Что такое полувзвешенная клавиатура
Не взвешенная и взвешенная клавиатура синтезатора Чем отличается не взвешенная клавиатура на синтезаторе от взвешенной?
Справка яндекса
Жесткость клавиатуры
В зависимости от тяжести нажатия («жесткости»), клавиатуры делят на невзвешенные, полувзвешенные и взвешенные.
Невзвешенные клавиатуры практически не оказывают сопротивления при нажатии, благодаря чему на них очень легко играть. Такие клавиатуры используются во многих синтезаторах, в т. ч. во всех детских моделях. Однако инструменты с невзвешенными клавиатурами не подходят для обучения в музыкальной школе, т. к. не передают особенностей игры на классическом фортепиано.
Взвешенные клавиатуры, напротив, наиболее схожи с клавиатурой настоящего фортепиано, поэтому ими почти всегда оснащаются цифровые пианино профессионального уровня. Для полностью реалистичной имитации ощущений игры на «живом» инструменте во взвешенных клавиатурах может использоваться молоточковый механизм, схожий с устройством пианино или рояля (см. «Молоточковая механика»). Цифровые инструменты с взвешенной клавиатурой максимально подходят людям, привыкшим к игре на обычных клавишных инструментах, а также желающим получить классическое музыкальное образование.
В полувзвешенной клавиатуре для имитации отдачи используются пружины и амортизаторы. На такой клавиатуре играть легче, чем на взвешенной. Однако клавиши также имеют определенную отдачу, что делает игру достаточно комфортной. Полувзвешенные клавиатуры нередко выбирают люди, начинавшие учиться игре сразу на цифровых инструментах. Для них такие инструменты представляют своего рода «золотую середину».
Что представляет собой клавишный контроллер и как он работает?
Анонс
DJSTORE
Что такое контроллер? Самое простое объяснение – это клавиатура, которая сама по себе не может воспроизводить звуки, но подключается к другому оборудованию, например, компьютеру, звуковому модулю, синтезаторам и подобному.
В большинстве своем контроллеры достаточно просты в использовании и легко находят свое место на студии. При выборе следует ориентироваться в первую очередь на удобство и габариты. Конечно, не стоит забывать про функциональность и коммутационные возможности.
Основные типы
2 наиболее важных параметра для музыканта при выборе клавишного инструмента – принцип работы и количество клавиш.
Что отличает контроллер от акустического пианино или любого другого клавишного инструмента – конструкция контроллера не влияет на воспроизведение звука. Даже с созданием синтезатора большинство электронных клавиатур используют пружинную механику, которая значительно отличается от молоточковой, установленной на акустических пианино. Для возврата клавиши на начальную позицию необходим специальный механизм: пружинная механика подходит для этого идеально.
Самые ранние синтезаторы могли воспроизводить множество различных звуков, но ни один не мог точно воспроизвести пианино. Звучание инструментов вышло на новый уровень благодаря созданию усовершенствованных тон-генераторов и сэмплирования в целом. Так решилась проблема исполнения партии пианино на обычной клавиатуре.
Стоит, однако, указать, что клавиатуры клавишных инструментов разделяются на несколько типов, в связи с чем могут предложить пользователям разные функции и возможности.
Полувзвешенные клавиатуры контроллеров отличаются чуть большим весом, и, внешне более похожи на рояльные, т. к. торцы клавиш являются закрытыми. Там также используется пружинная система. Несмотря на свою значительность, вес клавиш не является самым важным аспектом.
Взвешенные клавиши являются продолжением развития полувзвешенной механики, но в них используется еще и система противовесов. Из-за этого клавиши по своим ощущениям максимально приближены к фортепианным.
Клавиатура, практически полностью воссоздающая механику настоящего инструмента.
Основная причина, по которой пианино имеет иное звучание, заключается в том, что за хрупким на первый взгляд корпусом хранится сложный механизм. При нажатии клавиш в действие приводится механика: после нажатия от струн отходит демпфер, позволяя струне свободно звучать, в это время по нему ударяет обитый войлоком молоточек.
При работе такие инструменты несколько отличаются от синтезаторов, так как молоточку необходимо некоторое время для движения.
Градуированная (постепенное изменение веса молоточков от нижнего до верхнего регистра) молоточковая механика является наиболее совершенной, так как она в состоянии имитировать ощущения от игры на акустическом пианино. При этом, не имея образования, на таких клавиатурах очень сложно играть быстрые пассажи, секвенции.
Плюсы и минусы
Традиционно считается, что если клавиатура не характеризуется как взвешенная или обладающая молоточковой механикой, то она принадлежит к категории клавиш для Project-студий и живых выступлений. Их производство значительно дешевле, но в плане функциональности они практически не уступают топовым вариантам. Нужно просто учесть тот момент, что игра фортепианных партий для пианиста на таких клавиатурах может быть столь же необычной по ощущениям, как игра синтезаторных лидов и секвенций на настоящем пианино. Стоит заметить, что звуки ударных и перкуссии лучше всего играются на синтезаторной и полувзвешенной механике.
Самое явное различие в контроллерах, которое бросается в глаза – разное количество клавиш. Сегодня существуют инструменты с 88, 76, 61, 49, 37 и 25 клавишами. Инструменты на 25 и 37 клавиш пользуются большим спросом у тех, кому важен вопрос портативности.
Кстати, чем больше клавиш, тем больше вероятность того, что они взвешенного или даже молоточкового типа. Почти все 88-клавишные инструменты имеют взвешенную или молоточковую механику.
Многие контроллеры предлагают пользователю широчайший спектр возможностей. Нельзя не отметить коммутационные возможности, которые в этом вопросе играют не последнюю роль, так, например, MIDI разъемы могут передавать различные данные сразу по нескольким MIDI-каналам.
Далее мы рассмотрим другие важные особенности клавишных инструментов, на которые стоит обратить внимание.
«Velocity» несет очень важную функцию. Данный параметр фиксирует скорость нажатия на клавиши. Это особенно важно для реалистичного воспроизведения акустических звуков, а также для экспрессии в синтезаторных звуках. Ранее самые дешевые инструменты вообще не обладали этим параметром, поэтому есть мнение, что он был добавлен для увеличения стоимости инструмента. Позже этот момент был пересмотрен, и сегодня уже сложно найти клавиатуру, на которой нет этой функции.
Многие современные клавиатуры несут на борту некое количество «кривых» для скорости нажатия. Это своего рода разница между приложенной во время игры физической силой и числом, отображающим нажатия (от 0 до 127) в базе данных. Это нужно для того, чтобы, к примеру, при игре с большой силой, партии были легкими. Или наоборот, при легких нажатиях и сильных динамика воспроизведения была примерно одинаковой.
Колесо питч бенда необходимо для понижения/повышения высоты звучащей ноты на полтона-тон. Чаще всего этот элемент управления находится слева.
Колесо модуляции (‘mod’) обычно находится рядом с питчем и имеет аналогичную форму исполнения. Колесо модуляции используется для добавления некоторых эффектов, например, вибрато или тремоло. Кроме того, оно может быть использовано для управления и некоторыми другими параметрами.
При нажатии клавиши в секвенсор идет какая либо нота, а при последующем «дожатии» клавиши —MIDI-сообщения контроллера Aftertouch. Также возможно добавление эффектов, управление фильтром.
Чаще всего встречается монофонический aftertouch – давление воспринимается на уже «звучащие» клавиши. Полифонический aftertouch используется существенно реже, он позволяет отдельным клавишам посылать собственный независимый сигнал, что невозможно сделать на большинстве MIDI инструментов. Исключение составляют дорогие специфичные инструменты типа Roli Seaboаrd.
Большинство клавишных инструментов имеют разъем для педали сустейна. Физическое воздействие на педаль превращается в MIDI сообщение. Это важно при работе с естественными звуками пианино, также может использоваться для создания крещендо.
Более усовершенствованные клавиатуры предлагают еще разъемы под педали экспрессии, которые могут управлять громкостью, срезом фильтра и многими другими параметрами.
Помимо этого, на некоторых «навороченных» клавиатурах могут быть еще и разъемы для футсвитчей. Они могут использоваться для переключения эффектов, дорожек, включения и остановки записи в DAW и т.д.
Конечно, звуковые модули и инструменты предлагают и иные возможности управления. Здесь стоит сказать о фильтрах, параметрах огибающей, частотах осциллятора, балансе компонентов и пр. Существуют назначаемые элементы управления, но продвинутые клавиатуры располагают множеством дополнительных кнобов (или энкодеров) и слайдеров.
Переключение Program/Bank Change/Presets
Большинство MIDI инструментов понимают команды переключения program/bank. Это дает возможность переключения пресетов или банков с пресетами виртуального инструмента напрямую из MIDI-клавиатуры. Более улучшенная версия реализации этого процесса – возможность еще и сохранять пресеты самим инструментом, чтобы впоследствии нужные звуки всегда были под рукой.
Многие клавишные инструменты обладают функцией split (разделение клавиатуры), позволяя разным частям клавиатуры посылать сигнал на разные MIDI каналы. Например, при игре правой рукой воспроизводить звуки струнных, а левой – звуки пианино.
Другие функции и особенности
Клавишные инструменты также обладают и другими функциями, например:
Любой клавишный инструмент, созданный для подключения не только к компьютеру, но и к «железным» модулям, должен иметь как минимум 1 MIDI выход. Для работы с большим количеством устройств MIDI выходов может возникнуть потребность и в большем кол-ве выходов. При этом некоторые из клавиатур оборудованы еще и портом MIDI IN, что позволяет осуществлять управление настройками удаленно (например, при помощи программного обеспечения), либо даже использовать клавиатуру, как USB-MIDI конвертер.
Подключение MIDI клавиатуры к компьютеру на большинстве современных клавиатур решено благодаря наличию USB порта. Наличие USB разъема на некоторых синтезаторах еще привело к созданию универсальных аудиодевайсов, которые имеют на борту не только MIDI-интерфейс, но и аудио (Access Virus TI2, Elektron Analog Keys и подобные). Это означает, что одно устройство может заменить сразу несколько, а в отдельных случаях синтезатор или драм-машина могут управляться из DAW как VST/AU плагины.
Некоторые клавишные контроллеры современного производства выпускаются с драм пэдами, которые устанавливаются в дополнение к традиционным клавишам в качестве альтернативного метода работы с барабанными партиями.
Жесткие кейс (Flightcases)
Не входящие в комплект поставки устройства, но тем не менее очень нужные для гастролирующего музыканта. Используются для защиты инструментов во время перевозок. Помимо этого, благодаря своей конструкции, позволяют работать с инструментом, не доставая его из кейса.
Заключение
На сегодняшний день не существует такого понятия как «стандартный» клавишный контроллер, так как все они различны между собой. Покупка клавишного инструмента подразумевает четкое осознание того, какой результат вы хотите получить от игры. Важно не запутаться в большом количестве разных функций и определить нужные для себя.
Виды механики клавиатуры в цифровых пианино
Механизмы, главным образом, различаются тем, какое усилие необходимо для нажатия клавиши, а так же тем, насколько ощущение от клавиатуры приближено к акустическому инструменту. Какой механизм выбрать зависит от ваших потребностей и стиля игры. В этой статье мы разберем каждый из них.
Плюсы | Против |
Реалистичный механизм клавиатуры | Чем сложнее механизм, тем тяжелее инструмент |
Подходит для обучения, позволяет «поставить пальцы» | Цена выше, чем у простых типов клавиатуры |
Лучший выбор для пианистов |
ГИБРИДНАЯ (МОЛОТОЧКОВАЯ)
В данном типе клавиатуры используются похожие или идентичные механизмы, что и в акустических инструментах. Используются полноразмерные деревянные клавиши для концертного рояля из тех же материалов и процессов. Нажатие клавиши направляет молоточек по той же вертикальной траектории, с тем же весом, что и у акустического рояля, что приводит к истинному и бескомпромиссному ощущению от прикосновения к пианино.
Виды клавиш пианино
Клавиатура – это сердце инструмента. От совершенства ее механики напрямую зависят возможности музыканта раскрыть все краски музыкального произведения. Качественный цифровой инструмент позволяет развить виртуозные игровые навыки.
Механизм работы акустического фортепиано выстроен на сложном взаимодействии. При нажатии клавиш звук рождается с помощью внутренних рычагов, ремешков, струн и молоточков. Громоздкие фортепиано требуют особого ухода и чрезвычайно габаритны.
Цифровые пианино использовать удобнее. Они современнее и наделяют владельцев дополнительными возможностями. Главной задачей производителей является воплощение реалистичного акустического звучания в ограниченном пространстве корпуса цифрового пианино. И надо сказать, это прекрасно получается. Качественные цифровые пианино способны генерировать яркий и многогранный звук.
Механизм образования звука в пианино
Современные производители музыкальных электронных инструментов сумели достичь эталона и создали подобие концертных роялей в обличье цифровых пианино. Процесс в них выстраивается с помощью молоточкового механизма, который воздействует на датчик. Музыкант, играющий на таком инструменте, в полной мере чувствует необходимую отдачу клавиш от воздействия молоточков. Полноразмерные и взвешенные клавиши соответствуют размеру рояльной клавиатуры и имеют ювелирную балансировку.
Работа сенсоров в пианино
Ключевые типы клавиатур
Остановимся подробнее на типах клавиатур цифровых пианино. Среди разнообразия клавиатур инструментов можно выделить три основных их типа:
Молоточковая клавиатура максимально воспроизводит имитацию фортепианной динамики. Она подразделяется на два типа:
Градуированная клавиатура имеет ключевую характеристику «graded», что означает ее способность раскрывать всю градацию тембров и звуковой окраски. Словно вместо стандартной палитры красок у вас в руках оказались сотни или даже тысячи оттенков цветов.
Балансная клавиатура рождает более уравновешенный звук и позволяет отойти от фортепианных тембров к имитации других инструментов. Данную особенность чаще всего используют солидные синтезаторы и MIDI интерфейсы.
Полувзвешенная клавиатура позволяет воплотить определенные исполнительские нюансы. Это оптимальная середина выбора для начинающих. Она сочетает удобную разнохарактерную игру и доступную многим цену инструмента. Полувзвешенная клавиатура лишена молоточкового механизма, но качественно имитирует необходимый отклик клавиш.
Синтезаторная клавиатура обычно отличается меньшим размером клавиш. Они подразделяются на динамические и не динамические. У динамических клавиатур громкость звука варьируется интенсивностью и скоростью нажатия. Не динамические клавиатуры пассивно реагируют на разную степень нажатия и лишены характеристики активного звукоизвлечения.
Таким образом, из всех перечисленных видов молоточковая клавиатура цифрового пианино максимально повторяет ощущения игры на рояле и фортепиано. Она мастерски воплощает ценные нюансы фортепианной механики перехода от жестких клавиш к более легким.
Качественное цифровое пианино должно иметь 88 полноразмерных клавиш. Во взвешенной клавиатуре каждый элемент тщательно выверен по весу в зависимости от регистра. Громкость звучания напрямую зависит от силы нажатия. Причем чувствительность клавиатуры можно дополнительно отрегулировать специальными настройками. Бывают системы, распознающие до 3 степеней нажатия на клавишу. Для юных начинающих пианистов производители подготовили специальную функцию «SOFT», которая позволяет снизить степень нажатия для нетренированных детских рук.
В качестве образцов звука в цифровых пианино используются лучшие акустические рояли мира и сложнейшие алгоритмы генерации звуков. Важным параметром является полифония инструмента. Современные производители инструментов Casio и Yamaha достигли почти магических возможностей. Они позволяют воспроизводить до 256 нот одновременно, что дарит способность раскрыть даже мельчайшие оттенки произведения.
Типы механизмов
Создатели цифровых инструментов постоянно совершенствуют механику воспроизводства звука. Процесс содержит множество технологических тайн и хранится в строгом секрете. Именно поэтому каждый инструмент имеет эксклюзивный характер, соперничающий в мастерстве со своими собратьями. Рассмотрим популярные и востребованные у потребителей модели подробнее.
ROLAND
Инструменты бренда Roland обладают клавиатурой PHA-4. Этот передовой клавишный механизм относится к четвертому поколению молоточковых механизмов и выпускается в трех основных модификациях:
Механизм клавиатуры ROLAND PHA-4
Клавиши имеют специальное покрытие под слоновую кость. Клавиатура PHA-4 Concert имеет усложненную двойную конструкцию на деревянной основе. Наличие специального смягчающего демпфера позволяет избежать характерного для других моделей шума клавиш при интенсивной игре. Действие функции Escapement помогает контролировать технику исполнения легато. Клавишный механизм Roland позволяет исполнителю отражать музыкальное произведение правильным способом, подобно игре на реальном концертном рояле.
YAMAHA
Согласно мнению специалистов, механика клавиатуры Yamaha также превосходна, как и у Roland.
Механизм клавиатуры GH-3
Модели этой компании оснащены клавиатурами Graded Hammer 3 (GH3X/GH3) и Natural Wood. Эти клавиатуры, по заверению производителей, позволяют забыть о том, что в игре участвует цифровое пианино. Инструменты с такой механикой сопровождает насыщенный, аутентичный звук и абсолютное наслаждение игрой. Клавиатура Natural Wood выполнена из натурального дерева по уникальной технологии. Клавиши Graded Hammer 3 имеют благородную текстуру из синтетической слоновой кости. Такие типы клавиатур оснащены тремя датчиками и стабилизаторами. В качестве сэмплов клавиш Yamaha задействует тембры знаменитых роялей Yamaha CFX и Bösendorfer Imperial. Также, в работу клавиатур Yamaha встроен эффект Real Grand Expression. Суть его заключается в легком, но существенном для механики игры щелчке в конце хода клавиши.
KAWAI
Особый выразительный характер имеют цифровые пианино японской фирмы Kawai. Основатель компании Коити Каваи был талантливым изобретателем и запатентовал исключительную модель фортепиано, который сейчас воплощается в электронных аналогах. Широкий спектр серий цифровых пианино Kawai использует клавиатуры следующих типов:
— Responsive Hammer Compact Action (RH-C),
— Responsive Hammer II
— Advanced Hammer Action IV-F.
Клавиатура пианино KAWAI
Градуированные клавиатуры этих типов имеют 88 взвешенных клавиш. RH-C имеет покрытие Ivory Touch, которое достоверно имитирует слоновую кость. Исключительная технология Harmonic Imaging Kawai реализует любые задумки музыкальной экспрессии пианиста: от мелодичного пианиссимо до призывного фортиссимо.
Модели пианино Kawai рекомендуют приобретать музыкантам, работающим в классическом направлении. Именно Kawai обладает превосходным классическим концертным звучанием.
Клавиатура с пластиковыми клавишами RH II
CASIO
Широкая модельная линейка электронных музыкальных инструментов Casio постоянно обновляет ассортимент, совершенствуя механику и характеристики клавиатуры.
Серии Casio Privia и Casio Celviano оснащены запатентованной взвешенной молоточковой клавиатурой Tri-Sensor II с функцией Hammer Response. Ее 88 клавиш обладают тремя уровнями чувствительности и богатой полифонией от 128 до 256 звуков. При нажатии клавиши в действие вступает трех сенсорный молоточковый механизм.
Богатое многомерное звучание инструментов Casio достигается с помощью особой Air-технологии. Звуковой процессор Air обеспечивает богатство тембров и создает эффект резонанса струн. Опытный производитель Casio сделал всё возможное, чтобы превратить обычную комнату с инструментом в реалистичный концертный зал.
Среди всех известных производителей отчетливо прослеживается стремление создать прекрасный инструмент с богатым акустическим звучанием и идеальной фортепианной механикой. Технологии клавиатурной динамики неустанно совершенствуются и добиваются истинного мастерства. Еще 10 лет назад музыкальные преподаватели были против обучения игре на фортепиано на цифровых аналогах из-за разности ключевых нюансов техники игры и формирования неверных навыков. Сейчас отличия между акустическими фортепиано и электронными инструментами сглажены настолько, что не заметны даже опытным профессионалам.
Как выбрать синтезатор (2019)
Как только люди научились записывать звуки, так появилась идея об устройстве, воспроизводящем звучание нот, записанных с различных музыкальных инструментов. Первые попытки создать что-то подобное синтезатору, предпринимались еще в те времена, когда звук записывали на восковые цилиндры. Однако практического применения такие устройства не получили – слишком сложной и ненадежной получалась механика, да и качество звука было далеко от удовлетворительного.
Первые серийные синтезаторы были электронными – они воспроизводили звуки, синтезируемые звуковыми генераторами, лишь отдаленно похожие на звучание реальных инструментов. Впрочем, эстраде, переживающей эпоху расцвета, «электронная» музыка пришлась по вкусу.
Сэмплерные синтезаторы, способные заменить реальный инструмент, появились только в 1970-х, стоили весьма недешево и использовались, в основном, студийно. Только в последние десятилетия цифровая музыка и развитие микроэлектроники сделали сэмплерные синтезаторы доступными каждому – теперь нажатием кнопки музыкант может перейти с гитары на орган, с флейты на барабаны, или синтезировать звуки, невоспроизводимые никакими реальными инструментами.
Сегодня синтезаторы производятся в большом ассортименте и используются для самых разных целей:
— как музыкальные игрушки;
— для обучения музыке и игре на фортепиано;
— для домашних концертов;
— для профессиональной концертной деятельности;
— для студийной работы по созданию и записи музыки.
Все эти области предъявляют к инструменту различные требования и, чтобы сделать правильный выбор, необходимо понять: для чего вам нужен синтезатор и какие характеристики важны в вашем конкретном случае.
Характеристики синтезаторов
Синтезаторы с малоразмерными клавишами рекомендуется использовать как игрушки для первоначального знакомства с музыкой и музыкальными инструментами. Но даже для самых первых уроков обучения игре на синтезаторе следует использовать инструменты с полноразмерными клавишами.
Количество клавиш синтезатора определяет ширину звукового диапазона – число октав, одновременно доступных музыканту. Классическая фортепианная клавиатура содержит 88 клавиш (7 полных октав + 3 клавиши субконтроктавы). Но при исполнении большинства произведений весь этот диапазон одновременно бывает востребован редко, поэтому полная 7-октавная клавиатура используется нечасто. Такая клавиатура применяется на моделях, использующихся как альтернатива пианино и непосредственно на цифровых фортепиано.
На синтезаторах наиболее распространены сокращенные клавиатуры с меньшим числом октав: 6, 5 или даже меньше.
При этом следует понимать, что меньшее число октав не обязательно означает, что какие-то октавы недоступны для музыканта – наличие на синтезаторе транспонирования позволяет «сдвинуть» звуковой диапазон относительно клавиатуры. Так, 5-октавный синтезатор с транспонированием в две октавы (24 полутона), может быть настроен как на игру с контроктавы до второй, так и с малой по четвертую. На таких сокращенных клавиатурах музыканту по-прежнему доступен весь звуковой диапазон, но – не весь одновременно.
Какого размера клавиатуру предпочесть – зависит от назначения инструмента. Для исполнения сложных классических произведений потребуется 76-клавишный синтезатор, а для большинства популярных мелодий хватит и 5 октав (61 клавиша).
Синтезаторы с числом октав, меньшим 5, уже заметно ограничивают возможности музыканта, однако тоже вполне могут использоваться в профессиональной деятельности – например, для имитации какого-нибудь реального инструмента с нешироким звуковым диапазоном (труба, барабан, гобой и т.п.). Но играть в две руки на такой клавиатуре уже будет очень затруднительно.
Полифония определяет, какое количество отдельных тонов может звучать одновременно. Хотя в музыке редко встречаются аккорды из более чем шести тонов, это не означает, что полифонии в 8 голосов достаточно. Взятый звук не затихает мгновенно и синтезатор с полифонией 8 голосов при взятии нового звука неминуемо будет «захлебываться».
Даже для «чистой» игры без звуковых эффектов рекомендуется полифония от 32 голосов.
Для использования звуковых эффектов, автоаккомпанемента или арпеджиатора необходимо 48-64 голосов.
Для полного же использования возможностей синтезатора – с использованием звуковых эффектов, многократного наложения звуковых дорожек и т.д. потребуется полифония в 72-128 голосов.
Механизм клавиш характеризуется сразу несколькими показателями, которые часто путают друг с другом. В то же время, тут нет ничего сложного – по типу механики клавиши могут быть синтезаторными, фортепианными или молоточковыми. По жесткости – невзвешенными, полувзвешенными и взвешенными. И по чувствительности к скорости нажатия – активными (динамическими) и пассивными (нединамическими).
Типы механики клавиш.
Синтезаторные клавиши представляют собой обычную электрическую кнопку, возвращающуюся в исходное положение под действием пружины. Такие клавиши просты в изготовлении и недороги, но имеют неинформативный отклик при нажатии. Громкость и продолжительность звучания каждого тона зависят от скорости и силы нажатия на клавишу. Информативность же клавиши как раз подразумевает различную её реакцию на нажатия с разной скоростью и разной силой. Неинформативные же синтезаторные клавиши не позволяют исполнителю соразмерять усилия пальцев при нажатиях и для профессионального использования подходят плохо.
Фортепьянные клавиши содержат сложный пружинный механизм, имитирующий сопротивление, возникающее при нажатии фортепианной клавиши. Существует различные варианты фортепианных механизмов – от простых, содержащих 2-3 пластиковые детали, до сложных – с несколькими рычагами и пружинами, конструктивно близкие к молоточковым. Соответственно, отклик при нажатии клавиши может быть различным по комфортности и информативности – как «недалеко ушедшим» от синтезаторных, так и близким к «настоящему» фортепиано.
Типы жесткости клавиш.
Невзвешенные клавиши легко нажимаются, сопротивление нажатию минимальное. Такие клавиши устанавливаются на игрушечные синтезаторы.
Полувзвешенные клавиши пожестче, и обеспечивают лучший контроль нажатия. На большинстве любительских моделей и на части профессиональных используются как раз полувзвешенные клавиши.
Взвешенные клавиши имеют жесткость, аналогичную жесткости клавиш акустического фортепиано. Такие клавиши используются на профессиональных моделях. Иногда взвешенные клавиши путают с молоточковыми, но такое соответствие не совсем верно. Существует немалое количество пружинных фортепианных механизмов, обеспечивающих «взвешенную» жесткость. Все молоточковые клавиши – взвешенные, но не все взвешенные – молоточковые.
Общее число тембров определяет разнообразие звуков и музыкальных инструментов «живущих» в синтезаторе. Каждый тембр (сэмпл) соответствует какому-либо инструменту. Соответственно, чем больше тембров, тем богаче у вас выбор. Какое число тембров выбрать – зависит от того, для чего будет предназначен инструмент.
Профессиональные цифровые пианино имеют зачастую не более десятка тембров (да и те относятся к различным вариациям фортепиано) – и этого им вполне достаточно. Для студийной работы – чем больше, тем лучше, профессиональные модели могут иметь тысячи встроенных тембров, плюс возможность записи новых. Детские модели также могут иметь десятки и даже сотни тембров, включая совсем экзотические, наподобие шума поездов или пения птиц.
Автоаккомпанемент позволяет «в фоне» запустить какую-нибудь мелодию параллельно вашей игре. Это позволяет даже обладающему только начальными навыками музыканту легко сыграть прилично звучащую импровизацию на любую тему (если она предусмотрена имеющимися в наличии стилями автоаккомпанемента). И, хотя серьезные исполнители относятся к этой функции с пренебрежением, начинающему музыканту автоаккомпанемент может облегчить музыкальное сопровождение какого-нибудь события.
Арпеджиатор – функция, в чем-то сходная с автоаккомпанементом, но не настолько «ленивая». Наличие арпеджиатора позволяет исполнить заранее заданную последовательность нот («перебор») буквально нажатием одной клавиши – причем тональность арпеджио может меняться в зависимости от того, какая клавиша нажата.
Наличие секвенсора позволяет вам самим записывать музыку для её последующего фонового проигрывания. Это опять похоже на автоаккомпанемент, но с тем различием, что музыку для аккомпанемента в этом случае вы создаете сами. Кроме того, многодорожечные секвенсоры позволяют накладывать друг на друга несколько звуковых дорожек, созданных звучанием различных инструментов. Это позволяет создавать музыкальные композиции, для реальной записи которых потребовался бы целый оркестр. Студийные рабочие станции в обязательном порядке имеют многодорожечный секвенсор.
Профессиональные модели с секвенсором имеют индивидуальный аудиовыход на каждую дорожку – для последующего их сведения на записывающем оборудовании.
Семплирование – также очень важная функция для студийного инструмента. Семплирование позволяет самостоятельно записывать новые тембры (сэмплы) для дальнейшего использования.
Обратите внимание на наличие у синтезатора аналоговых и цифровых разъемов. Линейный и микрофонный входы позволят пропустить внешний звуковой сигнал через синтезатор, с наложением выбранных звуковых эффектов, что может заметно обогатить возможности ди-джея или солиста. Выход для наушников позволит полноценно заниматься с синтезатором, не мешая громким звуком окружающим.
Для студийного инструмента практически необходимо наличие на нем цифровых выходов (USB или MIDI) – для связи с компьютером. Это не только значительно расширит возможности по обработке звука и созданию новых композиций, но и может снизить цену инструмента за счет переноса некоторых функций в компьютер. Так, многодорожечный секвенсор с индивидуальными выходами значительно поднимает цену синтезатора. В то же время, нужного эффекта можно добиться и на синтезаторе вообще без секвенсора, записав звучания различных инструментов на компьютер через цифровой интерфейс и объединив их с помощью программного секвенсора. Это займет больше времени и потребует определенных навыков, но конечный результат будет ничуть не хуже, чем в случае использования дорогого синтезатора.
Функции обучения будут весьма нелишними для начинающего музыканта. Задающий ритм метроном также пригодится при обучении.
Очень эффективным является обучающий режим, возможный на синтезаторах с подсветкой клавиш.
В режиме обучения клавиши подсвечиваются одновременно с выводом на ЖК-дисплей соответствующих нот. Это позволяет ученику быстро выучить, какие клавиши соответствуют каким нотам и приобрести соответствующие моторные навыки.
Варианты выбора синтезаторов
Отличным подарком для ребенка будет детский синтезатор. Но имейте в виду, что синтезатор с малоразмерными клавишами может быть только игрушкой и для обучения непригоден.
Начинающему исполнителю, зарабатывающему себе на жизнь музыкальным сопровождением застолий и различных торжеств, пригодится синтезатор с автоаккомпанементом – он сбережет вам силы и позволит не выглядеть слишком бледно.