либо дополнительным сводом, врезаным в цилиндрический или зеркальный. Устраивается над дверными и оконными проёмами при расположении верхней точки проёма выше пяты свода.
§ Стрела свода — расстояние от оси арки в ключе до хорды, соединяющей центры её пят.
§ Шелыга (щалыга) — верхняя линия или хребет свода. Также — непрерывный ряд замковых камней (ключ свода).
§ Щека свода (люнет) — торец свода, его срез
§ Щековая арка — подпружная боковая арка крестового свода, расположенная по сторонам прямоугольника его плана.
§ Щековая стена — торцовая стена помещения, перекрытого цилиндрическим сводом, нагрузки не испытывает.
§ Нервюры — ребро готического каркасного свода. Делятся на:
§ Ожива — диагональная арка. Почти всегда полуциркульная.
§ Тьерсерон — дополнительная нервюра, идущая от опоры и поддерживающие посередине лиерны.
§ Лиерны — дополнительная нервюра, идщая от точки пересечения ожив к щелыге щековых арок.
§ Контрлиерны — поперечные нервюры, связывающие между собой основные (то есть оживы, лиерны и тьерсероны).
§ Запалубка — в нервюрном своде заполнение между нервюрами.
Экстерский собор:замковый камень в нервюрном своде
[править]Основные типы сводов
Что такое полуциркульная арка
Особенности арочных конструкций
Арочные конструкции обладают очень давней историей. С древнейших времен арочные окна и двери ассоциируются с особым очарованием, загадочностью, умиротворением. Плавные изогнутые линии оконного или дверного проема в виде арки действуют на зрителя успокаивающе, надежно защищая от внешних воздействий. В Европе арки ввели в архитектуру древние греки и римляне, позаимствовавшие идею конструкции у вавилонян. Огромные арочные ворота для торжественного прохода важных персон были достопримечательностью больших городов античной эпохи, арки широко применяли в оформлении дворцов и храмов.
Ныне арочные проемы все чаще находят свое применение при планировке квартир благодаря тому, что арки дают возможность достичь двойного эффекта: зрительно разделить помещение, но в то же время объединить его, четко обозначая границы. Поэтому межкомнатные арки имеют как декоративное, так и практическое назначение.
Межкомнатные арки быстро приобретают популярность, поскольку они без проблем вписываются в любой интерьер. Увеличивая пространство, арки делают его светлее и просторнее, помогают создать современный интерьер с плавными изящными линиями. Создавая атмосферу тепла и уюта, они одновременно способны выглядеть строгими и элегантными, отвечая самому изысканному вкусу.
Устройство арочных проемов рационально там, где необходимо произвести зонирование пространства без сооружения дверных проемов. Межкомнатные арки позволяют расширить помещение, придать ему состояние простора, благодаря аркам комнаты плавно перетекают одна в другую. Межкомнатные арки лишь обозначают двери, но не создают ощущение замкнутости, они делают условными все границы в помещении, одновременно сохраняя их смысл. Многообразие современных вариантов арок позволяет украсить интерьер своей легкостью и красотой форм. Арочные проемы можно соорудить в жилых комнатах, в прихожей, на кухне и в ванной комнате. Использование арочных сводов позволяет уйти от заурядных решений в строительстве и дизайне интерьеров. Они очень красивы и могут привнести свою изюминку в оформление любого помещения.
Для сооружения арочных перекрытий в наши дни можно использовать самые разнообразные строительные материалы. В старину, возводя арочные проемы, применяли только лишь натуральный камень, с течением времени его успешно заменил керамический красный кирпич. По характеру применяемых материалов различают несколько видов арочных перекрытий:
• из ДВП и ДСП материалов.
Форму и материал арочного проема всегда следует выбирать в зависимости от поставленных задач и особенностей самого помещения.
По способу возведения арки делят на сооружаемые внутри помещения и вне помещения. Каменные, кирпичные или монолитные бетонные арки обычно сооружают снаружи зданий по причине их высокой прочности и надежности. Пластиковые арки, а также арки из гипсокартонных листов или из ДВП и ДСП, можно возводить только внутри помещений. Деревянные арочные перекрытия составляют исключение из общего ряда благодаря своей универсальности — их можно сооружать и внутри дома, и за его пределами при условии применения надежных средств по защите дерева от разрушения.
Интерьеру загородного дома или коттеджа больше всего соответствует кирпичная или деревянная арка. Для квартиры в городском многоэтажном доме или офисного помещения наиболее оптимальным решением будет облегченный арочный проем из пенопласта, пластика или гипсокартонных листов. Гипсокартонная арка способна удивительно преобразить обычное жилище, придать дому шик, красоту, уют и современный вид. Они хороши тем, что можно создать любой дизайн, любую конфигурацию, импровизировать и дать простор фантазии. В то же время изготовить арку достаточно легко, а вид она имеет изумительный. Вероятно, именно поэтому эта дизайнерская уловка стала очень популярна как у профессионалов, так и у домашних мастеров.
Конструктивно арки различают по радиусу кривизны и разному показателю стрелы подъема. Арочные конструкции бывают трех основных видов:
• мавританские арки, имеющие вид подковы, один из символов исламской архитектуры;
• полуциркулярные арки, элемент архитектуры православных храмов;
• стрельчатые арки, характерный элемент готической архитектуры.
Мавританская, или подковообразная, арка является первоосновой всех остальных разновидностей арок. Она бывает округлой, заостренной (стрельчатой), вытянутой и лопастной формы. В доисламский период мавританская арка имела активное применение в архитектуре вестготов, в доисламской Сирии, на территории современных Испании и Франции. В последующее время эта подковообразная арка стала ярким символом исламской архитектуры (рис. 2).
Рис. 2. Мавританская, или подковообразная, арка
Полуциркульную арку, представляющую собой половину окружности, следует строить из одного центра, выбрав радиус нужной длины (рис. 3).
Рис. 3. Полуциркульная арка
Пологая арка имеет относительно плоский свод, ее нужно строить из одного центра, который расположен ниже прямоугольной части окна или двери (рис. 4).
Рис. 4. Пологая арка
Коробовая (лучковая) арка имеет свод сложной формы, составленный из трех дуг, поэтому ее нужно строить из трех центров. Первый центр О расположен намного ниже верхней части арки (прямоугольной части окна или дверного проема). Два других центра О1 и О2 находятся вблизи от самой верхней части арки, справа и слева от углов проема.
Для вычерчивания такой арки необходим шаблон, сделанный из плотного картона, ДВП или фанеры в полном соответствии с формой внешней части оконного проема. При построении на шаблоне нужно провести три вертикальные оси: центральную и две боковых, которые определяют ширину арки. Далее провести 2–3 горизонтальные оси, подбирая по ним кривую линию. Сначала нужно вычертить наиболее пологую часть дуги, а затем подобрать к ней боковые дуги.
Можно облегчить себе поиск формы пологих дуг свода, для чего надо вбить два гвоздя в верхнюю горизонтальную ось на равном расстоянии от вертикальных боковых осей. Еще один гвоздь вбить внизу на необходимом расстоянии от верха арки. К нижнему гвоздю привязать шнурок с закрепленным на нем карандашом. Натянув шнур, вращать им влево и вправо, и карандаш, перегнувшись через точки О1 и О2, вычертит желаемую кривую (рис. 5).
Рис. 5. Построение коробовой (лучковой) арки
Полуциркульная, пологая и лучковая арки своей формой вполне подходят для сооружения арочного проема между комнатами и для оконного арочного проема.
Стрельчатая простая арка по своему виду напоминает наконечник стрелы, отсюда и название. Она может быть узкой или широкой, а строить ее следует из двух центров. Сначала провести горизонтальную ось, а затем под прямым углом вертикальную, получая центр пересечения двух осей — точку О. От центра направо и налево отмерить половину ширины арки, в конце отрезков поставить точки О1 и О2.
В зависимости от ширины арок и кривизны стрелы, эти точки могут располагаться возле стен арки или с некоторым отступом от нее. Необходимо очень точно определить эти точки, чтобы в процессе вычерчивания не получились стрелы различной кривизны (рис. 6).
Рис. 6. Простая стрельчатая арка: а) узкая; б) широкая
Стрельчатая сложная арка по своему виду походит на шлем древнерусского богатыря, эту арку нужно строить из четырех и более центров. Все зависит от формы арки, иначе говоря, кривизны очертаний ее свода. Сначала нужно провести горизонтальную ось, затем под прямым углом к ней вертикальную, получив центр пересечения в точке О. Затем от вертикальной оси вправо и влево отложить по половине ширины арки, отметить концы отрезков точками О1 и О2.
Кирпич — это прочный и надежный строительный материал. А его уникальная гибкость и пластичность позволяют выкладывать красивейшие арки любой формы.
Далее из точки О вычертить выпуклую нижнюю часть арки до определенной ее высоты, поставить точки или провести пунктиром горизонтальную ось, ограничивая тем самым до нужной высоты вычерченные арки. После этого уже с наружной стороны арки подобрать точки О3 и О4 так, чтобы они позволили вытянуть вогнутые кривые, которые могли бы сойтись с ранее вытянутыми выпуклыми нижними частями арки, а также сойтись на вершине арки или в так называемом замке (рис. 7).
Арки стрельчатой формы больше подходят для оконных проемов и дверей стилизованного загородного дома.
Рис. 7. Сложная стрельчатая арка
Способы определения размеров арочной части
При проведении замеров арочных конструкций для окон или дверей обычно применяют следующие основные способы определения размеров арочной части:
• при правильной окружности арочной части конструкции следует определить ее радиус или построить сложную арку согласно ранее приведенным рекомендациям;
• посредством изготовления шаблона арочной (непрямоугольной) части конструкции;
• посредством определения арочной (непрямоугольной) части конструкции с помощью построения координатной сетки (рис. 8).
Рис. 8. Применение метода построения координатной сетки
Предварительно нужно составить эскиз арочного проема желаемого вида и разделить его на четверти. При наличии определенной четверти от проема к рисунку прибавить размер, который равен величине захода металлического профиля за четверть. В случае отсутствия четверти, вычитать размер монтажного зазора.
Если используется метод построения координатной сетки, то следует производить замеры высоты арочной конструкции через каждые 150–200 мм. По результатам замеров строить кривую, по которой можно рассчитать конфигурацию непрямоугольной части арочной конструкции с учетом наличия или отсутствия четвертей.
При сооружении арок следует учитывать ветровые, статистические нагрузки, допустимый радиус изгиба и прочие особенности конструкции. Проводя замеры непрямоугольных окон различной формы (трапециевидных, треугольных и т. п.), необходимо применять такие приспособления, как лазерные уровни с горизонтальным и вертикальным положением луча, угломеры и лазерные дальномеры. В таком случае можно составить точный чертеж оконного или дверного проема.
В некоторых случаях, когда нужно создать свод арки достаточно сложной формы, приходится сначала строить шаблон. Для изготовления шаблона в качестве материала можно использовать плотный картон, ДВП, фанеру и другие подобные материалы. Заготовку под шаблон надо приложить к стене с внешней стороны проема и обрисовать его контур. Затем уже на шаблоне вычертить арочный свод нужной формы. Иногда замерщики используют для изготовления шаблона какие-нибудь подсобные приспособления по своему выбору. В частности, при определении размеров арочной части можно использовать кусок электрического кабеля в свинцовой оболочке. Он обладает свойством хорошо сохранять нужную форму. Можно приложить этот кабель к арочной части проема, выправив по форме, а затем обрисовать его на шаблоне.
Особенности арочных конструкций из гипсокартонных листов Гипсокартон, являясь весьма модным и современным строительным материалом, в самые короткие сроки позволяет воплощать в жизнь самые дерзкие архитектурные и дизайнерские идеи благодаря своей гибкости и пластичности. Этими идеями могут быть и разнообразные виды арок и полуарок любой формы, арочных проемов и сводов, которые способны придать унылым коробкам современных квартир совершенно особое очарование. Арку из гипсокартонного листа сделать своими руками гораздо проще, чем вытягивать ее по шаблонам при помощи штукатурки. При этом такая арка будет весьма изящна и эстетична.
Арки из гипсокартонного листа могут быть классическими и авангардными, асимметричными, трапециевидными, т. е. именно такими, какими их рисует воображение владельца квартиры. Классический стиль гипсокартонной арки — это арочная дуга, которая имеет правильный радиус. Авангардная арка из гипсокартона в стиле модерн имеет характерный вид арочной дуги с небольшим углом подъема или может быть арочной дугой в форме эллипса. Любители готического стиля могут соорудить арку стрельчатой формы, с острым углом в своей высшей точке. Любители сложных конструкторских решений подберут себе арку, которая является абстрактной комбинацией из прямых и закругленных частей.
Арочную конструкцию можно устроить любой формы и в любом месте квартиры. Чаще всего арку вписывают в межкомнатные проемы, размеры которых зависят от конструкции здания. Отличие арки из гипсокартона в том, что она должна быть достаточно высокой. Нет никакого смысла устраивать арку в проеме, имеющем высоту меньше 2 м.
Одним из недостатков межкомнатной арки можно назвать то, что она отнимает значительную часть свободного пространства дверного или оконного проема. В том случае, если величина проема менее 2 м, то низкая гипсокартонная арка лишь испортит вид квартиры. Кроме того, при прохождении через низкую арку неизменно возникает непроизвольное желание наклонить голову, поскольку она визуально уменьшает размер проема. Существует один-единственный способ соорудить арку в низком проеме — нужно увеличить его, выдолбив верхнюю часть.
Поэтому перед началом проектирования следует провести полный замер проемов квартиры или дома. Во многих старых домах, где высота двери была заложена до 250 см, не потребуется дополнительно дробить стены для возведения арки, можно смело приступать к монтажу.
В новых жилых домах, где высота двери от 200 см до 210 см, придется провести значительные подготовительные работы для устройства арки: дробление стен и увеличение высоты.
Специалисты рекомендуют применить при такой высоте британский вариант конструкции арки. В этом случае нужно выполнить более точный замер показателей для арочной конструкции и использовать угловые заполнители, изготовленные из фанеры. Угловые заполнители намного мобильнее, их можно подогнать под любые размеры дверного проема.
Современные производители могут предложить готовые арочные конструкции, для возведения которых понадобится только их сборка. Выбирая готовую арку для дверного проема, нужно непременно учитывать его реальную высоту.
Всегда следует помнить, что красота арки во многом зависит от ее высоты: чем выше арка, тем стройнее и привлекательнее она выглядит (рис. 9).
Рис. 9. Гипсокартонная арка в дверном проеме
Красивую и стильную арку из гипсокартонных листов при желании может сделать каждый. Сам процесс не содержит ничего сложного. Однако, несмотря на простоту монтажа, требуется хотя бы небольшой опыт в работе с гипсокартонными листами, а также некоторые необходимые инструменты.