Что такое понятность в информатике 7 класс
Учитель информатики
Сайт учителя информатики. Технологические карты уроков, Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.
§ 1.1. Информация и её свойства
Информатика. 7 класса. Босова Л.Л. Оглавление
1.1.1. Информация и сигнал
Ключевые слова:
Информация (от лат. informatio — осведомление, разъяснение, изложение) — очень широкое понятие, имеющее множество трактовок.
В обыденной жизни под информацией понимают всякого рода сообщения, сведения о чём-либо, которые получают и передают люди. Информации содержится в речи людей, текстах книг, колонках цифр, в звуках и видах природы, в показаниях часов, термометров и других приборов. Каждый материальный объект, с которым происходят изменения, становится источником информации либо об окружающей среде, либо о происходящих в этом объекте процессах. Эту информацию мы получаем в виде сигналов — изменений физических величин (давления, температуры, цвета и др.). Различают световые, звуковые, тепловые, механические, электрические и другие типы сигналов.
Информация для человека — это содержание сигналов (сообщения), воспринимаемых человеком непосредственно или с помощью специальных устройств, расширяющее его знания об окружающем мире и протекающих в нём процессах.
Сигналы могут быть непрерывными или дискретными.
Непрерывный сигнал принимает бесконечное множество значений из некоторого диапазона. Между значениями, которые он принимает, нет разрывов.
Дискретный сигнал принимает конечное число значений. Все значения дискретного сигнала можно пронумеровать целыми числами.
Сравните лестницу и наклонную плоскость. В первом случае имеется строго определённое количество фиксированных высот, равное числу ступенек. Все их можно пронумеровать. Наклонная плоскость соответствует бесконечному количеству значений высоты.
В жизни человек чаще всего имеет дело с непрерывными сигналами. Примерами непрерывных сигналов могут служить речь человека, скорость автомобиля, температура в некоторой географической точке в течение определённого периода времени и многое другое. Примером устройства, подающего дискретные сигналы, является светофор. Сигнал светофора может быть красным, жёлтым или зелёным, т. е. принимать всего три значения.
1.1.2. Виды информации
Сигналы внешнего мира поступают в мозг человека через его органы чувств для анализа и осмысления. По способу восприятия человеком информация может быть разделена на следующие виды:
Около 80-90% информации здоровый человек получает при помощи органов зрения (визуально), примерно 8-15% — при помощи органов слуха (аудиально) и только 1-5% — при помощи остальных органов чувств (обоняния, вкуса, осязания). А вот, например, лисы, собаки и многие другие животные основную часть информации получают с помощью носа. У них хорошо развито обоняние. Для летучих мышей главная информация — звуковая. На сайте http://sc.edu.ru/ размещён электронный образовательный ресурс «Кто как видит» (135131 ) 1 который наглядно продемонстрирует вам особенности визуального восприятия информации из окружающего мира разными живыми существами. Узнать о некоторых особенностях зрительного восприятия информации человеком вам поможет виртуальная лаборатория «Оптические иллюзии» (134876).
1.1.3. Свойства информации
Информация является предметом интеллектуальной деятельности человека и продуктом этой деятельности. Учёба в школе — это специально организованный процесс передачи важнейшей информации (знаний) от предшествующих поколений подрастающему поколению.
Информация нужна человеку для того, чтобы ориентироваться в окружающей обстановке и принимать правильные решения. Но любая ли информация помогает нам в этом? Принятию правильного решения способствует владение объективной, достоверной, полной, актуальной, полезной и понятной информацией. Объективность, достоверность, полноту, актуальность, полезность и понятность называют свойствами информации. Рассмотрим их подробнее.
Информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мнения, суждения. Объективную информацию можно получить с помощью измерительных приборов. Но, отражаясь в сознании конкретного человека, информация перестаёт быть объективной, становится субъективной, так как преобразовывается (в большей или меньшей степени) в зависимости от опыта, знаний, пристрастий конкретного человека (субъекта).
Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Достоверная информация помогает нам принять правильное решение. Недостоверной информация может быть: в случае преднамеренного искажёния; в результате воздействия помех («испорченный телефон»); при приуменьшении или преувеличении значения реального факта (слухи и «рыбацкие истории», реклама и др.).
Информация полна, если её достаточно для понимания ситуации и принятия решения. Неполная информация может привести к ошибочному выводу или решению.
Информация актуальна, если она важна, существенна для настоящего времени. Только своевременно полученная информация может принести необходимую пользу. Информация неактуальна, если она является устаревшей или преждевременной.
Полезность информации оценивается по тем задачам, которые можно решить с её помощью. Оценка полезности информации всегда субъективна. То, что полезно для одного человека, может быть совершенно бесполезно для другого. Какие-либо сведения, например исторические, могут десятилетиями считаться ненужными, но в какой-то момент их полезность может резко возрасти.
Информация понятна, если она выражена на языке, доступном для получателя. Так, вы не сможете воспользоваться самой актуальной и достоверной информацией, если она будет выражена на незнакомом вам языке, т. е. вам непонятна.
В качестве примера попробуем охарактеризовать информацию, находящуюся в ваших школьных учебниках.
Самое главное.
Информация для человека — это содержание сигналов (сообщения), которые он получает из различных источников.
Сигналы могут быть непрерывными или дискретными. Непрерывный сигнал принимает бесконечное множество значений из некоторого диапазона. Дискретный сигнал принимает конечное число значений, которые можно пронумеровать.
По способу восприятия человеком выделяют такие виды информации, как: визуальная, аудиальнад, обонятельная, вкусовая, тактильная.
Объективность, достоверность, полноту, актуальность, полезность и понятность называют свойствами информации. Одна и та же информация может обладать разными свойствами для разных людей.
Вопросы и задания
1.Ознакомьтесь с материалом презентации к параграфу содержащейся в электронном приложении к учебнику. Что вы можете сказать о формах представления информации в презентации и в учебники? Какими слайдами вы могли бы дополнить презентацию?
Информатика. 7 класс
Конспект урока
Информация, её свойства и классификация
Перечень рассматриваемых вопросов:
Полезность информации определяется субъектом, получившим информацию в зависимости от объёма возможностей её использования.
Ценность информации – свойство, определяемое её пригодностью к практическому использованию в различных областях целенаправленной деятельности.
Специальная информация – сведения, которые могут быть непонятны основной массе людей, но необходимы и понятны узкой социальной группе специалистов, которые эту информацию используют.
Массовая информация – сведения, понятные большей части населения.
Личная информация – сведения о каком-либо человеке, определяющие социальное положение и типы социальных взаимодействий.
Секретная информация – сведения для узкого круга, передаваемые по закрытым (защищённым) каналам и не предназначенные для посторонних.
1. Босова Л. Л. Информатика: 7 класс. // Босова Л. Л., Босова А. Ю. – М.: БИНОМ, 2017. – 226 с.
1. Босова Л. Л. Информатика: 7–9 классы. Методическое пособие. // Босова Л. Л., Босова А. Ю., Анатольев А. В., Аквилянов Н.А. – М.: БИНОМ, 2019. – 512 с.
2. Босова Л. Л. Информатика. Рабочая тетрадь для 7 класса. Ч 1. // Босова Л. Л., Босова А. Ю. – М.: БИНОМ, 2019. – 160 с.
3. Босова Л. Л. Информатика. Рабочая тетрадь для 7 класса. Ч 2. // Босова Л. Л., Босова А. Ю. – М.: БИНОМ, 2019. – 160 с.
4. Гейн А. Г. Информатика: 7 класс. // Гейн А. Г., Юнерман Н. А., Гейн А.А. – М.: Просвещение, 2012. – 198 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
На прошлом уроке мы выяснили, что информатика – это наука, изучающая законы и методы работы с информацией. А что же такое информация? Это и предстоит выяснить сегодня на уроке.
Источниками информации для нас являются: радио, телевидение, другие люди, книги.
Информация для человека – это содержание получаемых им сообщений, расширяющее знания человека об окружающем мире и протекающих в нём процессах.
Каждый материальный объект, с которым происходят изменения, становится источником информации или об окружающей среде, либо о происходящих в этом объекте процессах.
Информация доставляется к нам с помощью сигналов различного типа. Они могут быть: световые, тепловые, звуковые, механические, электрические и другие.
Например, пылающий костёр одновременно может нести как световой, так и тепловой сигнал.
Непрерывный сигнал принимает бесконечное множество значений из некоторого диапазона. Между значениями, которые он принимает, нет разрывов.
Например: игра на скрипке.
Схематично непрерывный сигнал можно представить в виде непрерывной кривой линии:
Сигнал называется дискретным, если его параметр может принимать конечное число значений в пределах некоторого интервала.
Например: текст книги, время на часах.
Информация поступает к человеку в виде сигналов внешнего мира. Но, прежде, чем попасть в мозг для анализа и осмысления, эти сигналы воспринимаются нашими органами чувств. В соответствии со способом восприятия различают следующие виды информации:
По форме представления:
Чтобы комфортно жить в современном, быстро меняющемся мире и принимать правильные решения, человеку нужна информация, которой присущи определённые свойства:
например, заявление: «Гора низкая» необъективно;
например, достоверно известно, что Земля вращается вокруг Солнца;
например: Сумма углов треугольника равна 180 градусов, но только для прямоугольной системы координат на плоскости;
например, оповещение на мобильный телефон: «Деньги на вашем счету заканчиваются» – актуальна, если прочитана вовремя;
например, голосовое объявление на вокзале: «Отправление поезда через 5 минут».
Рассмотрим задание, в котором требуется из двух выражений выбрать то, которое соответствует выделенному свойству:
Необъективная: вода горячая; температура воды +70 0 С
Пояснение: необъективным является выражение «вода горячая», т.к. зависит от мнения человека: одному человеку вода покажется горячей, другому эта же вода покажется просто тёплой.
Неполная: концерт состоится вечером; концерт состоится в 18.00 на стадионе нашего города.
Пояснение: информация «концерт состоится вечером» является неполной, во избежание ошибки, требуется пояснение, где и в какое время состоится концерт.
Актуальная: завтра у вас состоится контрольная работа; в 1840 году на счёте прадедушки моего знакомого было 64 лиры.
Пояснение: информация «завтра у вас состоится контрольная работа» актуальна, а информация «в 1840 году на счёте прадедушки моего знакомого было 64 лиры» неактуальна и содержит устаревшие сведения.
Достоверность: люди бессмертны; день сменяет ночь.
Пояснение: информация «день сменяет ночь» соответствует современным научным представлениям и является достоверной, а вот научных доказательств бессмертия людей нет.
Понятность: курс доллара 67 рублей 56 копеек; ドル67.56ルーブル
Пояснение: первая информация «Курс доллара 67 рублей 56 копеек» записана на понятном для нас русском языке, в отличие от иероглифов второго предложения.
На уроке мы изучили основные свойства информации и виды информации по способу восприятия.
Разбор заданий тренировочного модуля.
Определите, о каком виде информации идёт речь в следующих отрывках.
Ёжик любил рисовать цветы. Он показал ей свои рисунки, это было нечто! Цветы Ёжика были настолько диковинные и фантастические, иногда даже совсем нереальные, но всё же это были цветы.
Пояснение: информация получена в результате просмотра рисунков, с помощью органов зрения – визуальная.
И вот однажды вечером, когда Анюта играла во дворе со своей подругой Ритой, они услышали чей-то тоненький голосок:
– Наверное, это котёнок! – сразу догадались девочки.
Пояснение: информация получена с помощью органов слуха и называется аудиальной.
Помню… тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок, запах мёда и осенней свежести.
Пояснение: информация о запахах получена с помощью органов обоняния и называется обонятельной.
1.1.3. Свойства информации
Информация является предметом интеллектуальной деятельности человека и продуктом этой деятельнрсти. Учёба в школе — это специально организованный процесс передачи важнейшей информации (знаний) от предшествующих поколений подрастающему поколению.
Информация нужна человеку для того, чтобы ориентироваться в окружающей обстановке и принимать правильные решения. Но любая ли информация помогает нам в этом? Принятию правильного решения способствует владение объективной, достоверной, полной, актуальной, полезной и понятной информацией. Объективность, достоверность, полноту, актуальность, полезность и понятность называют свойствами информации. Рассмотрим их подробнее.
Информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мнения, суждения. Объективную информацию можно получить с помощью измерительных приборов. Но, отражаясь в сознании конкретного человека, информация перестаёт быть объективной, становится субъективной, так как преобразовывается (в большей или меньшей степени) в зависимости от опыта, знаний, пристрастий конкретного человека (субъекта).
Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Достоверная информация помогает нам принять правильное решение. Недостоверной информация может быть: в случае преднамеренного искажёния; в результате воздействия помех («испорченный телефон»); при приуменьшении или преувеличении значения реального факта (слухи и «рыбацкие истории», реклама и др.).
Информация полна, если её достаточно для понимания ситуации и принятия решения. Неполная информация может привести к ошибочному выводу или решению.
Информация актуальна, если она важна, существенна для настоящего времени. Только своевременно полученная информация может принести необходимую пользу. Информация неактуальна, если она является устаревшей или преждевременной.
Полезность информации оценивается по тем задачам, которые можно решить с её помощью. Оценка полезности информации всегда субъективна. То, что полезно для одного человека, может быть совершенно бесполезно для другого. Какие-либо сведения, например исторические, могут десятилетиями считаться ненужными, но в какой-то момент их полезность может резко возрасти.
Информация понятна, если она выражена на языке, доступном для получателя. Так, вы не сможете воспользоваться самой актуальной и достоверной информацией, если она будет выражена на незнакомом вам языке, т. е. вам непонятна.
7 класс Урок № 2 Информация, её свойства и классификация
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Информация, её свойства и классификация
Перечень рассматриваемых вопросов:
Полезность информации определяется субъектом, получившим информацию в зависимости от объёма возможностей её использования.
Ценность информации – свойство, определяемое её пригодностью к практическому использованию в различных областях целенаправленной деятельности.
Специальная информация – сведения, которые могут быть непонятны основной массе людей, но необходимы и понятны узкой социальной группе специалистов, которые эту информацию используют.
Массовая информация – сведения, понятные большей части населения.
Личная информация – сведения о каком-либо человеке, определяющие социальное положение и типы социальных взаимодействий.
Секретная информация – сведения для узкого круга, передаваемые по закрытым (защищённым) каналам и не предназначенные для посторонних.
1. Босова Л. Л. Информатика: 7 класс. // Босова Л. Л., Босова А. Ю. – М.: БИНОМ, 2017. – 226 с.
1. Босова Л. Л. Информатика: 7–9 классы. Методическое пособие. // Босова Л. Л., Босова А. Ю., Анатольев А. В., Аквилянов Н.А. – М.: БИНОМ, 2019. – 512 с.
2. Босова Л. Л. Информатика. Рабочая тетрадь для 7 класса. Ч 1. // Босова Л. Л., Босова А. Ю. – М.: БИНОМ, 2019. – 160 с.
3. Босова Л. Л. Информатика. Рабочая тетрадь для 7 класса. Ч 2. // Босова Л. Л., Босова А. Ю. – М.: БИНОМ, 2019. – 160 с.
4. Гейн А. Г. Информатика: 7 класс. // Гейн А. Г., Юнерман Н. А., Гейн А.А. – М.: Просвещение, 2012. – 198 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
На прошлом уроке мы выяснили, что информатика – это наука, изучающая законы и методы работы с информацией. А что же такое информация? Это и предстоит выяснить сегодня на уроке.
Источниками информации для нас являются: радио, телевидение, другие люди, книги.
Информация для человека – это содержание получаемых им сообщений, расширяющее знания человека об окружающем мире и протекающих в нём процессах.
Информация доставляется к нам с помощью сигналов различного типа. Они могут быть: световые, тепловые, звуковые, механические, электрические и другие.
Непрерывный сигнал принимает бесконечное множество значений из некоторого диапазона. Между значениями, которые он принимает, нет разрывов.
Например: игра на скрипке.
Схематично непрерывный сигнал можно представить в виде непрерывной кривой линии:
Сигнал называется дискретным, если его параметр может принимать конечное число значений в пределах некоторого интервала.
Например: текст книги, время на часах.
Информация поступает к человеку в виде сигналов внешнего мира. Но, прежде, чем попасть в мозг для анализа и осмысления, эти сигналы воспринимаются нашими органами чувств. В соответствии со способом восприятия различают следующие виды информации:
По форме представления :
Чтобы комфортно жить в современном, быстро меняющемся мире и принимать правильные решения, человеку нужна информация, которой присущи определённые свойства:
например, заявление: «Гора низкая» необъективно;
например, достоверно известно, что Земля вращается вокруг Солнца;
например: Сумма углов треугольника равна 180 градусов, но только для прямоугольной системы координат на плоскости;
например, оповещение на мобильный телефон: «Деньги на вашем счету заканчиваются» – актуальна, если прочитана вовремя;
например, голосовое объявление на вокзале: «Отправление поезда через 5 минут».
Рассмотрим задание, в котором требуется из двух выражений выбрать то, которое соответствует выделенному свойству:
Необъективная : вода горячая; температура воды +70 0 С
Пояснение: необъективным является выражение «вода горячая», т.к. зависит от мнения человека: одному человеку вода покажется горячей, другому эта же вода покажется просто тёплой.
Неполная: концерт состоится вечером; концерт состоится в 18.00 на стадионе нашего города.
Пояснение: информация «концерт состоится вечером» является неполной, во избежание ошибки, требуется пояснение, где и в какое время состоится концерт.
Актуальная: завтра у вас состоится контрольная работа; в 1840 году на счёте прадедушки моего знакомого было 64 лиры.
Пояснение: информация «завтра у вас состоится контрольная работа» актуальна, а информация «в 1840 году на счёте прадедушки моего знакомого было 64 лиры» неактуальна и содержит устаревшие сведения.
Достоверность : люди бессмертны; день сменяет ночь.
Пояснение: информация «день сменяет ночь» соответствует современным научным представлениям и является достоверной, а вот научных доказательств бессмертия людей нет.
Понятность: курс доллара 67 рублей 56 копеек; ドル 67.56 ルーブル
Пояснение: первая информация «Курс доллара 67 рублей 56 копеек» записана на понятном для нас русском языке, в отличие от иероглифов второго предложения.
На уроке мы изучили основные свойства информации и виды информации по способу восприятия.
Разбор заданий тренировочного модуля.
Определите, о каком виде информации идёт речь в следующих отрывках.
Ёжик любил рисовать цветы. Он показал ей свои рисунки, это было нечто! Цветы Ёжика были настолько диковинные и фантастические, иногда даже совсем нереальные, но всё же это были цветы.
Пояснение: информация получена в результате просмотра рисунков, с помощью органов зрения – визуальная.
И вот однажды вечером, когда Анюта играла во дворе со своей подругой Ритой, они услышали чей-то тоненький голосок:
– Наверное, это котёнок! – сразу догадались девочки.
Пояснение: информация получена с помощью органов слуха и называется аудиальной.
Помню… тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок, запах мёда и осенней свежести.
Пояснение: информация о запахах получена с помощью органов обоняния и называется обонятельной.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Разработка урока по информатике в 7 классе на тему «Информация. Понятие информации» (ФГОС).
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ Презентация к уроку.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
ИНФОРМАЦИЯ И ЕЁ СВОЙСТВА «Это только кажется, что самое важное в экономике — товары, услуги и деньги. Самое важное — это информация. Именно она стоит очень дорого…» Константин Сонин, экономист
Информация содержится в показаниях часов и других приборов в звуках и видах природы в текстах книг в речи людей
Каждый материальный объект, с которым происходят изменения, становится источником информации. Эту информацию мы получаем в виде сигналов. Различают сигналы световые звуковые тепловые механические электрические
Непрерывный сигнал принимает бесконечное множество значений из некоторого диапазона. Между значениями, которые он принимает, нет разрывов. Дискретный сигнал принимает конечное число значений. Все значения дискретного сигнала можно пронумеровать целыми числами. Речь человека
По способу восприятия человеком информация может быть разделена на следующие виды: тактильная аудиальная обонятельная вкусовая визуальная Виды информации
Главные действия с информацией – получение, хранение, передача и обработка.
Свойства информации Актуальность Полнота Полезность Понятность Достоверность Объективность
Что такое информация для человека? Перечислите источники, из которых вы получаете информацию. Приведите примеры непрерывных и дискретных сигналов. Перечислите основные виды информации по способу её восприятия человеком. Выберите правильный ответ. a) Если вы собираетесь провести выходной день на природе, то своевременной информацией для вас будет: 1) сведения о погоде в такой же день прошлого года; 2) прогноз погоды на выходной день Выберите правильный ответ. б) Волга впадает в Каспийское море — это: 1) достоверная информация; 2) недостоверная информация. Выберите правильный ответ. в) Слухи, вымыслы, непроверенные гипотезы — это: 1) достоверная информация; 2) недостоверная информация. Выберите правильный ответ. г) Информация о том, как с помощью подручных средств добыть огонь, будет для вас наиболее полезной: 1) если вы попадёте на необитаемый остров; 2) в нашей повседневной жизни. Выберите правильный ответ. д) О правилах дорожного движения каждый водитель автомобиля: 1) должен обладать полной информацией; 2) может иметь неполную информацию. Выберите правильный ответ. е) Об устройстве двигателя каждый водитель автомобиля: 1) должен обладать полной информацией; 2) может иметь неполную информацию. Вопросы и задания
Информация для человека — это содержание сигналов (сообщения), которые он получает из различных источников Сигналы Свойства информации Дискретные Непрерывные Визуальная Вкусовая Тактильная Аудиальная Обонятельная Объективность Полнота Понятность Актуальность Достоверность Полезность Опорный конспект Виды информации
Ключ 1 2 3 4 5 6 7 8 В Б В А А В В А
Спасибо за урок! Домашнее задание Параграф номер 1.1, вопросы и задания к параграфу.
Выбранный для просмотра документ план-конспект.docx
в 7 классе муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы № 9 станицы Советской муниципального образования Новокубанский район
на тему « Информация. Понятие информации »
Разработал: Симкин Сергей Александрович
станица Советская, 2017
Тип урока: урок освоения новых знаний.
Вид урока: комбинированный
Цели урока: изучение основных понятий информатики и введение в предмет: изучение понятия «информация», в том числе свойств информации, главных действий с информацией, классификация информации по способу восприятия, знакомство с измерением количества информации.
Предметные : представление об основных понятиях информатики (информация, свойства информации, главные действия с информацией, классификация информации по способу восприятия, знакомство с измерением количества информации);
Метапредметные: умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; определять способы действий в рамках предложенных условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной задачи;
Личностные: понимание роли информации и информационных процессов в современном мире.
Технологии системно-деятельностного подхода: технология сотрудничества, технология развития критического мышления, ИКТ-технология, здоровье сберегающая технология.
Здравствуйте (на экране 1 слайд презентации). Сегодня мы поговорим об основополагающем понятии информатики, а именно об информации, значение которой в современном мире трудно преувеличить.
Известный отечественный экономист Константин Сонин начинает свой бестселлер «Уроки экономики» следующим образом:
«Это только кажется, что самое важное в экономике — товары, услуги и деньги. Самое важное — это информация. Именно она стоит очень дорого. Как раз ради того, чтобы информации было больше, и существуют рынки, на которых продаются и покупаются товары и услуги. Недаром современную микроэкономику называют экономической теорией информации».
Действительно, информация занимает одно из центральных мест во многих научных дисциплинах.
Итак, что же такое «информация»? (2 слайд)
В обыденной жизни под информацией понимают всякого рода сообщения, сведения о чём-либо, которые получают и передают люди.
(3, 4 слайд) Информация содержится в речи людей, текстах книг, колонках цифр, в звуках и видах природы, в показаниях часов, термометров и других приборов. Каждый материальный объект, с которым происходят изменения, становится источником информации либо об окружающей среде, либо о происходящих в этом объекте процессах. Эту информацию мы получаем в виде сигналов — изменений физических величин (давления, температуры» цвета и др.). Различают световые, звуковые, тепловые, механические, электрические и другие типы сигналов.
Информация для человека — это содержание сигналов (сообщения), воспринимаемых человеком непосредственно или с помощью специальных устройств, расширяющее его знания об окружающем мире и протекающих в нём процессах.
(5слайд) Сигналы могут быть непрерывными или дискретными.
(6слайд) Непрерывный сигнал принимает бесконечное множество значений из некоторого диапазона. Между значениями, которые он принимает, нет разрывов.
Дискретный сигнал принимает конечное число значений. Все значения дискретного сигнала можно пронумеровать целыми числами.
Сравните лестницу и наклонную плоскость. В первом случае имеется строго определённое количество фиксированных высот, равное числу ступенек. Все их можно пронумеровать. Наклонная плоскость соответствует бесконечному количеству значений высоты.
В жизни человек чаще всего имеет дело с непрерывными сигналами. Примерами непрерывных сигналов могут служить речь человека, скорость автомобиля, температура в некоторой географической точке в течение определённого периода времени и многое другое. Примером устройства, подающего дискретные сигналы, является светофор. Сигнал светофора может быть красным, жёлтым или зелёным, т. е. принимать всего три значения.
Виды информации (7 слайд)
Сигналы внешнего мира поступают в мозг человека через его органы чувств для анализа и осмысления. По способу восприятия человеком информация может быть разделена на следующие виды:
визуальная (с помощью органов зрения мы воспринимаем буквы, цифры, рисунки, различаем цвет, форму, размеры и расположение предметов);
аудиальная (с помощью органов слуха воспринимается звуковая информация — речь, музыка, звуковые сигналы, шум);
обонятельная (с помощью органов обоняния люди воспринимают запахи);
вкусовая (с помощью вкусовых рецепторов языка можно получить информацию о том, каков предмет — горький, кислый, сладкий, солёный);
тактильная (органы осязания (кончики пальцев и весь кожный покров) дают человеку информацию о температуре предмета — горячий он или холодный, о качестве его поверхности — гладкий или шероховатый и т. д.).
Около 80-90% информации здоровый человек получает при помощи органов зрения (визуально), примерно 8-15% — при помощи органов слуха (аудиально) и только 1-5% — при помощи остальных органов чувств (обоняния, вкуса, осязания). А вот, например, лисы, собаки и многие другие животные основную часть информации получают с помощью носа. У них хорошо развито обоняние. Для летучих мышей главная информация — звуковая.
Действия с информацией (8 слайд)
Более двух столетий назад, в июне 1815 года, состоялось знаменитое сражение при Ватерлоо, в котором армия Наполеона оказалась разгромлена. Курьерская служба Натана Ротшильда, известного купца, ростовщика и спекулянта, доставила ему информацию о поражении Наполеона на несколько часов раньше, чем об этом событии узнали все остальные участники торгов Королевской биржи в Лондоне. Рано утром Натан Ротшильд отправился на биржу, атмосфера на которой была накалена до предела, ведь никто кроме Натана не знал исхода битвы. Когда Ротшильд начал продавать по низкой цене ценные бумаги, государственные облигации, то на бирже началась настоящая паника: игроки решили, что Наполеон выиграл битву, и стали распродавать английские облигации и другие ценные бумаги, которые были куплены Натаном за бесценок через подставных лиц.
Это замечательный пример передачи и обработки информации, который ещё раз подтверждает фразу премьер-министра Великобритании Бенджамина Дизраэли: «В жизни, как правило, преуспевает больше других тот, кто располагает лучшей информацией».
Главные действия с информацией – получение, хранение, передача и обработка.
Свойства информации (9 слайд)
Для принятия решений человеку необходима информация, удовлетворяющая некоторым требованиям, некоторым свойствам, с которыми мы сейчас познакомимся.
Во-первых, информация должна быть понятна. Если наш урок будет вести преподаватель из Китая на их официальном языке, который носит название «путунхуа», то мы вряд ли что-нибудь поймём только потому, что не владеем этим языком.
Во-вторых, информация должна быть достоверна. Достоверная информация – это правдивая информация, и наоборот: недостоверная информация – это ложная информация.
В-третьих, информация должна быть полна. Полная информация – это информация, достаточная для верного решения какой-либо задачи.
В-четвёртых, информация должна быть актуальна, что означает её существенность для настоящего. Газета, купленная сегодня, актуальна. Журнал или телепередача 95-го года неактуальны.
В-пятых, информация может быть объективной или субъективной. Объективная информация не зависит от чьего-либо мнения, в то время как субъективная – зависит.
Наконец, информация может быть полезной, бесполезной или даже вредной, что хорошо выражает известная русская поговорка «что русскому хорошо, то немцу смерть».
Самое главное (10 слайд)
Информация для человека — это содержание сигналов (сообщения), которые он получает из различных источников.
Сигналы могут быть:
дискретными – они принимают конечное число значений, которые можно пронумеровать.
По способу восприятия человеком выделяют визуальную, аудиальную, обонятельную, вкусовую, тактильную информацию .
Мы хорошо поработали, наши глаза и тело устали, встаньте из-за своих столов.
Физкульминутка (11 слайд)
Комплекс упражнений, выполняем 3 раза
Спасибо, садитесь! Продолжим наш урок.
Вопросы и задания (12 слайд, учащиеся отвечают на вопросы, закрепление материала)
Что такое информация для человека? Перечислите источники, из которых вы получаете информацию.
Приведите примеры непрерывных и дискретных сигналов.
Перечислите основные виды информации по способу её восприятия человеком.
С помощью органов чувств человек непрерывно получает информацию. В чём особенность учёбы в школе с точки зрения получения информации?
Перечислите известные вам свойства информации.
Выберите правильный ответ:
а) Если вы собираетесь провести выходной день на природе, то что будет своевременной информацией для вас:
сведения о погоде в такой же день прошлого года;
прогноз погоды на выходной день?
б) Волга впадает в Каспийское море — это:
в) Информация о том, как с помощью подручных средств добыть огонь, будет для вас наиболее полезной:
если вы попадёте на необитаемый остров;
в нашей повседневной жизни.
г) О правилах дорожного движения каждый водитель автомобиля:
должен обладать полной информацией;
может иметь неполную информацию.
д) Об устройстве двигателя каждый водитель автомобиля:
должен обладать полной информацией;
может иметь неполную информацию.
первоклассник, семиклассник и ученик 11 класса получат разную информацию из вашего учебника информатики;
каждый из семиклассников, работая с одним и тем же учебником, получает разное количество информации.
Как вы можете это объяснить?
Продумайте, какими графическими образами можно проиллюстрировать:
виды информации по способу её восприятия человеком;
Опорный конспект (13 слайд)
Обратите внимание на основные понятия, рассмотренные на нашем уроке. Этот опорный конспект поможет вам выполнить небольшой тест по теме нашего урока (раздаются карточки с тестом).
А сейчас мы поработаем самостоятельно и проверим, как мы усвоили новую тему. А если вопрос вызвал у вас затруднение, вы можете обратиться к тексту изучаемой темы в учебнике.
Тест для проверки усвоенных знаний
1) Какое действие не относится (по мнению информатиков) к главным действиям с информацией?
А. Получение
Б. Обработка
В. Удаление
Г. Хранение
2) Какой из вкусов на самом деле вызван тактильными ощущениями?
А. Умами
Б. Кислый
В. Солёный
Г. Острый
3) Как нельзя перевести латинское слово «informatio»?
А. Осведомление
Б. Разъяснение
В. Получение
Г. Изложение
4) Представьте себе, что вы услышали звонок на урок. К какому типу по способу восприятия относится данная информация?
А. Аудиальная
Б. Визуальная
В. Тактильная
Г. Вкусовая
5) Какое базовое действие с информацией лучше всего демонстрирует рассмотренный известный пример биржевых спекуляций после битвы при Ватерлоо?
А. Передача
Б. Обработка
В. Хранение
Г. Получение
6) Кому принадлежит следующая фраза «В жизни, как правило, преуспевает больше других тот, кто располагает лучшей информацией»?
А. Норберту Винеру
Б. Клоду Шеннону
В. Бенджамину Дизраэли
Г. Константину Сонину
7) Ваш сосед по парте поделился с вами своим собственным мнением о прочитанной статье. Какое свойство информации наилучшим образом описывает данный процесс?
А. Актуальность
Б. Полнота
В. Субъективность
Г. Полезность
8) Какой из органов чувств даёт людям наибольшее количество информации?
А. Зрение
Б. Слух
В. Осязание
Г. Вкус
Ключ к тесту: