Порядок и сроки оплаты по 44‑ФЗ: примеры административной практики
При формировании условий об оплате по контракту заказчику надо учитывать положения 44-ФЗ и гражданского законодательства. Шаг вправо, шаг влево – нарушение. Разберем ключевые моменты по срокам с учетом судебной практики и позиции контролеров
В Школе электронных торгов состоялся вебинар, посвященный практическим вопросам сроков и порядка оплаты по контрактам по 44-ФЗ, начисления неустоек. Светлана Сафина, эксперт, сертифицированный преподаватель в закупках по 223-ФЗ и 44-ФЗ рассказала, как правильно определить сроки оплаты по контрактам, прокомментировала ключевые моменты, о которых вы узнаете из этой статьи.
Порядок оплаты по контракту по 44-ФЗ. Примеры нарушений
Номер дела
Ситуация
Выводы контролеров
Решение УФАС по Республике Коми от 27.06.2017 № 04-02/6130
Заказчик проводил закупку ремонтных работ, ограничив участие СМП/СОНО. При этом установил срок оплаты выполненных работ — 30-дней после подписания акта приемки
Нарушение контрактного законодательства. Срок оплаты по контракту с СМП/СОНО — 15 рабочих дней (ч. 13.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ)
Решение Иркутского УФАС от 09.10.2017 № 1021
Заказчик объявил аукцион на поставку и установку водогрейных котлов. Оплата установлена в два этапа:
НДС в контракте с участником на УСН
На вебинаре про практические вопросы сроков и порядка оплаты по контрактам по 44-ФЗ ведущая Светлана Сафина также рассказала, как быть с ценой контракта «в том числе НДС 18%», если победитель применяет упрощенную систему налогообложения.
В качестве цены контракта, предлагаемой участником, должна приниматься сумма, указанная в качестве цены в заявке такого участника независимо от того, какая им применяется система налогообложения и включает ли эта сумма НДС или нет. Таким образом, цена не должна быть пересчитана в зависимости от режима налогообложения, применяемого участником закупки и, тем более, возможного к применению в будущем. Такая позиция подтверждается многочисленными разъяснениями государственных органов. Так, в п.п. 8-11 письма Минэкономразвития России от 30.09.2014 № Д28И-1889 указано, что контракт всегда заключается по цене, предложенной победителем закупки, а цена заключенного контракта может быть изменена только в случаях, определенных в ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ.
Аналогичный вывод следует из писем Минфина России от 29.08.2014 № 02-02-09/43300, от 05.09.2014 № 03-11-11/44793, от 02.11.2017 № 03-07-11/72354, писем Минэкономразвития России от 20.11.2014 № Д28-2549, от 18.12.2015 № Д28и-3785.
В ситуациях, когда проект контракта содержит условие «Цена контракта определена по результатам _________ в размере _______, в том числе 18% НДС», суды поддерживают позицию заказчика (постановление Арбитражного суда Поволжского округа № Ф06-19373/2017 от 17.04.2017 по делу № А65-15040/2016, определение Верховного Суда РФ от 26.06.2015 по делу № 306-КГ15-7929).
Статья 37. Порядок и формы оплаты выполненной работы (оказанной услуги)
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 27 июня 2011 г. N 162-ФЗ в статью 37 внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Статья 37. Порядок и формы оплаты выполненной работы (оказанной услуги)
ГАРАНТ:
См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 37 настоящего Закона
Потребитель обязан оплатить оказанные ему услуги в порядке и в сроки, которые установлены договором с исполнителем.
Потребитель обязан оплатить выполненную исполнителем в полном объеме работу после ее принятия потребителем. С согласия потребителя работа может быть оплачена им при заключении договора в полном размере или путем выдачи аванса.
Оплата оказанных услуг (выполненных работ) производится посредством наличных или безналичных расчетов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При использовании наличной формы расчетов оплата товаров (работ, услуг) потребителем производится в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем внесения наличных денежных средств продавцу (исполнителю), либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту (субагенту), осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в размере внесенных денежных средств с момента внесения наличных денежных средств соответственно продавцу (исполнителю), либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту (субагенту), осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
Правила и сроки оплаты по госконтрактам в 2021 году
Срок оплаты по государственному контракту по 44-ФЗ:
В период с 2022 по 2024 годы будут действовать другие правила.
Понятие и порядок оплаты
В госконтракте необходимо прописать порядок взаиморасчетов сторон: это одно из существенных условий. В ч. 13.1 ст. 34 44-ФЗ закреплено, сколько по времени идет оплата по госконтракту, — максимум 30 дней после подписания документов о приемке.
В условиях передачи денег за поставленный товар, выполненные работы, оказанные услуги необходимо отразить следующие сведения:
В госконтрактах применяется такой порядок оплаты по 44-ФЗ:
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как правильно указать условия в контракте. Используйте эти инструкции бесплатно.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .
Сроки оплаты
44-ФЗ запрещает слишком продолжительный период оплаты. Это сделано, чтобы обеспечить конкуренцию и не допустить ограничение числа участников закупки. Определяя порядок расчетов, заказчик обязан соблюдать требования ч. 8 ст. 30 и ч. 13.1 ст. 34. В Федеральной контрактной системе указано, в какой срок оплачиваются допработы по 44-ФЗ (как и основные), — период оплаты составляет не более 30 дней с даты подписания документов о приемке. А если в закупке участвуют только субъекты малого предпринимательства (СМП) или социально ориентированные некоммерческие организации (СОНО), — не более 15 рабочих дней. Заказчик вправе не включать такое условие в случаях, предусмотренных ч. 15 ст. 34.
В ФКС прописано, можно ли изменить срок оплаты по контракту по 44-ФЗ, — да, но это является изменением существенных условий договора (ст. 95 44-ФЗ).
Даже, просчитав наперед срок действия соглашения, у сторон есть возможность изменения сроков оплаты по контракту 44-ФЗ в силу тех или иных причин, которое, в свою очередь, ведет к новому периоду исполнения обязательств по контракту.
Правила для федеральных заказчиков
В 2021 года правила взаиморасчетов для некоторых заказчиков изменились. Постановление правительства № 667 от 28.04.2021 определяет, кто должен оплачивать по контракту в течение 10 рабочих дней, — федеральные заказчики. Это же касается и организаций, чьи заказы софинансируются за счет федерального бюджета. Если закупка проводится за федеральные деньги, в проекте контракта и заключенном госконтракте необходимо прописать условие о взаиморасчетах в течение 10 рабочих дней после подписания документов приемки.
Изменились правила оплаты по декабрьским контрактам. Теперь, если исполнение госконтракта выпадает на 1-20 числа декабря, то заплатить поставщику необходимо не позднее 1 рабочего дня до окончания финансового года в рамках лимитов бюджетных обязательств этого же года. По госконтрактам с исполнением с 21 по 31 декабря заказчики оплачивают обязательства в следующем финансовом году за счет лимитов очередного года.
Есть и исключения. Новые правила взаиморасчетов не распространяются на декабрьские госконтракты:
С 2022 по 2024 годы действует другой порядок. Правила определены в ПП РФ № 1034 от 28.06.2021. С 01.01 по 31.12.2022 федеральные заказчики оплачивают госконтракты так:
В ПП РФ № 1034 прописано, в какой срок происходит оплата после заключения договора с ИП по 44-ФЗ, — в течение 10 рабочих дней после подписания закрывающих документов, т. к. предприниматель по умолчанию относится к малому бизнесу.
А с 01.01.2023 сроки опять сократят. Оплачивать контракты с СМП придется в течение 7 рабочих дней с даты подписания приемочной документации. На расчеты по обычным контрактам отводят 10 рабочих дней.
Ответственность
В закупочном законодательстве определено, можно ли увеличить срок оплаты по контракту, — да, при определенных условиях изменять существенные условия разрешено. Но превышать установленные нормативами сроки нельзя. Отсутствие в договоре порядка и сроков расчета является нарушением ч. 13 ст. 34. Должностное лицо заказчика, которое утвердило документацию с нарушением, привлекут к административной ответственности в виде штрафа в размере 3000 рублей на основании ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Если должностное лицо впервые нарушает порядок и сроки оплаты по контракту или обязательства по авансированию, то его оштрафуют на сумму в размере от 30 000 до 50 000 рублей. За повторное нарушение наступит дисквалификация на срок от одного года до двух лет.
Ошибки в договоре на примере одного дела: порядок исполнения
Некоторые «несознательные граждане» считают, что в договоре есть условия нужные (например, цена и виды работ) и лишние (например, порядки действий сторон в тех или иных случаях). На примере судебной практики рассмотрим, насколько важно в договоре оказания услуг учитывать все нюансы его исполнения.
Предыстория спора
08.09.2016 стороны заключили договор, по которому исполнитель обязался оказать услугу по размещению рекламных материалов в сети Интернет.
Порядок оплаты стороны согласовали устно (по телефону): 50% аванса, 50% — по окончании оказания услуг.
09.09.2016 заказчик перечислил аванс в размере 50% стоимости и сообщил адреса сайтов, где можно найти сведения о заказчике и фотографии его работ, необходимые для разработки рекламных материалов.
19.09.2016 исполнитель направил заказчику техническое задание и структуру сайта. Заказчик их не согласовал и направил замечания исполнителю.
30.09.2016 исполнитель повторно направил указанные документы для ознакомления и согласования. 19.10.2016 исполнитель в электронном письме предложил заказчику проверить, верно ли составлены замечания по сайту, на что тот ответил положительно.
Исполнитель воспринял этот ответ как согласование технического задания, и 01.11.2016 заказчик получил ссылку на сайт с размещенными на нем рекламными материалами. Замечания в нем учтены не были.
После этого заказчик неоднократно направлял исполнителю письма, где обращал внимание на то, что заказчик оказывает услуги очень медленно и небрежно.
24.11.2016 заказчик уведомил исполнителя о расторжении договора, ссылаясь на нарушение им срока исполнения обязательств, и просил вернуть аванс. Исполнитель с этим не согласился.
Заказчик обратился в суд с требованием взыскать с исполнителя сумму аванса и проценты за пользование чужими денежными средствами.
Что было указано в договоре оказания услуг
По условиям договора исполнитель должен был: — предоставить заказчику для ознакомления и согласования проект рекламных материалов для размещения в сети Интернет; — выполнить работы по производству и размещению рекламных материалов в течение 14 рабочих дней с момента поступления на его расчетный счет платы за оказание услуг.
Со своей стороны, заказчик обязался: — предоставить исполнителю материалы, необходимые для выполнения работ по производству и размещению рекламных объявлений, не позднее 7 рабочих дней до срока размещения объявлений; — согласовать проект рекламной компании в сети Интернет; — производить оплату на основании выписанных счетов исполнителя в соответствии с договором. При этом в договоре касаемо оплаты стороны указали лишь общую стоимость услуг; — предоставить исполнителю информацию, необходимую для производства и размещения материалов.
Из приведенных условий видно, что стороны, на первый взгляд, согласовали порядок оплаты и передачи материалов, а также то, что заказчик должен согласовать проект. Однако сделано это поверхностно. Сроки исполнения обязательств «привязаны» к событиям, которые наступят после исполнения этих обязательств. Все это привело к неоднозначному пониманию сторонами порядка исполнения договора.
Условия договора, из-за которых возник спор, и выводы, к которым пришел суд
Условие 1. Порядок оплаты
Исполнитель утверждал, что формулировка «с момента поступления на его расчетный счет платы за оказание услуг» означает обязанность заказчика уплатить аванс в размере полной стоимости услуг. Заказчик ссылался на устную договоренность о порядке оплаты: 50% аванса, 50% — по окончании оказания услуг.
По условиям договора заказчик производит оплату на основании счета. Исполнитель счет на оплату оказания услуг в размере полной стоимости не выставлял. Кроме того, исполнитель в ответе на претензию (иных письмах) не ссылался на неоплату услуг в полном объеме как основание неоказания услуг. То есть он не опровергал наличия устных договоренностей. В связи с этим суд посчитал, что заказчик выполнил обязательство по оплате услуг надлежащим образом.
Как поступать, чтобы не возникало спорных ситуаций
Порядок оплаты рекомендуем прописывать в договоре как можно подробней. Если заказчик должен уплатить аванс (предоплату), укажите его размер и срок перечисления.
Сроки исполнения обязательств рекомендуем отсчитывать от события, которое произошло или определено датой. Тогда стороны смогут рассчитывать сроки без направления дополнительных уведомлений или счетов и расчеты их будут совпадать. Также в этом случае отсутствует необходимость выставлять счета на оплату.
Пример формулировки условия договора, которая позволила бы избежать спора:
«5.1. Стоимость оказанных услуг составляет 1500 бел. руб.
5.2. Оплата работ осуществляется Заказчиком в следующем порядке: — Заказчик выплачивает предоплату в размере 50% от стоимости оказанных услуг, указанной в п. 5.1 настоящего Договора, в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня утверждения Заказчиком проекта рекламной компании в сети Интернет; — окончательный расчет производится Заказчиком за вычетом уплаченной предоплаты в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня подписания Сторонами акта сдачи-приемки оказанных услуг».
Условие 2. Порядок предоставления заказчиком информации (материалов) исполнителю для оказания им услуг
В суде исполнитель утверждал, что услуга не была оказана в полном объеме по вине заказчика, который не предоставил своевременно рекламные и иные материалы для наполнения сайта. Заказчик полагал, что обязательство по передаче материалов он исполнил. Ведь после заключения договора он сообщил исполнителю адреса сайтов, с которых можно было скопировать всю необходимую информацию.
Условия и порядок предоставления материалов для разработки и размещения рекламных объявлений в договоре не прописаны. Информацию с сайта, который указал заказчик, исполнитель использовал для разработки технического задания (проекта рекламной компании). Из чего можно сделать вывод, что он ее получил. Каких-либо дополнительных материалов исполнитель у заказчика не запрашивал. Поэтому обязательства заказчика по предоставлению материалов следует считать исполненными надлежащим образом.
Как поступать, чтобы не возникало спорных ситуаций
Если для исполнения договора исполнителю нужна информация (материалы) от заказчика, в нем целесообразно прописать: — что конкретно должен предоставить исполнитель (фотографии, схемы, перечень документов, адреса сайтов и др.); — каким образом исполнитель должен передать эту информацию. Например, по электронной почте, при этом лучше указать точный адрес; — срок передачи; — порядок действий сторон, если переданной информации недостаточно.
Чтобы в суде можно было доказать факт передачи информации, сторонам можно оформить соответствующий акт.
Пример формулировки условия договора, которая позволила бы избежать спора:
«3.2. Заказчик обязан не позднее трех рабочих дней после подписания настоящего договора предоставить Исполнителю следующую информацию: — сведения о Заказчике: местонахождение пункта обслуживания клиентов, наименование сети, период работы на рынке; — фотографии его работ, которые можно размещать в сети Интернет; — отзывы клиентов; — скан-копии дипломов, наград, сертификатов; — перечень требований к рекламной компании в сети Интернет.
3.3. Указанную информацию Заказчик передает путем направления по электронной почте на адрес info@zakaz.by. Факт передачи оформляется путем подписания Сторонами акта приема-передачи.
3.4. Для получения дополнительной информации Исполнитель направляет Заказчику по электронной почте на адрес info@ndp.by письмо-запрос с конкретными и ясно сформулированными вопросами.
3.5. После получения от Исполнителя письма-запроса в соответствии с п. 3.4 договора Заказчик обязан в течение двух рабочих дней предоставить Исполнителю ответ на поставленные вопросы посредством электронной почты.
Если Заказчику недостаточно указанного времени для предоставления ответа, Заказчик обязан в течение этого же срока проинформировать Исполнителя о сроке предоставления ответа. В случае если ответ Заказчика на письмо-запрос Исполнителя оказался неисчерпывающим или Заказчик не предоставил ответ, то Исполнитель вправе отправить повторный запрос по тому же вопросу. Срок оказания услуг продлевается на срок отправления запросов Исполнителем и получения ответов от Заказчика, что оформляется дополнительным соглашением к настоящему Договору.
3.6. В случае неполучения от Заказчика информации, указанной в п. 3.2 настоящего Договора, или ответов на письма-запросы Исполнитель вправе приостановить оказание услуг, о чем уведомляет Заказчика».
Условие 3. Порядок согласования проекта рекламной компании
Исполнитель направил заказчику письмо с проектом рекламной компании, в котором перечислил все поступившие от заказчика замечания. Ответ заказчика «вроде, все верно» он воспринял как утверждение им проекта.
В письме, на которое заказчик ответил «вроде, все верно», исполнитель предлагал ему проверить, верно ли составлены замечания по проекту. Именно на этот вопрос заказчик дал положительный ответ. Поэтому эти слова нельзя расценивать как согласование.
Как поступать, чтобы не возникало спорных ситуаций
Если согласование происходит по электронной почте, то рекомендуем формулировать вопрос о согласовании прямо: «Согласовываете ли вы…». Кроме того, этот вопрос должен быть единственным в письме. Тогда положительный ответ на него можно будет считать согласованием заказчика.
Целесообразно оформлять согласование (утверждение) документа заказчиком в письменной форме путем проставления соответствующей записи на нем. Например, можно на титульном листе указать «Утверждено ООО «Заказчик» __(подпись представителя заказчика)___». Такой порядок позволит в суде легко доказать факт согласования (утверждения) заказчиком документа.
Чтобы обе стороны понимали, каким образом должно происходить согласование того или иного документа при исполнении договора, порядок согласования лучше прописать в договоре.
Пример формулировки условия договора, которая позволила бы избежать спора:
«3.5. После получения от Исполнителя проекта рекламной компании в сети Интернет (далее — ТЗ) Заказчик обязан рассмотреть его и утвердить в течение 5 (пяти) дней с момента получения. В случае если у Заказчика имеются мотивированные замечания к ТЗ в части соответствия его предоставленным Заказчиком Исполнителю требованиям к рекламным материалам, Заказчик уведомляет Исполнителя обо всех выявленных недостатках путем отправления Исполнителю в письменной форме (в том числе с использованием факсимильной связи или посредством электронной почты на адрес info@zakaz.by) мотивированного отказа от утверждения ТЗ в указанный срок.
Исполнитель вносит необходимые изменения в ТЗ в течение 10 (десяти) рабочих дней, и дальнейшее утверждение Заказчиком ТЗ осуществляется в соответствии с настоящим пунктом. В случае если Исполнителю необходим более длительный срок на устранение замечаний, Стороны согласовывают новый срок в письменной форме.
Неотправление Заказчиком в течение срока, предусмотренного настоящим пунктом, утвержденного ТЗ либо мотивированного отказа от его утверждения означает отсутствие замечаний Заказчика к ТЗ, при этом ТЗ считается утвержденным Заказчиком».
Итог спора
Суд взыскал с исполнителя в пользу заказчика уплаченный им аванс, проценты за пользование чужими денежными средствами, госпошлину и расходы по оплате помощи представителя.
Статья 16.1. Формы и порядок оплаты при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг)
(введена Федеральным законом от 05.05.2014 N 112-ФЗ)
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 16.1
1. Продавец (исполнитель, владелец агрегатора в случае использования в своей деятельности наличных расчетов с потребителем) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя.
(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 290-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Обязанность обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт распространяется на продавца (исполнителя, владельца агрегатора), у которого выручка от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за предшествующий календарный год превышает двадцать миллионов рублей.
(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 290-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Если место оплаты товаров (работ, услуг) находится в месте, где не предоставляются услуги доступа к подвижной радиотелефонной связи и (или) средствам коллективного доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», продавец (исполнитель) освобождается от обязанности обеспечить в этом месте возможность оплаты товаров (работ, услуг) с использованием национальных платежных инструментов.
Продавец освобождается от обязанности обеспечить возможность оплаты товаров с использованием национальных платежных инструментов в торговом объекте, выручка от реализации товаров в котором составляет менее пяти миллионов рублей за предшествующий календарный год.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 01.05.2017 N 88-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Оплата товаров (работ, услуг) может производиться потребителем в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем расчетов через субъектов национальной платежной системы, осуществляющих оказание платежных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3. При оплате товаров (работ, услуг) наличными денежными средствами обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в размере внесенных денежных средств с момента внесения наличных денежных средств продавцу (исполнителю) либо платежному агенту (субагенту), осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц.
При оплате товаров (работ, услуг) путем перевода предоставляемых потребителем наличных денежных средств без открытия банковского счета обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в размере внесенных денежных средств с момента внесения потребителем наличных денежных средств кредитной организации либо банковскому платежному агенту (субагенту), осуществляющим деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе.
При оплате товаров (работ, услуг) путем перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в сумме, указанной в распоряжении о переводе денежных средств, с момента подтверждения его исполнения обслуживающей потребителя кредитной организацией.
4. При оплате товаров (работ, услуг) продавцу (исполнителю) запрещено устанавливать в отношении одного вида товаров (работ, услуг) различные цены в зависимости от способа их оплаты посредством наличных расчетов или в рамках применяемых форм безналичных расчетов.
5. Продавец (исполнитель) несет ответственность за возникшие у потребителя убытки, вызванные нарушением требований пункта 1 настоящей статьи.