Что такое портрет музыкальный портрет

Конспект урока «Портрет в музыке»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» пгт. Войвож

Конспект урока музыки в 3 классе

Тема урока : Портрет в музыке.

Рабочая программа: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина. 3 класс

Тип урока: урок изучения нового материала с использованием межпредметных связей.

Цель урока: понимание и восприятие музыкального образа, его интонационной сферы и особенностей средств музыкальной выразительности.

Задачи: Образовательные: расширить представления детей о театре и балете. Углубить знания учащихся о творчестве С.С.Прокофьева. Сопоставить образную сферу Золушки и Мачехи, её дочерей.

Развивающие: формировать умение делать выводы, выделяя главное в уроке. Развивать эмоциональную сферу учащихся, музыкальную память, тембральный слух.

Воспитательные: формировать нравственно-эстетическое восприятие произведений С.С.Прокофьева.

Материал урока: Музыкальный: «Песня о картинах» Г.Гладков, сл.Ю.Энтина.

С.С.Прокофьев, балет «Золушка»: Вступление, Па-де-шаль, Урок танца.

Э.Григ. «Утро» из сюиты «Пер Гюнт».

Художественный: слайды к балету «Золушка», кантате «Александр Невский», симфонической сказке «Петя и волк». «Прокофьев-пианист», «Прокофьев-шахматист». Портреты Э.Грига и С.С.Прокофьева.

Методы: проблемно-поисковый, активный диалог, ассоциативный поиск, сопоставление, анализ.

Виды музыкальной деятельности : слушание, исполнительская деятельность, сочинение, музыкально-образовательная деятельность

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, СД-диски, фортепиано.

1.Самоопределение к деятельности

Источник

Портрет в музыке «В каждой интонации спрятан человек…»

Презентация к уроку

Учебные цели (цели УД обучающихся):

— освоить знание понятия “портрет” в музыкальном произведении;

— освоить знание понятия “выразительность” и “изобразительность”;

— выработать умение определять на слух, какой музыкальный “портрет” создал композитор на примере творчества С. С. Прокофьева;

Цели будут считаться достигнутыми, если

— ученик правильно воспроизводит определение понятия “портрет” в музыке;

— ученик правильно воспроизводит определение понятия “выразительность” и “изобразительность”;

— сможет на слух определить, какой портрет, образ нарисовала нам музыка.

Педагогические цели:

1. Oрганизовать УД обучающихся:

— по освоению ими понятия “портрет” в музыке;

— по освоению ими понятий “выразительность” и “изобразительность”;

— по освоению ими различных выразительных средств, используемых композиторами для создания “портретов” в музыке;

— по отработке умений слышать в конкретных музыкальных произведениях различные музыкальные образы героев;

2. Развития: способствовать развитию воображения и фантазии учеников при осознании ими “портретов” в музыке;

3. Воспитания: создать условия для формирования эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства на основе восприятия и анализа музыкальных и литературных образов.

Педагогические задачи.

Тип урока: комбинированный

Оснащение урока: аудио- и видеооборудование; презентация.

Ход урока

Дети входят в кабинет под музыку “Утро” из сюиты “Пер Гюнт” Э. Грига (слайд№1 – фон)

ПреподавательОбучающиеся
— Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем с вами разговор о том, как много интересного нас ждет каждый день. Давайте послушаем и споем одну замечательную мелодию. (слайд №1) Мелодия – это.

Распевание: исполнение на инструменте мелодии Э.Грига “Утро”.— Добрый день!

— Душа музыки (хором)— Что за мелодия прозвучала? Слышали ли вы её раньше?

— давайте, споём на слог “ля” (фа мажор).

— а теперь поём со словами: (слайд №2)

Солнышко всходит и небо светлеет.

Природа проснулась, и утро пришло— Да, на прошлом уроке. Это “Утро” Эдварда Грига.— Какую картину нарисовал нам композитор в этом произведении?— картину утра, нарисовал, как всходит солнце, рассвет, наступает день.— Молодцы! Музыка, действительно может рисовать нам картины природы – это музыкальная изобразительность.

Давайте споем песню, которую я задавала вам выучить на дом. Она, о чем нам рассказывает?— она изображает нам картину природыИсполнение песни “Утро начинается” (минус на слайде №2) (текст – приложение 1)

— А как вы думаете, о чем еще может музыка нам рассказать?

— Итак, как вы думаете, какая будет тема нашего урока сегодня? О чем мы будем сегодня разговаривать?— ответы детей

— о том, как музыка может изображать человека. Рисовать его портрет— Вы большие молодцы! Тема нашего урока сегодня так и звучит: “Портрет в музыке” (слайд №3). Очень часто в музыкальных произведениях мы как бы встречаемся с разными персонажами –

Это могут быть как взрослые, так и дети, мужчины или женщины, девочки или мальчики, а также звери или птицы. По музыкальной теме мы можем представить, какой у них характер и даже какая внешность иногда, как они ходят, как говорят, какое у них настроение. Музыка может выражать чувства, мысли и характеры человека, т.е. она способна рассказать нам о них – это музыкальная выразительность.

— Откройте учебник на странице 26-27. Внизу на стр.26 мы видим понятия “выразительность” и “изобразительность”. (То же на доске – слайд №4). Как вы поняли, что же такое “Изобразительность”? Выразительность”?

— Вы большие молодцы! Давайте послушаем с вами отрывок из музыкального произведения уже хорошо нам знакомого композитора С. С. Прокофьева (слайд №5)— грустными

— скромнымиСлушаем музыку и выбираем, какому герою она принадлежит (слайд 6).

— Почему вы решили, что это именно этот персонаж?

— Что же такое портрет в музыке? Как вы думаете?— ответы детей

— портрет в музыке – это изображение человека, его характера с помощью звуков, мелодий— Правильно, ребята! (слайд №7) Сегодня мы с вами понаблюдаем, как композиторы с помощью мелодий и выразительных интонаций создают музыкальные портреты. Сейчас я вам прочту стихотворение А.Л. Барто “Болтунья” (слайд №8).

Послушайте внимательно и об особенностях этого стихотворения скажите после прослушивания (читаю). Какие особенности?

Подберите портрет девочки из представленных иллюстраций (слайд№9).

— почему именно эта картинка?

— за счет чего? Как вы определили?

Ребята, такой быстрый темп прочтения, говорения называется СКОРОГОВОРКОЙ (слайд №10)— быстро.Как вы думаете, зачем автор использовал в своем стихотворении скороговорку?

— Представьте, что вам предложили бы написать музыку к этому стихотворению. Какая она бы была? Вам нравится такая девочка?

Давайте послушаем, как С. С. Прокофьев нарисовал портрет этой девочки.

Слушаем песню “Болтунья”— ответы детей. чтобы показать, что девочка любит поговорить

— Быстрая.Итак, смог ли композитор нарисовать нам портрет болтуньи?

При помощи чего?— Да!

— быстрый темп, веселый характер.— Как вам кажется, нравится ли композитору Лида?

На экране сцены из балета “Ромео и Джульетта” и портрет Г.Улановой в роли Джульетты. Говорю об этом детям (слайд №11).— Нравится.— Подумайте, кто спрятан за этой интонацией? Играю начало “Джульетты-девочки”

— Какой у неё характер? Что она делает?

— Эта интонация построена на гамме до мажора, которая быстро взлетает вверх.

Поем гамму до мажора, постепенно ускоряем на слог “ля”(слайд 12)

— Озорной, она бегает— Скажите, только одна тема прозвучала в портрете Джульетты?

— Правильно. Как вы думаете, почему?— несколько

— ответы детей.— Давайте попробуем, слушая музыку, изобразить мимикой и движениями её настроение и действия.

— Скажите, а Джульетта вам нравится?Дети встают и пластическими движениями под музыку показывают Джульетту.

— Она лёгкая, мечтательная, влюблённаяИтак, расскажите, о чем же мы сегодня с вами разговаривали? Что такое портрет в музыке? (слайд №13)

Вы правы, музыка – искусство выразительное. Она выражает чувства, мысли, и характеры людей. Через них мы можем увидеть и животных, и тараторящую без умолку девочку, и лёгкую и мечтательную Джульетту.

Вам понравилось наше занятие сегодня? (слайд №14)

Источник

Урок 09. Музыкальный портрет

Интересно сопоставить особенности воссоздания облика человека в литературе, изобразительном искусстве, музыке.

В музыке не может быть сходства с конкретным лицом, но в то же время не случайно говорится, что «в интонации спрятан человек». Так как музыка искусство временное (она развертывается, развивается во времени), ей, как и лирической поэзии, подвластно воплощение эмоциональных состояний, переживаний человека со всеми их изменениями.

Слово «портрет» применительно к музыкальному искусству, особенно к инструментальной непрограммной музыке, — метафора. В то же время звукопись, а также синтез музыки со словом, сценическим действием и внемузыкальными ассоциациями расширяют ее возможности. Выражая чувства, настроения человека, воплощая различные его состояния, характер движения, музыка может вызвать зрительные аналогии, позволяющие представить, что за человек перед нами.

Персонаж, лирический герой, рассказчик, повествователь — эти понятия важны не только в литературном произведении, но и в музыкальном. Они необходимы для понимания содержания программной музыки, музыки для театра — оперной, балетной, а также инструментально-симфонической.

Интонация персонажа более ярко воспроизводит внешние приметы, проявления человека в жизни: возраст, пол, темперамент, характер, неповторимую манеру говорить, двигаться, национальные особенности. Все это воплощается в музыке, и мы как бы видим человека.

Музыка может помочь встретиться с людьми другой эпохи. Инструментальные произведения создают образы различных персонажей. Ф. Гайдн признавался, что всегда сочинял музыку, имея в виду характерные типы человека. «Моцартовские темы подобны выразительному лицу… Можно написать целую книгу о женских образах в инструментальной музыке Моцарта» (В. Медушевский).

• Послушайте фрагменты из произведений разных композиторов: В.-А. Моцарта и С. Прокофьева, А. Бородина и Б. Тищенко, Ж. Бизе и Р. Щедрина, А. Шнитке и В. Кикты. Портреты каких людей вы «увидели » в музыке?

Какие средства выразительности дают вам возможность представить особенности характеров героев и персонажей?

Художественно-творческое задание

Сделайте эскизные зарисовки портретов персонажей полюбившихся вам музыкальных сочинений, дайте им словесную характеристику.

Александр Невский

Источник

Что такое портрет музыкальный портрет

Часто художники и скульпторы в своих произведениях изображают музыкантов и музыкальные инструменты, например скрипку. Известны портреты скрипачей, жанро­вые сценки с музыкантами-скрипачами, натюрморты со скрипкой.

Портрет – это произведение изобразительного искусства, содержащее изображение определённого человека или группы людей, а также художественное изображение, образ литературного героя.

Исходя из этого определения, можно сказать, что термин «портрет» применим и к живописи, и к литературе. Данный жанр характерен и для музыкального искусства. Музыкальные портреты помогают нам представить героев песен, опер и балетов.

Звучание скрипки очень выразительно. Её голос часто сравнивают с человеческим. Скрипка может петь, пла­кать, говорить.

Скрипка олицетворяет собой эстетику звучания человечес­кого голоса и оказывается способной донести всё лучшее, что есть в нём. Не случайно высшей похвалой мастерству скрипа­ча является сравнение его игры с человеческим голосом: скрипка поет, плачет, тоскует. Каждая скрипка, ожившая в ру­ках мастера, имеет свой характер. Звучание человеческого голоса часто связывают со звучанием скрипки или альта, ввиду близости их тембров.

Тембр – это характерная окраска звука инструмента или голоса, по которой различается звучание ноты одной и той же высоты.

Скрипка появилась в Европе в конце XV в. Она была лю­бимым инструментом бродячих музыкантов, увеселявших народ на гуляниях, ярмарках, свадьбах, в трактирах и ка­бачках. Как народный инструмент скрипка сохранилась до наших дней в Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии.

Скрипка всегда имела большое значение в жизни людей. Именно поэтому художники часто писали изображение этого инструмента и портреты музыкантов-скрипачей.

Источник

Портрет в музыке и живописи

Разделы: Музыка

Цель: Осознание ребятами родства между двумя видами искусства музыкой и живописью посредством портрета.

Магнитофон (кассеты с записями), ноутбук (диск, презентация с репродукциями картин).

Словесный, наглядно-слуховой, проецирование, анализ.

Ход урока

Музыкальный портрет. Михаил Яворский.

Много странного в жизни у нас,
Например, я мечтал много лет,
Даже делал попытки не раз,
Написать музыкальный портрет.

Для натуры нашёл человека-
Эталон благородства и чести,
Современник из нашего века,
Прожил жизнь без лжи и без лести.

Нотный стан будет лучше, чем холст,
Всё на нём распишу и сыграю,
Будет этот рисунок не прост,
Но надежды своей не теряю.

Чтобы мягче смотрелись черты,
Будут чаще минорные звуки,
А возможности здесь велики,
Не в ущерб музыкальной науки.

Партитура не будет простой,
Только нотный закон не нарушу,
И портрет этот будет такой-
Все услышат в нём сердце и душу.

Он не будет висеть на стене,
Не страшны ему влага и свет,
И, конечно, хотелось бы мне,
Чтобы прожил он множество лет.

Продолжая тему “Можем ли мы увидеть музыку”, сегодня на уроке речь пойдет, как вы уже догадались из стихотворения, о портрете в музыке и живописи. Что такое портрет?

Портрет – это изображение донного человека.

И так, слушаем первый портрет.

Слушание: песня Варлаама из оперы М.П. Мусоргского “Борис Годунов”.

Исходя из характера музыкального произведения, что можно сказать о данном персонаже? Какими качествами он обладает?

Этот герой веселый, в нем чувствуется сила.

Сила добрая или злая?

Сила, все-таки, злая. Музыка властная, значит и герой очень властный, в тоже время разгульный, жестокий, его все боятся.

Какие средства музыкальной выразительности использует композитор, изображая данного “героя”?

Темп быстрый, тембр голоса низкий, преобладание минорных интонаций, хотя они и сменяются мажором.

А интонация какой песни используется композитором для изображения данного персонажа?

Русской народной плясовой

Исходя из перечисленных вами средств музыкальной выразительности, как вы думаете, как выглядит этот человек внешне?

Этот человек пожилой, с бородой, взгляд злой и властный.

Показывается портрет И.Репина “Протодьякон”.

Что такое портрет музыкальный портрет. Смотреть фото Что такое портрет музыкальный портрет. Смотреть картинку Что такое портрет музыкальный портрет. Картинка про Что такое портрет музыкальный портрет. Фото Что такое портрет музыкальный портрет

Давайте, подумаем, есть ли сходство нашего “музыкального героя” с человеком, изображенным на данной картине? И если есть, то, какое?

Сходство есть. Человек, изображенный на картине тоже пожилой, с бородой.

Ребята, а обратите внимание на взгляд этого человека. Попробуйте изобразить этот взгляд. Какой он?

Взгляд острый, хищный, злой. Брови густые, черные, вразлет, что делает взгляд тяжелым и властным. Картина, как и в музыке, в темных тонах.

Мы с вами сравнили два портрета – музыкальный и художественный. Музыкальный портрет принадлежит перу русского композитора М.П. Мусоргского ( песня Варлаама из оперы “Борис Годунов”), второй портрет принадлежит гениальному русскому портретисту И. Репину (портрет называется “Протодьякон”). Причем эти портреты создавались независимо друг от друга.

Просмотр отрывка из оперы “Борис Годунов” (“Песня Варлаама”).

Ребята, а как вы думаете, почему возникли такие портреты как Варлаам, протодьякон?

Композитор и художник увидели таких людей и их изобразили.

Слушая “песню Варлаама” и глядя на картину “Протодьякон”, как вы думаете, как относятся художник и композитор к таким людям, одинаково или по-разному. Обоснуйте ответ.

И композитор, и художник не любят таких людей.

Действительно, когда Мусоргский увидел “Протодьякона” он воскликнул: “Да это же мой Варлаамище! Это же целая огнедышащая гора!”

И.Е.Репин в портрете “Протодьякона” обессмертил образ дьякона Ивана Уланова, из своего родного села Чугуево, о котором написал: “…ничего духовного – весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев…”.

Скажите, а нам передалось отношение авторов к своим персонажам?

А в наше время вы встречались с такими портретами?

А почему в наше время таких портретов не создают?

Потому, что в наше время таких людей нет. В прошлых веках таких “героев” было много. Такие священники были характерны для того времени. В наши дни таких священнослужителей нет.

То есть искусство отражает окружающую нас реальность.

Сейчас мы с вами познакомимся еще с одним музыкальным портретом.

Слушание арии Кутузова из оперы С.С. Прокофьева “Война и мир”.

Класс делится на три группы и получает следующие задания:

1-я группа – дает словесный портрет персонажа (внешний и “внутренний”);

2-я группа – выбирает один портрет, соответствующий данному музыкальному произведению из предложенного видеоряда, обосновывает ответ;

3-я группа – сопоставляет полученный портрет с данным музыкальным произведением.

Учащиеся обосновывают свои ответы, опираясь на средства музыкальной и художественной выразительности, используемые композитором и художником.

Что такое портрет музыкальный портрет. Смотреть фото Что такое портрет музыкальный портрет. Смотреть картинку Что такое портрет музыкальный портрет. Картинка про Что такое портрет музыкальный портрет. Фото Что такое портрет музыкальный портрет

Мы с вами познакомились еще с одним портретом, прямо противоположным Варлааму. Прозвучала ария Кутузова из оперы С.С. Прокофьева “Война и мир” и перед нами картина Романа Максимовича Волкова “Кутузов”.

Полководец, победивший Наполеона в войне 1812 года.

Какие черты характера героя подчеркивает композитор, а какие художник?

Композитор подчеркивает величественность, силу, благородство, переживание за Родину. Художник подчеркивает его заслуги перед Родиной, благородство, ум.

А как к этому герою относятся и композитор и художник?

Они уважают его, гордятся тем, что он их соотечественник.

А нам передалось отношение авторов к этому герою?

К какому ранее изученному музыкальному произведению по духу близка эта ария?

Слушание или исполнение отрывка из арии.

К “Богатырской симфонии” А.П.Бородина.

Слушая арию и глядя на картину, можно ли назвать Кутузова богатырем. Обоснуйте ответ.

Да, потому, что он сочетает в себе все три качества – Сила, Ум, Добро.

А Варлаама можно назвать богатырем?

Нет, в нем есть Сила, Ум, но нет Добра.

(На доске оба портрета)

А почему были созданы портрет Кутузова Прокофьевым и Волковым и “Богатырская” симфония Бородина и картина Васнецова “Богатыри”?

Потому, что такие люди, герои существовали на самом деле.

Мы с вами сегодня разучим песню, герои которой обладают Силой, Умом, Добром. А главная их сила в дружбе. Песня из кинофильма “Гардемарины, вперед!” “Песня о дружбе”.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *