Что такое поперечный срез
Поперечный срез
Смотреть что такое «Поперечный срез» в других словарях:
поперечный срез — Станок, используемый для резки листового металла или пластин, состоящий из фиксированного режущего ножа (обычно устанавливаемый на задней стороне станины) и другого режущего ножа, установленного на передней части шатуна двигающегося возвратно… … Справочник технического переводчика
ПОПЕРЕЧНЫЙ СРЕЗ — См. срез (2) … Толковый словарь по психологии
СРЕЗ — 1. Обычно – подразделение или процедура подразделения. 2. Более специальное значение – слой ткани или разрез или разделение ткани по слоям. Имеются различные типы срезов, обычно делаемых в физиологической работе, (а) Поперечные срезы – разрезы… … Толковый словарь по психологии
ПОПЕРЕЧНЫЙ РАЗРЕЗ — Разрез, сделанный поперек продольной оси ткани или нервного волокна; поперечный срез … Толковый словарь по психологии
Поперечный синус — Вены головного мозга Срез черепа, демонстрирующий синусы твёрдой мозговой оболочки Синусы твёрдой мозговой оболочки (венозные синусы, синусы головного мозга) венозные коллекторы, расположенные между листками твёрдой мозговой оболочки. Получают… … Википедия
Секция, Срез (Section) — 1. В хирургии разрез, рассечение или разделение тканей. Например, чревосечение (abdominal section) выполняется для хирургического исследования содержимого брюшной полости (см. Лапаротомця). Поперечный разрез (transverse section) представляет… … Медицинские термины
СЕКЦИЯ, СРЕЗ — (section) 1. В хирургии разрез, рассечение или разделение тканей. Например, чревосечение (abdominal section) выполняется для хирургического исследования содержимого брюшной полости (см. Лапаротомця). Поперечный разрез (transverse section)… … Толковый словарь по медицине
Аксонема — Поперечный срез через реснички, на котором хорошо заметна структура «9+2» … Википедия
Заболонь — Поперечный срез ствола тиса ягодного (Taxus baccata L.) Заболонь более светлая, расположена ближе к краю … Википедия
Метод поперечных срезов
Полезное
Смотреть что такое «Метод поперечных срезов» в других словарях:
Метод поперечных срезов — (cross sectional design). Метод изучения развития, при котором выборка лиц одного возраста наблюдается и сравнивается с одной или несколькими выборками других возрастных групп … Психология развития. Словарь по книге
Метод поперечных срезов — методология проведения экспериментального исследования динамики психологических, физиологических и др. характеристик людей, как правило, занимающихся одной и той же деятельностью, на основе обследования несвязанных между собой групп людей,… … Психология человека: словарь терминов
метод возрастных, или поперечных срезов — способ исследования процесса развития психики личности путем тщательного изучения человека (или группы людей) на тех или иных этапах онтогенеза … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Исследование методом поперечных срезов (cross-sectional research) — Можно проводить различия между И. м. п. с., в к рых сравниваются лица различного возраста (родившиеся в разное время), и исслед., опирающимися на др. методы орг ции выборочного исследования. Традиционно поперечный метод сбора данных часто наз.… … Психологическая энциклопедия
метод срезов — (метод поперечных срезов) относится к методам организационным. Исследование организуется как работа с людьми разных возрастных групп как бы с выполнением срезов на различных возрастных уровнях. При достаточном количестве представителей каждой… … Большая психологическая энциклопедия
СРЕЗОВ СТРАТЕГИЯ — (англ. cross sectional method, cross sectional design) изучение развития к. л. психических функций (свойств, процессов, способностей) путем сравнительного исследования групп испытуемых (выборок), отличающихся только по показателю возраста. (К… … Большая психологическая энциклопедия
Когортно-последовательный (комбинированный) метод — (sequential cohort design). Объединение метода поперечных срезов и лонгитюдного метода в один комбинированный, при котором люди, принадлежащие к нескольким возрастным когортам, наблюдаются периодически на протяжении длительного периода … Психология развития. Словарь по книге
Возрастная психология — отрасль психологии, изучающая развитие психики человека и её особенности на различных возрастных ступенях. В качестве особой отрасли психологической науки В. п. начала складываться с середины 20 в., включив в себя детскую психологию (См.… … Большая советская энциклопедия
Нормы развития — Средние или типичные навыки и виды поведения, характерные для ребенка данного возраста. Нормы развития устанавливаются на основе изучения большого количества детей разного возраста (см. Метод поперечных срезов). Психология. А Я. Словарь… … Большая психологическая энциклопедия
лонгитюдное исследование — (<<>>от англ. longitude долгота) длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее определять диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости фаз жизненного цикла человека. Первоначально Л. и. (как метод «продольных… … Большая психологическая энциклопедия
ПОПЕРЕЧНЫЙ СРЕЗ
Смотреть что такое «ПОПЕРЕЧНЫЙ СРЕЗ» в других словарях:
поперечный срез — Станок, используемый для резки листового металла или пластин, состоящий из фиксированного режущего ножа (обычно устанавливаемый на задней стороне станины) и другого режущего ножа, установленного на передней части шатуна двигающегося возвратно… … Справочник технического переводчика
Поперечный срез — Squaring shear Поперечный срез. Станок, используемый для резки листового металла или пластин, состоящий из фиксированного режущего ножа (обычно устанавливаемый на задней стороне станины) и другого режущего ножа, установленного на передней части… … Словарь металлургических терминов
СРЕЗ — 1. Обычно – подразделение или процедура подразделения. 2. Более специальное значение – слой ткани или разрез или разделение ткани по слоям. Имеются различные типы срезов, обычно делаемых в физиологической работе, (а) Поперечные срезы – разрезы… … Толковый словарь по психологии
ПОПЕРЕЧНЫЙ РАЗРЕЗ — Разрез, сделанный поперек продольной оси ткани или нервного волокна; поперечный срез … Толковый словарь по психологии
Поперечный синус — Вены головного мозга Срез черепа, демонстрирующий синусы твёрдой мозговой оболочки Синусы твёрдой мозговой оболочки (венозные синусы, синусы головного мозга) венозные коллекторы, расположенные между листками твёрдой мозговой оболочки. Получают… … Википедия
Секция, Срез (Section) — 1. В хирургии разрез, рассечение или разделение тканей. Например, чревосечение (abdominal section) выполняется для хирургического исследования содержимого брюшной полости (см. Лапаротомця). Поперечный разрез (transverse section) представляет… … Медицинские термины
СЕКЦИЯ, СРЕЗ — (section) 1. В хирургии разрез, рассечение или разделение тканей. Например, чревосечение (abdominal section) выполняется для хирургического исследования содержимого брюшной полости (см. Лапаротомця). Поперечный разрез (transverse section)… … Толковый словарь по медицине
Аксонема — Поперечный срез через реснички, на котором хорошо заметна структура «9+2» … Википедия
Заболонь — Поперечный срез ствола тиса ягодного (Taxus baccata L.) Заболонь более светлая, расположена ближе к краю … Википедия
Глава 3
Метод поперечных срезов
Метод поперечных срезов предполагает тестирование разных людей разного возраста. По этой причине этим методом нельзя измерить непосредственно возрастные изменения, невозможно с его помощью и ответить на вопрос об индивидуальной стабильности во времени. Как мы видели, эти ограничения являются одним из оснований для использования лонгитюдного плана.
Но есть и другие недостатки. В связи с изучением разных выборок и разных возрастных групп возникает вероятность систематической ошибки при отборе. Возможно, сравниваемые группы различаются не только по изучаемой независимой переменной (в данном случае по возрасту), но и по другим параметрам, и именно эти последние различия обусловливают различия в значении зависимой переменной. Мы уже касались этого вопроса в главе 2, рассматривая особенности возраста как независимой переменной. Как отмечалось, цель состоит не в исключении всех межгрупповых различий, за исключением возрастных, а только тех, которые не имеют естественной связи с возрастом. Отмечалось также, что в большинстве случаев ответ на вопрос, какие параметры следует уравнивать, довольно очевиден — например, пол, расу, социальный класс, IQ. Однако теперь следует добавить, что на практике добиться желаемого соответствия не всегда просто. Обычно исследователи в области психологии развития отбирают испытуемых разных возрастов, используя разнообразные источники; новорожденных — из роддомов; младенцев — из семей, откликнувшихся на просьбу принять участие в исследовании; дошкольников — из детских садов; детей 5-11 лет — из начальной школы; подростков — из школ и колледжей. Эти различия в обстановке могут создавать различия и между популяциями. Поэтому, хотя исследователь может осознавать значение приведения в соответствие ряда параметров, сформировать действительно равноценные группы может оказаться довольно трудно.
Систематическая ошибка может также принимать форму избирательного отсева. Изначальная эквивалентность групп может растаять на глазах, если часть испытуемых откажется от продолжения обследования до его завершения. Проблема не только в том, что в одной возрастной группе оказывается больше выпадений, чем в другой. Суть проблемы та же, что и в лонгитюдном исследовании: те, кто выбывает, нередко отличаются от тех, кто остается. Поэтому валидности угрожает именно «избирательность» избирательных выпадений.
Нетрудно представить себе ситуацию, когда избирательное выпадение может исказить результаты сравнения возрастных групп. Предположим, что мы изучаем дошкольников и делим нашу выборку на младших (2,5-4 года) и старших (4-5,5 лет) детей, получая при этом две группы для сравнения. Процедура тестирования довольно утомительна, она требует от ребенка осмысления ряда инструкций и ответов на вопросы в течение весьма длительного периода времени. Не все дошкольники к этому готовы, и некоторые поэтому выбывают из исследования. Наибольшие шансы па выбывание у детей младшей группы. Наибольшие шансы на выбывание также у тех, кто обладает наименьшей компетентностью среди всех испытуемых из выборки. В таком случае мы останемся с двумя неравноценными группами: достаточно репрезентативной выборкой старших детей и явно нерепрезентативной по параметру уровня способностей выборкой младших детей. Очевидно, что любое такое выпадение снизило бы вероятность выявления улучшения результатов с возрастом.
Вернемся к вопросу о первичном отборе испытуемых. Я уже дважды говорил о том, что, как правило, выбор параметров для приведения в соответствие не представляет труда. Пора теперь обратиться к исключениям из этого «правила». Сомнения в том, по каким показателям следует уравнивать, чаще всего возникают в случаях, когда между группами очень большая разница в возрасте, и поэтому потенциально существует множество других различий. Поэтому эти сомнения наиболее сильны в ситуациях сравнения выборки пожилых с выборкой молодых людей. Наглядный пример — переменная образовательного уровня: сегодня процент лиц, окончивших среднюю школу, значительно выше, чем несколько десятилетий назад. Допустим, нам нужно сравнить 25-летних и 75-летних испытуемых. Если в обе возрастные группы мы отбираем по принципу случайности, молодые испытуемые в среднем окажутся образованнее пожилых. Тогда мы получим смешение возраста и уровня образования. Если мы включим в выборку пожилых людей только тех, у кого выше образовательный уровень, то получим равноценные выборки по параметру уровня образования, но за счет нерепрезентативности и искажения выборки пожилых людей в положительную сторону. Ни то, ни другое нежелательно; вероятно, если возможно, лучшим вариантом в этом случае будет совмещение двух подходов (см. Green, 1969). Однако главное это то, что при любой попытке сравнить взрослых испытуемых разных возрастов на определенном историческом этапе неизбежно происходит смешение возраста и уровня образования.
Сказанное выше о приведении в соответствие параметров группы фактически является частным случаем особенности, характерной для всех исследований методом поперечных срезов. Ранее отмечалось, что лонгитюдный подход к изучению возрастных различий неизменно связан со Смешением возраста и времени обследования. Добавим теперь, что использование метода поперечных срезов неизбежно связано со смешением возраста и поколения, или когорты. Поскольку испытуемые входят в разные возрастные группы, они появились на свет в разное время и росли в разных условиях. Один из примеров такого межпоколенного различия — несопоставимость образовательных возможностей, которые были у сегодняшних 25-летних к сегодняшних 75-летних людей. Можно привести еще массу примеров. Сегодняшние 75-летние люди, будучи детьми и подростками, пережили Великую Депрессию, их молодость совпала со Второй мировой войной, они достаточно долго жили без телевидения и других атрибутов современной жизни и т. д. Предположим теперь, что мы обнаружили различия в значении зависимой переменной между группой 25-летних и группой 75-летних лиц. Следует нам относить это различие на счет возраста или на счет разницы между поколениями?
Так же, как и в случае причин искажения валидности, рассмотренных в этой главе, степень смешения возраста и когорты зависит от характера проводимого исследования. Оценивая вероятность эффекта поколения, важно учитывать два фактора. Первый — тип изучаемой зависимой переменной. Если нас интересуют политические взгляды или результаты выполнения тестов интеллекта, тогда эффект поколения может быть достаточно выражен; практически, этот эффект был наглядно продемонстрирован в исследовании IQ (например, Schaie, 1994). Если нас интересуют изменения в частоте сердечных сокращений или остроте зрения, тогда эффект поколения, скорее всего, будет играть незначительную роль. В целом, чем более «универсальный», более «биологический» характер носит зависимая переменная, тем меньше вероятность того, что ее величина будет разной в разных когортах. Однако помните, что почти всегда возникают споры о том, насколько «универсальна», неспецифична конкретная переменная. Возможно, к примеру, что острота зрения изменяется от поколения к поколению как функция от изменения таких факторов, как уровень искусственной освещенности, наличие или отсутствие телевидения в годы становления индивида.
Другой фактор, который следует учитывать, — разница в возрасте. Эффект поколения становится особенно серьезной проблемой в исследовании групп с большой разницей в возрасте. В действительности, впервые вопрос межпоколенных различий встал в исследовании, направленном на сравнение выборок молодых и пожилых людей, и до сих пор наиболее часто он обсуждается именно в этом контексте. С другой стороны, психологу, сравнивающему 3- и 4-летних детей, нет необходимости беспокоиться о том факте, что одни дети родились в 1990 году, а Другие — в 1991. В границах детского возраста испытуемых обычно рассматривают как представителей одной когорты. Однако и здесь могут возникнуть сомнения. Что если сравнить когорту, выросшую без «Улицы Сезам», с когортой, выросшей с «Улицей Сезам»? Что если сравнить 11-летних детей, которые в начальной школе обучались по новому методу, с 7-летними, которых стали обучать по старой схеме? Мы живем во времена стремительных изменений в культуре и образовании, и эти изменения могут отражаться на результатах сравнения, по крайней мере, некоторых возрастных групп детей.
Последняя проблема, о которой стоит упомянуть, — это проблема эквивалентности измерений. Для сравнения уровня выраженности определенного поведения или определенной способности у разных возрастных групп необходима процедура точной оценки этой формы поведения или способности для каждой изучаемой группы. Однако зачастую тест, подходящий для одного возраста, не подходит для другого. Например, тест способности к классификации может быть точным индикатором уровня развития этих навыков у 7-летних детей, однако, с точки зрения речевых навыков, слишком сложным для многих 4-леток. Тогда в разных возрастных группах он будет измерять разные навыки: навыки классификации у 7-летних детей и объем словарного запаса у 4-летних. Заметьте, что тест все еще вскрывал бы истинные недовольно значимые возрастные различия: 7-летние дети по этому показателю действительно превосходят 4-летних, однако основанием для различий служит не то, что стремился оценить исследователь.
Проблема эквивалентности измерения выходит за рамки метода поперечных срезов. Она встает всякий раз при сравнении разных возрастных групп, поэтому равно актуальна и для лонгитюдного исследования. Однако форма, которую она принимает в лонгитюдном исследовании, несколько иная. Возьмем, к примеру, лонгитюдное изучение агрессии (например, Cairns, Neckerman, Ferguson & Gariepy, 1989). Исследователя, изучающего агрессию у детей сначала 4-летнего, а затем 12-летнего возраста, вряд ли будет интересовать сравнение выраженности агрессии у этих возрастных групп. Если бы в центре внимания находился уровень агрессии, тогда возникли бы серьезные осложнения, обусловленные тем, что формы, которые принимает агрессия, и обстоятельства, провоцирующие ее в 12-летнем возрасте, не те же, что в 4-летнем. Лонгитюдное изучение детей означает, что в центре внимания скорее всего будет находиться стабильность индивидуальных различий по параметру агрессии в процессе развития детей. Иными словами, вопрос состоит в следующем: остаются ли более (менее) агрессивными в 12-летнем возрасте дети, которые были более (менее) агрессивными в 4-летнем возрасте? Ребенок может быть крайне агрессивен и в 4 года, и в 12 лет, хотя частота и формы проявления агрессии изменяются. Этот акцент на относительном положении в группе, а не на абсолютном показателе, частично разрешает проблему эквивалентности измерения. Однако следует помнить, что в обеих возрастных группах необходимо использовать валидные методики измерения.
Побег
Побег
У однодольных растений на начальных этапах развития побега формируется первичная структура стебля, сохраняющаяся в течение всей жизни. У многолетних двудольных растений и голосеменных эта структура претерпевает ряд изменений, так что постепенно из первичной структуры стебля формируется вторичная.
Срез стебля
Стебли различных растений имеют разную анатомическую организацию, но строение стебля семенных растений необходимо запомнить. Оно приведено ниже.
Характер ветвления побега
Способ расположения побега в пространстве
Как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Видоизменения побегов
Длительная эволюция привела к появлению уникальных механизмов адаптации растений к условиям среды, в частности к развитию видоизмененных побегов. Видоизмененные побег необходим растению для выполнения важных функций, таких как: вегетативное размножение, накопление питательных веществ, защита, прикрепление к субстрату.
Видоизмненные побеги бывают двух типов: надземные и подземные. Важно понимать, что где бы побег не находился, он будет удовлетворять формуле приведенной выше: побег = стебель + листья + почки. Не забывайте ее, она крайне вам пригодится!
Давайте перейдем к классификации видоизменений побегов.
Корневища подразделяются на длинные и короткие. К длиннокорневищным растениям относятся: пырей ползучий, ландыш майский, мать-и-мачеха, горошек мышиный.
Видоизмененные листья в луковице представлены двумя типами: сухие чешуевидные листья выполняют защитную функцию, покрывая луковицу снаружи, и сочные чешуевидные листья, расположенные внутри луковицы, накапливают запасные питательные вещества и воду. Имеется у лука репчатого, чеснока, тюльпана, подснежника, нарцисса.
С нижней стороны отходят придаточные корни, сверху расположены 1 или 2 точки роста. Внешне клубнелуковицу покрывают сухие чешуевидные листья, внешне она напоминает луковицу. Имеется у гладиолуса, шафрана, безвременника.
Хорошо выражена запасающая функция стебля, имеются чешуевидные листья и почки в пазухах листьев, у картофеля почки называют «глазки». Столоны (подземные корневища) картофеля образуют новые клубни, за счет разрастающейся верхушечной почки.
© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021
Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.