Что такое портрет в музыке 6 класс
Доклад Портрет в музыке 5, 6 класс сообщение
Рассматривая понятие «портрет» в каждом виде искусства, можно с уверенностью отметить отличия между ними в конкретном случае. Используя подручные средства, художник может легко запечатлеть мысль, сюжет на листе. Поэт создаст яркий образ с помощью различных изобразительно-выразительных средств русского языка. Скульптор на века воплотит из твердого материала задуманный образ, явление или предмет, в которые вложит свои идеи.
Необыкновенно чувственным, проникновенным, глубоким является создание портрета музыкантом. Задействовав ноты, он завораживает слушателя их комбинацией и звучанием. Музыкальные композиции – это целый мир настроений, автор которого имеет свою цель. С помощью созданной мелодии настоящий талантливый композитор способен отразить внутренний мир того, кого настроен изобразить. Он старается воплотить в реальность поведение, манеры, которые оставляют порой неизгладимое впечатление у окружающих.
Наиболее точно портрет в музыке можно составить в том случае, если изображаемый объект изучен детально, со всеми тонкостями, при этом в музыке отражаются движения его души. В интонации заложен образ, так же как и лирический герой раскрывается в произведениях литературы. Характер движения музыки может вызвать в воображении слушателя зрительный образ любого персонажа. Например, слушая произведение «Полет шмеля» Н. Римского-Корсакова невозможно представить помимо предложенного насекомого никого другого. Необыкновенный ритм передает особенности шмеля, оставляя в душе каждого яркие эмоции и четкое представление о нем.
Узнаваема с первых нот и опера «Борис Годунов» М. Мусоргского. В ней воссоздается исторический образ, который сыграл важнейшую роль в истории. Музыкальная композиция четко рисует героя его трагическим мироощущением. Благодаря гениальному мрачному, торжественному, грустному музыкальному сопровождению слушатель может получить точный музыкальный портрет носителя власти, представляя внешний вид и внутренний мир героя.
Таким образом, в музыке тоже существует изобразительность. Музыкальный портрет является отражением характера человека, может выразить его чувства, состояние, показать эмоциональный фон. Знакомство слушателя с героями через музыкальный портрет происходит за счет безграничных возможностей данного вида искусства и воображения самого слушателя.
Портрет в музыке
Популярные темы сообщений
Компьютер – незаменимое на сегодняшний день средство для выполнения огромного количества задач. Именно широкий перечень возможностей компьютера обуславливает необходимость хранения большого количества содержимого внутри него.
Камчатка- полуостров на востоке России на котором расположено большое количество вулканов, которые входят в состав тихоокеанского кольца. Точное число вулканов неизвестно, в разных источниках информация отличается.
Конспект урока музыки в 6 классе «Портрет в музыке и живописи»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
«Портрет в музыке и живописи»
М. И. Глинки «Я помню чудное мгновенье» и «Вальс-фантазия».
С какими романсами вы познакомились на прошлом уроке?
Что общего у романса и песни?
Отвечают на вопросы.
Форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с мелодией.
Романс и песня относится к жанру вокальной музыки.
Л: проявление эмоциональной отзывчивости,
П: способность детей к рассуждению, принятию решений, наблюдение за музыкой в жизни человека.
Сегодня мы с вами разучим новую песню. Послушайте ее.
Какой поэтический образ изображен в этой песне?
«Мой добрый учитель»
Р:корректировать собственное исполнение;
К: осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве;
Л: личностное отношение при восприятии музыки.
4. Изучение нового материала.
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Как вы думаете, о каком жанре изобразительного искусства сегодня пойдет речь?
А как вы думаете, какое еще искусство может нарисовать портрет?
Сформулируйте, тему урока.
Поэзии и музыке созвучны полотна русских живописцев. Атмосфера портретов переносит нас в мир России Пушкинской эпохи. Женские портреты Боровиковского, Рокотова, Орлова также чисты и прозрачны, как музыка и стихи романсов. Умные и благородные лица тех, кому посвящали свои поэтические и музыкальные посвящения, запечатлели художники.
Сегодня мы с вами рассмотрим несколько портретов известных русских художников, на написание которых их вдохновил женский образ.
(Владимир Боровиковский «Портрет М. Лопухиной»;
«Федор Рокотов «Портрет Струйской»; Пимен Орлов «Женщина в сиреневом платье»)
На слайде вы видите портрет Боровиковского, на котором изображена Мария Ивановна Лопухина, из графского рода Толстых.
Внимательно посмотрите на портрет. Как художник раскрыл образ Марии Лопухиной? Какие особенности вы заметили?
Через сто лет русский поэт Я. Полонский написал об этом портрете:
Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Но красоту её Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.
Прозрачный, как будто сотканный из воздуха и света портрет Струйской – самая известная работа кисти Рокотова. Но не только красавица Александра Струйская вдохновила художника, его замечательный портрет вызвал поэтический отклик у Николая Заболоцкого.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.
Как вы думаете, раскрывает ли стихотворение и портрет образ Александры Струйской? С помощью чего?
Этот портрет, не случайно называют «Русская Джоконда». Многие исследователи творчества Рокотова отмечают, что взгляд Струйской на портрете как бы направлен внутрь, молодая женщина задумалась о чем-то важном для нее, очень значимом. Именно этот взгляд одухотворяет все лицо Александры Петровны, делает его особенно прекрасным, отражает богатый духовный мир этой женщины, ее глубокий ум.
Посмотрите на следующий портрет. На нем изображена работа Орлова «Дама в сиреневом платье».
С большой теплотой и любовью художник написал овал лица, по-детски припухлые губы и доверчивый, чуть печальный взгляд больших прекрасных глаз. От своего учителя Карла Брюллова, Орлов перенял строгую ясность и уравновешенность композиции, благородство живописи, мягкую певучесть линий образа.
А теперь подумайте, что объединяет эти портреты?
Дети внимательно слушают новую тему, отвечают на вопросы.
Портрет в музыке и живописи.
П: научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами,
Л: проявление эмоциональной отзывчивости.
5.Организация слушательской деятельности.
Не только художники и поэты изображали образы прекрасных дам в искусстве. Как вы думаете, сможет ли музыка также нарисовать образы портретов, с которыми мы познакомились? Сегодня мы обратимся к знакомым вальсам и попробуем дать характеристику каждому из них.
Сейчас мы послушаем уже знакомый вам романс «Я помню чудное мгновенье», а вы слушайте внимательно, какие характеристики можно дать музыке.
Какие характеристики можно дать этой музыке?
Прослеживая за развитием музыкального и поэтического образов, необходимо обращать внимание на выразительность мелодии – ее оттенки, необычность ритма, ладовой окрас, а также на особенности фортепианного сопровождения.
На сколько частей можно разделить романс?
Какие изменения произвел Глинка в стихотворении Пушкина? С какой целью?
Сейчас мы познакомимся еще с одним произведением М. Глинки, оно называется «Вальс-фантазия».
Слушайте внимательно, как звучит музыка этого вальса?
Музыка в произведении звучит как взволнованная речь. Интонации «вопросов» и «ответов» делают музыку необычайно выразительной, говорящей. Музыка раскрывает не только образ самого композитора, но и образ той, кому посвящены эти произведения.
Вальс глубоко автобиографичен. Этот вальс отражает жизненные события, происходившие непосредственно с композитором. Сочинение появилось на свет как фортепианная пьеса. В результате большой популярности этой пьесы, композитор оркестровал ее.
Подумайте, почему композитор дал своему произведению название «Вальс-фантазия»?
К какой области музыки можно отнести это сочинение («легкой» или «серьезной»)?
Теперь ответьте на вопрос, что роднит романс «Я помню чудное мгновенье» и «Вальс фантазию»? А что различает?
Можно ли романс и вальс Глинка назвать музыкальными портретами? Почему?
Этот романс и вальс-фантазия были сочинены под влиянием глубокого чувства к Екатерине Ермолаевне Керн, дочери А. П. Керн, которой посвятил Пушкин своё стихотворение.
Дети внимательно слушают произведения, отвечают на вопросы.
Это исповедь сердца композитора, его переживания…
Музыка звучит как взволнованная речь.
М. И. Глинка «Я помню чудное мгновенье»
М. И. Глинка «Вальс-фантазия»
П: научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами,
Л: проявление эмоциональной отзывчивости,
Л: импровизировать в характере жанра.
6. Рефлексия деятельности
(Итог урока 3 минуты)
Ребята, ответьте на несколько вопросов по пройденной теме:
С помощью каких видов искусства в XVIII веке раскрывали портретные образы?
С какими портретами мы сегодня познакомились?
Музыку какого композитора мы с вами сегодня слушали?
Что объединяет произведения Глинки «Я помню чудное мгновенье» и «Фальс-фантазию»?
Вы молодцы, хорошо поработали, до свидания.
Домашнее задание: Выберите любой портрет и подберите к нему музыкальное произведение или романс на стихи русского поэта.
Л: Личностное отношение при восприятии музыки.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Музыка. 6 класс
Конспект урока
Портрет в музыке и живописи.
Музыкальный образ и мастерство исполнителя. Картинная галерея
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
— портрет в живописи, литературе, музыке;
— музыкальные портреты в творчестве русских композиторов;
— вокально-инструментальные и инструментальные портреты;
— влияние исполнения на восприятие музыки.
Портрет – произведение изобразительного искусства, содержащее изображение какого-л. определённого человека или группы людей (в живописи, скульптуре, графике и фотографии).
Романс – камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением.
1. Сергеева Г. П. Музыка. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций.// Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 9-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019. – 168 с.: ил. – ISBN 978-5-09-071652-9.
1. Большой толковый словарь русского языка / Под ред. С. А. Кузнецова. Первое издание. – СПб.: Норинт, 1998. Публикуется в авторской редакции 2014 года.
2. Большая советская энциклопедия: [в 30 т. ]/ гл. ред. А. М. Прохоров – 3-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1969–1978.
Открытые электронные ресурсы:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Для того чтобы начать разговор о музыкальных портретах, вспомним, что такое портрет.
Портрет – это произведение изобразительного искусства, содержащее изображение определённого человека или группы людей.
Изначально, термин относился к живописи, скульптуре, графике, фотографии. Затем слово стало применяться и к другим видам искусства: литературный портрет, музыкальный портрет.
Откроем нашу картинную галерею двойным литературно-музыкальным портретом, вершиной русской романсовой лирики.
В 1825 году великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин создал поэтический портрет – знаменитое стихотворение «Я помню чудное мгновенье…». Оно было посвящено Анне Керн, к которой поэт питал нежные чувства. Поэт рисует образ молодой женщины такими словами: мимолётное виденье, гений чистой красоты, милые небесные черты, нежный голос. Спустя 15 лет великий русский композитор Михаил Иванович Глинка написал романс на эти стихи и посвятил его дочери Анны Керн – Екатерине Керн.
Романс – камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением.
Один из самых знаменитых исполнителей этого романса – Сергей Яковлевич Лемешев. Музыка, исполняемая им с глубоким чувством, обогатила женский словесный портрет, созданный Пушкиным.
Стоит отметить, что наиболее полно мастерство Глинки-портретиста воплотилось в операх: «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила». Впервые роль Ивана Сусанина исполнил Осип Петров. Также эту партию исполнял великий русский певец Фёдор Шаляпин. Каждый исполнитель добавляет к портрету героя свои штрихи. Главный герой оперы, Иван Сусанин, завёл поляков в лес, чтобы те не смогли найти дорогу и захватить царя.
В арии «Ты взойдёшь моя заря» композитор рисует портрет героя, защитника Родины. Музыка наполнена скорбью и волнением, трагизмом и смирением. Иван пожертвовал жизнью ради спасения царя, поэтому второе название оперы – «Жизнь за царя».
Противоположный портрет Глинка создаёт в опере «Руслан и Людмила». Это портрет молодой весёлой девушки. Она в шутливой форме объясняет неудачливому претенденту на её руку, Фарлафу, что сердце её принадлежит другому.
Портреты в вокальных произведениях: романсах, операх, – поддерживаются текстом и образами, которые мы благодаря им представляем. Но создать портрет можно и с помощью одной только инструментальной музыки.
Примером тому может служить танец феи Драже из балета «Щелкунчик» Петра Ильича Чайковского. Отрывистая, негромкая, сказочная музыка рисует образ лёгкой, воздушной, невесомой, волшебной феи.
Петр Ильич использовал здесь новый для того времени инструмент – челесту, чтобы добиться такого эффекта. Челеста в переводе с итальянского означает «небесный». Это клавишно-ударный инструмент, напоминающий пианино, где звук извлекается специальными молоточками.
Композитор, сочинивший романс, оперу и балет, может «нарисовать» музыкальный портрет реального человека, исторического героя или сказочного персонажа. Но и фортепианная музыка может изобразить характер, передать конкретные черты. Модест Петрович Мусоргский продемонстрировал это в фортепианных пьесах «Гном» и «Баба-Яга» из цикла «Картинки с выставки».
Мелодия фортепианной миниатюры «Гном» построена на коротких торопливых фразах, разделённых паузами. Можно сказать, что музыка звучит резко, а герой, которого она характеризует – подозрительный, недоверчивый, пугливый и ворчливый. Он, скорее не ходит, а семенит, спотыкается на коротких ножках.
Для создания портрета не всегда нужны краски. Портрет может быть не только художественным, но и литературным, а также музыкальным. Большое значение при создании портрета играет исполнитель. То, как он чувствует музыку, как передаёт её зрителю.
Есть музыкальные портреты, подкреплённые словами, а есть и инструментальные полотна. Музыка пишет их своими выразительными средствами: тональностью и интонациями, темпом и ритмом, оркестровкой. Главное, желание услышать и увидеть то, что хотел передать автор.
Виды художественных портретов
Разновидностей художественных портретов великое множество. Вот только некоторые из них:
Индивидуальный – когда изображён один человек.
Групповой – когда изображена целая семья, друзья или коллеги.
Исторический портрет – изображает героя по воспоминаниям или литературным описаниям современников.
Портрет-картина – изображение конкретного человека в каких-либо декорациях.
Автопортрет – когда художник изображает сам себя.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
№ 1. Вычеркните элемент, которого нет в романсе?
Варианты ответа: иллюстрация; текст; музыка
Ответить на вопрос поможет определение романса, пройденное на уроке. Романс – это камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением. Музыкальное предполагает наличие музыки, поэтическое – текста. В определении отсутствует упоминание иллюстраций в том или ином виде.
№ 2. Подчеркните прилагательные, описывающие главную героиню оперы «Руслан и Людмила».
Варианты ответов: мрачная, торжественная, шутливая, озорная, лёгкая, тяжёлая.
На уроке был прослушан фрагмент каватины Людмилы из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила». Людмила – молодая девушка, невеста, счастливая и беззаботная. Её характеризуют такие эпитеты: шутливая, озорная, лёгкая.
Музыка. 6 класс
Конспект урока
Портрет в музыке и живописи.
Музыкальный образ и мастерство исполнителя. Картинная галерея
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
— портрет в живописи, литературе, музыке;
— музыкальные портреты в творчестве русских композиторов;
— вокально-инструментальные и инструментальные портреты;
— влияние исполнения на восприятие музыки.
Портрет – произведение изобразительного искусства, содержащее изображение какого-л. определённого человека или группы людей (в живописи, скульптуре, графике и фотографии).
Романс – камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением.
1. Сергеева Г. П. Музыка. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций.// Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 9-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019. – 168 с.: ил. – ISBN 978-5-09-071652-9.
1. Большой толковый словарь русского языка / Под ред. С. А. Кузнецова. Первое издание. – СПб.: Норинт, 1998. Публикуется в авторской редакции 2014 года.
2. Большая советская энциклопедия: [в 30 т. ]/ гл. ред. А. М. Прохоров – 3-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1969–1978.
Открытые электронные ресурсы:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Для того чтобы начать разговор о музыкальных портретах, вспомним, что такое портрет.
Портрет – это произведение изобразительного искусства, содержащее изображение определённого человека или группы людей.
Изначально, термин относился к живописи, скульптуре, графике, фотографии. Затем слово стало применяться и к другим видам искусства: литературный портрет, музыкальный портрет.
Откроем нашу картинную галерею двойным литературно-музыкальным портретом, вершиной русской романсовой лирики.
В 1825 году великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин создал поэтический портрет – знаменитое стихотворение «Я помню чудное мгновенье…». Оно было посвящено Анне Керн, к которой поэт питал нежные чувства. Поэт рисует образ молодой женщины такими словами: мимолётное виденье, гений чистой красоты, милые небесные черты, нежный голос. Спустя 15 лет великий русский композитор Михаил Иванович Глинка написал романс на эти стихи и посвятил его дочери Анны Керн – Екатерине Керн.
Романс – камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением.
Один из самых знаменитых исполнителей этого романса – Сергей Яковлевич Лемешев. Музыка, исполняемая им с глубоким чувством, обогатила женский словесный портрет, созданный Пушкиным.
Стоит отметить, что наиболее полно мастерство Глинки-портретиста воплотилось в операх: «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила». Впервые роль Ивана Сусанина исполнил Осип Петров. Также эту партию исполнял великий русский певец Фёдор Шаляпин. Каждый исполнитель добавляет к портрету героя свои штрихи. Главный герой оперы, Иван Сусанин, завёл поляков в лес, чтобы те не смогли найти дорогу и захватить царя.
В арии «Ты взойдёшь моя заря» композитор рисует портрет героя, защитника Родины. Музыка наполнена скорбью и волнением, трагизмом и смирением. Иван пожертвовал жизнью ради спасения царя, поэтому второе название оперы – «Жизнь за царя».
Противоположный портрет Глинка создаёт в опере «Руслан и Людмила». Это портрет молодой весёлой девушки. Она в шутливой форме объясняет неудачливому претенденту на её руку, Фарлафу, что сердце её принадлежит другому.
Портреты в вокальных произведениях: романсах, операх, – поддерживаются текстом и образами, которые мы благодаря им представляем. Но создать портрет можно и с помощью одной только инструментальной музыки.
Примером тому может служить танец феи Драже из балета «Щелкунчик» Петра Ильича Чайковского. Отрывистая, негромкая, сказочная музыка рисует образ лёгкой, воздушной, невесомой, волшебной феи.
Петр Ильич использовал здесь новый для того времени инструмент – челесту, чтобы добиться такого эффекта. Челеста в переводе с итальянского означает «небесный». Это клавишно-ударный инструмент, напоминающий пианино, где звук извлекается специальными молоточками.
Композитор, сочинивший романс, оперу и балет, может «нарисовать» музыкальный портрет реального человека, исторического героя или сказочного персонажа. Но и фортепианная музыка может изобразить характер, передать конкретные черты. Модест Петрович Мусоргский продемонстрировал это в фортепианных пьесах «Гном» и «Баба-Яга» из цикла «Картинки с выставки».
Мелодия фортепианной миниатюры «Гном» построена на коротких торопливых фразах, разделённых паузами. Можно сказать, что музыка звучит резко, а герой, которого она характеризует – подозрительный, недоверчивый, пугливый и ворчливый. Он, скорее не ходит, а семенит, спотыкается на коротких ножках.
Для создания портрета не всегда нужны краски. Портрет может быть не только художественным, но и литературным, а также музыкальным. Большое значение при создании портрета играет исполнитель. То, как он чувствует музыку, как передаёт её зрителю.
Есть музыкальные портреты, подкреплённые словами, а есть и инструментальные полотна. Музыка пишет их своими выразительными средствами: тональностью и интонациями, темпом и ритмом, оркестровкой. Главное, желание услышать и увидеть то, что хотел передать автор.
Виды художественных портретов
Разновидностей художественных портретов великое множество. Вот только некоторые из них:
Индивидуальный – когда изображён один человек.
Групповой – когда изображена целая семья, друзья или коллеги.
Исторический портрет – изображает героя по воспоминаниям или литературным описаниям современников.
Портрет-картина – изображение конкретного человека в каких-либо декорациях.
Автопортрет – когда художник изображает сам себя.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
№ 1. Вычеркните элемент, которого нет в романсе?
Варианты ответа: иллюстрация; текст; музыка
Ответить на вопрос поможет определение романса, пройденное на уроке. Романс – это камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением. Музыкальное предполагает наличие музыки, поэтическое – текста. В определении отсутствует упоминание иллюстраций в том или ином виде.
№ 2. Подчеркните прилагательные, описывающие главную героиню оперы «Руслан и Людмила».
Варианты ответов: мрачная, торжественная, шутливая, озорная, лёгкая, тяжёлая.
На уроке был прослушан фрагмент каватины Людмилы из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила». Людмила – молодая девушка, невеста, счастливая и беззаботная. Её характеризуют такие эпитеты: шутливая, озорная, лёгкая.
Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. 6-й класс
Класс: 6
Презентация к уроку
Цели и задачи урока:
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: фронтальная
Методы урока: словесный, наглядно-слуховой, анализ
План урока:
Оборудование: аудиозапись, музыкальный центр, мультимедийный центр «Hitachi», фортепиано, раздаточный материал (карточки «Средства музыкальной выразительности», «Портрет в искусстве России (Репродукции портретов)»
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Вступление.
Звучит фортепианное вступление к романсу «Я помню вальса звук прелестный…» (Приложение №1. Слайд 1.)
Учитель читает стихи Листова
Я помню вальса звук прелестный
Весенней ночью в поздний час.
Его пел голос неизвестный,
И песня чудная лилась.
Да, то был вальс прелестный, томный,
Да, то был дивный вальс.
Теперь зима, и те же ели
Покрыты сумраком стоят.
А под окном шумят метели
И звуки вальса не звучат.
Где ж этот вальс старинный, томный,
Где ж этот дивный вальс.
Презентация Слайд 2
Мир чарующих звуков романсов русских композиторов передает палитру человеческих чувств и переживаний. В романсах запечатлены прекрасные качества души русского человека, его устремленность к истине, добру, красоте и любви.
Презентация. Слайд 3
Ученики читают строки Пушкина со слайда:
Мечта в волшебной сени
Мне милую яви,
Мой свет, мой добрый гений,
Предмет моей любви…
А.С.Пушкин
Учитель: Тема урока сегодня, ребята, «Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи»
Учитель: Скажите, пожалуйста, ребята, к какому виду искусства относится портрет?
(Портрет – это жанр изобразительного искусства.)
Презентация. Слайд №4 (портреты)
Учащиеся читают стихи со слайда на фоне проецируемых портретов:
От красок шумно и светло,
Картины воздух обступили,
Я музыку сюда бы ввел,
Чтобы они заговорил
С.Тюрин
Учитель: считается, что портрет – самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно благодаря ему русская живопись достигла уровня европейской. XVIIIвек в России называют веком портрета. В жанре портрета писали лучшие русские художники: Ф.Рокотов, Д.Левицкий, О.Кипренский, К.Брюллов, И.Репин, М.Врубель и др.
Благодаря «портретным гармониям» русского художника Федора Степановича Рокотова (1735-1808) образовался особый эмоциональный словарь для выражения впечатлений зрителя: «полумерцание, полугорение красок», «зыбкость, воздушность», «загадочность и таинственность», «вибрация света и цвета», «поэтическая хрупкость чувств», «затаенность душевных проявлений» и т.п.
Кроме технических живописных новшеств, художник открывает новые возможности камерного, интимного портрета в выражении душевного мира человека, как главного критерия его достоинства. Нередко считают, что Рокотов наделял модели своей собственной одухотворенностью.
Презентация Слайд №5 Ф.Рокотов. Портрет А.Струйской
Особое место в творчестве художника занимает портрет А.Струйской (1772) Именно прекрасные глаза героини портрета послужили источником вдохновения для создания известного стихотворения Николая Заболоцкого:
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок.
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.
Он является ярким примером поэтизации образа средствами живописи. Воздушная, прозрачная манера письма создает ощущение легкости тканей и бездонности фона. С помощью света Рокотов мастерски выделяет лицо и одновременно объединяет всю композицию портрета в единое целое. Не случайно этот портрет часто называют «русской Джокондой».
Презентация Слайд №6
Учитель : Расскажите, пожалуйста, об образах тех героинь на портретах, которые представляют вам светских красавиц 18 века (портреты……………). Какие средства выразительности использует художник?
А может ли музыка нарисовать портрет?
Звучит «Вальс-фантазия» Глинки для симфонического оркестра. Слайд №4 (музыкальный фрагмент)
Учитель: Знакома ли вам эта музыка?
Учитель: Это «Вальс – фантазия» М.И.Глинки. Он глубоко автобиографичен. Этот вальс отражает жизненные события, происходившие непосредственно с композитором. Сочинение появилось на свет как фортепианная пьеса. В результате большой популярности этой пьесы, композитор оркестровал ее. Существует две авторские редакции 1845 и 1856 годов.
Как звучит музыка этого вальса?
Ученики: музыка звучит как взволнованная речь.
Учитель: Как обычно в вальсе строится музыкальная фраза?
(Обычно на симметричных фразах по четным тактам 2, 4, 8 ).
Учитель: А как здесь строятся фразы (по 3 такта), поэтому музыка воспринимается как взволнованная речь
Свое понимание красоты в искусстве Глинка выразил словами: « Все искусства, а, следовательно, и музыка, требуют свыше:
Презентация Слайд №7,
Презентация Слайд №8
Учитель: точно как и Пушкин посвятил свое стихотворение ее матери Анне Петровне Керн.
Приложение №8 Слайд №9
«Тригорское. Гостиная в доме Прасковьи Александровны Осиповой». Здесь впервые через 3 года после смерти Пушкина, Глинка исполнил свой романс.
Звучит фортепианное вступление к романсу «Я помню чудное мгновенье…»
Ученики читают стихи:
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Презентация Слайд №10
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Презентация Слайд №11 «Аллея Керн»
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
Презентация Слайд №12, 13
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
Презентация Слайд №14
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
Презентация Слайд №15
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
Учитель: на сколько разделов можно разбить данное стихотворение? И определите образный смысл каждого из шести четверостиший (встреча, воспоминание. Забвение, уныние, новое свидание и порыв вдохновения и счастья)
Учитель: А теперь давайте в полном объеме прослушает романс М.И.Глинки на стихи А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье…»
Приложение №5 Слайд №16
Какие характеристики можно дать этой музыке? (Это исповедь сердца, это скрытая от чужих глаз «дневниковая запись» переживаний, раздумий, отчаяния и восторга.
Прослеживая за развитием музыкального и поэтического образов, необходимо обращать внимание на выразительность мелодии – ее оттенки, необычность ритма, ладовой окрас, а также на особенности фортепианного сопровождения.
Трехчастная форма, в которой написан романс, имеет свои особенности – реприза в ней не буквальная, а видоизмененная. С чем же связаны эти изменения? Вторая половина репризы – выражение радости, восторга («И сердце бьется в упоенье), кульминация всего романса, обобщение и завершение главной музыкальной мысли. Пусть учащиеся попытаются самостоятельно ответить на такие вопросы:
Дополнительный материал
Федор Степанович Рокотов, «Портрет А. П. Струйской»
Федор Степанович Рокотов – выдающийся русский художник-портретист. Известно, что по происхождению Рокотов был крепостным крестьянином, но получил вольную. Художник учился в Академии художеств в Петербурге у таких известных мастеров своего времени, как Токке, Ротари, Антропов. Но, как считали многие ценители искусства, он сумел превзойти своих учителей. В 1756 г. Рокотов переехал в Москву, т. к. его не устраивал показной блеск петербургской жизни, ее суетность и несерьезность. В 60-е гг. художник стал академиком живописи. Рокотов был настолько известен и популярен, что даже удостоился чести писать портрет наследника престола, великого князя Петра Федоровича.
Несмотря на свое происхождение, Рокотов был человеком очень образованным и интеллигентным, что, в частности, объясняется окружением художника, которое состояло из образованных людей, многие из них были связаны с Московским университетом, который в то время являлся чем-то вроде просветительского центра России. Безусловно, общение с такими людьми оказало огромное влияние на художника и нашло отражение в его творчестве. Может быть, именно поэтому многие работы Рокотова несут на себе отпечаток высокой духовности и интеллигентности.
Ф. С. Рокотовым были написаны портреты поэта В. И. Майкова, А. И. Воронцова, В. Е. Новосильцевой, П. Н. Ланской, портрет неизвестной в розовом платье и др. В портретах Рокотова впервые в истории русской живописи были с большим мастерством переданы внутренний мир человека, его мысли, чувства, переживания. Особой прелестью отличаются женские портреты художника и, в частности, портрет А. П. Струйской, который приковывает внимание зрителя необычайной одухотворенностью лица молодой девушки. Особенно необычны в этом портрете глаза – живые, немного лукавые и загадочные. Именно прекрасные глаза героини портрета послужили источником вдохновения для создания известного стихотворения Николая Заболоцкого:
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок.
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.
Учитель: Найдите в тексте стихотворения эпитеты, метафоры, сравнения. Какими образом они усиливают восприятие образа А.Струйской?
Для художественной манеры Рокотова характерно неприятие всего внешне эффектного. Отсюда такая искренность, одухотворенность и вместе с тем некоторая приглушенность чувств героев. Большую роль в работах художника играет свет. Герои его портретов словно выступают из тени, при этом освещаются отдельные фрагменты лица, шеи, одежды. Другие жэ фрагменты так и остаются в тени. Возникает впечатление, что на модель направлен неяркий поток света, в лучах которого мерцают матовая кожа лица и шелк одежды. Идеалом человеческой красоты для художника являлась красота не внешняя, а внутренняя. В его понимании истинную красоту человеку придает высокая духовность, заключенная в материальной оболочке, которая служит лишь отражением этой внутренней духовности.
Ф. С. Рокотов является, наряду с Д. Г. Левицким и В. Л. Боровиковским, величайшим русским художником-портретистом XVIII в. Многие его портреты хранятся в Третьяковской галерее, а также в других музеях России и зарубежья. Рокотов Федор Степанович. «Портрет А.П.Струйской»