Что такое попустительский стиль воспитания
Информация для родителей обучающихся
О стилях семейного воспитания
Отношения в семье можно представить в виде формулы:
СИСТЕМА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ = (родители + родители) + (родители + дети) + (дети + дети).
Семейные отношения принято называть стилем семейного воспитания. От стиля семейного воспитания в значительной степени зависит психическое и даже общее развитие ребенка.
(в терминологии других авторов — «автократический», «диктат», «доминирование») — все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету.
Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность.
Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Если по отношению к старшим подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти.
При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.
Пример ситуации. Слишком много строгости: «Ты должен делать то, что я тебе сказала, потому что я в доме главная»
Мнение родителей : Дети должны слушаться взрослых беспрекословно – это самый важный в воспитании принцип. Неважно, сколько ребенку – 6 или 16 лет. Детям нельзя давать поблажек, иначе они окончательно сядут нам на шею.
Совет родителям : Дети обязательно должны понимать, почему и зачем они что-то делают. Слишком строгое воспитание, основанное на принципах, которые не всегда понятны ребенку, напоминает дрессировку. Ребенок может беспрекословно исполнять все, когда вы рядом, и «плевать» на все запреты, когда вас рядом нет. Убеждение лучше строгости.
Можно сказать: «Ты сейчас делаешь так, как я говорю, а вечером мы спокойно все обсудим – почему и зачем».
(в терминологии других авторов — «авторитетный», «сотрудничество») — родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями.
Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.
Ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми.
Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность.
Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.
Пример ситуации. Безразличие: «Делай что хочешь, мне все равно»
Мнение родителей : Зачем напрягаться? Спорить, искать аргументы, доказывать что-то ребенку, нервничать? Ребенок сам должен научиться решать свои проблемы. И вообще ребенка надо готовить к взрослой жизни, пусть он скорее станет взрослым.
Совет родителям : Никогда не надо показывать ребенку, что вам все равно, чем он занимается. Он, почувствовав ваше безразличие, немедленно начнет проверять, насколько оно «настоящее». Проверка будет заключаться в совершении поступков изначально плохих. Ребенок ждет, последует ли за проступок критика или нет. Поэтому лучше вместо показного безразличия постараться наладить с ребенком дружеские отношения, даже если его поведение вас совершенно не устраивает.
Можно сказать, например, так: «Знаешь, в этом вопросе я с тобой совершенно не согласен. Но я хочу помочь тебе, потому что люблю тебя. В любой момент, когда тебе это понадобится, ты можешь спросить у меня совета».
(непоследовательное руководство) — это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.
При таком стиле воспитания фрустрируется одна из важных базовых потребностей личности — потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках. Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию.
При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответственности, отмечаются незрелость суждений, заниженная самооценка.
Пример ситуации. Ваше настроение: «Может или нет. Это зависит от настроения»
Мнение родителей : Неприятности на работе, плохие отношения в семье, как часто взрослые «выпускают пар» на ребенка. Многие уверены, что в этом нет ничего страшного. Достаточно потом пригласить малыша и купить давно обещанную игрушку, и все будет в порядке.
Совет родителям : Родители должны показывать ребенку, что их радует его хорошие поступки, и расстраивают плохие. Это создает у детей сознание непоколебимости ценностей. Когда взрослые в угоду своему эгоизму и настроению сегодня разрешают что-то, а завтра это же запрещают, ребенок может понять только одно: все равно, что я делаю, главное, какое у родителей настроение. Однако если вы чувствуете, что себя не переделать, лучше заранее договориться с ребенком:
«Итак, когда у меня хорошее настроение, тебе не будет позволено делать все, что ты захочешь. А если плохое – постарайся быть ко мне снисходительным».
Мнение родителей : Многие взрослые очень загружены на работе, но каждую свободную минутку стараются проводить с детьми: они отводят их в сад, готовят для них, стирают, покупают все, что им нужно. Дети должны сами понимать, что у родителей просто нет времени поиграть и почитать с ними.
Совет родителям : Взрослые часто забывают простую истину – если уж родили ребенка, надо и время для него найти. Ребенок, который все время слышит, что у взрослых нет на него времени, будет искать среди чужих людей родственные души. Даже если ваш день расписан по минутам, найдите вечером полчаса (в этом вопросе качество важнее количества) поговорите с ним, расскажите сказку или почитайте книжку. Ребенку это необходимо.
(гиперопека, концентрация внимания на ребенке) — стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением подростка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти.
Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у подростка, с другой — к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.
Пример ситуации. Больше денег – лучше воспитание
Мнение родителей : Мы слишком стеснены в средствах, поэтому не можем себе позволить даже побаловать ребенка, постоянно приходится ему во всем отказывать, он донашивает старые вещи и т.п. Будь у нас больше денег, мы были бы лучшими родителями.
Совет родителям : Любовь не купить за деньги. Часто бывает, что в семьях с невысоким достатком взрослые делают все, чтобы ребенок ни в чем не нуждался. Но вы не должны чувствовать угрызений совести за то, что не можете исполнять все его желания. На самом деле любовь, ласка, совместные игры и проведенный вместе досуг для ребенка намного важнее содержимого вашего кошелька. Если, разобраться, совсем не деньги делают ребенка счастливым, а осознание того, что он для вас самый-самый.
Пример ситуации. Наполеоновские планы: «Мой ребенок будет учиться заграницей, в самом лучшем учебном заведении»
Мнение родителей : Многие взрослые мечтали в детстве заниматься чем-то, но у них не было возможности. И теперь главная цель мам и пап – дать детям самое лучшее образование. Неважно, если детям этого не очень – то хочется, пройдет время, и они оценят старания взрослых.
Совет родителям : К сожалению, дети не всегда оценивают усилия родителей. И часто блестящее будущее, нарисованное взрослыми в своем воображении, разбивается о полное нежелание ребенка заниматься, скажем, музыкой. Пока ребенок еще маленький и слушается взрослых, но затем… Желая вырваться из клетки родительской любви, начинает выражать протест доступными ему способами – это может быть прием наркотиков, алкоголя. Поэтому, заполняя день ребенка нужными и полезными занятиями, не забывайте оставить ему немного времени и для личных дел.
Попустительский стиль воспитания
Вы будете перенаправлены на Автор24
Воспитание и его виды
Попустительский стиль воспитания – это такой стиль, при котором педагог позволяет ребенку делать все, что он хочет.
В основе классификации видов воспитания лежат принципы содержательного многообразия воспитательных целей и способов их реализации.
Воспитание – процесс многофакторный и на него свое большое влияние оказывают природная среда, иерархия общественных ценностей, учебное заведение, семья и школа, организации – детские и молодежные, искусство и средства массовой коммуникации, повседневная профессиональная деятельность.
Исходя из институционального признака, выделяется семейное, школьное и внешкольное, религиозное воспитание, воспитание по месту жительства, в разнообразных детских и юношеских организациях, воспитание в детских домах, школах-интернатах.
Воспитательный процесс – это взаимосвязь целей и содержания, методов и средств и, безусловно, тех результатов, которые были достигнуты – эти взаимосвязанные основные элементы являются структурой воспитательного процесса.
Основная цель воспитательного процесса заключается в том, чтобы под воздействием специально подготовленных воспитательных действий, помочь человеку достичь ожидаемых изменений.
Такие цели аккумулируют гуманистическое отношение воспитателя к личности воспитуемого.
Единство цели и содержания определяют направление воспитания, исходя из чего, выделяют физическое, эстетическое, нравственное, умственное, трудовое воспитание.
Формируются также новые направления в воспитании, необходимые в настоящее время – правовое, экономическое, гражданское, экологическое воспитание.
Когда воспитание имеет хорошую организацию, то результатом становится формирование у человека способности к самовоспитанию.
В процессе самовоспитания человек усваивает опыт предшествующих поколений через внутренние душевные факторы, которые обеспечивают это развитие. Воспитание невозможно без самовоспитания, поэтому их надо рассматривать в качестве двух сторон одного процесса, к тому же при самовоспитании человек самообразовывается.
Готовые работы на аналогичную тему
Под самообразованием понимается внутренняя самоорганизация человека, направленная на усвоение опыта поколений для собственного развития.
Опыт поколений человек непосредственно получает через самообучение с помощью собственных средств и устремлений.
Что касается школьного воспитания, то это организация жизни и учебной деятельности в условиях школы, включая внеучебную работу. Она заключается в поддержании школьных традиций, праздников, в организации самоуправления.
Успешность воспитательной работы во многом зависит от личности учителя, от характера общения с детьми, психологической и образовательно-воспитательной атмосферы занятий.
Воспитание вне школы предполагает, что обозначенные воспитательные задачи буду решаться образовательно-воспитательными учреждениями, расположенными вне школы – это дома детского творчества, центры развития, клубы юных натуралистов, экологов и др.
Очень велика роль конфессионального воспитания, поскольку верующие составляют около 90% человечества, его реализация происходит через религиозные традиции и обряды.
Воспитание в районе проживания происходит через оздоровительные лагеря, работы кружков, спортивных соревнований и праздников, которые организуются родителями и педагогами.
Семейное воспитание
Роль семейного воспитания в современных условиях приобретает очень большое значение. Цель этого воспитания заключается в формировании тех личностных качеств, которые позволят достойно преодолевать преграды и, возникающие на пути, трудности.
От семьи и от родителей зависит очень многое – развитие интеллекта, творческих способностей, семья дает первичный опыт трудовой деятельности.
Семья формирует нравственную, эстетическую, эмоциональную, физическую культуру, которые составляют задачу воспитания в семье.
Первыми воспитателями ребенка являются его родители, которые оказывают на него самое сильное влияние. В условиях семьи родители организуют жизнедеятельность ребенка и в течение первых 6-7 лет формируют основы будущей личности.
Семейное воспитание в атмосфере любви, понимания, уважения очень продуктивно.
На семейное воспитание влияет наследственность и биологическое здоровье родителей, материально-экономическая обеспеченность, положение в социуме, жизненный уклад, состав семьи, отношение к ребенку и место проживания.
Отсюда понятно, что семейное воспитание является сложной системой, где всё переплетается, но проявляется в каждом случае по-разному. Семейное воспитание охватывает человека полностью во всех его проявлениях и формирует все качества личности.
Перед семьей стоят следующие задачи:
Кроме задач существуют принципы семейного воспитания:
Есть частные принципы для семейного воспитания, которые тоже имеют большое значение.
Если сделать общий вывод, то все принципы можно свести к одной мысли – в семье ребенку всегда должны быть рады.
Для того чтобы педагогическая культура родителей повышалась, существует семейная педагогика, которая помогает родителям в разработке программы семейного воспитания и принятию правильных решений, с точки зрения педагогики.
Попустительский стиль воспитания в семье
Суть попустительского воспитания заключается в том, что с самого раннего детства ребенку предоставляется свобода действий без контроля со стороны родителей. Родители заняты собой, у них масса дел – друзья, работа, а душевное состояние своего ребенка их не волнует. Потребности и запросы ребенка для таких родителей безразличны и не требуют особого внимания. Поощрение и наказание в этих семьях используется очень неумело и непоследовательно. Наказание и поощрение могут происходить одновременно – это метод кнута и пряника.
Взаимоотношения между родителями и ребенком культивируют у последнего выгодные для него формы взаимодействия с окружающими, стимулируют угодничество, подхалимство и лесть.
Попустительский стиль воспитания формирует конформный социально-психологический тип личности.
В школе дети такого типа обычно бывают ябедами, хвастунами, подлизами. Они не умеют искренне сочувствовать, сопереживать, не хотят умственно и физически трудиться и используют любой предлог, чтобы уйти от работы.
Для них характерна самоуверенность, граничащая с хамством, увидеть это можно уже в младшем школьном возрасте, но особенно такое поведение проявляется в старшем школьном возрасте.
Конформный тип детей очень требователен к другим, за исключением себя, требуют хорошую отметку, хотя обучение их мало интересует. Это дети, не переносящие никакой критики в свой адрес, они являются активными инициаторами конфликтов. С другой стороны, когда такому ребенку что-то становится выгодно, он может быть инициативным и целеустремленным.
В воспитательном процессе этих детей большое внимание надо уделять сотрудничеству с их родителями, привлекать их к общению со сверстниками своего ребенка, вовлекать в совместные походы, праздники, приглашать на встречи с другими педагогами школы, привлекать к работе в родительском комитете.
Конспект родительского собрания «Стили семейного воспитания»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Стили семейного воспитания
Каждая историческая эпоха характеризуется своими стилями воспитания. Это зависит от того, в каком типе личности заинтересовано общество. Вопросу изучения стилей воспитания в разные исторические эпохи уделяли большое внимание многие учёные, педагоги. Среди них Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо и другие.
Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношения родителей к ребёнку, применяющих определённые средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.
Современный классный руководитель должен знать стили семейного воспитания достаточно хорошо. Эти знания позволят ему определить, как складываются отношения в семье ребёнка, какие методы используют родители для наказания и поощрения, какие нравственные ценности формирует семья, как относятся родители к ребёнку. В психологической литературе выделяют следующие стили семейного воспитания: попустительский, состязательный, рассудительный, предупредительный, контролирующий, сочувствующий, гармоничный.
Стили семейного воспитания формируются под воздействием объективных и субъективных факторов и генетических особенностей родителей и ребёнка. На выбор стиля семейного воспитания оказывают влияние:
типы темпераментов родителей, их совместимость;
традиции семей, в которых воспитывались сами родители; научно-педагогическая литература, которую читают родители; уровень образования родителей.
Попустительский стиль семейного воспитания Родители с самого раннего возраста предоставляют ребёнку бесконтрольную свободу действий. Взрослые в таких семьях очень часто заняты собой, своими делами, друзьями, работой. Их мало волнует душевное
состояние ребёнка, они безразличны к его потребностям и запросам. А иногда просто не считают нужным обращать на них внимание.
Школьники конформного типа в детской среде часто слывут ябедами, подхалимами, подлизами, хвастунами. Они не умеют искренне сочувствовать и сопереживать, не любят ни умственный, ни физический труд, быстро устают и стараются под любым предлогом увильнуть от работы. Такие учащиеся проявляют самоуверенность, граничащую с хамством. Это начинает обнаруживаться уже в младшем школьном возрасте и ярко проявляется в старшем.
Учащиеся конформного типа не требовательны к себе, но требовательны к другим. Их мало интересует процесс обучения, но они всегда готовы требовать от педагогов лучшую оценку. Они не переносят никакой критики в свой адрес, у них всегда кто-то виноват. Зачастую они становятся инициаторами конфликтов, игнорирует всё, что происходит в классе, подвергая резкой критике, но при этом ничего не предлагая взамен. Однако нужно помнить, что если такому ребёнку что-то выгодно, то он может быть очень целеустремлённым и инициативным.
В воспитании таких детей серьёзное внимание нужно уделять сотрудничеству с их родителями, стремясь как можно больше привлекать их к общению со сверстниками их ребёнка, приглашать на встречи с педагогами, на праздники класса, в походы, вовлекать в работу родительского комитета.
Состязательный стиль семейного воспитания
При состязательном стиле семейного воспитания с раннего возраста родители ищут в действиях своего ребёнка нечто выдающееся и необычное. Активность самого ребёнка постоянно поощряется. Иногда ребёнок получает поощрение не только морального характера, но и материального. Родители постоянно сравнивают своего ребёнка с другими детьми и очень страдают, если это сравнение не в его пользу. Для раскрытия талантов своего ребёнка родители дают возможность ему попробовать себя в различных видах деятельности даже тогда, когда ребёнок этого не хочет. Такое разностороннее развитие, однако, связано вовсе не с интересами ребёнка, а с родительским эгоизмом. Родителям очень хочется при удобном случае заявить о том, что ребёнок «увлекается теннисом, занимается вокалом» и т.д. Зачастую это приводит к тому, что ребёнок становится уверенным в своём превосходстве над другими детьми.
В воспитательном воздействии на ребёнка родители используют как методы поощрения, так и методы наказания. Однако если поведение ребёнка идёт вразрез с нормами, принятыми в семье, последующее наказание может быть не только суровым, но и жёстким.
В своей любви к ребёнку родители порой не обращают внимания на человеческие качества малыша. Защиту ребёнка от всех претензий и нападок со стороны других людей, и в том числе от школы, они ставят на первое место, не обращая внимания при этом на то, прав их ребёнок или не прав. Родители не терпят обидчиков своего ребёнка, не боятся вступать с ними в конфликтную ситуацию, не обращая внимания на то, взрослый это или ребёнок.
В результате такого воспитания формируется поисковый социальнопсихологический тип личности ребёнка.
Учащиеся такого типа могут учиться только на «отлично». Они стараются постоянно демонстрировать свою эрудицию и способности, поэтому уже в начальной школе им трудно общаться с другими учениками. Высокая активность этих детей позволяет им рано достигать значительных успехов, они активно берутся за любые дела в классе, лишь бы их заметили и оценили. По мнению психологов, эти дети могут быть чрезвычайно агрессивны, если результаты их деятельности не будут оценены по достоинству или если у них что-то не получается.
В детском коллективе такие ученики претендуют на лидерство, любят командовать другими.
Такие дети глубоко переживают свои ошибки и промахи, у них очень развита воля, они дисциплинорованны и инициативны. Их характерными качествами являются самоуверенность, высокомерие, эгоистичность, преувеличение своих возможностей, безразличие к интересам коллектива, сосредоточенность на демонстрации своих возможностей. Однако если семья в совместных усилиях с педагогами поможет таким детям открыть всё лучшее, что в них заложено природой, то они смогут проявить такие качества характера, как общительность, интеллект, уверенность в себе, самоконтроль и добросовестность. Поэтому в воспитании таких учащихся необходимо обратить внимание на формирование критического осмысления своих поступков в различных ситуациях, культуры общения с взрослыми и сверстниками, развитие умений слушать и слышать не только себя, но и других людей.
Роль педагога в оказании помощи такой семье состоит в том, что он должен научить родителей видеть сильные и слабые стороны своего ребёнка, адекватно на них реагировать и исправлять их своевременно.
Рассудительный стиль семейного воспитания
Родители с самого раннего детства предоставляют ребёнку полнук свободу действий, дают ему возможность приобретать личный опыт путёл собственных проб и ошибок. Из своего педагогического арсенала ош исключают окрики и упрёки. Родители ребёнка считают, что его активност] должна находить естественный выход. В воспитании ребёнка они не пользуются принудительными мерами и физическими наказаниями, считая что ребёнок может сам выбрать себе деятельность по душе, а они вправе лишь дать ему рекомендацию или совет.
У родителей и детей складываются тёплые и добрые взаимоотношения Ребёнок наравне с взрослыми принимает участие в семейных советах, решает семейные ситуации. Родители заботятся о том, чтобы достоинство ребёнке никогда не принижалось ни посторонними людьми, ни родственниками.
В результате такого стиля семейного воспитания формируется сенситивный социально-психологический тип личности.
Родители таких ребят с энтузиазмом принимают участие в жизни детского коллектива. Дети с раннего возраста привыкают уважительно относиться к старшему поколению своей семьи, потому что так поступают их родители. Если в такой семье ребёнок совершает плохой поступок, то родители не спешат с наказанием. Они дают возможность ребёнку обдумать совершённое им, осознать свой проступок. Родители помогают ребёнку осмыслить проблему с позиции другого человека, втянутого в конфликтную ситуацию.
Дети в таких семьях вырастают любознательными и активными. Уже в начальной школе они хорошо осведомлены об окружающем мире и самостоятельны, умеют работать без понуканий, у них сформирована познавательная мотивация. Педагоги при работе с такими детьми должны знать, что этим ученикам нельзя скучать на уроке, им нужно всё время быть в деятельности, к ним нельзя применять авторитарный стиль управления.
Предупредительный стиль семейного воспитания
В процессе предупредительного стиля семейного воспитания формируется инфантильный социально-психологический тип личности.
С раннего детства родители стараются оградить своё дитя от каких бы то ни было наказаний. Очень часто в таких семьях удовлетворяется любая прихоть ребёнка. Родители делают всё возможное и невозможное для своего ребёнка, чтобы он не испытывал никаких трудностей, особенно если они сами в своей жизни их испытывали.
Педагоги должны знать, что родители, использующие такой стиль воспитания, готовы сотрудничать с теми учителями, которые поддерживают их во всех начинаниях и сочувствуют им. На воспитание нравственных ценностей родители обращают мало внимания.
В общении со сверстниками такие учащиеся зачастую безразличны, любят наушничать и могут предать своего товарища, если им это выгодно. Такие дети совершенно не желают трудиться, что приводит к плохой успеваемости. Они легко вовлекаемы в различные компании, на лидерство не претендуют, им не свойственна самокритичность, в своих неудачах они обвиняют других. Главными отличительными чертами таких детей является несамостоятельность, неспособность к принятию решений. Они часто пассивны, безответственны. Однако когда им предлагают интересную и необычную деятельность безразличие и флегматизм у них исчезают.
Классный руководитель таких учащихся должен серьёзно работать с семьёй, формировать у родителей культуру адекватного восприятия собственного ребёнка. Родителям нужны индивидуальные консультации психолога, им необходимо участие в совместных с ребёнком тренингах родительской эффективности. Очень полезным является активный обмен мнениями по проблемам воспитания, в котором участвуют родители других учеников класса.
Контролирующий стиль семейного воспитания
В процессе контролирующего стиля семейного воспитания формируется тревожный социально-психологический тип личности. Этому способствуют следующие причины:
Ребёнок воспитывается в детском доме или растёт в семье опекунов, и они жёстко обращаются с ним.
Ребёнок длительное время находится без родителей.
Сами родители воспитывалисть в семьях, в которых к детям относились достаточно жёстко, и они автоматически перенесли стиль воспитания родительской семьи в свою семью.
Родители считают значимым для себя мнение других людей о собственных детях и считают его основным в контролировании детей.
В таких семьях свобода ребёнка строго регламентируется и контролируется. Родители диктуют ребёнку, что он должен надевать, с кем дружить, они сами определяют режим дня ребёнка. Младшие школьники относятся к этому достаточно спокойно, но старшие протестуют против такого отношения.
Родители достаточно активно используют методы наказания. Это
проявляется в командном тоне, криках, физических наказаниях. Зачастую в таких семьях дети лишены родительской ласки, тепла, похвалы и поддержки.
Родители не считают нужным прислушиваться к мнению своего ребёнка, считая его глупым и неуместным, придерживаясь принципа «Яйцо курицу не учит». Они иногда наказывают своего ребёнка демонстративно для того, чтобы показать степень своего превосходства. Родители мечтают о том, чтобы их ребёнок вырос высоконравственным человеком. Но поскольку родители всегда недовольны поведением своего ребёнка, дети растут неуверенными, не знают, где и как нужно себя вести.
Такие дети хорошо знают свои слабые стороны, они совсем лишены возможности демонстрировать и подчёркивать свои лучшие стороны. У таких учащихся возникают проблемы в учёбе. Их мыслительная деятельность лишена самостоятельности, они боятся сделать ошибку. У них очень высокий уровень тревожности.
Внешне эти ребята отличаются от других учащихся. Они угрюмы, подозрительны, склонны к вступлению в конфликтную ситуацию, очень нерешительны, замкнуты, но ценят дружбу и ради дружбы готовы на всё. В силу того, что дома дети чувствуют по отношению к себе жестокость, они становятся грубыми и беспощадными по отношению к другим людям. Замечания и критику в свой адрес они практически не воспринимают. Как только взрослый начинает читать им нотацию, это вызывает неадекватную реакцию: улыбку вместо слёз.
Педагог должен знать, что школьникам с тревожным социальнопсихологическим типом личности свойственно проявление следующих качеств: вспыльчивость, подозрительность, осторожность, заниженная самооценка, неуверенность в себе, отрицательное отношение к критике, отсутствие инициативы. Из положительных качеств можно отметить: добросовестность, стремление оказать помощь близким людям, желание защитить их.
Сочувствующий стиль семейного воспитания
Сочувствующий стиль семейного воспитания формирует интровертированный социально-психологический тип личности.
Родители в таких семьях всегда благодарны учителям за разумную помощь и поддержку в воспитании их ребёнка. И педагог может всегда положиться на них в своей деятельности, такие родители с больших удовольствием входят в состав родительского комитета и поддерживают школу и педагогов во всех их начинаниях.
Семья старается быть для ребёнка примером нравственного поведения. Несмотря на те ошибки, которые ребёнок может допускать, родители н« перестают общаться с ребёнком доброжелательно. По этой причине также дети не любят больших сборищ, стремятся сразу после уроков быстрее попасть домой.
Дети интровентированного типа чрезвычайно наблюдательны, у них богатый внутренний мир, они организованны и ответственны, но застенчивы, стыдливы, осторожны, даже неуверенные, не любят быть на виду. Такие дети исполнительны.
Особенностью этих детей является то, что они часто занижают свои способности, но, поставив перед собой цель, они всегда добиваются своего, несмотря ни на какие трудности. Они всегда уважительно относятся к нормам морали, старшим людям.
Педагог должен знать, что такие учащиеся тяжело переносят критические замечания в свой адрес и в адрес своей семьи, особенно если они несправедливы. Из всех представленных типов личности этот тип самый волевой. Такие дети стойко переносят все тяготы жизни и не пытаются никого в них обвинять. Этим детям свойственны следующие черты характера: чуткость и внимательность, правдивость и честность, вежливость и уравновешенность. Они отличаются терпеливостью, исполнительностью самокритичностью, сильной волей.
Гармоничный стиль семейного воспитания
Суть гармоничного стиля воспитания заключается уже в самом названии. Гармоничный стиль воспитания формирует гармоничный тип личности.
В таких семьях ребёнок является всегда желанным, и родители задолго до его рождения размышляют над тем, какого человека они хотят вырастить и воспитать. Ребёнок рождается, воспитывается и растёт в тёплой и дружественной атмосфере. Родители в таких семьях уделяют большое внимание формированию традиций и обычаев своей семьи, которых они строго придерживаются.
Дети такого стиля воспитания уже в раннем возрасте показывают свою рассудительность и мотивируют свои поступки. Родители требуют от детей осознания своих поступков и действий. Они сами поступают по отношению к ребёнку мотивированно и осознанно.
Уже в начальной школе такие дети проявляют чуткость к своим сверстникам и внимательное отношение к просьбам взрослых людей. Характерная особенность этих детей состоит в том, что они всегда говорят правду, а если по каким то причинам хотят её скрыть, то никогда не проговорятся. Такие дети умеют верно дружить, в общении с друзьями всегда откровенны и правдивы, открыто делятся своими проблемами, не скрывают своих истинных чувств. На всех уроках они стараются быть активными, проявить себя, привнести в урок что-то новое. Учёба таких ребят характеризуется высокой исполнительностью и ответственностью. Они не боятся никакой деятельности. У них очень развита самооценка. Дети не боятся брать слово и держать его. Они не пытаются решить конфликтную ситуацию с позиции силы.
У таких учащихся рано проявляется чувство самоконтроля и волевые качества. Этим ученикам свойственны такие качества: уравновешенность, непримиримость к недостаткам и безобразным поступкам других людей, правдивость, искренность и вежливость, реальность оценки своих возможностей, самокритичность и настойчивость в достижении цели. Такие учащиеся отличаются послушанием и уступчивостью, ответственностью и самоконтролем, осознанием зависимости каждого человека от других людей.
Безусловно, нельзя сказать, что проанализированные стили воспитания ребёнка в семье строго регламентированы и ребёнок абсолютно соответствует одной из описанных выше характеристик. Однако, многое из того, что сказано, поможет классному руководителю построить процесс воспитания гораздо эффективнее и целесообразнее, избежать ошибок и неудач в воспитательной работе, предугадать ошибки родителей в семейном воспитании и попытаться помочь им в их преодолении.
Знание стилей семейного воспитания может существенно повлиять на организацию работы классного руководителя с детским коллективом, помочь создать ситуации успеха для многих учащихся и преодолеть проблемы в развитии некоторых ребят.