Что такое постгендерное общество
Постгендеризм
Содержание
Культурные предпосылки
Одним из первых произведений, содержащих идеи постгендеризма, была книга Суламифи Файрстоун «Диалектика пола» (англ. The Dialectic of Sex ). В ней говорится:
…Конечной целью феминистской революции, в отличие от первой волны феминистского движения, должно стать устранение не только мужских привилегий, но и самого разделения на полы: генитальные различия между людьми больше не будут иметь культурного значения. (Возврат к свободной пансексуальности — «полиморфной перверсии» Фрейда, — вероятно, придёт на смену гетеро-, гомо- и бисексуальности.) Продолжение рода, осуществляемое одним полом ради блага обеих, будет заменено искусственным размножением (по крайней мере, в качестве альтернативного варианта): оба пола будут иметь равные возможности для рождения детей, или, иными словами, ни один из них не будет зависеть от другого; зависимость ребёнка от матери (и наоборот) уступит место значительно менее продолжительной зависимости от небольшой группы людей вообще, и в остальном любая разница в физической силе по сравнению со взрослыми будет компенсироваться культурой.
— Суламифь Файрстоун. «Диалектика пола» [3]
В 1980-е годы влиятельная социалистка-феминистка Элисон Джаггер развила идею Файрстоун о репродуктивной технологии, несущей свободу:
…Следует помнить, что окончательная трансформация человеческой природы, к которой стремятся социалистки-феминистки, выходит за рамки либеральной концепции психологической андрогинности и подразумевает возможность трансформации «физических» возможностей человека, некоторые из которых до сих пор считались биологически присущими только одному полу. Эта трансформация может даже включать в себя способности к оплодотворению, кормлению грудью и беременности, и таким образом, например, одна женщина сможет оплодотворить другую, мужчины и не рожавшие женщины смогут вырабатывать молоко и оплодотворённую яйцеклетку можно будет пересадить в тело женщины или даже мужчины.
— Элисон Джаггер. «Феминистская политика и человеческая природа» [4]
Типы постгендеризма
Постгендеризм рассматривает не только биологический пол или связанные с ним характеристики. Он сосредоточен на идее упразднения или преодоления гендерных идентичностей. В традиционной гендерной концепции люди могут быть либо мужчинами, либо женщинами (вне зависимости от их половых органов), но в постгендеризме они не являются ни мужчинами, ни женщинами, ни носителями каких-либо других предполагаемых гендерных ролей. Таким образом, индивид в обществе не сводится к гендерной роли, а является просто представителем человеческого рода, которого характеризуют (если в этом вообще есть необходимость) лишь его собственные поступки.
Технологии будущего
Сексуальность
См. также
Напишите отзыв о статье «Постгендеризм»
Примечания
Литература
Отрывок, характеризующий Постгендеризм
На правом фланге у Багратиона в 9 ть часов дело еще не начиналось. Не желая согласиться на требование Долгорукова начинать дело и желая отклонить от себя ответственность, князь Багратион предложил Долгорукову послать спросить о том главнокомандующего. Багратион знал, что, по расстоянию почти 10 ти верст, отделявшему один фланг от другого, ежели не убьют того, кого пошлют (что было очень вероятно), и ежели он даже и найдет главнокомандующего, что было весьма трудно, посланный не успеет вернуться раньше вечера.
Словарный запас: ПОСТГЕНДЕРИЗМ
Мир, где нет разделения на мужчин и женщин, — утопия, антиутопия или логичное развитие человечества?
ЧТО НАПИСАНО В СЛОВАРЕ
В авторитетных словарях и энциклопедиях такого термина нет. Более того, он отсутствует в специализированных энциклопедиях гендерных исследований. Однако «постгендеризм» встречается как в научной, так и в популярной литературе, впервые — у Донны Харауэй в «Манифесте киборгов» (1985).
ЧТО ГОВОРИТ ЭКСПЕРТ
В научной и популярной литературе есть два употребления этого термина. Первое из них — это трактовка Донны Харауэй, выдающегося историка науки. Можно обозначить её так: термин «постгендеризм» относится к гипотетической стадии будущего развития общества, в котором половые различия между людьми будут преодолены посредством применения биотехнологий. Харауэй впервые употребляет этот термин в своей работе «Манифест киборгов» (1985), однако заявляет: «У меня не хватает терпения для термина постгендер, мне этот термин никогда не нравился». Она объясняет: «Гендер — это глагол, а не существительное. Гендер — это всегда о конструировании субъекта по отношению к другим субъектам и относительно артефактов. Я считаю применение термина постгендер допустимым, но не в этом утопическом, „за пределами-мужского-и-женского“ смысле, который ему часто приписывают» (Haraway D. (2004) The Haraway reader. Routledge, New York et al, перевод Марины Юсуповой. — Прим. ред.).
Вторая трактовка термина основана именно на этом «за пределами-мужского-и-женского» смысле, который так не нравился Харауэй. В моём опыте этот термин чаще употребляется не как существительное, а как прилагательное. Например, говорят «постгендерное общество», «постгендерная утопия». Здесь в фокусе внимания находятся не собственно репродуктивные функции людей, а социальные и дискурсивные практики, которые увязываются с репродуктивными различиями между мужчинами и женщинами.
Например, то, что (большинство) женских тел способны зачать и выносить ребёнка, рассматривается как «логическое» обоснование того, что женщины запрограммированы природой осуществлять заботу о детях, а также быть слабыми, уязвимыми и неамбициозными. Соответственно, то, что (большинство) мужских тел не способны зачать и выносить ребёнка, используется как доказательство того, что мужчины не могут хорошо позаботиться о детях. Иными словами, в гендерном (читай — патриархальном) обществе принято думать о каких-либо «мужских» или «женских» качествах, склонностях и поведении как о «естественном» продолжении их репродуктивных функций. Подобная логика в гендерном мире выстраивает все уровни социальной организации, от индивидуальных идентичностей и символических ритуалов до макроинституциональных структур.
Приставка «пост» в термине «постгендерное общество» является хронологическим маркером гипотетического будущего, где подобный образ мышления будет преодолён и вытеснен из культурных и законодательных норм. Будущее не появляется из ниоткуда, оно основано на тех выборах, которые люди в индивидуальном и коллективном порядке делают в прошлом и настоящем, и отчасти на том, как они это будущее себе воображают. Сегодня многие страны мира на идеологическом, политическом и законодательном уровне сделали огромный шаг в сторону гендерного равенства. Есть основания предполагать, что движение в этом направлении продолжится, и в какой-то момент логика социальной организации половых различий утратит свою силу, и они вообще перестанут играть какую-либо роль в индивидуальной и коллективной жизни.
Подобные размышления основаны на много раз подтверждённом факте, что стереотипы о мужчинах и женщинах, а также гендеризированный подход к образованию, профессиональному развитию, родительству, законодательству ограничивает уникальность и силу индивидуального человеческого потенциала каждого конкретного человека. Это в особенности относится к женщинам, так как мужчины как группа никогда не подвергались систематическому угнетению.
По аналогии с преодолением расовых различий размышления о постгендерном мире основаны на идее о том, что перестройка принципов организации общества и принятых правил взаимодействия между мужчинами и женщинами будет иметь освободительный эффект и позволит каждому человеку полноценно реализовать свой потенциал.
К слову, Джудит Батлер, одна из самых известных ныне живущих философов, красиво доказала, что и пол, и гендер в равнозначной степени являются социальными конструктами, которые возникают в процессе постоянного проговаривания. Батлер говорит, что, когда мы рассказываем окружающим о своих взглядах на мир, жарку котлет или воспитание детей, мы не выражаем свою гендерную идентичность, мы активно её создаём. Получается, что идентичности нет и гендера тоже нет. Просто мы пока это не до конца осознали.
ПРИМЕРЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ
ТАК ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО
«Я собираюсь пригласить свою одногруппницу на свидание, но боюсь, что она не разделит моих взглядов на постгендерное будущее человечества».
ТАК ГОВОРИТЬ НЕПРАВИЛЬНО
«Манифест постгендеризма в высшей степени оптимистично оценивает перспективу нивелирования половых различий между людьми, поскольку, с точки зрения его сторонников, возникновение нового типа человека, по сути своей андрогинного, способно бесконечно обогатить человеческое сознание и социальную практику за счёт глубочайшего синтеза и теснейшего взаимодействия элементов женского и мужского в одном человеке (Ульянов В. А. Постгендерная характеристика виртуального: Генезис андрогинности // Вестник ВГУ. Серия: Философия. — 2012. — № 2).
Пояснение: Высказывание подразумевает, что за понятиями о «женском» и «мужском» кроется некая реальная сущность, и определяет постгендеризм как «синтез» и «взаимодействие» женских и мужских элементов. Это пример ярко выраженного гендерного мышления. В постгендерном мире оно будет преодолено.
КнигиЯ — киборг: Каким будет будущее без гендера и пола
«Манифест киборгов» Донны Харауэй выходит на русском языке
ТЕКСТ: Валерия Давыдова
Представьте себе мир будущего, в котором не будет места ни полу, ни гендеру. Таким его увидела в 1985 году профессор Донна Харауэй, когда опубликовала «Манифест киборгов: наука, технология и социалистический феминизм 1980-х». Харауэй предложила представить альтернативную реальность, в которой люди будут отождествлять себя с принципиально новым, безгендерным классом ― киборгами. Это эссе, ставшее одним из программных текстов постгендеризма ― движения, нацеленного на устранение социального неравенства путём стирания гендера, ― издательство Ad Marginem (совметно с Музеем современного искусства Гараж) выпустило на русском языке для массового читателя. Но что значит «размытие пола», о чём спорят постгендеристы и при чём здесь киборги? Попробуем разобраться.
Манифест киборгов
В своём манифесте Харауэй рассуждает о поиске идентичности в эпоху, когда раса, гендер и социальный класс перестали быть основой цельной личности. Исследовательница пишет, что гендерное, расовое и классовое сознание навязаны нам «страшным историческим опытом противоречивых социальных реальностей патриархата, колониализма, расизма и капитализма». Она призывает попытаться представить другой, постгендерный мир, в котором на смену женщинам и мужчинам приходят киборги.
По Харауэй киборг ― это «гибрид машины и организма, создание социальной реальности и вместе с тем порождение фантазии». Речь идёт не только о том, что человеческое тело изменится благодаря новым технологиям — вместе с ним модифицируется и образ мышления. У киборга нет пола, а значит, и привычные категории сексуальности к нему неприменимы. Новый по всем статьям человек не вписывается и в нынешние социальные рамки ― а значит, киборгу нужна будет новая, постгендерная модель общества. В «Манифесте» Харауэй, критикуя традиционные взгляды на феминизм, использует метафору киборга, чтобы подтолкнуть феминисток пойти дальше устоявшихся понятий о поле и гендере.
Нет гендера ― нет неравенства
Рассуждая о предпосылках к постгендеризму, киберфеминистка Алла Митрофанова приводит в пример Революцию 1917 года, которая «уравняла права, убрала сакральность брака и частного: политизировались детские сады, столовые и институты, ранее бывшие женскими, медицина стала бесплатной, ввели аборты». Дискуссии об этом велись ещё на женском съезде в Петербурге в 1908 году: его участницы указывали на то, что организация семьи связана с организацией власти. «Соответственно, революция должна была переописывать не только власть, но сексуальные и семейные отношения, политики повседневности». Переопределение «мужского» и «женского» должно было привести к изменению понятия семьи как «ячейки общества» ― и, как следствие, переделать само общество.
У киборга нет пола, а значит, и привычные категории сексуальности к нему неприменимы. Новый по всем статьям человек не вписывается и в нынешние социальные рамки ― а значит, киборгу нужна будет новая, постгендерная модель общества
Современное понимание постгендеризма зародилось в конце 80-х. Движение выступало за уравнение всех людей с помощью био- и репродуктивных технологий. Харауэй писала, что гендерные роли, социальное разделение, физические различия негативно влияют и на людей в целом (социальное неравенство приводит к напряжённости и конфликтам), и на отдельных личностей (тех, кто не принадлежит в полной мере ни к одному из традиционных гендеров). Отказаться от деления на «мужское» и «женское» она предлагала радикальным способом ― устранив гендер как таковой.
Искусственная матка
и интерсекс
Среди сторонников постгендеризма нет единства. Одни выступают за концепцию андрогинности: смешивая женские и мужские черты, человек берёт лучшие из них. Но в таком случае, возражают другие, нужно определить, какие из физических и психологических черт у мужчин и женщин можно считать «достойными» ― а это ещё один вопрос, обсуждение которого ведёт к очередному разделению полов, а не размыванию границ между ними.
«Существует постгендеризм, который укоренён в материалистической марксистской философии. Он говорит в первую очередь об освобождении женщин через вспомогательные репродуктивные технологии, например искусственную матку. И в этой теории первый шаг к построению нового постгендерного общества ― это бунт между навсегда биологически определённым местом женщины как рожающего существа, стирание разницы между „матерью“ и „отцом“. Техно- и киберфеминизм близки к этому направлению, ― поясняет Дячкина. ― С другой стороны, есть трансгендеризм, который главную черту нового небинарного порядка видит в возможности свободного перехода между полами: мужским, женским и всеми остальными, которые появятся в результате развития технологий».
Постгендеризм настаивает на том, что деление исключительно на «мужское» и «женское» не соответствует реальности, ведь между ними есть множество промежуточных стадий
Другие сторонники постгендеризма обсуждают объединение не только биологических полов, но и гендерных идентичностей. В постгендеризме человек ― это не мужчина и не женщина, у него нет определённой гендерной роли. Постгендеризм настаивает на том, что деление исключительно на «мужское» и «женское» не соответствует даже биологической реальности, ведь между ними есть множество промежуточных стадий. Благодаря этой идее стало развиваться движение межпола и интерсекса ― то, что раньше называлось гермафродитизмом. Среди ключевых идей движения ― запретить корректирующие операции и насильственное определение пола.
Постбинарное будущее
«От постгендеризма неотделима идея рождения нового общества в результате научно-(био)технической революции. Постгендеризма нельзя достигнуть через либеральное освобождение от гендерных стереотипов или демонстративный отказ от традиционной гендерной идентичности (средний пол, квир). Это всё-таки революция производственного класса „женщины“ ― того класса, который производит людей, ― говорит Полина Дячкина. ― Харауэй, как можно догадаться, была и остаётся материалисткой. Социализм, марксизм и атеизм сыграли ключевые роли в её карьере философа и активистки. Но она, в отличие от многих других революционеров, не предлагает вернуться к прошлому: к золотому веку невинности, миру „до гендера“, временам „до травмы“. Она не верит ни в человеческую целостность, ни в объединительную унифицирующую силу революции биотехнологий. Поэтому помещает в центр своего манифеста киборга — существо, не имеющее прошлого, не укоренённое в истории и принципиально „собираемое“ в любых доступных воображению модификациях».
Манифест киборгов при этом отнюдь не видит будущее как рай исключительно для сверхчеловека «без недостатков». «Важно помнить, что Харауэй решительно протестовала против идеи совершенства, ― поясняет Дячкина. ― Киборг не рождается избавленным от всех возможных дефектов в результате „генетической чистки“, это не спроектированный ребёнок с заданными генетическими характеристиками. Собственно, это позитивный образ, который несёт возможности для объединения на основе различий, в отличие от критического термина „постгендеризм“, содержащего идею преодоления».
«Как только мы убираем гендерную бинарность, мы оказываемся в сложном мире непонятных связей, где повседневность может оказаться политической и идеологической, где отношения могут быть невозможны с разных идеологических установок партнёров. Мы начинаем разрабатывать вот эту межбинарную область ― она очень плотная и связана с микрополитиками, микропрактиками, ― рассуждает Алла Митрофанова. ― На мой взгляд, весь XX век пытается сформулировать постбинарную реальность. Это значит, что ценностью здесь оказывается не абстрактная истина рациональной власти, а конкретные практики. Естественно, гендерное различение на мужское и женское всегда стоит под вопросом, потому что эти понятия формировались через историю как оппозиции. Но тут нет оппозиции, здесь есть новые связи, которые нужно заново изобретать».
Постгендер
Постгендер или постгендеризм (от латинского post «за, после» и английского гендера «социальный гендер») описывает социально-политическую концепцию, которая защищает игнорирование или отмену государственного гендерного регулирования.
Содержание
Деконструктивные подходы
«Постгендерное движение использует деконструктивистский подход, призывая к растворению гендерных категорий. Точно так же следует отказаться от связанных силовых структур ».
«Оптимистические прогнозы технической эйфории с их желанием превзойти природу предлагают возможности неоднозначной гендерной маркировки в киберпространстве (смена пола), и они оставляют, казалось бы, твердые дихотомии, такие как природа vs. Культура, человек vs. Машина, реальность vs. Виртуальность и т. Д. Разрушаются, поэтому, несмотря на всю привлекательность, это также таит в себе риск увековечения структур правления посредством манипулятивного размывания все еще существующих различий «.
Правовые меры
Критика постгендерного подхода
«Акцент на биологических клише о том, чтобы быть женщиной и быть мужчиной, стал значительным в истории идей только тогда, когда эта иерархия полов пришла с Просвещением и его постулатом о равенстве всех людей, испытывающих трудности, с легитимацией. Таким образом, преодоление этих гендерных клише («постгендер») не гарантирует свободы всех людей, особенно женщин. Постгендерное мышление также может делать прямо противоположное, а именно возобновленное утверждение, что женщины «не важны» ».
В тезисе 9 она дополняет эту критику:
«Приписывание этого неравенства исключительно индивидуальным различиям, как это делается в рамках термина« постгендер », не только связано с риском игнорирования формирующей силы условностей и социальных норм. Прежде всего, это связано с риском повторного введения норм мужского начала через черный ход, так сказать. Мужественность и «гендерно-нейтральный человек» исторически едины. Мужественность никогда не считалась единообразной, но всегда считалась разнообразной. «Единообразно» в смысле стереотипов определялись только «другие», особенно женщины ».
Как человек эволюционирует в будущем
Существует множество теорий, которые предполагают различные пути развития человеческого тела в будущем. Учёные постоянно находятся в поиске подсказок на тему, откуда мы пришли и куда движемся. Одни специалисты утверждают, что дарвиновский естественный отбор продолжается, в то время как другие считают, что люди уже достигли своего пика развития.
Так, например, профессор Стив Джонс из Университетского колледжа Лондона, говорит, что движущие силы эволюции уже не играют важной роли в нашей жизни. Среди людей, живших миллион лет назад, в прямом смысле слова выживал сильнейший, и враждебная окружающая среда имела прямое влияние на человеческий облик. В современном мире с центральным отоплением и обилием еды мутации гораздо менее вероятны.
Однако существует вероятность того, что наши тела будут развиваться и дальше. Человек может продолжить адаптироваться к изменениям, происходящим на нашей планете, которая становится всё более загрязнённой и зависимой от технологий.
Согласно теории, животные эволюционируют быстрее в изолированной среде, в то время как люди, живущие в XXI веке, вообще никак не изолированы. Однако этот вопрос тоже спорный. С новыми достижениями в науке и технике люди получили возможность мгновенно обмениваться информацией, но в то же время попали в большую изоляцию, чем когда-либо прежде.
Профессор Йельского университета Стивен Стернс говорит, что глобализация, иммиграция, культурная диффузия и доступность перемещений способствуют постепенной гомогенизации населения, что приведёт к усреднению черт лица. Рецессивные признаки людей, такие как веснушки или голубые глаза, станут большой редкостью.
В 2002 году в ходе исследования, проведённого эпидемиологами Марком Грантом и Дианой Лодердейл, обнаружилось, что только 1 из 6 не испаноязычных белых американцев имели голубые глаза, в то время как 100 лет назад более половины белого населения США были голубоглазыми. По прогнозам, цвет кожи и волос среднего американца потемнеет, а блондинов и людей с очень тёмной или очень светлой кожей останется крайне мало.
В отдельных частях планеты (например, в США) генетическое смешение происходит более активно, в других — менее. В некоторых местах уникальные физические черты, адаптированные к среде обитания, имеют сильное эволюционное преимущество, поэтому люди не смогут так просто с ними распрощаться. Иммиграция в отдельных регионах протекает гораздо медленнее, так что, по словам Стернса, полной гомогенизации человеческого рода может никогда и не произойти. Однако в целом Земля становится всё более и более похожей на большой плавильный котёл, и учёный заявил, что через несколько веков мы все станем похожими на бразильцев.
Вполне возможно, что в будущем люди могут приобрести способность сознательно изменять цвет своей кожи благодаря искусственному внедрению в тело хроматофоров (пигментсодержащих клеток, присутствующих у земноводных, рыб, рептилий). Может быть, найдётся и другой метод, но в любом случае это даст некоторые преимущества. Во-первых, межрасовые предрассудки окончательно сойдут на нет. Во-вторых, будучи в состоянии изменяться, можно будет выделяться в современном обществе.
Исследователи ранее обнаружили, что более привлекательные женщины имеют больше детей, чем менее привлекательные, причём большая часть рождённых ими детей — девочки. Их дочери вырастают в привлекательных половозрелых женщин, и эта картина повторяется. Учёные из Университета Хельсинки сделали вывод, что тенденция к увеличению числа красивых женщин усиливается с каждым новым поколением. При этом тренд не распространяется на мужчин.
Тем не менее человек будущего, вполне вероятно, будет красивее, чем сейчас. Строение его тела и черты лица будут отражать то, что большинство ищут в партнёрах сегодня. У него будут более тонкие черты лица, спортивное телосложение и хорошая фигура.
Другая идея, предложенная эволюционным теоретиком Оливером Карри из Лондонской школы экономики, кажется, вдохновлена идеями из классической научной фантастики. По его гипотезе, человеческий род с течением времени разделится на два подвида: низший, состоящий из коротышек, похожих на недоразвитых гоблинов, и высший класс — высоких, стройных, привлекательных и умных сверхлюдей, испорченных технологиями. По прогнозам Карри, произойдёт это не скоро — через 100 тыс. лет.
Если человек продолжит своё развитие, превращаясь в более сложное и разумное существо, его мозг будет становиться всё крупнее. С технологическим прогрессом мы всё больше будем зависеть от интеллекта и мозга и всё меньше от наших других органов.
Однако палеонтолог Питер Уорд из Университета Вашингтона в Сиэттле не согласен с этой теорией. «Если вы когда-либо переживали роды или были их свидетелем, то вы знаете, что со своим анатомическим строением мы стоим на самом краю — наши большие мозги уже вызывают экстремальные проблемы при родах, и если бы они становились всё больше и больше, то это бы вызвало большую смертность матерей во время родов, а эволюция не пойдёт по этому пути».
Результаты недавнего исследования учёных Колумбийского и Оксфордского университетов прогнозируют, что к 2030 году половина населения США будет страдать от ожирения. То есть в стране на 65 миллионов больше станет взрослых людей с проблемным весом.
Если вы думаете, что европейцы будут стройными и элегантными, то вы ошибаетесь. Согласно докладу, опубликованному парижской Организацией экономического сотрудничества и развития, за последние два десятилетия показатели ожирения выросли более чем вдвое в большинстве государств-членов Европейского союза. В итоге в среднем ожирением страдают более 15 % взрослых европейцев и каждый седьмой ребёнок, и тенденции неутешительны.
Станут ли люди будущего тучными и ленивыми существами, наподобие персонажей из мультфильма «Валли»? Всё в наших руках. Есть и другие точки зрения на этот счёт. Дело в том, что современные диеты имеют высокое содержание жиров и дешёвых «пустых калорий». В настоящее время существует достаточно негативное отношение к проблеме ожирения, что сделает людей в будущем лучше приспособленными и разборчивыми в еде. При популяризации концепции о правильном питании, а также при новых технологиях «еды будущего», всё станет на свои места.
Когда человечество наконец разберётся со здоровой едой, вполне вероятно, что болезни сердца и сахарный диабет, которые являются на данный момент одними из ведущих причин смертности в развитых странах, исчезнут.
Человека Разумного часто в шутку называют голой обезьяной. Но, как и у всех млекопитающих, у людей растут волосы, конечно, гораздо в меньшем количестве, чем у наших двоюродных братьев и предков гоминидов. Ещё Дарвин в «Происхождении человека» заявлял, что волосы на наших телах являются рудиментом. Из-за повсеместного распространения отопления и доступной одежды прежнее назначение волос на теле устарело. Но эволюционную судьбу волос точно спрогнозировать нелегко, поскольку они могут выступать в качестве одного из показателей при половом отборе. Если наличие волос на теле будет оставаться привлекательным аспектом для противоположного пола, то ген, ответственный за это, останется в популяции. Но, вполне вероятно, что люди в будущем будут иметь гораздо меньше волос, чем сегодня.
Компьютерные технологии, которые стали частью нашей повседневной жизни, несомненно отразятся на развитии человеческого организма. Постоянное использование клавиатур и сенсорных экранов может привести к тому, что наши руки и пальцы станут более тонкими, длинными и ловкими, а количество нервных окончаний в них резко возрастёт.
С увеличением потребности чаще использовать технические интерфейсы приоритеты изменятся. С дальнейшим техническим прогрессом интерфейсы (естественно, не без хирургического вмешательства) могут перекочевать в человеческое тело. Почему бы человеку будущего не заиметь клавиатуру в ладони и не научиться жать условную кнопку OК кивком головы, а на входящий звонок отвечать, соединив указательный и большой пальцы? Вероятно, в этом новом мире человеческое тело будет нафаршировано сотнями крошечных датчиков, передающих данные на внешние устройства. В сетчатку человеческого глаза может быть встроен дисплей с дополненной реальностью, а управлять интерфейсом пользователь будет при помощи движений языка по передним резцам.
Плохая память и низкий интеллект
Теория о том, что люди будущего будут иметь более высокие интеллектуальные способности, также вызывает сомнения. Исследование специалистов Колумбийского университета демонстрирует, что наша зависимость от интернет-поисковика сильно вредит нашей памяти. Интернет заменяет способность нашего мозга запоминать информацию, которую мы в любое время можем легко найти в Сети. Мозг начал использовать интернет в качестве резервной памяти. «Люди всё реже прилагают усилия, чтобы запомнить что-то, когда они знают, что всегда смогут найти эту информацию потом», — говорят авторы исследования.
Нейрофизиолог и лауреат Нобелевской премии Эрик Кандель в своей статье также указывает на то, что интернет делает людей глупее. Главная проблема в том, что чересчур активное использование интернета не позволяет сосредоточиться на чём-то одном. Чтобы овладеть сложными концепциями, нужно уделять серьёзное внимание новой информации и усердно пытаться ассоциировать её со знаниями, которые уже есть в памяти. Сёрфинг в Сети не даёт этой возможности: пользователь постоянно отвлекается и прерывается, из-за чего его мозг не в состоянии наладить прочные нейронные связи.
Согласно исследованию, население Соединённых Штатов попало в порочный круг постоянного стресса и депрессии. Трое из десяти американцев говорят, что они находятся в депрессии. Эти симптомы наиболее распространены среди людей в возрасте от 45 до 65 лет. 43 % сообщают о регулярных вспышках раздражительности и гнева, 39 % — о нервозности и чувстве тревоги. Даже стоматологи столкнулись с большим количеством пациентов с болями в челюстях и изношенными зубами, чем тридцать лет тому назад. Из-за чего? Из-за того, что от напряжения люди крепко сжимают челюсти и буквально скрипят зубами во сне.
Стресс, как показывают опыты на лабораторных крысах, является явным признаком того, что животное становится всё более непригодно для мира, в котором оно живёт. А как Чарлз Дарвин и Альфред Рассел Уоллес проницательно заметили более 150 лет назад, когда среда обитания более не является для живого существа комфортной, то вид вымирает.
там про ожирение и красоту друг другу противоречат)
Не совсем понятно, то люди становятся красивее, то с другой стороны, процент ожирения постоянно растет. Выходит, мы все будем жирными, но весьма симпатичными мулатами.
Уменьшат количество полигонов?
И тут пропаганду пидаросов сунули.
Антропоморфность разумной жизни по Ефремову: мечты или научная гипотеза?
В наш век биржевого мышления идеи палеонтолога и писателя-фантаста Ивана Ефремова о том, что разумная жизнь может возникнуть на других планетах только в форме красивых людей, вызывают улыбку. Какими только не рисуют фантасты инопланетян: гуманоид с огромной головой и хилым телом считается слишком антропоморфным.
Просто сопоставьте временные шкалы и изменения, произошедшие в течение сотен миллионов лет, и вы поймёте, что макроэволюция это не так, что три сотни миллионов лет, и вдруг, откуда ни возьмись, появился. двадцатиглазый чайник с крылышками.
Далее следует отметить такую эволюционную тенденцию как «оптимизация» числа органов и формы организмов.
Предки членистоногих, полихеты, имели параподии на каждом сегменте.
Также вы можете сравнить «допотопный дизайн» панцирных рыб и «эргономичный дизайн» костистых рыб.
Конечно, слово «оптимизация» в пространстве доминирующих тихогенетических концепций эволюции (эволюция на основе случайностей) звучит странно. Но тихогенез чаще всего бессилен объяснить макроэволюционные процессы, учёные начинают «плавать» при попытке ответить на острые вопросы, приводя бесчисленное множество гипотез, которые, в общем-то, являются фантазиями, поскольку машиной времени современная наука не располагает, и узнать, что произошло на самом деле, не представляется возможным. О номогенетических идеях, которые разделял Иван Ефремов, я писал тут. И с этой точки зрения вполне логичным представляется, что в процессе эволюции всё лишнее, требующее бессмысленного расхода ресурсов, нивелируется, если это возможно.
Таким образом, у прогрессивной эволюции есть магистральное направление, и вы можете вообразить себе, как оно выглядит. Точёные фигурки..
Поэтому, очень тяжело, должно быть, Громозеке, сконцентрироваться на рюмке с четыреста двумя каплями валерьянки. Это какая тяжёлая голова требуется, чтобы координировать движение такого числа рук! Подумайте об этом, прежде чем размышлять о многоруких пришельцах.
Сам Иван Ефремов, говоря о красивых людях на других планетах, апеллирует к принципу конвергенции: в сходной среде организмы в процессе эволюции обретают сходную форму.
Вот как иногда представляют себе пакицета, предка китообразных. И как они до такой жизни дошли, как у кашалота?
Автор заметки: Тюлин Д.Ю., канд. биол. наук
Какой была бы цивилизация на 1 миллиард лет старше нас?
Если бы мы встретились с внеземной цивилизацией, шансы на то, что они будут одного возраста с человечеством, ничтожно малы.
Если они намного моложе нас, то с ними будет трудно или невозможно общаться, но если они старше, скажем, на миллиард лет старше нас, то какими они могут быть?
Как бы они выглядели? Какими технологиями обладали, и на что были бы способны?
Чтобы представить, как может выглядеть развитая цивилизация, живущая миллиард лет, мы должны сначала рассмотреть, где мы, люди, находимся технологически и где мы, вероятно, будем в будущем.
Для этого мы можем использовать шкалу Кардашева, метод измерения технологического уровня цивилизации, основанный на количестве энергии, которую она может использовать.
Эта шкала была разработана в 1960-х годах российским астрофизиком Николаем Кардашевым, и ее первый уровень описывает цивилизацию, которая может использовать 100% энергии, поступающей в ее мир от родительской звезды.
Как вы, возможно, догадались, мы еще даже не приблизились к нижней ступени лестницы, в данный момент мы оцениваем себя в 0,74 по этой шкале.
Борьба с экзистенциальными кризисами по И.А. Ефремову
Данная статья относится к Категории: Борьба с деградацией общества
И.А. Ефремов высказал эти идеи в фантастическом романе «Час быка».
Мучения сознательной материи вдвойне ужасны. Психика многих людей теряет чувственную остроту, вырождаясь в ацедию — убийственное равнодушие расслабленности, ищущее ухода от агрессивной действительности в мир безответственных вялых фантазий. Но в бедной душе откуда богатство грёз? И вот люди упиваются наркотиком грохочущей поп-культуры или травоядно коллекционируют пустяки, мечтая о тихой бездеятельности рая. Но подобные мечты не оправданы историей, ибо противны природе человека-борца.
С этих же позиций учёный оценивал выход человека в космос:
«. совершенно необходимо, чтобы эта мечта не вырождалась в стремление убежать с Земли, где человек якобы оказался не в силах устроить жизнь. Есть только один настоящий путь в космос — от избытка сил, с устроенной планеты на поиски братьев по разуму и культуре» («Лезвие бритвы»).
С поиска пищи начался весь прогресс. Человеческий мозг не может не искать и всегда будет искать, насколько бы не угнеталась эта его способность непомерным давлением или индифферентностью неустроенной жизни. Сознание не способно переносить длительное возбуждение многократно, это защита от быстрого износа нервной системы. И крайняя степень экстравертности современной цивилизации раздирает его между духовно нищей, монотонной жизнью и пустыми развлечениями с их искусственным накалом страстей, констатировал Ефремов. Но он же оставался трезвым оптимистом, зная об огромных ресурсах психики и её способности к преображению.
Мозг стал могущественным, развиваясь в социальной среде, и одним из первых в нём закрепился инстинкт альтруизма, победивший темные звериные наслоения бессознательного. Вздорны модные ныне разговоры о заброшенности человека в случайный и чуждый для него мир, о его обречённости в этом мире. Обречён не человек, а ревущая городская цивилизация. Ефремов не уставал повторять, что экзистенциальный кризис современности есть следствие хаотичности социальных процессов. Качество сплочённого коллектива он противопоставлял механическому количеству и непостоянству толпы. Толпа растворяет индивидуальность, она лишена связей и не умеет накапливать и преобразовывать информацию; это первобытное стадо.
Утверждение «Человек — микрокосм» известно каждому, но о его всеохватности стоит помнить особо. В полном соответствии с ним, например, острота человеческого ума зависит не от количества нейронов в мозгу, но от качества их связей друг с другом.
В силу естественного соотношения эмоций в человеке больше положительного, говорил Ефремов, в противном случае он не состоялся бы как вид. Мозг обладает замечательной способностью исправлять дисторсию мира, выравнивая её в сторону добра и красоты. «Разве вам незнакомо, что лица людей издалека всегда красивы, а чужая жизнь, увиденная со стороны, представляется интересной и значительной?» — вопрошает Фай Родис («Час Быка»)». […]
Иван Антонович чётко определил в «Часе Быка» и «Лезвии бритвы» ошибки, которых необходимо избежать на пути развития человека, как личности.
Убери из указанной тройки духовность — и человек превращается в холодную, бездушную машину, способную уничтожить весь мир вокруг, теряющую чувства. Развитие фашизма в данном случае, неизбежно, и ведёт к очередному тупику — бесконечным войнам внутри общества за привилегии якобы превосходящих рас или социальных слоев. Возникает угроза развития ложной рациональности в подходах к решению серьёзных демографических и социальных проблем. (Самый ужасающий пример, думаю, всем знаком: деление людей по расовому и национальному признаку). Если же отвергнуть интеллект — земляне утратят способность защитить себя в условиях реальной жизни: любые стихийные бедствия грозят превратиться сначала в волну, откидывающее человечество назад в историческом материальном развитии, а затем вал природных катастроф сотрет человечество с лица земли.
И если с физическим и интеллектуальным развитием всё ещё более-менее понятно, то в чём же Ефремов видел духовность? По моим ощущениям, прежде всего, в ответственности. В осознании и понимании необходимости не только развития человека, как отдельной, самостоятельной личности, но и в воспитании в нём члена общества, важной, неотъемлемой частицы социума. Все в той же повести «Сердце Змеи» Иван Антонович очень чётко выразил свою мысль:
«Человечество не может покорить космос, пока не достигнет высшей жизни, без войн с высокой ответственностью каждого человека за всех своих собратьев!».
Верцинская А., «Главная задача необъятного будущего», в Сб.: Провозвестник Великого Кольца: к 100-летию И.А. Ефремова (1908-2008), СПб, «Ноосфера», 2008 г., с. 60-61 и 73-74.
Изображения в статье
Иван Антонович Ефремов — русский учёный-палеонтолог, писатель-фантаст / РИА Рустим
Image by Gerhard G. from Pixabay
Image by Justin Martin from Pixabay
Старение и бессмертие: взгляд биолога
Данная заметка написана по просьбе комментатора.
Когда я обучался в магистратуре, нам читал лекции профессор Валерий Степанович Тырнов, исследователь старения. Натура увлечённая, он рассказывал немало удивительного. Например, о том, что обнаружил на сыре штамм плесени, способный расти при отрицательных температурах, который содержит в морозилке, несмотря на протест жены. Профессор надеялся принять с этим штаммом участие в экспериментах, изучающих возможности терраформирования Марса. Ещё он рассуждал о внедрении в геном человека генов, отвечающих за фотосинтез, с целью получения «зелёных человечков», питающихся солнечным светом. Когда я сдавал экзамен профессору, у него уже отказывало зрение. В следующем семестре Валерий Степанович умер. Он пытался успеть победить старение, но не успел. Рассуждая вслух, Валерий Степанович говорил, что первый заметный признак старения у человека проявляется очень рано, зачастую – в подростковом возрасте. Это – кариес постоянных зубов.
Говоря о старении и естественной смерти, мы имеем в виду, прежде всего, многоклеточных животных. Среди одноклеточных и растений явления старения и смерти весьма размыты. Да, согласно новым научным данным, существует т.н. клональное старение штаммов микроорганизмов: для одних существует ограниченное количество делений митозом (бесполое размножение), для других биологические часы обнуляются лишь в одной из разделившихся половинок. Это т.н. репликативное старение. Многие исследователи говорят о хронологическом старении самих клеток простейших организмов. Но это лишь с одной стороны. С другой стороны, теоретически бессмертны растения, размножающиеся вегетативно. Кто может сказать, сколько лет существует традесканция, высаженная в горшок черенком, отделённым от традесканции из другого дома, и та, в свою очередь, когда-то была черенком… Это всё один и тот же геном, один и тот же индивидуум, с генетической точки зрения. В центре пустыни Мохаве произрастает King Clone – клональная колония креозотового куста (Larrea tridentata), возраст которой оценивается в 11700 лет.
Наблюдения за гигантскими груперами (Epinephelus lanceolatus), длиной 2,5 м. и весом до 400 кг. (живут 100-120 лет) показали, что старые особи проигрывают конкуренцию молодым. Они менее поворотливы из-за огромных размеров, зачастую не имеют возможности спрятаться в пещеру. Но они не стареют. Они по-прежнему отлично видят малейшее шевеление усика креветки из-под дальнего камня. Они просто перерастают свою экологическую нишу.
Максимальная продолжительность жизни человека – 120 лет.
Теперь попробуем классифицировать современные теории старения. Во-первых, следует выделить 2 большие группы эволюционных теорий старения.
Весьма популярны ныне теории, связанные с т.н. лимитом (пределом) Хейфлика. Такова теломерная теория Оловникова. В соматических клетках с диплоидным набором хромосом размеры теломер (участков ДНК на концах хромосом) с каждым делением клетки сокращаются, по причине отсутствия фермента теломеразы в клетке. Когда теломеры станут достаточно коротки, ДНК-полимераза потеряет способность реплицировать концы молекулы ДНК. Включается процесс апоптоза – запрограммированного саморазрушения клетки. Так, предельное число делений для клеток человеческого организма – 52 деления.
Клетки, в которых функционирует теломераза – бессмертны. Таковыми являются половые и раковые клетки. Полагается, что теломераза исчезла в соматических клетках не случайно, а для подавления опухолеобразования.
Линия клеток HeLa из раковой опухоли шейки матки пациентки по имени Генриетта Лакс, умершей в 1951 г, считается бессмертной. В декабре 1960 года клетки HeLa первыми полетели в советском спутнике. В 1968 г. на борту советского космического аппарата «Зонд-5» они облетели вокруг Луны. Эти клетки эволюционировали за прошедшие годы. Иногда они способны заражать культуры других клеток. Лен Ван Вален описал эти клетки как новый вид организмов – Helacyton gartleri, впрочем, обычно биологи не относятся к последнему всерьёз.
Рассмотрим теперь теории, рассматривающие старение как следствие повреждения клеток. Это вторая группа теорий старения.
Действительно: в мире стареет всё. Изнашивается ботинок, точит вода камень, солнца превращаются в красные гиганты… Эта группа теорий старения рассматривает старение как результат отсутствия программы репарации и способна вызвать некоторый психологический дискомфорт. Ведь написать программу это совсем не то, что просто её удалить, не так ли?
Рассмотрим одну из таких теорий, т.н. теорию накопления мутаций. Согласно этой теории, предложенной Питером Медаваром в 1952 году, естественный отбор препятствует накоплению вредных мутаций, проявляющихся до возраста, достижение которого необходимо организму для реализации репродуктивных функций. Далее действие естественного отбора ослабевает, и накопившиеся вредные мутации, проявляющиеся после прохождения организмом репродуктивного цикла, обеспечивают феноменологию старения. Очевидно, что домовой мыши с быстрым метаболизмом, маленьким тельцем и быстрым репродуктивным циклом, долгая жизнь ни к чему, другое дело – огромный слон, которому необходимо выносить слонёнка. Не отвергая ценного наблюдения о существовании некоторой корреляции между длиной репродуктивного цикла и продолжительностью жизни, отметим, что на настоящий момент теория накопления мутаций остаётся гипотезой.
Гораздо ближе автору этих строк т.н. теория одноразовой сомы. Согласно этой теории, в процессе эволюции стоял вопрос об ограниченности ресурсов. Ресурсы могли быть потрачены на репарацию, а могли быть потрачены на другие функции. В итоге они были потрачены на репарацию (восстановление) ровно на столько, сколько необходимо для реализации репродуктивного цикла. Поскольку жизнь это эволюция нуклеиновых кислот… И природа любит оптимизацию: у полихет – множество параподий, у их потомков членистоногих число ног с повышением уровня организации сокращается. У речного рака 5 пар ходильных ног, у паука – 4, у насекомых – 3, а клопу водомерке для прыжков по воде достаточно 2 пары, 3-я пара передних лапок – специализирована. В целом, данный взгляд на эволюцию старения разделяется основной частью биологического сообщества.
Однако, эволюционные теории старения рассматривают этот процесс в самых общих чертах. Отдельной категорией следует отметить теории старения, рассматривающие конкретные механизмы старения. Одну такую теорию (связанную с пределом Хейфлика) мы уже рассмотрели. Другая подобная теория – свободнорадикальная теория старения. Она утверждает, что старение происходит из-за накопления в клетках повреждений, нанесённых свободными радикалами с течением времени. Свободными радикалами называются молекулы или атомы, содержащие один или несколько неспаренных электронов на внешнем электронном уровне. Очевидно, что в основе этой теории во многом лежит эмпирическое наблюдение: животные с интенсивным метаболизмом живут меньше, чем животные с медленным метаболизмом. Сравните землеройку и черепаху. Одна из модификаций свободнорадикальной теории – митохондриальная теория старения, отводящая ключевую роль в процессе таким органоидам клетки, как митохондрии. Вряд ли свободные радикалы являются единственной причиной старения, однако, не следует забывать, что данный подход предполагает возможность увеличения продолжительности жизни при соблюдении определённой диеты (низкокалорийной) и регулярных занятиях спортом.
Автор этих строк придерживается взгляда, что старение связано с множеством механизмов. По аналогии с ботинком: он стирается, и одновременно у него может отклеиваться подошва. Это т.н. системный подход к старению, разделяемый большинством биологов.
Человек мечтает о вечной молодости и бессмертии с тех пор, как осознал себя смертным. Николай Фёдоров, предтеча и вдохновитель Циолковского, мечтал о воскрешении в будущем всех, когда-либо живших, силами науки. Эта идея не так утопична, как может показаться на первый взгляд, если учесть, что человеческий разум трансформирует в природе всё, с чем не может смириться. Люди не могли смириться с тем, что не способны летать, и, в конце концов, создали летательные аппараты. Может ли человек смириться со смертью близких? Нет.
Однако, сейчас нас интересует лишь остановка старения: существует ли в природе радикальный механизм омоложения? Доктор биологических наук Николай Мушкамбаров считает, что таким механизмом является мейоз – процесс образования половых клеток, известный каждому из школьных учебников биологии.
И вот тут нам придётся вступить в область научной фантастики.
Механизм обнуления биологических часов существует, и этот механизм воспроизводится в процессе полового размножения. Однако, обновлённый организм отличается от исходных родительских, но главное – занимает отдельное, искривлённое по Вернадскому, пространство. Даже если мы говорим об эмбрионе в теле матери. Доктор Мушкамбаров рассуждает о возможности запустить необходимые для обновления процессы мейоза в соматических клетках, нужно только полностью определить гены, ответственные за разные аспекты мейоза. Конечно, Мушкамбаров, оговаривается, что пока речь идёт о фантастическом проекте.
Однажды я беседовал обо всём этом со специалистом по старению (на тот момент – кандидат наук, преподаватель МГУ). Он отвечал, что его мысли движутся в том же направлении.
Тут возникнет множество этических противоречий. Подобная власть над биологической природой означает утрату смысла не только для таких понятий как возраст, пол, раса, внешний облик (всё это окажется легко трансформируемым в течение жизни), но и для привычных нам всем свойств человеческого организма (вспомните зелёных человечков профессора Тырнова, или человека-амфибию Беляева). Да, это философия трансгуманизма. Не цифровой трансгуманизм (киборгизация или оцифровывание человека, что мне неприятно), но биологический. Однако, прежде чем пугаться, задумайтесь над тем, что трансгуманистические преобразования начинаются ещё тогда, когда первобытный человек впервые применил зубный протез. Вопрос лишь в мере…
Вдумайтесь, как мало живёт человек. Если вы увлекаетесь историей, палеонтологией, фантастикой, следите за политическими событиями, вам должно быть знакомо это чувство: вы никогда не узнаете, что будет через двести, тысячу лет… Не увидите смены формаций, не увидите новой, посткайнозойской эры… Не узнаете, есть ли жизнь в пределах иных звёздных систем. При том, что можете свободно перемещаться в воображении сквозь тысячелетия и эоны в прошлое. Доживём ли? Я считаю, что шанс дожить до ощутимого продления срока жизни у нас есть, а там глядишь, и. Конечно, увеличение численности населения предполагает освоение дальнего космоса.
Фридрих Энгельс полагал свободу осознанной необходимостью и говорил о скачке из царства необходимости в царство свободы. Именно о таком прыжке в царство биологической свободы, при условии познания биологических необходимостей, идёт речь. Ещё буддистские философы мечтали остановить колесо Сансары, бесконечный круговорот рождений, страданий и смертей. Жизнь в древней Индии была настолько тяжела, что эта остановка мнилась мрачным для современного человека способом: уходом в абсолютное небытиё. Когда я однажды впервые воспроизвёл биуретовую реакцию на белок в лаборатории, то вдруг осознал, что в этом и заключается конечный смысл науки биологии: остановить колесо, и каждая установленная учёными реакция, позволяющая идентифицировать те, или иные биологические молекулы, подобная этой, окрашивающей содержимое пробирки в лиловый цвет, каждая новая формула, приближает человечество к этому часу. Майский ветер с запахом пыльцы врывался в раскрытое окно, хотел бы я вновь пережить эту гамму чувств…
В заключение отмечу вот что. Рыночная экономика не заинтересована в индивидуальной эволюции и бессмертии каждого. Подобно тому, как биологическая эволюция заинтересована лишь в продлении рода, она заинтересована в умножении прибыли. Подумайте об этом.