Что такое понимание в психологии
понимание
Полезное
Смотреть что такое «понимание» в других словарях:
ПОНИМАНИЕ — универсальная операция мышления, представляющая собой оценку объекта (текста, поведения, явления природы) на основе некоторого образца, стандарта, нормы, принципа и т.п. П. предполагает усвоение нового содержания и включение его в систему… … Философская энциклопедия
ПОНИМАНИЕ — метод, обосновывающий методол. автономию гуманитарных наук (“наук о духе”); П. противопоставляется объяснению в естеств. науках (генерализирующей интерпретации фактов наблюдения в категориях общих закономерностей и стат. регулярностей).… … Энциклопедия культурологии
ПОНИМАНИЕ — ПОНИМАНИЕ, понимания, ср. 1. только ед. Способность, умение проникнуть в смысл чего нибудь, усвоить, сознать его; состояние сознания, которому ясен, открыт, известен смысл чего нибудь. Обладать пониманием чего нибудь. Утратить понимание чего… … Толковый словарь Ушакова
понимание — Познавание, познание, сознание, постигание, постижение, воспринятие, восприятие, проникновение, усвоение, уразумение, уяснение. Ср … Словарь синонимов
Понимание — Понимание ♦ Comprendre Интеллектуальное осознание, осмысление. Понимать значит как бы познать изнутри структуру и смысл рассматриваемого объекта, т. е. узнать, из чего он состоит, как он действует, для чего он нужен, и быть способным это… … Философский словарь Спонвиля
Понимание — выявление существенных признаков предметов окружающей действительности, определяющих их возникновение или воспроизведение. Осуществляется, как правило, посредством символического моделирования в речи … Психологический словарь
ПОНИМАНИЕ — процедура постижения или порождения смысла. П. не вписывается в субъект объектную познавательную схему, так как не познание порождает потребность в П., а, наоборот, потребность в П. ведет к познанию. Категориальный статус П. придал Шлейермахер,… … Новейший философский словарь
ПОНИМАНИЕ — ПОНИМАНИЕ, я, ср. 1. см. понять. 2. Способность осмыслять, постигать содержание, смысл, значение чего н. П. законов природы. Это выше моего понимания (не могу этого понять). 3. То или иное толкование чего н. Правильное п. значения слова. Толковый … Толковый словарь Ожегова
ПОНИМАНИЕ — англ. comprehension; нем. Verstehen. 1. Универсальная форма освоения действительности, постижение и реконструкция смыслового содержания явлений истор., соц., культ, и природной реальности. 2. По В. Диль тею непосредственное постижение нек рой… … Энциклопедия социологии
ПОНИМАНИЕ — ПОНИМАНИЕ. Термин, имеющий несколько значений. 1. Способность личности осмысливать, постигать содержание, смысл, значение чего л. В этом смысле О. Мандельштам дал свои оценки трем поэтам: «Пастернак – человек понимания. Я – человек… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Понимание
Понимают лишь те, кто хочет понять.
Бернар Вербер
Как часто можно услышать от людей фразу о том, что они что-то понимают или даже осознают, в то время как все их дальнейшие поступки и рассуждения ясно показывают, что этого понимания у них на самом деле нет. А ведь одно дело не понимать чего-то и знать об этом, и совсем другое, ошибочно думать, что ты это понимаешь. В последнем случае человек обманывает сам себя и даже не догадывается об этом. И в итоге, это приводит к тому, что он закрывается от полезной для него информации, просто переставая уделять ей свое внимание и анализировать ее. Вот чтобы этого не происходило, чтобы каждый из нас действительно понимал то, что он хочет понять и что ему нужно понять, я решил написать эту статью, в которой объясню вам, уважаемые читатели, каким должно быть истинное понимание чего-либо, неважно чего, и как к нему можно прийти.
Но перед тем, как мы перейдем к изучению этого вопроса, позвольте поделиться с вами своим отношением к пониманию. Вот знаете, есть такая мысль, принадлежащая царю Соломону, которая гласит: “во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь”. Мысль, я считаю, верная, но лишь отчасти. С одной стороны, да, чем больше мы узнаем о себе, о других людях и о мире в целом, тем лучше мы понимаем, как свое собственное, так и чужое несовершенство, и это понимание вызывает у нас печаль. Но оно же позволяет нам работать над этим несовершенством, чтобы сделать себя, других людей и мир в целом лучше. Вот что важно. Ведь эта работа наделяет смыслом нашу жизнь. Люди всегда делились и делятся на тех, кто строит, и тех, кто рушит, то есть на тех, кто делает наш мир лучше и тех, кто делает его хуже. Поэтому зная о том, в какую игру ты играешь в этой жизни – ты может получать от нее удовольствие. Таково мое мнение относительно мудрости, знаний и понимания. Теперь давайте поговорим о последнем, более подробно.
С чем путают понимание?
Вначале, друзья, давайте с вами выясним, что не является пониманием, но с чем его часто путают. А путают понимание многие люди с хорошей памятью и с тем, что принято называть очевидными вещами, прописными истинами, в общем с тем, что все прекрасно знают. Но понимание к памяти практически никакого отношения не имеет. Конечно, что-то вам нужно помнить, из того, что вы понимаете, но само по себе запоминание какой-либо информации к пониманию не приводит. То же самое можно сказать и о так называемых очевидных вещах, которые порой только кажутся очевидными, но в них мало кто должным образом разбирается, и о прописных истинах, которые могут быть у всех на слуху и на языке, и каждый может кидаться заумными фразами или словечками, при этом будучи не в состоянии их должным образом объяснить. Иначе говоря, все то, что находится в вашей памяти и что вы много раз слышали – вы совсем необязательно можете хорошо понимать. Хотя вам будет казаться, что вы это понимаете, поскольку вам эта информация знакома.
Понятно, что когда тебе часто высказывают какую-то мысль, то ты ее так хорошо запоминаешь, что начинаешь считать своей. Люди в таких случаях обычно говорят, что они много раз об этом слышали, поэтому не считают повторенную в сто первый раз мысль, важной. Вот только если попросить их объяснить эту мысль, попросить рассказать их о том, как к ней можно прийти, какие следствия из нее следуют, какие выводы можно сделать на ее основе – то вот тут уже не всякий человек может что-то вразумительное сказать. То есть, если вы понимаете мысль – развейте ее. А если вы ее просто запомнили – это не понимание, друзья. С поведением дела обстоят аналогичным образом. Если вы что-то понимаете, вы обязательно подкорректируете свое поведение в соответствии со своим пониманием. А если человек говорит, что он понимает что-то, но поступает при этом вопреки этому пониманию, тем самым наступая на одни и те же грабли и таким образом вредя себе, то какое же это понимание. Мой любимый пример здесь – это ответственность. Мы все с вами много раз слышали о том, что для решения практически всех жизненных проблем – человек должен в первую очередь взять ответственность за свою жизнь на себя. Избитая мысль, не так ли? Это, так называемая, прописная истина, о которой многие знают. Знать-то знают, но многие ли ее понимают? Многие ли люди берут ответственность за свою жизнь на себя, чтобы обрести чувство свободы и с его помощью начать решать свои проблемы и добиваться любых жизненных целей? Не многие, согласны? Ну вот, а при этом они говорят, что понимают эту мысль.
Так что друзья, запомните пожалуйста – если вы что-то много раз слышали или что-то очень хорошо запомнили – это не означает, что вы это понимаете. Вот ниже мы с вами выясним, что значит действительно что-то понимать.
Что такое понимание?
Теперь давайте ответим себе на вопрос – что такое понимание? Если заглянуть в толковый словарь Ожегова, то там будет сказано, что понимание – это способность человека осмыслять, постигать содержание, значение и смысл чего-нибудь. Звучит неплохо. Но что значит осмыслять? Как постигать содержание, смысл, значение чего-то? Что для этого нужно делать? Давайте разбираться.
Если говорить о постижении содержания чего-нибудь, то здесь речь идет об анализе этого чего-то, то есть, о разложении его на составные части, с целью изучения его конструкции. Так можно изучать многое. Даже одна мысль, если в нее вдуматься, имеет связь с другими мыслями, из которых она и формируется. Какой-то элемент ее конструкции является основным, другие элементы второстепенны, но все они связаны друг с другом. Поэтому чтобы постичь содержание чего-нибудь – нужно понять, из чего оно состоит и от чего зависит. Никакая мысль не рождается на ровном месте, она всегда является ответом на какой-то возбудитель, который определяет ее смысл. Вот понимая, что вызвало появление той или иной мысли, это если мы именно о мысли говорим, а также зная, из каких составных частей она состоит – вы сможете постичь ее содержание.
Когда же мы говорим о значении чего-нибудь, то здесь важно понимать, какими функциями обладает то, значение чего мы хотим понять. Неважно, идет ли речь о каком-нибудь устройстве, природном явлении или о все той же человеческой мысли – мы должны выяснить, для чего она предназначена, какую работу она выполняет, какие цели преследует, какими функциями обладает. Например, карандаш – это не просто грифель в деревянной оправе, это с точки зрения его конструкции можно о нем так сказать, это еще и то, ради чего он предназначен. Какая основная функция у карандаша? Для чего он нужен? Чтобы писать, рисовать, верно? Вот с этой точки зрения, с точки зрения его функциональности мы о нем в данном случае и размышляем, чтобы понять, чем он является. У человеческой мысли тоже есть разные функции и определенное предназначение. От одних мыслей людям становится хорошо, от других плохо, одни побуждают их к действию, другие наоборот, вынуждают опускать руки. Вот когда вы видите, знаете или хотя бы предполагаете, с какой целью человек делится своими мыслями с другими людьми, в частности с вами, вы можете понять эти мысли и понять самого человека. Зачем и почему он что-то написал, сказал, показал? – Этот вопрос вам нужно задавать себе каждый раз, когда вы хотите понять другого человека, — его слова, поступки, мысли, мечты, желания. Ищите причину, вызвавшую что-либо, и ищите цель, которую что-то или кто-то преследует, чтобы понять, откуда что-то приходит и куда уходит.
Что касается постижения смысла чего-нибудь, то здесь я считаю, важно понимать какую роль выполняет то, что мы хотим понять, в той системе, в которой оно существует. Ну, под системой мы можем понимать, как какую-то ограниченную среду, в которой кто-то или что-то существует и кого или что мы хотим понять, так и в целом весь наш мир. Ну вот, к примеру, хотим мы понять, почему происходят землетрясения, и для этого нам нужно узнать не только то, что их вызывает, те же тектонические процессы, но и то, для чего они нужны, то есть, какую роль в жизни планеты играют землетрясения? Ведь ничто не происходит просто так, у всего есть свое предназначение, своя задача, своя цель, своя роль. Вот когда мы понимаем, в чем именно заключается эта роль, и для чего она нужна системе – мы постигаем смысл этого чего-то. Ну и говоря об осмыслении чего-то – мы сводим воедино все эти вещи. То есть, мы изучаем что-то, будь то материальный объект или какая-то мысль, с точки зрения того, как оно устроено и как все элементы ее конструкции зависят друг от друга, затем то, какими функциями оно, как целое, обладает, и какими функциями обладают те части, из которых оно состоит. А также нам необходимо узнать о том, какую роль играет это что-то, в рамках, как целой системы, под которой мы можем понимать весь наш мир, так и в рамках той подсистемы, то есть, какой-то ограниченной среды, в которой это что-то существует. Вот тогда мы сможем сказать, что действительно понимаем это что-то, будь то материальный объект или какое-то явление, или кем-то высказанная, написанная мысль, идея.
У всего в этом мире также существует свой жизненный цикл, в который укладывается вышеизложенная модель понимания чего-нибудь. Поэтому для полного понимания того, что мы хотим понять, нам обязательно нужно смотреть на это что-то в контексте времени, а не просто как на что-то такое, что происходит или существует исключительно здесь и сейчас. Вот возьмем, к примеру, человеческую мысль – как вам узнать, что вы ее поняли? Вы можете разложить ее на составные части, можете дать определение тем словам, из которых она состоит, можете связать эти слова с какими-то объектами и процессами, которые они означают. Все это позволит вам понять, о чем идет речь, но не даст понимания самой мысли, как одного из элементов огромной матрицы мыслей, у которой, наверное, и конца нет. А без этого, более целостного и широкого понимая чьей-то мысли, вы не сможете понять ее природу, ведь для этого вы должны изучить причинно-следственную связь, частью которой она является, чтобы узнать о том, из каких других мыслей она сформировалась, или лучше сказать, когда и благодаря чему она родилась. И, что тоже очень важно, вам нужно развить эту мысль – продолжить, так сказать, ее жизнь, чтобы вписать ее в систему других мыслей и в общую картину мира, и таким образом довести ее до того момента, когда она станет неактуальной, ненужной, то есть, до ее смерти. Мысли рождаются, живут и умирают, оставляя после себя результаты тех дел, которые люди делали, руководствуясь этими мыслями. Какие-то мысли, как мы знаем, живут очень долго, можно даже сказать, вечно. И это ведь тоже не случайно, согласитесь. Таким образом, изучив чужую мысль – вы легко сможете на ее основе создать и свою собственную, по-своему уникальную мысль, которая будет иметь тот же смысл, но другую форму. Этим вы докажете себе, и если надо, то и другим людям, что вы поняли чужую мысль, чужую идею, потому что смогли ею воспользоваться, чтобы создать что-то свое.
Поэтому если вы хотите что-то очень хорошо понять – постарайтесь описать, объяснить, пересказать это своими словами, так вы сможете найти, увидеть, изучить все то, о чем написано выше. Ведь конструкцию чего-либо, можно и своими словами описать, верно? Не зря же у различных слов и понятий существует множество определений, и все они могут быть по-своему верные, в зависимости от того, какие свойства этих понятий они отражают. И функции чего-то, — какой-то мысли, материального объекта, явления, тоже можно представить по-другому, по-своему, проведя аналогии с другими мыслями, объектами или явлениями, в зависимости от того, что именно вы старались понять. И даже можно найти новый смысл в чем-то уже известном, если постараться, ибо мир настолько загадочен, что мы всегда будем узнавать что-то новое о том, о чем уже хорошо знаем. Вот это умение – своими словами объяснить что-то, я называю пониманием. Вообще, когда мы что-то передаем своими словами, ну или стараемся передать, естественно, не искажая при этом смысла информации – мы лучше видим все те составные части и связи между ними, из которых состоит наше послание, или та мысль, которую мы передаем другим людям. Пониманию, как я уже сказал, очень хорошо способствует умение проводить аналогии между тем, что вы хотите понять, с чем-то похожим по смыслу. Причем чем детальнее будет эта аналогия, тем лучше вы сможете что-то понять. Ведь чем больше сходств и различий мы видим в различных вещах, тем более глубоким становится наше их понимание.
Что мешает пониманию
Пониманию человеком чего-либо, обычно мешают его сильные установки относительно этого. Люди не любят менять свое устоявшееся мнение о чем-то, что они уже, как им кажется знают и понимают, по разным причинам, в том числе и по причине лени. Ведь так просто придерживаться одной единственной точки зрения касательно чего-то или кого-то, не утруждая себя размышлениями об этом. Вообще, я вам скажу, укоренившиеся установки – это капкан для человека. Разумность человека, я считаю, определяется как раз-таки его способностью изменять свое мнение относительно чего-либо, по мере получения им новой информации. И наоборот, если человек не желает менять свои убеждения, независимо от предоставленных ему доказательств того, что его убеждения неверны – это признак неразумности. Костное мышление, привычки, приверженность своим установкам, убеждениям, фанатизм, слепая вера во что-либо – все это свидетельство неразумности. Люди из-за этого всегда страдали и будут страдать, пока не изменятся. В данном случае проблема заключается не в неспособности, а в нежелании человека что-либо понять. И это, заметьте, причиняет большой вред прежде всего ему самому, а нередко и зависящим от него людям.
Спешка и суета – тоже очень сильно мешают пониманию! Это вообще одна из самых серьезных проблем нашего времени. Людям стало некогда, не только что-то понимать, но и вообще жить. В больших городах это особенно заметно. Это настоящее безумие – все куда-то спешат, все что-то делают постоянно, все, ну или почти все, очень много говорят и мало слушают – мозг вообще в таких случаях не работает – он просто отражает все то, что получает из внешнего мира. В итоге, люди слушают, но не слышат, смотрят, но не видят, знают, но не понимают. А все потому, что им просто некогда что-то слышать, некогда что-то видеть, некогда что-то понимать. Им надо спешить, у них дела, много дел, которые, как им кажется, важны для них. Люди вынуждены сегодня конкурировать друг с другом – их заставляют это делать, чтобы они смогли выжить, чтобы смогли обеспечить себе хорошую жизнь, поэтому им нужно много работать, очень много. Но зачем и для кого они работают – они не понимают. Они не понимают также и то, что для хорошей жизни совсем необязательно с кем-то конкурировать, есть и другие пути к лучшей жизни – это прежде всего их собственные пути. Ведь конкурировать с кем-то – это значит играть в чужую игру, на чужом поле и по чужим правилам, в то время как вы можете играть в свою собственную игру, по своим собственным правилам и на своей собственной территории. Только для этого нужно эту игру придумать. Но как это сделать, а вернее, когда это делать? – Некогда. Люди ведь так заняты, они ведь играют в чужую игру. А те люди, которые когда-то придумали свою собственную игру и хорошо в нее сыграли, которые стали первыми в чем-то – сумели добиться в жизни большого успеха. Остальные же вынуждены конкурировать, потому что они подражают, а не творят. И у них нет возможности вырваться из этого капкана, потому что у них нет времени на то, чтобы понять, как устроена жизнь, какие правила в ней существуют, как играть по этим правилам и нужно ли вообще это делать. Спешка и суета – это образ их жизни, и это настоящее наказание для них.
От восприятия также зависит, насколько хорошо человек сможет что-то понять. Разные люди по-разному воспринимают одну и ту же информацию, они по-разному воспринимают реальность, по-разному воспринимают себя и других людей, а следовательно, и по-разному все эти вещи понимают. Само по себе восприятие зависит от многих факторов – начиная с качества получаемой информации и заканчивая тем, какое образование имеет каждый конкретный человек. Но я хочу сказать главное – неправильное, неадекватное восприятие человеком реальности – это серьезная проблема, которую обязательно нужно решать с помощью специалистов. Ведь неправильное восприятие ведет к неправильному пониманию, а неправильное понимание приводит к неправильным решениям и неправильным действиям. Ну и соответственно, человек совершает ошибки, из-за которых у него возникают проблемы, как небольшие, так и очень серьезные.
Вообще надо заметить, что многие люди сегодня даже не знают, чего они хотят, потому что просто не задумываются над этим. Ведь они к этому не привыкли – задумываться над смыслом своей жизни и над правильностью или неправильностью того, что они делают. А не привыкли они к этому потому, что большинство из них просто не учат думать над чем-то слишком много – их учат откликаться, реагировать, исполнять, подражать, но не думать. За хорошее исполнение, за хорошую службу – людей вознаграждают, а за плохую, соответственно – наказывают. Вот человек и учится преимущественно тому – как вести себя так, чтобы его почаще вознаграждали и пореже наказывали. А думать над своей жизнью, над тем, что тебе в ней нужно, а что нет – это значит самому нести за нее ответственность и самому себя вознаграждать и наказывать. Люди бы это с радостью делали, если бы их к этому приучали. Но наше общество живет по другим правилам, поэтому такой подход к обучению и воспитанию человека в нем не пользуется большой популярностью. Но, согласитесь, друзья, если большинство из нас, в рамках стандартной системы образования, не учат думать, причем думать правильно, качественно, эффективно, и о нужных нам вещах, то это не означает, что мы сами себя не можем этому научить. Мы можем себя научить всему, чему захотим.
Так что понимание – это не только желание и умение что-то понять, для чего человеку необходимо научиться очень хорошо думать, это еще и возможность задуматься над необходимостью понимания. А эта возможность во-многом зависит от той социальной среды, в которой живет человек. Ведь дело в том, что человек может что-то не понимать и даже не догадываться об этом, или думать, что ему и не нужно ничего понимать. Но, согласитесь, чтобы определиться с тем, что нам нужно, а что нет – мы должны узнать о том, что вообще есть, что существует в этом мире, из чего можно выбирать. Поэтому крайне важно, чтобы в жизни каждого из нас появился своего рода проводник, учитель, наставник, либо в виде какого-нибудь источника полезной информации, либо, что желательнее, в лице умного человека, который выведет нас из тьмы и поможет нам обрести потребность в понимании. Я думаю, что мы все, в той или иной степени, являемся друг для друга такими проводниками, учителями, наставниками, так как все мы можем чему-то друг друга научить.
Суть понимания и как к нему прийти
В статье рассказывается:
Суть понимания на самом деле знакома далеко не всем людям. Все дело в том, что зачастую его путают с другими процессами, эмоциями, особенностями восприятия. Многие приравнивают к пониманию знания, но это абсолютно неправильно.
На самом деле, основа понимания заключается в способности чувствовать, входить в резонанс. Это возможно при наличии уважения к окружающему миру, когда внешнее является значимым. Более подробное толкование мы привели ниже в статье. Поверьте, вы узнаете из нее много нового для себя.
С чем путают понимание
Для начала давайте разберёмся, что такое понимание. Вроде бы, понятие не такое уж и сложное, однако зачастую суть понимания путают с умением человека быстро запоминать услышанное. Ещё часто смешивают процесс осознания мысли с очевидными и всем понятными вещами, которые, собственно, и не нуждаются в упоминании. Только вот понимание зачастую совершенно не связано с хорошей памятью. Нет, конечно, определенную информацию, которую вам нужно понять, необходимо запомнить, но механическое «зазубривание» совершенно не означает понимания.
Примерно то же происходит и с информацией, которая находится у всех на устах. Заученные фразы, прописные истины, порой лишь кажутся такими очевидными, но не каждый разбирается в них на 100 %. Проще говоря, все, что вы когда-то слышали, читали, запомнили и можете воспроизвести, совершенно не означает, что вы в этом хорошо разбираетесь. Иногда человек настолько уверен в собственной осведомленности в определенной теме, что сыпет известными фактами, желая блеснуть эрудицией, на самом деле всего лишь знаком с этой информацией, где-то ее слышал, запомнил и воспроизвёл.
Если постоянно высказывать определённое мнение, то вы настолько запомните и привыкните к этой мысли, что начнёте выдавать ее за собственную. И кажется, что высказывание звучит весьма убедительно, правильно, уверенно, однако фраза, повторенная дважды, важнее явно не становится. И если начать спрашивать человека о том, как он пришёл к такому выводу, какие следствия привели его к этому, какими источниками он пользовался и рассматривал ли альтернативную точку зрения, вот тут-то и понимаешь, что не все так просто, не каждый сможет настолько аргументировано и правильно «разложить по полочкам». Другими словами, любую мысль можно развить, продолжать рассуждать по этой теме, а если вы лишь с уверенным видом повторили услышанное где-то, уж простите, это к пониманию никак не относится.
То же касается и поведения человека, если я говорю, что все понимаю, то, естественно, используя усвоенную информацию, я скорректирую какие-то свои действия. А если я убеждаю окружающих, что все понял, но ничего в моем поведении не меняется, я все также делаю ошибки, не учитывая приобретённых знаний, то о каком понимании может идти речь?
Ярким примером для иллюстрации этой мысли послужит понятие ответственности. Думаю, каждый хотя бы раз слышал, что «человек-кузнец своего счастья», что за все его поступки и действия несёт ответственность он сам. Ну, казалось бы, прописная истина, стара как мир, но вот только все люди реально совершают поступки, исходя из этой фразы? Не каждый человек берет полностью на себя ответственность за все, что происходит в его жизни, частенько мы уповаем на высшие силы, «тяжелые времена», случай, обстоятельства. Знакомо, не правда ли? Не каждый готов идти к поставленной цели, надеясь лишь на самого себя. Вот вам и пример того, что всем известное не всегда означает всеми понимаемое.
Поэтому, если вы слышали что-то 100 раз, и вам кажется, что вы разбираетесь в этом, можете блеснуть знаниями, это совершенно не означает понимания темы.
Истинная суть понимания
Самый легкий способ разобраться со значением слова — заглянуть в толковый словарь, вот что нам даёт словарь под редакцией Ожегова: «Понимание – это способность человека осмыслять, постигать содержание, значение и смысл чего-нибудь». А что? Вроде, все понятно, постичь и освоить! Но тут возникает вопрос, а как именно постигать? А что значит осваивать, как контролировать эти процессы?
Все по порядку! Сначала о постижении содержания. В первую очередь это анализ полученной информации, другими словами, нужно разобрать эти знания на составные части для понимания структуры. И это правило касается как большого научного текста, так и простой мысли, гипотезы, ведь каждая мысли формируется из других мыслей, связана с другими суждениями. Что-то является логическим центром информации, что-то находится на периферии, но, тем не менее, значимо не меньше. И эта связь главного и второстепенного составляет единое целое. И чтобы постичь это целое, надо понять, из чего оно состоит, и как между собой эти части взаимодействуют.
Ничего не приходит из неоткуда, всегда есть первоначало, пришедшая в голову идея — всегда лишь реакция, ответ на какой-то возбудитель, который и будет диктовать смысл будущего высказывания. И только если мы осознаём и понимаем, что за импульс был послан для формирования мысли, если мы знаем, из чего она, эта мысль, состоит, то только тогда можно говорить о постижении ее содержания.
И только в тот момент, когда вы понимаете, для чего оппонентом была сказана мысль, почему он поделился ею с вами или с кем-то другим, вот тогда вы начнёте понимать этого человека, его мысли, поступки, мотивацию. Задавайте этот вопрос каждый раз, когда говорите с кем-то. Отвечайте на вопрос, в чем причина сказанного, и на что направлена мысль, откуда берет свой исток, и куда в результате хочет привести?
Теперь к постижению смысла. Здесь есть необходимость понимания, какое место эта мысль занимает в определенной системе? То есть это какая-то ограниченная тематика, некая среда, в которой находится обсуждаемое, или это все сущее на земле, то есть весь наш мир в целом. То есть, если мы говорим об эволюции человека, то мы не только обращаемся к разным теориям возникновения человека на земле, но и отвечаем на вопрос, какое место занимает процесс эволюции человека в мире, как он влияет на нашу планету, другие небесные тела, галактику и так далее.
И когда есть понимание, что у всего есть своё предназначение, цель, роль, которую играет то, о чем мы говорим, в единой системе, тогда и наступает понимание. Тогда мы постигаем значение, собрав воедино все ответы на вопросы, которые мы поставили, мы обретаем понимание.
То есть нам необходимо подходить к вопросу понимания чего-либо, будь это научный труд или же житейская мудрость, с точки зрения системы, где есть определенные элементы, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены, где каждый структурный элемент выполняет свои функции. И только тогда, постигнув это сложную конструкцию как единое целое, определив и поняв, какое место она занимает в системе (весь мир, все сущее на земле) или подсистеме (конкретная тема, ограниченная среда), наступает понимание.
Кроме того, все, что происходит, имеет своё начало и конец, то есть какой-то жизненный цикл, это нужно учитывать, когда идёт процесс осмысления информации, то есть нельзя воспринимать мысль в отрыве от реального времени, но и забывать о ее связи с прошлым и будущим тоже неверно. Вот услышали вы определенную мысль, идею, разобрали ее на составные части, фразы, слова, дали определение каждому слову, учли контекст, прямое и переносное значение слов, знаете особенности связи слов в предложении. И весь этот анализ, безусловно, поможет вам понять, о чем идёт речь, но полного понимания, увы, не будет. Ведь одна сказанная мысль — лишь один маленький пазл в большой мозаике неисчислимых мыслей.
Нужно учитывать множество факторов рождения этой мысли, причинно-следственные связи, какие мысли были предвестниками новой идеи, нового высказывания. Но ещё важнее не просто транслировать мысль, а дать ей жизнь, продолжив ее. Нужно развить идею, рассуждая, находя новые связи, выстраивая новые логические цепочки с другими мыслями, чтобы прочнее вписать обсуждаемое в общую картину мира. Этот процесс развития одной мысли нужен, пока она не перестанет быть актуальной, живой, пока она задевает умы и сердца людей до момента полного истощения мысли, ее ненужности.
Да, мысль смертна, она рождается и умирает, оставляя как результат своей жизни дела, поступки, свершения, на которые она подвигла человека. Каждой мысли уготована своя участь, некоторые живут в веках, другие гаснут, толком не «пожив».
На основе старых мыслей рождаются новые, с прежним смыслом, но другой формой. Это подтверждает тот факт, что процесс понимания произошел, ведь на основе осознанного человеку удалось создать новое, уникальное.
Если вы хотите понять что-то, вам нужно «покрутить» мысль, описать ее, перевернуть, пересказать своими словами, более понятными вам, заменить некоторые элементы, тогда вам будет легче понять все составляющие этой системы. Любую конструкцию можно описать по-разному, с разных сторон, не зря же есть различные способы толкования одного и того же. Вы можете использовать синонимы, выстраивать ассоциативные ряды, проводить сравнения, обращаться к разным источникам. Да и функции одной системы можно понять с разных точек зрения, по-своему, проводя параллели с другими объектами.
В таком сложном, но увлекательном процессе понимания чужой мысли есть возможность отыскать что-то своё, не родившееся ранее, ведь мир так загадочен и многогранен, «век живи-век учись, дураком помрешь», — гласит народная мудрость.
Оказывается, все не так уж и сложно. Передавать своими словами чужие мысли — и есть понимание. Ещё в школе приходит понимание того, что, если ты можешь объяснить проще, на своём уровне понимания услышанную информацию, то ты быстрее и легче постигнешь эту мысль, конечно, если в процессе не произойдет искажение исходной информации.
Если вы легко проводите аналогии со сходными по смыслу вещами, то вам проще даётся понимание информации. Притом, чем детальнее вы проводите параллели между двумя объектами или явлениями, тем проще становится процесс усвоения знаний. Ведь чем больше в сравниваемых вещах отличий и сходств, тем понятнее становятся они для нас.
Что мешает пониманию
Пониманию, а значит, принятию, усвоению новой информации обычно препятствуют различные установки и убеждения человека. Обычно людям тяжело поменять своё устоявшееся мнение, которое они сформировали из личного опыта. Тяжело отказаться от привычного образа мысли, иногда людям просто лень принимать новую информацию, даже если это факт. Согласитесь, легче не напрягаться какими-то размышлениями, а просто гнуть свою линию.
Вообще стереотипы, излишний консерватизм в суждениях — это лишь минус для человека. Как раз человек мыслящий, умный отличается тем, что может и хочет меняться, получая новую информацию. Если же человек не желает, не может по причине своей ограниченности принять изменившийся вокруг него мир, то это лишь демонстрирует его неразумность. Привычки, фанатизм, стереотипы, категоричность высказываний — это показатель негибкости ума, показатель неразумности. Чаще всего это приводит к постоянным конфликтам, является причиной непонимания со стороны окружающих, и из-за собственного нежелания позволить себе посмотреть на проблему под другим, несвойственным прежним высказываниям, углом, такой человек страдает сам, и страдают те, кто от него зависит.
Бешеный ритм современности часто мешает нашему пониманию многих вещей, ведь, как мы увидели, это не всегда просто и быстро. Находясь в постоянной спешке, человек редко замедляется, чтобы постичь некоторые подчас столь необходимые вещи. Особенно это заметно в мегаполисах, где человеку жить бывает некогда, не говоря уж о том, чтобы останавливаться и подолгу анализировать.
В этой бешеной спешке, суете, где все куда-то спешат, не слушая друг друга, даже если делают вид, мозг не работает, а лишь отражает то, что происходит. Это приводит к абсолютной отрешенности человека, ведь он не усваивает информацию, а лишь проецирует. Каждый день житель большого города бежит зарабатывать на «хорошую жизнь», о которой знает лишь фрагментарно, он конкурирует с другим таким же человеком, но для чего? С какой целью? Порой и сам не понимает.
Человек просто бежит, не живет, скорее, играет в чью-то игру, по чужим правилам, борется с невидимым врагом, и очень часто проигрывает. Но ведь жизнь не игра, не всегда борьба и конкуренция — это хорошо. Выбрав свой уникальный путь, человек сможет обрести своё неповторимое счастье, не навязанное обществом. Но ведь для этого нужно проработать, создать этот путь. А на это нужно время, которого зачастую не хватает.
А если задуматься, то именно те, кто когда-то отказался играть с другими в кошки-мышки, а стал сам по себе, приведя свои мысли, свои желания, свои таланты и умения в порядок, теперь в первых рядах смог добиться успеха и счастлив. Другие же лишены творческой силы, они могут лишь копошиться у подножия, конкурируя с другими такими же.
Спешка и суета — бич нашего времени, который заставляет активных, одаренных людей бежать сломя голову, не давая себе возможности проанализировать собственную жизнь и то, что в ней происходит. А значит, не видят возможности разорвать этот порочный круг. Это тоже одна из причин непонимания.
Конечно, от восприятия информации тоже много зависит, ведь каждый человек воспринимает услышанное, увиденной по-своему. В этом кроется суть понимания, и причины непонимания доносимой мысли. Исходя из собственного опыта, эмоционального интеллекта и критического мышления люди по-разному относятся к другим людям и событиям. То есть то, как воспринимает человек действительность, зависит и от исходной информации, и от того, насколько человек интеллектуально развит.
Но если у человека искаженное, извращенное понимание действительности, то тогда такие проблемы лучше решать со специалистом. Потому что неправильное принятие происходящего ведёт к неправильным реакциям, то есть человек будет поступать неверно, что, конечно, вредно для него самого.
А вообще самое страшное, что порой человек даже не задумывается над тем, чего он хочет от этой жизни. Чтобы прийти к правильным выводам о собственной жизни, нужно проводить постоянный самоанализ, постоянно копаться в себе, своих чувствах, думать, много размышлять. Но человека не учат этому в школе. Там ему говорят, что если хорошо что-то сделать, то тебя похвалят, если плохо — пожурят. Многие родители придерживаются той же манеры воспитания. Вот и получается, что человек постарается сделать так, чтобы его похвалили, без лишних мыслительных операций, без анализа и мотивации. Но ведь взять ответственность за свою жизнь, путь, который ты пройдёшь, это значит самому себя вознаграждать и наказывать, а если этому никогда не учили, то, как быть?
К сожалению, современное общество не ценит такой подход. А между тем именно здоровая самооценка, умение мыслить продуктивно, ставя самому себе неудобные вопросы, смотреть на ситуацию под разными углами, помогают человеку правильно мыслить, понимать. И если современная система образования не готова к этому, то можно научиться критически мыслить самому. И как раз понимание — это не только желание понять кого-то правильно, но это сложный мыслительный процесс, который натренирует мозг эффективно работать. Необходимость понимания зависит во многом от той социальной среды, в которой находится человек. Долгое время он может находиться в счастливом неведении о том, что что-то там не понимает, и даже не задумывается над существованием проблемы.