Что такое пословица словарь даля

ПОСЛОВИЦА

Смотреть что такое «ПОСЛОВИЦА» в других словарях:

Пословица — Пословица малая форма народного поэтического творчества, облаченная в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном. Содержание 1 Поэтика 2 Из истории пословиц 3 Примеры … Википедия

Пословица — (лат. proverbium, adagium, франц. proverbe, немецк. Sprichwort, англ. proverb. От греческого названия П. paroimia идет научная терминология: паремиология отрасль литературоведения, занимающаяся историей и теорией П., паремиография запись П.,… … Литературная энциклопедия

пословица — См. поговорка. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. пословица изречение, поговорка; афоризм Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

ПОСЛОВИЦА — ПОСЛОВИЦА, афористически сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом, обычно в ритмически организованной форме ( Что посеешь, то и пожнешь ) … Современная энциклопедия

ПОСЛОВИЦА — жанр фольклора, афористически сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом в ритмически организованной форме ( Что посеешь, то и пожнешь ) … Большой Энциклопедический словарь

ПОСЛОВИЦА — ПОСЛОВИЦА, ы, жен. Краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм. Русские пословицы и поговорки. П. не мимо молвится (посл.). • Войти в пословицу 1) стать общеизвестным благодаря своей характерности. Упрямство осла… … Толковый словарь Ожегова

Пословица — жанр фольклора, афористически сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом, в ритмически организованной форме («Что посеешь, то и пожнешь»). Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И..… … Энциклопедия культурологии

ПОСЛОВИЦА — (греч. paroima, лат. adagium) один из древних дидактических жанров фольклора, а именно краткое и легко запоминающееся изречение: а) бытующее в народном языке, б) выражающее житейскую мудрость (моральные или технические предписания, ценностное… … Большая психологическая энциклопедия

Пословица — ПОСЛОВИЦА, афористически сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом, обычно в ритмически организованной форме (“Что посеешь, то и пожнешь”). … Иллюстрированный энциклопедический словарь

пословица — гласит русская пословица • субъект, вербализация говорит пословица • субъект, вербализация говорит русская пословица • субъект, вербализация пословица гласит • субъект, вербализация пословица говорит • субъект, вербализация пословица говорится •… … Глагольной сочетаемости непредметных имён

Источник

Литературное чтение. 2 класс

Конспект урока

Литературное чтение. 2 класс.

Урок 6. Пословицы и поговорки. В. Даль – собиратель пословиц русского народа.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

1) Что надо знать о пословицах и поговорках русского народа.

2) В. Даль – собиратель пословиц русского народа.

3) Выполнение упражнений по теме урока.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Что надо знать о пословицах и поговорках русского народа

Первое. Автор пословиц и поговорок – это душа русского народа, умный, богатый образами и меткий на острое словцó русский язык.

Пословицы и поговорки –
два жанра устного народного творчества.

Пословица – это краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.

Поговорка – меткое образное выражение, «окольное выражение, переносная речь, простое иносказание, способ выражения, но без притчи, без суждения, заключения, это одна первая половина пословицы» (В. Даль).

«Не в бровь, а в глаз»

Третье. В пословицах и поговорках всегда присутствует воспитательное значение.

Пословица – самоценное высказывание. Она несёт в себе безусловную истину, некий нравственный закон, безусловный для любого человека. Её действие распространяется не на конкретное событие, а на весь срок человеческого существования. Это народная «заповедь», которой должны следовать все люди.

Поговорка же, наоборот, высказывается для характеристики обстоятельства, человека или его поведения. Она воспринимается как реплика диалога и содержит иронию, даже сатиру.

И в нынешнем веке пословицы и поговорки – наши помощники, проверенные временем ОБЖ – основы безопасности жизнедеятельности.

Пословицы и поговорки есть на все случаи жизни.

Одной из главных является тема труда:

«Клади навоз густо, в амбаре не будет пусто».

«Кто рано встаёт, тому Бог подаёт».

Огромное количество пословиц сложено о земле, крестьянской работе:

«Труд человека кормит, а лень портит».

«Труд всё побеждает».

«Без дела жить – только небо коптить».

«Зерно в колоске – не валяйся в холодке».

Очень распространены пословицы и поговорки о приметах природы, календаре крестьянских трудов:

«В зимний холод всякий молод».

«Вешний день целый год кормит».

«Ласточки низко летают – дождь обещают».

«Пляшут, гуляют – зиму провожают».

А как много пословиц и поговорок на бытовые темы: отношения в семье, сиротство, вдовья доля, родство, дружба, счастье.

«Насильно мил не будешь».

«На что и клад, когда у мужа с женой лад».

«В сиротстве жить – слезы лить».

«Много выбирать – женатым не бывать».

«В добром житье сами кудри вьются, в худом – секутся».

Русский народ уважает честность, верность дружбе:

«Старый друг лучше новых двух».

«Нет друга – ищи, а нашёл – так береги!»

В народе всегда высоко ценился человеческий ум и стремление к знаниям:

«Кто грамоте горазд, тому не пропасть».

«Век живи – век учись».

«Ученье – свет, а неученье – тьма».

«Ум без книги, что птица без крыльев».

«Учёный водит, а неучёный следом ходит».

«Человек неучёный, что топор неточёный».

«Мир освещается солнцем, а человек – знанием».

«Корень учения горек, зато плод сладок».

«Книгу читаешь – на крыльях летаешь».

Четвёртое. Как много изобразительно-выразительных средств использует русский язык, чтобы точнее раскрыть смысл пословиц и поговорок! Вот некоторые из них.

Примеры пословиц и поговорок

«Незваный гость – хуже татарина»

«Делу – время, а потехе – час»

«Клади навоз густо, в амбаре не будет пусто»

«Смелому горох хлебать, а несмелому
и щей не видать»

Пятое. Может показаться, что пословицы и поговорки создавали люди, которые жили давным-давно. Их советы нам не ко времени. А вот и нет! Русский язык живёт по своим собственным законам. Вот доказательство, что пословицы и поговорки прекрасно себя чувствуют и в наш век:

«Люди пашут, а он по клаве машет».

«Комментов бояться — посты не писать».

«Смайлик без причины — признак дурачины».

«Как твитнется, так и откликнется».

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание «Русские народные пословицы и поговорки».

Подставьте в пословицы пропущенные слова.

1) Худо овцам, где в пастухах.

5) Для быка не тяжесть.

6) Каждая лиса свой нахваливает.

волк ноги пенёк рога серёжках хвост

Подсказка: неверное слово не приклеивается к послвице.

1) Худо овцам, где волк в пастухах.

2) Зайца ноги носят.

3) Добрый конёк не навезёт на пенёк.

4) Курочка в серёжках, кочеток в сапожках.

5) Для быка рога не тяжесть.

6) Каждая лиса свой хвост нахваливает.

Задание: «Пословицы про щи».

Выпишите из словаря пословицы, в которых есть слово «щи».

Что такое пословица словарь даля. Смотреть фото Что такое пословица словарь даля. Смотреть картинку Что такое пословица словарь даля. Картинка про Что такое пословица словарь даля. Фото Что такое пословица словарь даля

Подсказка: на этой странице три пословицы со словом «щи».

Щи да каша – пища наша.

Отец родной надоест, а щи никогда не надоедят.

Источник

ПОСЛОВИЦА

Смотреть что такое «ПОСЛОВИЦА» в других словарях:

Пословица — Пословица малая форма народного поэтического творчества, облаченная в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном. Содержание 1 Поэтика 2 Из истории пословиц 3 Примеры … Википедия

Пословица — (лат. proverbium, adagium, франц. proverbe, немецк. Sprichwort, англ. proverb. От греческого названия П. paroimia идет научная терминология: паремиология отрасль литературоведения, занимающаяся историей и теорией П., паремиография запись П.,… … Литературная энциклопедия

пословица — См. поговорка. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. пословица изречение, поговорка; афоризм Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

ПОСЛОВИЦА — ПОСЛОВИЦА, афористически сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом, обычно в ритмически организованной форме ( Что посеешь, то и пожнешь ) … Современная энциклопедия

ПОСЛОВИЦА — жанр фольклора, афористически сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом в ритмически организованной форме ( Что посеешь, то и пожнешь ) … Большой Энциклопедический словарь

ПОСЛОВИЦА — ПОСЛОВИЦА, пословицы, жен. Краткое образное законченное изречение, обычно ритмичное по форме, с назидательным смыслом. «Русские пословицы лучшие и выразительнейшие из всех пословиц в мире.» Достоевский. ❖ Войти в пословицу стать общеизвестным,… … Толковый словарь Ушакова

Пословица — жанр фольклора, афористически сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом, в ритмически организованной форме («Что посеешь, то и пожнешь»). Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И..… … Энциклопедия культурологии

ПОСЛОВИЦА — (греч. paroima, лат. adagium) один из древних дидактических жанров фольклора, а именно краткое и легко запоминающееся изречение: а) бытующее в народном языке, б) выражающее житейскую мудрость (моральные или технические предписания, ценностное… … Большая психологическая энциклопедия

Пословица — ПОСЛОВИЦА, афористически сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом, обычно в ритмически организованной форме (“Что посеешь, то и пожнешь”). … Иллюстрированный энциклопедический словарь

пословица — гласит русская пословица • субъект, вербализация говорит пословица • субъект, вербализация говорит русская пословица • субъект, вербализация пословица гласит • субъект, вербализация пословица говорит • субъект, вербализация пословица говорится •… … Глагольной сочетаемости непредметных имён

Источник

Пословицы Даля народные

Что такое пословица словарь даля. Смотреть фото Что такое пословица словарь даля. Смотреть картинку Что такое пословица словарь даля. Картинка про Что такое пословица словарь даля. Фото Что такое пословица словарь даля Что такое пословица словарь даля. Смотреть фото Что такое пословица словарь даля. Смотреть картинку Что такое пословица словарь даля. Картинка про Что такое пословица словарь даля. Фото Что такое пословица словарь даля Что такое пословица словарь даля. Смотреть фото Что такое пословица словарь даля. Смотреть картинку Что такое пословица словарь даля. Картинка про Что такое пословица словарь даля. Фото Что такое пословица словарь даля

Галки тепла накричали.

Где бабка ни бери, а внука корми!

Где беде быть, там ее не миновать.

Где вороне ни летать, а все навоз клевать.

Где грех, там и смех.

Где жить, тем богам и молиться.

Где жить, тем и слыть.

Где закон, там и обида.

Где кабачок, там и мужичок.

Где клятва, тут и преступление.

Где коза прошла, там и солдат пройдет.

Где любовь, там и напасть. Полюбив, нагорюешься.

Где мера, там и вера.

Где наболело, там не тронь!

Где народ увидит, там и Бог услышит.

Где ни напьется, тут и подерется.

Где огурцы, тут и пьяницы.

Где свалюсь, там и лежу.

Где скакать хочется, там и тормозят.

Где ты был, там и будь!

Где хотите, там и бранитесь, а на кабаке помиритесь!

Где я лисой пройду, там три года куры не несутся.

Гладок, мягок, да на вкус гадок.

Глаза — как плошки, а не видят ни крошки.

Глаза с поволокой, роток с позевотой.

Глазами плачет, а сердцем смеется.

Глубже пахать — больше хлеба жевать.

Глупый-то свистнет, а умный-то и смыслит.

Глядит на меня, как черт на попа.

Глядит, ровно семерых проглотил, осьмым поперхнулся.

Гневайся, да не согрешай.

Говори с другими поменьше, а с собою побольше!

Говорить правду — терять дружбу.

Говоря про чужих, услышишь и про своих.

Гол, как сокол, а остер, как бритва.

Голова болит, заду легче.

Голова с лукошко, а мозгу ни крошки.

Голод проймет — станешь есть, что Бог дает.

Голодный волк сильнее сытой собаки.

Голосом пляшет, а ногами поет.

Голым родился, гол и умру.

Голытьба, голытьба, а подворотня решетчатая.

Гордому кошка на грудь не вскочит.

Горе в лохмотьях, беда нагишом.

Горе молчать не будет.

Горшок с котлом не наспорится.

Гость не много гостит, да много видит.

Грех воровать, да нельзя миновать.

Грех не беда, да слава не хороша (Грибоедов).

Грех сладок, человек падок.

Грехов много, да и денег вволю.

Гроша не стоит, а глядит рублем.

Грудь лебедина, походка павлина, очи сокольи, брови собольи.

Грязь не сало; потер, оно и отстало.

Губа не дура, язык не лопатка: знает, что горько, что сладко.

Гулять гуляй, да не загуливайся!

Давай дружить: то я к тебе, то ты меня к себе.

Давай жить сообща: ты купишь, а мы есть станем.

Давно занял грош на перевоз, да некуда ехать.

Давно ль не видались? — Да как расстались.

Давно, когда царь Горох с грибами воевал.

Дай — так не слышит; а на — так услыхал.

Дай Бог тому честь, кто умеет ее снесть.

Дай Бог умереть хоть сегодня, только не нам.

Дай вору хоть золотую гору — воровать не перестанет, а честного хоть засыпь золотом, не тронет.

Дай насосаться пиявке — сама отвалится.

Дай с ноготок, запросит с локоток.

Дай срок: будем мы и сами с усами.

Дай только ногу поставить, а весь-то я и сам влезу.

Дай яичко, да еще и облупленное.

Дающая рука не отболит, берущая не отсохнет.

Два брата с Арбата, оба горбаты.

Два дурака дерутся, а третий смотрит (подпись на картине, где под третьим разумеется тот кто смотрит).

Двое пашут, а семеро руками машут.

Двое плешивых за гребень дерутся.

Девичий стыд до порога: переступила, так и забыла.

Девка красна до замужества.

Девушка невестица — бабушке ровесница.

Дед жил свиньей, а внук — поросенком.

Дедушка сед, а смерти на него нет.

Дело не в личности, а в наличности.

Дело учит, и мучит, и кормит.

День как день, да год не тот.

День пируют, а неделю голова с похмелья болит.

День плакать, а век радоваться (желание подруг невесты).

Деньга деньгу родит, а беда беду.

Деньги девать некуда, кошелька купить не на что.

Деньги не голова: наживное дело.

Деревня большая: четыре двора, восемь улиц.

Держи копеечку, чтоб не укатилась.

Держись друга старого, а дома нового!

Держись за авось, поколе не сорвалось.

Дети, дети, да куда ж мне вас дети?

Для друга последний кусок — съем.

Для милого дружка и сережку из ушка.

Для щей люди женятся, а для мяса (во щах) замуж идут.

До двух раз прощают и в третьи бьют.

До тридцати лет греет жена, после тридцати — рюмка вина, а после — и печь не греет.

Добрая слава за печкой спит, а худая по свету бежит.

Добро пожаловать, а сам за шапку.

Добро помнится долго, а лихое вдвое.

Доброе молчание — чем не ответ?

Доброта без разума пуста.

Добрый портной с запасом шьет.

Добрым делом не кори.

Долги помнит не тот, кто берет, а кто дает.

Долгие сборы на короткий век.

Долго сидели, да ничего не высидели.

Долго спать — с долгом встать.

Долгопузики (воронежские переселенцы в Астрахани, подпоясывающиеся низко).

Дома ешь, что хочешь, а в гостях, что велят.

Дома пан, а в людях болван.

Дома сидит, ни на кого не глядит.

Дома, как хочу, а в людях, как велят.

Домашняя дума в дорогу не годится.

Доплясались, что без хлеба остались.

Дорог хлеб, когда денег нет.

Доселе Макар гряды копал, а ныне Макар в воеводы попал.

Дочернины дети милее своих.

Друг сердечный; а как зовут, не знаю.

Думаешь, поймал — ан сам попался.

Думай, не думай, а сто рублей деньги.

Дурак дурака и высидел.

Дурак закинет, а умный доставай.

Дурак любит красно, солдат любит ясно.

Дурака бьют, а умный не суйся!

Дураки о добыче спорят, а умные ее делят.

Дураку и Бог простит.

Дураку по пояс, а умный сух пройдет.

Душа душу знает, а сердце сердцу весть подает.

Душа согрешила, а тело в ответе.

Его пустили погреться, а он уж и детей крестить.

Едешь на день, а хлеба бери на неделю!

Едят да мажут, а нам и не кажут.

Ездил черт в Ростов, да напугался крестов.

Ел ли, не ел, а за обед почтут.

Есть и читать вместе — память проглотишь.

Есть слезы — есть и совесть.

Есть что слушать, да нечего кушать.

Есть шуба и на волке, да пришита.

Ехал бы в гости, да люди не зовут.

Ехал к Фоме, а заехал к куме.

Ехал, да не доехал: опять поедем — авось доедем.

Ешь кашу, да говори нашу.

Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами!

Ешь пироги, а хлеб вперед береги!

Ешь щи с мясом, а нет, так хлеб с квасом.

Жалует царь, да не жалует псарь.

Жаль, жаль, а пособить нечем.

Жаль, жаль, да и Бог с тобой!

Ждали теленка, а дал Бог ребенка.

Жди толку, положа зубы на полку!

Желай по силам, тянись по достатку.

Жена взбесилась и мужа не спросилась.

Жена мужа любила: в тюрьме место купила.

Жена мужа не бьет, а под свой нрав ведет.

Жена не лапоть: с ноги не сбросишь.

Жена ублажает — лихое замышляет.

Женатые на посиделки не ходят.

Жене спускать — добра не видать.

Женился богатый на сонливой: оба счастливы.

Женился на скорую руку да на долгую муку.

Жениться — не чихнуть: можно наперед сказать.

Жених весел, всему браку радость.

Женишься раз, а плачешься век.

Жену выбирай не глазами, а ушами (по доброй славе).

Жив буду — не забуду.

Живем — покашливаем, ходим — похрамываем.

Живем в неге, а ездим в телеге.

Живем не на радость, и пришибить некому.

Живем шутя, а помрем вправду.

Живет — не тужит, никому не служит.

Живет за рекой, а к нам ни ногой.

Живи по-старому, а говори по-новому!

Живи, да не заживайся!

Живи, коли можется; помирай, коли хочется.

Живой пес лучше мертвого льва.

Живу, как живется, а не как люди хотят.

Живы родители — почитай, померли — поминай!

Живы, поколе Господь Бог грехам терпит.

Жизнь висит на нитке, а думает о прибытке.

Жизнь дает один только Бог, а отнимает всякая гадина.

Жил в неге, а ездил в телеге.

Жил помаленьку, а помер вдруг.

Жить грустно, а умирать тошно.

За ватагу нищих одного богача не выменяешь.

За вороток, да и на холодок.

За все берется, да все не удается.

За все берется, да все не удается.

За дело побьют — повинись да ниже поклонись.

За мой ж грош, да я же не хорош.

За молодым жить весело, а за старым хорошо.

За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да свое.

За недосугом когда-нибудь без покаяния умрешь.

За свой труд попал в хомут.

За собой слова не удержав, за людьми не удерживают.

За спрос, что за показ, денег не берут.

За тем дело стало, что денег мало.

За худого замуж не хочется, а доброго негде взять.

За чужую душу не божись!

Заболит нос — высунуть на мороз, сам отвалится и здоров будет.

Забот полон рот, а перекусить нечего.

Забота не съела, так скука одолела.

Забрал себе в голову, так хоть тресни!

Задком, кувырком, да и под горку.

Закон, что паутина: шмель проскочит, а муха увязнет.

Закрыть глазки, да лечь на салазки.

Залетела ворона в царские хоромы: почету много, а полету нет.

Замахнись, да не ударь.

Замуж идет — песни поет, а вышла — слезы льет,

Запас мешку не порча.

Запасливый лучше богатого.

Записался в прихвостни, так вперед не забегай!

Запор да замок — святое дело.

Заработанный ломоть лучше краденого каравая.

Затянул бы я песню, да подголосков нет.

Захотел у калачника дрожжей!

Захочет коза сена — будет у воза.

Зацепился за пень, да и стоит день.

Зачать легко, а родить трудно.

Зачем далеко? И здесь хорошо.

Зачем домой, как все с собой?

Звал волк козу на пир, да коза нейдет.

Звали гостей, да посадили глодать костей.

Здорово, сват! — Прощай, брат!

Здравствуй ты, здравствуй я, здравствуй, милая моя!

Здравствуй, стаканчик, прощай, винцо!

Зимой волка бойся, а летом — мухи.

Знает сила правду, да не любит сказывать.

Знает сорока, где зиму зимовать.

Знает толк, как свинья в апельсинах.

Знай почитай, умру — поминай.

Знай, кошка, свое лукошко!

Знай, солдат, честь: погрелся, да и вон!

Знать не знаю, ведать не ведаю (ответ лодсудимого).

Знать, будем мы и на том свете на бар служить: они будут в котле кипеть, а мы дрова подкладывать.

Источник

Даль В. Пословицы русского народа

ОГЛАВЛЕНИЕ

Обозначение ударения: \’а, \’ю и т.п.

«Будет ли, не будет ли когда напечатан сборник этот, с которым
собиратель пестовался век свой, но, расставаясь с ним, как бы с делом
конченым, не хочется покинуть его без напутного словечка».

Вступление это написалось в 1853 году, когда окончена была разборка
пословиц; пусть же оно остается и ныне, когда судьба сборника решилась и
он напечатан.

По заведенному порядку, следовало бы пуститься в розыск: что такое
пословица; откуда она взялась и к чему пригодна; когда и какие издания
пословиц у нас выходили; каковы они; какими источниками пользовался
нынешний собиратель. Ученые ссылки могли бы подкрасить дело, потому что,
кажется, уже Аристотель дал определение пословицы.

Но всего этого здесь найдется разве только весьма понемногу.

Ученые определения ныне мало в ходу, век школярства прошел, хотя мы
все еще не можем стряхнуть с себя лохмотьев степенной хламиды его.

Времена, когда объясняли во введении пользу науки или знания, коему
книга посвящалась, также миновали; ныне верят тому, что всякий
добросовестный труд полезен и что пользе этой россказнями не подспоришь.

Разбор и оценка других изданий должны бы кончиться прямым или
косвенным скромным признанием, что наше всех лучше.

Ни в какую старину я не вдавался, древних рукописей не разбирал, а
вошедшая в этот сборник старина попадала туда из печатных же сборников.
Одну только старую рукопись я просматривал и взял из нее то, что могло
бы и ныне идти за пословицу или поговорку; эта рукопись была подарена
мне гр. Дм. Ник. Толстым, мною отдана М. П. Погодину, а оттуда она
целиком напечатана, в виде прибавления, при сборнике пословиц И. М.
Снегирева.

При сем случае я должен сказать душевное спасибо всем доброхотным
дателям, помощникам и пособникам; называть никого не смею, боясь, по
запамятованию, слишком многих пропустить, но не могу не назвать с
признательностью гр. Дм. Ник. Толстого, И. П. Сахарова и И. М.
Снегирева.

Когда сборник последнего вышел, то мой был уже отчасти подобран: я
сличил его издание со сборником Княжевича и попользовался тем, чего не
было там и не нашлось у меня и что притом, по крайнему разумению моему,
можно и должно было принять.

В собрании Княжевича (1822 г.) всего 5300 (с десятками) пословиц; к
ним прибавлено И. М. Снегиревым до 4000; из всего этого числа мною
устранено вовсе или не принято в том виде, как они напечатаны, до 3500;
вообще же из книг или печати взято мною едва ли более 6000, или около
пятой доли моего сборника. Остальные взяты из частных записок и собраны
по наслуху, в устной беседе.

Не поняв пословицы, как это нередко случается, считаешь ее
бессмыслицею, полагаешь, что она придумана кем-либо для шуток или
искажена неисправимо, и не решаешься принять ее; ан дело право, только
смотри прямо. После нескольких подобных случаев или открытий поневоле
оробеешь, подумаешь: «Кто дал тебе право выбирать и браковать? Где
предел этой разборчивости? Ведь ты набираешь не цветник, а сборник» и
начинаешь опять собирать и размещать все сподряд; пусть будет лишнее,
пусть рассудят и разберут другие; но тогда вдруг натыкаешься на строчки
вроде следующих:

Это сложено удивительно складно: внезапный переход, на третьем стихе,
к двум кратким, когда готовишься на долгий слог, как нельзя лучше
выражает изумление того, кто оглянулся. Нельзя также не согласиться, что
во всех размерах этих не в пример более свободы и раздолья, чем в
тяжких, однообразных путах бессмысленного ямба или хорея.

Рифма или простое созвучие не всегда бывают в конце стиха или каждой
из двух частей пословицы, как, например: «Много лихости, мало милости»;
«Не проси у богатого, проси у тороватого»; «Ни то, ни се кипело, да и то
пригорело»; «Взвыла да пошла из кармана мошна» и пр., а иногда и на
других словах, среди стиха, но всегда на таких, кои требуют отлики,
ударения, внимания:

«И скатал было и сгладил, да все врозь расползлось».

«От сумы да от тюрьмы никто не отрекайся».

Бывает и по нескольку рифм сряду:

«Сам тощ, как хвощ, и живет тоненько, да помаленьку»;

«Сало было, стало мыло»;

«Рушай варено, слушай говорено»; в двух последних что ни слово, то
рифма.

Ко внешней одежде пословиц надо отнести и личные имена. Они большею
частию взяты наудачу, либо для рифмы, созвучия, меры: таковы, например,
пословицы, в коих поминаются: Мартын и алтын, Иван и болван, Григорий и
горе, Петрак и батрак, Мокей и лакей и пр. Может быть, некоторые имена и
взяты начально с известных в самом тесном кругу лиц, а пословицы
сделались общими; нередко также имена эти попадали из сказок, рассказов,
где люди известных свойств обычно носят одно и то же имя, за которым и в
пословицах оставалось то же самое значение: Иванушка и Емеля дурачки;
Фомка и Сергей воры, плуты; Кузька горемыка; Марко богач. От этих
понятий сложились и особые выражения: объемелить кого, обмануть,
одурачить простачка; обсережить, поддеть ловко, хитро; фомкою, на языке
мошенников, зовется большое долото или одноручный лом для взлома замков;
подкузьмить кого, поддеть, обмануть, обидеть и пр.

Сборник Богдановича попался мне гораздо позже этой затеи (как и вообще
все сборники были добыты мною, когда уже запасы мои порядочно
накопились), и я увидел, что им уже сделана была подобная попытка; но у
него всего одна тысяча, и притом своих, пословиц, в стишках; за всем
тем, однако, первенство в этом деле, у нас по крайности, остается за
ним. Как второй изобретатель, я не могу у него отбить почину.

Итак, я расстриг десятки тысяч, собранных в течение десятков лет,
пословиц, поговорок и тому подобных речений и, вынимая их из короба, как
они попадались, обозначал на каждой одним словом значение, смысл,
предмет, к коему каждая относится. Таким образом, составились сами
собою, без всякого предварительного умствования, оглавки разрядов, около
ста осьмидесяти, в кои вошло все, что было собрано по крохе. Затем я
принялся снова за каждый разряд и старался подобрать в нем пословицы в
некоторой последовательности и связи, по тому же их значению.

А чего нет в приговорах этих, то и в насущности до народа не доходило,
не заботило, не радовало и не печалило его.

Против этого сделано было странное замечание: одна-де пословица
противоречит другой, на приговор есть приговор, и не знаешь, чего
держаться. Не знаю, кого бы это смутило: разве можно обнять предмет
многосторонний одним взглядом и написать ему приговор в одной строке? В
том-то и достоинство сборника пословиц, что он дает не однобокое, а
полное и круглое понятие о вещи, собрав все, что об ней, по разным
случаям, было высказано. Если одна пословица говорит, что дело мастера
боится, а другая добавляет, что иной мастер дела боится, то, очевидно,
обе правы, не равно дело, и не ровен мастер.

Другой укор основательнее: у меня в сборнике множество повторений,
частию намеренных и в этом порядке неизбежных, потому что одна и та же
пословица подходит под разные значения и разряды, частию же и по
недосмотру: не достало памяти; пробегая эти бесконечные ряды, тупеешь и
не помнишь, что уже было, а чего не было. Но как бы строго ни судить за
это, все, кажется, грех не велик и менее важен, чем неполнота и
пропуски. Не оправдываясь, впрочем, в излишних повторениях, я, однако
же, прошу обратить внимание на то, что много пословиц помещено вдвойне и
втройне, с небольшим изменением, которое придает пословице иное
значение, иной смысл, требовавший помещения ее в этом виде, под другим
заголовком.

Прибавлю к этому, что такой работе, впрочем, и конца нет: можно
подчищать, перемещать и подразделять порядки по вкусу, взгляду и
разумению своему, сколько угодно; благо запас собран и сохранен. Куль
муки набит; надеюсь, он уже не наткнется более на таких ценителей,
которые бы стали подыскиваться под отраву.

Но пришли другие времена, и мне казалось, что пословицы могут быть
ныне напечатаны. Я собирался уже, одолевая все губернские затруднения,
приступить в Нижнем к печати, как добрая судьба моя захотела успокоить
меня другим путем, удалив от служебных занятий и дав под старость время
и свободу на другое. В Москве Общество любителей российской словесности
тотчас предложило принять на себя издание сборника; но много лет тому
назад (еще в начале 1848 г.) предложение это было уже сделано мне О. М.
Бодянским, от имени императорского Общества истории и древностей
российских при Московском университете, и потому я ныне с
признательностью передал туда свой сборник. Замечу еще, что как он
печатался для «Чтений» в Обществе, то я и должен был подчиниться как в
наружном виде издания, так и в правописании принятым там правилам,
почему правописание и рознит с издаваемым в то же время словарем моим и
с этим предисловием.

В суетах прошла година, завсегда была кручина.

Где любовь нелицемерная, там надежда верная.

Роскошные и скупые меры довольства не знают.

Прежде смерти не должно умирать и пр. и пр.

Что за пословицами и поговорками надо идти в народ, в этом никто
спорить не станет; в образованном и просвещенном обществе пословицы нет;
попадаются слабые, искалеченные отголоски их, переложенные на наши нравы
или испошленные нерусским языком, да плохие переводы с чужих языков.
Готовых пословиц высшее общество не принимает, потому что это картины
чуждого ему быта, да и не его язык; а своих не слагает, может быть из
вежливости и светского приличия: пословица колет не в бровь, а прямо в
глаз. И кто же станет поминать в хорошем обществе борону, соху, ступу,
лапти, а тем паче рубаху и подоплеку? А если заменить все выражения эти
речениями нашего быта, то как-то не выходит пословицы, а сочиняется
пошлость, в которой намек весь выходит наружу.

Мы, в своем быту, придумываем только пословицы вроде таких: «Козырка
не портит; не с чего ходить, так с бубен; нечем бить, так кулаком»; да
иногда переводим: «Лебединую песню спеть; между ними черная кошка
пробежала; и в солнце есть пятна; пятое колесо; в углу палка стоит,
оттого на дворе дождь» и пр. Нравятся ли вам эти поговорки и переводы?

«Нужда научит калачи есть», как притча, истолкована была верно: нужда
заставит работать, промышлять. «Голь мудрена, нужда на выдумки торовата»
— она даст ума и, коли не было ржаного хлеба, доведет до того, что будет
и пшеничный. Но есть тут и прямой смысл: нужда домашняя заставит идти на
заработки. «Промеж сохи и бороны не ухоронишься; ищи хлеб дома, а подати
на стороне»; куда? Первое дело на Волгу, в бурлаки; это и поныне еще
статья, а до пароходства это был коренной, и притом разгульный, промысел
десяти губерний; на Волге же, миновав Самару, приходишь на калач (булка,
пирог, калач, пшеничный хлеб). Верховым бурлакам это в диковину, и
они-то, отцы и деды нынешних, сложили эту пословицу.

«Неволя вниз идет, кабала вверх»; тут речь все о той же матушке Волге
и о бурлачестве, с которым связана кабала, потому что задатки взяты
вперед, усланы домой в оброк, а остатки пропиты. Неволя, то есть нужда,
идет вниз, по воде, искать работы; вверх, против воды, идет, или тянет
лямкою, кабала. В прямом смысле: холоп или раб (неволя) ждет лучшего,
потому что худшего ему нет, ждет милости и доверия за верную службу
свою: это у него впереди; кабальный же все более путается, должает,
наедает и набирает для себя новую кабалу, срок за сроком; кабала
подымается, все усиливается и в старину нередко также кончалась
холопством.

Но из этих немногих примеров видно, что такие объяснения, если бы
собирателя и достало на них, потребовали бы нескольких годов времени и
еще ста листов печати.

Итак, признавая пословицу и поговорку за ходячую монету, очевидно, что
надо идти по них туда, где они ходят; и этого убеждения я держался в
течение десятков лет, записывая все, что удавалось перехватить на лету в
устной беседе. Что собрано было наперед меня, из того же источника, то я
старался включить, но маловато рылся в книгах и, вероятно, много
опустил. Так, например, я даже не справлялся с небольшим, но весьма
добросовестно обработанным сборником Буслаева (Архив Калачева, 1854 г.),
который впервые увидел в Москве в апреле 1860 года, когда уже половина
моего сборника была напечатана.

Где только я мог верно добраться до коренного оборота и указать на
искажения, там я это делал, хотя в самых кратких заметках. Вот примеры:
«Не до обедни, коли много бредни»; здесь бредни попало по недоразумению,
вместо обрядни, слова северного, которое произносится там: обредни, и
значит: бабий обиход в доме, стряпня, хозяйство у печи; это видно из
дружки этой пословицы: «Либо к обедне ходить, либо обрядню водить».
Другая: «Нам не гоже, вот тебе боже»; эта, по-видимому, подтверждается
другою: «Что дьякону не мило, то попу в кадило»; но первая вышла с юга,
она малорусская, не понята у нас и потому искажена: «Нам не гоже, от
тоби небоже», вот тебе небога, небоже; у этого слова много значений:
бедняк, убогий, нищий, калека, юродивый, несчастный, о ком соболезнуют,
близкий, родич, племяш; эта пословица отвечает нашей: «Удобрилась мачеха
до пасынка: велела в заговенье все щи выхлебать». Пословица: «Не у детей
или не при детях, не на детях, и сидни в честь» говорится различно и
переиначивается от непонятия: кому бог детей не дал или у кого они мрут
младенцами (у кого дети не стоят), тот рад бы и сидню, и безногому,
калеке; на безлюдье и сидни в честь: ведь и Илья Муромец был сидень. Не
поняв этого и отнеся честь, почет к слову дети, чем пословицу и лишили
смысла, поправили дело, обратив сидни в седни, в старца с сединою, и
сделав из этого: «Не у детей и седни в чести», то есть взрослый,
разумный человек уважает стариков.

Замечу здесь, что старинные списки и сборники пословиц далеко не
всегда могут служить образцами и нисколько не доказывают, чтобы
пословица была в ходу от слова до слова, как она написана. Старички
мудровали в этом деле не хуже нашего, желая поправить пословицу, придать
ей письменый вид, и, как само собою разумеется, впадали через это в
пошлость. Примеров этому очень много. В Погодинск. сборн. 1714 года
читаем мы: «Будучи на чужой стороне, надобно голову уклонну, а сердце
покорно иметь». Не очевидно ли тут умничанье и переделка? Поныне
говорится: «Держи голову уклонну (или поклонну), а сердце покорно»; если
применить это к чужбине, то можно начать словами: на чужбине, на чужой
стороне, не изменяя затем ни слова; здесь же все остальное прибавлено
записчиком, особенно слова: будучи, надобно, иметь.

Сборнику моему суждено было пройти много мытарств, задолго до печати
(в 1853 г.), и притом без малейшего искательства с моей стороны, а по
просвещенному участию и настоянию особы, на которую не смею и намекнуть,
не зная, будет ли это угодно. Но люди, и притом люди ученые по званию,
признав издание сборника вредным, даже опасным, сочли долгом выставить и
другие недостатки его, между прочим, такими словами: «Замечая и
подслушивая говоры (?) народные, г. Даль, видно, не скоро их записывал,
а вносил после, как мог припомнить; оттого у него редкая (?) пословица
так записана, как она говорится в народе. Большая часть (?) их замечены
так, как следующие: у него написано: Эту беду я бобами разведу, а
пословица гласит так: Чужую беду бобами разведу, а к своей ума не
приберу».

Всего, в доказательство, что редкая пословица у меня верно записана и
что большая часть их замечены ошибочно, праведные судьи мои приводят три
примера, то есть по одному на каждые десять тысяч, и третий самый
замечательный: «Та же неверность и в сборе (?) прибауток и пустоговорок;
приведу в пример одну: у него написано: Не для чего, чего иного, как
прочего такого, эта пустоговорка в народе выражается (почему же не
гласит?) так: Не для чего иного, как лишь для прочего такого; а если
лучше чего, так больше ничего; вот только и всего».

Да, кажется, что только и всего.

Упоминать ли еще после этого, что рука об руку с сочинителями
пословицы о мяшьяке шло и заключение ценителя присяжного, к коему
сборник мой попал также без моего участия, и что там находили
непозволительным сближение сподряд пословиц или поговорок: «У него руки
долги (власти много)» и «У него руки длинны (он вор)»? И тут, как там,
требовали поправок и изменений в пословицах, да сверх того исключений,
которые «могут составить более четверти рукописи».

Ради правды я обязан сказать, что мнение противоположное всему этому
было высказано в то время просвещенным сановником, заведывавшим
Публичною библиотекою.

Высказываю все это не как жалобу и обличение, а, во-первых, как
оправдание, почему я не издал пословиц ранее нынешнего, во-вторых, для
объяснения современного нам быта. Не поглядевшись в зеркало, сам себя в
лицо не знаешь. Притом, мне кажется, где речь идет о данных для будущей
истории нашего просвещения, там всякий обязан говорить то, на что у него
есть в руках доказательства.

В сборник этот вошли, кроме пословиц, пословичные изречения,
поговорки, присловья, скоро(чисто)говорки, прибаутки, загадки, поверья,
приметы, суеверья и много речений, коим не сумею дать общей клички, даже
простые обороты речи, условно вошедшие в употребление.

Об этом ученые ценители рукописи, успешно настоявшие на том, чтобы она
осталась еще на восемь лет под спудом, были такого мнения: «Очень жаль,
что все это совокуплено в одну книгу: через это он (собиратель) смешал
назидание с развращением, веру со лжеверием и безверием, мудрость с
глупостию и таким образом свой сборник много уронил. Очевидно, что и
честь издателя, и польза читателей, и самое благоразумие требовали бы
два толстых фолианта разбить на несколько книг и в них отдельно
напечатать: пословицы, поговорки, прибаутки, загадки, приметы и пр.».
Доводы эти меня не убедили, всего же менее понимаю, каким образом
опасность отравы уменьшилась бы таким раздроблением целого на части;
разве приучением к яду исподволь? В этом сборнике, который не есть
катехизис нравственности, ниж\’е наказ обычаям и общежитию, именно
должны сойтись народная премудрость с народною глупостию, ум с
пошлостию, добро со злом, истина с ложью; человек должен явиться здесь
таким, каков он вообще, на всем земном шаре, и каков он, в частности, в
нашем народе; что худо, того бегай; что добро, тому следуй; но не прячь,
не скрывай ни добра, ни худа, а покажи, что есть.

Но, назвав пословицу, поговорку, присловье и пр., я таки пришел в тот
тупик, из которого не вылезть, не объяснив, чт\’о именно я под этими
названиями разумею или как понимает их народ.

Пословичным изречением назовем такое, которое вошло, в виде пословицы,
в беседу нашу, хотя и не заключает в себе никакой притчи, иносказания,
обиняка; например, два изречения, о коих у нас была речь: Твори бог волю
свою и Суди бог волю свою: это не пословицы и не поговорки, а
пословичные речи, изречения. Верной и резкой границы и здесь протянуть
нельзя; в строгом же смысле в разряд этот перешло бы весьма много
пословиц.

Пословица большею частию является в мерном или складном виде: редко
правильным метрическим стихом, то есть со счетом долгих и коротких
слогов, потому что такой размер народному языку вообще чужд; еще реже и,
кажется, только случайно найдется размер силлабический, то есть простой
счет слогов, дело, нам вовсе чужое; но весьма часто в русском размере, в
тоническом, как песенном, с известным числом протяжных ударений в стихе,
так и сказочном, с рифмою или красным складом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *