Что такое пословица для дошкольников
Конспект НОД по пословицам и поговоркам
Елена Семенова
Конспект НОД по пословицам и поговоркам
Конспект НОД по пословицам и поговоркам.
Цели: 1. Познакомить детей с мудростью русского народа – пословицами и поговорками; показать, что пословицы может сочинять любой человек; дать представление о русских фольклористах.
2. Развивать у детей память, мышление; развивать умение давать полный ответ на поставленный вопрос.
3. Воспитывать интерес к русскому народному фольклору.
Оборудование: игрушка (Незнайка, ПК, листы бумаги, карандаши.
Ход занятия.
Восп. Народной мудрости нас учат пословицы и поговорки. У народа на всякие случаи есть меткое слово-пословица. Пословицы и поговорки учат смелости, верности, дружбе, трудолюбию. В них нередко говорится о животных, а подразумеваются люди. К нам на занятие пришёл Незнайка и говорит, что ему стыдно, но он не знает ни одной пословицы и поговорки.
-А вы, ребята знаете? (ответы детей). Давайте посмотрим на наш волшебный экран и узнаем некоторые пословицы.
Слайд №2. Здесь изображена курица, высиживающая цыплят.Как можно объяснить: «Яйца курицу не учат»? (ответы детей) Так говорят, когда считают молодого менее опытным, следовательно, он не может ничему научить старшего. Только взрослый человек может научить чему- либо ребёнка. Ваша мама и папа, воспитатель в детском саду, потом учитель будут передавать свои знания и умения вам, пока вы не вырастите.
Слайд№4. Чтобы получать удовольствие от жизни, надо постоянно трудиться. Давайте покажем как мы всю неделю трудимся.
В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)
А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)
В среду долго умывался, (Умываемся.)
А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)
В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)
Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)
А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)
Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)
Слайд№5. Эта пословица призывает нас готовиться ко всему заранее. Появилась она в те далёкие времена, когда машин не было и люди ездили на лошадях, запряжённых летом в телегу, а зимой в сани. Хороший хозяин знал, что позаботиться о санях нужно ещё летом, тогда и первый снег с морозами не страшен! А зимними вечерами стоит подумать уже и о лете, например, починить телегу для перевозки урожая.
Слайд№6. Пословица говорит нам о том, что нужно приложить усилия для достижения цели. Старайтесь, что бы выполнить работу. На мой взгляд, это очень мудрая пословица. Она подходит ко всем ситуациям, профессиям в жизни человека. Ты хочешь стать врачом, учителем, или ещё кем-то, чтобы добиться чего- то нужно много трудиться! Сначала стараться на занятиях в садике, потом в школе, институте и тогда только ты станешь успешным в жизни человеком!
Слайд№7. Смысл этой пословицы состоит в том, что нельзя браться сразу за несколько дел. В таком случае ты ни в одном из этих дел не добьешься успеха.
Слайд№8. Дети, как правило, очень похожи на своих родителей. Говорится с сожалением, когда хотят подчеркнуть, что дети имеют те же недостатки, что и их родители.
Слайд№9. Предложить детям объяснить смысл русской поговорки – «Что с воза упало, то пропало». После того, как дети выскажут свои мнения, педагог поясняет, что воз – это то, что везёт лошадка. Иногда лошадка перевозила воз сена, или мешки с мукой, или дрова. Впереди на возу сидел дед и управлял лошадкой. Дед смотрел вперед и не видел, что делается сзади. Если что-то с воза упадет, то оно так и останется лежать на дороге – пропадет.
— Хорошо это или плохо?
— Плохо, так как можно все растерять, что везешь.
Восп. Вот мы с вами обсудили все пословицы. А теперь нарисуйте ту картинку по пословице, которая больше всего понравилась.
Дети рисуют (самостоятельный выбор).
А наш Незнайка пока вы рисовали придумал пословицу, вот послушайте:
Любопытный красный нос
По макушку в землю врос
Лишь торчат на грядке
-Что это? Пословица? (нет) Правильно, загадка.
-Чем отличается пословица от загадки?
Восп. Верно, загадки надо отгадывать, пословицы и поговорки надо понимать и знать, когда их говорить. Вспомните, какие загадки вы знаете? Загадайте своим друзьям. (дети загадывают друг другу). Ну что, Незнайка прощается с вами, пойдёт пословицы сочинять. Придёт к нам в следующий раз. До свидания!
Прикреплённые файлы:
Посиделки возле самовара. Проводя с детьми различные досуги и развлечения, мы решили устроить » Посиделки возле самовара». Цель: познакомить с историей происхождения.
Занятие по познавательному развитию для детей старшей группы «Отгадайте-ка загадки!» Цели: 1. Познакомить детей с мудростью русского народа – загадками; показать, что загадки может сочинять любой человек; дать представление.
Пословицы и поговорки для дошкольников
Пословицы и поговорки для детей 5, 6, 7 лет
В современной педагогике существует отдельный раздел, который называется этнопедагогика. Он занимается изучением народного опыта в воспитании и обучении подрастающего поколения. Каждая культура внесла свои этнические штрихи и традиции в понимание этого вопроса. Однако ни одна из них не обходится без живого и мудрого материала: это загадки, притчи, легенды, сказки, пословицы и поговорки.
Научите ребенка объяснять пословицы и поговорки своими словами. Процесс будет полезным, поскольку развивает абстрактное и образное мышление. Кроме того, он окажется веселым. Ваш ребенок наверняка удивит вас своими нестандартными вариантами умозаключений.
Пословицы и поговорки о труде
Кончил дело — гуляй смело.
Терпенье и труд все перетрут.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Дело мастера боится.
Мала пчелка, да и та работает.
Усердная мышь и доску прогрызет.
Любишь кататься — люби и саночки возить.
Семь раз отмерь, один — отрежь.
Пословицы и поговорки о дружбе
Гусь свинье не товарищ.
Друга ищи, а найдешь — береги.
Друг познается в беде.
Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.
Сытый голодному не товарищ.
Друзья — не разлей вода.
Старый друг лучше новых двух.
Друга за деньги не купишь.
Пословицы и поговорки о речи
Слово — не воробей: вылетит — не поймаешь.
Держи язык за зубами.
Язык мой — враг мой.
За словом в карман не полезет.
Мал язык, да всем телом владеет.
Не спеши языком, торопись делом.
Никто за язык не тянет.
Язык до Киева доведет.
Твоими бы устами да мед пить.
Пословицы и поговорки о пище
Голод и волка из лесу гонит.
Голод не тетка, пирожка не подсунет.
Мельница сильна водой, а человек едой.
Сладкого досыта не наешься.
Натощак и песня не поется.
И пес перед хлебом смиряется.
Положить зубы на полку.
Пословицы и поговорки о времени
Семеро одного не ждут.
Тише едешь — дальше будешь.
Поспешишь — людей насмешишь.
Всякому овощу свое время.
Обещанного три года ждут.
Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
Век прожить — не поле перейти.
Делу время, потехе час.
Деньги пропали — наживешь, время пропало — не вернешь.
Консультация для воспитателей «Пословицы и поговорки в развитии речи дошкольника»
Ольга Тонеева
Консультация для воспитателей «Пословицы и поговорки в развитии речи дошкольника»
«Пословицы и поговорки в развитии речи дошкольника. «
(консультация для воспитателей)
Выдающиеся русские педагоги высоко ценили воспитательную роль пословиц и поговорок, широко их использовали в работе с детьми, в учебных книгах. Чаще всего они применяли пословицы в старших группах и начальных классах.
Высоко ценили значение пословиц и другие выдающиеся представители русской педагогики – Л. Н. Толстой, И. И. Паульсон, В. А. Флерова и др. Они показали лучшие образцы широкого использования пословиц в педагогических целях,воспитательной работе.
Почётное место в истории дошкольного воспитания занимает Аделаида Семёновна Симонович. Она рекомендовала знакомить малышей с пословицами до чтения и письма, как только дети начнут понимать мысли, научатся выражать их.
В возрасте шести семи лет ребята понимают уже многое. У них увеличивается запас слов, словарь всё более обогащается, они проявляют большой интерес к языку,становятся более любознательными, всё чаще и чаще у них возникают вопросы почему? отчего? зачем? Именно поэтому Симонович рекомендовала знакомить с пословицами детей старших групп дошкольного возраста.
В пословицах и поговорках находится «мысль, которая даёт богатый материал для развития детского мышления».
Методы применения пословиц:
Сначала надо знакомить детей с пословицами на более лёгкие темы, а затем давать более сложные, «от пословиц о явлениях природы, временах года, о человеке, его наружности, уме переходить к семейным отношениям».
К каждой пословице необходимо пояснение, что они означают, как их понимать, как осмыслить и растолковать детям. Воспитателям детских садов необходимо широко использовать этот вид фольклора,органически увязывая его со всей жизнью детей: про слишком шумно бегущего ребёнка можно заметить: «Конь бежит – земля дрожит».
Или зимой при одевании: «Береги нос в большой мороз», при быстро выполненной,но некачественно работе можно сказать: «Поспешишь –людей насмешишь». Иногда пословицы надо давать с пояснениями. Следует
предлагать детям самим подумать над смыслом пословицы. Например, что значит,когда говорят: «Мастер на все руки!» Естественно, что до ребёнка – дошкольника доходит лишь внешний смысл пословицы; переносный смысл, связанный с глубокой моралью, часто остаётся ещё недоступным даже
старшему дошкольнику, например, в пословице «Любишь кататься – люби и саночки возить» и др.
Очень важно, чтобы воспитатели сами имели запас пословиц и употребляли, вспоминали бы их к какому – либо случаю. Дошкольники говорят и повторяют то, что слышат. Если воспитатели сами употребляют пословицы, то это, несомненно, воспримут и дети. Во время экскурсии в лес очень важно вспомнить пословицы о лесе, о птицах, о диких животных. На эту тему есть огромное количество пословиц, доступных для детей. Есть пословицы почти обо всех видах деревьев, о диких животных, о птицах.
*Лес и вода — брат и сестра.
*Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузов кладут.
*Не поклонясь грибу до земли, не положить его в кузов.
*Рощи да леса — всему краю краса.
В настоящее время речь многих детей имеет дефекты: неправильное
звукопроизношение, искажение звуков, невыговаривание звуков, замена одних звуков другими и т. д. В дошкольный период возможно исправить почти все недостатки в речи. Задача воспитателей – не проходить мимо неправильной речи, тут нужна постоянная, систематическая работа и воспитателей и логопедов.
Исправление речи – процесс длительный, он требует систематической работы и в
семьях, и в детском саду, и со специалистами – логопедами. Нужно применять ряд
главных, основных средств, способствующих исправлению речи. Вспомогательную роль могут сыграть в этом деле и народные пословицы.
Выдающийся русский педагог И. И. Паульсон много занимался этим вопросом, подбирал такие пословицы и поговорки (чистоговорки) для того, чтобы дети их повторяли и учились говорить чисто.
Например,для звука Ж:
«Дружба дружбой, а служба службой»;
«Небо даёт дождь, а земля рожь»;
«Хоть хлеба и хороши, а пашню паши»
«У хорошего хозяина нет плохой лошади»;
«Тише едешь, дальше будешь» и др.
Использование в детских садах пословиц, поговорок, сказок, былин, загадок, активизирует речь ребёнка, вводит его в «сокровищницу народного творчества, способствует развитию речи и развивает умение ясно формулировать свою мысль»(А. П. Усова).
Сборник малых фольклорных жанров Карелии о воде. «Вода в решете» Пословицы, поговорки Пословицы, поговорки- это краткие устойчивые образные народные изречения, в которых выражается многовековой опыт народа. Каждая из них.
Использование мнемотехники в развитии речи дошкольника В настоящее время остро чувствуется проблема развития связной речи у дошкольников, что впоследствии скажется на успеваемости ребенка в школе.
Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи дошкольника 1 слайд Актуальность Приёмы ТРИЗ позволяют наилучшим образом быстро и качественно решать проблемы речевого развития. Играя со словом дети.
Консультация для родителей «Использование пескографии в интеллектуальном развитии дошкольника» Консультация для родителей «Использование пескографии в интеллектуальном развитии дошкольника» Часто руки знают, как распутать то, над чем.
Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.
Методическая разработка «14 августа — Медовый Спас. Исторические факты, стихи, загадки, приметы, пословицы и поговорки» Одним из главных праздников православия является Медовый Спас, дата которого совпадает с начальным периодом Успенского поста. Другие.
Консультация «Роль родного языка в развитии личности дошкольника» Роль родного языка в развитии личности дошкольника. Кушнерук Т. Н., воспитатель МДОУ Детский сад №3 г. о. Власиха Московской области Исключительное.
Военные пословицы и поговорки для дошкольников Военные пословицы и поговорки для дошкольников Я тебе помогу, ты мне — это первый закон на войне. Хочешь победить на войне — работай вдвойне.
Загадки, пословицы и поговорки о весне Загадки Тает снег, звенят ручьи, Все сильней потоки. И летят уже грачи К нам из стран далеких. (Весна) *** Я раскрываю почки, В зеленые.
Конспект занятия в детском саду по теме: «Пословицы»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект занятия по «Окружающему миру» на тему:
«Поговорки. пословицы, былины и. »
Цель: познакомить детей с мудростью русского народа – пословицами и поговорками, былинами.
Задачи:
1. показать, что пословицы может сочинять любой человек; дать представление о русских фольклористах.
2. развивать у детей память, мышление; развивать умение давать полный ответ на поставленный вопрос.
3. воспитывать интерес к русскому народному фольклору.
Например, о людях, которые всегда торопятся и дела делают некачественно – народ сложил такую пословицу «Поспешишь – людей насмешишь»
А есть люди очень медлительные, нерасторопные, они всегда отстают от других, про них говорят так: «Семеро одного не ждут».
И вот людям ленивым, не очень умным от пословиц не укрыться. Но пословицы не только подмечают недостатки, но ещё учат смелости, верности, дружбе, трудолюбию.
В них нередко говорится о животных, а подразумеваются люди.
Картинка 1. Здесь изображена курица, высиживающая цыплят.
Так говорят, когда считают молодого менее опытным, следовательно, он не может ничему научить старшего. Только взрослый человек может научить чему- либо ребёнка. Ваша мама и папа, воспитатель в детском саду, потом учитель будут передавать свои знания и умения вам, пока вы не вырастите.
Картинка3. Чтобы получать удовольствие от жизни, надо постоянно трудиться. Давайте покажем как мы всю неделю трудимся.
Физкультминутка «В понедельник»
В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)
А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)
В среду долго умывался, (Умываемся.)
А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)
В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)
Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)
А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)
Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)
— Хорошо это или плохо?
— Плохо, так как можно все растерять, что везешь.
Вот мы с вами обсудили пословицы.
Теперь поговорим о былинах.
Былины появились еще тогда, когда книжек не было. Поэтому былины, или старины, не читали, а сказывали — пели. Во время пения подыгрывали себе на гуслях.
Исполнители былин назывались сказителями. Немногие умели сказывать былины. Сказителей почитали и выражали им всяческое уважение.. Сказители так и говорили:
Расскажу я вам про дела старые,
Да про старые, про бывалые,
Да про битвы, да про сражения,
Да про подвиги богатырские!
Дружно встанем – раз, два, три –
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво.
И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек,
И направо, и еще, через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги,
Точно в танце руки в боки,
Наклонились влево, вправо –
Получается на славу!
Былины рассказывали о подвигах богатырей — могучих и бесстрашных воинов, обладающих огромной силой. Они разъезжают в чистом поле на богатырских конях. Кони у богатырей тоже не простые: они умеют чуять опасность и разговаривать. Если два богатыря повстречаются, они меряются друг с другом силой: это их богатырские забавы. И тогда земля трясется, будто столкнулись две горы.
Но когда родной земле грозит опасность, богатыри отправляются на битву с врагом. Как бы ни был силен враг, какие бы несметные полчища ни привел с собой, богатыри неизменно побеждают в бою.
Мы уже знаем, что былины рассказывают нам о непобедимых русских богатырях. Воспевая воинов, былины звали на подвиг во славу родной земли, поднимали дух народа. Былины учили любви к Родине и ненависти к врагам.
В те далекие времена Святую Русь мучили иноземцы – печенеги. Они нападали на русских людей, сжигали города и села, уводили русских людей в полон. Решили богатыри: хватит иноземцам Русь мучить. Оставили они свои мирные дела и пошли на врага. И победили его. Нет такой былины, где бы богатыри были побежденными.
“ Славна богатырями земля русская ”,- гласит народная мудрость. А кто же такие богатыри? ( Это герои русских былин, защитники русской земли, они совершают подвиги, отличаются особой силой ).
Дети называют знакомых богатырей.
Богатыри любили свою землю, они стояли на страже ее границ, в минуту опасности приходили на помощь своему народу. Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич и другие воины в одиночку сражались против врагов, которых «черным-черно, как черных воронов».
Много богатырей на Руси. Всех их объединяют общие качества. Как вы думаете, какие это качества? (Сила, смелость, ловкость, выносливость, мужество, стойкость, храбрость)
Молодцы, именно такими и были богатыри.
Давайте вспомним, о каких богатырях мы читали былины.
Рядом с Ильей Муромцем на заставе богатырской стоит справедливый и умный Добрыня Никитич. Он не только имеет великую силу, он еще певец и музыкант, каких «на свете-то не слыхано», нет ему равных и в игре в шахматы, в стрельбе из лука.
А вот Алеша Попович насмешливый, он «не силой силен, а напуском смел».
На этом мы заканчиваем наше занятие.
Вам понравилось занятие или нет? Узнали что-то новое или нет? Молодцы! Спасибо вам за хорошую работу.
Пословицы и поговорки для детей 5-6 лет
Пословицы и поговорки для детского сада. Старшая группа
Пословицы и поговорки о человеке
Где смелость, там и победа.
Грамоте учиться — всегда пригодится.
Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
Мир не без добрых людей.
На вкус, на цвет товарища нет.
Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным.
От вежливых слов язык не отсохнет.
Пословицы и поговорки о труде и лени
Без труда не вытащишь и рыбки из пруда.
Глаза страшатся, а руки делают.
Делу время, потехе час.
Долог день до вечера, коли делать нечего.
Кончил дело — гуляй смело.
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Легко сломать, а сделать трудно.
Пословицы и поговорки о поведении
Будь как дома, не забывай, что в гостях.
Дома — как хочу, а в людях — как велят.
Других не суди — на себя погляди.
Не мучь мухи: и ей больно.
Посади свинью за стол, она и ноги на стол.
После драки кулаками не машут.
Хорошо в гостях, а дома лучше.
Пословицы и поговорки о дружбе
Дерево держится корнями, а человек — друзьями.
Дружба дороже денег.
Как аукнется, так и откликнется.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Куда иголка, туда и нитка.
Легко друзей найти, да трудно сохранить.
Лучше матери друга не сыщешь.
Пословицы и поговорки об уме и глупости
Больше думай, меньше говори.
Встречают гостя по платью, а провожают по уму.
Знай больше, да говори меньше.
Знание лучше богатства.
Птице — крылья, человеку —- разум.
Сперва подумай, а потом начинай.
Ум — хорошо, а два — лучше.
Пословицы и поговорки о явлениях природы
Апрель с водой, а май с травой.
Вода с гор потекла — весну принесла.
Дождливое лето хуже осени.
Дождь вымочит, а красное солнце высушит.
Мороз не велик, да стоять не велит.
Январь — году начало — зиме серёдка.
Пословицы и поговорки о хлебе
Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
Гречневая каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной.