Что такое портфолио фотографа
Портфолио фотографа — как составить и оформить
И опытные, и начинающие фотографы должны иметь возможность провести грамотную и качественную самопрезентацию. Можно сколько угодно красноречиво рассказывать об уровне своей квалификации и опыте, но не получить должного результата — заказа. И только рабочее портфолио фотографа, созданное со знанием дела, станет лучшей визитной карточкой, которое расскажет о ваших умениях и креативности лучше любых слов.
Что такое портфолио фотографа?
Это собрание работ, пригодных для презентации потенциальным заказчикам и отображающее авторский стиль и профессионализм. Чаще всего подборка фото объединяется определенной тематикой и содержит снимки, ориентированные на определенную аудиторию.
Просто набор лучших по мнению автора кадров — это еще не портфолио. Его составление и оформление требует соблюдения определенных правил и рекомендаций. Без наличия художественного вкуса создать идеальный самопрезентационный альбом не получится и придется обращаться к помощи профессионалов.
Зачем нужно?
По назначению портфолио — это рабочий инструмент, который помогает найти заказчика, создав у него представление о подходе фотографа к работе с камерой и профессионализме. Люди, которые ищут специалиста для проведения фотосессии, основывают свой выбор на личных предпочтениях и субъективном восприятии качества уже имеющихся снимков.
Чтобы зацепить внимание потенциального клиента, необходимо предложить такую подборку фото, которая будет отличаться от конкурентных, и может заинтересовать зрителя. От качества предоставляемого материала и его оформления зависит мнение, которое составляют о фотографе окружающие.
Условно портфолио, которыми пользуются фотографы, можно разделить на два основных вида:
Если вы планируете зарабатывать фотографией и требуется эффективный рабочий инструмент, то стоит выбрать вариант тематического портфолио. Творческие подборки подойдут тем, кто делает снимки из любви к искусству и считает себя вольным фотографом, не планируя работать напрямую с заказчиком.
Как составить портфолио фотографа грамотно и эффективно
Вступая на путь покорения вершины коммерческой фотографии, первостепенной задачей становится грамотное составление портфолио. На первый план выходят такие критерии, как красота, единство стиля, запоминающиеся кадры и оригинальность авторского почерка. При этом, основными моментами, на которые стоит обратить внимание перед тем как составить портфолио фотографа являются:
Уделив должное внимание каждому из этих аспектов и, следуя дельным советам от профессионалов сего дела, вы гарантированно сможете правильно оформить портфолио фотографа.
Ориентир на целевую аудиторию
Даже лучшая подборка фото может не вызвать восторга у некоторых зрителей. Причины тому — субъективное мнение и представление о прекрасном. Тут стоит понимать, что далеко не все люди хорошо разбираются в искусстве фотографии и способны оценить креатив и авторские фишки. Очень важно предлагать потенциальным заказчикам то, что они поймут и захотят для себя. По этому поводу есть несколько рекомендаций:
Потребности заказчиков и ваши возможности должны совпадать, только тогда возможно плодотворное и взаимовыгодное сотрудничество. А заявить о себе позволит портфолио, грамотно составленное и красиво оформленное.
Тематика
Определившись со своей целевой аудиторией, разделите ее потребности на отдельные тематики. Например, вы решили ограничить свои услуги проведением фотосессий на тему:
Стремитесь не максимально расширить список тематик, а предлагать такие направления, в которых можете выдать идеальное качество. Со временем можно будет добавить перечень услуг новыми пунктами, а на начальной стадии достаточно 3-5 востребованных тематик на основании которых предлагайте заказчикам свои примеры портфолио фотографа.
Создание и подбор фото
Когда перечень тематик выбран и понятен, самое время отобрать примеры работ для портфолио. Здесь появляется два закономерных вопроса, ответы на которые мы готовы предложить прямо сейчас:
Этот этап не терпит спешки, так как является основным и очень ответственным. Не торопитесь и потратьте на этого столько часов, дней или недель, сколько потребуется для получения желаемого результата. Выбирая свой путь к вершине покорения коммерческой фотографии, не пренебрегайте изучением предложений от коллег и конкурентов. Иногда это помогает вдохновиться на удачную фотосессию или пересмотреть свое видение на подход к работе.
Пополнение и обновление
Каким бы тщательным и кропотливым не был подход к сбору информации и материала для портфолио, а оно не может считаться вечным. Уважающий себя фотограф всегда старается подчеркнуть рост мастерства и предложить лучшие из работ. Поэтому будьте готовы обновлять уже существующие подборки фотографий и пополнять тематики.
Как часто необходимо пополнять и обновлять свои презентационные фотоподборки? Ответ один — по мере необходимости. Следите за тем, чтобы возвращающиеся к вам клиенты имели возможность рассматривать новые портфолио, а не каждый раз перелистывать старые, уже хорошо им знакомые.
Как оформить портфолио для фотографа красиво и удобно
От выбора вида оформления зависит многое, включая охват целевой аудитории и удобство изучения предложенного вами фотоматериала. На этом завершающем этапе составления портфолио, можно посмотреть примеры других фотографов и сделать соответствующие выводы.
В каком формате представить
Современные фотографы имеют возможность представить свои работы в двух форматах:
Совсем не обязательно иметь оба варианта — можно остановиться на одном, уделив максимум внимания и времени качеству результата. И, стоит иметь в виду, что отпечатанный вариант можно будет предоставить для ознакомления заказчику лично, сопроводив просмотр комментариями, выгодно презентуя себя, как специалиста. В случае с цифровым представлением портфолио, у вас не будет возможности повлиять на мнение и решение потенциального заказчика.
Варианты оформления
От выбранного формата представления зависит и то, какие могут быть предложены и рассмотрены варианты оформления:
Очень важно, чтобы оформление было солидным и не вычурным, поскольку главное в портфолио — это содержание, а не обложка. Но, важно понимать, что ответственное отношение от вас потребуется на каждом из перечисленных этапов.
Хорошее портфолио фотографа это то, которое позволяет находить клиентов и работать, ведь именно для этого вы и собираете подборки из лучших кадров. Если ваше портфолио для самопрезентации не дает нужного результата, самое время пересмотреть его концепцию, тематику, вариант представления и оформления, то есть, собрать его с нуля.
Портфолио фотографа: часто задаваемые вопросы
Свое портфолио — бесконечный информационный повод: грамотно составить, или обновить, правильно продемонстрировать и выгодно разместить в интернете — малая часть вопросов, в которых непросто разобраться новичку.
Свое первое портфолио я собрал в 2012 году, полностью выбросил его — в 2013 году. Не мог, или не хотел, я тогда понять, что портфолио — витрина, а не трудовая книжка (естественно, в этом разобрался не сам; наставники и коллеги помогли, за что им спасибо).
Свои ошибки не ставлю в пример, проходить круговорот сомнений не советую, поэтому, если на то хватит сил и памяти, отвечу на все часто задаваемые вопросы, которые пишут читатели, коллеги; в письмах, в сообщениях ВКонтакте. Пригодится — хорошо. Нет — значит нет.
Часто задаваемые вопросы
Заметка, как и многие другие, будет регулярно обновляться. Поэтому, для удобства, составлю оглавление:
Новые вопросы, на которые отвечу в последующих редакциях, внесу в список. Не исключаю, что многие ответы не будут цитатами, поскольку собеседнику хочешь помочь быстро, а когда пишешь в блог, то есть время подумать — выбросить лишние обороты, слова-паразиты.
Если у фотографа нет портфолио, что подумает о нем заказчик
Зависит от ситуации.
Если фотограф — друг или родственник и нужен для фотосъемки быта, рабочего проекта или при открытии малого бизнеса, когда бюджет ограничен, а уровень требований и качества мал, то подумает, что ему повезло.
Если фотограф — соискатель, то ему вежливо укажут на дверь и подумают, что человек зря, и это неприятно, отнимает время, напрасно ищет оплаты своего труда; когда лучше бы снимать, составлять портфолио, набираться опыта.
Нужно портфолио. С чего начать
Если вам нужна «волшебная кнопка», то у меня ее нет. Предпочитаю работать. Личный опыт, мысли и понимание портфолио, вы найдете в базовой заметке. Там же описан и весь процесс, причем очень подробно: составляете портрет целевой аудитории и отбираете фотографии, без сожалений и личных воспоминаний, подбираете формат, электронный или печатный. Вначале пути главное оформлением не увлекайтесь, рановато; классическая черная папка для печати и лаконичный набор плиток на сайте, если выберете его, — универсальные варианты: обновить легко, быстро и недорого.
Как собрать портфолио без затрат
Фотографии без затрат, как и портфолио, не бывает:
Фотография — не пассивный доход и не легкий заработок, а инвестиции и труд. Очнитесь!
Как быстро наработать портфолио
Если услышите, то запомните: скорость — это не качество. А так можно выделить 3 способа:
Как отбирать фотографии для портфолио
Вопрос количества и качества; подробно рассматривал в базовой заметке, ознакомьтесь. Чем-то удивить вас более не смогу, но взгляните на дополнительные советы, мало ли:
Сколько фотографий должно быть в портфолио
Количество подчинено качеству и стилю — основа любого портфолио. Подробно, рассказал в базовой заметке, глава «отбор снимков», ознакомьтесь. Добавить могу следующее:
Какие снимки должны обязательно быть в портфолио фотографа
«Чего изволите?» — из речи официанта. Зачем вы так? Обслуживать спрос — неблагодарное, нерентабельное занятие. Формируйте спрос, продвигайте свое предложение:
Вы изначально задаете себе неправильный вопрос, смысл в другом — каких не должно быть.
Должен ли фотограф удалять старые фотографии из портфолио
Как, по-вашему мнению, устаревает фотография? Если:
Как собрать портфолио, которое не стыдно показать
Боитесь шагнуть, а причина — возможный смех? Начните с вопроса, к самому себе: «Есть ли мне что показать?» С него вы начнете собирать свое портфолио, ведь как можно говорить про стыд, причем возможный, если еще ничего не собрано?
Составьте черновое портфолио, вот вам памятка; не сможете сами — поищите наставника, во многих городах есть Союз художников, советую заглянуть. Сможете заслужить их доверие — хорошо, нет — загляните в школу, или колледж, изобразительных искусств, возможно там вас услышат, помогут советом. Художники — непредвзятая оценка, в отличии от фотографов.
Каким должно быть портфолио начинающего фотографа
Действительно, есть нюанс — качество. Новичок — не мастер, навыки не те, но можно иначе поступить и тем выиграть:
Продающее портфолио — это цель или самообман
Самообман. Любое продает, иной вопрос — что: эмоцию или продукт? Не хочу переубеждать вас, но составление портфолио — это не только навык, но и философия:
Не все проходят эти ступени; не все абстрагируются от эмоций, предвзятой оценки; не все и в этом секрет: вы — это не все. Взрослейте, трудитесь, деньги следом придут.
Каким должно быть портфолио фотографа, электронным или печатным
Электронным и печатным:
Вначале пути можно сэкономить — отказаться от печати, пока не появится «костяк» — из 10-20 фотографий, но вы должны понимать, что без образца вашей продукции, вам будет трудно: убедить клиента в качестве печати, преимуществах отпечатков над цифровыми файлами. Про встречи с редакторами молчу — им интересна только печать.
Срочно нужно показать портфолио через интернет, а сайта нет. Что делать
Фотосайты в помощь:
Альтернатива — социальные сети. Не нравится? Попробуйте собрать сайт в конструкторе, но предупреждаю — впопыхах аляповато получится, хотя… если воспользоваться Squarespace и выбрать готовый шаблон, то сделаете быстро и очень качественно (да, сервис хорош).
Оптимальные характеристики изображений для портфолио в интернете
Смотря где публикуете:
Значение Quality (в LR, при экспорте, или в PS, при сохранить для web) лучше указать 80%, и аккуратно повысить резкость (умная резкость: минимальный радиус, максимальный эффект).
Где разместить портфолио в интернете
Если нужны лайки и «узнаваемость», то везде, где пожелаете. Если выйти на международный рынок, то обратите свое внимание на:
Это лучшие проекты, хотя есть и другие:
Вникайте, выбирайте и портфолио размещайте. 🙂
Как продвигать портфолио в интернете
Традиционно, можете на просторах соцмедиа обосноваться. Заработаете деньги — создадите персональный сайт, и его сделаете основной для своего портфолио. Появится время или свободные деньги — контекст, SEO и партнерство — отлично дополнят интернет-стратегию.
Если вас интересует охват, то ваш приоритет — отслеживание упоминаний: штудирование не только соцмедиа, но и форумов, тематических площадок; можно открыть новые рынки, найти своего зрителя — привлечь внимание к творчеству, продвинуть портфолио.
Как демонстрировать свое портфолио клиенту
Хороший вопрос, только он не по адресу. Хороший продажник знает больше меня, думаю вам лучше пройти обучение, или временно устроиться на работу в магазин тканей, элитной обуви или изделий ручной работы. К примеру.
Нет времени или желания — не проблема, вы можете, под видом клиента, подсматривать все, или многие, нюансы работы с клиентом: как передать продукт, как описать его качественные, художественные ценности.
Появится уверенность, в данном вопросе, опубликую отдельную заметку в блоге. А пока так.
Ты интересен заказчику, он смотрит твои фотографии, но критикует. Что делать
Классика. Проблемный (потому-что не ценит, но требует) клиент пытается понизить, в глазах автора, оценку продукта, чтобы получить скидку. Как поступить — зависит от вас:
Как поступать вам — не знаю.
Читаю электронные письма, сообщения ВКонтакте. Появится интересный и полезный вопрос — дополню заметку.
Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.
Рекомендую к прочтению:
Андрей Бондарь
Свободный фотограф. Живу в провинции, снимаю портреты, изучаю светопись и визуальную культуру. Придерживаюсь традиционных методов печати и оформления фотографий. Заметки пишу для читателей, себя не прославляю. Над фотографиями работаю для заказчика, а деньги считаю благодарностью за проделанную работу. По духу — странник, по природе — человек.
Портфолио фотографа
Портфолио для фотографа – один из важнейших активов, но его значение часто недооценивается. И скажу даже больше – очень многие не понимают, что это такое на самом деле, каким оно должно быть и для чего использоваться. Попробуем устранить эти пробелы. Викисловарь даёт следующее определение: Портфолио – собрание, совокупность работ, осуществлённых проектов и т. п. (фотографа, дизайнера и т. п.) В большинстве…
Портфолио для фотографа – один из важнейших активов, но его значение часто недооценивается. И скажу даже больше – очень многие не понимают, что это такое на самом деле, каким оно должно быть и для чего использоваться. Попробуем устранить эти пробелы.
Викисловарь даёт следующее определение:
Портфолио – собрание, совокупность работ, осуществлённых проектов и т. п. (фотографа, дизайнера и т. п.)
В большинстве случаев начинающий фотограф ограничивается этим определением и начинает делать подборку самых разных своих работ.
Но давайте попробуем зайти с другой стороны – со стороны потенциального клиента. Какую функцию будет выполнять наше портфолио в этом случае?
Заказчику, конечно, интересно посмотреть на работы фотографа, прежде чем выбрать его исполнителем. По большей части их интересует общий уровень работ фотографа и совпадение художественного вкуса фотографа со своим собственным.
По части общего уровня работ рекомендация очень простая – он определяется по самой слабой работе. Логика тут простая – хорошие работы можно найти у каждого фотографа, но если в портфолио есть и слабые работы, значит фотограф считает их своими удачами. Следовательно, они куда в большей степени будут отражать его уровень.
Пускай в вашем портфолио будет меньше работ, но зато это будет подборка действительно сильных работ.
Со вторым аспектом всё куда более запутано. Фотограф при составлении портфолио чаще всего склонен объединить в нём все свои лучшие работы, что вполне понятно – ими хочется делиться и гордиться. Но такой подход может ввести потенциального заказчика в заблуждение. Да-да! Я хочу сказать, что не надо собирать портфолио из всех своих лучших фотографий.
Фотограф за свою карьеру может пробовать разные жанры, разные техники, приемы и стили. И понятно его желание продемонстрировать это. Но важно помнить, что заказчик, ориентируясь на ваше портфолио, пытается понять, как будет выглядеть съемка, закажи он её у вас. Если у вас подобраны фотографии в едином стиле, то сделать ему это будет проще. А вот если фотографии сильно разнятся по стилю съемки и по стилю обработки, то спрогнозировать результат будет сложнее.
Так что вторая важная характеристика вашего портфолио – постоянство стиля. Если вам сложно сразу свыкнуться с мыслью невключения некоторых своих работ в портфолио, сделайте не одно портфолио, а несколько. Одно основное, а второе можно назвать творческими съемками или личными проектами. Таким образом можно продолжать экспериментировать с манерой съемки, не вводя заказчиков в заблуждение. Также это даст возможность всегда показать то, что вы не являетесь заложником одного стиля, но чётко способно их разграничить.
Ещё один важный аспект при составлении портфолио – тематика или жанры. Опять же посмотрим со стороны клиента. Если клиенту нужен фотограф на свадьбу, клиент будет в первую очередь искать свадебных фотографов, то есть тех, кто специализируется на нужном жанре. Если же вы снимаете всё подряд, то о вас вспомнят точно не в первую очередь.
Тем фотографам, которые снимают в разных жанрах и которые не готовы жертвовать никаким из них, также рекомендуется разнести разные жанры в разные подборки, а ещё лучше разнести их на разные площадки.
И пара слов про то, где размещать портфолио. Если портфолио соответствует обозначенным критериям и делает ваши работы понятными для заказчика, то не так важно, на какой именно площадке они выложены. Это могут быть любые фотосайты. Но все же больший вес в глазах заказчика будут при условно равном уровне работ будут иметь фотографы со своим собственным сайтом. Это все же некая демонстрация серьезности отношения фотографа к своему ремеслу – что он в фотографии не случайный пассажир, а машинист своего поезда. Какая бы ни была площадка, её интерфейс обязан быть минималистичным, желательно в монохромной гамме, чтобы сам интерфейс не влиял на восприятие фотографий.
Также имеет смысл делать отдельные подборки фотографий под конкретных клиентов или под конкретные запросы, предоставляя их в формате pdf или онлайн. Так вам будет легче показать клиенту только те фотографии, которые близки его тематике и которые отражают ваше видение по стилю.
И хоть все эти советы относятся в первую очередь к коммерческим фотографам, для которых портфолио – не менее важный рабочий инструмент, чем камера или прямые руки, эти советы применимы вообще к любому фотографу, цель которого донести фотографии до своего зрителя и найти свою аудиторию.
Другие статьи
Скачать шаблон “Согласие модели на фото/видео съёмку” pdf Мы создали удобную и униве.
Как фотографу собрать портфолио
Вы начинающий фотограф и считаете, что для успешного портфолио достаточно собрать лучшие снимки, а там уже заказчик сам разберется и разглядит ваш талант и способности? К сожалению, всё совсем не так просто. Если вы хотите узнать, как составить достойное фотопортфолио, которое привлечет внимание клиентов, то эта статья для вас. Рассказываем, где взять материал, какие изображения лучше отобрать для портфолио и как его оформить.
Где взять снимки для портфолио
Снимайте бесплатно
Перед тем как начать собирать портфолио, необходимо иметь достаточное количество фотографий, подходящих по тематике и жанру. Маловероятно, что просто так, без примеров ваших работ, клиенты обратят на вас внимание. Поэтому начинать стоит с бесплатных съемок. Если это студийная фотография, воспользуйтесь «сценарием» TFP (Time for print): вы фотографируете модель бесплатно и отдаете ей снимки, тоже для портфолио. Вариант для будущих свадебных фотографов: на торжествах друзей вы можете снимать как второй (запасной) фотограф. Мало кто откажется от дополнительных кадров со своего праздника.
Найдите подработку по специальности
Есть жанры съемки, для которых потребуется особый доступ или аккредитация на мероприятия. Например, концертная или репортажная фотография. Но портфолио нужно составлять так или иначе. Чтобы набрать багаж в этой сфере, попробуйте устроиться в небольшие некоммерческие издания, например онлайн-журналы или порталы. Постепенно вы сможете набрать необходимое количество снимков, развить навык съемки в определенном жанре, а заодно и обрасти полезными контактами, которые помогут вам в будущем находить работу.
Делайте серии, участвуйте в челленджах
Природу, архитектуру, предметы вы можете фотографировать для себя. Главное преимущество в том, что для таких снимков не нужны затраты на съемку. Практически все объекты вы можете найти под рукой или во время прогулок, путешествий, а самими съемками заниматься в свободное время. В этих жанрах вы сможете научиться делать серии кадров и создавать собственные проекты. Практика не повредит в любом случае, но помимо нее вы получите большое количество фотографий, которые можно будет включить в портфолио.
Какие фото использовать в портфолио
Покажите свой диапазон
В портфолио нужно представить разнообразные снимки. Но обязательно сначала убедитесь в том, что они подходят по стилю и жанру. Например, заказчику, который хочет, чтобы вы снимали свадьбу, не будут интересны фотографии природы и городов. Для такого портфолио лучше всего использовать снимки с мероприятий и парные фотосессии. Но при этом хорошо показать различные форматы: макро, групповые снимки, портреты и т. д. Фотографии, сделанные в разные времена года, здесь тоже будут только плюсом.
Если вы имеете дело с предметной фотографией, сфокусируйтесь именно на ней. Нужно точно понимать, что хочет видеть заказчик, тогда ваше портфолио сможет по-настоящему запомниться.
Не используйте слишком много фотографий
Гигабайты разных фото и огромные альбомы заказчиков не интересуют. Ни у кого нет времени изучать карьеру фотографа с ее начала. Поэтому используйте новые снимки — желательно, сделанные за последний год. Постарайтесь выбрать только самые говорящие. Нескольких фотографий будет достаточно, чтобы показать, что вы умеете. Цените и свое время, и время вашего потенциального клиента.
Не берите одинаковые фотографии
Пусть они и получились хорошо, одинаковые или даже схожие фото не несут новой информации. По одному снимку уже понятно, что фотограф умеет работать в жанре, ставить свет или подбирать лучший угол съемки. Включайте в портфолио не то, что нравится вам, а то, что лучше всего вас представляет как профессионального фотографа.
Не используйте снимки, которые нуждаются в пояснении
Портфолио — это не выставка. Каждое фото должно говорить само за себя. Так что здесь не место для абстрактных кадров. Если фотография нуждается в пояснении или дополнительной истории, ее лучше в портфолио не включать. Она будет отвлекать внимание от того, что вы умеете, а это может серьезно повлиять на решение о заключении контракта с вами.
Как разместить фотографии
Расположите кадры грамотно
Портфолио — презентация работ фотографа, поэтому оформление не менее важно, чем сам контент. Можно, конечно, использовать обычную папку с распечатанными фотографиями, упакованными в файлы, но лучше подойти к задаче креативно. Например, создайте фотоальбом или сайт и подберите к каждому кадру фон, составляя подходящую композицию. Это поможет визуально усовершенствовать снимок, хотя для зрителя уловка будет незаметна.
Делайте коллажи
Фотография не всегда просто один кадр. Многие используют коллажи, особенно в портфолио свадебного фотографа. Как правило, они составляются по принципу от общего к частному: одна половина — это общий план, а вторая — элемент. Часто фотографы размещают рядом со снимком свадебной пары фото колец крупным планом. Это прекрасно выглядит и придется по душе многим заказчикам. Такой прием можно использовать и в других жанрах.
Начните и закончите сильно
Как и в публичных выступлениях, в портфолио лучше всего запоминается первая и последняя фотографии. Поэтому постарайтесь подобрать самые впечатляющие и качественные кадры в начало и конец. Будет отлично, если обе фотографии смогут вызвать у зрителя положительный эмоциональный отклик, поскольку именно он будет ассоциироваться в дальнейшем с вашим портфолио. Это незначительный трюк, который, на самом деле, окажется очень полезен.