Что такое порядочность 5 класс однкнр
Порядочность. Презентация урока ОДНКНР в 5 классе
Просмотр содержимого документа
«Порядочность. Презентация урока ОДНКНР в 5 классе»
Проблемный вопрос урока
1. Понятие порядочности
Порядочность — моральное качество человека, который всегда стремится выполнять свои обещания и не наносит умышленного вреда окружающим.
1. Понятие порядочности
1. Понятие порядочности
1. Понятие порядочности
2. Порядочный человек
2. Порядочный человек
Всегда поступает по совести
Уважает других людей
2. Порядочный человек
Радуется чужим успехам
3. Порядочные поступки
3. Порядочные поступки
Конспект урока ОДНКНР 5 класс
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
-Образцы нравственности в нашей жизни
Цель урока : формирование представлений о нравственных нормах в ходе знакомства с примерами нравственных поступков.
– познакомить с образцами нравственного поведения в культуре России;
— извлекать информацию из различных источников;
— строить речевое высказывание в устной форме; делать выводы на основе анализа произведения;
– определять общие для всех людей правила; ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков;
– слушать и понимать других; работать в парах и в группах; договариваться о правилах поведения и общения; доказывать и аргументировать свою точку зрения.
– оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
В результате занятия учащиеся смогут дать определения понятиям « патриот», « труженик», « воин», « коллективист».
Приводить примеры нравственных поступков.
Занять позицию по поводу ответственности гражданина за свои действия.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою страну, российский народ и историю России.
Виды деятельности: беседа, работа с иллюстрированным материалом, работа в парах, выразительное чтение художественного произведения, самостоятельная творческая работа учащихся, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
Основные термины и понятия: патриот, воин, коллективист, труженик.
Средства наглядности: презентации.
Оборудование: компьютер, учебник, тексты художественных произведений.
Примечание: для подготовки к уроку класс разделен на творческие группы, получившие опережающее задание.
1 группа. Рассказать о ветеранах ВОВ, проживающих в нашем поселке.
2 группа . Подготовить рассказ о воинах-интернационалистах нашего поселка.
3 группа. Рассказать о своих родственниках, участвовавших в ВОВ.
Нравственность в нашей жизни
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Начнём скорей урок!
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
Россия — великая страна. Она развивается своим путем, в основе которого лежат особые культурные традиции.
Широка и необъятна наша страна, она пример великих достижений, сокровищница знаний, но главное её богатство – люди.
В нашей стране проживает более 130 разных народов со своим языком, традицией, историей. Все они приумножают славу своей Родине. Мы по праву гордимся своими героями. Послушаем стихотворение в исполнении Ильяра Муллагалиева.
… Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей…
Люблю твои луга и нивы,
Прозрачный звон твоих равнин,
К воде склонившиеся ивы,
Верха пылающих рябин.
Люблю тебя с твоей тайгою,
С воспетым трижды камышом,
С великой Волгою-рекою,
С могучим быстрым Иртышом.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть.
Люблю всё то, что называю
Одним широким словом: «Русь».
Слайд 2(выдающиеся люди мировой величины)
Ребята, посмотрите внимательно на экран и ответьте на вопрос: Кто эти люди? Они вам знакомы? ( Мустай Карим, Муса Гареев, А.С.Пушкин, М.И. Глинка)
Да, правильно –это люди мировой величины, а в чем их заслуги?
( Все они много трудились, горячо любили свою Родину, защищали ее и воспевали в своих произведениях. )
Эти люди оставили след в истории развития своей страны и нашего района.
Они для нас образец нравственного поведения!
Ребята, а как вы думаете, существует ли нравственность в нашей жизни?
Одной из составляющих культуры любого народа являются нормы и правила, регулирующие поведение людей. Это особые образцы, на которые равняются люди во всех странах мира.
3. Определение цели урока.
— Как вы считаете, о чем сегодня мы будем говорить на уроке?
– Теперь сформулируйте тему урока.
-А какие цели мы ставим перед собой? ( Что необходимо нам узнать?)
Нам нужно узнать, что такое нравственность, какие качества нравственности считаются образцом нравственности и есть ли нравственность в нашей жизни.
А теперь откройте тетради и запишите дату и тему урока. (20 декабря, Нравственность в нашей жизни)
Ребята, а кто знает, что такое нравственность? Объясните своими словами. (это доброта, правила поведения, вежливость).
А теперь, давайте рассмотрим, как в Толковом словаре С.И. Ожегова раскрывается это понятие.
-А какого человека мы можем назвать нравственным? (доброго, вежливого, трудолюбивого, любящего свою Родину).
(Запишите в тетрадь).
А сейчас я вам предлагаю поработать в группах. Задание: восстановите пословицы.
Добрые дела, …(дороже денег)
Изменить мир не так уж сложно, … (начни с себя)
Доброе дело … (два века живёт)
Доброе слово лучше … (мягкого пирога)
Доброму человеку и … (чужая болезнь к сердцу)
1 группа кто у вас будет отвечать? Проверим ваши пословицы. А теперь 2 группа.
-Какое ключевое слово вы здесь увидели? (добро) А относится ли доброта к нравственным качествам?
Доброта одно из ключевых составляющих образцов нравственности.
-А еще какие понятия мы можем отнести к образцам нравственности?
К образцам нравственности относятся и такие понятия, как ПАТРИОТ, ТРУЖЕНИК, КОЛЛЕКТИВИСТ.
Давайте рассмотрим каждый образец отдельно.
Как вы думаете, что такое патриотизм?
Какого человека мы можем назвать патриотом?
Патриотизм — это любовь к Родине, приверженность традициям отцов, уважение обычаев, нравственных ценностей предшествующих поколений.
Патриот – человек, любящий свою Родину, свой народ, готовый ради них на жертвы, трудовые и ратные подвиги. Слайд
Рядом с нами живет много людей, которых мы, можем назвать патриотами.
А кого мы можем назвать патриотом из нашего села?
( Данил Шаехмурзин – воин-интернационалист, Мирзанур Хиразов-учитель-ветеран, композитор, Фанис Гареев- писатель)
А из республики кого вы можете назвать? (Миннегали Губайдуллин- участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза. Командир пулемётчик; Александр Матросов- герой советского союза; первый президент РБ- Муртаза Рахимов )
Люди любящие своё Отечество и готовые совершить подвиг во имя Родины являются патриотами.
А сейчас обобщим, какими качествами должен обладать патриот.
-Я надеюсь, что вы будете обладать всеми этими качествами.
Как вы знаете, ребята, 2016 год –год кино. Любите ли вы смотреть фильмы?
-Какие фильмы вы смотрели о патриотизме? («В июне 41-го», «Подвиг разведчика», «А зори здесь тихие», «Вчера закончилась война», «Они сражались за родину»
А если, никто не посмотрел, то я советую посмотреть их, потому что они нас учат доброте, патриотизме, ценить свою Родину и то, что мы имеем на сегодняшний день.
Во время войны люди совершали подвиги не только на фронте, но и в тылу. Этих людей мы называем тружениками тыла.
Ребята, а кто такие труженики?
Труженик — трудолюбивый человек, который своим трудом создаёт материальные и духовные ценности на благо своего народа, всей страны.
Наше село тоже богато трудолюбивыми людьми.
-Каких тружеников нашего села вы можете назвать? (Яхин Ф.Ф.-Герой социалистического труда, Шайхлисламов Ф.Ш.- учитель-ветеран, поэт, Сираев Г.Х. Председатель колхоза «Башкортостан», Моя бабушка Шафикова ________, мой сосед Тахир Хазип__________________, а также наш многоуважаемый директор нашей школы Миннигулова Ф.А.-тоже является тружеником нашего села, так как она 33 года своей жизни посвятила школе.
Ваших родителей тоже можно назвать труженики. Они трудятся во благо своей семьи Родины.
Как говорится в пословице «Что одному не под силу, то легко коллективу».
Коллективизм ещё одна важная черта нравственности россиян. Как вы понимаете слово коллективизм?
Коллективизм — это сотрудничество и взаимопомощь.
А вы какие коллективы знаете? (школьный)
А наш класс можно назвать коллективом?
Какую коллективную работу в преддверии нового года вы уже выполнили в классе? (украсили класс)
-Какого символа нового года здесь не хватает? (елки, петуха)
-Давайте украсим ёлку, тем самым выполним коллективную работу. Будем вешать игрушки не простые, а с пожеланиями. Первую игрушку повешу я сама с пожеланием: я желаю всем быть патриотами своей страны, а что вы пожелаете.
Когда мы украсили ёлку все вместе с коллективом, нам было очень легко и мы сделали дело быстро.
5. Закрепление представлений о понятии «нравственность в нашей жизни».
Мы поговорили об образцах нравственности в нашей жизни.
А теперь я предлагаю поработать в группах и определить, кто труженик, патриот или коллективист мог произнести такие слова:
1. «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков».
2. «Один за всех и все за одного».
3. «На работу с радостью, а с работы с гордостью».
Ответы: патриот, коллективист, труженик
5. А теперь поработаем с учебником. Давайте откроем страницу 21 и прочитаем башкирскую легенду об Урал- батыре. «Урал-батыр» принадлежит к древнему народному жанру башкирской народной поэзии. В эпосе выражена идея вечной жизни народа.
(чтение текста по цепочке)
-Найдите в тексте то место и прочитайте, где говорится о нравственности героя.
-Имеют ли значение слова, сказанные Урал- батыром, для современных людей?
Эпос Урал-батыр учит нас быть нравственным и ещё раз доказывает, что существует нравственность в нашей жизни.
Подытоживая сегодняшнюю тему попробуем разгадать кроссворд.
Любовь к Родине, приверженность традициям отцов, уважение обычаев, нравственных ценностей предшествующих поколений. (патриотизм)
Человек, любящий свою Родину, своей народ, готовый ради них на жертвы, трудовые и ратные подвиги. (патриот)
Трудолюбивый человек, который своим трудом создаёт материальные и духовные ценности на благо своего народа, всей страны. (труженик)
Сотрудничество и взаимопомощь. (коллективизм)
В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. И хотя в жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они людьми высоко, а те, кто ими обладают, пользуются уважением.
— Чему был посвящен сегодняшний урок?
С какими образцами нравственного поведения мы познакомились?
Какие цели поставили в начале урока?
Сумели ли мы достичь?
Пригодятся ли нам в жизни полученные знания на сегодняшнем уроке?
Кому сегодняшний урок понравился, поднимите зеленый смайлик.
Кому урок понравился, но остались вопросы поднимите желтый смайлик.
Кому урок не понравился, и было трудно поднимите красный смайлик.
Сегодня были активными на уроке ________Молодцы .
8. Домашнее задание
Подготовить сообщение на одну из тем:
Патриотизм моих сверстников в годы Великой Отечественной войны.
Конспект урока по предмету «Основы светской этики» по теме «Порядочность»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект открытого урока по учебному предмету «Основы светской этики», 5 класс.
Учитель: Игнатюк Ираида Александровна.
Тема урока: Порядочность
1. Формирование осознанного отношения к правилам поведения людей по отношению друг к другу.
2. Развитие навыков совместной учебной деятельности, умения сформулировать цель и задачи урока, оценить собственную деятельность.
3. Воспитание понимания и сопереживания чувствам других людей, умения отличить хороший поступок от плохого; работая в группах, стараться быть доброжелательным, терпеливым, снисходительным.
Ресурсы: ноутбук, USB-флеш- накопитель с песней, притча, сундучок, буквы из картона, листы с заданием, карточки со словами, аппликации.
(+) слова учителя, (-) ответы, деятельность детей.
I. Организационный момент
(До начала урока учитель раздает на парты карточки со словами, тексты притчи, листы с заданием)
+Здравствуйте, ребята! Садитесь!
-(Обучающиеся приветствуют учителя)
II .Актуализация знаний
+ Наше занятие мы начнем с проверки д/з.
Задание: выбери правильный ответ.
1)Символ а) Основной закон
государства
2) Конституция б) Герб
3) Столица в) Флаг
4)Гражданин г) Москва
5) Парламент д) Гимн
е) Орган власти,
принимающий
законы
ж) Человек, прина-
длежащий к опре-
деленному гос-ву,
имеющий права и
обязанности
+ Молодцы, ребята! А сейчас каждый ученик продемонстрирует нам герб своей семьи и объяснит нам, что он символизирует.
+ Вы хорошо потрудились дома над домашним заданием. Молодцы!
-(Комментарии детей. Примеры.
Первый герб с изображением улыбающегося солнышка: символизирует семейное счастье, доброту и любовь.
Второй герб с изображением четырех сердечек, взявшихся за руки: символизирует дружную семью, взаимопомощь и поддержку друг друга.
Третий герб с изображением книги символизирует стремление семьи к образованию, любовь к чтению.
Четвертый герб с изображением березки символизирует любовь и бережное отношение к природе.
Пятый герб с изображением футбольного мяча, велосипеда символизирует занятие семьи разными видами спорта )
Личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные
III .Введение в новую тему
+ Сейчас отложите в сторону ваши тетради и внимательно послушайте притчу, которую я вам прочитаю. (Чтение притчи «Скорпион и черепаха»).
+Ребята, о чем эта притча?
+ Как вы думаете, какова тема нашего урока?
+Исходя из темы, какую цель урока мы можем сформулировать?
-(ответы детей: если дал слово, то нужно его держать, нужно быть порядочным)
— (ответы детей: узнаем, что такое порядочность, каких людей называют порядочными, как стать порядочным человеком и как в жизни помогает это качество)
IV . Изучение нового материала
+Ребята, где в нашем учебнике располагаются понятия?
Проведем словарную работу. Откройте в учебнике стр. 18, найдите «окошечко» «Откроем » его и прочитаем вслух понятие «порядочность» (применяем повтор чтения, т.е. читают понятие 2-3 раза разные ученики)
+Теперь выполним задание в группах (2 группы). На стр.19 даны иллюстрации. Ваша задача – составить рассказ к ним. 1 группа составляет рассказ к верхней иллюстрации, 2 группа – к нижней.
Когда вы будете слушать рассказы друг друга, попробуйте задать вопросы по этим рассказам.
+(Проверяет).
+ Ребята, какой общий смысл у этих двух рассказов? О чем в них идет речь?
+ Верно! А как вы понимаете выражение «порядочный человек»?
-( ответы): В словаре на стр.151-158 и в «окошечках», которые расположены в текстах параграфов.
-(читают): Порядочность – это честность, надежность, соблюдение норм морали
-(выполняют задание в группах)
— В этих рассказах идет речь о порядочности, честности, уважении к старшим и о том, как важно проявлять эти качества в обычной жизни.
Познавательные, коммуникативные, личностные,
+А сейчас минутка отдыха (звучит тихая мелодия)
Ребята, встали все в круг и выполняем движения после моих слов (учитель показывает движения и выполняет вместе с детьми)
Кленовый листик кружит над землей,
А ветерок играет с ним, танцует.
Мы ловим листик тот,
И вновь бросаем ввысь,
Танцуем вместе с ним.
Присядем, листик тот поймаем,
Друг другу скажем (все вместе): «Улыбнись!»
+Молодцы! Садимся за парты и продолжаем работу.
-(дети повторяют упражнения за учителем)
+ Ребята, перед вами ряд слов. Из них вам нужно отобрать те, которые ассоциируются с понятием «порядочность» задание выполняется в парах. (Слова на карточке: совесть, подлость, честность, низость, справедливость, доброта, чувство стыда, милосердие, чувство вины, обман)
+ Ребята, скажите, а почему вы не выбрали слова «подлость», «низость», «обман»?
+Молодцы! Сейчас внимательно послушайте песню, которую я включу и подумайте, связаны ли между собой понятия «порядочность» и «доброта»? (звучит песенка Кота Леопольда «Если добрый ты»).
+ Давайте обратимся к стр. 20 в учебнике.
Вот какая история произошла однажды в скором поезде «Москва-Волгоград»…(комментированное чтение).
+ Ребята. Почему Алла не взяла деньги?
+Задание в группах : придумайте продолжение этой истории, 2-3 предложения.
+Ребята. На стр. учебника 27 из 3х пословиц выберите ту, которая подходит к нашей истории.
-(ребята выбирают слова: совесть, честность, справедливость, доброта, чувство стыда, чувство вины, милосердие)
— (ответы детей: мы не выбрали эти слова, так как они противоречат по смыслу понятию «порядочность»)
-(внимательно слушают песню, затем высказывают свои мнения)
-(придумывают продолжение, зачитывают свои варианты).
-(ответ: «Что посеешь, то и пожнешь»).
Коммуникативные, познавательные, регулятивные, личностные.
VII . Закрепление изученного материала.
+Каждый из нас в жизни иногда совершает неблаговидные поступки. Вспомните, запишите их и сдайте в «кладовую обидных воспоминаний», не указывая своего имени и фамилии.
+Все, ребята, мы попробовали расстаться с ними навсегда.
+Давайте еще раз вспомним, что такое «порядочность»?
+ А для чего нужна порядочность людям?
+ Обратимся к рубрике «Этикет» на стр. учебника 24. Давайте прочитаем по очереди вслух правила из статьи «Воспитанный человек».
+ Ребята, а какое правило вы бы еще дополнили?
-(ребята пишут и кладут листочки в сундучок, учитель запирает его на ключик)
+ Итак, ребята, какова была тема нашего урока сегодня?
+Какова была цель? Достигнута ли она?
(На парте вперемешку лежат буквы, все вместе ребята должны составить из них слово, встать в ряд и дружно его произнести (слово «порядочность»). Учитель встает вместе с детьми, держа одну букву слова).
+Спасибо! Ребята, а вам понравилось, как вы занимались на нашем уроке? Перед вами на партах лежат аппликации «солнышки» и «тучки»
(дети получают аппликации на память об уроке)
+Ребята, запишите домашнее задание: § 2 повторить, вопросы устно, дополнительное чтение.
+ Спасибо за внимание! До скорой встречи!
-тема нашего сегодняшнего урока «Порядочность».
— целью урока было изучить понятие «порядочность», почему надо стараться всегда вести себя порядочно по отношению к другим, запомнить, каких людей считают порядочными, стараться быть такими в жизни. Думаем, что цель достигнута.
-(дети поднимают выбранные аппликации)
КОРОТКАЯ ПРИТЧА О ПОРЯДОЧНОСТИ
Однажды Скорпион попросил Черепаху перевезти его через реку. Черепаха отказывалась, но Скорпион всё-таки её уговорил.
— Ну, хорошо, — согласилась Черепаха, — только дай слово, что ты меня не ужалишь.
Скорпион дал слово. Тогда Черепаха посадила его на спину и поплыла через реку. Скорпион сидел смирно всю дорогу, но у самого берега больно ужалил черепаху.
— Как тебе не стыдно, Скорпион? Ведь ты же дал слово! — закричала Черепаха.
— Ну и что? — хладнокровно спросил он. — Скажи, почему ты, зная мой нрав, согласилась везти меня через реку?
— Я всегда стремлюсь помочь каждому, такова уж моя природа, — ответила Черепаха.
— Твоя природа — помогать всем, а моя — всех жалить. Я сделал ровно то, что делал всегда!
Вывод: приближая к себе необязательных и непорядочных людей, не обижайтесь и не ропщите, если вдруг они вас подведут. Такова их природа. Если сомневаетесь в человеке — держитесь от него подальше. Не пускайте его в свою жизнь.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-218344
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учительница из Киргизии победила в конкурсе Минпросвещения РФ «Учитель-международник»
Время чтения: 2 минуты
В Липецкой области начинающие педагоги получат 120 тысяч рублей
Время чтения: 0 минут
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.