Что такое поминки в древней руси

Как в Древней Руси проводили поминки

Что такое поминки в древней руси. Смотреть фото Что такое поминки в древней руси. Смотреть картинку Что такое поминки в древней руси. Картинка про Что такое поминки в древней руси. Фото Что такое поминки в древней руси

Похороны у славянских народов являются лишь малой частью обряда проводов человека в иной мир. За ними следуют дни, когда семья покойного снова вспомнит о нём и посвятит ему ряд действий, предписанный многовековой традицией.

В первые дни

Первые поминки организовывались в день погребения. Считали, что в этот период душа покойного ещё рядом, среди живых и способна занять место за столом во время трапезы.

Кроме кутьи и блинов подавали в скоромные дни и мясо, рыбные блюда, различные пироги, холодец и блины. Поминальную пищу не резали и не протыкали, а брали руками, отламывали кусочки.

Проводы души

Думали, что этот период душа ещё путешествовала по местам своей прежней жизни, ходила среди живых родственников. Через 6 недель, на сорочины, снова проводили застолье.

В этот важный день душу усопшего нужно было окончательно отпустить и помочь перейти на “тот свет”. Считалось, что покойные, которых плохо поминали, могли так и остаться ходить по свету, им приписывали кошмары у живых, различные беды и внезапные смерти в деревне.

Чтобы этого не случилось, в первую очередь, вещи и постель покойного раздавали нищим, относили в церковь, либо сжигали. Кланяясь за воротами на все четыре стороны, усопшего просили не ходить к живым взамен того, что они сами будут навещать его.

На Урале был обычай, касавшийся женщин, обмывавших тело: на сороковой день они надевали вещи покойного и приходили на поминки, символизируя самого ушедшего. По ним плакали и причитали, давали в дорогу пищу со стола, после чего обмывальщицы покидали дом.

Именно после сорокового дня зеркала в доме освобождали от завес, кончался траур у родственников.

Никто не забыт

Православная церковь рекомендовала поминать усопших ровно через год после смерти, кроме того, существовали родительские субботы. Это несколько дат в году, когда вспоминали и молились за всех, чьи имена ещё не ушли из семейной памяти.

Обычай благополучно дошёл до наших дней и соблюдается верующими. За такой трапезой не принято было много пить, исключалось вино ввиду того, что было напитком земных радостей.

Медовуха и пиво же символизировали сладость рая и горечь смерти ещё со времён некрещёного славянского мира, были слабоалкогольными и не так вредили благочестивому настроению поминок.

Впрочем, когда такие субботы выпадали на постные периоды, никаких послаблений для трапезы не предполагалось, скоромного не употребляли. Кроме того, более древние обычаи предполагали поминать усопших на каждый большой праздник аграрного года, эта традиция тоже сохранилась на многие века.

Источник

Как на Руси справляли поминки

Что такое поминки в древней руси. Смотреть фото Что такое поминки в древней руси. Смотреть картинку Что такое поминки в древней руси. Картинка про Что такое поминки в древней руси. Фото Что такое поминки в древней руси

Похороны у славянских народов являются лишь малой частью обряда проводов человека в иной мир. За ними следуют дни, когда семья покойного снова вспомнит о нём и посвятит ему ряд действий, предписанный многовековой традицией.

В первые дни

Первые поминки организовывались в день погребения. Считали, что в этот период душа покойного ещё рядом, среди живых и способна занять место за столом во время трапезы.

Кроме кутьи и блинов подавали в скоромные дни и мясо, рыбные блюда, различные пироги, холодец и блины. Поминальную пищу не резали и не протыкали, а брали руками, отламывали кусочки.

Проводы души

Думали, что этот период душа ещё путешествовала по местам своей прежней жизни, ходила среди живых родственников. Через 6 недель, на сорочины, снова проводили застолье.

В этот важный день душу усопшего нужно было окончательно отпустить и помочь перейти на “тот свет”. Считалось, что покойные, которых плохо поминали, могли так и остаться ходить по свету, им приписывали кошмары у живых, различные беды и внезапные смерти в деревне.

Чтобы этого не случилось, в первую очередь, вещи и постель покойного раздавали нищим, относили в церковь, либо сжигали. Кланяясь за воротами на все четыре стороны, усопшего просили не ходить к живым взамен того, что они сами будут навещать его.

На Урале был обычай, касавшийся женщин, обмывавших тело: на сороковой день они надевали вещи покойного и приходили на поминки, символизируя самого ушедшего. По ним плакали и причитали, давали в дорогу пищу со стола, после чего обмывальщицы покидали дом.

Именно после сорокового дня зеркала в доме освобождали от завес, кончался траур у родственников.

Никто не забыт

Православная церковь рекомендовала поминать усопших ровно через год после смерти, кроме того, существовали родительские субботы. Это несколько дат в году, когда вспоминали и молились за всех, чьи имена ещё не ушли из семейной памяти.

Обычай благополучно дошёл до наших дней и соблюдается верующими. За такой трапезой не принято было много пить, исключалось вино ввиду того, что было напитком земных радостей.

Медовуха и пиво же символизировали сладость рая и горечь смерти ещё со времён некрещёного славянского мира, были слабоалкогольными и не так вредили благочестивому настроению поминок.

Впрочем, когда такие субботы выпадали на постные периоды, никаких послаблений для трапезы не предполагалось, скоромного не употребляли. Кроме того, более древние обычаи предполагали поминать усопших на каждый большой праздник аграрного года, эта традиция тоже сохранилась на многие века.

Источник

ПОМИНКИ

Поминки яв­ля­ют­ся за­вер­шаю­щим эта­пом по­гре­баль­но­го об­ря­да (смотреть По­гре­бе­ние). Так называемые ча­ст­ные поминки (то есть по­свя­щён­ные кон­крет­но­му умер­ше­му) про­во­дят­ся в оп­ре­де­лён­ные сро­ки по­сле его смер­ти (обыч­но на 3, 7-9, 20, 40-й день, спус­тя год); ка­ж­дая из этих дат обо­зна­ча­ет этап пе­ре­хо­да ду­ши по­кой­но­го в за­гроб­ный мир и рас­ста­ва­ния её с жи­вы­ми. В те­че­ние этих сро­ков род­ст­вен­ни­ки умер­ше­го ис­пол­ня­ют различные об­ря­до­вые пред­пи­са­ния и за­пре­ты (тра­ур). Ча­ще все­го по ис­те­че­нии го­да поминки вхо­дят в со­став пред­ков куль­та (так называемые об­щие поминки) и про­во­дят­ся как часть ка­лен­дар­ных об­ря­дов, при­уро­чен­ных к по­во­рот­ным да­там ка­лен­дар­но­го цик­ла, ко­гда, как счи­та­лось, ду­хи умер­ших, как и другие си­лы по­тус­то­рон­не­го ми­ра, наи­бо­лее ак­тив­ны и склон­ны к кон­так­там с жи­вы­ми; в ев­ропейской тра­ди­ции эле­мен­ты по­ми­наль­но­го куль­та вы­ра­же­ны в об­ря­дах осен­не­го (Хэл­лоу­ин, поль­ско-украинско-бе­ло­русские «дзя­ды» и другие), зим­не­го (смотреть Свят­ки), ве­сен­не­го (смотреть Мас­ле­ни­ца, Ра­до­ни­ца) и лет­не­го (смотреть Се­мик) цик­лов. Они при­уро­че­ны так­же к суб­бо­там (ро­ди­тель­ские суб­бо­ты, юж­но­сла­вян­ские за­душ­ни­цы и другие) и к ка­ну­нам (со­чель­ни­кам) Ро­ж­де­ст­ва, Но­во­го го­да, Кре­ще­ния. Зна­чи­тель­ны эле­мен­ты по­ми­наль­но­го куль­та в свадь­бе и ря­де других пе­ре­ход­ных об­ря­дов, ко­гда пе­ред по­лу­че­ни­ем но­во­го ста­ту­са че­ло­век по­ми­нал умер­ших («ро­ди­те­лей», «де­дов»).

Источник

Тризна поминки или обряд инициации

Тризна
«Тризна, часть погребального обряда у древних славян. Первоначально Т. состояла из обширного обрядового комплекса жертвоприношений, военных игр, песен, плясок, состязаний в честь покойного, оплакивания умершего и поминального пиршества как до, так и после сожжения. С принятием христианства у славян долгое время Т. сохранялась в виде поминальных песен, пира и др. Термин «Т.» позднее употреблялся в значении «поминки».» [БСЭ]
«Этимология слова «тризна» до конца неясна. Тризна встречается в славянских языках. У И.И. Срезневского под тризной подразумевается «борьба, состязание; страдальство, подвиг; награда; поминки». М. Фасмер предполагал, что в праславянском языке исходной формой была *tryzna. Некоторые исследователи (А. Мейе, П. Перссон, Ф. Ф. Фортунатов) считали исходным *trizna и сближали её с древнеисландским словом stri;, означавшее «спор, война, беспокойство, мука». О.Н. Трубачёв возводил слав. *trizna к слову *trizь «трёхгодовалый (о животном)», связанному с числительным *tri. Словом «тризна», таким образом, изначально обозначалось жертвоприношение трёхгодовалого животного. Исходя из этого предположения, В. Н. Топоров привёл широкий спектр сопоставлений слова с индоевропейской традицией в рамках идеи тройственности. В частности, он выдвинул идею, что тризна обозначала три вида состязания, наподобие троеборья, или жертвоприношение трёх видов животных, символизирующих три мира — подземный, земной и небесный. Р. М. Цейтлин предложила, при принятии мнения, что в основе существительного «тризна» — числительное «три», а также особый смысл понятия тройного в славянской мифологии, предположение, что в старославянском «тризна» имеется формант «изна» и значение «тройное вознаграждение».» [ВП]

Источник

Поминальная трапеза в православной традиции

Что такое поминки в древней руси. Смотреть фото Что такое поминки в древней руси. Смотреть картинку Что такое поминки в древней руси. Картинка про Что такое поминки в древней руси. Фото Что такое поминки в древней руси

Что такое поминки в древней руси. Смотреть фото Что такое поминки в древней руси. Смотреть картинку Что такое поминки в древней руси. Картинка про Что такое поминки в древней руси. Фото Что такое поминки в древней руси

В настоящее время поминки иногда более напоминают языческие тризны, которые устраивали древние славяне, верившие, что чем богаче и пышнее проводы умершего, тем лучше он будет жить в ином мире. Определенную роль в этом играют и элементы тщеславия, престижа, финансового состояния родственников покойного, а также незнание церковного устава в этом вопросе.
Соблюдение норм в православной поминальной трапезе требует, чтобы перед началом ее кто-нибудь из близких читал 17 кафизму из Псалтири перед зажженной лампадкой или свечой. Непосредственно перед едой читают «Отче наш. «.
К поминальному столу было принято подавать ритуальные кушанья: канун (сыта), кутью (коливо), блины, кисель. Кроме этих обязательных блюд обычно подают холодные рыбные закуски, сельдь, шпроты, рыбные кушанья, рыбные пироги, что имеет определенную связь с христианской символикой.
В скоромные дни разрешались мясные блюда: жаркое, мясная тушенка, пироги «кулебяка», борщ, каша, лапша с птицей. Горячая пища считалась обязательной, т. к. верили, что душа покойного отлетает вместе с паром.

Православные каноны устанавливают, что на поминальном столе не должно быть спиртного, т. к. главное в поминках не еда, а молитва, явно несовместимая с нетрезвым состоянием, в котором вряд ли допустимо просить у Господа улучшения загробной участи почившего. Недаром народная пословица гласит «Питие есть веселие души», но в такой день вряд ли веселье будет праздничным.
В реальной жизни редко какие поминки обходятся без спиртных напитков. Это в основном крепкие напитки (водка, коньяк), сухие красные вина. Сладкие и игристые спиртосодержащие напитки обычно исключаются. Присутствие спиртных напитков на поминальном столе отчасти объясняется тем, что они способствуют снятию эмоционального напряжения, стресса, связанного с потерей родных и близких.
Застольная беседа в основном посвящается поминовению усопшего, воспоминаниям добрым словом о его делах на земле, направлена и на утешение родных.

Что такое поминки в древней руси. Смотреть фото Что такое поминки в древней руси. Смотреть картинку Что такое поминки в древней руси. Картинка про Что такое поминки в древней руси. Фото Что такое поминки в древней руси

Сложился и особый порядок поминального обеда, основным содержанием которого было поминовение усопшего через вкушение пищи, перемежающееся у православных чтением молитв, воспоминаниями о добрых земных делах и личных качествах покойного. Первое слово говорил по традиции глава семьи, затем право вести застолье передавалось обычно специальному, уважаемому человеку, которого близкие родственники покойного просили исполнить эту обязанность «томады-ведущего». По традиции близкие родственники старались не говорить прощальных слов, но в реальной ситуации поминального обеда, как правило, им также предоставлялось слово.
Поминальные слова было принято произносить стоя, а после первого почтить память покойного минутой молчания, также стоя.
При большом количестве гостей за стол садились в несколько смен.
Хлеб, пироги было принято разламывать руками, а не резать. Остатки поминального обеда, а особенно выпечку всегда раздавали присутствующим «на вынос» с тем, чтобы те и дома могли еще раз со своими домочадцами помянуть добрым словом умершего, тем более, что не все могли по разным причинам присутствовать на поминках. Крошки хлеба на следующий день носили на могилу, тем самым как бы приобщая покойного к информации о том, как проходили поминки.
Последним поминальным блюдом обычно был кисель, чай. Православные заканчивали трапезу благодарственной молитвой «Благодарим, Тя, Христе Боже наш. » и «Достойно есть. «, а также пожеланием благополучия и выражением сочувствия родным умершего.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *