Что такое постановка голоса для вокала
Что такое постановка голоса для вокала
Звуки речи формируются следующим образом. На выдохе поток воздуха проходит через ротовую и носовую полости, и в результате появляется звук.
Ниже расскажу, почему для работы над техникой речи важно заниматься постановкой дыхания.
Раскрыть тембр своего голоса может каждый человек. Секрет в том, чтобы научиться правильно дышать.
Голос легко сорвать, когда воздуха не хватает. Смысл речи при этом теряется, возникает дискомфорт. Слишком большой запас воздуха в легких также мешает говорить. При неравномерном дыхании произнести фразу до конца не получается. Слова приходится из себя «выжимать» из последних сил.
Начните сознательно работать над дыханием. Следите за тем, чтобы воздуха было достаточно, распределяйте его равномерно между двумя вдохами.
Вот три основных момента в процессе дыхания: вдох, выдох и пауза.
В речи важно сократить время вдоха и паузу и продлить время выдоха. Объем грудной клетки увеличивается при сокращении межреберных мышц и диафрагмы. Это помогает набрать больше воздуха в легкие. При вдохе добивайтесь активной работы дыхательных мышц.
1. Встаньте прямо, ладонь положите на диафрагму. Затем выдохните и медленно, глубоко вдохните.
При верном выполнении упражнения рука ощущает движение стенки живота. При выдохе рука возвращается в исходное положение. Если же никакого движения нет, вдох вы сделали при помощи других мышц. В этом случае лягте на спину — диафрагма обязательно примет необходимое положение. Делайте вдох и выдох несколько раз.
2. Встаньте прямо, положите обе руки ладонями на ребра. Большой палец при этом направляйте к спине. Несколько раз глубоко вдохните и выдохните.
При верном выполнении упражнения на вдохе грудная клетка расширяется, но не поднимается. При выдохе — «опадает», уменьшается в объеме.
Теперь сосредоточьтесь на работе дыхательных мышц в комплексе.
Выполните следующее упражнение
Встаньте прямо, сделайте выдох. На счет раз на вдохе втяните живот. На два — расширьте грудную клетку. На три — на несколько секунд подтяните живот еще. Затем медленный выдох.
Сначала сделать такой вдох будет непросто. Тренируйтесь систематически.
Бытовое дыхание состоит из вдоха и выдоха одинаковой длительности. После выдоха следует пауза. При активном речевом дыхании последовательность меняется: вдох, пауза и выдох. При этом выдох намного длиннее вдоха.
Дыхательная гимнастика помогает овладеть коротким вдохом и длительным выдохом. Воздух при этом важно распределять равномерно.
1. Не тренируйте дыхание в душной, пыльной или сырой комнате.
2. Не делайте упражнения после еды.
3. Занятия проводите в свободной одежде.
4. Воздух вдыхайте через нос. Выдох делайте через рот.
5. Вдох делайте бесшумно.
6. При вдохе не набирайте слишком много воздуха. Вдохнуть надо столько, чтобы осталось место еще «добрать».
7. Дышите свободно, равномерно.
8. Не переутомляйтесь. Не делайте упражнения через силу. При недомогании отложите занятия.
9. Следите за тем, чтобы плечи и ключица при вдохе не поднимались и при выдохе не опускались.
10. Стойте прямо, плечи слегка отведите назад. Голову держите прямо, ноги расставьте на ширину плеч.
Следующее упражнение поможет ощутить работу резонаторов. Встаньте в исходное положение. Выдохните воздух, затем вдохните. На выдохе протяжно произносите:
МММИ — МММЭ — МММА — МММО — МММУ — МММЫ
Делайте это на одной ноте. Звук отражается в груди, когда берете низкую ноту. Если же звучит высокая нота, резонирует голова, а звук ощущается в носовой полости.
Тоже сочетание звуков произнесите на разных нотах, переходите постепенно от низких к высоким. Теперь вернитесь обратно — от самых высоких нот к самым низким. Это упражнение рекомендуется выполнять с музыкальным инструментом, чтобы убедиться в правильности звучания голоса. Воспользуйтесь пианино, а если его нет, скачайте приложение.
Для Андроида — Perfect piano, для Айфона — Симулятор фортепиано.
1. Ни в коем случае нельзя переутомлять голосовой аппарат. На первых порах делайте упражнения 5 минут в день. Затем постепенно увеличивайте время до 10 минут в день, но систематически, ежедневно.
2. В обычной речи старайтесь не кричать, не напрягать голос.
3. Не откашливайтесь. Выпейте теплой воды, если в горле «першит». Затем проделайте первое голосовое упражнение.
4. Алкоголь и никотин травмируют связки.
5. Избегайте резкой перемены температуры.
6. При малейшем недомогании голосового и дыхательного аппарата сразу обратитесь к врачу.
2. Теперь вперед, вправо и влево. Челюсти сжаты.
3. Движение сомкнутых губ вперед, вправо, вниз, влево, вверх. Челюсти сжаты.
4. Движение сомкнутых губ вперед и затем по кругу. Упражнение делайте медленно, потом постепенно увеличивайте темп. Сначала в правую сторону, затем в левую.
5. Верхняя губа поднимается вверх, но не слишком высоко, чтобы не обнажать десен.
6. Нижняя губа опускается вниз при неподвижной нижней челюсти. В начале, если сложно удерживать челюсть неподвижной, придерживайте рукой.
1. Раскройте рот на 3 см. Язык плашмя, кончик у корней передних зубов, спинка слегка углублена. Корень языка опустите, как при зевке. Это исходное положение для правильного звукотечения.
2. Выдвижение нижней челюсти вперед.
1. Язык высуньте и опустите вниз. Затем выдвиньте вперед, поднимите вверх и уберите за зубы.
2. Кончиком языка двигайте у углов рта вправо и влево.
3. Язык заверните вверх и назад, к гладнам. Затем вернитесь в исходное положение.
Гимнастикой языка достигается эластичность перепонки под языком, вырабатывается подвижность и гибкость. Язык становится эластичным и подвижным.
1. При отработке звуков в первую очередь обратите внимание на положение частей речевого аппарата. Если язык слишком высоко поднят или губы слишком сильно раздвинуты, приведите их в нужное положение. Постоянно контролируйте себя.
2. Отрабатывайте звуки в слогах и сочетаниях с другими звуками. Полезно делать дополнительные упражнения. При отработке определенного звука придумывайте слова, в которых этот звук находится в начале, в середине и в конце. На звуки п — б: поп, баба, барабан, палуба, бензобак, баобаб, пупок, бибабо. Желательно подбирать слова со звуками, которые изучили, чтобы лишний раз повторить и их. При отработке согласного звука полезно проделывать упражнения на сочетания согласных. Речевой аппарат становится подвижным. Например, можно сочетать звуки П-Т и Б-Д: ПТИ—ПТЭ—ПТА, БДИ—БДЭ—БДА, ТПИ—ТПЭ—ТПА, ДБИ—ДБЭ—ДБА.
3. Каждый звук отрабатывайте до тех пор, пока не достигните четкости и беглости произношения.
4. При отработке звуков обратите внимание на те, которые произносите неправильно. Во время занятий и в бытовой речи следите за произнесением таких звуков.
5. Теперь переходите к тренировке звуков на небольших фразах и стихотворных текстах.
6. Не произносите отдельные слова, фразы, скороговорки и тексты механически. Произнесите скороговорку «Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши» с задачей: подшутить над Ромашей; пожаловаться; посплетничать; сообщить страшную новость; похвастаться; заинтриговать.
Что такое постановка голоса и с чего она начинается
Многие часто слышали сочетание «постановка голоса» в музыкальных школах, но не все точно понимают, что оно означает. Одни так называют комплекс упражнений, разработанный для того, чтобы задать голосу определённую манеру пения, другие думают, что это и есть его настройка на правильное пение, согласно требованиям вокального искусства. На самом деле, постановка голоса – это начальный этап обучения вокальному искусству, в зависимости его направления и природных особенностей голоса начинающего вокалиста.
Существует постановка голоса академическая и народная, джазовая и эстрадная, а также постановка хорового голоса, основанная на классическом вокале. Она включает в себя не только вокальные упражнения, но и характерные распевки в рамках подходящего вам направления для развития голоса.
Чем постановка голоса отличается от уроков вокала
Во многих музыкальных школах есть уроки вокала и постановки голоса. На первый взгляд, они почти не отличаются друг от друга, но на самом деле они имеют разную направленность. Если уроки вокала рассчитаны на совершенствование пения в определённой манере, то постановка голоса – это общие вокальные упражнения для начинающих, целью которых является не только определение желательного направления для исполнителя, но и приобретение обязательных навыков таких, как постановка дыхания, развитие артикуляции, преодоление зажимов и т. д.
Во многих музыкальных школах, где есть несколько направлений пения (например, академический и эстрадный вокал), существуют уроки начальной постановки голоса, результаты которых помогут вам выбрать наиболее удачное направление для дальнейшего развития. В хоровых классах также есть уроки постановки голоса, направленные не на развитие навыков сольного пения, а на начальное обучение вокалу. Это нужно для того чтобы голос правильно звучал в хоре и не выделялся из общей хоровой звучности. Иногда постановкой голоса называются уроки пения для детей до 10 лет с упражнениями на дыхание, разучиванием сложных интервалов и обучением чистому интонированию.
Поэтому тем, кто пока не знает, как научиться петь с нуля, стоит записаться на уроки начальной постановки голоса, чтобы потом определить своё дальнейшее направления. Ведь есть голоса, которые больше подходят для классического оперного вокала, чем для народного пения, и наоборот. А есть голоса, которые больше подходят для сольного пения, чем для хорового или пения в ансамбле, несмотря на обучение академическому вокалу. Постановка голоса позволит вам не только получить базовые навыки пения, но и узнать много интересного об особенностях вашего голоса, его тембре, диапазоне и т. д.
С чего начинается постановка голоса
Целью постановки голоса является обучение начальным навыкам пения. Она включает в себя не только комплекс упражнений, но и развитие слуховой культуры исполнителя. Поэтому педагог может вам давать не только специальные упражнения, но и записи различных певцов, так как неправильное пение, зажатость в голосе и различные неудобства могут быть связаны с недостатком слуховой культуры, ведь по радио и по музыкальным каналам редко можно услышать оперные арии или даже просто правильное пение. Многие современные исполнители, чтобы привлечь к себе внимание, начинают придумывать себе броскую, но неверную манеру пения, подражание которой может привести не только к неудобствам, но и травмировать голосовые связки. Поэтому прослушивание примеров правильного пения также входит в комплекс постановки голоса и, если ваш педагог ещё не дал вам примеры, попросите его сами об этом.
Следующей частью постановки голоса является формирование дыхательной опоры. Это различные упражнения с медленными выдохами, шипением, толчками воздуха диафрагмой предназначены для того, чтобы голос имел твёрдую дыхательную опору при пении. Голоса с не поставленным дыханием звучат очень тускло и их характерной особенностью является невозможность удержания длинных нот. Они начинают тускнеть и постепенно терять окраску и чистоту интонации, поэтому поставленное дыхание позволит вам легко петь ноты различной длительности.
Занятие по постановке голоса включают в себя и снятие различных голосовых зажимов, которые могут препятствовать не только лёгкому пению, но и чистой артикуляции. У новичков часто встречается нестыковка речевого голоса с вокальным, поэтому им становится трудно произносить слова при пении. Этот барьер легко преодолеть, когда будут сняты все зажимы голоса. Вы не будете испытывать дискомфорта не только во время пения, но даже и в разговорной речи. И в этом вам помогут вокальные упражнения и распевки для начинающих, простые, но полезные. Также в зависимости от результатов обучения, преподаватель может давать вам упражнения для постановки голоса в наиболее подходящем для вашего голоса направлении.
Кроме того, постановка голоса формирует лёгкое пение на различных участках вашего диапазона. Вы сможете легко петь не только высокие ноты, но и низы. Когда вы научитесь петь свободно и уверенно, а ваш голос будет иметь чистую интонацию, основанную на хорошо поставленном дыхании, тогда вы сможете выбрать направление для дальнейшего обучения вокальному искусству. Для кого-то это будет народное или академическое пение, кто-то выберет эстраду или джаз. Главное – ваше желание петь, а преподаватели подскажут, как научиться петь с нуля и помогут сделать первые шаги в этом прекрасном искусстве.
Как поставить голос
Если вы планируете выступать на большой сцене или вам просто нравится петь в компании друзей или одиночестве, то вам просто необходимо сначала правильно поставить свой голос.
Азы, при постановке голоса для пения
Дыхание имеет очень большое значение для правильно поставленного голоса, влияя на его силу и выразительность. Если вы научитесь правильно управлять своим дыханием, то впоследствии это избавит вас от возможных травм, которые могут быть вызваны перенапряжением голосовых связок.
Когда вы поете, ваш вдох должен быть емким, но коротким, но выдыхать следует медленно. Именно на выдохе происходит звучание, поэтому он должен быть плавным и непрерывным.
Для начала определимся, что такое «резонаторы». Как известно, они являются частью голосового аппарата, и помогают усиливать звук. Попросту говоря, без резонаторов у нас бы не получилось общаться друг с другом, ведь мы бы не слышали своих собеседников.
Стоит отметить, что певческий звук становится слышен тогда, когда воздух, который мы выдыхаем из легких, пытается прорваться сквозь закрытую голосовую щель. После этого начинается колебание связок. Как правило умение правильно пользоваться резонаторами приходит постепенно – после того как певец научиться держать под контролем собственное пение. Впоследствии, с помощью этого навыка вы научитесь направлять звук в нужную точку.
Отметьте, что бывает грудное и головное резонирование. В первом случае вы обеспечиваете своему голосу мощь и силу, а во втором – появляется «полет звука», выносливость.
Практически любой голос может обрести профессиональное звучание, если его обладатель научиться управлять его эмоциональной окраской. Давайте определимся с тем, какие в целом существуют тембры голоса. Итак, среди мужских – тенор (самый высокий), баритон, бас. Женские тембры: сопрано, меццо-сопрано, альт, контральто.
Самостоятельно вы вряд ли сумеете определить, какой у вас тембр – с этой задачей справиться спектрометр или преподаватель по вокалу.
Вокальной опорой можно назвать пение, при котором задействована диафрагма. При наличии вокальной опоры нет нужды в сильном напряжении голосовых связок. Имея вокальную опору, вы сможете петь несколько часов подряд, поэтому будущим певцам, безусловно, нужно развивать ее.
Чтобы уметь петь на опоре потренируйтесь развить брюшное дыхание. Обычно люди дышат грудью, но если вы желаете петь на опоре, то этого можно достичь, лишь дыша «через живот». Для начала положите на живот левую руку, а правую – на грудь. Теперь учитесь вдыхать так, дабы правая рука оставалась неподвижной, а под левой – надувался и сдувался живот.
Можно ли научиться петь с нуля в домашних условиях
С чего стоит начать обучение
Главное в этом вопросе не навредить себе. Помните, что для того, дабы голос был хорошо поставлен, следует много и усердно заниматься, а не ждать быстрых результатов. Связки нуждаются в тренировке, и сразу не могут быть готовы к исполнению сложнейших партий. Вы можете многое знать о том, как правильно петь, но если не начнете с тренировок, то вся эта теория ничего не будет значить.
Начинать следует с распевки – не берите сразу верхние или нижние ноты, их вы покорите потом, после распевки в среднем диапазоне.
Специальные упражнения голосовых связок для пения
Уроки вокала для начинающих
Сейчас практически в любом городе существует немало школ, которые вам помогут поставить голос и стать профессиональным певцом. Если пока вы не можете решиться на то, чтобы приступить к занятиям с преподавателем, то для вас имеются онлайн-уроки, которые ведут опытные вокалисты. Несомненно, из них вы сможете почерпнуть немало интересного для себя и раскрыть в себе все певческие таланты.
Постоянная тренировка поможет выработать красивый и приятный голос
Если вы будете регулярно заниматься, то это будет способствовать выработке сильного и красивого голоса. При этом важно не забывать беречь связки! Для этого вам поможет небольшой и легкий массаж. Начните с легкого нажатия большим пальцем на область гортани. Массируя горло в процессе пения, вы возложите на связки гораздо меньшую нагрузку. Подобное действие можно делать во время затянувшейся тренировки.
Песни для развития голоса
В целом, вы можете петь любую понравившуюся и хорошо известную вам песню, но, конечно же, важно это делать в унисон с исполнителем. Вы можете включить какую-нибудь музыкальную композицию, подпевая певцу. Будет хорошо, если это занятие вы запишите. Потом, прослушивая получившуюся запись, постарайтесь определить, в каких моментах у вас были недочеты.
Как распеть голос самостоятельно
Начните с несложного упражнения для распевки
Встав перед зеркалом, вдохните и при выдохе произносите звуки «и, э, а, о, у». Повторяйте звуки именно в такой последовательности, пока будет хватать дыхания. Отметим, что последовательность написанных букв имеет значение. «И» является наиболее высокой частотой, и именно с нее следует приступить к упражнению по развитию голоса. В свою очередь, с помощью «Э» вы активизируете область горла. «А» задействует грудную клетку, а «О» окажет воздействие на сердечное кровоснабжение. Ну и напоследок отметим, что «У» задействует нижнюю часть живота. К слову, именно последний звук стоит произносить как можно чаще, если вы желаете сделать свой голос более низким.
После этого требуется активизировать область груди и живота – для этого, закрыв рот, пытайтесь произнести звук «М». Начните тихо, постепенно усиливая напор. В завершении произнесите этот звук так, чтобы ощущалось напряжение в голосовых связках.
Впоследствии перейдите к «Р». Именно этот звук делает голос энергичнее, и положительно влияет на произношение. Сначала необходимо немного подготовиться, дабы ваш язык немного расслабился: поднимите к небу его кончик, выступая за верхние передние зубы, попытайтесь «порычать». Выдох, вдох, рычание. После этого с выразительностью говорите: рис, рост, ранг, сыр, пир, забор и т.д.
Подготовка голосовых связок к пению
Заметьте, что простой мятный чай способен помочь связкам подготовиться к напряжению – просто выпейте чашку этого теплого напитка. Также расслаблению связок способствуют острые блюда. Немаловажно употреблять в достаточном количестве воду – можно с медом и лимоном. При этом важно не злоупотреблять перед пением молочными продуктами, шоколадом, алкоголем и кофейными напитками. Также следует полностью исключить курение.
Причины потери голоса
Некоторые начинающие и опытные певцы могут столкнуться с такой серьезной проблемой, как потеря голоса.
При потере голоса человек первым делом начинает «хрипеть», впоследствии переходя на шепот. Дело может привести к полному отсутствию голоса.
В период восстановления голоса, следует лишний раз не перегружать связки телефонными разговорами либо выступлениями. Кстати, медики убеждены, что телефонный разговор способен навредить даже больше, нежели живое общение. Также постарайтесь не выходить лишний раз на холодный воздух, и, конечно же, исключите курение.
Как развить нужный тембр голоса
Многие люди пытаются выработать более глубокий тембр голоса, дабы придать ему больше чувственности и загадочности.
Как научиться хорошо петь, если нет голоса
Как улучшить имеющиеся вокальные данные
В первую очередь важно отслеживать собственные недочеты и пытаться их исправить. В этом вам могут помочь аудио-записи собственного голоса. Не думайте, что вы на слух сможете определить свое мастерство – лучше воспользоваться диктофоном, а если его пока нет, попробуйте при пении закрыть одно ухо, чтобы лучше себя слышать.
Не стоит слишком увлекаться пением, если чувствуете усталость – в таком случае вы можете только навредить в себе. Обратите внимание, что если вы ощутили слабость в животе, то это значит, что пока у вас слабая опора, но дело еще пойдет в гору. Гораздо хуже, если у вас запершило в горле – скорее всего вы перегружаете связки, и в этом случае обязательно следует сделать перерыв. Отслеживайте эти моменты.
Многие люди убеждены, что не обладают певческим талантом только потому, что в детстве не выступали с песнями на утренниках. На самом деле, после занятий вокалом, можно достичь не малых высот в пении даже тем людям, которые в детстве к нему не тяготели.
Если вы желаете попадать в высокие ноты, важно тренировать свое тело. Начав петь, втяните низ живота, расслабив его верхнюю часть, тем самым обеспечив поддержку нижним прессом. Также старайтесь не слишком высоко поднимать гортань, повышая тон, дабы не сорвался голос. Старайтесь контролировать ситуацию, положив во время пения над гортанью пальцы. Со временем вам удастся добиться того, чтобы при пении гортань располагалась внизу.
Не следует глядеть вверх при пении высоких нот. Смотрите вперед, не перегибайте горло, тем самым делая звук напряженным. Заметьте, что если вы продвинете язык немного вперед, то это подарит высоким нотам более яркое звучание.
Для того чтобы ваш голос был сильным, необходимо научиться правильному и глубокому дыханию.
Совершая вдох и выдох, надувайте живот. Убедитесь, что вы все делаете верно: приложите ладони к талии (по бокам, ближе к ребрам), так чтобы большой палец находился на спине, а прочие – на животе. Вдыхая и выдыхая вам необходимо чувствовать, как ладони расходятся и сходятся вновь.
Возможно, глубокое дыхание пока требует от вас серьезных усилий. В таком случае, лягте на пол спиной, положив ладони на живот. Следите затем, что бы при вдохе-выдохе, ваши руки поднимались и опускались. Плечи должны оставаться неподвижными!
Помните, что прежде, чем вы научитесь петь, может уйти немало времени, но это совершенно не повод для расстройства – заранее готовьтесь к подобному развитию событий. Если у вас не получается освоить певческое ремесло в домашних условиях, то, непременно, обратитесь за помощью к педагогу, который поможет вам найти собственное идеальное звучание.