Что такое поручение руководителя с юридической точки
Юридическое поручение: проблемы определения понятия
Слукина Е.В., адъюнкт кафедры государственно-правовых дисциплин Нижегородской академии МВД России.
В настоящее время юридическое поручение все чаще используется как средство социального управления. У всех на слуху такие словосочетания, как «поручение Президента РФ», «правительственные поручения», «во исполнение поручения» и т.д. Однако феномен юридического поручения до настоящего времени не был предметом специального исследования. Понятие «юридическое поручение» в юридической литературе пока не разработано. Нет его развернутых определений, оно не обрело еще четких контуров.
Вместе с тем проведенный нами анализ определений термина «поручение» в правовой и справочной литературе позволил прийти к некоторым выводам относительно его современного понимания.
Таким образом, единое, четкое, структурированное, общеправовое понятие юридического поручения не содержится ни в одном известном нам научном и справочном источнике.
Лекарев С.В., Порк В.А. Бизнес и безопасность / Толковый терминологический словарь / Под научной ред. проф. А.И. Гурова, проф. Б.С. Тетерина. М.: Издательство ЦКСИиМ, Издательство «Ягуар», 1995. С. 37.
Сформулировать единое определение понятия юридического поручения достаточно сложно в связи с тем, что данный феномен имеет различную юридическую природу в зависимости от того, в какой отрасли права функционирует (публичной или частной), а также от того, что выступает его формой (правовой акт или договор). Так, в публичном праве поручение носит властный характер. В частном же праве право требовать и обязанность исполнения конкретных действий во исполнение поручения возникают на основании заключенного с согласия обеих сторон договора. Например, в гражданском праве одна сторона обязуется совершить от имени и за счет другой стороны определенные юридические действия на основании заключенного договора поручения. В гражданском процессе обязанность суда исполнить судебное поручение вытекает из положения ст. 62 ГПК РФ. Но, несмотря на указанные различия, юридическое поручение имеет целый ряд общих существенных признаков, характеризующих его сущность. Рассмотрим основные из них.
Оно влечет обязанность исполнения порученных действий субъектом, его получившим. Такая обязанность должна быть закреплена либо в нормативно-правовом акте, либо в договоре. Так, в соответствии с Конвенцией о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам (Гаага, 18 марта 1970 г.) судебный орган одного государства, подписавшего Конвенцию, может запросить посредством судебного поручения в компетентный орган другого Договаривающегося государства о получении доказательств или выполнении другого процессуального действия (ст. 1). В свою очередь, Договаривающееся государство назначает центральный орган, на который возлагается обязанность принимать судебные поручения и передавать их для исполнения компетентным органам (ст. 2).
Юридическое поручение, являясь требованием, предполагает, как мы уже отмечали, обязанность исполнения одной стороной указанных в нем предписаний, а следовательно, и право другой стороны требовать того, чтобы они были исполнены. Именно для обеспечения данного права и существует механизм юридической ответственности, который начинает действовать с момента невыполнения поручения в установленный срок. В зависимости от того, каким общественным отношениям причинен вред в результате неисполнения (ненадлежащего исполнения) юридического поручения, а также от того, какой является общественная опасность такого правонарушения, будет разной и ответственность за его совершение.
Данный признак заключается в двух основных аспектах:
Компетенция на отдачу юридического поручения, равно как и обязанность его исполнения, может быть закреплена в различных формах. Так, в публичном праве типичной формой закрепления полномочий выступает нормативно-правовой акт, определяющий общий порядок деятельности, функционирования субъекта. В частном праве закрепление права на отдачу и обязанности на исполнение юридического поручения зачастую осуществляется в договоре.
Кроме того, особый круг субъектов юридического поручения также характеризуется тем, что оно может приниматься как единолично (поручения Президента РФ, следователя, прокурора, начальника предприятия и т.п.), так и коллегиально (поручения Правительства РФ, министерства, профсоюза и т.п.).
По степени определенности сроки могут подразделяться на абсолютно-определенные, неопределенные и относительно-определенные.
Примером поручения, содержащего абсолютно-определенный срок, может выступать поручение следователя органу дознания, которое в соответствии со ст. 152 УПК РФ должно быть исполнено в 10-дневный срок.
Иллюстрацией относительно-определенного срока исполнения юридического поручения является упоминавшаяся нами Конвенция о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам, в абз. 3 ст. 9 которой говорится, что судебное поручение исполняется без промедлений.
Что же касается неопределенного срока выполнения юридического поручения, то, на наш взгляд, данная разновидность сроков неприменима к исследуемому нами феномену. Так как любое юридическое поручение издается тогда, когда возникает реальная необходимость выполнения либо невыполнения действий, указанных в нем, следовательно, предполагается, что эти действия должны быть исполнены либо в конкретный срок, либо в разумный, незамедлительный срок. Таким образом, неопределенность срока юридического поручения коренным образом будет влиять на эффективность его реализации, снижать ее уровень, так как отсутствие определенного временного предела выполнения требований поручения может повлечь необоснованную волокиту и промедление со стороны получившего их субъекта.
Юридическое поручение может иметь словесную (письменную и устную) и конклюдентную форму.
Устные юридические поручения не требуют соответствующего письменного оформления, так как они предназначены для быстрого и оперативного вмешательства в текущее управление с целью решения каждодневных управленческих задач и выполнения самых общих функций управления, а также для непосредственного руководства в той или иной сфере.
Что же касается юридического поручения, выраженного в конклюдентной форме, то в данном случае волеизъявление субъекта находит свое выражение в конкретных жестах, знаках, сигналах. Например, жесты сотрудника ГИБДД, регулирующего порядок движения транспорта и пешеходов; использование мультикарт в банкоматах для снятия со счета наличных денежных средств и т.п.
Юридическое поручение является индивидуальным предписанием, так как в отличие от нормы права адресовано конкретному лицу (органу) и рассчитано на однократное применение.
Существуют и иные признаки юридического поручения, например:
Но, к сожалению, объем данной статьи не позволяет остановиться на их рассмотрении.
Итак, сгруппировав наиболее существенные признаки юридического поручения, можно сформулировать следующее его определение.
В заключение хотелось бы отметить, что юридическое поручение является достаточно сложным правовым понятием, для полного и четкого раскрытия которого недостаточно выявления его основных признаков. В рамках изучения данного правового феномена необходимо изучить его функциональное назначение, структуру, форму, разработать развернутую классификацию, выявить особенности его реализации. Таким образом, вопрос о понятии юридического поручения нуждается в дальнейшем детальном рассмотрении.
Приказ и распоряжение: чем отличаются и в каком случае использовать
Бывает непонятно, какой распорядительный документ использовать, чтобы поставить задачи внутри компании: приказ или распоряжение. Разбираем на примерах, в чем разница и какой документ лучше подойдет в разных ситуациях
Сергей Скрябин
Чтобы ставить и решать задачи внутри компании, бизнес использует приказы и распоряжения. Не всегда понятно, когда какой документ нужно издать. Разбираемся, в чем отличия приказа от распоряжения, какой документ нужно издавать в разных ситуациях и кто имеет право это делать.
Сходства и различия приказа и распоряжения
В законодательстве нет общих правил, которые регулируют, когда издавать приказ, а когда — распоряжение. Например, в трудовом кодексе эти документы часто уравнивают в правах.
Так, чтобы принять сотрудника на работу или уволить его, подойдут оба документа.
Чтобы понять, чем отличается приказ от распоряжения, возьмем за основу определения из Единой государственной системы делопроизводства — ЕГСД.
Приказ — правовой акт, который издает руководитель органа государственного управления или его структурного подразделения, чтобы решить основные и оперативные задачи.
Распоряжение — правовой акт, который издает руководитель коллегиального органа государственного управления, чтобы решить оперативные вопросы. У распоряжения обычно ограниченный срок действия, и оно касается узкого круга организаций, должностных лиц и граждан.
Главное отличие этих документов в том, что приказ всегда издает руководитель компании или его заместитель, а распоряжение — руководитель компании, заместитель и другие уполномоченные лица, например начальники отделов.
Есть также условные отличия приказа от распоряжения. Мы собрали их в таблице.
Виды приказов и распоряжений
В делопроизводстве есть три вида приказов и распоряжений.
По основной деятельности. Цель — решить основные задачи, которые стоят перед компанией. Например, ввести штатное расписание или создать новое подразделение.
По административно-хозяйственным вопросам. Относятся к деятельности, которая связана с транспортным обслуживанием, эксплуатацией и оснащением зданий. Например, приказ или распоряжение о покупке оборудования.
По личному составу. Касаются вопросов взаимодействия сотрудников с компанией. Например, чтобы принять на работу или уволить сотрудника, нужно издать соответствующий приказ или распоряжение.
Порядок издания приказа и распоряжения
Правила не регламентированы законом, но их прописывают в инструкции по делопроизводству. Обычно порядок издания приказов и распоряжений выглядит так:
Иногда порядок может быть сложнее: ответственный сотрудник сначала готовит проект, согласует его с юристами и руководителем и только потом отдает на подпись.
Например, если руководитель издает приказ о введении системы сохранения коммерческой тайны, лучше сначала подготовить проект и согласовать его с юристом, чтобы документ не противоречил законам.
А вот при издании приказа о приеме на работу можно воспользоваться шаблоном — готовить проект и согласовывать с юристом не обязательно.
Требования к оформлению приказов и распоряжений
В законе нет требований к оформлению приказов и распоряжений, но в государственном стандарте есть рекомендации, примеры и шаблоны распорядительных документов.
Компаниям и ИП не обязательно оформлять документы строго по ГОСТу, но чтобы они имели юридическую силу, нужно указать следующие реквизиты:
Реквизит | Требование к реквизиту |
---|---|
Название компании | Должно соответствовать названию, которое прописано в уставе. |
Например, ООО «Компания»
Например, генеральный директор ООО «Компания» Петров П. П.
Например, приказ «Об утверждении штатного расписания»
Например: «Контроль за исполнением возложить на начальника отдела Петрова П. П.»
Кроме реквизитов, есть и другие рекомендации по оформлению распорядительных документов.
Оформление приказа. Текст приказа состоит из двух частей: первая — это основания или причины создания документа, вторая — решение руководителя, которое начинается со слова «Приказываю».
Оформление распоряжения. В отличие от приказа, в распоряжении оснований и причин для издания документа может не быть. В таком случае оно начинается сразу с решения руководителя — например, со слова «Обязываю».
Коротко
Сейчас читают
Оферта: что это и зачем она нужна
Одному бизнесу оферта поможет ускорить заключение договоров с клиентами, а другому — будет нужна по закону. Что включить в оферту и как избежать типовых ошибок — в статье
Как ИП оформить банкротство
Пошаговый план действий для ИП при оформлении банкротства и другие способы погасить долги
Что такое выездная налоговая проверка и как бизнесу к ней подготовиться
С экспертом по налоговым проверкам разобрались, как бизнесу вести себя при выездной проверке, какие права и ограничения есть у сотрудников налоговой и как оспорить результаты, если вы с ними не согласны
Будьте в курсе событий бизнеса
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее
© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта
Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.
Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе
После подписки вам откроется страница для скачивания
Все ли прихоти работодателя должен исполнять работник
Увольнение за неподчинение
Недавно Президиум Хабаровского краевого суда (постановление от 08.04.2019 № 44г-44/2019) рассмотрел крайне интересное дело, которое касалось увольнения сотрудника за неоднократное нарушение трудовой дисциплины в форме невыполнения распоряжений руководства.
Суды нижестоящих инстанций признали увольнение законным.
Они исходили из следующего. Сотрудник исполнял обязанности регионального менеджера по продажам, работая дистанционно. В целях контроля за его работой руководителем организации издавались приказы о предоставлении фотоотчетов о результатах проделанной работы.
Результаты работы сотрудник не фотографировал и отчеты не отсылал. То есть сотрудник не исполнял свои трудовые обязанности, игнорировал распоряжения руководства и нарушал трудовую дисциплину. Этого достаточно для увольнения.
Но краевой суд решил, что все не так однозначно, и отменил решения нижестоящих судов, направив дело на новое рассмотрение.
Распоряжение распоряжению – рознь
Суд пояснил, что нарушением трудовой дисциплины является неисполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей. Это может быть нарушение правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций и т. п.
Между тем, из должностной инструкции менеджера не следовало, что в его обязанности входило выполнение фотоснимков и их предоставление руководителю в виде фотоотчетов.
Менеджер был ответственен за осуществление сбытовой политики, обеспечение роста продаж, поддержание и развитие клиентской базы, поиск и привлечение новых клиентов. Ничего фотографировать он, поступая на работу, не обязывался.
В свою очередь статьей 60 ТК РФ прямо установлен запрет на увольнение за неисполнение поручений, не предусмотренных должностными обязанностями работника.
Этой же нормой установлен запрет требовать выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором или должностной инструкцией. Буквально это значит, что главбух не обязан вести договорную работу с контрагентами, а юрист не должен носить директору кофе.
И если бухгалтер отказывается закинуть деньги на мобильный директора и оплатить его коммуналку, то это еще не дает директору права уволить этого бухгалтера.
Допустимо ли указывать в должностной инструкции сотрудника, в разделе «Обязанности», пункт «выполнять иные поручения руководителя подразделения»? Не противоречит ли это ст. 60 ТК РФ, так как понятие «иные поручения» не содержит конкретных видов работ?
ТК РФ не содержит упоминания о должностной инструкции. Порядок и сроки разработки и утверждения такого документа трудовым законодательством также не урегулированы. Как правило, должностная инструкция содержит конкретный перечень обязанностей по должности, то есть трудовую функцию работника. Трудовая функция – это работа по определенной должности, профессии, специальности либо конкретный вид работы (ст. 15, ч. 2 ст. 57 ТК РФ), которая является одним из условий, обязательных для включения в трудовой договор (ст. 57 ТК РФ) и меняется только по соглашению сторон трудового договора (ст. 72 и 74 ТК РФ).
Чтобы определить трудовую функцию работника, можно указать должность и все обязанности по ней непосредственно в тексте трудового договора, а можно сделать в договоре ссылку на должностную инструкцию, содержащую полный перечень должностных обязанностей. Должностная инструкция может быть разработана в качестве приложения к трудовому договору, заключаемому с конкретным работником, а может утверждаться работодателем как самостоятельный документ – локальный нормативный акт (см. письмо Роструда от 31.10.2007 № 4412-6). Основой для разработки должностных инструкций служат квалификационные характеристики, содержащиеся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (письмо Федеральной службы по труду и занятости от 09.08.2007 № 3042-6-0).
По общему правилу определение содержания должностной инструкции является прерогативой работодателя. Единственным исключением является ситуация, когда с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений. В таком случае наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, или соответствующим положениям профессиональных стандартов (ч. 2 ст. 57 ТК РФ).
Тем не менее при формировании раздела «Обязанности» должностной инструкции работодатель должен учитывать следующее.
C одной стороны, как верно отмечено, запрещается требовать от сотрудника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами (ст. 60 ТК РФ). Работник имеет право на предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором (ч. 1 ст. 21 ТК РФ), и обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором (ч. 2 ст. 21 ТК РФ). Работа, не определенная трудовым договором и должностной инструкцией, является дополнительной и, как правило, выполняется только с письменного согласия работника (ст. 60.1, 60.2 и 72 ТК РФ). Вменение обязанностей, которые не были согласованы с работником при заключении трудового договора, без согласия работника невозможно (смотрите, например, Судебную практику по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия за II полугодие 2007 г.). С этой точки зрения круг обязанностей работника, составляющих трудовую функцию, должен быть предельно конкретизирован.
Отметим, правда, что в судебной практике существует и более формальный подход к толкованию должностных инструкций, содержащих указание на выполнение работником иных поручений непосредственного руководителя. К примеру, Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда при вынесении апелляционного определения от 03.07.2012 по делу № 33-12106/12 отклонила доводы работника о том, что указанные иные поручения должны быть связаны только с профессиональной деятельностью по его должности, отметив, что должностная инструкция такой связи не предусматривает.
Приказ, распоряжение и поручение: сходства и отличия
Р аспорядительные документы представляют собой подсистему, которая включается в унифицированную систему организационно-распорядительной документации (УСОРД). В данную подсистему традиционно входят документы, которые издаются на основе управленческого принципа единоначалия: приказы, распоряжения и указания. Новым видом документа в настоящее время стало поручение, которое уже широко применяется в практике государственного и муниципального управления, а также в деятельности коммерческих организаций.
Назначение документов
Все особенности издания и видовой состав распорядительных документов определяются целями и ситуациями их издания. Посмотрите в Таблице 1 определения наименований видов распорядительных документов, разработанные еще в 1970-е годы и актуализированные в профессиональном словаре 2014 года.
На базе определений ЕГСД сложилось и современное, наиболее часто встречающееся в локальных нормативных актах организаций, определение приказа – это правовой акт, издаваемый руководителем органа управления, действующим на основе единоначалия, в целях решения и основных, и оперативных задач, стоящих перед данным органом.
В деятельности коммерческих структур указание сейчас соответствует устному заданию или поручению. Например, закон об акционерных обществах (от 26.12.1995 № 208-ФЗ) предусматривает, что «. единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор). утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками».
Таблица 1. Определения наименований видов распорядительных документов