Что такое портрет в литературе определение
Литературный портрет
В литературоведении «речевой портрет» используется как синоним «словесного портрета», являющегося составной частью мемуарно-биографической литературы, включающей все документальные жанры: дневники, письма, записки и т.д.
Речевой портрет изменяется в зависимости от адресата.
В художественно- целостном изображении живой индивидуальности человека,неповторимости его «лица», мышления, языка, которые проявляются как в его характере, манере поведения, так и в его биографии, творческой деятельности,в разнообразных приметах индивидуального бытия, отражающих духовный мир воссоздаваемой личности, раскрывается эстетическая сущность жанра литературного портрета.
Портрет воспринимается и используется как неотъемлемый компонент литературно-эстетического анализа, ибо позволяет поставить важные проблемы, связанные с личным вкладом того или иного художника в развитие литературы.
В своей работе «Искусство литературного портрета» В. Барахов предлагает типологию жанра литературного портрета, которая включает в себя следующие разновидности:
Из предлагаемой классификации видно, насколько широки рамки литературного портрета. Особое место в намеченной классификации занимает определение литературного портрета, воссоздаваемого исследователями на материале эпистолярного наследия. В этом случае образ современника запечатлевается в сознании писателя нередко на долгие годы, и впоследствии, мобилизуя ресурсы своей памяти, он воспроизводит его, подобно живописцу, с натуры.
При написании мемуаров и биографий авторы часто используют письма и документы.
В мемуарно-биографической литературе словесный портрет занимает особое место. В этом случае он является как бы отражением образа реального человека, личности автора, его жизни, биографии. В творчестве многих писателей эта закономерная связь прослеживается отчетливо и дает нам основание говорить о принадлежности жанра эпистолярного портрета к мемуарно-автобиографической литературе.
Словесный портрет показывает человека в разных ракурсах. В нашем понимании «словесный портрет» это не только синоним «литературного портрет», но и портрета «речевого», эпистолярного.
23.01.2017, 10800 просмотров.
Литературный портрет и его разновидности
Вы будете перенаправлены на Автор24
Литературный портрет – это художественно целостная характеристика конкретного персонажа, создающая представление о его индивидуально-неповторимом облике и характере.
Портрет как составляющая художественного образа
В литературе портрет является одним из основных средств художественной характеристики. Автор раскрывает типический характер персонажей и выражает свое отношение к ним через изображение их внешности: лица, фигуры, одежды, жестов, движений, манер.
В том случае, когда произведение посвящено характеристике конкретной личности, портрет является особым жанром.
Портрет среди других способов изображения отличается особой наглядностью и вместе с бытовыми описаниями и пейзажем придает художественному произведению особую силу наглядности и изобразительности.
Портрет как одна из сторон художественного образа включает основные моменты, существенные для художественного образа в целом. В портрете героя существуют типические и индивидуальные черты. Литературный герой с одной стороны изображается как социальный и исторический человек, представитель определенного класса, определенной эпохи. Его внешность, манеры, движения как правило характеризуют ту социальную среду, которая обобщается и идеологически оценивается писателем в произведении. В то же время литературный герой – это отдельная личность, которая обладает неповторимой индивидуальностью и отличается от других представителей своей среды. Выбор и сочетание индивидуальных качеств отражает идейное отношение писателя к социальной группе, к которой относится персонаж.
Готовые работы на аналогичную тему
Портрет литературных героев исторически меняется и различается в зависимости от типизируемой в нем социальной действительности и идейного отношения автора к типическому герою. Однако и портреты литературных героев, относящихся к одной и той же социальной среде, различается у разных писателей ввиду их различного идейного отношения к данной среде. Например, портрет Рахметова из произведения «Что делать?» подчеркивает силу и мужество борца за «дело народное», а портрет Губарева в произведении Тургенева «Дым» выражает резко-отрицательное отношения автора-либерала к вождю революционной эмиграции.
В различных жанрах портрет меняется со сменой художественных стилей, методов, направлений. На разных этапах литературного развития портрет отличается степенью индивидуализации и типичности на основе его идейного содержания. Так, в творчестве писателей, тяготеющих к натурализму или реализму, портреты героев отличаются типичностью и реалистическим правдоподобием. Здесь герой изображается как типичный представитель среды, в ее бытовых отношениях и обстановке. Чаще всего в портретах подчеркиваются повседневные черты, не имеющие ничего необычайного и исключительного.
В творчестве писателей-романтиков и фантастов часто можно видеть отталкивание от бытового, обыденного. Здесь герои изображаются как исключительные личности в удивительных обстоятельствах. В их портретах много преувеличенного, необычайного, даже фантастического. Это уже не бытовой портрет, а романтический, который встречается преимущественно в романтических балладах, поэмах, лирике.
Но не всегда портрет у писателей-реалистов отличается сохранением внешнебытового правдоподобия. В произведениях реалистов, пронизанных сатирической настроенностью или романтикой, можно встретить портрет типических героев, изображенных в гиперболизированных бытовых связях. Например, такими являются портреты градоначальников из «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина. В них фантастичность и гипербола ярко раскрывают типическое обобщение художника.
Содержание портрета и его место, которое ему уделяется в произведении, меняется в зависимости от особенностей литературного стиля. Отсюда и различные формы портретов в истории литературы.
Типология портретных описаний
Несмотря на то, что в понимании «портрета персонажа» литературоведы едины, общепринятой типологии литературного портрета до сих пор нет. Например, В. Е. Хализев предлагает выделять исторические типы портрета:
Также он предлагает классификацию портретов на лейтмотивные и экспозиционные.
По классификации М. Г. Уртминцевой выделяются следующие разновидности портрета персонажа:
В каждом из перечисленных видов изображения героя раскрывается его внутренний мир и содержится оценка персонажа автором, прямая или опосредованная.
Л.А. Юркина выделяет статический и динамический портрет.
Статический портрет – это портрет передающий объективные, устойчивые, неизменные признаки внешности персонажа: цвет кожи, волос, глаз, указания на рост и телосложение.
Динамический портрет – это совокупность мимики и жестов, особенности пластики тела, походки, речевая манера.
Рассмотренные типологии базируются на разных основаниях:
Универсальной классификацией портретных характеристик персонажа считается выделение портретов-впечатлений и портретов-описаний.
Портреты-описания – это наиболее простая и распространенная форма портретной характеристики. В таком портрете последовательно и с разной степенью полноты дается перечень портретных деталей, иногда с авторским комментарием или обобщающим выводом о характере героя, проявившегося в его портрете.
Портреты впечатления – это характеристики, передающие мнение смотрящего на человека. А.Б. Есин считает, что своеобразие этого типа портретного описания заключается в том, что здесь нет портретных деталей и черт как таковых, есть только впечатление, которое внешность героя производит на стороннего наблюдателя. По мнению исследователя, портрет – это изображение не одной, а двух личностей – художника и модели.
Портрет в литературе — что это такое, виды, примеры
Понятие портрета в литературе
Определение 1
Портретом персонажа называется описание его наружности, а также всего того в его облике, что сформировалось под влиянием культурной традиции, социальной среды, индивидуальной инициативы.
Портрет также может фиксировать характерные для описываемого персонажа позы и телодвижения, мимику, жест, выражение глаз и лица. Таким образом, портрет создает стабильный, устойчивый комплекс черт человека.
Как правило, портрет героя локализован в каком-либо одном месте произведения. Часто он дается в тот момент, когда персонаж появляется впервые, то есть экспозиционно. Однако в литературе известен и другой способ введения в текст портретных характеристик. Этот способ можно назвать лейтмотивным. Ярким примером этому являются упоминания о глазах княжны Марьи, повторяющиеся неоднократно на протяжении всего произведения Толстого.
Часто в литературных портретах внимание автора сосредотачивается на том, что выражают лица или фигуры, какое впечатление они создают, какие вызывают мысли и чувства. Эта тенденция доведена до максимального предела в «Поэме горы» М. Цветаевой. Здесь внешний облик любимого человека подменяется выражением чувств лирической героини.
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Портрет запечатлевает и мимику, и жестикуляцию, а не только статическое во «внешнем» человеке. При этом ясно прослеживается интерес авторов-портретистов к тому, что называется грацией. Грация отличает красоту литературную от архитектонической красоты. Ф. Шиллер отмечал, что грация свойственна только движению и является красотой движимого тела, возникает под действием свободы и зависит от личности. Одновременно с этим рация непреднамеренна, безыскусственна, в жестах и мимике чувства сказываются непроизвольно.
При изображении женских образов русские писатели часто предпочитали грацию красоте форм фигуры и лица. Следует обратить внимание на произведении А. П. Чехова «Красавицы». Рассказ строится на сопоставлении внешности двух девушек. В первой девушке героя-рассказчика чрезвычайно поражают черты лица и фигуры. У второй девушки черты лица не являются правильными, однако при этом она производит впечатление настоящей красавицы. Секрет красоты этой девушки кроется в изящных движениях, в игре лица, улыбке, быстрых взглядах, в сочетании молодости, свежести с грацией.
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
То, что называется грацией и наружность человека в ее бесконечной динамике с трудом может уложиться в форму непосредственно портретных живописаний. В литературе с портретами соперничают характеристики форм поведения персонажей.
Роль портрета в художественной литературе
Внешность иногда намекает на характер персонажа. В рассказе И.А. Бунина «Чистый понедельник» главные герои очень красивы, обаятельны, внешность их неординарна. Но если в облике героя чувствуется что-то «сицилианское» (хоть он родом из Пензы), то героиню окружающие называют «Шамаханской царицей», в ее красоте есть что-то «индийское, персидское» (хотя отец ее – купец знатного рода из Твери, а бабушка – из Астрахани). Восточные и западные черты в портретах героев – отголоски популярной в начале ХХ века теории, что Россия находится на перекрестке Востока и Запада. Во внешности героини неслучайно преобладают восточные черты: ей свойственны созерцательность, глубокая религиозность. Герой ориентирован на Запад: нельзя сказать, что ему недоступны высокие чувства, но такой глубины и напряжённости духовных переживаний, как у его возлюбленной, у него нет, он больше погружён в обычную жизнь, радуется простым вещам, интересы героини кажутся ему несколько странными.
Другая важная функция портрета – раскрытие характера персонажа. Выражение лица (и особенно глаз), мимика, жесты, позы, т.е. невербальное поведение, нередко свидетельствует о переживаемых персонажем чувствах. Во время объяснения с Одинцовой Базаров «уперся лбом в стекло окна. Он задыхался; все тело его, видимо, трепетало. Но это было не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания овладел им: это страсть в нем билась, сильная и тяжёлая – страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей…». Повествователь прямо говорит, что скрывается за невербальным поведением героя, но так бывает далеко не всегда. Нередко читатель должен сам догадаться о чувствах героя. Печорин после смерти Бэлы («Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова) долго ходил по крепостному валу «не говоря ни слова, загнув руки на спину; его лицо ничего не выражало особенного Наконец он сел на землю, в тени, и начал что-то чертить палочкой на песке». Когда же Максим Максимыч хотел его утешить, «он поднял голову и засмеялся». Портрет может создавать лишь общее впечатление о герое. Маша в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» – самая обыкновенная девушка «лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачёсанными за уши, которые у ней так и горели». В других случаях портрет может вводить в заблуждение. В романе И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок» выведен «подпольный миллионер» Корейко, ведущий жизнь простого советского бухгалтера, получающего 46 рублей жалования: «Человек без шляпы, в серых парусиновых брюках, кожаных сандалиях, надетых по-монашески на босу ногу и белой сорочке без воротничка». Гораздо чаще во внешности персонажа есть детали, не соответствующие общему впечатлению – внешность противоречит характеру героя. Портрет Порфирия Петровича («Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского) Взгляд этих глаз как-то странно не гармонировал со всею фигурой, имевшею в себе даже что-то бабье, и придавал ей нечто гораздо более серьезное, чем с первого взгляда можно было от нее ожидать». Именно глаза выдают в герое проницательного следователя.
Подчеркнутые слова
ПОРТРЕТ
Смотреть что такое ПОРТРЕТ в других словарях:
ПОРТРЕТ
изображение того или другого человка, произведенное средствами живописи, гравирования или скульптуры (а также фотографическое). П. может считаться впол. смотреть
ПОРТРЕТ
(франц. portrait, от устаревшего portraire — изображать) изображение или описание (например, в литературе) какого-либо человека либо группы люде. смотреть
ПОРТРЕТ
ПОРТРЕТ
портрет м. 1) а) Живописное, фотографическое или иное изображение какого-л. человека. б) перен. разг. Полное подобие кого-л. 2) Описание внешности персонажа в литературном произведении. 3) перен. разг. Характерные черты кого-л.
ПОРТРЕТ
портрет м. (в разн. знач.)portrait; likeness портрет во весь рост — full-length portrait поясной портрет — half-length portrait писать портрет с кого-л. смотреть
ПОРТРЕТ
ПОРТРЕТ
ПОРТРЕТ
Портрет — изображение того или другого человка, произведенное средствами живописи, гравирования или скульптуры (а также фотографическое). П. может считаться вполне удовлетворительным, когда воспроизводит оригинал в точности, со всеми чертами его внешности и внутреннего индивидуального характера, в наиболее привычной его позе, с наиболее свойственной ему экспрессией. Удовлетворение этого требования входит в круг задач искусства и может приводить к высокохудожественным результатам, если исполняется даровитыми мастерами, влагающими в копирование действительности свой личный вкус и чувство природы. Смотря по величине изображения, живописные портреты могут быть головные (когда изображена только голова по плечи), погрудные, поясные, поколенные и во весь рост; в отношении позы представленной фигуры, они бывают профильные, «с лица» (en face), в три четверти поворота направо или налево (en trois quarts) и так наз. au profil perdu, т. е. изображающие лицо с затылка, так что видна только часть профиля. Такое же разделение существует и для П., рисованных карандашом, писанных акварелью, гравированных и вылепленных высоким или низким рельефом (как, напр., на медалях и монетах); собственно же скульптурные П. делаются в виде гермов (одна голова с шей), бюстов (голова и верхняя часть туловища) и статуй (целая фигура, с головы до ног). Портретное искусство возникло в глубокой древности; еще за много веков до Р. Хр. оно было в большом употреблении у египтян, как о том свидетельствуют деревянные и каменные статуи, найденные в значительном числе в погребальных постройках этого народа. У древних греков долгое время П. в строгом смысле слова на существовало; хотя и было в обычае награждать победителей на играх постановкой их статуй на публичных местах, однако, то были идеальные фигуры, лишь в общих чертах. Эллинские республики даже запрещали общественным деятелям и частным лицам заказывать свои реалистические П., находя их могущими развивать в гражданах тщеславие и противоречащими принципу равенства между ними. Только в V в. до Р. Хр. впервые явились у греков настоящие портретные гермы и статуи, а именно в числе произведений Димитрия Алопекского, жившего во времена Перикла. Реалистическое направление окончательно утвердилось в портретной скульптуре при Александре Македонском, благодаря Лизиппу и его брату, Лизистрату, который первый стал формовать маски с натуры. Впоследствии П. размножились не только в пластике, но и в живописи, причем в последней достигли уже до большего совершенства, как мы можем судить о том по многочисленным доскам с изображением лиц покойников, находимых при саркофагах греко-египетских мумий. Из Греции любовь к П. перешла к римлянам, которые к прежним родам пластических портретных изображений, статуе и герму, прибавили новый род — бюст. От римской эпохи дошло до нас огромное количество портретных изваяний реалистичных и идеальных, исполненных приезжими в вечный город греческими художниками и их римскими учениками, в том числе поражающих своей экспрессивностью и совершенством технического исполнения (каковы, напр., две сидящие статуи поэтов Менандра и Позидипа, статуи Эврипида, Демосфена, полководца Фокиона, имп. Августа и др. в Ватиканском музее, Софокла, в Латеранском музее, Аристокла и Помпея, в Палаццо-Спада, Пиндара и Анакреона, в вилле Боргезе, в Риме, и пр.). В средние века портретный род как скульптуры, так и живописи находился почти в полном упадке, и только с наступлением эпохи Возрождения занял видное место среди других художественных отраслей. В Италии его воскресили прежде всего скульпторы — Дезидерио да Саттиньяно, Мино да Фьезоле, Росселлино, Л. делла Роббиа, Донателло и пр., быстро достигшие блестящих результатов в своем стремлении воспроизводить человеческую физиономию верно с действителностью, определенно выражать характеры и, в то же время, соблюдать благородство стиля. Значительно позже их вступили на тот же путь живописцы, но зато, в период полного расцвета итальянского искусства, явилась целая фаланга даровитых и гениальных художников, которые возвели П. на степень высокоизящной картины, увековечивающей всю сущность характера данного лица в момент самого яркого ее выражения. Рафаэль, С. дель Пьомбо, Тициан, Джорджоне, Тинторетто и толпа других мастеров прославились столько же своими П., сколько и историческими картинами. Еще раньше, чем итальянцы, в XV ст., весьма успешно возделывали П. в натуралистическом духе нидерландские живописцы, во главе которых стоят братья ван Эйки и Г. Мемлинг. В следовавшем после них развитии нидерландской живописи и по разделении ее на самостоятельные фламандскую и голландскую школу, П. приобретал все большее и большее значение в деятельности художников и в связи с общим направлением этих школ совершенствовался, главным образом, в отношении колорита и светотени. Величайшими портретистами между фламандцами были Рубенс и ван Дейк, а между голландцами — Рембрандт. Ф. Гальс, ван дер Гельст и Терборх. Из старонемецких живописцев особенно знамениты как портретисты А. Дюрер и Г. Гольбейн Мл. Наиболее выдающимися представителями П. в цветущую пору испанской школы были Веласкес и Карреньо де Миранда. С исходом XVII ст. манерность и условность, водворившиеся вообще в искусстве помешали П. удержаться на достигнутой им вымоте и даже отодвинули его на второй план как в живописи, так и в скульптуре; тем не менее, конец XVII и XVIII ст. произвели таких замечательных портретистов, как П. Миньяр, Г. Риго, Детруа и Н. Ларжильер во Франции, Купецкий, Р. Менгс и А. Граф в Германии, Рейнольдс, Лауренс и Гайнсборо в Англии, Гойя в Испании, Левицкий и Боровиковский в России. В это время распространилась любовь к гравированным П., а также и исполненным пастелью и миниатюрно-акварельным, по части которых явилось много весьма искусных мастеров, что продолжалось до 50-х годов настоящего столетия — до той поры, пока изобретение светописи не сократило запроса на труд этих художников, и общедоступные по своей дешевизне фотографические П. не стали все более и более входить в обращение вместо дорогих рисованных, писанных и гравированных от руки. При всем том, и в настоящее время портретная живопись как масляными красками, так и акварелью, не перестает быть отраслью искусства, доставляющей образцовые произведения. Из живописцев XIX в., особенно замечательными портретистами выказали себя: французы Давид, Жерар, Энгр, П. Деларош, Эбер, Винтергальтер, Бонна, Каролюс Дюран, Дюбюф, Ландель; немцы — Вах, Магнус, Гензель. Г. Рихтер, Ю. Шрадер, К. Бегас, О. Бегас, Амерлинг, Ангели, Ленбах, Фр. Каульбах; англичане — Милле, Оулес, Геркомер, Пойнтер; русские — Варнек, Кипренский, К. Брюллов, Тропинин, Зарянко, Перов и Крамской.
ПОРТРЕТ
ПОРТРЕТ
ПОРТРЕТ
ПОРТРЕТ в литературе — одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев. смотреть
ПОРТРЕТ
В художественной литературе как искусстве словесном П. является только одним из средств характеристики, употребляемом в композиционном единстве с другими подобными же средствами: развертыванием действия в сюжете, описанием мыслей и настроений героев, диалогом действующих лиц, описанием обстановки и т. д. Своеобразной системой таких средств характеристики и создается в литературе художественный образ, а П. оказывается тем самым одной из сторон художественного образа. Среди всех других способов изображения П. отличается особой зрительной наглядностью и вместе с пейзажем (см.) и бытовыми описаниями придает произведению особую силу изобразительности.
Являясь одной из сторон художественного образа, П. включает те основные моменты, к-рые существенны для образа в его целом. В П. героя, как и во всем его образе, существуют и общие типические черты и индивидуальные. С одной стороны, литературный герой изображается в большинстве случаев как социальный и исторический человек, представитель определенной общественной эпохи, определенного класса и классовой группы; его наружность, движения, манеры характеризуют обычно ту социальную среду, к-рую писатель в своем произведении обобщает и идеологически оценивает. С другой стороны, литературный герой является отдельной личностью, неповторимой индивидуальностью, отличающейся от других членов своей среды; выбором и сочетанием индивидуальных черт его П. писатель также выражает свое идейное отношение к той социальной группе, представителем к-рой является герой. Напр., рисуя в последней главе «Евгения Онегина» образ Татьяны-княгини, Пушкин дает ее П., в к-ром раскрыты типические, социально-групповые черты, характерные для светского дворянского общества: «Она казалась верный снимок du comme il faut». Но на основе этих типических черт поэт подчеркивает индивидуальные особенности поведения и манер Татьяны, выделяющие ее из светской толпы, возвышающие ее образ в сознании читателя: «Она была не тороплива, / Не холодна, не говорлива; / Без взора наглого для всех, / Без притязанья на успех, / Без этих маленьких ужимок, / Без подражательных затей, / Все тихо, просто было в ней». Эти черты свойственны Татьяне, потому что она выросла не в испорченной светской среде, а в усадебной простоте и непосредственности, к-рые так высоко ценил Пушкин. П. литературных героев бывает следовательно различен и исторически меняется в зависимости от того, какая социальная действительность в нем типизируется, какое идейное отношение к типическому герою выражает в нем автор. Но и портрет литературных героев, представляющих одну и ту же социальную среду, бывает различным у разных писателей вследствие различного идейного отношения их к этой среде. Ср. напр. портрет Рахметова в «Что делать?», подчеркивающий силу и мужество будущего борца за «дело народное», с портретом Губарева в «Дыме» Тургенева, где все индивидуальные черты героя, его фигура и лицо выражают резко-отрицательное, сатирическое отношение писателя-либерала к вождю революционной эмиграции.
В различных литературных родах и жанрах П. меняется со сменой художественных методов, стилей и литературных направлений. На разных этапах литературного развития, в различных его моментах П. отличается степенью своей типичности и степенью своей индивидуализации на основе идейного его содержания. В творчестве писателей, тяготеющих к натурализму с его социально-бытовыми обобщениями или к реализму, раскрывающему более глубокие социальные противоречия, П. героев отличаются обычно реалистическим правдоподобием и типичностью. Герой изображается как типичный представитель своей среды, в ее обычных, повседневных бытовых отношениях и обстановке; в П. героев чаще всего подчеркиваются повседневные бытовые черты, не имеющие в себе ничего исключительного и необычайного. В творчестве же писателей, отличающихся теми или иными оттенками романтизма, фантастики, очень часто можно видеть отталкивание от обыденного и бытового. Герои изображаются как исключительные личности, в необычных, редко встречающихся обстоятельствах, и в П. их много необычайного, преувеличенного, а иногда и фантастического. Это уже не бытовой, а романтический портрет, встречающийся преимущественно в романтических поэмах, балладах и лирике. Однако не всегда у писателей-реалистов портрет отличается сохранением черт внешнебытового правдоподобия. В некоторых произведениях писателей-реалистов, пронизанных романтикой или сатирической настроенностью, доходящей до гротеска, мы находим типический П. типических героев, показанных в гиперболизированных бытовых связях или же вне их. Таковы П. щедринских градоначальников из «Истории одного города», в к-рых гипербола и фантастичность индивидуальных фигур ярко раскрывают глубокое типическое обобщение художника.
Литература революционной крестьянской демократии 60-70-х годов дает нам яркие примеры социально заостренного П. Так, Чернышевский в образе Рахметова («Что делать?») утверждает внешний облик крестьянского революционера: физическая сила, выносливость, простота и демократизм внешности раскрываются в романе как свойства, сближающие с людьми труда, как необходимые в грядущих революционных боях. Тяжесть хищнической капиталистической эксплоатации Некрасов раскрывает через П. крестьянина-белорусса («Железная дорога»). Резко сатирические портреты буржуазии он же дает в «Современниках», «Железной дороге» и др.
Буржуазно-дворянская литература стремилась опорочить деятельность крестьянских революционеров и давала их П. антипатичным, отрицательным или даже карикатурным (портрет Марка Волохова в «Обрыве» Гончарова, портреты революционеров Маркевича).
Пролетарская литература, критически овладевая наследством прошлого, вносит в П. свое новое. Дает реальное изображение человека в единстве его индивидуальных и социальных особенностей, раскрывает подлинную его сущность с точки зрения интересов пролетариата. Отсюда например многосторонность портрета у Горького, отмечающего и классовые, и профессиональные, и национальные, и др. черты. Давая портрет купца Щурова («Фома Гордеев»), Горький отмечает в его облике и черты, характерные для купца определенной среды и эпохи, и возрастные и другие особенности, но сквозь все эти черты прежде всего выступает представитель буржуазии. Горький заостряет внимание читателя на внешности Щурова в тот момент, когда в ней ярче проявляется собственник. Давая внешний облик Павла («Мать»), Горький утверждает силу, выдержанность и энтузиазм революционера. Пролетарская литература, отражая многообразие нашей социалистической действительности, все же отстает в деле отражения и утверждения нового внешнего облика человека, к-рый формируется в процессе строительства социализма. П. человека нашего времени, радостный и здоровый облик его, еще недостаточно разработан советской литературой.
Bruns J., Das literarische Portrat der Griechen, Berlin, 1896; Kircheissen F. M., Die Geschichte des literarischen Portrats in Deutschland, Bd I, Lpz., 1905; Franz A., Das literarische Portrat in Frankreich im Zeitalter Richelieus u. Masarins, Chemnitz, 1906; Лессинг Г., Лаокоон или о границах живописи и поэзии, Собр. сочин. Лессинга, т. VII-VIII, СПБ, 1904, новое изд., Изогиз, (Л.), 1933; Бурхгардт Я., Культура Италии в эпоху Возрождения, т. II, СПБ, 1906, стр. 60-69; Переверзев В., Творчество Гоголя, М., 1914 (неск. изд.); Белецкий А. И., В мастерской художника слова, гл. IV («Изображение внешности лиц»), написанная М. О. Габель, в изд. «Вопросы теории и психологии творчества», т. VIII, 1923; Дружкина В. А., Портретная живопись в романе «Война и мир» (Методологический этюд), сб. «Толстой и о Толстом», вып. II, М., 1926; Давидович М. Г., Женский портрет у русских романтиков первой половины XIX в., в сборнике, «Русский романтизм», под редакцией А. И. Белецкого, Л., 1927; Фриче В. М., Социология искусства, изд. 3, Гиз, Москва, 1930.