Что такое помидорное планирование
Техника помидора — эффективный тайм-менеджмент
Техника помодоро — один из самых простых методов тайм-менеджмента — продуктивного распределения времени. Хотя бы раз в жизни каждый человек задавался вопросом, как заставить себя работать эффективно. Можно долго искать оптимальный вариант управления временем, пытаясь пробовать все подряд и тратя на это массу времени, вместо того, чтобы заниматься основными делами.
Техника pomodoro (или, как ее еще называют «метод помидора») проверена на эффективность многими людьми и пользуется большой популярностью. Скорее всего, вы тоже о ней слышали. Метод эффективно работает, помогает с планированием. Пробовала на практике – отлично. Основным преимуществом Tomato считаю отдых, который не нужно планировать. Система его уже внесла в ваши планы.
С чего все началось
Представьте 1980-е годы. Тогда люди не обращали никакого внимания на проблемы планирования. Точнее сказать, этих проблем не возникало. Каждый занимался своим делом, и если что-то не успевал, благополучно справлялся с задачей на следующий день или на следующей неделе. Но как быть, если катастрофически не хватает времени и нет этого «следующего» дня? Этим вопросом озадачился итальянский студент Франческо Чирилло.
У Франческо в сутках было 24 часа, так же, как и у его сокурсников. Он учился без отдыха и, казалось, что вскоре блестяще сдаст экзамены. Каково же было удивление студента, когда он оказался не готов. Такое положение дел, мягко говоря, огорчило юношу. Он не понимал, на что потратил время. Результат абсолютно его не устраивал. Как быть? Отдавать еще больше времени учебе? Но это невозможно, так как придется отказаться от сна.
Как работает техника pomodoro
Как я уже говорила, технику помодоро можно применять в работе, учебе, а также в домашних делах. Она полезна, как для мам в декрете, так и для занятых бизнесменов.
Сначала займитесь планированием на листе бумаги. Так как вы новичок и только начинаете приспосабливаться к методу планирования помодоро, не стоит расписывать дела на неделю вперед.
Пишите сначала важные дела, двигайтесь к задачам полегче. Убедитесь, что все написано верно. Теперь подошло время для запуска таймера помодоро. Так называемый помидор – это отрезок времени. Он равен 25 минутам работы и 5 минутам отдыха. Сейчас возникает масса споров по поводу временных отрезков, но в статье мы разберем классический вариант: 1 помидор = 30 минут. Впоследствии вы сможете откорректировать метод под себя.
Теперь все готово для эффективной работы. Задачи расписаны, запускайте таймер на 25 минут. Работайте спокойно, не отвлекайтесь на посторонние дела. Если кто-то позвонил в это время, не отвечайте, перезвоните позже. По себе могу сказать, что в первое время будет напряжение, вы как будто будете ждать заветного звонка, как перемены в школе. Хотя, казалось бы, 25 минут – не так уж много для продуктивной работы. После звонка нужно отдохнуть 5 минут. Не думайте о работе, отвлеките себя. Затем опять приступайте к труду. После того, как 4 помидора по 30 минут были «съедены» устройте себе длительный перерыв 20-30 минут. В это время можно перекусить, размяться, как следует.
Если задача выполнена, вычеркните ее из списка дел. Так вы лучше будете ориентироваться в своей занятости и эффективности.Если вам удобно, воспользуйтесь одним из приложений для компьютера или мобильного телефона, например, Pomodoro Tracker.
Как работать с таймером
Есть ситуации, когда проигнорировать новую задачу невозможно. Например, что-то нужно сделать незамедлительно, а вы заняты текущим делом. Выход есть. Отключите таймер, останавливать ни в коем случае нельзя. Впишите новую задачу в список дел. Запускайте таймер помодоро заново и выполняйте. Затем обязательно возвращайтесь к предыдущей задаче.
Если выполнить ее уже невозможно, ставьте напротив нее прочерк. Во время планирования по технике помодоро напротив каждого дела рисуйте столько помидоров, сколько потратите времени на выполнение. Затем вычеркивайте их. Первое время будут сложности с правильной расстановкой. Не огорчайтесь, практикуя метод каждый день, вы скоро станете экспертом тайм-менеджмента.
Не забывайте анализировать ваш список в конце дня.
4 правила помидора
Для того, чтобы действовать эффективно, необходимо соблюдать ряд правил. Конечно, со временем вы разработаете свою концепцию и можете спокойно ей следовать, но не забывайте о 4-х основных правилах метода помидора. Этот метод планирования идеально вам подходит, если:
Определились? Теперь вы точно знаете, что метод помодоро вам подходит. Переходим к 4-м его основным правилам.
Перерывы обязательны
Да, отдых необходим. Я уже писала о том, что 25 минут работы – это спорный промежуток времени, но все же Франческо Чирилло настаивал именно на нем. Научным методом доказано, что воспринимать и перерабатывать информацию мозг может именно столько времени. После 25 минут достаточно пятиминутного отвлечения и в голове происходит «перезапуск». Таким образом, намного эффективнее поработать 1,5 часа с тремя 5-ти минутными перерывами, чем работать 2 часа без отдыха.
Знаете, есть такое понятие «замыленный глаз». Так вот, не знаю уместно ли его применять в этой ситуации, но суть ясна. Для свежих, интересных мыслей нужен отдых. Но не обольщайтесь, отдых более 5 минут ведет к бездействию, апатии, лени. Вы снова переключитесь на соцсети или просмотр «интересных» видео.
Чем сложнее задача, тем дольше помидорки
Помидорки не могут быть дольше, их время фиксировано (25 минут работа + 5 минут отдых). Даже, если вы разработаете для себя другие временные отрезки, в любом случае они должны быть равны.
Другое дело, если речь идет о сложности задачи и о количестве помидоров. Помните, я говорила о том, что изначально будет сложно точно их определять? Старайтесь не преувеличивать свои возможности.
Вы удивитесь, как со временем сложность дел будет возрастать, а количество помидоров уменьшаться. Все приходит с опытом. Еще раз повторюсь, что метод помодоро действенный и заслуживает внимания.
Частичные помидорки не считаются
Может случиться так, что на выполнение одной задачи вы отмерили 3 помидора, а справились за 2,5. Отлично, у вас осталось время проанализировать действия и еще раз все тщательно перепроверить. Ни в коем случае не тратьте на отдых время, которое предназначено для работы, и не отключайте таймер раньше. Можете заняться делами, которые ниже в списке. Ничего страшного, если не удастся закончить. И не думайте о том, что оставшегося времени ни на что не хватит. Просто следуйте правилам.
Не обманывайте себя и никогда не ставьте таймер на паузу. В конце концов, это ваша жизнь, только от вас зависит ее качество.
Не обманывайте себя, учитесь действовать эффективно.
Ведение списка дел
Ведение списка дел – важное правило метода помодоро. Список нужен, чтобы начать свой день эффективно и чтобы сделать анализ в конце дня.
Прежде всего, отметьте рабочий день. Если вы — офисный сотрудник, все уже решено не вами. А вот, если фрилансер, определитесь сразу, сколько часов в день будете работать. Метод помодоро научит дисциплине и самоконтролю.
Повторим основные моменты:
Следующий этап — планирование на завтра с учетом сегодняшнего списка. Важно понимать, что задачи из конца сегодняшнего списка могут перенестись на первые строчки завтрашнего списка. Не только емкие задачи возглавляют список дел по методу помидора, но и важные.
Отзывы о технике помодоро
Насколько вы поняли, метод помидора подходит абсолютно всем. Вот несколько примеров из жизни людей.
Пенсионерка Ирина Николаевна — дачница со стажем. Метод Помодоро стала применять исключительно, когда работала в саду. Так усталость меньше накапливается, отдых по расписанию. Женщина обожает возиться с грядками, но не любит монотонность, поэтому в ее списке дел один вид работы сменяет другой. Таким образом, посадка помидоров теперь не занимает целый день. Ее разбавляет работа на цветочных грядках. Также остается время на хобби. Вязание приносит огромное удовольствие, и внуки с радостью носят обновы.
Программист Виктор довольно быстро освоил планирование методом помидора. Работая фрилансером, за полгода он открыл собственную фирму. Количество клиентов возросло, пришлось нанимать людей. Теперь Виктор подумывает о том, чтобы вообще отойти от дел, взять на работу директора. Он мечтает путешествовать и скоро воплотит свою мечту в жизнь.
Как видите, если очень хочешь чего-то, то непременно получишь. Рычагов для управления предостаточно. Главное не лениться и действовать.
Какие проблемы помогает решить метод помидора
Томатная техника помогает минимизировать затраты времени и сил на выполнение поставленных задач. Таким образом, вы сможете выполнить большее количество проектов и, соответственно, больше заработать, если рассматривать эффективность метода с финансовой стороны.
Также будет решена проблема прокрастинации. Наверное, все мы — немного прокрастинаторы, любим оставлять «на потом» не самые приятные дела. Так вот метод помодоро решает проблему. Вы просто смотрите в список и выполняете задачи по порядку.
Заключение
Может быть, на первый взгляд метод помидора показался вам сложным и неудобным? Уверяю это не так. Конечно, каждому свое, но этот метод работает 100%. Попробуйте применить его на практике, не переживайте, если не сразу все получится. Также прочитайте великолепную книгу Штаффана Нетеберга «Тайм менеджмент по помидору. Как концентрироваться на одном деле хотя бы 25 минут». В ней автор подробно расписал методы применения подобного планирования на практике.
Цените свое время, работайте эффективно, отдыхайте с удовольствием!
Как управлять временем по методу Pomodoro: объясняем на томатах
Чтобы все успеть и не сойти с ума, нужно правильно распределить время. Рассказываем, как это сделать по методу Pomodoro.
Причем тут томаты
Представьте, что открываете холодильник, а там ― пять томатов. Какой вы захотите съесть первым?
Вы еще здесь? Тогда продолжаем. Какой помидор вы выбрали? Да, любой подойдет ― подумали вы и сразу ошиблись. Мы здесь не салат готовим. Каждый помидор ― это время для задачи из вашего списка дел.
Эта томатная история началась в конце 1980-х годов, когда итальянский студент Франческо Чирилло понял, что устал. Он много учился каждый день, но не знал, куда уходит время. Пора было что-то с этим делать. Однажды Чирилло решил проверить, сможет ли концентрироваться на учебе хотя бы десять минут. Нужно было засечь время, а под рукой как раз оказался кухонный таймер в виде помидора. Так появился Pomodoro ― метод планирования времени для увеличения продуктивности.
Основная идея ― работать короткими этапами: 25 минут работы, потом ― пять минут перерыва. Во время перерывов ― полная смена деятельности.Такой алгоритм нужно повторить четыре раза, то есть «съесть четыре помидора». А потом ― длинный перерыв, чтобы отдохнуть. Из инструментов понадобится только таймер (форма, цвет и принадлежность к овощам не имеют значения).
Как планировать время по методу Pomodoro
Представьте руководителя проекта по разработке веб-приложения. Каждый его день состоит из разноплановых и срочных задач. Нужно подготовить и согласовать план разработки, следить за процессом и помогать команде. Успевать общаться с заказчиком и собирать обратную связь. В общем, делать все и сразу. Но как, если постоянно приходят коллеги с вопросами?
Давайте посмотрим на правила метода Pomodoro, и как их может использовать руководитель digital-проектов.
Правило томатов № 1 ― выбирайте приоритетную задачу
Не самую большую и сложную, а ту, которая важнее в данный момент. На сегодня у руководителя проекта такой план: поставить задачи команде, составить отчет, встретиться с заказчиком, подготовить доклад к конференции, спланировать следующий этап работы. Project-менеджер оценит ситуацию целиком и поймет, что важно сделать прямо сейчас, а что ― отложить.
Правило томатов № 2 ― концентрируйтесь на одном деле
Даже если вам кажется, что вы можете делать всё одновременно, то сбавьте обороты. Одна задача — на один отрезок времени. Не успели ― начинайте с нее же следующий. Следующая задача ― только после того, как закончили текущую.Когда руководитель проекта работает по методу Pomodoro, то не перескакивает с одного на другое. Если в этом отрезке по плану ― проанализировать результат работы, то этим project-менеджер и занимается, пока не прозвенит таймер.
Правило томатов № 3 ― не отвлекайтесь
Во время работы над задачей ― только работа над задачей. Отключите раздражители, не отвечайте на письма и звонки. Руководитель проекта — потому и руководитель, что он как осьминог решает свои задачи, а еще постоянно отвечает на вопросы команды и заказчика. Но только после того, как прозвенит таймер.
Правило томатов № 4 ― не старайтесь успеть
Если вы завели таймер на 25 минут, это не значит, что цель ― решить задачу за это время, но важна полная концентрация и работа. Если будете стараться успеть, пока не сработал таймер, это может отразиться на качестве. У руководителя проекта не стоит задача успеть за 25 минут решить все дела. Задача в том, чтобы сконцентрироваться на чем-то одном и не отвлекаться, а это сложно сделать в безумном графике project-менеджера.
Правило томатов № 5 ― не пренебрегайте перерывами
Работать много тоже вредно. Короткий перерыв даст возможность восстановить силы, но не выпасть из рабочего процесса. Когда у руководителя перерыв, он идет выпить кофе с командой. Чтобы отдохнуть и отвлечься от работы, нужно полностью сменить род деятельности.
Правило томатов № 6 ― регулируйте нагрузку
Возможно, что лично вам для продуктивной работы мало 25 минут и перерыва в пять. Регулируйте время до тех пор, пока не станет комфортно. Если у руководителя проекта встреча с заказчиком и за 25 минут никак не успеть, то менеджер не сбежит с середины совещания, потому что прозвенел таймер. Зато пометит в ежедневнике, что для встреч с заказчиком нужно запланировать больше времени.
Правило томатов № 7 ― оценивайте результат
Посчитайте, сколько помидоров вам удалось «съесть» сегодня. Если вы не успели сделать что-то важное, пересмотрите процесс. Руководитель проекта всегда оценивает полученный результат. Если не хватило времени ― в следующий раз запланирует на задачу больше. Если за день успел отработать пять помидоров, то завтра постарается улучшить результат.
Важно!
Специфика работы project-менеджера такова, что не все правила метода Pomodoro ему подойдут.
Нельзя игнорировать вопросы команды, поэтому вряд ли получится полностью сконцентрироваться на задаче. Но Pomodoro ― гибкий метод, можно использовать только те принципы, которые вписываются в процесс.
Что общего у томатов и гибких методологий
Метод Pomodoro ― это алгоритм: «спланировать ― выполнить ― проверить ― исправить». Похожим образом работают agile-методологии, например, Scrum.
Теперь вы знаете, что такое Pomodoro. Если хотите научиться управлять временем, это хороший старт, но есть и другие методы.
Если вы менеджер проектов и хотите попасть в сферу digital, то тайм-менеджмент будет полезным навыком, но далеко не главным. Также придется научиться говорить с командой на одном языке, разобраться в технических терминах и циклах разработки ПО.
Если вы ― программист, который хочет стать руководителем, то уже хорошо подкованы в технической сфере. Осталось научиться тайм-менеджменту, тонкостям общения с командой и разобраться в методологиях управления.
Не так важно, на каком вы этапе. Если хотите понять кухню digital изнутри, помните правило: немного теории плюс много практики. Теория есть в интернете и специальной литературе, главное ― обращайтесь к проверенным источникам. Что насчет практики? Выбирайте курсы, где дают не только посмотреть на процесс, но и «потрогать» его. Или, например, как в Skillbox — создать свой проект.
Пишет про управление в Skillbox. Работала координатором проектов в Русском музее, писала для блога агентства CRM-маркетинга Out of Cloud.
Техника Pomodoro
Главное преимущество такого подхода — это эффективная борьба с прокрастинацией (нам легче приступить к работе, когда мы знаем, что она совсем скоро закончится). Кроме того, техника Pomodoro помогает лучше концентрироваться на задачах и оптимально чередовать периоды работы и отдыха.
История
Автор этой методики — итальянец Франческо Чирилло. Идея работать по таймеру появилась у него в 1987 году, когда он еще был студентом.
Франческо испытывал серьезные трудности с занятиями: ему не хватало мотивации, он легко отвлекался и «тонул» в учебной программе. Однажды приближались очередные экзамены, и Франческо всерьез опасался, что может их не сдать. В этот момент он спросил себя:
— А смогу ли я полноценно заниматься хотя бы в течение 10 минут?
Для эксперимента он завел кухонный таймер в форме помидора ( — pomodoro) и попробовал в течение короткого промежутка времени сосредоточиться на учебнике.
Кухонный таймер в форме помидора (by Marco Verch / CC BY 2.0 )
Результат оказался неожиданным: по словам Франческо, к нему вернулось чувство спокойствия и контроля над ситуацией. С помощью таймера он благополучно подготовился к экзаменам, а потом в течение нескольких лет дорабатывал и совершенствовал свой метод.
Вскоре техника Pomodoro стала набирать популярность. О ней писали « Таймс» и «Гардиан», ее внедряли в своих офисах крупные компании, ее начали использовать миллионы людей по всему миру.
Еще в 1992 году Франческо Чирилло написал первую книгу о своей методике, которая называлась «The Pomodoro Technique: The Acclaimed System That Has Transformed How We Work». В дальнейшем она несколько раз переиздавалась и дополнялась. На русском языке книга вышла под названием «Метод Помидора. Управление временем, вдохновением и концентрацией» (2020 год, издательство Эксмо).
Также у Франческо Чирилло есть свой сайт — FrancescoCirillo.com (на английском), где можно почерпнуть дополнительные сведения о его системе, приобрести специальные программы, книги, фирменные бланки и другие полезные инструменты.
Достоинства метода
Популярность техники Pomodoro объясняется тем, что она помогает людям повышать личную эффективность с помощью довольно простых инструментов. В ней нет никаких сложных алгоритмов планирования (как, например, в GTD), а освоить ее можно за один день. Вот лишь некоторые преимущества «помидорного метода»:
1. Борьба с прокрастинацией. Чаще всего прокрастинация «накрывает» нас тогда, когда нам предстоит неприятная, непонятная или же просто большая задача. Но с техникой Pomodoro любая такая задача сводится к тому, чтобы «просто поработать 25 минут». Мы всегда знаем, что через 25 минут любая работа закончится, и это помогает нам преодолевать внутреннее сопротивление.
2. Повышение концентрации. В технике Pomodoro предусмотрена эффективная система борьбы с отвлечениями, а интервал позволяет легко поддерживать высокий уровень внимания. Со временем у нас формируется привычка к сосредоточенной работе.
3. Правильное чередование работы и отдыха. Своевременный и регулярный отдых — залог поддержания высокой работоспособности. Именно такой отдых является неотъемлемой частью техники:
Оптимально подобрана и длина перерывов. Короткие перерывы (3–5 минут) помогают нашему мозгу восстановиться, не выпадая при этом из «состояния потока», а большие перерывы помогают как следует отдохнуть и взглянуть на свою работу «со стороны».
4. Регулирование сложности. Еще одним важным компонентом «помидорного метода» является автоматическая группировка и декомпозиция задач. В процессе работы мы объединяем маленькие дела в один помидор, а большие дела разбиваем на подзадачи (подробнее об этом в разделе «Описание техники»).
5. Хронометраж работы. Мы всегда четко знаем, сколько времени потратили на выполнение той или иной задачи и насколько продуктивным был наш день.
6. Анализ эффективности и обратная связь. В процессе учета помидоров мы можем оценить эффективность своей работы и понять, что в ней следует улучшить.
Описание техники
Для планирования дел «по помидору» понадобятся четыре инструмента:
Перечисленные выше «документы» можно изготовить самостоятельно (разметив, например, лист в клеточку), а можно купить и скачать бланки на официальном сайте Франческо Чирилло. Также допустимо делать записи в электронных таблицах, например, в Excel.
1. Список дел на сегодня
В самом начале мы просматриваем полный перечень своих дел и решаем, какие задачи следует добавить в список дел на сегодня. Например:
Здесь следует придерживаться трех принципов:
1. Дела располагают в порядке их приоритетности. В самом начале списка должны идти самые важные или самые срочные задачи.
2. Если задачи требует больше 5–7 помидоров, ее разбивают на подзадачи. Например, работу над статьей мы разделили на две части: непосредственно написание статьи и ее вычитка.
3. Задачи, которые требуют меньше одного помидора, следует объединить. Например, задачи «подмести полы», «полить цветы» и «помыть посуду» мы объединили в блок «Уборка». Сгруппированные задачи можно написать как в одной строке, так и в разных — это дело вкуса.
2. Работа по таймеру
Устанавливаем таймер на 25 минут, и пока он тикает, работаем над первой задачей, не отвлекаясь на другие дела. Во время работы придерживаемся следующих принципов:
Когда таймер прозвенел, ставим напротив задачи крестик:
Если задача полностью завершена, то вычеркиваем ее из списка и после перерыва приступаем к следующей задаче.
3. Перерывы
После окончания помидора устанавливаем таймер на 3–5 минут для короткого отдыха. Здесь самое главное, чтобы перерыв действительно был перерывом. Крайне не рекомендуется:
Пройдитесь по комнате, налейте себе сока, перекиньтесь парой слов с коллегами или домочадцами. Когда таймер прозвенит, снова установите его на 25 минут и вернитесь к работе.
После четырех помидоров следует большой перерыв на 15–30 минут. Цель этого перерыва — полностью отвлечься от работы. Можно немного погулять, перекусить или проверить электронную почту.
4. Отчеты
Вечером мы удаляем завершенные задачи из «Полного перечня дел» и заносим результаты своей дневной работы в специальную табличку. Для создания отчетов, на наш взгляд, больше подходят не отдельные листы, а тетради или электронные таблицы.
Обязательные поля в таблице — это текущая дата, задачи и количество затраченных на них помидоров. По желанию можно добавить и другие поля: время выполнения задач, тип работы, идеи, заметки
5. Борьба с отвлечениями
Главная сложность во время работы по таймеру — это отвлечения, незапланированные перерывы. Франческо Чирилло делит их на две группы: внутренние и внешние.
Внутренние отвлечения — это когда мы прерываем работу по собственной инициативе. Например, у нас внезапно появляется желание проверить почту, заглянуть в социальную сеть или позвонить.
Внешние отвлечения — это когда нас прерывают извне. Сюда относятся входящие телефонные звонки, визиты гостей или всплывающие сообщения о новых письмах.
Чирилло рекомендуют следующую стратегию борьбы с отвлечениями:
1. Сделать все отвлечения видимыми. Их нужно фиксировать там же, где и завершенные помидоры. Внутренние отвлечения помечают апострофом, а внешние — черточкой. Например:
2. Принять решение по каждому отвлечению. Отвлечения — это, как правило, новые задачи. Нам нужно просто решить, что с этими задачами делать. И здесь есть два варианта:
Вариант 1. Если задача не срочная, добавляем ее в полный перечень дел. Отмечаем такую задачу буквой Н (незапланированное) и при необходимости указываем дату ее выполнения.
Вариант 2. Если откладывать задачу нежелательно, добавляем ее в список дел на сегодня в раздел «Незапланированное и срочное». Например:
3. Приложить усилия для завершения помидора. После того как вы отметили отвлечение и зафиксировали новую задачу, постарайтесь доработать текущий помидор до конца. Если вам пришлось прервать работу, то помидор следует объявить недействительным.
6. Планирование и учет помидоров
Необязательная, но очень полезная «надстройка» в технике Франческо Чирилло — это система планирования и учета помидоров. Она помогает прогнозировать усилия, необходимые для выполнения задач, а также совершенствовать работу. Работает это так:
1. Перечень дел. Укажите в полном перечне дел, сколько помидоров вы планируете потратить на каждую задачу. Обратите внимание: количество помидоров — это всегда целое число. Если, например, на задачу должно уйти 2,5 помидора, округлите это число до 3.
2. Дела на сегодня. Определите, сколько вообще помидоров вы сможете сегодня выполнить, и уже исходя из этого планируйте свой день. Прогнозируемые помидоры обозначают квадратиками:
3. Во время работы. Отмечаем завершенные помидоры крестиками. Если помидоров понадобилось меньше, чем ожидалось, то оставляем квадратики пустыми. Если больше — записываем дополнительные помидоры отдельно.
4. Отчеты. Результаты своей работы за день фиксируем в таблице для отчетов (ее можно подогнать под себя). В оригинале таблица выглядит так:
5. Анализ. Постарайтесь изучить каждое расхождение между «ожиданием» и «реальностью». Подумайте: почему ваш прогноз не сбылся? Например, вы могли не учесть этап работы, сделали ненужное, столкнулись с неожиданной проблемой
Такой анализ помогает нам непрерывно улучшать и систему планирования, и сам рабочий процесс.
Главные правила
Чтобы техника Pomodoro эффективно работала, нужно соблюдать несколько важных правил. Большинство из них мы уже упомянули в предыдущем разделе, но для удобства перечислим их еще раз.
1. Помидор неделим. Каждый помидор — это 25 минут непрерывной работы. Его нельзя «разрезать» перерывами или выполнять по частям.
2. Прерванный помидор не засчитывается. Если мы отвлеклись на посторонние занятия, то должны безжалостно сбросить таймер. Это правило не позволяет «халтурить» и имитировать работу.
3. Если помидор начат, он должен прозвенеть. Если вы уже справились с задачей, а до конца помидора осталось несколько минут, попробуйте сделать еще полезное. Проверьте свою работу еще раз, подведите итоги или подготовьтесь к следующей задаче. Если вы просто оборвете помидор, он не будет засчитан (см. правило № 2).
4. Защищайте помидоры. Всеми силами стремитесь избегать незапланированных перерывов. Если у вас возникла потребность, постарайтесь отложить ее до звонка. Если появилась новая задача, зафиксируйте ее и вернитесь к работе.
5. Следующий помидор пойдет лучше. В случае неудачи не осуждайте себя: сделайте перерыв и начните следующий помидор.
6. Если задача требует больше 5–7 помидоров, ее нужно разделить. Например, задачу «Уборка в доме» можно разделить на две части: «Уборка комнаты» и «Уборка кухни».
7. Объединяйте задачи, которые занимают меньше одного помидора. Например, задачи «позвонить клиенту Иванову» и «позвонить в банк», можно объединить в блок «Звонки».
И еще одно важное правило: помидоры нельзя использовать для досуга. Если вы хотите почитать книгу для собственного удовольствия или посмотреть фильм, просто сделайте это. Тикающий помидор должен ассоциироваться только с работой.
Недостатки техники
Несмотря на огромную популярность, у техники Pomodoro есть ряд недостатков и ограничений, о которых тоже стоит знать.
1. Техника ориентирована на индивидуальную работу. Она не предназначена для задач, подразумевающих взаимодействие с другими людьми. Ее нельзя использовать, например, для общения с клиентами и коллегами, для переговоров или выступлений. Она не подойдет для задач, связанных с посещением различных учреждений: магазинов, банков, школ, больниц
Техника Pomodoro — это, как правило, для одиночек. Больше всего этот метод любят студенты, люди творческих профессий, фрилансеры, домохозяйки. А вот у офисных работников далеко не всегда есть возможность им воспользоваться.
Да, технику Pomodoro можно приспособить и для командной работы. Но это нельзя сделать без активного участия всего коллектива.
2. Концепция подходит не всем. — это искусственно ограниченные интервалы времени, в рамках которых выполняется работа. В Pomodoro таким интервалом являются традиционные 25 минут. И тут возникают две проблемы:
3. «Pomodoro — это костыли». Некоторые утверждают, что техника Pomodoro — это вспомогательный инструмент, который не подходит для решения серьезных задач. По их словам, трудно представить политика или директора крупной компании, который выполняет свои дела с помощью «помидорки». Так это или нет — вопрос дискуссионный.
4. «Помидорозависимость». У людей, которые долгое время используют технику Pomodoro, зачастую формируется стойкая привычка работать по таймеру. Им труднее приступить к работе, если они по причине они не могут запустить помидор. Они испытывают дискомфорт, если не могут сделать перерыв через привычное время. День кажется им непродуктивным, если они не отметили ни одного помидора (независимо от их реальной продуктивности).
Впрочем, такая «зависимость» не является деструктивным: она больше напоминает привычку пользоваться хорошим инструментом.