Что такое пороша 2 класс литература

Значение слова «пороша»

Что такое пороша 2 класс литература. Смотреть фото Что такое пороша 2 класс литература. Смотреть картинку Что такое пороша 2 класс литература. Картинка про Что такое пороша 2 класс литература. Фото Что такое пороша 2 класс литература

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

верховые (когда снег при тихой погоде идёт сверху),

низовые или заносные (от позёмки — движения снега ветром),

мелкие и глубокие (от сравнительной глубины следа),

мёртвые (при толстом снежном слое глубже 18 см, не дающем зверю хода),

печатные (когда след особенно рельефно отпечатывается),

тёплые (на тающем снеге),

мягкие (не дающие шума — при тёплой погоде),

жёсткие (шумящие — при рыхлом снеге в морозную погоду),

слепые (когда, вследствие поздно выпавшего снега и других причин, никаких следов на снегу не видно).

Пороша — пушной рыхлый снег, идущий в безветрие, а потому покрывающий землю ровно. Толковый словарь живого Великорусского языка Владимира Даля. том 3.

Пороша — свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегов.

ПОРО’ША, и, мн. нет, ж. Первый, только что выпавший снег. По первой пороше медведя обходят. Даль.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

поро́ша

1. только что выпавший в небольшом количестве, мелкокрупинчатый снег

Делаем Карту слов лучше вместе

Что такое пороша 2 класс литература. Смотреть фото Что такое пороша 2 класс литература. Смотреть картинку Что такое пороша 2 класс литература. Картинка про Что такое пороша 2 класс литература. Фото Что такое пороша 2 класс литератураПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова палеография (существительное):

Источник

Пороша – это зимняя перина земли

Встречающееся иногда слово «пороша» не назовешь общеупотребительным. Его любят поэты и писатели, иногда так могут выразиться жители глубинки. Что же оно означает?

Что говорит толковый словарь

Стихотворение С. Есенина «Пороша» не содержит этого слова и никак не проясняет его. Поэт описывает зимнюю дорогу вдоль леса при снегопаде. Попробуем разобраться, какое определяет значение слова «пороша» толковый словарь Брокгауза и Ефрона.

В нем читаем: это выпавший за ночь слой снега, который к утру полон следов охотившихся зверей. Словарь разделяет порошу на разные ее виды:

Что такое пороша 2 класс литература. Смотреть фото Что такое пороша 2 класс литература. Смотреть картинку Что такое пороша 2 класс литература. Картинка про Что такое пороша 2 класс литература. Фото Что такое пороша 2 класс литература

Вот какое у слова «пороша» лексическое значение.

Происхождение слова

Известно, что на Руси было такое имя. Оно давалось рожденным зимой детям. В исторических хрониках сохранились записи о воеводе Иване Пороше, погибшем в 1530 году во время похода на Казань.

Этимологические словари находят сходство с болгарским, сербским и словацким, украинским и словенским языками.

Что такое пороша 2 класс литература. Смотреть фото Что такое пороша 2 класс литература. Смотреть картинку Что такое пороша 2 класс литература. Картинка про Что такое пороша 2 класс литература. Фото Что такое пороша 2 класс литература

Таким образом, пороша – это припудренная снегом земля.

Что такое пороша 2 класс литература. Смотреть фото Что такое пороша 2 класс литература. Смотреть картинку Что такое пороша 2 класс литература. Картинка про Что такое пороша 2 класс литература. Фото Что такое пороша 2 класс литература

Употребление в литературе

А. С. Пушкин спрашивает слугу в стихотворении «Зима. Что делать нам в деревне…»: «Пороша есть иль нет?». По тому, замело ли вчерашние следы, можно понять, шел ли снег ночью.

М. М. Пришвин употребляет это слово в нескольких рассказах, описывая зимний лес. В лесу почти всегда земля запорошена снегом, поэтому без этого слова не обойтись при описании.

К. Г. Паустовский писал о первой пороше, Д. В. Толстой писал о ней стихами.

Употребление на охоте

Пороша – это письмо на снегу, оставленное лапами и лапками, хвостами, крыльями и брюшком всяческого зверья. Настоящий следопыт разберет самые запутанные следы.

Что такое пороша 2 класс литература. Смотреть фото Что такое пороша 2 класс литература. Смотреть картинку Что такое пороша 2 класс литература. Картинка про Что такое пороша 2 класс литература. Фото Что такое пороша 2 класс литература

По первому снегу охотиться хорошо: везде можно пройти и следы хорошо читаются. Так ходят на зайца и на медведя, на лису и на косулю. Легче становится выслеживать кабана, этого осторожного зверя. Лось ложится переваривать пищу, и это видно по следам. Поэтому первая пороша так ценится охотниками.

Теплая пороша долго держит след, и за это тоже в чести у следопытов. Поземка создает плохо читаемую слепую порошу, а большой снег – мертвую. Заяц почти не ходит в такую погоду.

Как видим, охотники часто пользуются этим словом и для них пороша – это охотничий термин.

Родственные слова

Запорошить, запудрить, запылить – это все одно действие. Смысл его – засыпать чем-то мелким, пылеобразным. Что и делает пороша. Значение слова выяснено.

Когда идет снег, он засыпает все кругом, как бы застилает белым покрывалом. Все следы по нему пишутся заново. Может, поэтому синоним пороши – «перенова»? Обновление лица земли.

Еще порошу называют порошницей и зазимьем или зазимком. М. М. Пришвин пишет так: «… на рассвете выпал зазимок». А И. А. Бунин сказал: «уж пал зазимок на поля». Зазимовалось природе.

Это и санный путь по первому снегу, и октябрь-свадебник с первым покровом, и замерека.

Но все-таки самое красивое название – это пороша. Что-то пушистое и белое в этом слове. Нежное и чистое. За это его и любят поэты.

Источник

Конспект урока литературного чтения С.А.Есенин «Пороша»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе

Тема: С.А.Есенин «Пороша»

– познакомить с творчеством С.А. Есенина и со стихотворением “Пороша”;
– работать над навыком выразительного чтения стихотворения, учить видеть художественные приёмы;
– обогащать словарный запас учащихся;

– развивать образное мышление, речь при работе с лирическим произведением, творческое мышление;
– развивать интерес к русской поэзии, умение оценивать красоту прекрасных пейзажных описаний;

– воспитывать чувство прекрасного, любовь к родной природе, интерес к живописи, музыке;
– воспитывать самостоятельную творческую активность.

Оборудование: компьютер, проектор, магнитофон.

1. Вступительная беседа.

-Дети, сегодня нас ждет встреча с удивительным произведением. Но сначала мы вспомним стихи любимых поэтов.

-Продолжите стихотворения и назовите авторов.

Белый снег пушистый. (И.З.Суриков)

Буря мглою небо кроет. (А.С.Пушкин)

Чародейкою зимою. (Ф.И.Тютчев)

-Скажите, а какая тема объединяет все эти стихотворения? (зима)

-А какие ассоциации у вас возникают при слове зима? (. )

-А сейчас я вам прочитаю отрывок из рассказа Соколова-Микитова «Русский лес», а вы попробуйте передать, какую картину вы увидели, когда слушали.

-С чем сравнил автор молодые березы? и т.д.

Темно-зеленые ветви покрыты тяжелыми шапками снега.

Шапка срывается и рассыпается серебристой легкой пылью.

Вершины елей унизаны ожерельем лиловых шишек.

-Посмотрите, какая красота.

-А с помощью чего автор рисует зимнюю картину? (с помощью слова)

Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново, что привольно раскинулось на зелёном холмистом берегу реки Оки.

Родители его были бедными крестьянами. Маму звали – Татьяна Федоровна. Отца – Александр Никитич.

С двух лет был отдан на воспитание дедушке и бабушке по матери, и рос в этой семье до 9 лет. Дед знал множество песен и частушек. Бабушка очень сильно любила Есенина. Она хорошо пела русские песни, знала много сказок и рассказывала их маленькому Серёже. Целые дни летом мальчик Серёжа вместе с другими ребятами проводил на воле. Он любил поля, и луга своего родного села, радовался белой берёзке и душистой черёмухе, любил цветы, животных.

Стихи он начал писать в 10 лет, но сознательное творчество началось в 16-17 лет. В творчестве Сергея Есенина много стихов о природе.

3.Любимой темой поэта была природа. И сегодня мы познакомимся с одним из его стихотворений, которое называется «Пороша». Послушайте, пожалуйста.

— Первичное чтение под музыку.

-Понравилось ли вам это произведение? Сколько картин вы бы нарисовали, если были бы художниками? А чем рисует художник?(кистью) А автор?(словом)

-А кто знает что такое пороша?

1 четверостишие- Читает ребенок.

— Выделите ключевые слова. (т.е. какие?)

А по чему едет автор?

Представьте: лошадь, снег.

Недавно мы читали рассказ Паустовского «Первый снег».

-Вспомните, какая там была тишина?

А здесь иакая же мертвая тишина? Почему?

Тихо. Спокойные звоны.

А что это за звоны?

-А кто же все нарушил?

Почему? Как они нарушили? Какое слово подчеркивает?

-Далее читаем 2 и 3 четверостишие.

-Можно ли нарисовать полную картину? Почему? Каккие ключевые слова можно выделить? (Лес, сосна)

Да, на зиму все засыпает.

-Что говорится о лесе?

А кто это. невидимка?

А где встречается? (в сказке)

А какое волшебство сделал невидимка? (усыпил)

Докажи. Дремлет под сказку сна.

Вот почему тихо-всё спит.

А чем она подвязалась? (белая косынка)

А что это за белая косынка? (шапка снега)

А что такое клюка? (изогнутая палка)

А кого напоминает вам сосна? (старушку)

-Какие слова-краски использует С.Есенин?

Какой же сон у леса? (сказочный)

— Кто возвращает нас из сказки? (дятел)

-Прочитайте 1 строчку.

-А в чем выражается простор? (не видно конца дороги)

— Как говорит об этом автор? (бесконечная дорога)

-А с чем С.Есенин ее сравнивает? (с лентой, которая убегает вдаль)

— Понравилось ли вам стихотворение?

Стихотворение называется «Пороша».

Пороша – это верхний слой выпавшего ночного снега.

А вы заметили снег в стихотворении?

Найдите эту строчку. (“Валит снег и стелет шаль”)

-А что такое шаль? (большой кружевной платок)

— Какую картинку нарисовал С.Есенин? Что вы видите?

Давайте еще раз прочитаем это стихотворение.

Читают дети по четверостишиям.

А сейчас давайте найдем выразительные средства.

I выразительное средство – рифма.

II – олицетворение или одушевление.

Какие здесь есть короткие предложения?

Автор их использует, чтобы передать тишину.

Что еще автор использует, чтобы стихотворение было таким красивым и волшебным? (сказочность)

-А как мы должны читать это стихотворение? Вспомните музыкальное сопровождение. (спокойно)

Почему? (интонация убаюкивающая)

А кто написал это замечательное стихотворение?

А что вы узнали о С.Есенине нового?

Д/з: выучить стихотворение наизусть.

Источник

Урок литературного чтения во 2 классе С.А.Есенин «Пороша»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Что такое пороша 2 класс литература. Смотреть фото Что такое пороша 2 класс литература. Смотреть картинку Что такое пороша 2 класс литература. Картинка про Что такое пороша 2 класс литература. Фото Что такое пороша 2 класс литература

основная общеобразовательная школа села Лавы

Елецкого муниципального района Липецкой области

Урок литературного чтения во 2 классе

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Колчева Татьяна Сергеевна

Педагогические цели: содействовать развитию внимания к собственной эмоциональной реакции на художественное произведение, умения воспроизводить её, воссоздавать в устной речи картины, возникшие при прослушивании музыки, стихотворения, способствовать развитию внимания к поэтическому слову, конкретному художественному образу.
Планируемые результаты образования
Предметные : выявляют смысл слова в лирическом произведении; выразительно читают стихотворение; выделяют в тексте нужные фрагменты, привлекают жизненный опыт при анализе стихотворения, находят сравнения в тексте произведения, рассказывают о чувствах и зрительных образах, которые вызвало произведение.

Личностные : эстетически относятся к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы, произведений искусства; эмоционально «проживают» текст, выражают свои эмоции; выражают положительное отношение к процессу познания.

Метапредметные( критерии сформированности/оценки компонентов УУД)

Регулятивные : самостоятельно оценивают правильность выполненных действий, внесения корректив; учатся работать по предложенному учителем плану, высказывать своё предположение на основе работы с текстом произведения.
Познавательные : прогнозируют содержание произведения по его названию, ключевым словам; ориентируются в учебнике, словаре; находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно – следственные связи, структурируют знания.
Коммуникативные: воспринимают текст с учётом поставленной задачи, находят в тексте информацию необходимую для её решения; сотрудничают с одноклассниками, аргументируют собственную позицию, выслушивают мнения одноклассников.

Учебник «Литературное чтение» 2 класс, автор Э.Э.Кац

Источник

Урок лит.чтения на тему «С.А.Есенин.Пороша»(2 класс, УМК «Планета Знаний»), с техн.картой, презентацией, клипом, физминуткой.

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выбранный для просмотра документ Есенин Пороша.ppt

Что такое пороша 2 класс литература. Смотреть фото Что такое пороша 2 класс литература. Смотреть картинку Что такое пороша 2 класс литература. Картинка про Что такое пороша 2 класс литература. Фото Что такое пороша 2 класс литература

Описание презентации по отдельным слайдам:

А. А. Пластов. Первый снег. *

* Пороша – свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега. (словарь С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой)

Цели: Научиться выразительно читать стихотворение Найти красивые слова и выражения в стихотворении Узнать о творчестве Есенина *

* Что описывает автор? Олицетворения Эпитеты Сравнения Л е с Заколдован лес Дремлет лес С о с н у Подвязалася косынкой Словно белою косынкой Понагнулась Как старушка Оперлася на клюку С н е г Стелет шаль Убегает лентой Д о р о г у Убегает в даль Бесконечная

Цели: Научиться выразительно читать стихотворение Найти красивые слова и выражения в стихотворении Узнать о творчестве Есенина *

Домашнее задание: Литер.чт. стр.115, стих.наиз., нарисовать иллюстр. *

Выбранный для просмотра документ Технологическая карта урока по литературному чтению С Есенин Пороша.doc

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Предмет: литературное чтение

Тип урока: усвоение новых знаний

Учитель: Гончарова Е.В.

Тема : С. Есенин «Пороша»

Цель: познакомить детей со стихотворением С.А. Есенина «Пороша».

Задачи: изучить новый материал; учить воссоздавать в устной речи картины, возникшие при чтении стихов; находить в тексте образные средства-сравнения; развивать речь учащихся, мышление, внимание, воображение, наблюдательность; воспитывать любовь к окружающему миру.

Предметные результаты: познакомиться со стихотворением С.А. Есенина “Пороша», работать над навыком выразительного чтения стихотворения, учить видеть художественные приёмы; развивать навыки беглого выразительного чтения, осмысление прочитанного.

Метапредметные результаты: формулировать тему урока, выводы, ставить цели; оценивать результаты своей деятельности; уметь выражать свое мнение и аргументировать его.

Личностные результаты: воспитание интереса к учебному процессу и культуры общения; воспитание любви к родной природе.

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Нам нравится учиться.

Мы любим беседовать на разные темы.

Мы любим задавать друг другу вопросы.

Мы сможем выполнить все задания.

У нас отличное настроение.

— Спасибо, ребята. Я очень надеюсь на то, что урок пройдет успешно.

Концентрация внимания и настрой на урок. Дети повторяют за учителем фразы.

2 . Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

2.Проверка выполнения домашнего задания

-Какое было домашнее задание? (Составить связный рассказ по картине, пользуясь вопросами на стр.125 учебника).

Несколько учащихся читают составленные рассказы.

Учащиеся оценивают товарищей с помощью снежинок.

3. Актуализация знаний.

-Сегодня нас ждёт встреча с удивительным произведением.

Я приглашаю вас, ребята, в зимний лес,

Где много всяких сказочных чудес,

Где замела метелица дороги,

Где в ледяном дворце живёт сама

Красавица волшебница Зима.

— Как вы думаете, о чем будет наше произведение? (о зиме)

— Можете ли вы предположить жанр произведения? (ответы учащихся).

_ Сегодня мы познакомимся с новым стихотворением о зиме. Как вы думаете, как оно может называться? (предположения уч-ся)

— Откройте, пожалуйста, учебники на с. 115 и

прочитайте название и автора этого стихотворения. (С.Есенин) Слайд 4.

— Итак, назовите тему урока (Сергей Есенин, «Пороша»).

— А что такое пороша? (ответы учащихся)

— Сравните свои предположения с учебником, найдите значение этого слова в словаре). Слайд 5.

-Чему хотели бы научиться на уроке? Что узнать?

-Какие цели поставим перед собой? Слайд 6.

-(Научиться выразительно читать стихотворение; хотелось бы найти в стихотворении красивые слова и выражения о зиме; узнать о творчестве Есенина…)

-А для чего это вам нужно? ( Что бы больше знать; чтобы красиво и правильно говорить…)

-Что вы можете сказать о поэте, глядя на портрет?

( Молодой, красивый человек с умными глазами; задумчивый и мечтательный взгляд.)

— Расскажу вам немного из жизни поэта.

Есенин родился в крестьянской семье в селе Константиново Рязанской губернии. Там же прошло и его детство. Мать была безграмотной женщиной, но замечательной песенницей, о ее пении не раз вспоминал Есенин в своих стихах. В самые трудные минуты С. Есенин обращается к матери, как к верному, истинному другу. Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет. Дед Есенина знал наизусть множество народных песен, которые часто пел внуку. Бабушка рассказывала ему сказки. Многие его ранние стихи записаны в песенном жанре. Учился Сергей в Константиновском земском училище, потом в школе, в селе Спас-Клепики. Он стремится к знаниям, культуре, читает произведения Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Л.Н. Толстого. Живописны были окрестности села Константиново. С высоких прибрежных гор видна извилистая Ока. В 1912 году семнадцатилетним юношей Есенин приезжает в Москву, где продолжает свое образование. О Родине, о природе, обо всем живом на земле, он писал с большой любовью и нежностью. Стремился воспеть лучшие человеческие чувства, они предельно искренни и правдивы.В поэзии Есенина часто звучит мотив грусти, но стихи его не оставляют тягостного впечатления, их согревает вера в душевные силы человека. То, что успел сделать поэт за свою короткую жизнь, стало ценнейшим духовным достоянием народа.

-Как вы думаете, за что Сергей Есенин любил зиму? (Зимой много развлечений: можно кататься на санках, лыжах, коньках; играть в снежки, строить снежную крепость и т.д. Можно гулять по лесу, дышать морозным воздухом, наблюдать за падающими снежинками).

Эпиграфом к его стихам и поэмам считают строки Есенина (на доске)

— Изобразить зимнюю природу можно по-разному. С помощью чего изображает природу художник?

( Художник это делает с помощью красок)

— А композитор? (композитор – с помощью звуков).

-А поэт Сергей Есенин с помощью чего «нарисовал» картины зимы? (словами).

— На сколько же преображается природа, когда в путь отправляется Есенин! Он попадает в чудесную страну!

Послушайте его стихотворение «Пороша» (Клип).

— Понравилось ли вам стихотворение? Какие картины вы представили? (ответы уч-ся)

Отвечают на вопросы, слушают стихотворение под музыку, формулируют тему урока и ставят цели, объясняют лексическое значение слов, читают.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *