Что такое пользовательское лицензионное соглашение
Подготовка к тату и уход за ней
Татуировка — распространенный способ украсить себя и выделиться среди других людей. Причем, их использование разнится от пары татуировок на руках, до всего раскрашенного тела. В наше время, это все не может пройти мимо человека. Он в любом случае будет знать о татуировках и, в большинстве случаев, будет даже сам подумывать о нанесении. Конечно, перед таким ответственным решением стоит сильно подумать, ведь удалить тату не так уж и просто с тела. Ну а те, кто уже решились на это, должны понимать, что к процессу нужно грамотно подготовиться, а потом за ней еще и ухаживать надо. Об этом и поговорим ниже. А заказать рисунок на теле можно в тату студии https://tattoo37.ru/.
Начнем по порядку, то есть с подготовки. Для начала, проследите, чтобы на месте нанесения не было свежих шрамов, ссадин, синяков или прыщей. Свежими они будут, если им меньше одного года. Конечно, есть способ прикрыть свежий шрам татуировкой, только на него придется заранее нанести специальный гель заранее, несколько дней подряд. Это нужно, чтобы максимально снизить образование келоидов, которые мешают работе тату-мастера. Что касается царапин и ссадин, то для них можно использовать мази с содержанием Пантенола и другие заживляющие средства. Важно именно заживить кожу. Для проблемной кожи есть свои способы исправления. Например, ванна с морской солью, около 2-3 раз в неделю. Добавление хвойного экстракта тоже может значительно помочь. Кроме того, при лечении кожи стоит ограничить сладкую и жирную пищу, так как они на нее тоже влияют. Это все, конечно же, не даст полноценного лечения, а лишь облегчит нанесение тату. Особенно, если причина кроется в нарушении внутренних процессов организма. Далее, перед нанесением тату не стоит пить алкоголь, так как это повлияет на кровотечение. Кофе, энергетики тоже не стоит пить. А непосредственно перед поездкой стоит выспаться и хорошо позавтракать — это лучший способ снизить боль. Все потому, что это огромный стресс для организма, который далеко не так просто можно перенести. Например, женщинам в определенные дни точно стоит избегать тату. Перед отпуском тоже не планируйте тату, так как под палящим солнцем она не будет нормально заживать. Еще и купания будут сильно влиять. Ну и базовые правила, вроде гигиены иметь ввиду надо.
Теперь стоит поговорить про непосредственно сам уход за кожей. 2 часа нужно держать повязку после того, как тату было нанесено. Сразу после этого, нужно научиться ухаживать за ней. Для начала, ее нужно промыть холодной водой с мылом. Лучше всего для этого выбрать жидкое и бактерицидное мыло. После мытья все это нужно осторожно промокнуть сухой салфеткой или бумажным полотенцем. Именно промокнуть, протирать нельзя. После этого, сверху нанести тонкий слой заживляющей мази, которую вам скажет мастер. Ну и напоследок стоит закрыть тату одноразовой пеленкой, до следующего раза. Так делать придется 3-4 раза в день, пока она полностью не заживет. А это может занять от 5 до 10 дней. Наносить что-либо еще без указаний мастера строго запрещается.Бани, сауны, горячие ванны, пляжи, солярии — все это нельзя. Спорт тоже лучше избегать, также как и алкоголь и другие воздействия на саму тату. Одежду тоже стоит подбирать свободную. Есть также и другие способы, например специальные пленки, которые нужно держать на коже гораздо дольше, но это отдельная тема для обсуждения. С разными пленками придется вести себя по-разному.
В целом, это все обобщенные требования к татуировке, на которые крайне важно обращать внимание, иначе результат будет далек от идеального. Здесь все указано в общих чертах, а подробнее обо всем расскажет ваш мастер.
Лицензионный договор
Мы продолжаем тему прав на интеллектуальную собственность. Главное правило такое: нельзя использовать чужую работу, пока не разрешил автор. Вот что мы об этом написали:
Юрист Дарья Тимохина рассказывает, как получить права по лицензионному договору. Пока рассказываем о российских лицензиях, о зарубежных поговорим в другой раз.
Зачем нужен лицензионный договор
Лицензионный договор — один из способов получить права на работу автора. Без прав нельзя использовать чужое: ни фото из Гугл-картинок, ни музыку с фейсбука, ни твит. Иначе автор может подать в суд и отсудить компенсацию до пяти миллионов рублей.
Лицензионный договор используется в двух случаях. Чаще всего, когда автор передает права не одному клиенту, а нескольким. Так работают стоки с фотографиями, сервисы для бухгалтерии и ЦРМ, дизайнерские студии со шрифтами.
В магазине студии Артемия Лебедева можно купить шрифт по лицензии. Это значит, что такой шрифт может быть у вас и вашего конкурента. Магазин шрифтов на сайте студии Ледебева
Есть еще одна ситуация для лицензионного договора — когда закон требует заключить такой договор. Речь о программе и товарном знаке. Программист разработал программу, и если компания хочет ее получить, она вправе это сделать только по лицензионному договору.
Чтобы было проще составить договор, мы приготовили шаблон. Шаблон можно скачать и заполнить под себя.
Простая и исключительная лицензия
Лицензия бывает двух типов: исключительная и неисключительная. Разница в том, у кого право использовать работу автора.
Если автор планирует передать права нескольким людям, хоть трем, хоть сотне — он подписывает договор на неисключительную лицензию. Еще она называется «простой».
Если автор передает права одному клиенту и больше никому передавать не будет, у него договор на исключительную лицензию.
Неисключительная, или простая
Фотограф сделал серию снимков с котами и передает ее Шатерстоку. Его фотографии могут быть где угодно: на рекламе банка, обложках тетрадей, календарях
Исключительная
Фотограф снял серию котов, передает ее ООО «Питомцы» и не может передавать кому-либо еще
В договоре необязательно указывать тип лицензии — можно составить договор без упоминания, какая это лицензия, исключительная или простая.
Если в договоре нет типа лицензии, она считается простой и неисключительной. Поэтому клиентам надо обратить внимание на формулировки, иначе может оказаться, что автор вправе передать работу другим компаниям, в том числе конкурентам клиента.
Форма договора
Договор должен быть письменным, устно договориться о лицензии нельзя, это требует 1235-я статья Гражданского кодекса. Зато форму договора можно выбрать на свой вкус.
Есть вариант «бумажного» договора. Например, клиент хочет использовать фотографию, составляет договор, распечатывает и дает фотографу на подпись. Это бумажный договор.
Еще вариант — составить оферту и опубликовать ее на сайте. Оферта нужна, чтобы передавать права разным клиентам.
Фотосток публикует оферту на сайте, и теперь ему не надо бегать с договором за каждым клиентом. Компании нужна фотография, значит, она идет на сайт, смотрит оферту, подписывает и получает фотографию. Фотостоку не надо тратить время на договор.
Правила оферты для лицензионного договора такие же, как для любого другого. О правилах оферты рассказываем в статье Дела.
Кто подписывает договор
Инициатором лицензионного договора может быть любой:
В договоре есть два термина: лицензиар и лицензиат. Лицензиар — тот, кто передает права на работу, например, автор. Лицензиат — кто получает права. Расшифровка есть в начале договора или конце. Можно составить договор так:
Условия передачи прав
Что клиент вправе делать с работой и на каких условиях — обязательные пункты лицензионного договора. Без них клиент рискует. Партнер сможет оспорить трактовку договора, а суд — решить, что договор вовсе не заключили.
Вот что нужно описать в договоре: на что автор передает права, кому и для какой территории.
На что автор передает права или предмет договора. Как описать предмет, чтобы защитить себя от недопонимания, мы рассказывали в статье Дела. Если кратко, подход такой: чем точнее опишете, тем надежнее договор. Примеры описания:
Автор передает заказчику десять фотографий в формате RAW от 5 марта 2017 года, записанных на диск DVD-R 4.7 GB 1-4x. Сюжет фотографий: портрет девушки с веслом, яблоком, на мотоцикле, качелях, с удочкой, в зимнем саду, квартире, музее, коробке, библиотеке. Фотографии сделаны на фотоаппарат Nikon D3100 kit 18-55.
Администрация предоставляет неисключительную лицензию на использование платформы и оказывает сопутствующие услуги. Платформа — программный комплекс администрации, который расположен по адресу https://tilda.cc.
В каком формате передает: на флешке, диске, ссылкой на электронный архив.
Территория. Территория может быть любой: вся страна, конкретный город или без ограничений. Возможные формулировки:
Лицензиат вправе использовать работу на территории Краснодарского края;
… без ограничения по территории.
Кто получает права. Кажется, это простой пункт: раз компания подписывает договор, значит, у нее права. Это не совсем так.
Компания получает доступ к программе, но программой будет пользоваться не абстрактная компания, а сотрудники. При этом надо разобраться, кого считать сотрудниками: стажеров, только штатных и неуволенных; которые работают в России или где угодно.
Еще вопрос — сколько сотрудников получают доступ и как их считать. Если завтра компания наймет пятьсот сотрудников, они все могут получить доступ? На все вопросы надо найти ответы в договоре.
Если из договора не до конца понятно, кто получает права, можно случайно нарушить условия договора. Поэтому либо компания сама четко прописывает, либо просит партнера. Неправильных ответов здесь нет — главное, чтобы описание не вредило интересам компании.
Что можно делать с работой
В законе нет требований к условиям, поэтому можно ставить любые, которые выгодны правообладателю и клиенту.
Требования ЦРМ Мегаплана: «Право использовать экземпляр программы для собственного потребления без права переделки или иной переработки, без права распространения». Договор и условия целиком, на сайте Мегаплана.
Конструктора для сайта «Тильды»: «Пользователь не вправе изменять, настраивать, переводить или создавать производные продукты, основанные на сайте и элементах библиотеки, а также интегрировать сайт или элементы библиотеки в другие результаты интеллектуальной деятельности». Договор Тильды.
Студии Артемия Лебедева. «Персональные и студенческие лицензии дают право воспроизводить шрифт на одном компьютере и использовать его в личных и некоммерческих проектах.
Студенческая лицензия предоставляет право студенту на бесплатное использование шрифта в учебных некоммерческих проектах в течение всего периода обучения.
Персональная лицензия предоставляет право на использование шрифта для оформления личных документов, сайтов или блогов, не связанных с коммерческой деятельностью». Договор студии Артемия Лебедева.
Для программ есть ограничения: нельзя запрещать действия, которые нужны для работы с ней. Об этом говорит 1280-я статья Гражданского кодекса. Например, нельзя запретить «изучать, исследовать или испытывать функционирование программы в целях определения идей и принципов». Для всего остального ограничений нет.
Правило такое: если в договоре написано «нельзя делать вот так», значит, нельзя. А если запрета нет — значит, всё разрешено. Поэтому прежде чем подпишете договор, убедитесь, что в запрете нет чего-то важного.
Возможность перепродать права
В лицензионном договоре может быть право на сублицензионный договор или, на русском языке, право передавать права кому-то еще. Условие важно, если одна компания получает права на работу, чтобы потом перепродать другой. Например, так делают фотостоки и дистрибьюторы программ.
Нельзя передать права кому-то без письменного согласия правообладателя, это требование 1238-й статьи Гражданского кодекса.
Если согласие на перепродажу понадобится, есть два варианта: написать отдельный документ о согласии или прописать разрешение в лицензионном договоре. В обоих случаях подходит фраза: «Лицензиат вправе заключать сублицензионные договоры. Лицензиат обязан уведомлять лицензиара о таких договорах».
Срок действия договора
В лицензионном договоре обычно есть срок действия. Могут быть фразы:
Договор действует в течение 10 (десяти) лет, начиная со дня его заключения;
… с момента акцепта до момента удаления аккаунта пользователя;
… до полного исполнения всех обязательств.
Формально указывать срок в договоре необязательно. Если срока нет, договор действует и все обязательства в силе. Правда, в этом случае срок устанавливает закон — пять лет. Это норма из 1235-й статьи Гражданского кодекса.
Если компания подписывает договор не с автором, а с правообладателем, надо перепроверить срок договора. Лицензионный договор действует столько, сколько действуют исключительные права. Вот что это значит:
Фотограф передал права на серию с котами фотостоку до 2020 года.
Сейчас 2018 год. Значит, фотосток вправе перепродавать права на серию еще два года.
Если фотосток продаст серию в 2021 году, договор на серию будет недействительным. Автор может подать иск против компании, которая купит фотографии, и отсудить компенсацию до пяти миллионов рублей.
Исключение из правила — права на ноу-хау. Как работать с ноу-хау — тема отдельной статьи. Если нужно разобраться сейчас, о сроке говорится в 1469-й статье Гражданского кодекса.
Подпись на договоре
Подпись для бумажного договора очевидная: клиент и автор расписываются вживую.
Для оферты вариантов больше. Правила оферты для лицензионного договора такие же, как для любого другого — для оферты нужна подпись.
Скаенг продает уроки английского через оферту. Акцепт для оферты — оплата занятий: «При оплате пользователем сервиса, предлагаемого на Сайте и/или использовании cервиса или его отдельных функций, пользователь считается принявшим настоящий договор в полном объеме, без всяких оговорок и исключений (акцепт пользователя)». Договор Скаенга
«Тильда» считает акцептом регистрацию: «Регистрация в специальной форме, размещенной по адресу https://tilda.cc/registration/, является безусловным и безоговорочным принятием (акцептом) пользователем условий данного соглашения». Договор Тильды
Самые частые акцепты — это оплата или регистрация. Такие варианты законные и надежные, их можно использовать в лицензионном договоре.
Проверка прав
Откровенные мошенники встречаются не каждый день. Скорее всего, вот такой ситуации не будет: компания украла программу и теперь перепродает на нее права. А потом появляется настоящий автор и начинает судиться со всеми, кто незаконно использовал его программу. Но как юрист советую перестраховаться.
Хорошо, если в лицензионном договоре есть фраза, которая подтверждает наличие прав.
Цитата договора «Тильды»: «Администрация является правообладателем платформы и ее составных частей (код, дизайн, базы данных, ноу-хау, библиотеки, блоки, шаблоны)». Договор Тильды
Цитата из Мегаплана: «Исключительные права на программу принадлежат лицензиару на основании договора об отчуждении исключительного права на программу для ЭВМ „Мегаплан“, зарегистрированного года, рег. No РД 006 7802(свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ No 2 008 612 405, зарегистрировано в реестре программ для ЭВМ 19 мая 2008 г.)». Договор Мегаплана
Цитата договора дизайнерской студии: «Студия гарантирует, что исключительное право на материалы в полном объеме принадлежит только студии. В случае претензий или исков к заказчику из-за нарушений прав третьих лиц студия урегулирует претензии за свой счет».
Часто по лицензионному договору права продает не автор, а его посредник. Посредником может быть внешняя компания, например, фотосток или маркетплейс — интернет-магазин, который продает чужие программы или услуги.
Исключительные права работодателя, статья в Деле
Еще посредником бывает работодатель. Например, дизайнерская студия поручает дизайнерам разработать шрифты, они их готовят, и студия их продает клиентам. В этом случае авторы — это сотрудники, а студия — посредник в продажах.
Если покупаете у посредника, лучше убедиться, что у него есть право перепродавать права. У работодателя здорово попросить отрывок из шаблона трудового договора. Подходит цитата со словами о получении исключительных прав. Например:
Все исключительные права на произведения, созданные работником в ходе выполнения трудового договора, принадлежат ООО «Маркиза».
У внешней компании-посредника можно попросить договор между компанией и автором. Автор просто так не передает права на работу, он тоже подписывает договор. Необязательно просить договор целиком, достаточно выдержки, например, начала договора:
Иванов И. И отчуждает исключительные права на фотографии ООО «Лучший фотосток Саратова».
Не факт, что получится собрать подтверждение наличия прав. Если речь о фотографии со стока, и это не редкое извержение вулкана, а обычные котики, можно не тратить время на сбор доказательств.
Если покупаете что-то дорогое — программу или фото с вулканом, советую перестраховаться. Возможно, разбирательства с автором займут больше времени, чем сбор доказательств.
Счет для ИП и ООО в Модульбанке
Удобный сервис, недорогие тарифы, защита от блокировок по 115ФЗ
Короче
Что написать в договоре
На что правообладатель передает права и в каком формате
Что можно делать с работой и на какой территории
Можно ли перепродавать права
Срок действия договора
Как подстраховаться
Проверить, какая лицензия по договору — исключительная или простая
Убедиться, что у правообладателя есть права на работу
5 ЛЕТ
действует лицензионный договор, если не указать срок
Лицензионное соглашение как основной способ защиты авторских и смежных прав
Лицензионное соглашение, заключаемое с конечным пользователем,- это инструмент, с помощью которого компания-дистрибьютор стремится защитить свои исключительные права, а так же права авторов. Лицензионное соглашение прилагается к игре либо на бумажном носителе (например, в руководстве с игрой), либо возникает непосредственно на экране установки. Зачастую применяются оба варианта. Поскольку текст лицензионных соглашений в большинстве случаев совпадает, в рамках данной статьи автор рассмотрит наиболее характерные черты соглашений и наиболее яркие ошибки и нарушения в их составлении.
Как правило, принятие условий соглашения является обязательным условием инсталляции игры на персональный компьютер либо запуска на приставке. При этом процедура принятия условий выглядит достаточно сомнительно: от пользователя требуется поставить галочку напротив надписи «я согласен». Считать такого рода «согласие» официальным подтверждением достаточно трудно, едва ли оно заменяет личную подпись в договоре либо какое-либо другое юридически значимое действие, создающее правовые последствия. Никакой правовой регламентации данный вопрос не имеет.
Первый момент, характерный для всех соглашений, это указание на предоставление конечному пользователю ограниченной неэксклюзивной лицензии на игру. В данном случае имеет место быть ряд нарушений. Во-первых, потребитель, как сторона договора, лишён возможности ознакомиться с условиями лицензионного соглашения до приобретения игры. Выходит, что при приобретении игры пользователь заключает два договора – с магазином, когда формально должно происходить исчерпание исключительных прав на экземпляр, и с издателем игры, уже после того, как упаковка с игрой открыта и пользователь приступил к установке. При этом, если пользователь не согласен с условиями соглашения, он не сможет инсталлировать игру. Следовательно, приобретённый диск становиться бесполезным, и должен быть возвращён за ненадобностью. Однако, возвращение копии игры под предлогом несогласия с условиями лицензионного соглашения – весьма сомнительная ситуация с точки зрения практики, хотя закон «О защите прав потребителей» предусматривает возможность возвращения товара, статья 25 говорит о следующем:
«Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки. Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания».
Критерия о несогласии с условиями использования товара в данной статье нет. Кроме того, что бы ознакомиться с лицензионным соглашением, необходимо как минимум открыть упаковку, а значит условия о сохранении товарного вида и пломб товара выполнить невозможно в принципе.
Таким образом, можно прийти к выводу, что права потребителя нарушаются положениями соглашения. Такие нарушения, к сожалению, стали весьма распространённой практикой, что может быть связанно с отсутствием надлежащего контроля в данной сфере. Отсутствие контроля позволяет компаниям-издателям писать в лицензионных соглашениях то, что удобно им, не считаясь с правами потребителей.
Далее, можно довольно часто встретить фразы, сформулированные следующим образом: «Все права интеллектуальной собственности на Программу принадлежат лицензиару5». Формулировка «все права интеллектуальной собственности», по мнению автора, как минимум некорректна. Поскольку лицензиаром в данном случае выступает компания-дистрибьютор, то ей может принадлежать исключительное право на объекты интеллектуальной собственности, но никак не право авторства или же право на имя. Стремление охватить формулировкой «все права интеллектуальной собственности» как можно больше прав выглядит как попытка перестраховаться, и, по сути, является декларативным нарушением, так как данное утверждение посягает на право авторства непосредственных создателей игры, так как статья 1240 Гражданского Кодекса прямо указывает: «При использовании результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта за автором такого результата сохраняются право авторства и другие личные неимущественные права на такой результат».
Как следует из вышесказанного, компании-правообладатели при распространении компьютерных и видеоигр, допускают ряд ошибок и нарушений, уже ставших весьма распространённым явлением. Причин тому множество – это и отсутствие специализированной правовой регламентации, и низкая квалификация большинства юристов в вопросах интеллектуальной собственности, и откровенно пренебрежительное отношение к компьютерным играм как к явлению. Путь выхода из такой ситуации сложен, хотя и довольно очевиден – создание соответствующего законодательства, в частности внесение изменений и дополнений в Гражданский Кодекс, а так же усиление контроля за рынком компьютерных и видеоигр в целом. Кроме того, охрана и защита авторских прав на игры в Интернете является крайне сложным вопросом. Правовая регламентация данной сферы только создаётся, и до её окончательного становления может пройти много времени.
Пользовательское соглашение: лицензионный договор vs договор оказания услуг
Последнее время интернет переполнен различными платформами и сервисами, которые предлагают определенные возможности как юридическим, так и физическим лицам.
Это может быть сервис по созданию сайта, по обработке данных, графический редактор, и много других вариантов.
Напомню, что с юридической точки зрения название документа не играет ключевой роли: “договор”, “соглашение”, “контракт” (для двусторонних документов) или “оферта”, “соглашение”, “договор” (для односторонних) и иное. Такие документы с одинаковым содержанием, но разным названием не будут отличаться по юридической силе.
Что такое “Пользовательское соглашение”?
А вот оферта на заключение какого договора больше подходи сервису мы рассмотрим далее.
Иногда на сайте Пользовательское соглашение и Оферта представлены как разные документы. В таком случае, как правило, Пользовательское соглашение представляет собой представляет собой общие правила использования сайта, сервиса (добросовестно использовать сервис, не нарушать права третьих лиц и иное), может включать включать в себя условия обработки персональных данных.
Это не является неверным или некорректным, т.к. напомню, наименование документа не имеет в данном случае значения. В том числе, такая ситуация может быть абсолютно оправданной, когда сервис предоставляется разным лицам на разных условиях, тогда для каждого лица должна быть своя Оферта, а Пользовательское соглашение является общим документом. Например, это может быть сервис для поиска работы и сотрудников: оферта для соискателей содержит в себе одни условия, оферта для работодателей другие; платформа для занятий иностранным языком: оферта для преподавателей одна, для учеников другая.
Пользовательское соглашение (оферта) как Лицензионный договор.
Для начала вспомним, что такое онлайн-сервис с точки зрения закона. Не вдаваясь в подробности и особенности различных сервисов, все они так или иначе, в разной совокупности представляют собой взаимодействие следующих объектов интеллектуальной собственности, которые охраняются авторским или патентным правом:
программа для ЭВМ (код программы);
алгоритм (патентное право);
интерфейс (патентное право);
программно-аппаратный комплекс (патентное право);
а также можно добавить сюда контент сайта/сервиса: это различные видео, изображения, тексты и иное.
Правами на все вышеуказанное распоряжается правообладатель. И, если рассматривать сервис как результат интеллектуальной деятельности (РИД), которым правообладатель без каких-либо дополнительных услуг дает попользоваться другим лицам, то, в таком случае, оферта заключается на условиях предоставления правообладателем пользователю неисключительной лицензии (ст. 1235 ГК РФ).
Законодательством (п. 5.1. ст. 1235 ГК РФ) строго предусмотрены условия, при которых не допускается безвозмездный характер предоставления лицензии коммерческим организациям.
Подобная оферта подходит в случае, когда использование сервиса полностью автоматизировано, когда лицо с момента входа на сайт и оплаты сервиса самостоятельно использует сервис. В данном случае правообладатель не оказывает техническую поддержку, не настраивает интеграцию систем, не помогает в регистрации личного кабинета и не выполняет иных действий, которые можно назвать услугами.
Использование Пользовательского соглашения, которое содержит в себе условия лицензионного договора выгодно в том числе плательщикам НДС, ведь согласно п.п. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ, освобождается от налогообложения передача исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных РИД на основании лицензионного договора.
Пользовательское соглашение (оферта) как Договор оказания услуг.
Такая оферта регулируется как обычный договор возмездного оказания услуг (ст. 779 ГК РФ). Это может быть услуга по предоставлению доступа к сервису; услуга по подключению и обеспечению доступа к сервису; услуга по предоставлению права доступа к сервису и его использование в объеме, предусмотренном функциональными возможностями сервиса; услуга по предоставлению во временное пользование, на условиях виртуального доступа, онлайн сервис; услуги, связанные с использованием принадлежащей Исполнителю компьютерной программы. Возможны и иные совершенно разнообразные формулировки, ведь свободу договора (ст. 421 ГК РФ) никто не отменял.
В данном случае РИД используются как средство оказания услуг, при этом доступ к самим РИД не является предметом договора.
Но, даже в такой оферте необходимо указывать на запрет нарушения прав правообладателя сервиса путем использования РИД, из которых состоит сервис и которые размещены на сайте.
Также, необходимо подписывать двухсторонний, или, если это предусмотрено договором, составлять односторонний Акт оказанных услуг. Подобный Акт не является обязательным для лицензионных правоотношений.
От уплаты НДС собственник сервиса в данном случае не освобождается.
Пользовательское соглашение (оферта) как смешанный Договор. Saas-платформа.
Для того, чтобы определить, какой вид договора наиболее подходящий, нужно подробно изучить функционал сервиса.
При рассмотрении споров с пользователями, в которых не оспаривается предмет договора, суды рассматривают споры по заключенным договорам и не квалифицируют верно ли выбран предмет договора или нет.
Большие риски в неправильном определении предмета договора несут плательщики НДС, чтобы не получить штраф за уменьшение налоговой базы и доначисления налога компания должна быть готова аргументировать использование лицензионного договора.
Можно заключать договор смешанного типа, который будет в себе содержать и условия предоставления лицензии и условия оказания услуг. Такой подход иногда применяется для Saas-платформ, при этом до сих пор нет единого мнения касательно Saas-платформ, а судебная практика к тому же показывает, что в зависимости от функционала можно заключать и лицензионный договор, и договор оказания услуг.