Что такое посмертная маска
Что такое посмертная маска
С глубокой древности в самых разных цивилизациях практиковалось снятие посмертной маски с лица усопшего, которая как считалось, навсегда фиксировала тайну ухода в иной мир того, кому она принадлежала.
Накладное лицо
По мнению искусствоведов, изначально формой для ваяния погребальной маски служил снятый с лица умершего слепок из гипса или иного пластичного материала.
Делали маску для того, чтобы накладывать на похоронах на лицо покойника, поскольку существовавшая тысячелетия назад техника бальзамирования не позволяла сохранить облик умершего в первозданном виде.
И хотя получавшаяся в результате бронзовая или золотая маска имела весьма отдалённое сходство с лицом усопшего, во-первых, она всё равно выглядела лучше, чем разлагающаяся плоть, а во-вторых, играла исключительно символическую роль, не требовавшую портретной идентичности.
Символ уважения
С течением времени, когда получила новый импульс развития такая форма искусства как скульптура, посмертная маска стала сниматься для того, чтобы впоследствии перенести черты покойника на его статую или бюст, устанавливаемые родными в качестве надгробия.
В этот период мастера профессионально подходили к своему делу и некоторые образцы посмертных масок были столь изящны и точны, что превратились в предмет искусства.
Начиная с XVII века до нашей эры, посмертная маска стала символом глубочайшего почтения и уважения к умершему человеку.
В Древнем Египте было принято отливать посмертную маску фараонов в золоте, которому на смену затем пришёл воск. Значительно позже в арсенале скульпторов появился податливый и дешёвый гипс, который к тому же отличался надёжностью.
Весьма высоким спросом посмертные маски пользовались до и после Великой французской революции 1789 г. Именно в этот период творил мастер восковых фигур Филип Кёртис, которому ассистировала Анна Мария Тюссо, впоследствии ставшая основательницей знаменитого лондонского музей восковых фигур.
Примечательно, что до политического переворота мадам Тюссо, тесно дружившая с членами королевской семьи, занималась изготовлением посмертных масок аристократов, а после революции она быстро переориентировалась и успела сохранить для истории лица Марата и Робеспьера.
В эпоху Возрождения, превратившаяся из ритуального атрибута в модное изделие, посмертная маска заказывалась представителями аристократического сословия в качестве семейной реликвии, передаваемой из поколения в поколение.
Обычно уникальный слепок, на котором были запечатлены последние чувства умершего человека, то настроение, с каким он прощался с земной жизнью, в дни поминовения покойного, выставляли на всеобщее обозрение.
Техника изготовления
В наши дни посмертную маску зачастую изготавливают для помещения вместе с урной в ячейку колумбария.
Согласно технологии, специалист по снятию слепков приступает к работе сразу после завершения процедуры бальзамирования тела, предотвращающей аутолиз — иными словами, саморазрушение тканей организма, разложение.
Сначала лицо покойника обмазывается вазелином, поверх которого тонким слоем в 1,5-2 см наносится разведённый с водой альгинат — жидкая резина. Если у усопшего есть усы и борода, то их, прежде чем покрыть вазелином, нужно обработать лаком. Далее накладывают гипсовые бинты, необходимые для извлечения негатива.
На следующем этапе полученная форма заполняется акриловой смолой, смешанной с мраморным порошком. Через шесть часов застывшую посмертную маску можно вынимать из формы и приступать к её художественной обработке.
Российские маски
Первым россиянином, у кого появилась посмертная маска, был Пётр I.
К слову, императору дважды накладывали на лицо гипс для получения слепка. В первый раз ещё при жизни, когда скульптор и архитектор Франческо Бартоломео Растрелли ваял статую правителя и желал добиться максимальной схожести с прототипом.
Второй раз процедуру проводил он же в 1725-м году, когда, собственно, и скончался создатель Российской империи. Посмертная маска Петра I было отлита в бронзе и немного отредактирована Растрелли, который слегка смягчил грозные черты покойного реформатора, придав его облику умиротворённость и покой.
Под наблюдением скульптора Самуила Гальберга формовщик-литейщик Балин 29 января 1837 года снял гипсовый слепок с лица умершего поэта Александра Пушкина.
Другим литератором, имевшим посмертную маску, был Николай Гоголь, о чьей гибели сложено немало легенд. Между тем, скульптор Николай Рамазанов, работавший над созданием слепка, однозначно заявлял, что все спекуляции вокруг летаргического сна писателя не имеют под собой никакого основания, поскольку в момент снятия негатива тело Николая Васильевича уже начало разлагаться. Ещё одной известной личностью, посмертная маска которого пролила свет на загадку его смерти, был Сергей Есенин. Хорошо отретушированные фотографии с места гибели поэта скрыли тот факт, что на лбу «московского озорного гуляки» зияла рана от удара, нанесённого тяжелым предметом. На посмертной маске травма отчётливо видна и служит доказательством того, что поэт был сначала убит, а затем мёртвым помещён кем-то в петлю.
5 или 6 копий было сделано с посмертной маски прославленного советского актёра, автора-исполнителя песен Владимира Высоцкого, которую скульптор Юрий Васильев редактировал аж четыре раза, в результате стерев с неё характерные мимические черты барда.
Одна из масок, отлитая из сплава бронзы и серебра, была передана его гражданской супруге Марине Влади, которая спустя годы решила выставить на аукцион эту семейную реликвию, и выручила за неё 55 тысяч евро.
Слепок рук
В наши дни большим спросом пользуется ритуальный сервис по снятию слепка рук покойного. Подобная услуга весьма популярна среди мусульман, которым из-за религиозных соображений нельзя иметь посмертную маску.
Процедура его получения схожа с этапами создания посмертной маски. После бальзамирования тела конечности опускаются в ёмкость с разведённым альгинатом. Получив форму, её заливают пластикритом, латунью, золотом или иным материалом — по желанию заказчика.
В конечном итоге получается дорогая памятная вещь. Зачастую родители умерших детей заказывают слепок рук, который хранят дома как память о своих малышах.
26 посмертных масок известных исторических личностей
Посмертные маски делали со времен средневековья до XIX века. Это было не просто фото в память о человеке, а слепок, который с точностью деталей передавал облик умершего для потомков. Благодаря таким слепкам из прошлого, сегодня мы знаем, как выглядели многие известные исторические личности. В этой подборке – коллекция посмертных масок некоторых людей, вошедших в историю.
Исаак Ньютон (1643–1727)
Схема создания посмертной маски на протяжении многих лет была неизменной. Лицо умершего смазывали или защищали марлей, а затем наносили глину или воск, чтобы сделать слепок.
Густав Малер, австрийский композитор (1860–1911)
После того, как материал высыхал, получившуюся маску удаляли. Такие слепки делали с лиц умерших членов королевской семьи и знати, а также выдающихся личностей – композиторов, драматургов, военных и политических деятелей, философов, поэтов и ученых.
Горацио Нельсон, английский флотоводец, вице-адмирал (1758–1805)
Как в Древнем Риме, посмертные маски часто использовались для изготовления скульптур, бюстов или портретов умерших.
Маска, предположительно принадлежащая Уильяму Шекспиру (1564–1616)
В других культурах посмертная маска была «погребальной» – ее хоронили вместе с умершим.
Уильям Шекспир (1564–1616)
Самые известные из таких – маски из Древнего Египта, которые были частью процесса мумификации (маска Тутанхамона), и маски из микенской Греции (маска Агамемнона).
Данте Алигьери (1265–1321)
Посмертные маски потеряли популярность в конце XIX и начале ХХ века.
Мартин Лютер (1483–1546)
После смерти королевы Великобритании Виктории, ее внук, Вильгельм II, император Германии, попытался сделать для нее посмертную маску, но члены королевской семьи его остановили – они знали, как королева их не любит.
Оливер Кромвель, английский военный и политический деятель (1599–1658)
С появлением фотографии посмертные маски практически исчезли.
Людвиг ван Бетховен (1770–1827)
Джон Китс, поэт младшего поколения английских романтиков (1795–1821)
Феликс Мендельсон, немецкий композитор (1809–1847)
Георг Вильгельм Фридрих Гегель, немецкий философ (1770–1831)
Наполеон Бонапарт (1769–1821)
Ференц Лист, венгеро-немецкий композитор (1811–1886)
Уильям Блейк, английский поэт (1757 – 1827)
Людвиг ван Бетховен (1770–1827)
Джеймс Джойс, ирландский писатель (1882–1941)
Иоганнес Брамс, немецкий композитор (1833–1897)
Козима Вагнер (1837–1930) – композитор, вторая жена немецкого композитора Рихарда Вагнера
Лоренцо Медичи (1449–1492), флорентийский государственный деятель
Густав Климт, австрийский художник (1862–1918)
Мария Стюарт (1542–1587), королева Шотландии
Иоганн Вольфганг фон Гете, великий немецкий поэт (1749–1832)
Джордж Вашингтон (1732–1799)
Авраам Линкольн (1809–1865)
Лев Толстой (1828–1910)
А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
Лики смерти: как и зачем делают посмертные маски
Посмертные маски имело множество известных людей — от Марии Стюарт до Майкла Джексона. Но откуда возникла такая традиция и что она несет в себе? Давайте разберемся в этой теме…
ЗАЧЕМ
Причины создания таких слепков могут быть различными — многие рассматривают их как семейные реликвии и хранят десятилетиями, а порой и веками, передавая из поколения в поколение. Благодаря этому потомки могут знать, как выглядел их родич. Кстати, эта главная причина, по которой подобные маски делали в основном для выдающихся людей.
Из практичной пользы таких масок можно отнести удобство при создании скульптур — мастеру будет куда проще ваять памятник, имея «натуру», которую можно пощупать, а не только ворох снимков и портретов. Ну и конечно, подобное изделие может оказаться полезным в экспертной практике — размеры лица остаются не искаженными и отображают практически все детали.
ИСТОРИЯ
Само собой, подобные маски не являются изобретением наших современников — самое древнее датируется аж 16 веком… до нашей эры, разумеется. Речь идет о слепке, снятом с лица Тутанхамона, одного из самых известных фараонов. Кстати, в том случае маска несла ритуальный атрибут, необходимый для погребения. И только позднее ее стали рассматривать как отдельный элемент, несущий ценность для потомков.
Материал, с помощью которого производили слепок, определялся (как и все в жизни) социальным статусом покойного и финансовым положением его семьи. Разумеется, были и золотые маски… наряду с глиняными, деревянными и гипсовыми. Самые дорогие были украшены росписью и драгоценными камнями…
ПОДГОТОВКА
Слепки могут создаваться даже на месте обнаружения тела. Кроме того, подобный процесс можно совершить и в морге — там эта процедура проходит перед тем как коронер совершит вскрытие.
Процесс нельзя назвать тяжелым, но вот монотонным точно — лицо и волосы покойника осторожно обрабатываются вазелином (хотя можно применять любой другой косметический крем) — главное, чтобы микрорельеф лица оставался неповрежденным. Для этого крем наносят тончайшим слоем. Затем голову обвязывают — для того чтобы удержать гипсовую маску. Обязательно закрывается нижний участок шеи, прячутся уши и темя.
ТЕХНОЛОГИЯ
Изготовление маски начинается с создания гипсовой формы. Материал разводится, пока не станет по консистенции похожим на сметану. Чтобы цвет приобрел оттенок, близкий к телесному, в состав добавляют охру. Впрочем, иногда красители варьируются.
Далее вещество наносят на лицо тонким слоем, используя кисть. Начинают традиционно со лба. Первый слой, как правило, не превышает одного сантиметра, дальнейшие слои увеличивают толщину маски до 2-3 см. После того как форма станет твердой, ее снимают с лица, придерживая за нижний край.
Откалывающиеся края прикрепляются с помощью клея. Далее форма обрабатывается вазелином, располагается кверху полой частью и заполняется гипсом. Проволочный каркас служит для ее фиксации.
Финалом служит отделение формы от позитива. Иногда при этом используется деревянный молоток.
Собственно, так и делают посмертные маски. Технология не меняется уже многие и многие года.
ЖУТКИЕ ЭКСПОНАТЫ
Все, что имеет отношение к смерти, вызывает у человечества в той или иной степени сильный страх. Однако существуют посмертные «портреты», которые производят особенно пугающее впечатление. Примером может служить слепок с лица утопленницы, погибшей во Франции в 1880 году. Девушка вошла в историю под именем Незнакомки из Сены.
Тело 16-летней утопленницы, когда его извлекли из воды, не содержало следов насилия. Лицо девушки было настолько прекрасным, что удивленный патологоанатом не удержался от создания слепка. Гипсовый «портрет» улыбающейся покойницы был растиражирован в бесконечных копиях. Девушке даже посвящали стихотворения поэты, в числе которых оказался и Владимир Набоков, которого впечатлила посмертная маска…
К числу страшных слепков можно отнести и тот, что сделан с лица композитора Бетховена. Гениальный творец умер в 1827 году от болезни, успевшей сделать жутковатыми черты его лица…
СЛЕПКИ, ТАЯЩИЕ ЗАГАДКУ
Иные слепки приносят больше вопросов, чем ответов — как, например, посмертная маска Уильяма Шекспира, найденная в 1849 году в лавке старьевщика.
Исследователи и сейчас гадают — это ли лицо английского драматурга (да и существовал ли он вообще… многие уверены, что под его именем творили другие авторы). Одно из высказываемых предположений – все образы Шекспира, запечатленные на бумаге, сделаны с посмертных масок. В качестве доказательства сторонники теории ссылаются на некую безжизненность его портретов.
Существуют и другие посмертные маски великих людей, окруженные притягательными тайнами. В качестве примера можно привести слепок с лица Гоголя, ушедшего в мир иной в 1852 году. Легенда гласит, что классика положили в гроб живым, пока он пребывал в летаргическом сне, перед этим создав маску. Последователи теории ссылаются на эксгумацию тела, результаты которой в 1931 году подтвердили жутковатую версию. Якобы скелет был повернут на бок и скрючен. Те, кто в теорию не верит, настаивают, что в слухах виноват сам писатель, при жизни рассказывавший друзьям и родственникам о боязни оказаться заживо погребенным.
СЛЕПКИ-УЛИКИ
Интересно, что легенда получила официальное опровержение, когда в 1990-х годах следственные органы вновь вернулись к таинственному делу. После исследования улик и проведения опытов самоубийство сочинителя прекрасных стихотворений было подтверждено…
СЕРГЕЙ МЕРКУРОВ
Известный скульптор создал за свою жизнь свыше 300 таких изделий, среди его работ присутствуют и посмертные маски великих людей. Популярностью своей Меркуров обязан самому известному своему заказу. Именно ему довелось увековечить лицо Ленина после смерти. Если верить легенде, мужчину пригласили в Горки ночью, Надежда Крупская уже находилась у изголовья мертвого вождя. Считается, что Ленин заказывал Меркурову собственный бюст, однако тот не успел его изготовить.
Довелось ему создать и другие посмертные маски великих представителей рода человеческого, в том числе и писателя Льва Толстого. Интересно, что именно тогда скульптор придумал изготавливать также слепки рук. По мнению людей, видевших результат работы, «портрет» получился пугающе «живым». При его разглядывании создается впечатление, что глаза вот-вот откроются, а губы разомкнутся…
Зачем же нужна посмертная маска сейчас, в эпоху цифровых фотографий и VR? Пожалуй, каждый решает сам… В конце концов, все мы мечтаем оставить как можно более глубокий след на страницах истории…
И в заключении предлагаю посмотреть на посмертные маски известных людей:
Посмертная маска: что это и зачем она нужна?
Размер пособия на погребение в декабре 2021 года составляет: 1 478,90 бел. руб.
Для чего делают посмертную маску?
Через многие века люди пронесли желание сохранить связь со своими предками. Более того, мы стараемся сделать эту связь «зримой», сохраняя образы дорогих или важных людей в материальном виде. Так, с давних времен до наших дней дошли ритуальные маски — специальный атрибут, созданный при погребении человека.
Ритуальные маски, являясь слепками, призваны были скрывать изменения, которые происходили с человеческим лицом после смерти. Изготавливались они из разных материалов: дерева, камня, металла и даже такого экзотического материала, как китовый ус.
Распространение ритуальных масок началось 4000 лет назад в Египте, Риме, Греции. Оттуда с ходом времени они попали в Европу и Российскую империю, где снискали популярность у аристократических и состоятельных людей. Впервые посмертная маска в Российской империи была сделана с лица покойного Петра Первого.
Сегодня ритуальные маски превратились во вполне обыденный атрибут. Их делают с лиц известных личностей с целью сохранить в веках образ писателя, актёра, политика, художника, музыканта. Впоследствии с использованием таких слепков создают бюсты, портретные скульптуры, статуи. Ритуальные маски имеют большую точность, нежели фотографии или тем более рисованные портреты.
Посмертные маски не только сохраняют в веках образ умершего, но и могут помочь с установлением как факта смерти, так и причины. Например, расхожее мнение о погребении Гоголя живым было опровергнуто Николаем Рамазановым, который делал ритуальную маску с трупа писателя. А в случае кончины Есенина специалисты, изучив его посмертную маску, утверждают об убийстве поэта.
Снимает слепок с лица покойного, как правило, скульптор или специалист по ритуальным маскам. Сначала снимается гипсовый слепок, который впоследствии становится основой для маски, сделанной из определённого материала.
Посмертные маски.
Посмертные маски делают очень давно, они ведут свою историю от погребальных масок, которые чаще всего не имели портретного сходства.
Сначала их делали из воска, позже- из гипса.
Здесь посмертные маски многих исторических личностей и знаменитых людей: от Марии Стюарт, Микеланжело- до Майкла Джексона.
В древности, когда техника бальзамирования не позволяла сохранить лицо, при погребениях на лицо умершего накладывали погребальные маски из золота, дерева и других материалов, даже китового уса у алеутов.
Их делали из драгоценных металлов или камней (также из дерева, гипса или глины, которую в некоторых культурах клали при захоронении на лицо покойника перед погребением.
В отличие от слепка, портретное сходство в погребальной маске не обязательно.
Золотая «маска Агамемнона», крито-микенская культура, XVI в. до н. э.
Микены.XVI в. до н. э.
Gold_death-mask_of_Mycenae
Mummy Mask.
Late Period (between 712 BC – 332 BC)
Mummy mask of a boy.
Late 18th dynasty, second half of 14th century BC
——-Восковые маски предков(Imagines)—
======================================== =
В Древнем Риме посмертные маски или скульптурные портреты умерших родственников знатных римлян, изготовленные из воска и хранившиеся в специальных шкафах (своего рода семейных алтарях.
«Тогатус Барберини»: римлянин с масками предков.
Эти маски раскрашивались и соединялись в виде родословного древа.
Первоначально маски изображали лишь тех из предков, которые занимали курульные должности, однако впоследствии стали изображаться и другие родственники, в том числе жёны и предки по женской линии. Надпись под каждой из масок сообщала имя и сан умершего.
Relief panel from a marble sarcophagus (3rd century AD)
Полибий указывает, что маски надевали люди подходящего роста и телосложения.
Одежда их соответствовала должности и общественному положению, которое при жизни занимало изображаемое лицо. В таком виде они сопровождали похоронную процессию на колесницах, а когда она достигала Форума, «предки» в масках рассаживались вокруг покойного в креслах.
Таким образом, когда кто-нибудь умирал, при нем находились все, кто когда-либо входил в состав этой семьи» (Плиний).
Colossal female statue, restored as the muse Melpomene by the addition of a modern mask. Marble, Roman artwork, ca. 50 BC. Might have been part of the Theatre of Pompey in Rome
Лишённые гражданской чести за какой-либо проступок теряли право иметь посмертные маски, родственники исключали их изображения из числа родовых.
Так было с изображением Брута и Кассия.
Funeral mask. Bronze from Olt, Romania.
Kunsthistorisches Museum, Antikensammlung, Vienna, Austria
Masque funéraire, plâtre stuqué, Egypte, 100-150 JC.Musée de Picardie à Amiens.
Masque funéraire, plâtre stuqué, Egypte, 100-150 JC.Musée de Picardie à Amiens.
Mumienmaske einer verstorbenen Frau; römisches Ägypten, 2. Jh. n. Chr.; farbig gefasster Stuck; Liebieghaus, Frankfurt am Main
————Рим————
———Фаюмские портреты———
=================================
Это погребальные портреты в Римском Египте I—III веков н. э.
Своё название получили по месту первой крупной находки в Фаюмском оазисе в 1887 году.
Портрет мальчика по имени Евтихий.
из собрания Музея Метрополитен
Ранние фаюмские портреты выполнены в технике энкаустики (от греческого слова ἐγκαίω — выжигаю), очень распространённой в то время. Это восковая живопись расплавленными красками.
Находятся в коллекции многих музеев мира, в том числе Британского музея, Лувра и в Музее Метрополитен в Нью-Йорке.
Fayum mummy portrait.
Великолепное собрание из 23 погребальных фаюмских портретов в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве
Three-dimensional funerary masks of painted plaster from Faiyum (1st century). Montreal, Musée des Beaux-Arts.
Посмотреть еще можно здесь:
http://commons.wikimedia.org/wiki/Fayum_mummy_portraits?uselang=ru
Посмертная маска — слепок из гипса или другого пластичного материала, снятый с лица умершего.
Первоначальный слепок служил как форма для отливки посмертной маски из золота, бронзы и т.д.
Этот обычай существовал у многих народов и часто эти маски имели мало сходства с лицом умершего. С развитием скульптуры посмертные маски стали снимать как подготовительный материал при изваянии статуй, бюстов и надгробий.
The deathmask is taken of composer Franz Lehar (1870-1948) on his deathbed in his villa in Ischl, Austria.
Иногда лица выглядят, как живые:
Totenmaske Viktor Fellner
Death Mask
посмертная маска Марии Стюарт
Death mask of Mary Queen of Scots at her house in Jedburgh in the Scottish Borders, Scotland.
—————
посмертная маска Марии Стюарт
http://www.maria-stuart.ru/content/legacy/mary-stuart-posmertnyi-obraz
Polychrome bust of Niccolò Machiavelli (perhaps modelled on the death mask of Machiavelli); Palazzo Vecchio, Florence, Italy.
Polychrome bust of Niccolò Machiavelli (perhaps modelled on the death mask of Machiavelli); Palazzo Vecchio, Florence, Italy.
MediciFamily: Lorenzo the Magnificent, death mask
Date 15th century
Filippo Brunelleschi
This is a wax death mask of Oliver Cromwell taken recently at the British Museum in London. It is not the original death mask, but it was made some time between 1658 and 1753 (see The British Museum’s
Oliver Cromwell’s death mask at Warwick Castle.
—————Данте———-
Dante deathmask
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/33/Sant_Francesc_de_Borja_màscara_mortuòria.jpg/800px-Sant_Francesc_de_Borja_màscara_mortuòria.jpg» loading=»lazy» />
Death mask of Francis Borgia.
Català: Màscara mortuòria de Sant Francesc de Borja, guardada al Palau Ducal de Gandia, la Safor, País Valencià.
Die Totenmaske und die Hände von Martin Luther
http://blog.stuttgarter-zeitung.de/leben-und-tod/2010/06/25/die-totenmaske-und-die-hande-von-martin-luther/
Sir Issac’s scientific interests and activities continued almost to the day of his death in his eighty-fifth year. He presided at a meeting of the Royal Society in London for the last time in March 1727, but the trip exhausted him. Succeeding days brought severe pain from an old bladder complaint; he lapsed into a coma and died on March 20 at his home in Pitt Street, Kensington, where he had moved to escape the London air pollution.
———————-
Napoleon’s original death mask was created on May 7, 1821, just a day and a half after his death on the island of St. Helena at age fifty-one.
Napoleon III masque mortuaire
Цирроз печени привел к желтухе и 26 марта 1827 Бетховен открыл глаза, поднял правую руку высоко, как будто в знак приветствия, и упал мертвым.
Иосиф Dannhauser, молодой художник, сделал маску 28 марта, через два дня после смерти композитора, и за один день до его похорон. Контраст с прижизненной маской Бетховена 1812 года поразителен.
Ludwig Von Beethoven
Frédéric Chopin: death mask, created by Auguste Clésinger 17 October 1849 (collection of Jack Gibbons)
Death masks of composer Frédéric Chopin, during its exhibition in Prague
John Keats
The great romantic poet lived his last days in Rome and died on February 23 1821. His death mask is currently on display at his house in Piazza di Spagna.
Это не посмертные, а прижизненные маски Линкольна.
Lincoln actually never had a death mask but he did have two life masks made during his lifetime. The first one was made during Lincoln’s visit to Chicago in the early spring of 1860. The second life mask was created on February 11, 1865. When Lincoln compared the two, it was clear how great a toll the Civil War had taken on his health.
Benjamin Franklin
While there is no consensus whether this cast is a life mask or a death mask what is known however, is that the mask has a closer resemblance to images taken in his later years. Franklin died on April 17, 1790. He was eighty-four when he died.
Тоже прижизненная маска.
Washington’s life mask was made in 1785 by French sculptor Jean Antoine Houdon when Washington was fifty-three. Washington died on December 14, 1799, at his home in Mount Vernon when he was sixty-seven.
Alfred Nobel
The founder of the Nobel Peace Prize died on December 10, 1896. His original death mask and will is displayed at his residence in Karlskoga, Sweden.
Death mask of George Bernard ShDeath mask of George Bernard Shaw
Modelled by Charles Smith, England, 1950
George Bernard Shaw (1856-1950), who was born in Dublin but lived most of his life in England, is considered one of Britain’s greatest dramatists.
Heinrich Himmler- принял цианистый калий.
Himmler died on May 23, 1945 His death mask was created by British intelligence officials as a proof of his death. Shortly after he died, Himmler’s body was buried in an unmarked grave. The precise location of his grave remains unknown. His death mask however, is on display at the Imperial War Museum in London.
Alfred Hitchcock
Hitchcock died of kidney failure on April 30, 1980.
——————————
John Dillinger- грабитель банков.
The bank robber who spawned numerous movies, urban legends, conspiracy theories and rumors of immortality died on July 22, 1934 after Federal agents moved to arrest him as he left a movie theater. Dillinger apparently pulled a weapon and attempted to flee but was shot three times and was killed. He was thirty-one at the time of his death.
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/86/Peter_I_head.jpg/525px-Peter_I_head.jpg» loading=»lazy» />
Death mask of Peter I of Russia. Слепок головы Петра Великого
Слепок руки Петра Великого
Посмертная маска Петра I
=====================
Александр I
Посмертная маска Александра I, ГИМ
Посмертная маска Александра II
———————-
Посмертная маска Клодта
————————
Посмертная маска полководца А.В. Суворова.
Посмертная маска поэта первого отлива, принадлежавшая В.А.Жуковскому, хранящаяся во Всероссийском музее А.С.Пушкина в Петербурге, на Мойке, 12, скульптор С.И.Гальберг
Посмертная маска Гоголя
————————
Посмертная маска Достоевского
Посмертная маска Крылова
—————Чайковский————
Tchaikovsky death mask from the author’s private collection
Тарас Шевченко
Leo Tolstoy
The famed Russian writer of such masterpiece novels as War and Peace and Anna Karenina, had his death mask created on the very pillow he succumbed on in November 1910.
Снимал скульптор Меркуров.
The death masks were made shortly after Lenin passed away on January 21, 1924, at 6.50pm.
Посмертная маска И.В. Сталина. 1953.
Музей в Гори
————-
Рассказывает Людмила Абрамова: «Васильеву снимать маску помогала Марина Влади и его сын.
Слепок он унес домой, и сам сделал три оригинала. И пометил их, чтобы отличить от любой подделки.»