Что такое портрет музыки
Презентация по искусству 8 класс на тему «Музыкальный портрет»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Музыкальный портрет. 8 класс Презентацию составила: педагог дополнительного образования, учитель музыки МАОУ «СОШ совхоза им. Ленина, Московской области, Ленинского г.о. Паршина Вера Валентиновна
Портрет в литературе Портрет в литературе – одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает свое идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер.
Литературный портрет Петра Гринёва в романе «Капитанская дочка» описание внешности, характера, воспитания героя. Петр Гринев является молодым дворянином, сыном состоятельного помещика, владеющего крепостными крестьянами. Полное имя героя — Петр Андреевич Гринев. Возраст Петра Гринева — 16 лет. О внешности Петра Гринева известно очень мало. Дело в том, что повествование в романе ведется от имени самого Петра Гринева и сам он не описывает свою внешность. Петр Гринев получил домашнее воспитание. К сожалению, его учителя, в частности мосье Бопре, плохо выполняли свои обязанности и мальчик учился кое-как. Как и многие дворяне той эпохи, Петр Гринев еще до рождения был записан в престижный Семеновский полк в Петербурге. Однако строгий отец Петра Гринева внезапно решает устроить сыну «школу жизни», поэтому отправляет 16-летнего юношу служить не в столицу Петербург, а в провинциальный Оренбург. Поступив на службу в Оренбург, Петр Гринев получает звание прапорщика. Петр Гринев является добрым, отзывчивым, незлопамятным человеком и т.д.
Портрет в изобразительном искусстве Это художественное высказывание, имеющее содержание и способ выражения (грамматику, стилистику). Какова тема любого портрета? На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека.
Кинопортрет «Капитанская дочка» Экранизация одноименной повести А.С.Пушкина. Режиссер: Владимир Каплуновский
Урок 09. Музыкальный портрет
Интересно сопоставить особенности воссоздания облика человека в литературе, изобразительном искусстве, музыке.
В музыке не может быть сходства с конкретным лицом, но в то же время не случайно говорится, что «в интонации спрятан человек». Так как музыка искусство временное (она развертывается, развивается во времени), ей, как и лирической поэзии, подвластно воплощение эмоциональных состояний, переживаний человека со всеми их изменениями.
Слово «портрет» применительно к музыкальному искусству, особенно к инструментальной непрограммной музыке, — метафора. В то же время звукопись, а также синтез музыки со словом, сценическим действием и внемузыкальными ассоциациями расширяют ее возможности. Выражая чувства, настроения человека, воплощая различные его состояния, характер движения, музыка может вызвать зрительные аналогии, позволяющие представить, что за человек перед нами.
Персонаж, лирический герой, рассказчик, повествователь — эти понятия важны не только в литературном произведении, но и в музыкальном. Они необходимы для понимания содержания программной музыки, музыки для театра — оперной, балетной, а также инструментально-симфонической.
Интонация персонажа более ярко воспроизводит внешние приметы, проявления человека в жизни: возраст, пол, темперамент, характер, неповторимую манеру говорить, двигаться, национальные особенности. Все это воплощается в музыке, и мы как бы видим человека.
Музыка может помочь встретиться с людьми другой эпохи. Инструментальные произведения создают образы различных персонажей. Ф. Гайдн признавался, что всегда сочинял музыку, имея в виду характерные типы человека. «Моцартовские темы подобны выразительному лицу… Можно написать целую книгу о женских образах в инструментальной музыке Моцарта» (В. Медушевский).
• Послушайте фрагменты из произведений разных композиторов: В.-А. Моцарта и С. Прокофьева, А. Бородина и Б. Тищенко, Ж. Бизе и Р. Щедрина, А. Шнитке и В. Кикты. Портреты каких людей вы «увидели » в музыке?
Какие средства выразительности дают вам возможность представить особенности характеров героев и персонажей?
Художественно-творческое задание
Сделайте эскизные зарисовки портретов персонажей полюбившихся вам музыкальных сочинений, дайте им словесную характеристику.
Александр Невский
Доклад Портрет в музыке 5, 6 класс сообщение
Рассматривая понятие «портрет» в каждом виде искусства, можно с уверенностью отметить отличия между ними в конкретном случае. Используя подручные средства, художник может легко запечатлеть мысль, сюжет на листе. Поэт создаст яркий образ с помощью различных изобразительно-выразительных средств русского языка. Скульптор на века воплотит из твердого материала задуманный образ, явление или предмет, в которые вложит свои идеи.
Необыкновенно чувственным, проникновенным, глубоким является создание портрета музыкантом. Задействовав ноты, он завораживает слушателя их комбинацией и звучанием. Музыкальные композиции – это целый мир настроений, автор которого имеет свою цель. С помощью созданной мелодии настоящий талантливый композитор способен отразить внутренний мир того, кого настроен изобразить. Он старается воплотить в реальность поведение, манеры, которые оставляют порой неизгладимое впечатление у окружающих.
Наиболее точно портрет в музыке можно составить в том случае, если изображаемый объект изучен детально, со всеми тонкостями, при этом в музыке отражаются движения его души. В интонации заложен образ, так же как и лирический герой раскрывается в произведениях литературы. Характер движения музыки может вызвать в воображении слушателя зрительный образ любого персонажа. Например, слушая произведение «Полет шмеля» Н. Римского-Корсакова невозможно представить помимо предложенного насекомого никого другого. Необыкновенный ритм передает особенности шмеля, оставляя в душе каждого яркие эмоции и четкое представление о нем.
Узнаваема с первых нот и опера «Борис Годунов» М. Мусоргского. В ней воссоздается исторический образ, который сыграл важнейшую роль в истории. Музыкальная композиция четко рисует героя его трагическим мироощущением. Благодаря гениальному мрачному, торжественному, грустному музыкальному сопровождению слушатель может получить точный музыкальный портрет носителя власти, представляя внешний вид и внутренний мир героя.
Таким образом, в музыке тоже существует изобразительность. Музыкальный портрет является отражением характера человека, может выразить его чувства, состояние, показать эмоциональный фон. Знакомство слушателя с героями через музыкальный портрет происходит за счет безграничных возможностей данного вида искусства и воображения самого слушателя.
Портрет в музыке
Популярные темы сообщений
Компьютер – незаменимое на сегодняшний день средство для выполнения огромного количества задач. Именно широкий перечень возможностей компьютера обуславливает необходимость хранения большого количества содержимого внутри него.
Камчатка- полуостров на востоке России на котором расположено большое количество вулканов, которые входят в состав тихоокеанского кольца. Точное число вулканов неизвестно, в разных источниках информация отличается.
Презентация по музыке на тему «Музыкальный портрет» (5 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Музыка и изобразительное искусство МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ Презентацию выполнила учитель высшей категории Власенко И.В.
Что такое портрет? Может ли композитор создать портрет в музыке?
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ – ЭТО ПОРТРЕТ ХАРАКТЕРА ГЕРОЯ. В НЕМ НЕРАЗРЫВНО СВЯЗАНЫ ВЫРАЗИТЕЛЬНАЯ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ СИЛА ИНТОНАЦИЙ МУЗЫКАЛЬНОГО ЯЗЫКА
О (1839-1881) ОДНА ИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ МУЗЫКИ М.П.МУСОРГСКОГО – МЕЛОДИЯ, ПОСТРОЕННАЯ НА ИНТОНАЦИЯХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ РЕЧИ.
ВОПРОСЫ ДЛЯ СЛУШАНИЯ: Соответствуют ли слова музыкальной интонации? Какие чувства вызывает у вас музыка «Сиротки» М.П.Мусоргского? Какие интонации вы слышите? Какую картину можно представить, слушая музыку романса «Сиротка»? От чьего лица ведется повествование в романсе?
ВАСИЛИЙ ПЕРОВ «ТРОЙКА» (1866)
В.Г.ПЕРОВ (1834-1882) «ДЕТИ СИРОТЫ НА КЛАДБИЩЕ»
В.Г.ПЕРОВ «ЧАЕПИТИЕ В МЫТИЩАХ»
И.Е.РЕПИН «ПОРТРЕТ В.В.СТАСОВА» (1873г.) «ПЕРОВ И МУСОРГСКИЙ ДРУГ ДРУГА ВОВСЕ НЕ ЗНАЛИ, НИКОГДА НЕ ВСТРЕЧАЛИСЬ В ЖИЗНИ, НО ТОЧНО БУДТО ВЕСЬ СВОЙ ВЕК ЖИЛИ И РАБОТАЛИ ВМЕСТЕ, РЯДОМ, В ОДНОЙ КОМНАТЕ, ПОМИНУТНО СОВЕЩАЯСЬ И ПОКАЗЫВАЯ ОДИН ДРУГОМУ СВОИ НОВЫЕ СОЗДАНИЯ». В.В.СТАСОВ
А.Плещеев «Нищие» В удушливый зной по дороге оборванный мальчик идет; Изрезаны камнями ноги, струится с лица его пот. В походке, в движеньях, во взоре нет резвости детской следа; Сквозит в них тяжелое горе, как в рубище ветхом нужда. Он в город ходил наниматься к богатым купцам в батраки; Да взять-то такого боятся: тщедушный батрак не с руки. Один он. Свезли на кладбище вчера его старую мать. С сумою под окнами пищу приходится, видно, сбирать… Карета шестеркой несется; за нею пустился он вслед, Но голос внутри раздается: «Вот я тебе дам, дармоед!» Сурово лакейские лица взглянули при возгласе том, И жирный господский возница стегнул попрошайку кнутом. И прочь отскочил он без крика, лишь сладить не мог со слезой. И дальше пошел горемыка, поникнув на грудь головой.
М.П.Мусоргский (1839-1881) «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов»
ВАРЛААМ – это служитель церкви, который ведет совсем не церковную, а разгульную жизнь (пьет в корчме, участвует в народном бунте). Песня Варлаама «Как во городе было во Казани» выражает бунтарскую силу и мощь, стихийное удальство русского народа.
ВЫБЕРИ СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ:
И.Е.РЕПИН «ПРОТОДЬЯКОН» ПРОТОДЬЯКОН – СТАРШИЙ ДЬЯКОН ДЬЯКОН – ПОМОЩНИК СВЯЩЕННИКА ПРИ СОВЕРШЕНИИ ЦЕРКОВНОЙ СЛУЖБЫ
И.Е.РЕПИН «ПРОТОДЬЯКОН» Когда эта картина появилась на выставке пере- движников, критик В.Стасов увидел в ней один из самых глубоко национальных русских типов. «Варлаамище» – так определил он колоритную фигуру, изобра- женную на портрете. Точно так же Мусоргский, увидев эту картину, воскликнул: «Да ведь это же мой Варлаамище! Какой размах кисти! Какая огнедышащая гора!»
ИТАК: Варлаам и Протодьякон – самостоятельные образы, которые изображали подобные и характерные для Руси того времени типы монахов и попов. И в музыкальном, и в живописном портрете чувствуется образ властного, жестокого, с разбойничьим норовом и богатырско-кабацким размахом человека.
Вывод по теме урока: Музыка и живопись – тесно связанные друг с другом виды искусства. Музыка обладает изобразительностью. Выбирая музыкально-выразительные средства, композиторы создают музыкальные портреты тех или иных героев. Мы с помощью внутреннего зрения можем увидеть тех героев, о ком писал композитор и представить то, о чем нам рассказывает его музыка.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Авторская разработка онлайн-курса
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Презентация на тему «Музыкальный портрет» рассчитана для уроков музыки в 5 классе, раскрывает понятие портрета в музыке на примере творчества выдающегося композитора 19 века М.П.Мусоргского. Презентация содержит музыкальные аудио-материалы, а также дополнена красочными иллюстрациями картин русских художников, помогающими раскрыть главную тему урока.
Номер материала: ДБ-1076114
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Правительство направит регионам почти 92 миллиарда рублей на ремонт и оснащение школ
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Что такое портрет музыки
Портрет в музыке и изобразительном искусстве
1.Музыка в произведениях изобразительного искусства
Часто художники и скульпторы в своих произведениях изображают музыкантов и музыкальные инструменты, например скрипку. Известны портреты скрипачей, жанровые сценки с музыкантами-скрипачами, натюрморты со скрипкой. Звучание скрипки очень выразительно. Её голос часто сравнивают с человеческим. Скрипка может петь, плакать, говорить.
Скрипка олицетворяет собой эстетику звучания человеческого голоса и оказывается способной донести всё лучшее, что есть в нём. Не случайно высшей похвалой мастерству скрипа ча является сравнение его игры с человеческим голосом: скрипка поет, плачет, тоскует. Каждая скрипка, ожившая в ру ках мастера, имеет свой характер.
Скрипка появилась в Европе в конце XV в. Она была любимым инструментом бродячих музыкантов, увеселявших народ на гуляниях, ярмарках, свадьбах, в трактирах и кабачках. Как народный инструмент скрипка сохранилась до наших дней в Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии.
Лучшие скрипки были созданы итальянскими мастерами Амати, Страдивари, Гварнери.
Сандро Боттичелли (1445-1510 Италия). Ангелы
Согласись, у каждого от этих картин чело века возникают свои впечатления. Глядя на эти картины, каждый слышит разную му зыку. Какую? Особенно слышимым голос скрипки становится, когда художник изображает скрипку в руках скрипача. Единство инст румента и исполнителя рождает высокие художественные переживания и мысли, которые можно назвать вдохновением. Это чувство пронизывает все картины.
Послушай, как звучат музыкальные произведения, сочинённые для скрипки композиторами разных времен:
О чём рассказала тебе эта музыка? Определи, какой из картин созвучно то или иное произведение.
2. «Мелоди я» П. Чайковский
3. Сопсег t о g го ss о № 1 для двух скрипок, клавесина, фортепиано и струнных А. Шнитке. Ссылки смотри выше.
Определи, какой из картин созвучно то или иное сочинение. А теперь давай вместе проанализируем музыкаль ный язык сочинений, прослушав их ещё раз.
Слушая «Чакону» Баха (финал Партиты № 2), обрати внимание на то, что это сочинение написано композитором для скрипки соло. Эту знамени тую пьесу, мощь которой достигает органного и даже оркес трового звучания, один из музыковедов (Ф. Вольфрум) срав нил со «звуковым гигантом, грозящим сломить нежное тело скрипки». Определи характер пьесы.
Задумайся над тем, сохраняется ли эмоциональное состояние главной темы до конца произведения? Ты конечно заметил, что в процессе развития музыки появляются различные оттенки чувств — скорбь, порыв, тревога. Несколько мелодий, словно вырастая из начальных интонаций, постоянно меняют свой облик. Линию развития образа можно сравнить с большими волнами. Главный принцип развития музыкальной мысли в этом сочинении — варьирование.
Чакона — первоначально народный танец, известный в Испании с конца XVI в., оживлённого характера, сопровождался пением и игрой на кастаньетах. Со временем чакона распространилась по Европе, стала медленным танцем величавого характера. Во Франции чакона становится балетным танцем, вводится в финалы сценических произведений. В XVII—XVIII вв. включается в многочастные инструментальные сочинения (сюиту, партиту). Темы чаконы небольшие, с ясной танцевально-метрической основой. Для скрипки Бахом написаны произведения в различных жанрах — концерты с оркестром, сонаты, партиты.
«Мелодия» для скрипки и фортепиано П. Чайковского — пример лирико-драматического образа. Это сочинение имеет авторский подзаголовок («Воспоминание о родном месте»).
Трепетность, непосредственность лирического высказывания-откровения подчёркивается не только повторениями главной мелодии (возвращением одной и той же мысли), её волнообразным движением, взлетающими пассажами скрипки, но и синкопированным ритмом аккомпанемента на фортепиано.
Очевидно, ты услышал контраст средней части «Мелодии»: ускоряется темп, учащается ритмическое движение, появляются элементы танцевальности, мелодия напоминает тончайшее кружево (высокий регистр, узоры мелодического рисунка), выразительные подголоски фортепиано словно допевают (досказывают) мелодию скрипки. В кульминации пьесы — выразительной трели скрипки — фортепиано исполняет главную тему, вступая в диалог со скрипкой. Вспомни аналогичный диалог солистки и партии фортепиано, который возникал в «Вокализе» С. Рахманинова.
Определённое выразительное значение имеет и неизменный на протяжении всей пьесы мажорный лад.
Почему композитор, используя трёхчастную форму пьесы, оставляет без изменения светлый мажорный колорит?
«Мелодию» Чайковского можно сопоставить с картиной Д.Жилинского «Альтист».
• Есть ли общие черты в музыке и живописном полотне?
• Что различает эти два художественных образа?
2. Соnсегtо gгоssо № 1 Альфреда Шнитке
Вслушайся в начальные такты концерта Шнитке, в которых звучат скрипки, а затем сравни это звучание с главной мелодией «Чаконы» Баха. Есть ли между ними сходство? Обе темы похожи друг на друга своей страстностью, взволнованностью, энергией, драматизмом. Тот же трагический минор, тот же речитативный склад мелодики.
Послушай ЗДЕСЬ ещё раз рондо из концерта Шнитке. Наверняка, ты убедился в том, что волевой, целеустремленной начальной теме (по мнению Шнитке, эта тема создавалась им под влиянием стиля А. Вивальди) композитор противопоставляет другой мир — злобный, враждебный. Искажающие звучание чистых тембров скрипки «наплывы» воспринимаются слушателями как вторжение сил, противостоящих активности главной темы.
• Что общего (или различного) ты найдёшь при сравнении концерта Шнитке с картиной Пуни «Скрипка»?
Вероятно, ты заметил, что образный строй двух современных произведений искусства — концерта и живописного полотна — различен. Одиночество скрипки на светлом фоне, контраст синего, светло-бежевого и зелёного (с рисунком) тонов. Статика, неподвижность картины отличается от динамичной, наполненной энергией современных интонаций и ритмов музыки.
3. Портрет Никколы Паганини в музыке, живописи, скульптуре
и в живописи Э. Делакруа(1798-1863) Франция
Необычность его внешнего облика связана с передачей главного качества его натуры — увлечённостью игрой на любимом музыкальном инструменте.
Никколо Паганини (1782-1840) – имя этого итальянского композитора и скрипача-виртуоза XIX в. известно всему миру. Его мастерство на скрипке было настолько совершенно и неподражаемо, что ходили слухи, будто исполнять труднейшие пассажи своих произведений ему помогает нечистая сила. Не случайно, одна из пьес Паганини получила название «Дьявольские трели».
Одним из самых известных сочинений Паганини стал Каприс №24. Caprice в переводе с французского – прихоть, каприз. Его мелодию неоднократно повторяли в своих сочинениях как дань памяти скрипачу – виртуозу разные композиторы. Так же как
и «Чакона» Баха, Каприс № 24 написан Паганини для скрипки соло. Выразительные возможности инструмента в сольном звучании раскрываются особенно ярко.
Повторения короткой начальной интонации с активным ритмическим рисунком позволяют её быстро запомнить.
Ты знакомился с этим произведением в начальной школе. Послушай ещё раз Каприс №24 Н.Паганини Слушать ЗДЕСЬ.
Яркую необычную личность Паганини отразили в своих произведениях художники и скульпторы. Музыкальный портрет Паганини создал С.Рахманинов, написав «Вариации на тему Паганини». На эту музыку в Большом театре в Москве был поставлен балет.
Фрагмент балета на музыку С.В.Рахманинова «Рапсодия на тему Паганини»
1. В какой форме написана интерпретация каприса?
Обрати внимание на сходства и различия с главной темой Каприса № 24 Паганини. Начало «Вариаций» звучит грозно и решительно, затем композитор использует разнообразные приёмы развития, в которых главная тема то звучит так же, как у Паганини, то приобретает новые черты. Характерной особенностью развития темы Каприса № 24 в
этом произведении является постоянная её узнаваемость. Звучание оркестра и солирующего фортепиано даёт нам повод предположить, что это жанр концерта для фортепиано с оркестром (как и у Рахманинова).
В «Вариациях» мы слышим большую драматизацию
образа, вторжение в звучание активных ритмов, придающих музыке тревожность и суровость, появление новых оркестровых красок, жестких звучностей (гармоний).
Лирические проведения темы Каприса № 24 практически, отсутствуют. Так, композитор Лютославский по-новому «прочитал» знаменитую тему Каприса № 24 Паганини, создав под влиянием своего времени» напряженных ритмов жизни XX в., ещё один вариант
интерпретации нестареющей классической мелодии.
2. Какие черты темы Паганини подчёркивает
композитор в своих вариациях?
3. Что вносит нового в её звучание?
Послушай ЗДЕСЬ Каприс №24 Паганини Виктора Зинчука в рок-обработке современного исполнителя и композитора. Как услышал и исполнил В. Зинчук шедевр мировой музыкальной классики? Обрати внимание на точное повторение мелодии Каприса № 24 солирующей гитарой. При этом в рок-обработке усилено безостановочное движение, которое придает музыке напористый, а часто агрессивный характер. Эмоциональному накалу звучания способствует быстрый темп, который в конце пьесы ещё более ускоряется. Возбуждённый характер пьесы поддерживается жёстким, упругим ритмом сопровождения, с выделением функции ударных инструментов.
Интерпретации, подобные тем, с которыми ты встретился на этом уроке, представляют собой переложения музыкального произведения (Каприса Паганини) для других инструментов:
фортепиано и оркестра, рок-группы — и соединяют в себе триединство «композитор— исполнитель — слушатель». Фактически они являются образом-портретом выдающегося скрипача Н. Паганини, музыку которого услышали и воссоздали каждый по-своему композиторы разных стран, в данном случае являющиеся одновременно и исполнителями.
Ты послушал интерпретации Каприса №24 Н.Паганини.
1. Какие черты шедевра Н.Паганини подчёркнуты композиторами и исполнителями?
2. Какая из трёх интерпретаций понравилась тебе больше всего и почему?
6. Выполни задание 3
Послушай музыкальную викторину. Она составлена по произведениям данного урока. Ссылка ЗДЕСЬ
Ответы на муз.викторину записать. Ссылка ЗДЕСЬ
Прочитай отрывок из рассказа К.Паустовского «Струна».
Осколок снаряда порвал струны на скрипке. Осталась только одна, последняя. Запасных струн у музыканта Егорова не было, и достать их было негде, потому что дело происходило осенью 1941 года на осажденном острове в Балтийском море, где воины отбивали непрерывные атаки немцев.
Война застала в Эзеле нескольких актеров — мужчин и женщин. Днем мужчины вместе с бойцами рыли окопы и отбивали немецкие атаки, а женщины перевязывали раненых и стирали бойцам белье. Ночью, если не было боя, актеры устраивали концерты и спектакли на маленьких полянах в лесу.
На Егорова зрители никогда не наводили лучи фонариков. Всегда он играл в темноте, и единственной точкой света, какую он часто видел перед собой, была большая звезда. Она лежала на краю моря, как забытый маяк.
Струны на скрипке были порваны, и Егоров больше не мог играть. На первом же ночном концерте он сказал об этом невидимым зрителям. Неожиданно из лесной темноты чей-то молодой голос неуверенно ответил:
— А Паганини играл и на одной струне.
Паганини! Разве Егоров мог равняться с ним, с великим музыкантом!
Все же он медленно поднял скрипку к плечу. Звезда спокойно горела на краю залива. Свет ее мерцал, а не переливался, как всегда. Егоров заиграл. И неожиданно одна струна запела с такой же силой и нежностью, как могли бы петь все струны.
Тотчас вспыхнули электрические фонарики. Впервые их лучи ударили в лицо Егорова, и он закрыл глаза. Играть было легко, будто сухие, легкие пальцы Паганини водили смычком по изуродованной скрипке.
. В коротком антракте войны, в глухом лесу, где пахло вереском и гарью, звенела и росла мелодия Чайковского, и от ее томительного напева, казалось, разорвется, не выдержит сердце. И последняя струна действительно не выдержала силы звуков и порвалась. Сразу же свет фонариков перелетел с лица Егорова на скрипку. Скрипка замолчала надолго. И свет фонариков погас. Толпа слушателей только вздохнула.
1. Какая мелодия из знакомых тебе сочинений П. Чайковского могла звучать на ночном концерте?
2. Что ты знаешь об итальянском скрипаче Паганини?
3. Какое из его известных произведений ты слушал?
4. Вспомни литературные произведения, в которых музыка — одно из главных действующих лиц.