Что такое пос оборот
Как работает эквайринг
Объясняем, что такое обратный эквайринг, POS-терминалы, банк-эмитент и зачем бизнесу подключать оплату картами.
Кто участвует в эквайринге
Эквайринг (от англ. acquire — «приобретать, получать») — это безналичная оплата товаров и услуг картой через платёжные терминалы на кассе или у курьера.
Торговая точка — бизнес, владелец которого хочет принимать оплату картами от клиентов и инициирует заключение договора эквайринга.
Банк-эквайер предоставляет бизнесу услугу и оборудование, обслуживает расчётный счёт продавца и получает комиссию от поступлений. Он несёт ответственность за техническую сторону операций по картам в торговой точке и регистрируется в национальных и международных платёжных системах: Visa, Mastercard, American Express, «Мир» и др.
Банк-эмитент — банк, выпустивший карту, которой пользуется клиент для оплаты покупки.
Для приёма платежей используют POS-терминалы (англ. point of sale — «точка продажи»). Через них можно платить обычными и бесконтактными картами, а также другими устройствами, например смартфонами. POS-терминал распечатывает слип-чек — нефискальный документ, подтверждающий операцию.
Как устроен процесс оплаты
Покупатель вставляет банковскую карту в терминал или прикладывает к нему смартфон, и карта считывается. При оплате через интернет покупатель вводит данные карты в специальном веб-интерфейсе.
Информация о платеже направляется в процессинговый центр банка-эмитента. Это подразделение осуществляет и контролирует бесперебойное проведение операций.
Банк-эмитент проверяет сумму остатка на счёте владельца карты. Покупатель подтверждает сделку ПИН-кодом или кодом из СМС. Это дополнительный шаг защиты от мошенничества и неправомерного использования карты. Однако при бесконтактной оплате он встречается довольно редко.
Процессинговый центр банка-эмитента списывает деньги со счёта покупателя и перенаправляет в банк-эквайер.
POS- или мобильный mPOS-терминал печатает два экземпляра слипа. Вместе с ним покупатель получает кассовый чек. При оплате через интернет кассовый чек приходит клиенту на электронную почту.
Банк-эквайер переводит деньги со своего счёта на счёт продавца за вычетом комиссии. Срок обработки платежа зависит от условий договора банка и торговой точки, но не может превышать трёх рабочих дней.
Виды эквайринга
Торговый эквайринг
Такой эквайринг используют в магазинах, предприятиях общепита и сферы услуг. Когда продавец заключает договор с банком, тот устанавливает в точках продавца POS-терминалы. В Сбербанке минимальная ставка торгового эквайринга — 1,6 %.
Банк должен обучить сотрудников компании работе с устройством, обеспечить бесперебойное функционирование терминалов и круглосуточную техническую поддержку. Обязанность продавца — уплачивать банку комиссию, размер которой определяется договором.
На сумму выплат влияют оборот и сфера деятельности. Например, для продуктового магазина комиссия ниже, чем для гипермаркета бытовой техники: во втором случае вероятность возврата товара выше. Если это произойдёт, придётся проводить операцию обратного эквайринга — возвращать деньги на карту покупателя. Это дополнительные затраты для банка, которые покрывает продавец.
Интернет-эквайринг
Так называют способ оплаты в интернете картой или электронными деньгами с использованием специальных интерфейсов, которые помогают сохранить конфиденциальность персональных и платёжных данных покупателя. В качестве дополнительной защиты клиента могут попросить ввести код подтверждения оплаты, высланный в СМС или уведомлении банковского приложения.
Комиссия в интернет-эквайринге самая высокая. Она может составлять в среднем 2,3–3,5 % и взиматься не только с продавца, но и с покупателя. Это связано с тем, что при интернет-эквайринге процессинговый центр обеспечивает повышенную защиту операций: использует системы безопасности и протоколы шифрования, чтобы введенные пользователем данные нельзя было перехватить.
Мобильный эквайринг
С помощью мобильного эквайринга покупатели расплачиваются карточкой в любой торговой точке, даже мобильной. Его подключают таксисты, курьеры, в автолавках, передвижных пунктах продажи и т. п.
Платежи принимаются через установленное на смартфон или планшет приложение, к которому по блютусу или кабелем подключается mPOS-терминал (от англ. mobile point of sale — мобильная точка продажи). Его можно использовать в любом месте, где есть стабильный мобильный интернет, в отличие от стационарных POS-систем в торговом эквайринге.
ATM-эквайринг
В это понятие входит возможность оплаты услуг (ЖКХ, мобильная связь, интернет или телевидение) через платёжные банкоматы, а также выдача наличных и пополнение банковской карты.
Главный минус этой услуги с точки зрения пользователя — комиссия, которую ему приходится платить сверх основной суммы за проведение платежей или при снятии наличных с карты. Чаще всего проценты берут кредитные организации, которые не являются партнёрами банка-эмитента, выдавшего карту.
Что такое ТСП: как и на каких условиях магазин у вашего дома получает оплату с банковской карты
Безналичные платежи повсеместно вошли в нашу жизнь. Сегодня расплатиться картой можно практически в любом магазине и торговой точке, которой достаточно иметь договор с банком на использование услуг эквайринга. Эти точки, или торгово-сервисные предприятия, получают оплату от клиентов по сложной схеме. Мы расскажем, как осуществляется процесс взаимодействия между банком, клиентами и самим ТСП, и какую роль ТСП выполняет при начислении бонусов за покупки и как ими распоряжаться.
Что такое ТСП в простом понимании?
Этот термин фактически относится только к эквайрингу, хотя и охватывает широкий спектр торговых точек. Торгово-сервисные предприятия – это просто точки, которые принимают оплату картой от клиентов.
Торгово-сервисное предприятие может выступать как юридическим, так и физическим лицом (индивидуальным предпринимателем). Для банка ТСП – это любой клиент, заключивший с ним договор на использование услуг эквайринга, и разместивший в своем магазине или офисе выданный банком POS-терминал, который будет использован для приема платежей за товары или услуги с банковской карты.
Согласно договору с банком-эквайером, ТСП обязуется принимать карты определенных платежных систем, в том числе национальные или международные, если это допускается заключенным соглашением.
То есть, в простом понимании ТСП – это обычные магазины, торговые сети, салоны и предприятия, которые в большинстве случаев предоставляют товары и услуги в розницу, реже они могут выступать в роли оптовых продавцов.
Чаще всего аббревиатуру ТСП можно найти в соглашении, заключаемом с банком при открытии карты или при подключении к бонусной программе. В этом случае ТСП выступают в роли партнеров банка, с которыми заключен договор на предоставление льготного обслуживания клиентов этой кредитной организации.
Обязанности ТСП перед клиентами при установке терминала для безналичной оплаты
Согласно законодательству, все предприятия, чей оборот за год превышает 40 млн р. обязаны устанавливать терминалы для безналичных расчетов. По желанию любое ТСП имеет право заключить договор на услуги эквайринга при любых оборотах.
Для большинства организаций установка терминала – реальная возможность увеличить оборот, привлечь новых клиентов, ускорить обслуживание и даже отказаться от услуг инкассаторов. Причем все это реально может повлиять и на рост прибыли.
Оформив услугу эквайринга в банке, собственники или руководство ТСП обязаны:
Важно: в самой точке должна присутствовать наклейка с логотипами принимаемых платежных систем.
Важно: если возврат денег невозможен за определенные товары (например, лекарства), это обязательно нужно указать в представленных документах. К примеру, возврату не подлежат медикаменты, средства личной гигиены и некоторые другие категории.
При этом сотрудникам ТПС запрещено:
Закон требует, чтобы товар был продан по цене, указанной на ценнике. Исключение может быть при расчете наличными – за это ТСП может предоставить скидку.
За нарушения правил платежных систем предусмотрены штрафы – причем как для банка-эквайера, так и для ТПС, если это оговорено в договоре с банком.
Как устроена схема оплаты с участием ТСП, банка и покупателя
Как того и требует закон, практически все торгово-сервисные предприятия перешли на использование онлайн-касс (контрольно-кассовая техника). Такая касса напрямую связана с банком и позволяет совмещать наличные и безналичные расчеты, и даже подключить к кассе POS-терминал. Следовательно, после суммирования стоимости всех купленных товаров или услуг продавец должен уточнить, каким образом будет осуществляться оплата: наличными или по карте.
При оплате наличными деньги остаются в кассе ТСП, но при оплате картой, деньги попадают напрямую на счет банка-эквайера. Процесс взаимодействия между сторонами будет иметь следующий вид:
Если нет перебоев в связи, операция по оплате займет не более 1 минуты, тогда покупатель может забрать свой товар, а покупка будет считаться оплаченной. При этом средства на счет продавца попадут не сразу, это происходит после ряда действий:
В зависимости от договоренностей между банком и ТСП деньги на счет продавца могут быть перечислены в течение 1-5 рабочих дней за вычетом комиссии банка за межбанковский перевод.
Чаще всего эта комиссия составляет 1,5-2,5% от суммы покупок, а по картам «Мир» – всего 0,7% от суммы.
Как возвращается товар, оплаченный картой
По закону клиент имеет право в течение 14 дней вернуть товар или отказаться от услуги, если иного не предусмотрено условиями операции по покупке. При наличной оплате клиент должен написать заявление на имя руководителя ТСП с описанием причины возврата товара, после чего ему должны выдать деньги из кассы.
Если оплата товара была проведена через безналичный платеж, то ТСП должно сделать запрос на возврат средств через терминал именно на ту карту, по которой была совершена оплата. На терминале делается запрос «возврат/кредит», после чего клиенту распечатывают кредитовый чек. Банк-эквайер при этом обязуется вернуть средства на счет покупателя в срок, не превышающий 30 календарных дней. До этого момент клиент должен хранить у себя кредитовый чек. Если деньги не вернулись, клиенту необходимо написать претензию в банк-эмитент.
Если клиент желает вернуть товар в течение того дня, когда сделал покупку (то есть, до момента закрытия смены), то после проведения на терминале операции по отмене платежа, деньги будут возвращены на счет покупателя в течение суток.
Если покупка оплачена безналичным способом, а клиент хочет вернуть ее и получить назад свои деньги, тогда возврат средств может проходить тоже только по безналу. Получить возврат наличными в таком случае невозможно.
Бонусные программы от банков в ТСП
Чтобы иметь возможность принимать оплату по карте и тем самым заинтересовать клиентов чаще делать покупки, банки и ТСП заключают партнерское соглашение, предлагая клиентам выгодные условия покупки с начислением бонусных баллов. Потратить бонусы чаще всего, можно в том же или другом партнерском ТСП.
Для участия в программе необходимо подать заявку онлайн или в офисе банка-эмитента, после чего клиенту будет подключен бонусный счет, куда после совершения безналичной покупки будут начисляться бонусы. В части бонусных программ накопленные баллы можно обменивать на реальные деньги, в остальных случаях накопленные бонусы обмениваются на товар с частичной доплатой или вовсе без нее.
Как правило, банки открывают кобрендовые карты, которые предполагают накопление бонусов за траты в конкретном ТСП, например, как у Тинькофф банке (игра, авиакомпании, магазин «Lamoda») или предполагающие начисление бонусов за все траты, совершенные в любом партнерском предприятии, к примеру, бонусы «Спасибо» от Сбербанка.
Для использования бонусов необходимо:
Обычно списать в счет покупки можно как все бонусы, так и лишь некоторую их часть.
При этом бонусы списываются согласно условиям акции, по установленному сторонами курсу, к примеру, 1 бонус равен 1 рублю, или 2 бонуса равны 1 рублю.
В момент покупки товара за акционные баллы новые бонусы начисляться не будут.
Возможные проблемы при использовании бонусов
Чаще всего клиенты, использующие бонусы для расчетов в ТСП сталкиваются с одной из двух проблем:
В первом случае многие сталкиваются с проблемой, когда оплатить полную стоимость товара исключительно бонусами невозможно. Действительно, ряд партнеров оставляет за собой право устанавливать ограничения по сумме бонусов, которая принимается к оплате за товар. В большинстве случаев баллами можно оплатить до 99, а то и 100% стоимости товара или услуги. Однако в части случаев ТСП может просить частичную оплату картой или наличными – до определенного процента от стоимости. Чтобы узнать условия использования бонусов в конкретной точке, следует внимательно ознакомиться с правилами акции и условиями списания бонусов в дополнительном соглашении участника акции.
Второй случай также должен оговариваться во всех договорах партнерского соглашения между банком и ТСП: товары и услуги, оплаченные за счет бонусов, могут не подлежать возврату или аннулированию. Это своего рода поощрение от ТСП и банка, так как именно банк выплачивает стоимость покупки, приобретенной за счет бонусных баллов. Следовательно, их возмещение невозможно.
Единственное на что может рассчитывать клиент в случае покупки товара за бонусы ¬¬– на его замену при выявлении поломок или несоответствия установленным стандартам качества. В любом случае необходимо предоставить чек на покупку и написать соответствующее заявление на имя руководителя ТСП.
ТСП как участники Системы быстрых платежей
Те, кто начал активно использовать возможности Системы быстрых платежей, уже смогли по достоинству оценить предложенные банками возможности. Больше необязательно иметь при себе наличные, там нет комиссий за перевод на карты других банков, гарантирована максимальная скорость отправки платежа и есть возможность оплачивать любые покупки картой даже без POS-терминала.
И если раньше возможность генерировать QR-код для оплаты по СБП могли только банки, то уже сейчас эта возможность доступна и для крупных торгово-сервисных предприятий. Они смогут самостоятельно стать агентами СБП, частично заместив банки-эквайеры. При этом комиссию за прием оплаты за покупку будут получать банки, предоставившие права агента для ТСП.
Предприятия, в свою очередь, получают право торговаться с банком – им могут уменьшить размер комиссии и дать дополнительные скидки или право отказаться от части услуг. Получение права на участие в СБП поможет ТСП увеличить приток покупателей и как следствие свой товарооборот. Это все особенно важно в мире с активно развивающимися цифровыми технологиями и желанием клиентов упростить и ускорить систему оплаты.
POS-терминалы. Устройство и принцип работы. Для чего он нужен и что дает?
Что такое POS-терминалы
Зачем нужны POS-терминалы
Подобные устройства значительно упрощают различные торговые операции, а также помогают отслеживать продажи, их количество, следить за безопасностью. Они необходимы всем предпринимателям, которые принимают от клиентов оплату за какие-либо товары или услуги и имеют собственный счет в банке:
POS-оборудование используется для учета товаров, позволяет узнать, сколько доступных единиц есть на складе, получить своевременную информацию о запасах и упростить процесс инвентаризации.
Как работает оборудование
При оплате товара или каких-либо услуг терминал работает следующим образом:
Многие покупатели думают, что после оплаты и распечатки чека их деньги сразу же отчисляются магазину, но на самом деле транзакция занимает гораздо больше времени, а средства в этот период имеют статус временно заблокированных. Такие меры закреплены в законодательстве и необходимы для обеспечения безопасности.
Виды терминалов и сферы использования
Интернет-эквайринг отличается отсутствием прямого контакта между продавцом и покупателем. Такая система используется для дистанционной оплаты, когда клиент приобретает товар или делает заказ услуги через интернет. Покупателю необходимо ввести данные своей карточки и подтвердить оплату. После этого происходит списание средств.
Мобильные POS-терминалы появились не так давно, это новое направление среди подобных систем. Их особенность в том, что они подключаются к телефону при помощи специального приложения, после чего можно будет использовать миниатюрный картридер для принятия оплаты от клиента. Такие терминалы используют там, где предполагается выезд к клиенту на дом. Это может быть организация такси, курьерская фирма, ремонтная мастерская, различные специалисты, предоставляющие частные услуги.
Как выбрать терминал
При выборе оборудования важную роль играет несколько моментов, которые необходимо учесть:
Что касается выбора непосредственно технического оборудования, здесь тоже есть свои нюансы:
Особенности подключения
Для подключения необходимо найти свободное место, где будет располагаться оборудование, также там должна быть розетка, поскольку техника работает от электросети. Для работы потребуется канал связи, через который POS-терминал будет передавать данные, может использоваться выделенное соединение или другие виды связи. Установкой и настройкой терминала обычно занимаются представители компании, которая поставляет оборудование и ПО.
Помимо этого, нужно будет зарегистрировать терминал в специальной службе, которая занимается контролем предпринимательской деятельности. Это обязательное требование, диктуемое законодательством. При регистрации нужно будет предъявить сервисный договор, заключенный с поставщиком оборудования – без него налоговая служба откажется принимать заявление.
POS-терминалы проходят тщательную проверку, их выпуск контролируется, поэтому такие устройства действительно безопасны, если сотрудничать с поставщиками, имеющими хорошую репутацию. Кроме того, крупные компании обязаны иметь у себя POS-терминал, если они принимают оплату от клиентов, поэтому установить оборудование все равно придется.
Что такое POS-терминал, разбор видов устройств и популярных моделей
39% россиян перешли на банковские карты, отказавшись от бумажных денег. Поэтому во многих отелях, кафе и заправочных станциях оплатить услуги можно по безналичному расчету через POS-терминал. В статье разберем подробнее: POS-терминал — что это за устройство, как оно работает, основные разновидности, а также рекомендации по выбору и установке.
Что такое POS-терминал
POS-терминал или точка продажи — это кассовый аппарат, который может принимать платежи при помощи банковских карт и систем бесконтактной оплаты, например, Apple Pay или Samsung Pay.
Современное устройство позволяет не только проводить оплату, но и вести учет товаров, собирать данные о покупателях, которые могут быть полезны для предпринимателей.
Важно! POS-терминал должен регулярно проходить сертификацию и обязательно числиться в реестре ККТ (контрольно-кассовой техники).
К устройству могут дополнительно подключаться системы, которые в несколько раз упрощают работу:
Сам POS-терминал представляет собой небольшое устройство (оно может быть проводным или беспроводным), которое имеет:
Как работает система
POS-терминал находится у кассира, при необходимости оплаты безналичным расчетом проводятся следующие действия:
Процесс занимает около 15 секунд, что экономит время клиента и кассира.
Обзор сенсорного аппарата на видео:
Преимущества POS-терминалов
Терминалы имеют большое число преимуществ, которые работают не только на компанию, но и в интересах клиента:
Главное — это возможность охватить всех клиентов и предоставить им качественное обслуживание.
Сферы применения
Главная задача торговых организаций — создать удобную площадку для своего покупателя, а оплата — один из важнейших этапов. С каждым годом все больше людей отказываются от наличных денег, переходя на оплату по карте или телефону, так как это быстрее.
Кто ставит
Эквайринг уже давно перестал быть новинкой. Терминалы для безналичной оплаты можно найти в:
Для работы с POS-терминалом организации настраивают сотрудничество с банком. В большинстве случаях сначала открывается расчетный счет, а уже после подписывается договор на услугу эквайринга.
После оплаты покупок на РС компании будут поступать деньги. В свою очередь банк ежемесячно удерживает комиссию от суммы выручки — до 4,9% в зависимости от выбранного тарифа.
Классификация POS-терминал
В зависимости от технических параметров и способов использования, POS-терминалы можно разделить на несколько разновидностей:
Разберем подробнее каждый из них.
Мобильный
Автономный (мобильный) терминал работает от аккумулятора, поэтому использовать его можно дистанционно. Его можно встретить у курьеров служб доставки.
Также существуют небольшие устройства, которые подключаются к телефону и через приложение проводят оплату. На нем есть специальный разъем для банковской карты.
Главным недостатком такого терминала считается долгая обработка данных. Кроме этого, в местах с плохой связью аппарат может и вовсе не принять оплату.
Кассовый
Стационарный терминал — аппарат, который можно найти практически в каждом магазине. Несмотря на то, что устройство работает только по сети, зачастую именно этот вариант имеет широкий набор функций, например, клиент может изменить список покупок сразу на сенсорном дисплее и самостоятельно провести оплату.
С фискальным регистратором
По Федеральному закону № 54 компании должны использовать систему эквайринга, который будет передавать информацию о покупках оператору фискальных данных. Их часто запрашивает ФНС (федеральная налоговая служба) при проверке организации.
Фискальные чеки также полезны для клиента: по ним он может найти всю полезную информацию о торговой компании, а также его можно использовать для защиты своих интересов в суде.
mPOS-терминалы
Мини-терминалы — устройства, у которых нет системного блока, дисплея и слота для карты. Они работают дистанционно, подключаясь к специальному приложению на смартфоне.
Важно! mPOS-терминалы работают только от Wi-fi, поэтому к ним дополнительно требуется роутер.
Такой аппарат встречается достаточно редко, так как имеет значительные недостатки:
Для вендинговых аппаратов
Торговые аппараты и платные парковки — отличная возможность для компании увеличить свою прибыль, однако большинство из них работают только за наличный расчет (некоторые принимают только монеты). Сделать апгрейд можно при помощи специальной эквайринг-системы.
Можно ли подключить POS-терминал без расчетного счета
Большинство банков не позволяют настраивать эквайринг без подключения к их расчетному счету. Однако, например, ВТБ 24, позволяет подключиться к системе через расчетный счет другого банка, однако на работу будут наложены ограничения.
Нужно ли подключать POS-терминал к онлайн-кассе
Есть два способа подключения:
Совет! Самым оптимальным решением считается автономное подключение, однако стоимость комплектов такого аппарата в несколько раз дороже. Кроме этого, кассир будет терять лишние 10 секунд на ввод суммы оплаты на кассе и терминале.
Что выбрать для магазина и кафе
К самым важным критериям выбора аппарата можно отнести:
На заметку! При выборе POS-терминала нужно обратить внимание на то, какой из вариантов будет удобен клиенту, бизнесу и бюджету.
Многие кафе и рестораны имеют сразу несколько типов устройств: стационарный может располагаться на барной стойке, а гости за столами могут оплачивать покупки через мобильный аппарат. Кроме этого, в доставках еды каждому курьеру выдается свой мобильный терминал.
В магазинах чаще устанавливают стационарные устройства, так как процесс оплаты покупок проводится на одном месте. Также в терминалах на точках самообслуживания часто встроена система эквайринга.
Популярные модели
Известными производителями POS-систем являются компании:
Для начинающего бизнеса с небольшим потоком клиентов отличным вариантом будет модель Эвотор-5 — устройство с сенсорным дисплеем, которое работает по Wi-Fi-сети. Его масса — 400 г.
В магазинах со средней пропускной способностью часто можно увидеть Viki Micro от Атол. Система представлена небольшим компьютером с сенсорным экраном, фискальным устройством и сканером штрих-кодов. Главным преимуществом считается работа с подакцизной продукцией (алкоголем, сигаретами и т.д.).
Для среднего бизнеса потребуется аппарат, готовый принять на себя большую нагрузку: в этом может помочь IRAS 900 K.
Организации с большим потоком клиентов чаще используют моноблоки от компании Атол, например, Атол Viva Smart, который имеет встроенную сетевую карту, процессор и 15-ти дюймовый сенсорный дисплей.
По вышеупомянутому ФЗ каждая организация должна иметь кассовое оборудование, а по Закону о защите прав потребителей эквайринг (безналичную оплату) требуется при годовом обороте в 40 миллионов рублей. Несмотря на это, число организаций, подключивших POS-терминал постоянно растет.
Безналичная оплата — возможность для бизнеса удержать максимум клиентов. Оборудование быстро принимает платежи и отправляет на учет ОФД. Кроме этого, POS-терминал оптимизирует бизнес-процессы: перевести учет товаров на ПО, отслеживать продажи в удобном формате, а также получать сформированные отчеты в специальных программах, экономя время сотрудников.
Выбор POS-терминала зависит в первую очередь от способа проведения оплаты, потока клиентов и бюджета. Поэтому каждый предприниматель может найти оборудование для эквайринга под запросы бизнеса.
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.