Что такое помощь родителям
Родительская поддержка
Каждый ребенок нуждается в родительской заботе и внимании, а также в поддержке со стороны родителей, благодаря которой он растет полноценным человеком, я бы даже сказал счастливым человеком, независимо от того, к чему он стремится по жизни. Родительская поддержка значит для ребенка гораздо больше, чем некоторые могут себе это представить, в том числе и дети. Мне приходилось иметь дело с людьми, которых родители поддерживали во всем, и с теми, кто совершенно не получал никакой поддержки, а скорее наоборот, только порицания. Разница я вам скажу колоссальна, и конечно же статус в жизни у таких людей разный, как собственно и взгляды на нее и самооценка, все разное. Дети не имевшие поддержки со стороны своих родителей, очень зависимы от мнения окружающих, они вообще зависимые и ранимые люди, в основном своем большинстве. И если я вижу человека, страстно желающего угодить другим людям, я понимаю, что его детство проходило далеко не идеальным образом, и родительской заботы ему явно не хватало.
Родители, к сожалению далеко не всегда понимают, насколько важно уделять достаточное количество внимания своим детям, а главное поддерживать их во всем и проявлять понимание по отношению к ним. В обществе укоренилось представление о том, что только материальное обеспечение ребенка имеет значение, что главное это деньги, а все остальное второстепенно. Деньги конечно важны, но внимание важнее, это я вам как психолог говорю, кто знает какими вырастают дети обделенные родительским вниманием и пониманием с их стороны. Если родители не поддерживают своего ребенка, он уже чувствует себя одиноким, он уже уязвим перед другими. Такие дети часто ищут поддержки и понимания на стороне, они находят ее на улице в различных тусовках, неформальных объединениях, они часто попадают под влияние сект.
Ведь все кто создают какое-либо объединение для людей, прекрасно понимают, что если человек пришел к ним, значит не все в его жизни ладно, значит он слаб, а с таким человеком можно делать что угодно. Тем более если мы говорим о детях, которые могут оставаться детьми в течении всей жизни, и в течении всей жизни ими будут манипулировать. Я не преувеличиваю друзья мои, это на самом деле так, в детстве закладывается фундамент всей дальнейшей жизни человека. И все неформальные организации, о которых я упомянул, созданы не случайно, люди там не с жиру бесятся, они ищут там поддержки и внимание к себе, которые не смогли получить дома. Человек, у которого все хорошо дома, который живет полноценной жизнью, никогда не окажется ни в секте, ни в какой-либо дурной компании и вообще не будет частью какого-либо объединения, имеющего цель жить не так как все.
Все это идет с детства, и когда родители винят кого угодно но только не себя, за то что их ребенок вырос не таким, как они того хотели, это трусливое поведение безответственных людей, которые боятся признать свои ошибки. Никакое дурное влияние улицы не является определяющим для поведения ребенка и его образа жизни, им является любовь, внимание, уважение и поддержка со стороны его родителей. Если все это есть и этого в достатке, ребенку не зачем идти куда-то еще, он и так все имеет. Родители же имеют самое главное – доверие своего ребенка, если они поддерживают, если не отталкивают, а пытаются его понять, они заручаются его доверием. А когда ребенок доверяет своим родителям, никакое воздействие извне не способно настроить его против них, не способно повлиять на него дурным образом, ведь всегда и по всем вопросам ребенок будет советоваться с родителями, которые понятное дело могут больше знать о том, что такое хорошо и что такое плохо.
Поэтому уважаемые папы и мамы, будьте проще, не надо лепить из своего ребенка сложную скульптуру, позвольте ему быть тем, кем он хочет быть, дайте ему возможность самостоятельно принимать решения и хвалите его за это, радуйтесь за него, поддерживайте его во всем. Если и надо вам будет внести некие коррективы в жизнь своего ребенка, то делайте это аккуратно, не надо размахивать ремнем и ставить жесткие запреты, это конечно иногда необходимая мера, я понимаю это, но она как последняя инстанция, должна применяться только в исключительных случаях. Я сказал что вам надо проще смотреть на жизнь не случайно, дело в том, что мы далеко не всегда знаем как хорошо на самом деле и как правильно поступать в той или иной ситуации, причем ошибаться мы можем все без исключения.
А дети часто видят жизнь несколько иначе, чем мы, у них могут быть в отношении нее свои планы, свои желания и цели. Вы главное не навязывайте им свое, не стоит этого делать, послушайте меня, ведь и каждый из нас был когда-то ребенком, полным энтузиазма и энергии. Вспомните это время и попытайтесь понять, насколько тяжело удерживать в себе эту энергию, если твои родители не дают тебе взлететь, если они постоянно обрезают тебе крылья, причем не всегда по делу. Поддерживайте своего ребенка и любите его, вот что я могу посоветовать каждому родителю, который хочет чтобы его ребенок вырос полноценным человеком. Все проблемы взрослых людей, с которыми мне приходилось работать, уходили корнями в детство и часто эти корни были именно пониманием, уважением, поддержкой и любовью родителей, которых этим людям сильно не хватало.
Помощь родителям
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Помощь детей родителям — это не только исполнение заповеди делать хесед, но и способ оказать уважение отцу и матери. Приучать детей помогать нужно с малых лет, но делать это надо с любовью и терпением, руководствуясь несколькими простыми правилами. Как просить? Как распределять обязанности? Что делать, если дети не хотят помогать? Нужно ли награждать за помощь? На все эти вопросы есть ответы!
Оглавление
Хесед — основа отношений между людьми [↑]
В еврейской традиции заповедь делать хесед — то есть совершать добрые дела, поступать милосердно — главное предписание в отношениях между людьми. Само выживание мира зависит от хеседа. Это не просто рекомендуемое качество — но обязанность. Человек должен стремиться делать добро, когда это только возможно, и радоваться каждой такой возможности.
Качество хеседа, хотя и лежит в основе еврейской традиции, не приобретается автоматически; на родителях лежит ответственность воспитать его в своих детях. Прежде всего, сами родители должны представлять пример помощи и внимательного, бережного отношения друг к другу, к своим детям и другим людям. А кроме того — родители должны также предоставлять детям возможность поступать таким образом; и дом — идеальное место для такой практики. Воодушевляя детей помогать по дому и обучая их стараться не ранить, не обижать других людей, родители обеспечивают с ранних лет закладку неоценимого опыта помощи и внимания.
Обязательно нужно рассказывать детям о заповеди хеседа — о том, что Вс-вышний хочет, чтобы мы сочувствовали людям и помогали им при каждой возможности, а помощь родителям — это особая форма заповеди хесед. Такое обучение, подкрепленное рассказами о наших праотцах и мудрецах, поможет создать для хесед прочное основание в личности ребенка.
Зачем родителям помощь детей? [↑]
Требуя помощи от детей, родители не должны чувствовать, что поступают эгоистично или обременяют этим детей. Своей помощью дети могут выразить свою благодарность за все, что родители для них делают. А главное — основа любви — это дарение, действие, поэтому детям, которых приучают помогать родителям, дается возможность развить к ним любовь. Это широко обсуждает в своих письмах раби Элияу Деслер.
Родители обязаны помочь детям обратить свою эгоцентрическую ориентацию в альтруизм — то есть помочь им научиться любить своего ближнего как себя.
Помогая другим, дети получают еще и то преимущество, что обретают уверенность в себе и стремление совершать что-то полезное для других людей.
Согласно взгляду Торы, работа принципиально важна; она воспринимается как наше завершение Б-жественного Творения. Шмайя, учитель известного мудреца Гилеля, учит, что нужно любить труд. Это обязывает нас взрастить такую любовь и в наших детях, демонстрируя им своим примером радостное и бодрое отношение к работе.
Маленькие «помощники» [↑]
Обычно маленькие дети стремятся помогать родителям. Когда им позволяют помочь, они чувствуют себя «большими», взрослыми. Естественно, они все делают медленно и неаккуратно, и их помощь иногда может быть даже помехой. Кроме того, маленькие дети не заботятся о том, чтобы все делать в точности как взрослые. Все, чем малыши занимаются, они превращают в игру, поэтому не торопятся закончить порученную им работу.
Некоторые родители не позволяют детям помогать, предпочитая все делать сами — быстрее и качественнее. Другие принимают детскую помощь, а потом начинают нервничать и переживать по поводу создаваемого «помощниками» беспорядка.
Если систематически лишать малышей возможностей помогать взрослым или все время критиковать результаты их работы, то когда они уже вырастут и смогут действительно оказать серьезную помощь, — они сами не захотят этого делать, потому что не были приучены с малых лет.
Даже очень маленький ребенок может относить в раковину посуду, вытирать салфеткой стол, подавать прищепки и будет делать это с радостью, воспринимая это как участие в «маминых играх». В возрасте пяти-шести лет дети уже обычно могут мыть посуду, нарезать салат неострым ножом, мыть овощи — и хотят это делать.
Если родители разумно подойдут к этому почти врожденному инстинкту, если не отобьют у ребенка желание и удовольствие подражать папе и маме, то могут извлечь из этого колоссальную пользу для воспитательной практики.
Если действие, которое ребенок горит желанием совершить, опасно для него, то можно просто сказать: «Я понимаю, что тебе ужасно хочется включить плиту… Но что поделаешь, это можно только взрослым…» И, если ребенок плачет, спокойно, не раздражаясь, повторять это.
Как просить? [↑]
Начиная со школьного возраста родители уже хотели бы получать от детей какую-то помощь в домашних делах — но дети часто реагируют на просьбы не так, как нам хотелось бы. «Просишь-просишь, а он как будто не слышит!» Возможно, это вина родителей, которые не наладили с ребенком связь, прежде чем попросить о помощи. Если ребенок занят чем-то своим и думает в данный момент не о том, что вы ему говорите — вряд ли он услышит и поймет вас.
Во-первых, не надо выкрикивать поручение из другой комнаты, бормотать его, отвернувшись спиной и занимаясь своими делами. Нужно находиться близко, но не слишком, можно друг напротив друга, но лучше под углом примерно 45 градусов.
Следует обратиться к ребенку по имени, улыбнуться, поймать его взгляд и не пожалеть нескольких секунд для одной фразы, которая сообщит ребенку о его значимости.
Поручая что-то ребенку, надо использовать простые слова и учитывать скорость восприятия им информации — возможно, нужно говорить медленнее, чем со взрослым. Просьба должна быть однозначной. Не «что-нибудь к ужину», а «хлеб, масло, молоко».
Важное стоит проговаривать несколько раз. «Главное — сахар. Я повторяю: главное — купи сахар». Если поручение состоит из нескольких пунктов или этапов, надо проговорить каждый из них: Первое — …второе — … Чем младше ребенок, тем меньше должно быть пунктов.
В конце надо попросить: «Повтори, пожалуйста, я хочу быть уверена, что ты запомнил». Стоит также объяснить ребенку, какая польза будет от того или иного его действия, например: «Если ты купишь молоко и сахар, я смогу приготовить на ужин твои любимые оладьи».
Никогда не упрашивайте ребенка и не допускайте того, чтобы в вашем голосе слышалась неуверенность. И не говорите ему, как вы устали, это звучит как извинение. Просто скажите: «Мне нужна твоя помощь». Родители не должны чувствовать себя обязанными разъяснять, почему они нуждаются в помощи.
Даже если родители очень устали или спешат, они должны сделать усилие, чтобы просить детей о помощи спокойно и мягко. Родители должны быть внимательны, чтобы тон их голоса не выражал возмущения, расстройства, возбуждения.
Родители должны показывать, что ценят помощь детей. Это воспитывает в детях основополагающее чувство акарат а-тов (благодарность). Но неумеренные выражения благодарности не годятся, они могут вызвать у ребенка подозрение, что их помощи не ожидали. Хвалить нужно реалистично. Дети чувствуют себя неуютно, когда их хвалят несправедливо и незаслуженно.
Самое главное — создать в доме спокойную, радостную, теплую атмосферу, чтобы каждому ребенку было хорошо в доме и хотелось сделать что-нибудь хорошее для этого дома.
Распределение обязанностей по дому [↑]
Одни родители просят детей о помощи, когда им это нужно, а другие предпочитают поручить каждому какую-то постоянную обязанность. В этом случае каждый ребенок знает, чего от него ожидают, необходимость просить о помощи отпадает.
Например, можно перед началом субботы рассказать детям, что каждый должен делать, накрывая стол или убирая с него. Можно составлять расписание домашней работы каждому ребенку на неделю; тогда потом не будет никаких ненужных споров о том, кто и когда должен что-либо сделать. Детям нужно позволять принимать участие в распределении обязанностей по дому и других подобных заданиях.
Мать может, например, начать с того, что соберет всех детей и скажет им: «В доме нужно многое сделать. Это слишком много, чтобы мама могла справиться одна, ей необходима ваша помощь. Давайте составим список, что вы, дети, можете сделать».
Поскольку дети обычно не любят делать одну и ту же работу каждый день, в большинстве семей существует ротационная система, с разными работами для каждого из детей в течение недели. Особые расписания можно делать на субботу и исход субботы. А для маленьких детей, которые еще не умеют читать, можно нарисовать или вырезать из журналов подходящие картинки.
Иногда дети, которые считают, что им поручают больше, чем другим, жалуются на нечестное распределение обязанностей. Мудрые родители не должны стараться доказать неправоту детей, нужно просто ответить: «Тебе кажется, что я тебя прошу больше других. Мы об этом поговорим позже, а сейчас сделай, пожалуйста, то, что я тебя прошу». А потом, в удобное время, родители могут поднять этот вопрос — не вступая в спор и не обороняясь, а проявив сочувствие и убедив ребенка, что вы стараетесь, чтобы все было честно.
Родители склонны чаще просить о помощи тех детей, которые к этому относятся положительно, а не тех, кто этому сопротивляется. Лучше не идти по легкому пути и следить за тем, чтобы ребенок с отрицательным отношением к труду получал свою справедливую долю работы.
Разумеется, маленьким поручают меньше, чем большим. Старшеклассника, который готовится к выпускным экзаменам, или мальчика, приближающегося к бар-мицве, можно временно освободить от его обязанностей, чтобы он мог больше заниматься. Поскольку у мальчиков есть особая обязанность учить Тору, мы хотим их в этом поощрять; и если нам нужна помощь, а ребенок занят изучением Торы, нужно всегда, когда это возможно, просить о помощи девочек. Если родители замечают признаки раздражения у детей, которым в таких чрезвычайных обстоятельствах приходится делать больше, чем другим, им нужно объяснить ситуацию и сделать все, что возможно, чтобы ребенок это принял.
А если не хотят помогать? [↑]
Нежелание помогать — вполне нормальное явление у детей. Но многие родители беспокоятся из-за того, что дети показывают свое недовольство. Они хотят, чтобы их дети были счастливыми, и не хотят их заставлять, когда те явно на это не настроены. Некоторые родители так боятся последующего детского недовольства и нытья, что вообще предпочитают ни о чем не просить, а делать все самим, хотя это приносит всем вред.
Обычно родители реагируют на детское нежелание помогать тем, что расстраиваются. Начинаются упреки и крики, подключается чувство вины… Лучше всего не обращать внимания на все проявления нежелания детей помогать и научиться это полностью игнорировать.
Если ребенок, например, говорит «Я очень устал» или «У меня много домашних заданий», мы должны показать ему свое понимание, но дружелюбно настоять на том, чтобы работа была выполнена. Можно, допустим, ответить: «Я знаю, ты устал, но все-таки почисть картошку». Следует всячески избегать ответов в стиле: «Что значит, что ты не хочешь? Я сказал и все!»
Позднее мы должны спокойно объяснить ребенку, что детям не разрешается отказываться выполнять просьбы родителей. Хотя мы, конечно, предпочитаем, чтобы ребенок выполнял свое задание радостно, мы должны научиться удовлетворяться и тем, что он просто делает то, что ему сказали. Однако нельзя говорить ребенку, который ворчит и жалуется: «Я не жду от тебя, чтобы ты любил мыть посуду, мне нужно, чтобы ты это делал» или «Мне все равно, любишь ты выносить мусор или нет, в любом случае ты это должен делать». Это только усилит его негативное отношение.
Если мы постоянно игнорируем все признаки неудовольствия и придерживаемся доброжелательной, но твердой позиции, то отношение ребенка должно постепенно улучшиться.
Этому может помочь и серьезный разговор с ребенком. Можно сказать ему: «Знаешь, делать то, что просят мама и папа, — большая мицва (заповедь). И часть этой мицвы — радость, которую мы испытываем, когда видим, что ты помогаешь нам с радостью. Но если ты показываешь нам, что не хочешь помогать, это нас очень огорчает. Поэтому, даже если потом ты все-таки это делаешь, твоя мицва меньше».
Родители никогда не должны говорить детям, которые показывают нежелание помогать: «Ты не хочешь помогать мне, и я для тебя ничего не хочу делать». Кроме того, родители не должны распространяться о так называемой детской неблагодарности, а воспринимать нежелание помогать как знак (пока еще!) слабой внутренней дисциплины ребенка.
Если мы хотим, чтобы наши дети умели искать компромиссы в случае разногласий, давайте на собственном примере покажем им, что мы сами умеем проявлять гибкость. Бывает, что дети хотят отложить или отменить порученную работу и просят об этом уважительно — и тогда родители могут прислушаться к детям и, если просьба легитимна, пойти на компромисс, разрешив выполнить задание немного позже или поручив его кому-то другому.
Помощь за награду? [↑]
Иногда родители платят детям или награждают их, чтобы создать у них положительную мотивацию для выполнения домашней работы. Награды могут быть полезны, только чтобы инициировать хорошее поведение, однако являются серьезным препятствием, если их используют, чтобы дети соглашались выполнять поручения по дому, поскольку они должны научиться рассматривать это как ожидаемый от них вклад в общее дело. Награды за это могут, напротив, привести к отношению: «а что мне за это будет?» — и к отказу что-либо делать «бесплатно». И более того, награды или плата детям за помощь по дому приводят к извращению отношений между родителями и детьми.
Если все-таки материальное поощрение кажется родителям необходимым, то можно «привязать» домашние обязанности к карманным деньгам. Выдавая в конце недели карманные деньги, можно вычитать из них какую-то сумму, если в течение недели ребенок пренебрегал помощью по дому. Но такой вариант «работает» не во всех семьях.
А вот помогать детям найти мотивацию и проявлять творческий подход — этому стоит научиться всем родителям. Можно предложить сложить стирку вместе, параллельно играя «в слова» или болтая о чем-то интересном и приятном. Можно сказать, что, если все дружно возьмутся за помощь по дому, у мамы высвободится время и она почитает всем вслух книгу. Можно объявить: сначала качественная уборка — потом прогулка. Зная своих детей, родители сами почувствуют, как их лучше мотивировать.
Помощь подросших детей [↑]
Если мы как родители будем приучать наших детей помогать нам с малых лет, то, с Б-жьей помощью, они вырастут ответственными, стремящимися делать хесед членами семьи, людьми, на которых можно положиться. Кроме того, привычка к домашней работе поможет им в их собственной взрослой, самостоятельной, жизни.
Если родители по каким-то причинам привыкли до сих пор все делать самостоятельно, то и подросшему сыну или дочери никогда не поздно объяснить (уважительно и миролюбиво!), что совместное проживание предполагает не только права, но и обязанности членов семьи по отношению друг к другу — и предложить обсудить, какую домашнюю работу они могли бы взять на себя.
Дети становятся взрослыми, а родители стареют — и приходит время, когда выполнение заповеди почитания родителей требует от детей гораздо больше времени, сил, а в некоторых случаях — и материальных вложений.
По еврейскому закону, если у родителей есть возможность оплатить расходы на свои нужды, дети помогают родителям, пользуясь их деньгами, — транспортируют, покупают лекарства, продукты, одежду, делают ремонт — за счёт родителей. Но если родители нуждаются, дети должны помогать им и финансово. Если у родителей есть несколько дочерей и сыновей, то расходы делятся поровну между детьми с учётом материальной обеспеченности каждого из них.
На помощи друг другу основано все взаимодействие между людьми. Чем больше человек дает — тем он больше уподобляется Вс-вышнему. Так принято благословлять в еврейском народе: «Чтобы ты всегда был на стороне дающих, а не берущих!» Именно этому мы ходим научить наших детей — помогать с любовью и радостью всем людям, и особенно — близким. Помогая же родителям, мы выполняем и дополнительную заповедь — «почитание отца и матери».
Живу вдали от родителей и не могу им помогать, быть рядом, поддерживать. Насколько это правильно?
Семейный консультант отвечает на вопросы: насколько правильно жить вдали от родителей? Есть ли у человека право на свои обстоятельства и свою жизнь? Как можно в этом случае помогать родителям, быть рядом, поддерживать?
Что важнее — муж и семья или родители?
Семейный консультант отвечает на вопросы: обязана ли замужняя женщина помогать своим пожилым родителям? Что же, оставить родителей без помощи? Как помочь мужу принять то, что жена занята уходом за своими родителями?
Не могу сделать, чтобы мама жила рационально или хотя бы не опасно…
Я должна постоянно ее контролировать? Я черствая, что этого не делаю?
Мама продает, дарит или режет мои вещи без разрешения, пока меня нет дома.
Эффективное еврейское воспитание 23. Нежелание помогать
Мирьям Леви,
из цикла «Эффективное еврейское воспитание»
Отказ помочь родителям — естественная фаза в развитии ребенка. Не надо кричать на ребенка или критиковать его. Вместо этого следует мягко настоять на том, чтобы нужная работа была выполнена.
Хотим переехать в Израиль, но как оставить пожилых родителей одних в другой стране?
Семейный консультант отвечает на вопрос: что делать, если родители не хотят ехать с нами в Израиль? Оставить их одних? И как нам содержать родителей в Израиле, если мы сами не знаем, на что будем жить?
Мама моего мужа хочет жить с нами.
Эффективное еврейское воспитание 22. Как просить помочь?
Мирьям Леви,
из цикла «Эффективное еврейское воспитание»
Современные психологи считают, что вместо приказаний надо задавать людям вопросы. Этот метод совершенно не работает применительно к детям. Не задавайте вопросы — раздавайте поручения.
Дети помогают родителям. Домашние обязанности ребенка
Должны ли дети помогать родителям? Многие родители считают, что не стоит обременять детей домашними обязанностями. Они думают, что работа по дому будет отнимать у детей беззаботное детство, которое дается только раз. Часто родители, приходящие к психологу на консультацию считают, что с детей достаточно школьной учебы и кроме этого им от детей ничего не нужно.
Тем не менее, как семейный психолог, автор этой заметки Ольга Цейтлин считает, что гораздо важнее то, что, когда дети помогают родителям, выполняя домашние обязанности, они будут чувствовать себя необходимыми в семье, способными внести свой собственный вклад в семейное благополучие и поэтому быть ее полноправными членами.
На консультации она помогает родителям понять, что, обучая детей ответственности за домашние дела, мы развиваем их социальный интерес и готовим их к тому, чтобы они не боялись ответственности и вне дома.
Дети, которые помогают родителям и имеют круг своих домашних обязанностей обычно лучше учатся в школе, потому что они лучше взаимодействуют с учителями. Без такой подготовки дети становятся потребителями и в будущем хотят только получать что-то от других людей. Они просто сидят дома и ждут, когда кто-то придет и даст им то, что они хотят. Иногда у таких детей складывается ощущение, что они что-то из себя представляют только тогда, когда их кто-то обслуживает.
Основываясь на своем опыте и жизненных ситуациях, взрослые могут придумать массу самых разных дел, которые может с пользой для семьи выполнять ребенок. Но иногда родители пребывают в растерянности, не зная, что можно поручить детям, поэтому далее автор приводит примерные перечни домашних обязанности детей разного возраста, которые были взяты с небольшими изменениями в книге Б. Б. Грюнвальд, Г.В.Макаби «Консультирование семьи». Итак, чем дети помогают по дому в разных возрастах:
Домашние обязанности трехлетнего ребенка
Собрать и положить игрушки в соответствующее место.
Положить книги и журналы на полку.
Отнести салфетки, тарелки и приборы на стол.
Убрать за собой оставшиеся после еды крошки.
Очистить свое место за столом.
Чистить зубы, мыть и вытирать руки и лицо, причесываться.
Самому раздеться, с небольшой помощью – одеться.
Вытереть за собой следы «детской неожиданности».
Донести небольшие продукты до нужной полки, убрать вещи на нижнюю полку.
Домашние обязанности четырехлетнего ребенка
Сервировать стол, в том числе хорошими тарелками.
Помочь убрать бакалейные товары.
Под наблюдением родителя помогать в покупке круп, макарон, сахара, печенья, конфет, хлеба.
По расписанию давать корм домашним животным.
Помогать прибирать в саду и во дворе на даче.
Помогать расстилать и убирать постель.
Помогать мыть посуду или с помощью загружать посудомоечную машину.
Намазывать масло на хлеб. Готовить холодные завтраки (хлопья, молоко, сок, крекеры).
Помогать приготовить простой десерт (положить украшение на торт, добавить варенье в мороженое).
Делиться с друзьями игрушками.
Доставать из почтового ящика почту.
Играть дома без постоянного наблюдения и без постоянного внимания взрослых.
Развешивать носки и носовые платки на сушке.
Помогать складывать полотенца.
Домашние обязанности пятилетнего ребенка
Помогать планировать приготовление пищи и закупку бакалейных товаров.
Самому приготовить бутерброды или простой завтрак и убрать за собой.
Самостоятельно наливать себе питье.
Сервировать обеденный стол.
Сорвать с грядки салат и зелень.
Добавлять по рецепту некоторые ингредиенты.
Расстилать и убирать кровать, прибирать комнату.
Самостоятельно одеваться и убирать одежду.
Чистить раковину, туалет и ванну.
Сортировать белье для стирки. Складывать отдельно белое, отдельно цветное.
Складывать и убирать чистое белье.
Отвечать на телефонные звонки.
Помогать прибирать квартиру.
Оплачивать мелкие покупки.
Помогать мыть машину.
Помогать выносить мусор.
Самостоятельно решать как потратить свою часть семейных денег, предназначенных для развлечений.
Кормить своего питомца и убирать за ним.
Самостоятельно завязывать шнурки.
Домашние обязанности шестилетнего ребенка (первый класс)
Самостоятельно подбирать себе одежду по погоде или для определенного случая.
Поливать цветы и растения.
Готовить простую пищу (горячие бутерброды, вареные яйца).
Собирать вещи в школу.
Помогать развешивать белье на бельевую веревку.
Вешать свою одежду в платяной шкаф.
Собирать дрова для костра.
Собирать граблями сухие листья, полоть сорняки.
Прогуливать домашних животных.
Нести ответственность за свое мелкие раны.
Приводить в порядок ящик, где хранятся столовые приборы.
Домашние обязанности семилетнего ребенка (второй класс)
Смазывать велосипед, ухаживать за ним. Запирать его в специальном месте, когда он не используется.
Принимать телефонные сообщения и записывать их.
Быть на посылках у родителей.
Мыть собаку или кошку.
Тренировать домашних животных.
Нести пакеты с продуктами.
Самостоятельно без напоминаний вставать по утрам и ложиться спать вечером.
Быть вежливым и учтивым с другими людьми.
Оставлять после себя в порядке ванну и туалет.
Гладить простые вещи.
Домашние обязанности восьми- и девятилетнего ребенка (третий класс)
Правильно складывать салфетки и раскладывать столовые приборы.
Помогать переставлять мебель, вместе со взрослыми планировать расстановку мебели.
Самостоятельно наполнять себе ванну.
Помогать другим (если его просят) в работе.
Наводить порядок в своих шкафах и ящиках.
Покупать себе одежду и обувь с помощью родителей, выбирать одежду и обувь.
Менять без напоминания школьную одежду на чистую.
Складывать одеяла.
Зашивать распоровшиеся швы.
Убирать за животными.
Знакомиться с рецептами приготовления простых блюд и учиться их готовить.
Срезать цветы и готовить вазу для букетов.
Собирать фрукты с деревьев.
Разжигать костер. Готовить все необходимое для приготовления пищи на костре.
Красить забор или полки.
Писать простые письма.
Писать благодарственные открытки.
Купать младших сестер или братьев.
Натирать полиролью мебель в гостиной.
Домашние обязанности девяти- и десятилетнего ребенка (четвертый класс)
Менять постельное белье и складывать грязное белье в корзину.
Уметь обращаться со стиральной машиной и сушилкой.
Отмерять стиральный порошок и кондиционер для белья.
Покупать продукты по списку.
Самостоятельно переходить улицу.
Самостоятельно приходить на назначенные встречи если туда можно дойти пешком или доехать на велосипеде.
Печь печенье из полуфабриката в коробках.
Готовить еду на семью.
Получать свою почту и отвечать на нее.
Готовить чай, кофе или сок, разливать по чашкам.
Планировать свой день рождения или другие праздники.
Быть в состоянии оказать простую первую помощь.
Мыть семейный автомобиль.
Учиться бережливости и экономии.
Домашние обязанности десяти- и одиннадцатилетнего ребенка (пятый класс)
Самостоятельно зарабатывать деньги.
Не бояться одному оставаться дома.
Ответственно распоряжаться некоторым количеством денег.
Уметь ездить на автобусе.
Ответственно относится к личному хобби.
Домашние обязанности одиннадцати- и двенадцатилетнего ребенка (шестой класс)
Быть в состоянии взять на себя обязанности лидера вне дома.
Помогать уложить спать маленьких братьев и сестер.
Самостоятельно выполнять свои дела.
Помогать отцу в строительстве, поделках и выполнении домашних дел.
Чистить плиту и духовку.
Самостоятельно распределять время для учебных занятий.
Домашние обязанности учеников старших классов
В школьные дни отход ко сну в определенное время (по согласованию с родителями).
Принимать на себя ответственность за приготовление пищи для всей семьи.
Иметь представление о здоровом образе жизни: есть здоровую пищу, поддерживать правильный вес, регулярно проходить медицинский осмотр.
Предвидеть потребности других и предпринимать соответствующие действия.
Иметь реалистические представления о возможностях и пределах возможностей.
Последовательно выполнять принятые решения.
Проявлять взаимное уважение, преданность и честность во всех отношениях.
По возможности зарабатывать немного денег.
Как это организовать
Не просите детей сделать что-либо. Просто один раз обсудите, что они могли бы взять на себя, и закрепите за ними их обязанности. Вы не должны становиться сержантом-инструктором среди новобранцев, но в конце дня вы — босс.
Не заставляйте детей делать что-то из-под палки. Помните, что отчасти их работа базируется на доверии. Скажите им, что необходимо сделать, и дайте понять, насколько вы уверены в том, что они с этим справятся. Когда они почувствуют, что действительно помогают, очень интересно за ними понаблюдать.