Что такое понятие кратко
Значение слова «понятие»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Понятие в его отвлеченности противостоит конкретности восприятия. Также понятие противостоит слову, которое можно трактовать как знак понятия.
ПОНЯ’ТИЕ, я, ср. 1. Логически расчлененная общая мысль о предмете, включающая ряд взаимносвязанных признаков (науч.). Определение понятия. П. квадрата. П. прибавочной стоимости. Содержание понятия. Противоречащие друг другу понятия. 2. только ед. Представление о чем-н., осведомленность в чем-н. (разг.). Иметь п. о чем-н. Не имею ни малейшего понятия об этом. — Когда он приезжает? — Понятия не имею! (совершенно не знаю; фам.). У него очень смутное п. о математике. || Умение разобраться в чем-н., разум, толк (простореч.). Человек без (всякого) понятия. Человек с понятием. Надо тоже п. иметь! 3. чаще мн. То или иное представление о чем-н., способ понимания чего-н. Лектор применялся к понятиям слушателей. Предвзятые понятия. Здравые понятия. Низошел до жалкого понятия о дружбе, как о любви. Гончаров. Лопухов наблюдал Верочку и окончательно убедился в ошибочности своего первого понятия о ней. Чернышевский. 4. Способность понимания, интеллект (устар.). Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Пушкин. ◊
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
поня́тие
1. научн. логически расчленённая общая мысль о предмете, включающая ряд взаимосвязанных признаков ◆ Противоречащие друг другу понятия. ◆ Определение понятия. ◆ Понятие квадрата. ◆ Содержание понятия. ◆ Описание свойств класса изделий представляет собой систему конструкторских понятий. И. А. Барков, «Автоматический синтез структурного описания конструкции // «Информационные технологии»», 2004 г. ◆ Для этого Минфин вводит понятие «бюджетные полномочия», сводящее воедино права и обязанности органов местной власти в рамках бюджета. Евгения Обухова, Константин Фрумкин, «Сельсоветы — возрождать, регионы — банкротить», 2003.06.10 г. // «Независимая газета»
2. только <<ед>> разг. представление о чём-нибудь, осведомлённость в чём-нибудь ◆ Иметь понятие о чём-нибудь. ◆ Не имею ни малейшего понятия об этом. ◆ У него очень смутное понятие о математике.
3. прост. умение разобраться в чём-нибудь, разум, толк ◆ Человек без (всякого) понятия. ◆ Человек с понятием. ◆ Надо тоже понятие иметь!
4. чаще <<мн>> то или иное представление о чём-нибудь, способ понимание чего-нибудь ◆ Лектор применялся к понятиям слушателей. ◆ Предвзятые понятия. ◆ Здравые понятия. ◆ Низошел до жалкого понятия о дружбе, как о любви. И. А. Гончаров ◆ Лопухов наблюдал Верочку и окончательно убедился в ошибочности своего первого поня́тия о ней. Чернышевский
5. устар. способность понимания, интеллект ◆ Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою поня́тия, Ломоносов о́бнял все отрасли просвещения. Пушкин
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: вспомянуть — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Значение слова понятие
Понятие в словаре кроссвордиста
понятие
Понятие Поня́тие — отображённое в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений; мысль или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по общим и в своей совокупности специфическим для них признакам.
1.Логически оформленная мысль об общих существенных свойствах, связях и отношениях предметов или явлений объективной действительности.
2.Представление о чем-либо, осведомленность в чем-либо; знание, понимание чего-либо.
3. разг.Мнение о ком-либо, чем-либо. отт. Оценка кого-либо, чего-либо.
4. перен. разг.-сниж.Понимание, разум, рассудок.
Большой современный толковый словарь русского языка
ср.
1) Логически оформленная мысль об общих существенных свойствах, связях и отношениях предметов или явлений объективной действительности.
2) Представление о чем-л., осведомленность в чем-л.; знание, понимание чего-л.
3) а) разг. Мнение о ком-л., чем-л. б) Оценка кого-л., чего-л.
4) перен. разг.-сниж. Понимание, разум, рассудок.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
Словарь русского языка Лопатина
способ, уровень понимания чего-нибудь У детей свои понятия. понятие логически оформленная общая мысль о классе предметов, явлений; идея чего-нибудь П. времени. П. качества. Понятия науки. понятие представление, сведения о чем-нибудь Иметь, получить п. о чем-н.
Словарь русского языка Ожегова
Современный толковый словарь, БСЭ
понятие ср.
1) Логически оформленная мысль об общих существенных свойствах, связях и отношениях предметов или явлений объективной действительности.
2) Представление о чем-л., осведомленность в чем-л.; знание, понимание чего-л.
3) а) разг. Мнение о ком-л., чем-л. б) Оценка кого-л., чего-л.
4) перен. разг.-сниж. Понимание, разум, рассудок.
Толковый словарь Ефремовой
1. Логически расчлененная общая мысль о предмете, включающая ряд взаимносвязанных признаков (науч.). Определение понятия. Понятие квадрата. Понятие прибавочной стоимости. Содержание понятия. Противоречащие друг другу понятия.
2. только ед. представление о чем-н., осведомленность в чем-н. (разг.). Иметь понятия о чем-н. Не имею ни малейшего понятия об этом. – Когда он приезжает? – Понятия не имею! (совершенно не знаю; фам.). У него очень смутное понятие о математике. || Умение разобраться в чем-н., разум, толк (простореч.). Человек без (всякого) понятия. Человек с понятием. Надо тоже понятие иметь!
3. чаще мн. То или иное представление о чем-н., способ понимания чего-н. Лектор применялся к понятиям слушателей. Предвзятые понятия. Здравые понятия. Низошел до жалкого понятия о дружбе, как о любви. Гончаров Лопухов наблюдал Верочку и окончательно убедился в ошибочности своего первого понятия о ней. Чернышевский.
4. Способность понимания, интеллект (устар.). Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Пушкин. Дать понятие о чем – познакомить с чем-н., сообщить нек-рые сведения о чем-н. Он дал мне понятие о поэзии.
Толковый словарь русского языка Ушакова
Одна из форм мышления, характеризующаяся высоким уровнем обобщения. П. могут быть конкретными и абстрактными, наиболее абстрактные П. обозначаются как категории. П. выражается словами и только в этой форме существует.
Толковый словарь психиатрических терминов
Большая советская энциклопедия, БСЭ
Полный орфографический словарь русского языка
Поэтому понятие «мировоззрение» может быть отождествлено с понятием «философское мировоззрение». Понятие «мировоззрение» соотносится с понятием «идеология», но они не совпадают по своему содержанию.
Подобно тому как в метафизике Декарта понятие чистого Действия, чистой Действенности или чистой Свободы неявно заменяло собой немыслимое понятие Бога, не обладающего природой, в атеистическом экзистенциализме немыслимое понятие субъекта, лишенного природы, заменяется понятием чистого действия или чистой действенности в процессе выбора, короче говоря, чистой свободы.
Если в направлении Истины, Добра и Красоты идти до предела, то возникнет понятие Абсолютного Существа, или Бога, Который не может не существовать, иначе понятие Абсолютного не было бы понятием Абсолютного, но было бы внутренним противоречием – contradictio in adjecto.
Иногда я удивляюсь тому, как люди сумели изобрести понятие «веселье»; вполне возможно, что они его вычислили лишь теоретически — в противовес печали. (Из писем Милене)
По-моему, понятие «приключение» можно определить так: событие, которое выходит за рамки привычного, хотя не обязательно должно быть необычным.
Пожалуй, самое искажённое и бредовое понятие в сегодняшнем мире — это понятие свободы. В процессе развития политической поэтики она из общего стремления обеспечить высокий уровень жизни и избавиться от угнетателей превратилась в маркетинговую уловку, призванную втюхать людям то, что им не нужно, ради укрепления структуры исконно элитарной коррумпированной политэкономии.
Мыслите себя не земными жителями, но вселенскими. Таким путем возложите на себя тем большую ответственность. Понятие ответственности должно быть развито до бесконечности. Дух человеческий, как создатель, несет ответственность за все содеянное им. Мы ответственны не только перед самим собою, но и перед Космосом. Явление ответственности перед Космосом должно утвердиться в сознании человека.
Семь великих тайн космоса
Было бы величайшей ошибкой думать, что понятие героев совместно лишь с прошлым. Синтез нашей Эры выкристаллизовывает своих героев. Позволительно надеяться, что костры, тюрьмы и казни более не будут непременными атрибутами этих великих душ!
Я думаю, что понятие «учеба у классиков» зачастую у нас упрощается. Учиться у классиков — это не значит перенимать их технологию творчества, осваивать их приемы. Это нечто гораздо более широкое и значительное: уважение к правде, проповедь гуманизма, понимание общественного долга литературы и писателя, — все то, в чем действительно состоит сила и значение классиков.
Великая академия — жизнь
Зло порождает зло; первое страдание дает понятие о удовольствии мучить другого; идея зла не может войти в голову человека без того, чтоб он не захотел приложить её к действительности: идеи — создания органические, сказал кто-то: их рождение даёт уже им форму, и эта форма есть действие; тот, в чьей голове родилось больше идей, тот больше других действует; от этого гений, прикованный к чиновническому столу, должен умереть или сойти с ума, точно так же, как человек с могучим телосложением, при сидячей жизни и скромном поведении, умирает от апоплексического удара.
Герой нашего времени
цель вообще есть то, понятие чего можно рассматривать как основание возможности самого предмета
Критика способности суждения
Идея означает, собственно говоря, некое понятие разума, а идеал — представление о единичной сущности, адекватной какой-либо идее.
Критика способности суждения
Две догмы эмпиризма
Транслитерация: ponyatie
Задом наперед читается как: еитяноп
Понятие состоит из 7 букв
ПОНЯТИЕ
Смотреть что такое «ПОНЯТИЕ» в других словарях:
ПОНЯТИЕ — общее имя с относительно ясным содержанием и сравнительно четко очерченным объемом. П. являются, напр., «химический элемент», «закон», «сила тяготения», «астрономия», «поэзия» и т.п. Отчетливой границы между теми именами, которые можно назвать П … Философская энциклопедия
ПОНЯТИЕ — ПОНЯТИЕ, понятия, ср. 1. Логически расчлененная общая мысль о предмете, включающая ряд взаимносвязанных признаков (научн.). Определение понятия. Понятие квадрата. Понятие прибавочной стоимости. Содержание понятия. Противоречащие друг другу… … Толковый словарь Ушакова
понятие — Представление, идея. См. мнение, мысль иметь понятие, прививать правильные понятия. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. понятие мнение, суждение, соображение, взгляд,… … Словарь синонимов
Понятие — Понятие ♦ Notion Абстрактная или обобщенная идея, чаще всего рассматриваемая как данность языка или мышления. Этим понятие (которое даже этимологически не требует труда для познания или распознания, т. е. понимания) отличается от концепта … Философский словарь Спонвиля
понятие — одна из логических форм мышления, высший уровень обобщения, характерный для мышления словесно логического. П. может быть конкретным и абстрактным. Психология изучает развитие П. у человека. Проводится различие между усвоением П., выработанных… … Большая психологическая энциклопедия
понятие — ПОНЯТИЕ одна из форм отражения мира на рациональной ступени познания; мысль, которая выделяет из некоторой предметной области и собирает в класс (обобщает) объекты посредством указания на их общий и отличительный признак. П. представляют… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
ПОНЯТИЕ — ПОНЯТИЕ, понятный, понять и пр. см. понимать. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
ПОНЯТИЕ — ПОНЯТИЕ, 1) (философское) форма мышления, отражающая существенные свойства, связи, отношения предметов и явлений. Основная логическая функция понятия выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных… … Современная энциклопедия
ПОНЯТИЕ — форма мысли, обобщенно отражающая предметы и явления посредством фиксации их существенных свойств. Первые П. относились к чувственно воспринимаемым предметам и имели наглядно образный характер. С умножением потребностей человека и усложнением… … Новейший философский словарь
Понятия
Поня́тие — форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений в их противоречии и развитии; мысль или система мыслей, обобщающая, выделяющая предметы некоторого класса по определённым общим и в совокупности специфическим для них признакам. Понятие есть «… не более, как сокращения, в которых мы охватываем, сообразно их общим свойствам, множество различных чувственно воспринимаемых вещей» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 550). Понятие не только выделяет общее, но и расчленяет предметы, их свойства и отношения, классифицируя последние в соответствии с их различиями. Так, понятие «человек» отражает и существенно общее (то, что свойственно всем людям), и отличие любого человека от всего другого.
Всеобщее понятие выражает действительный закон возникновения, развития и исчезновения единичных вещей.
Содержание
Понятия в широком смысле и научные понятия
Различают понятия в широком смысле и научные понятия. Первые формально выделяют общие (сходные) признаки предметов и явлений и закрепляют их в словах. Научные понятия отражают существенные и необходимые признаки, а слова и знаки (формулы), их выражающие, являются научными терминами. В понятии выделяют его содержание и объём. Совокупность предметов, обобщённых в понятии, называется объёмом понятия, а совокупность существенных признаков, по которым обобщаются и выделяются предметы в понятии, — его содержанием. Так, например, содержанием понятия «параллелограмм» является геометрическая фигура, плоская, замкнутая, ограниченная четырьмя прямыми, имеющая взаимно параллельные стороны, а объёмом — множество всех возможных параллелограммов. Развитие понятия предполагает изменение его объёма и содержания.
Происхождение понятий
Переход от чувственной ступени познания к логическому мышлению характеризуется прежде всего как переход от восприятий, представлений к отражению в форме понятий. По своему происхождению понятие является результатом длительного процесса развития познания, концентрированным выражением исторически достигнутого знания. Образование понятия — сложный диалектический процесс, который осуществляется с помощью таких методов, как сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, обобщение, эксперимент и др. Понятие — это необразное, выраженное в слове отражение действительности. Оно обретает своё реальное мыслительно-речевое бытие лишь в развёртывании определений, в суждениях, в составе определённой теории.
В понятии выделяется и фиксируется прежде всего общее, которое достигается за счёт отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса. Но оно не исключает единичное и особенное. На основе общего только и возможно выделение и познание особенного и единичного. Научное понятие является единством общего, особенного и единичного, то есть конкретно-всеобщим (см. Всеобщее). При этом общее в понятии относится не просто к числу экземпляров данного класса, обладающих общими свойствами, не только к множеству однородных предметов и явлений, а к самой природе содержания понятия, выражающего нечто существенное в предмете.
См. также
Понятие в истории философии
В подходе к понятию в истории философии выявились две противоположные линии — материалистическая, считающая, что понятия объективны по своему содержанию, и идеалистическая, согласно которой понятие есть спонтанно возникающая мысленная сущность, абсолютно независимая от объективной реальности. Например, для объективного идеалиста Г. Гегеля понятия первичны, а предметы, природа суть лишь бледные копии их. Феноменализм рассматривает понятие как последнюю реальность, не относящуюся к объективной действительности. Некоторые идеалисты рассматривают понятия как фикции, созидаемые «свободной игрой сил духа» (см. Фикционализм). Неопозитивисты, сводя понятия к вспомогательным логико-языковым средствам, отрицают объективность их содержания.
Будучи отражением объективной реальности, понятия столь же пластичны, как и сама действительность, обобщением которой они являются. Они «… должны быть также обтёсаны, обломаны, гибки, подвижны, релятивны, взаимосвязаны, едины в противоположностях, дабы обнять мир» (там же, с. 131). Научные понятия не есть нечто законченное и завершённое; напротив, оно заключает в себе возможность дальнейшего развития. Основное содержание понятия изменяется лишь на определённых этапах развития науки. Такие изменения понятия являются качественными и связаны с переходом от одного уровня знания к другому, к знанию более глубокой сущности мыслимых в понятии предметов и явлений. Движение действительности можно отразить только в диалектически развивающихся понятиях.
Определение понятия у Канта
Под понятием Кант разумел любое общее представление, поскольку последнее фиксировано термином. Отсюда и его определение: «Понятие… есть общее представление или представление того, что обще многим объектам, следовательно – представление, имеющее возможность содержаться в различных объектах»
Определение понятия у Гегеля
Понятие для Гегеля – прежде всего синоним действительного понимания существа дела, а не просто выражение любого общего, любой одинаковости объектов созерцания. В понятии раскрывается подлинная природа вещи, а не её сходство с другими вещами, и в нём должна поэтому находить свое выражение не только абстрактная общность (это лишь один момент понятия, роднящий его с представлением), а и особенность его объекта.
Вот почему, с точки зрения Гегеля, формой понятия оказывается диалектическое единство всеобщности и особенности, которое и раскрывается через разнообразные формы суждения и заключения, а в суждении выступает наружу. Неудивительно, что любое суждение ломает форму абстрактного тождества, представляет собою её самоочевиднейшее отрицание. Его форма – А есть В (т.е. не‑A).
Понятие в формальной логике
Понятие в формальной логике — элементарная единица мыслительной деятельности, обладающая известной целостностью и устойчивостью и взятая в отвлечении от словесного выражения этой деятельности. Понятие — это то, что выражается (или обозначается) любой значащей (самостоятельной) частью речи (кроме местоимений), а если перейти от масштабов языка в целом к «микроуровню», то — членом предложения. Для трактовки проблемы понятия (в её формальнологическом аспекте) можно воспользоваться готовым арсеналом трёх областей современного знания: 1) общей алгебры, 2) логической семантики, 3) математической логики.
Понятие в психологии
Психология позволяет подойти к изучению понятий эмпирически, исследуя существующие в сознании отношения между понятиями (семантические кластеры, группы, сети), в том числе с помощью математических методов (кластерного и факторного анализа); процессы формирования понятий, в том числе с помощью метода формирования искусственных понятий; возрастное развитие понятий и т. п.
Методы исследования понятий
В психологии разработно множество методов исследования понятий, таких как ассоциативный эксперимент, метод классификации, метод субъективного шкалирования, семантический дифференциал, метод формирования искусственных понятий.
В некоторых случаях, как, например, в методе семантического радикала, используются также физиологические измерения.
Возрастное развитие понятий
Психологические исследования позволили установить, что понятия не являются неизменными по своей природе сущностями, не зависящими от возраста оперирующего ими субъекта. Овладение понятиями происходит постепенно, и понятия, которыми пользуется ребёнок, отличаются от понятий взрослого человека. Были выявлены различные типы понятий, соответствующие различным возрастным стадиям.
Предпонятия
Ж. Пиаже обнаружил, что на дооперациональной стадии когнитивного развития (2—7 лет) понятия ребёнка представляют собой ещё не истинные понятия, но предпонятия. Предпонятия образны и конкретны, не относятся ни к индивидуальным объектам, ни к классам вещей и связываются друг с другом посредством трансдуктивного рассуждения, представляющего собой переход от частного к частному.
Исследование Выготского — Сахарова
Житейские и научные понятия
Л. С. Выготский, исследуя развитие понятий в детском возрасте, писал о житейских (спонтанных) и научных понятиях. Житейские понятия — приобретаемые и используемые в быту, в повседневном общении слова вроде «стол», «кошка», «дом». Научные понятия — это слова, которые ребёнок узнаёт в школе, термины, встроенные в систему знаний, связанные с другими терминами.
При использовании житейских понятий ребёнок долгое время (до 11-12 лет) осознаёт только предмет, на который они указывают, но не сами понятия, не их значение. Лишь постепенно ребёнок овладевает значением понятий. Согласно взглядам Выготского, развитие спонтанных и научных понятий идёт в противоположных направлениях: спонтанных — к постепенному осознанию их значения, научных — в обратном направлении.
Приходящее с возрастом осознание значений связано с рождающейся систематичностью понятий, т. е. с установлением логических отношений между ними. А поскольку научные понятия, которые ребёнок усваивает в процессе обучения, принципиально отличаются от житейских понятий именно тем, что по самой своей природе они должны быть организованы в систему, то — полагает Выготский — их значения и осознаются первыми. Осознанность же значений научных понятий постепенно распространяется и на житейские.
Классификация понятий
В быту, да и в науке, значение слова «понятие» может отличаться от его значения в философии или формальной логике. Понятия можно разделить на абстрактные и конкретные, и в каждом случае на эмпирические и теоретические.
Понятие называется эмпирическим, если оно выработано на основе сравнения общих свойств некоторого класса объектов или явлений.
Понятие называется теоретическим, если оно выработано на основе анализа некоторого класса явлений (или объектов) с помощю ранее выработанных понятий, концепций и формализмов.
Понятие называется конкретным, если оно относится к определенному обьекту окружающего мира; абстрактным, если оно относится к свойствам широкого класса объектов.
Название любого материального предмета одновременно является конкретным эмпирическим понятием. К конкретным теоретическим понятия следует отнести, в частности, государственные законы.
Абстрактные теоретические понятия приняты в физике, например: «Перейдем к изложению основных понятий классической механики. Для простоты, мы будем рассматривать только материальную точку, т. е. тело, размером которого можно пренебречь. » (Википедия, Классическая механика).
В более специфических случаях понятие считается конкретным (хотя может оставаться вполне теоретическим), например: Электро́н — стабильная элементарная частица с зарядом −1.6021892(46)×10 −19 Кл, массой 9.109554(906)×10 −31 кг и спином 1/2 (Википедия, Электрон).
Понятие считается составным, если оно опирается на другие понятия, и элементарным в противном случае, например: «Элементарные понятия статистики» [5]