Что такое порядок в обществознании 7 класс
Почему важно соблюдать законы
Всего получено оценок: 1939.
Всего получено оценок: 1939.
Во всех сферах жизни общества действуют законы. Для чего они необходимы и почему важно их соблюдать? Данные вопросы рассматриваются в рамках темы для 7 класса обществознания, и сейчас мы кратко рассмотрим основные ее аспекты.
Порядок в обществе
В нашей жизни постоянно действует определенный порядок. Что бы мы ни делали, мы всегда придерживаемся каких-то правил и стараемся их не нарушать.
Какие средства помогают устанавливать порядок?
Закон не только устанавливает порядок, но и контролирует его соблюдение и наказывает нарушителей. В нашей стране принят Уголовный кодекс РФ, в котором указаны запрещенные действия и формы наказаний для тех, кто их совершает.
В истории нашей страны был период, когда нарушился установленный порядок в обществе. Начало 17 века стало для России «смутным временем». В это время не было законного правительства, и происходила жестокая борьба за власть. Голод, убийства, расправы, вмешательство иностранных государств – все это ослабляло нашу страну и чуть не привело к ее гибели.
Но многие люди понимали опасность этих событий и решили восстановить порядок. В 1613 году избрали царем Михаила Романова, снова установилась законная власть, и наша страна была спасена.
которые читают вместе с этой
Справедливость
Понятия справедливость и закон неотделимы друг от друга.
Понятие свободы
Закон и порядок устанавливаются в обществе для того, чтобы человек был свободен. Недаром понятие свободы так часто нам встречается: свобода слова, свободный человек, свобода передвижения. Какое же значение имеет это слово?
Свобода имеет свои границы, она не может быть полной. У каждого из нас есть свои интересы и желания, но если мы начнем для их достижения нарушать права других людей, то будем постоянно ссориться, сталкиваться. Поэтому мы должны понимать, что у нашей свободы есть рамки, преступать которые неправильно.
Для того, чтобы интересы каждого гражданина нашей страны не нарушались, в Конституцию были внесены четкие ограничения в той или иной деятельности. Например, всем разрешено создавать различные общественные организации (Спортивные клубы, кружки по интересам, научные группы), но запрещены вооруженные, террористические организации, потому что они опасны для общества.
Что мы узнали?
Законы поддерживают порядок в обществе, не позволяют нарушать наши права. Благодаря им мы можем смело реализовывать свои интересы, не боясь, что кто-то нам помешает. Несоблюдение законов может привести к произволу, беспорядку в стране, что негативно скажется на жизни людей. Поэтому каждый из нас должен понимать важность законов и всегда действовать в их рамках.
Обществознание 7 класс учебник Боголюбов итоговое повторение глава 1
Вопросы для итогового повторения к главе 1
Страница 152
Вопрос 1. Что значит жить по правилам?
Жить по правилам означает вести нормальный образ жизни, не нарушая при этом установленных государством и обществом правил. В любом обществе существуют определенные нормы, которые регулируют действия людей. Если человек следует этим нормам, то он живет по правилам.
Вопрос 2. Какие правила существуют в обществе?
В обществе существуют разнообразные правила, но все они имеют общий смысл – регулирование поведение человека. Общественные нормы по-другому называются социальными нормами. Они разделяются на несколько видов:
Вопрос 3. Что такое права человека? Где проходит граница прав человека?
Права человека – это возможность совершать какие-либо действия для поддержания нормальных условий жизнедеятельности. Каждый гражданин с рождения имеет неотчуждаемые права, например, право на жизнь, на семью, на жилище, на образование.
Граница прав человека проходит там, где начинается право другого. Права, данные гражданину, не должны нарушать общественного порядка и личную жизнь других граждан.
Вопрос 4. Какие группы прав существуют?
Существует 4 группы прав:
Вопрос 5. Как права человека связаны с обязанностями?
У каждого человека есть не только права, но и обязанности. Они закреплены в тех же нормативно-правовых актах, что и права. Права и обязанности не могут существовать друг без друга: если убрать что-то одно, то не будет действовать и другое.
В качестве примера будет приведена ситуация. Человек заболел и решил отправиться на прием к доктору, ведь он имеет полное право на получение медицинской помощи. А в этот день медицинский работник решил не идти на работу, а остаться поспать подольше.
Таким образом, не была выполнена обязанность одного человека, в результате чего другой не смог реализовать свое право.
Вопрос 6. Почему важно соблюдать законы?
Законы важно соблюдать для того, чтобы устанавливать и поддерживать порядок в обществе. Отсутствие законов грозит бедами, войнами и другими страшными последствиями. Если человек не будет соблюдать закон, то он будет действовать только в личных интересах. Из-за этого пострадает другой гражданин, и нормальная жизнь в обществе будет невозможна.
Вопрос 7. В чем состоит воинский долг? Как можно подготовиться к его исполнению?
Воинский долг – это обязанность гражданина поступить на срочную службу и придти на помощь своему Отечеству во время военных действий.
Для того чтобы подготовиться к его исполнению, нужно сначала хорошо учиться в школе, развивать в себе физические навыки и стойкий характер, а затем по достижении 18 лет пройти комиссию в военкомате и отправиться на службу.
Вопрос 8. Что такое дисциплина?
Дисциплина – это порядок поведения людей, который соответствует установленным в обществе нормам права и морали. Дисциплина может быть обязательной и специальной. Обязательная дисциплина включает в себя правила, которые должен соблюдать каждый гражданин. Специальная же подразделяется на несколько более узких разновидностей, характерных для определенной организации, например, воинская, школьная, трудовая.
Вопрос 9. Какое поведение называют правомерным, а какое – противоправным?
Поведение называется правомерным только в том случае, если оно соответствует всем нормам права и морали, установленным в обществе.
Противоправное поведение – это такое поведение, которое нарушает права и свободы других граждан, а так же общественные законы.
Вопрос 10. Как закон охраняет справедливость?
Закон встает на охрану справедливости. Справедливость – это такое положение в обществе, при котором все равны друг перед другом, и каждый получает то, что заслужил.
По закону все люди считаются равными перед судом. Каждый гражданин имеет ряд обязанностей и прав, которые одинаковы для всех. Таким образом закон позволяет устанавливать и сохранять справедливость в обществе.
Вопрос 11. Какие задачи стоят перед правоохранительными органами?
На территории Российской Федерации выделяют 5 основных видов правоохранительных органов, перед каждым из которых стоят определенные задачи:
Несмотря на разнообразие задач, перед каждым правоохранительным органом стоит главная цель – защитить права и свободы человека.
Обществознание 7 класс учебник Боголюбов параграф 6
Параграф 6. Виновен – отвечай
Страница 48
Почему общество нуждается в порядке? Какова роль законов в жизни общества?
Общество нуждается в порядке, потому что каждому человеку хочется жить в комфортных условиях. Беспорядок приведет к тому, что права и свободы граждан будут нарушены. В таком случае жизнь станет невыносимой и даже опасной.
Законы играют важнейшую роль в жизни общества. Они устанавливают рамки дозволенного, регламентируют, как нужно себя вести и позволяют сохранить порядок и благополучие.
Почему законопослушный человек вызывает уважение? В каком случае наказание считается справедливым?
Законопослушный человек вызывает уважение, потому что он показывает пример того, как нужно себя вести. Он вежливо относится к другим людям, бережет природу и уважительно относится ко всему, что его окружает, поэтому тоже заслуживает уважения к себе.
Наказание считается справедливым только в том случае, если человек действительно виновен. Каждый должен отвечать за свои слова и поступки.
Страница 49
В каких детских играх есть правила, напоминающие первобытно табу? А существуют ли подобные правила в нашей повседневной жизни?
Табу существует во многих детских играх. Например, в игре «Молчанка» есть запрет на то, чтобы произносить какие-то слова и звуки. В игре «Прятки» тому человеку, который водит, нельзя подсматривать, пока остальные ищут места, в которые можно спрятаться. Если не соблюдать эти табу, то играть в игры будет неинтересно.
В нашей повседневной жизни тоже существуют определенные запреты. Нам нельзя переходить дорогу на красный свет, нельзя неуважительно относиться к другим людям, говорить с набитым ртом и многое другое. Большинство запретов прописаны в законах. Человеку нельзя нарушать свободы других людей, например, проникать в чужое жилище или брать чьи-то личные вещи без разрешения.
Страница 50
Как ты думаешь, можно ли назвать любителями спорта болельщиков, которых изобразил художник? Почему поход на стадион закончился для них в отделении внутренних дел?
Я считаю, что таких болельщиков нельзя назвать любителями спорта. Художник изобразил ребят, которые распивают спиртные напитки, ломают мебель и ведут себя неуважительно по отношению к окружающим. Такое поведение является проявлением дурного тона с их стороны и нарушением общественного порядка. К тому же спортсмены предпочитают здоровый образ жизни, а такие болельщики нарушают его, а значит, не могут называться любителями спорта.
Поход на стадион закончился для ребят доводом в полицию, потому что они провинились перед окружающими. Они нарушили общественный порядок и теперь должны отвечать за свои поступки перед законом. Любое нарушение правил карается наказанием, которое каждый преступник должен исполнять.
Страница 51
Почему профессия юриста требует гуманного отношения к людям, а подчас и мужества?
Профессия юриста, как и любая другая специальность, требует гуманного отношения к людям. Мы должны в любом случае уважать точку зрения других людей, их права и свободы. Порядочное и доброжелательное отношение к людям позволяет формировать человеческие отношения, избегать конфликтов и добиваться успехов в совместных делах.
Профессия юриста требует наличия такой черты характера, как мужество. На них может оказываться давление как со стороны обычных граждан, так и со стороны государственной власти. Юристы отстаивают законы и уважают любые решения суда, даже если с ними не согласны их подчиненные. За это их часто подвергают травле со стороны высших чинов, и они должны быть мужественными, чтобы справляться со всеми трудностями на их карьерном пути.
Страница 53
Может быть, малолетние нарушители закона действительно не осознают, что наносят вред людям? Нужно ли наказывать таких «несмышленышей»? Что ты об этом думаешь?
Возможно, некоторые люди, и в том числе дети, не знают некоторых законов, поэтому не понимают, как действовать правильно. Я считаю, что они должны думать перед тем, как что-то сказать или сделать. В случае сомнительных ситуаций стоит обратиться к старшим за советом и узнать, можно ли поступать так, как тебе хочется. На мой взгляд, незнание закона не освобождает от ответственности, поэтому даже «несмышленыши» должны отвечать за содеянное.
Правоохранительные органы учитывают различные факторы и подбирают такое наказание, которое заслуживает человек. Поэтому даже если малолетние нарушители не знают, что так нельзя поступать, они получают на суде урок, который на всю жизнь показывает им, что нужно хорошо подумать перед тем, как что-то сделать.
Страница 54
Задание 1. Кого называют законопослушным человеком?
Законопослушный человек – это такой человек, который прилежно исполняет все законы. Он не заходит за рамки дозволенного, уважает чужое мнение и прислушивается к правилам, описанным в государственных документах.
Законопослушные люди несут огромную пользу общества, показывая пример подрастающему поколению и проявляя активность в общественных делах. Благодаря таким людям, жизнь в стране становится лучше и качественнее.
Задание 2. В чём коварство мелкого нарушения порядка? Объясни на примере.
Коварство мелкого нарушения заключается в том, что на него в большинстве случае «закрывают глаза». За небольшое нарушение порядка человеку может не грозить наказание, поэтому у него может сложиться ошибочное впечатление о том, что он не может быть наказан.
В качестве примера можно привести поведение некоторых подростков. Молодые люди и девушки могут проявлять неуважение к старшим и грубить им. В таком случае взрослый человек может сослаться на переходный возраст и не делать замечаний подростку, закрыв глаза на его некультурное поведение. Девушка или парень задумаются о том, что значит так можно себя вести с окружающими и будут продолжать грубить всем подряд. Это поведение может перерасти в серьезные конфликты и проблемы с законом.
Задание 3. По каким признакам определяют противозаконное поведение?
Противозаконное поведение определяется двумя признаками. Во-первых, оно не соответствует тому, что написано в законе. А во-вторых, оно наносит вред окружающему миру.
Задание 4. Какое наказание считается справедливым?
Наказание для правонарушителя подбирается в соответствии с тяжестью причиненного им вреда обществу. Например, за проезд без билета пассажир получит меньшее наказание, чем тот, кто совершил крупное ограбление в магазине или банке. В таком случае наказание считается справедливым.
Задание 5. Почему все нарушения разделяют на разные группы? Какая разница между этими группами?
Все нарушения разделяются на разные группы, потому что причиняют разную тяжесть окружающему миру. Одни люди ведут себя противозаконно, но при этом наносят малый вред обществу, а другие – покушаются на жизни людей.
Отсюда выделяют две основные группы противозаконного поведения: проступки и преступления. Проступки – это мелкие нарушения, которые наносят небольшой ущерб обществу. Это может быть нарушение тишины в ночное время, нецензурное общение в общественном месте или незначительные нарушения правил дорожного движения. За проступки люди несут ответственность, но она выражается замечаниями и штрафами. Преступления наносят более опасный ущерб окружающему миру. Они могут быть направлены против здоровья и жизни отдельных лиц, нарушать свободы граждан и подрывать безопасность общественного порядка. Обычно преступления караются более жестко и по степени тяжести классифицируются в специальных документах. Уголовный кодекс нашей страны позволяет узнать, какое наказание может получить преступник за то или иное нарушение закона.
Задание 6. Как закон относится к несовершеннолетним нарушителям? Чего хочет добиться государство, наказывая несовершеннолетних нарушителей?
Закон справедлив для всех, независимо от возраста граждан. Малолетние нарушители точно так же должны нести ответственность за свои поступки и исполнять наказание, которое им выдвигает суд.
Государство тем самым хочет пресечь любые попытки нарушений и добиться общественного порядка. Наказывая малолетних нарушителей, правоохранительные органы проводят им урок правильного поведения и заставляют задуматься над своими словами и поступками. В дальнейшем, предполагается, что люди будут вести себя более осознанно.
Задание 1. Ты знаешь, что бывает поведение, которое вызывает моральное осуждение. Но есть и такое, за которое наказывает закон. Как ты думаешь, чем моральное осуждение отличается от наказания по закону?
Моральное осуждение отличается от наказания по закону по степени тяжести. После осуждения человек задумывается над своим поведением, анализирует его и понимает, что в других подобных случаях так поступать не нужно.
Поведение, которое наказывается законом, является наиболее опасным. Оно способно нанести вред окружающему миру, поэтому человеку мало подумать над своим поведением. Ему нужно исправиться и понести соответствующее по закону наказание.
Задание 2. Французский учёный Пьер Буаст (1765—1824) призывал «всегда соизмерять наказания с нарушениями, иначе они будут мщением». Подумай, к чему призывал учёный. Какое слово ты употребишь, чтобы выразить мысль о соответствии наказания преступлению? Найди в тексте фразу, подтверждающую это мнение.
Ученый Пьер Буаст призывал к тому, чтобы справедливо оценивать нарушения и правильно подбирать к ним наказания. В противном случае преступник будет ощущать несправедливость по отношению к себе и думать, что ему мстят. Возможно, в таком случае его поведение станет более агрессивным и после отбывания наказания он назло захочет повторить свое преступление, но произвести его в более тяжкой форме.
Для того чтобы выразить мысль о соответствии наказания и преступления, я употреблю наиболее подходящее к данной ситуации слово – соизмерно.
Задание 3. Представь ситуацию. Ребята повздорили, и один сильно толкнул другого. У него упали и разбились очки. Какие последствия могут наступить после этого для толкнувшего? Почему ты так считаешь? Найди в тексте фрагмент, который подтвердит твою мысль.
После конфликта толкнувший может, как минимум, почувствовать себя неловко за свое поведение. Ему будет стыдно за то, что он не только обидел оппонента, но и нанес ему материальный ущерб. В свою очередь тот, кого обидели, может обратиться в правоохранительные органы с жалобой и потребовать уплату штрафа от обидчика.
Я считаю, что так может произойти, потому что обидчик нарушил право другого человека на неприкосновенность к личным вещам и мог нанести серьезный ущерб его здоровью. За такой проступок он должен отвечать перед законом, потому что его противозаконное поведение могло привести к несчастному случаю. Любые подобные проступки и преступления должны быть оценены в соответствии с законом, и правонарушитель должен понести наказание за содеянное.
Страница 55
Задание 4. Парень нацарапал на крыле чужого автомобиля какой-то рисунок. Как ты оцениваешь этот поступок: как мелкое нарушение порядка или как нарушение закона? Объясни.
Я оцениваю такое поведение, как нарушение закона. Со стороны может показаться, что это всего лишь шалость, потому что парень побаловался и испортил крыло автомобиля, которое можно заменить. Но при этом человек нанес ущерб личному имуществу другого, а то есть посягнул на права и свободы этого гражданина.
Задание 5. Ребята заспорили. Один говорит: «Кому нет 16 лет, тому ничего не будет, даже за очень серьёзное нарушение». Другой отвечает: «Нет, будет, за очень серьёзное — будет». Кто из них прав? Объясни.
Я полагаю, что прав второй спорящий. За серьезное и даже мелкое нарушение человек будет нести ответственность в любом возрасте. За детей в малом возрасте отвечают их родители, поэтому их преступления не остаются безнаказанными, даже несмотря на их юный возраст.
Необходимость порядка
Существование общества невозможно без установленного порядка. Только благодаря организованности и определенным нормам человек может мирно жить рядом с другими. В основе порядка лежат:
Если обычаи были установлены предками, человек не будет их нарушать. Он постарается соблюдать их и передаст следующим поколениям, не забыв рассказать об их важности. Это касается и традиций — они есть у каждого народа или нации. Только в редких случаях они нарушаются, но это всегда вызывает порицание и осуждение со стороны общества.
Законы и нормативные акты устанавливают государственные органы. В каждой стране и даже регионе они могут отличаться. Свод законов называется Конституцией. А также есть кодексы — Уголовный, Гражданский, Семейный.
С их помощью государство устанавливает и контролирует порядок в стране. Без этого в обществе начнется хаос. Примером может служить смутный период в России начала 17 века. Тогда законной власти не было, и началась борьба за место в правительстве.
Результатом стали многочисленные убийства, голод, расправы и вмешательство соседних государств. Народ сам понял, что без порядка будет только хуже, поэтому в 1613 царем избрали Михаила Романова. Он занял престол и за несколько месяцев восстановил законы.
Если в современном мире пропадет законодательная власть, история повторится. Снова возникнут проблемы в поведении народа. Населению нужна справедливая власть. Тирания приводит к плачевным результатам, но демократия позволяет сделать общество сильным и единым. Люди, соблюдающие установленные государством правила, отличаются чувством справедливости, воспитанностью и учтивостью.
Понятие справедливости
Нельзя разделять понятия закона и справедливости. Без одного не существует другого. Первые должны защищать справедливость, поэтому ее обеспечивает Конституция. Все люди равны между собой, нет тех, кого можно назвать лучше других. Обычная уборщица и богатый бизнесмен наделены одинаковыми правами.
У каждого человека есть возможность делать все, что не нарушает закон. При этом у всех есть свои права:
Человек обладает и другими правами. Но при этом он должен выполнять определенные обязательства. Так как он требует справедливости по отношению к себе, должен ее проявлять и к другим. Нельзя посягать на чужое имущество или личность, требовать от человека подчинения или послушания, заставлять работать или выполнять какие-либо действия не по его воле. Запрещено посягать на свободу и права другого.
Независимо от социального положения все люди равны перед законом и судом. Придерживаться нормативных актов и установленных правил обязан каждый. Только в этом случае в мире наступает справедливость.
Свобода личности
Каждый человек стремится к тому, чтобы его уважали, ценили и считались с его мнением и взглядами. При этом он старается сохранить свою неповторимость — индивидуальность. Это называется свободой личности — возможность человека выбирать род деятельности, место жительства, пару, место учебы или работы. На все эти взгляды никто не имеет права посягать. Нельзя унижать или оскорблять человека из-за его вероисповедания, политических предпочтений, профессиональной деятельности.
Именно это на уроках обществознания узнают ученики 7 класса. Почему человеческому обществу нужен порядок, детям пока непонятно. Но они уже знают, что у каждого из них есть свои увлечения и предпочтения. И благодаря законам эти взгляды и мнения остаются неприкосновенными, то есть никто не посягает на их свободу личности. Если одноклассники обижают друг друга из-за внешнего вида, предпочтений в еде или увлечений, они нарушают права человека.
Рассуждения о необходимости регулирования порядка можно вызвать с помощью опроса или анкеты. Каждый ребенок выскажется за или против законов. Тогда нужно обратить внимание учеников на их свободу — в мыслях или действиях. У каждого из них есть свои особенности, мнения и взгляды.
Они живут без какого-либо стеснения, не боятся выразить свои мысли и чувства. На сохранность такого существования и направлено законодательство. Но свобода — понятие небезграничное. Личное пространство одного человека заканчивается там, где начинаются границы другого, то есть ребенок или взрослый могут делать что угодно, если это не вредит обществу и не противоречит установленному порядку.
Законы позволяют соблюдать не только свободу, но и безопасность личности. Пока все подчиняются нормативным актам и правилам, общество может не заботиться об опасных ситуациях. Виновных будут искать и наказывать, чтобы это послужило примером для других.
Человек может защитить свои права и интересы, опираясь на определенные законы и нормативные акты. Государство гарантирует защищенность своих граждан в случае их невиновности и правоты. Для этого работают специальные органы — полиция, суды.
Важность законов
Детям лучше объяснять на примерах, почему нужно соблюдать законы. Для этого подойдут презентации, познавательные сообщения. В качестве домашнего задания можно попросить учеников написать эссе или короткие доклады. Так у ребенка появится возможность самостоятельно разобраться в значении регулирования порядка.
Первое знакомство с законами и правилами происходит в детстве. Сначала родители, потом воспитатели и учителя что-то запрещают ребенку, заставляют придерживаться определенного порядка. Устанавливать такие правила сложно, ведь они должны учитывать права и потребности всех людей в обществе.
Взрослея, человек продолжает соблюдать определенные законы. И чем он становится старше, тем больше требований к нему выдвигается. Если люди следуют им, они становятся полноценной частью общества. Они могут развиваться, совершенствоваться — получать образование, работать, строить отношения без опасений быть в чем-то виновными. Законы позволяют государственной власти обеспечивать безопасность каждого гражданина страны с момента его рождения и до самой смерти.
Поведение в обществе
На уроках этики и обществознания ученики проходят специальные тесты, позволяющие определить их знания правил поведения в обществе. Знание этикета позволяет человеку произвести хорошее впечатление на окружающих, а иногда и получить желаемое. Воспитанным людям чаще отдают предпочтение работодатели, они легко находят себе друзей. Следовать правилам, соблюдать принятый порядок в обществе должен каждый человек.
Есть определенные законы и нормы, которые позволяют гражданину стать полноценным членом социума. Они касаются разных сфер:
Законы соблюдать должны все, но определенные правила касаются отдельных слоев населения. Нормы поведения за столом или в компании друзей могут отличаться в разных странах. Они зависят от национальных традиций и обычаев. Приемлемое в одном государстве может быть под запретом в другом.
Но для всех сторон жизни действуют единые правила и законы: человек должен быть вежливым, учтивым, соблюдать личные границы окружающих. Если этого не делать, будут нарушаться не только индивидуальное пространство, но и законы, связанные со свободой личности.
В обществе не принято обсуждать некоторые темы — религиозные взгляды, политические предпочтения, так как государство разрешает исповедовать любую веру и состоять в партии. Благодаря этому становится понятно, зачем надо соблюдать законы и правовые нормы.
Мир и хаос
Помочь детям запомнить важность законов поможет конспект. В нем нужно кратко указать, насколько необходимы нормы и правила в современном обществе. А также можно задать детям сочинение на эту тему.
Сейчас общество существует в мире благодаря законам. Можно представить, что с ним произойдет, если исчезнут все правила и власть. В каждом стране, даже в городах и поселках начнется хаос.
Не все люди одинаково добры и учтивы. Встречаются те, у кого скверный характер. Такие люди не всегда боятся законодательства. Даже при установленном порядке они могут нарушать нормы, посягать на свободу и жизнь окружающих. Таких людей называют преступниками и наказывают за их действия.
Если установить беззаконие, каждому человеку придется защищаться самостоятельно. Начнется своеволие, хаос — убийства, ограбления, физические и моральные издевательства. Уже ничего не будет сдерживать потенциальных преступников.
Законы необходимы, чтобы в стране не было таких ситуаций. Власть создает специальные государственные органы, которые смогут обеспечивать и контролировать порядок в обществе. Они гарантируют безопасность каждого гражданина, защищают его, позволяют свободно жить и действовать.