Что такое портрет что такое пейзаж
«Виды и жанры изобразительного искусства»
Разделы: МХК и ИЗО
Искусство (от старославянского слова искоусити) – это художественное творчество в целом. Когда говорят о видах искусства, имеют в виду различные произведения, которые могут быть объединены по какому-то общему для них признаку. Основными видами искусства является: архитектура, живопись, графика, прикладное искусство, литература, музыка, кино, танец, фотография театр и т.д.
Сегодня наша задача познакомится с видами изобразительного искусства. Основными видами являются:
До XIX века тремя главными видами считались:
Затем появился еще один вид искусства
скульптура (лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю), ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную, трёхмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов.
живопись, вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность.
архитектура (лат. architectura, от греч. architéktôn — строитель) (зодчество), искусство проектировать и строить здания и другие сооружения (а также их комплексы), создающие материально организованную среду.
графика (греч. graphikë, от gráphô — пишу), вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография, монотипия и др.), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями.
декоративно-прикладное искусство, область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная обработка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и т. д.).
(Для закрепления материала показ слайдов)
Жанры изобразительного искусства.
Жанр – вид художественных произведений, характеризующийся определенными темами. (показ слайда)
К жанрам изобразительного искусства относятся:
Вот мы и познакомились с видами и жанрами изобразительного искусства. Для закрепления материала ответим на вопросы:
Задание на дом: Подготовить сообщение об одном из видов изобразительного искусства.
Портрет-пейзаж
«Портрет-пейзаж» (фр. Portrait-paysage ) — автопортрет французского художника-примитивиста Анри Руссо, написанный в 1890 году.
Руссо представил автопортрет на Салоне независимых в марте 1890 года. Он изобразил себя в строгом чёрном костюме на берегу реки на фоне парусника, украшенного яркими флагами. Позади него мост и дома со множеством печных труб. В небе летит воздушный шар. В руках художник держит кисть и палитру, где написаны два имени — Клеманс и Жозефина. Клеманс Бутар была первой женой Руссо. Они поженились в 1869 году, и Клеманс родила ему 9 детей, 7 из которых умерли во младенчестве от туберкулёза. Жена умерла в 1888 году. Жозефина Нури — вторая жена Руссо, на которой он женился в 1899 году, через 11 лет после смерти первой. Имени Жозефины на картине не было во время первого показа. Руссо приписал его в год свадьбы. Это не единственная правка картины после 1890 года. Художник фиксировал на «Портрете-пейзаже» изменения, которые происходили с ним с годами. Так, когда в 1901 году он стал преподавателем Филотехнической школы, на лацкане пиджака на картине появился соответствующий значок. Со временем Руссо добавлял к автопортрету всё больше седины.
Первоначальная реакция публики на «Портрет-пейзаж», как и на многие другие работы Руссо, была неоднозначной. Картина подвергалась насмешкам и издевательствам со стороны критиков.
Галерея
Портрет Клеманс Бутар, 1896 г.
Автопортрет, 1903 г.
Портрет Жозефины Нури, 1903 г.
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Портрет-пейзаж» в других словарях:
Портрет — жанр в живописи, скульптуре (реже в литературе), полностью сосредоточенный на изображении конкретного человека или не сколькихлюдей (групповой портрет). В строгом жанровом смысле живописный портрет это изображение отдельного человека, не… … Эстетика. Энциклопедический словарь
ПЕЙЗАЖ — в литературе (франц. paysage, от pays страна, местность), один из содержательных и композиционных компонентов художественного произведения: описание природы, шире любого незамкнутого пространства внешнего мира. Эстетическое отношение к природе … Литературный энциклопедический словарь
ПЕЙЗАЖ, ПОРТРЕТ, НАТЮРМОРТ — «ПЕЙЗАЖ, ПОРТРЕТ, НАТЮРМОРТ», Украина, УКРКИНОХРОНИКА, 1992, 15 мин. Документальный фильм. Режиссер: Сергей Буковский (см. БУКОВСКИЙ Сергей Анатольевич). Автор сценария: Виктория Бондарь. Оператор: Владимир Кукоренчук (см. КУКОРЕНЧУК Владимир… … Энциклопедия кино
Портрет итальянского Ренессанса — Сандро Боттичелли. «Портрет юноши с медалью Козимо Медичи». 1470 1477. Уффици, Флоренция Портрет итальянского … Википедия
Портрет Джиневры де Бенчи — Леонардо да Винчи «По … Википедия
Пейзаж — А. К. Саврасов. «Грачи прилетели», 1871 год Пейзаж (фр. Paysage, от pays страна, местность) жа … Википедия
Портрет — Питер Пауль Рубенс. «Портрет камеристки инфанты Изабеллы» … Википедия
Портрет К. Д. Арцыбушева — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности … Википедия
Пейзаж близ Фигераса — Сальвадор Дали Пейзаж близ Фигераса, 1910 Почтовая открытка, масло. 14×9 см Частная коллекция Альберта Филда, Нью Йорк «Пейзаж близ Фигераса» одна из ранн … Википедия
Деталь. Портрет. Пейзаж
К художественной детали преимущественно относят предметные подробности: подробности быта, пейзажа, портрета. Поэтические приемы, тропы и стилистические фигуры обычно не относят к художественной детали.
Деталь
Самую малую единицу предметного мира традиционно называют художетвенной деталью.
«Деталь» (фр. detail) – мелкая составная часть чего-либо; подробность, частность; так же детализировать. Принципиальным является отнесение детали к метасловесному, предметному миру произведения: «Образная форма литературного произведения заключает в себе три стороны: систему деталей предметной изобразительности. систему композиционных приемов и словесный (речевой) строй».
К художественной детали преимущественно относят предметные подробности: подробности быта, пейзажа, портрета. Поэтические приемы, тропы и стилистические фигуры обычно не относят к художественной детали.
Детализация – это не украшение, а суть образа. Ведь воссоздать предмет во всех его особенностях писатель не в состоянии, и именно деталь, их совокупность «замещают» в тексте целое, вызывая у читателя нужные автору ассоциации. Степень детализации изображения, в особенности внешнего мира, может быть мотивирована в тексте «местом, с которого ведется повествование», иначе пространственной и/или временной точкой зрения повествователя (рассказчика, персонажа, лирического субъекта).
Детализация, подобная «крупному плану» в кино, нуждается в фоне – «общем плане». В литературоведении краткое сообщение о каких-либо событиях, суммарное обозначение предметов часто называют генерализацией. Чередование детализации и генерализации участвует в создании ритма изображения.
Классификация деталей повторяет структуру предметного мира – события, действия персонажей, их портреты, психологические и речевые характеристики, пейзаж, интерьер и т.д. При этом в данном произведении какой-то вид(ы) деталей может отсутствовать, что подчеркивает условность его мира.
При литературоведческом описании стиля родственные детали часто объединяют. Такую типологию предложил А.Б. Есин, выделивший 3 группы: детали сюжетные, описательные, психологические. Преобладание того или иного типа порождает соответствующее свойство, или доминанту, стиля: «сюжетность» («Тарас Бульба» Гоголя), «описательность» (Мертвые души), «психологизм» (Преступление и наказание); названные свойства «могут и не исключать друг друга в пределах одного произведения».
Подобно тому как слово живет полной жизнью в тексте, высказывании, деталь раскрывает свои значения в ряду, последовательности, перекличке деталей. При анализе рассматривается фрагмент текста, в котором есть со- и/или противопоставления деталей. Динамика портрета: жест, элементы мимики и пантомимики, изменения цвета кожи, дрожь, а также паралингвистические элементы, как то: смех, плач, темп речи, речевые паузы и пр. Все эти знаки несловесного общения, которыми люди могут пользоваться целенаправленно, широко представлены в художественной литературе; в частности, они выступают деталями динамического портрета персонажа. Детали могут быть даны в противопоставлении, но могут, напротив, образовывать ансамбль, создавая в совокупности единое и целостное впечатление.
Е.С.Добин предложил типологию деталей, исходя из критерия: единичность/множество, и для обозначения выделенных типов использовал разные термины: «Подробность воздействует во множестве. Деталь тяготеет к единичности. Он заменяет ряд подробностей». Деталь может быть выражена с помощью синекдохи, гиперболы.
Заметности детали, в той или иной степени контрастирующей с общим фоном, способствуют композиционные приемы: повторы, «крупный план», «монтаж», ретардации и др. Повторяясь и обретая дополнительные смыслы, деталь становится мотивом, часто вырастает в символ. В «Идиоте» Достоевского читателю поначалу может показаться странным умение Мышкина имитировать почерки. Однако при прочтении всего романа становится ясно, что главный талант Мышкина – понимание разных характеров, разных стилей поведения, и воспроизведение стилей письма – намек на это. Символическая деталь может быть вынесена в заглавие произведения: «Крыжовник» А.П.Чехова, «Легкое дыхание» Бунина.
Портрет
Портрет персонажа – описание его наружности: лица, фигуры, одежды, видимых свойств поведения: жестов, мимики, походки, манеры держаться.
Представление о персонаже читатель получает из описания его мыслей, чувств, поступков, из речевой характеристики, так что портретное описание может и отсутствовать. Наблюдаемое в жизни соответствие между внешним и внутренним позволяет писателям использовать наружность персонажа при создании его как обобщенного образа. Персонаж может стать воплощением какого-либо одного свойства человеческой натуры (итальянская «комедия масок»).
Благодаря соответствию между внешним и внутренним оказались возможны героизация, сатиризация персонажа через его портрет. Так, Дон Кихот, соединяющий в себе и комическое, и героическое, тощ и высок, а его оруженосец – толст и приземист. Требование соответствия есть одновременно и требование цельности образа персонажа. Внешний вид литературного персонажа «не описывается. а создается и подлежит выбору», причем «некоторые детали могут отсутствовать, а иные выдвигаются на первый план».
Место и роль портрета в произведении, как и приемы его создания, разнятся в зависимости от рода, жанра литературы.
В драме автор ограничивается указанием на возраст персонажей и общими характеристиками свойств поведения, данными в ремарках; все остальное он вынужден предоставить заботам актеров и режиссера.
В лирике важно поэтически обобщенное впечатление лирического субъекта. Лирика максимально использует прием замены описания наружности впечатлением от нее. Такая замена част сопровождается употреблением эпитетов «прекрасный», «прелестный», «очаровательный», «пленительный», «несравненный» и др. Поэтическая трансформация видимого в область идеальных представлений автора и его эмоций часто проявляется в использовании тропов и др. средств словесно-художественной изобразительности. Материалом для сравнений и метафор служит красочное изобилие мира природы – растений, животных, драгоценных камней, небесных светил. Стройный стан сравнивается с кипарисом, тополем, березой, ивой и т.д. Драгоценные камни используются для передачи блеска и цвета глаз, губ, волос: губы – гранат, кожа – мрамор и т.д.
Выбор материала для сравнений определяется характером выражаемых переживаний. В поэзии Данте, Петрарки показана духовная суть любви, что подчеркивают эпитеты «неземной», «небесный», «божественный». Бодлер воспевает «экзотический аромат» любви.
Иерархии канонических жанров литературы соответствуют принципы портретизации. Внешность персонажей высоких жанров идеализирована, низких (басен, комедий и др.), напротив, указывает на разного рода телесные несовершенства. В изображении комических персонажей преобладает гротеск. Для метафор и сравнений с миром природы используются не роза и лилия, а редька, тыква, огурец; не орел, а гусак, не лань, а медведь и т.п.
В создании портрета персонажа ведущей тенденцией вплоть до конца 18в. оставалось преобладание общего над индивидуальным. Преобладала условная форма портрета с характерными для него статичностью описания, картинностью и многословием. Характерной чертой условного описания внешности является перечисление эмоций, которые персонажи вызывают у окружающих или повествователя (восторг. восхищение и т.п.). Портрет дается на фоне природы; в литературе сентиментализма это – цветущий луг или поле, берег реки или пруда. Романтики будут предпочитать лес, горы, бурное море, экзотическую природу. Румяную свежесть лица заменит бледность чела.
В литературе реализма 19 в. осуществился переход от статичного изображения к динамичному. Вместе с тем в этот период выделяют 2 основных вида портрета: тяготеющий к статичности экспозиционный портрет и динамический, переходящий в пластику действования.
Экспозиционный – подробное перчисление деталей лица, фигуры, одежды, отдельных жестов и других примет внешности; дается от повествователя, заинтересованного характерностью внешнего облика представителей какой-либо социальной общности: мелкие чиновники, мещане, купцы, извозчики и др.
Более сложная модификация экспозиционного портрета – психологический, где преобладают черты внешности, свидетельствующие о свойствах характера и внутреннего мира (портрет Печорина в «Герое нашего времени»).
Динамический – находим в творчестве Л.Толстого, Достоевского, Чехова, где индивидуально-неповторимое в героях заметно преобладает над социально-типическим и где важна их вовлеченность в динамический процесс жизни.
Подробное перечисление черт наружности уступает место краткой, выразительной детали, возникающей по ходу повествования. Иногда портрет дается как впечатление других персонажей от героя (портрет Настасьи Филипповны в восприятии Мышкина).
Важной составляющей внешности является костюм. Одежда бывает будничной или праздничной, «к лицу» или «с чужого плеча». «Столичное» платье Хлестакова магически действует на обывателей.
Пейзаж
Пейзаж (фр. pays — страна, местность) — один из компонентов мира литературного произведения, изображение незамкнутого пространства.
В произведениях с философской проблематикой через образы природы (пусть эпизодические), через отношения к ней нередко выражаются основные идеи.
Пейзаж в родах литературы
Скупее всего представлен в драме, отсюда возрастание символистской нагрузки пейзажа.
В эпосе выполняет самые разнообразные функции.
В лирике пейзаж подчеркнуто экспрессивен, часто символичен: широко используется психологический параллелизм, олицетворения, метафоры и другие тропы.
В зависимости от предмета, или фактуры описания, различают пейзажи деревенский и городской, или урбанистический («Собор Парижской Богоматери» Гюго), степной («Тарас Бульба» Гоголя), морской («Моби Дик» Мелвилла). лесной («Записки охотника» Тургенева), горный (Данте, Ж.-Ж. Руссо), северный и южный, экзотический («Фрегат «Паллада» Гончарова).
Различные виды пейзажа в литературном процессе семиотизируются. Это становится предметом изучения исторической поэтики.
29.09.2016, 14793 просмотра.
Дизайн интерьера и архитектура
Дизайн интерьера, ремонт и отделка своими руками.
Жанры живописного искусства
И. И. Шишкин. Пейзаж » Корабельная роща» ( 1898 год).
Все существующие на сегодняшний день живописные произведения можно разделить на несколько отдельных жанров, которые имеют свои особенности в тематике и технике изображения. Рассмотрим основные из них, чтобы иметь правильное представление о структуре живописных полотен.
Итак, среди современных жанров живописи можно назвать следующие:
Схематически разделение жанров живописного искусства будет выглядеть следующим образом:
Схема жанров живописи
Портрет
Многим из нас знаком такой жанр живописи, как портрет. Это один из самых древнейших видов изобразительного живописного творчества, и его можно встретить также в скульптуре и графике. Раньше не было фотографий, поэтому каждый богатый или знаменитый человек считал необходимым увековечить свое лицо и фигуру для потомков — и в этом на помощь ему приходили художники — портретисты.
Портретом принято считать изображение одного конкретного человека или целой группы людей. С помощью портретной живописи мастер показывает внутренний мир людей через особенности их внешнего облика.
Причем, на портрете могут изображаться как реальные люди, так и литературные или мифические герои. Кроме того, может быть создан как портрет человека, жившего в прошедшие времена, так и нашего современника, существующего на сегодняшний день.
Четких границ у портретного жанра нет, поэтому в одном произведении портрет может сочетаться с элементами других жанров живописи — пейзажем, натюрмортом и так далее.
Ксения Черномор. Портрет женщины на фоне пейзажа. Холст, масло.
Виды портретов
Среди наиболее распространенных видов портретной живописи можно выделить следующие:
Каждый из видов портретной живописи имеет свои характерные особенности и отличия в технике выполнения. Рассмотрим их более подробно.
А. М. Матвеев. Портрет Петра Великого ( 1724 — 1725 годы). Холст, масло.
Владислав Рожнев » Женский портрет» ( 1973 год). Холст, масло.
Борис Кустодиев. Картина — портрет Ф. И. Шаляпина ( 1922 год). Холст, масло.
Ф. В. Сычков » Портрет крестьянки».
Костюмированный портрет
Автопортрет Рафаэля Санти
По характеру и способу изображения фигуры человека все портреты делятся на следующие типы:
Эжен Делакруа. Портрет барона Швитера ( 1827 год).
Рокотов Ф. С. » Коронационный портрет Екатерины II» ( 1763 год).
Камерный портрет Екатерины II в дорожном костюме. Конец XVIII века.
Эдуард Мане » Девушка в испанском костюме» ( 1862 — 1863 годы).
Современный малоформатный портрет, написанный акварелью.
Жак Августин » Вакханка» — миниатюрный портрет ( 1799 год). Кость, акварель, гуашь. Размер 8 см ( круг).
Пейзаж
Пейзаж представляет собой отдельный жанр живописи, основным объектом изображения которого является природа в первозданном виде или несколько измененная в процессе деятельности человека.
Константин Крыжицкий » Дорога» ( 1899 год).
Жанр пейзажной живописи известен с древнейших времен. Однако в средние века он несколько теряет свою актуальность. Но уже в эпоху Ренессанса пейзаж возрождается и приобретает значение одного из важнейших жанров в живописном искусстве.
Жан — Франсуа Милле » Весна».
Марина
Марина ( от латинского слова » marinus» — » морской») — особый жанр живописи, в котором все изображаемые события, виды человеческой деятельности и картины природы посвящены морю. Зачастую на полотнах изображены морские пейзажи в разное время года и при различном освещении.
И. К. Айвазовский » Девятый вал» ( 1850 год).
Художников, рисующих морские просторы в различных их проявлениях, называют » маринистами». Одним из известнейших маринистов является Иван Айвазовский, создавший свыше 6 тысяч картин на морскую тематику.
Иван Айвазовский » Радуга» ( 1873 год).
Историческая живопись
Жанр исторической живописи зародился в эпоху Возрождения, когда художники стремились отразить в своих полотнах сцены из жизни общества в различные периоды истории.
Однако на исторических полотнах могли изображаться не только картины из жизни реальных людей, но и мифологические сюжеты, а также иллюстрированное переосмысление библейских и евангелийских историй.
Доменико Беккафуми » Воздержание Сцилиона Африканского» ( около 1525 года).
Историческая живопись служит для отображения событий прошлого, наиболее важных для конкретного народа или всего человечества в целом.
Франциско Прадилья » Крещение принца Хуана, сына Фердинанда и Изабеллы» ( 1910 год).
Батальная живопись
Одной из разновидностей исторического жанра является батальная живопись, тематика изображений которой посвящена главным образом военным событиям, знаменитым сражениям на суше и на море, а также военным походам. Батальный жанр охватывает историю военных столкновений за всю историю существования человеческой цивилизации.
При этом батальные полотна отличаются большим количеством и многообразием изображенных фигур, а также достаточно точными картинами местности и особенностей архитектуры того или иного региона.
Франсуа Эдуар Пико » Осада Кале» ( 1838 год).
Перед художником — баталистом стоит несколько сложнейших задач:
Жан — Батист Дебре » Наполеон выступает перед баварскими войсками в Абенсберге 20 апреля 1809 года.
Фрагмент Бородинской панорамы.
Натюрморт
Натюрмортом называется создание на полотнах композиций из неодушевленных предметов в различных их сочетаниях. Наиболее популярными являются изображения посуды, вазонов с букетами цветов и фруктов на блюде.
Сезанн » Угол стола» ( 1895 — 1900 годы).
Изначально тематика изображений в жанре натюрморта возникла на рубеже XV — XVI столетий, но окончательное оформление жанра в отдельное направление живописи произошло в XVII веке. Первыми создателями натюрмортов были голландские и фламандские художники. Позднее натюрморт занял важное место и в творчестве русских художников.
Виллем Клас Хеда, Натюрморт ( 1637 год).
Тематика изображений в натюрмортах может быть весьма богатой и многообразной, и не ограничивается исключительно бытовыми предметами. Это могут быть книги, журналы и газеты, бутылки, статуэтки, глобус и многие другие объекты.
Давид Тенирс Младший. Натюрморт ( 1645 — 1650 годы).
Одним из ответвлений жанра можно считать с центральным изображением черепа. Этот подвид жанровой живописи условно называют » Суета сует» или Vanitas ( в переводе с латинского звучит как » тщеславие, суета»).
Главной идеей композиций в жанре Vanitas является мысль о конечности земного бытия и смирении перед неизбежностью перехода в мир иной. Наибольшую популярность натюрморты с изображением черепа в центре композиции приобрели в XVI — XVII столетиях во Фландрии и Нидерландах. Чуть позже к нему стали обращаться французские и испанские художники.
Питер Клас » Натюрморт с черепом».
Жанровая живопись
В изобразительном искусстве жанровая живопись считается частью бытового жанра. С древнейших времен художники изображали сцены бытовой жизни простых людей — крестьян, ремесленников, торговцев, а также слуг знатных придворных в процессе трудовой деятельности или в повседневной жизни их семей.
Габриель Метсю » Продавец птиц» ( 1662 год).
Первые образцы жанровых картин в современном понимании появились в эпоху Средневековья, и впоследствии получили повсеместное распространение и популярность. Тематика жанровых полотен характеризуется завидным разнообразием, чем и вызывает интерес зрителей.
Бернардо Строцци » Кухарка» ( 1625 год).
Архитектурная живопись
Адольф Вегелин ( картина создана в 1845 году).
Благодаря подобным картинам зритель имеет возможность воочию увидеть памятники архитектуры в первозданном виде глазами самого художника. Произведения архитектурной живописи также помогают в изучении архитектурного ландшафта городов ушедших времен.
Луи Дагер » Туман и снег, видимые сквозь разрушенную готическую колоннаду» ( 1826 год).
Анималистическая живопись
Анималистический жанр — отдельный жанр живописного искусства, который специализируется главным образом на изображении животного мира нашей планеты. На картинах данного жанра мы можем видеть животных, птиц, рыб, а также представителей многих других видов в естественной среде их обитания.
Джордж Стаббс » Спящий леопард» ( 1777 год).
Однако это не значит, что темой изображения анималистического жанра являются только дикие животные. Напротив, художники очень часто пишут картины, посвященные домашним любимцам — кошкам, собакам, лошадям и так далее.
Паулюс Поттер ( 1649 год).
Декоративная живопись
Жанр декоративной живописи можно условно разделить на несколько видов, имеющих свои отличия:
Видовое разнообразие декоративного жанра объясняется тем, что художники во все времена старались украсить каждый объект окружающего мира.
Потолок ратуши в Тулузе
Фреска из оформления виллы в Боскореале.
Театральная декорация
Декоративная роспись подносов