Что такое постимпрессионизм в искусстве

Постимпрессионизм

Литература: Ревалд Дж., Постимпрессионизм, (пер. с англ., Л.-М., 1962); В. Н. Прокофьев, Постимпрессионизм. (Альбом), М., 1973.

(фр. postimpressionisme, от лат. post – после и импрессионизм), термин, принятый в искусствознании для обозначения магистральной линии развития французского искусства, начиная со второй пол. 1880-х гг. до нач. 20 в. Началом постимпрессионизма принято считать 1886 г., когда состоялась последняя выставка импрессионистов и был опубликован «Манифест символизма» поэта Жана Мореаса.

Что такое постимпрессионизм в искусстве. Смотреть фото Что такое постимпрессионизм в искусстве. Смотреть картинку Что такое постимпрессионизм в искусстве. Картинка про Что такое постимпрессионизм в искусстве. Фото Что такое постимпрессионизм в искусстве
П. Сезанн. «Игроки в карты». 1890—92 гг.

Новые течения объединяло неприятие эстетики импрессионизма и реализма, художники-постимпрессионисты стремились передавать в картинах не сиюминутное, а характерное и сущностное. К постимпрессионистам относят представителей пуантилизма (Ж. Сёра, П. Синьяк), участников группы «Наби», А. де Тулуз-Лотрека. Однако главная роль в определении творческого метода постимпрессионизма принадлежала П. Сезанну, В. Ван Гогу и П. Гогену. Каждый из этих мастеров работал самостоятельно и искал свой собственный путь в искусстве. Они не входили, как импрессионисты, в единую группу. Художников объединяло лишь то, что основой их творческих поисков был импрессионизм. Почти все они начинали свой путь в искусстве в русле этого течения, использовали открытия импрессионистов в области цвета, композиции, техники живописи, раздельного мазка и др. П. Сезанн неукоснительно держался метода работы с натуры. В творчестве постимпрессионистов сохранялось жизнеподобие образов, от которого позднее отказались многие авангардные мастера 20 в.

Что такое постимпрессионизм в искусстве. Смотреть фото Что такое постимпрессионизм в искусстве. Смотреть картинку Что такое постимпрессионизм в искусстве. Картинка про Что такое постимпрессионизм в искусстве. Фото Что такое постимпрессионизм в искусстве
П. Гоген. «Таитянки на побережье». 1892 г. Музей Метрополитен. Нью-Йорк

Главное отличие постимпрессионистов от импрессионистов состояло в том, что они отвергали метод только зрительного наблюдения и изображения лишь внешности, поверхности явлений жизни. Используя распространённое сравнение искусства с зеркалом, П. Гоген утверждал, что в его произведениях отражается не внешний вид изображаемых фигур и предметов, а духовное состояние художника. Целью искусства стало самовыражение, а не подражание природе. П. Сезанн называл своё искусство «размышлением с кистью в руках». Постимпрессионисты хотели вернуть искусству то, от чего отказались импрессионисты: содержание, размышление, стремились восстановить связь с художественными традициями прошлого, в том числе классическими.

Что такое постимпрессионизм в искусстве. Смотреть фото Что такое постимпрессионизм в искусстве. Смотреть картинку Что такое постимпрессионизм в искусстве. Картинка про Что такое постимпрессионизм в искусстве. Фото Что такое постимпрессионизм в искусстве
В. Ван Гог. «Портрет доктора Гаше». 1890 г. Частное собрание

Каждый из участников этого движения стремился по-своему переработать импрессионизм, восполнив в нём то, чего ему, по их мнению, недоставало.
Построение продуманной целостной композиции было одной из главных задач в творчестве П. Сезанна. В своих поисках он опирался на классическое наследие, творчество Н. Пуссена и О. Д. Энгра, часто обращался к темам и образам классического искусства, не ограничиваясь только изображением современной жизни. Он геометризировал форму изображаемых предметов и фигур и делал их структуру однородной. Сезанн вернул фигурам и телам весомость, объёмность и материальность, утраченную импрессионистами. Он говорил, что работает не с натуры, а «параллельно натуре».
Ван Гог стремился с помощью цветовых созвучий выразить своё отношение к изображаемому. Например, ночное кафе для него – место, «где можно сойти с ума» или «совершить преступление». В пейзажах Ван Гога, как в душе человека, происходит «столкновение страстей»: скалы содрогаются, деревья взывают о помощи. Ван Гог писал, что он не старается изобразить то, что перед глазами. Его целью было выразить себя. Цвет у него становится главным выразителем эмоций. Ван Гог считал, что есть цвета, которые «любят», и есть такие, что «ненавидят» друг друга. Поэтому их контраст или гармония способны выразить разнообразные духовные состояния художника. Мазок Ван Гога тоже делается носителем эмоций. Иногда он резкий, заострённый, отрывистый, а иногда – закруглённый, ритмически повторяющийся.
Ещё дальше отошёл от импрессионистов Гоген. Художник хотел обратиться к вечным, вневременным темам. Его привлекало искусство первобытности, Востока. Он говорил, что изображает не реальную жизнь, а «свои мечты о ней». Живопись Гогена – это мир чуда, сказки. Стволы деревьев синие, земля красная, небо жёлтое. Его художественный язык становится откровенно условным. У Ван Гога цвет эмоционален, у Гогена – декоративен.
Постимпрессионисты, использовав завоевания импрессионистов, перешагнули тот рубеж, перед которым остановились их предшественники. Каждый из постимпрессионистов, сохраняя жизнеподобие, преодолел непреложный принцип традиционной художественной системы «подражания природе». Стул и башмаки в картинах Ван Гога, яблоки Сезанна, несмотря на внешнее сходство с реальными предметами, не тождественны им. Они существуют в условном мире искусства, где эти предметы преображаются художником. Цвет, линии, формы становятся выразителями индивидуальности художника, его чувств и мыслей. Постимпрессионисты пошли дальше импрессионистов в отрицании догм, форм, канонов академического искусства. Однако постимпрессионизм неотделим от импрессионизма. Это две фазы периода разложения традиционной академической системы и перехода к искусству 20 в.

Источник

Постимпрессионизм

Постимпрессионизм активно развивался в промежутке между 1886 и 1905 годами. Впервые термин был употреблен искусствоведом Роджером Фраем в 1906 году. Несколько лет спустя Фрай снова использовал этот термин, когда организовал в лондонских галереях Графтон в 1910 году выставку «Мане и постимпрессионисты», определяя самим названием тенденции в развитии французского искусства со времен Мане. Экспозиция вызвала тогда ядовитую критику, ее называли «возмутительной, анархистской и детской».

Постимпрессионисты работали в личных, глубоко индивидуальных стилях, многие из которых впоследствии стали отдельными направлениями в живописи. Многие художники были соперниками в методах и подходах к искусству. Так, Поль Гоген и Жорж Сера питали взаимную неприязнь и резко высказывались о методах и стилях друг друга. Гоген выражал свой собственный постимпрессионизм в символическом, абстрактном содержании картин, используя чистый цвет, четкие линии и плоскую двухмерность, чтобы вызвать внутреннее эмоциональное воздействие на зрителя. Впоследствии он развил эти идеи в своей теории «синтетизма». В свою очередь, оппонент Гогена, Жорж Сера использовал в своем творчестве ряд научных представлений о контрастных и дополнительных цветах, став пионером техники, известной как пуантилизм, или дивизионизм.

Винсент Ван Гог, напротив, разделял взгляды импрессиониста Эдгара Дега, однако, в свою очередь, весьма скептически относился к творчеству постимпрессиониста Поля Сезанна, считая его работы «заказными». Сам художник, отказавшись от тонкости письма импрессионистов и принципов академизма, для передачи своих чувств использовал насыщенные цвета и широкие изгибающиеся мазки, демонстрируя стилизацию, характерную для японских гравюр укиё-э.

Постимпрессионизм в творчестве Поля Сезанна выражался в архитектуризации изображения, когда каждая часть холста должна была способствовать его общей структурной целостности. Художник использовал серии методичных мазков, как будто он «строил» картину, а не «рисовал» ее. Изображая природу «с помощью цилиндра, сферы и конуса», Сезанн дал начало новому направлению в живописи – кубизму.

Постимпрессионизм ушел от изображения окружающего мира, углубившись в эмоции и воспоминания, творя новое искусство и стараясь установить связь со зрителем на более глубоком уровне. Это движение стало источником для пуантилизма, символизма, модерна и других направлений живописи начала XX века.

Источник

Почему постимпрессионизм называют «размышлением с кистью в руках»?

Что такое постимпрессионизм в искусстве. Смотреть фото Что такое постимпрессионизм в искусстве. Смотреть картинку Что такое постимпрессионизм в искусстве. Картинка про Что такое постимпрессионизм в искусстве. Фото Что такое постимпрессионизм в искусстве

«Размышление с кистью в руках» – так говорил о своем творчестве Поль Сезанн. Его слова как нельзя лучше характеризуют постимпрессионизм. Художники перестали видеть суть искусства в фиксации моментов. Целью становится глубокое изучение происходящего и передача собственного восприятия от увиденного.

Что такое постимпрессионизм в искусстве. Смотреть фото Что такое постимпрессионизм в искусстве. Смотреть картинку Что такое постимпрессионизм в искусстве. Картинка про Что такое постимпрессионизм в искусстве. Фото Что такое постимпрессионизм в искусствеПоль Гоген “Женщина, держащая плод”

Определение этого направления

Что такое постимпрессионизм? Так называют направление во французской живописи, появившееся во второй трети 19 века. Место будничных стоп-кадров без сюжета занимают осмысленные живописцами истории, и их картины становятся рассказами о сокровенном.

Поль Гоген раскрывал суть искусства, сравнивая его с зеркалом. Представитель постимпрессионизма увлекался не внешним, а внутренним. Художники задумываются о том, как вернуть в живопись содержание, которому не придавали значения импрессионисты.

Сам термин «постимпрессионизм» появился благодаря критику из Англии Роджеру Фрайю. Он дал такое название направлению в 1910 году после посещения выставки в Лондоне, где познакомился с работами Ван Гога, Сезанна, Сера и других живописцев.

Новый стиль возник в конце 19 века. В 1886 году произошло два важных события в мире искусства – последняя выставка импрессионистов и публикация «Манифеста символизма», подготовленного французским поэтом Жаном Мореасом.

Импрессионизм и постимпрессионизм в живописи развивались параллельно. Новое направление вобрало в себя черты предшественника, но некоторые принципы художники-постимпрессионисты отвергали категорически. Целью искусства они считали поиск новых выразительных средств, лучше подходящих эпохе. Живописцы большее внимание стали уделять философским вопросам. Общей программы и школы не появилось, определение тоже не сформировалось, но всех художников объединяла заинтересованность идейно-нравственными ценностями.

Особенности направления

Последователи стиля в отличие от натуралистов отказались сохранять на полотнах только видимое. Постимпрессионисты обратились к импрессионизму, который начался с творчества Клода Моне. Они активно использовали знания предшественников, но различия появились быстро. Техника живописи, способы нанесения мазков, тонкости передачи цветов, работа на открытом воздухе – все это оставалось одинаковым. Основные особенности постимпрессионизма связаны с философскими вопросами.

Отличие заключается в нежелании посвящать творчество сиюминутным ощущениям. Если кратко, для живописцев на первый план выходит состояние художника, а не желание подражать природе. Импрессионист задумывается, в каком мире он живет, как вернуть прошлые художественные традиции.

Характерные черты постимпрессионизма

Винсент Ван Гог

Нидерландский живописец Винсент Ван Гог – один из самых известных представителей направления. Его творчество повлияло на развитие искусства 20 века, хотя при жизни Ван Гога и не было предпосылок к такому. Критики принимали творчество гения холодно. Бедность и неудачи в любви довели его до сумасшествия и самоубийства.

Винсент Ванг Гог давал свое определение живописи. Он считал, что настоящие художники не повторяют вещи такими, какие они есть, а чувствуют себя этими предметами, поэтому и творят. Работы Ван Гога – проекции эмоций или впечатлений. Он болезненно ощущал несправедливость жизни, сочувствовал окружающим. Художник постоянно находился в конфликте с миром буржуазии. Драматичный взгляд на вещи отразился и в творчестве.

Что такое постимпрессионизм в искусстве. Смотреть фото Что такое постимпрессионизм в искусстве. Смотреть картинку Что такое постимпрессионизм в искусстве. Картинка про Что такое постимпрессионизм в искусстве. Фото Что такое постимпрессионизм в искусствеАвтопортрет

Ван Гог появился на свет в маленьком голландском городе Грот-Зундерте в семье пастора. Увлечение живописью началось с 16 лет – в этом возрасте юноша стал помогать торговцу картинами. Вопросы религии серьезно увлекали будущего художника. Он выступал с проповедями перед шахтерами. Однако произошел конфликт с властями. Винсенту Ван Гогу пришлось вернуться в отчий дом.

После этих событий художник решает посвятить жизнь творчеству. Для него постимпрессионизм – это больше, чем искусство. На полотнах того времени появляются обездоленные герои – крестьяне, шахтеры и землекопы. Отец в штыки воспринял желание сына поднимать социальные вопросы. Из-за конфликта на этой почве художник вынужден переехать из родного города в Париж. В столице Франции жил его брат Тео, который поддержал живописца.

Что такое постимпрессионизм в искусстве. Смотреть фото Что такое постимпрессионизм в искусстве. Смотреть картинку Что такое постимпрессионизм в искусстве. Картинка про Что такое постимпрессионизм в искусстве. Фото Что такое постимпрессионизм в искусстве«Пейзаж в Овере после дождя»

Художник познакомился с японскими гравюрами и творчеством Делакруа. Серьезное впечатление на него произвели работы Гогена, Писсаро и Бернара. Ван Гог приходит в восторг от импрессионизма, участвует в выставках. На полотнах того периода важное место занимают светлые тона и яркие краски.

Из Парижа в 1887 году художник переезжает в город Арль на юге страны. Работа кипит – за следующие 12 месяцев художник написал 200 полотен. Сначала живописец работает вместе с другом Гогеном, но из-за постоянных ссор приятели не в силах работать в одной мастерской.

Душевное состояние Ван Гога ухудшается из-за конфликтов, негативных оценок критиков, голода и безденежья. Постимпрессионист однажды сорвался и отрезал свою мочку уха. После этого инцидента пристанищем гения становится больница для душевнобольных. В клинике он продолжает писать картины. Творчество становится единственной отдушиной.

На полотнах сохраняются противоречивые чувства постимпрессиониста. Он восторгается миром вокруг, но постоянно тоскует и беспокоится. Мир вещей воплощает сомнения и страхи – предметы становятся отражением эмоций. Даже дом художник умудряется изобразить со свойственным ему драматизмом.

После лечения художник переезжает в Овер, где находится под наблюдением психиатра Гаше. Врач тоже увлекается живописью. Это обстоятельство позитивно сказывается на состоянии здоровья пациента. Ван Гог работает увлеченно, но все чаще чувствует себя одиноким и несчастным. Один из приступов завершается трагически – 29 июля 1890 года живописец сводит счеты с жизнью.

Что такое постимпрессионизм в искусстве. Смотреть фото Что такое постимпрессионизм в искусстве. Смотреть картинку Что такое постимпрессионизм в искусстве. Картинка про Что такое постимпрессионизм в искусстве. Фото Что такое постимпрессионизм в искусстве“Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой”

Для творчества этого художника характерны яркие мазки. Некоторые из них расположены на картинах параллельно, другие – зигзагообразно. Иногда появляется ощущение, что гений наносит краски не кистью, а просто с силой выдавливает их на холст из тюбиков. Все объекты находятся в движении. Примеры не нужно долго искать. На полотнах ветер сгибает деревья, содрогаются скалы, Солнце неистово пылает, земля пульсирует.

Один из главных способов выражения эмоций – игра с цветом. Настроение постимпрессионист передавал при помощи сочетаний красок. Некоторые создают ощущение гармонии, другие напротив конфликтуют, вызывая дискомфорт и отторжение. Современники не оценили новый взгляд на творчество. Признание пришло только после смерти гения.

Можно приобрести о Ван Гоге книги в разных жанрах. Доступна и художественная литература, и биографии, и сборники писем живописца. Отдельного внимания заслуживает книга Ирвинга Стоуна «Жажда жизни».

Поль Сезанн

Этого художника называют «отцом постимпрессионизма». Сегодня полотна художника находятся в музеях по всему миру и уходят за баснословные суммы на аукционах. В отличие от Винсента Ван Гога признание французский художник получил при жизни. Но начинались истории живописцев одинаково – критики их творчество не жаловали.

Что такое постимпрессионизм в искусстве. Смотреть фото Что такое постимпрессионизм в искусстве. Смотреть картинку Что такое постимпрессионизм в искусстве. Картинка про Что такое постимпрессионизм в искусстве. Фото Что такое постимпрессионизм в искусстве“Автопортрет”

Работы Поля Сезанна украшали первую выставку импрессионистов. После нее он вернулся в родной Прованс. В течение 20 лет художник вел затворнический образ жизни и работал не переставая. В результате 150 полотен, отправленных в Париж, были приняты молодым поколением тепло. Постимпрессионист работает над автопортретами, увлеченно пишет родственников и друзей. Он не оставляет без внимания пейзажи и натюрморты. Фантастические образы он ненавидит, считая, что жизнь важно показывать без прикрас.

Что такое постимпрессионизм в искусстве. Смотреть фото Что такое постимпрессионизм в искусстве. Смотреть картинку Что такое постимпрессионизм в искусстве. Картинка про Что такое постимпрессионизм в искусстве. Фото Что такое постимпрессионизм в искусстве«Пьеро и Арлекин»

Картина «Пьеро и Арлекин» посвящена двум людям искусства. Актеры изображены не на сцене, а перед выступлением. Полю Сезанну позировали сын и его знакомый. Натурщикам пришлось непросто – художник требовал часами оставаться неподвижными. Арлекин кажется гордым и недоброжелательным, а Пьеро опечаленным под грузом собственных мыслей. Понятно, что фигуры находятся в одном пространстве, но они настолько дисгармонично смотрятся рядом, что их сравнение кажется неуместным. Герои принадлежат параллельным мирам.

Поль Сезанн считал, что художник должен овладеть простыми формами, чтобы писать мастерски. В природе встречаются чаще всего конусы, цилиндры и шары. Разнообразие и богатство красок помогает завершить авторский замысел.

Поль Гоген

Поль Гоген начал заниматься искусством в зрелом возрасте. Он оставил службу в банке после 30 лет, чтобы посвятить время живописи. Сначала он писал под влиянием импрессионизма, но потом выработал собственный узнаваемый стиль. С 1891 года художник живет на Таити, где пишет полотна, вдохновленный безмятежностью местных жителей и экзотической красотой природы.

Французский живописец выбирает яркие краски. Орнамент на одежде пересекается с узором листьев. Изображенная женщина неразрывно связана с окружающим миром. Стиль Гогена называют ковровым из-за орнаментальности и плоскостности.

Что такое постимпрессионизм в искусстве. Смотреть фото Что такое постимпрессионизм в искусстве. Смотреть картинку Что такое постимпрессионизм в искусстве. Картинка про Что такое постимпрессионизм в искусстве. Фото Что такое постимпрессионизм в искусстве«Таитянские женщины на побережье»

Последователи постимпрессионизма

Постимпрессионизм оказал серьезное влияние на живопись в 20 веке. В искусстве выделяют следующие направления, которые развились под его воздействием:

Постимпрессионисты воспользовались открытиями предшественников, но не остановились на их достижениях. Живописцы увлеченно продолжили поиски и эксперименты в искусстве. Каждая линия, форма и цвет служили для одной цели – все детали передавали чувства постимпрессионистов и их восприятие действительности.

Что такое постимпрессионизм в искусстве. Смотреть фото Что такое постимпрессионизм в искусстве. Смотреть картинку Что такое постимпрессионизм в искусстве. Картинка про Что такое постимпрессионизм в искусстве. Фото Что такое постимпрессионизм в искусстве

Импрессионизм и магические трюки художников-импрессионистов

Что такое постимпрессионизм в искусстве. Смотреть фото Что такое постимпрессионизм в искусстве. Смотреть картинку Что такое постимпрессионизм в искусстве. Картинка про Что такое постимпрессионизм в искусстве. Фото Что такое постимпрессионизм в искусстве

Магия и геометрия: как в живописи 20 века появился кубизм

Что такое постимпрессионизм в искусстве. Смотреть фото Что такое постимпрессионизм в искусстве. Смотреть картинку Что такое постимпрессионизм в искусстве. Картинка про Что такое постимпрессионизм в искусстве. Фото Что такое постимпрессионизм в искусстве

Что такое сюрреализм?

Что такое постимпрессионизм в искусстве. Смотреть фото Что такое постимпрессионизм в искусстве. Смотреть картинку Что такое постимпрессионизм в искусстве. Картинка про Что такое постимпрессионизм в искусстве. Фото Что такое постимпрессионизм в искусстве

Художница Марселла Каспар

Что такое постимпрессионизм в искусстве. Смотреть фото Что такое постимпрессионизм в искусстве. Смотреть картинку Что такое постимпрессионизм в искусстве. Картинка про Что такое постимпрессионизм в искусстве. Фото Что такое постимпрессионизм в искусстве

Изящество в серебре – украшения дизайнера Юли Диди

Что такое постимпрессионизм в искусстве. Смотреть фото Что такое постимпрессионизм в искусстве. Смотреть картинку Что такое постимпрессионизм в искусстве. Картинка про Что такое постимпрессионизм в искусстве. Фото Что такое постимпрессионизм в искусстве

Художник Владимир Любаров и его «Деревенский астрал»

Источник

Феномен
постимпрессионизма

Значение такого художественного направления как постимпрессионизм сложно переоценить в контексте становления художественной традиции современного искусства. Однако, для большинства людей роль этого феномена не ясна, да и в художниках-постимпрессионистах запутаться несложно, ведь их искусство, на первый взгляд, не объединяют никакие привычные нам художественные критерии стиля. Что ж, попробуем разобраться.

В 1910 году, работая над выставкой нескольких французских авангардистов, Роджер Фрай столкнулся с весьма непростой задачей: придумать определение для группы очень разных художников. В их творчестве отсутствовал явный общий знаменатель, поэтому название должно было быть емким и четким, чтобы точно отразить все разнообразие современной французской живописи. Так появился термин «постимпрессионизм».

К середине 1880-х годов начался кризис импрессионизма. Многие художники, примыкавшие к этому течению, стали сомневаться в правильности его аксиом. Их не удовлетворял чрезмерно рациональный взгляд импрессионистов на жизнь и желание слепо подражать природе. Тогда же стали формироваться многочисленные разрозненные направления и художественные школы, что вообще характерно для искусства начала XX века. По сути, все они могут быть квалифицированы как постимпрессионизм. Тем не менее, сейчас основоположниками постимпрессионизма принято считать четырех художников, которые подвели своеобразный итог искусству XIX века и задали вектор развития последующим поколениям художников. Речь идет о Поле Сезанне, Винсенте Ван Гоге, Поле Гогене и Жорже Сёра.

ПОЛЬ СЕЗАНН
Какое место в искусстве рубежа веков следует отвести Сезанну? С одной стороны, он был ровесником импрессионистов, выставлялся вместе с ними и, безусловно, был вдохновлен современными ему художественными идеями. Но вместе с тем он никогда не принимал импрессионизм безоговорочно, а все его творчество пронизывает приверженность наследию старых мастеров. Таким образом, взяв за основу как классическую школу, так и новаторские идеи современников, Сезанн пошел собственным путем, решая поставленные им интеллектуальные и технические задачи.

Основную проблему как старой, так и современной живописи, Сезанн видел в стремлении художников создать изображение, «словно увиденное через статичный объектив». Полагая, что скрупулёзное копирование не способно передать реальность, художник изучал объекты с разных точек зрения. Он стремился не фиксировать, как импрессионисты, ускользающее мгновение или, как старые мастера, вид в одной проекции, но изображать предметы максимально правдиво. Изображать не то, что он видит, но то, как именно он это видит.

Что такое постимпрессионизм в искусстве. Смотреть фото Что такое постимпрессионизм в искусстве. Смотреть картинку Что такое постимпрессионизм в искусстве. Картинка про Что такое постимпрессионизм в искусстве. Фото Что такое постимпрессионизм в искусстве

Композиция рациональна и сбалансирована: блюда с фруктами почти симметрично расположены вокруг кувшина, который образует вершину композиционного треугольника. Художественная революция Сезанна, как мы видим, затронула отнюдь не композиционное решение, отвечающее классическим принципам. Он располагает объекты так, чтобы подчеркнуть иллюзию трехмерности, изображает предметы одновременно с двух точек зрения (в так называемой двойной перспективе). Например, кувшин изображен Сезанном сразу в двух ракурсах: фронтально, на уровне глаз, и сверху, таким образом, что видно его горлышко. Тот же прием использован и в изображении деревянного стола. Сезанн жертвует традиционным изобразительным языком ради наиболее достоверного изображения предметов. Это, с одной стороны, делает композицию более плоской, а с другой, доказывает, что общая правдоподобность куда важнее правдоподобности отдельных элементов.

Достаточно посмотреть на картину «Гора Сент-Виктуар», чтобы понять, что та же тенденция искажения точной перспективы прослеживается и в его пейзажах.

Что такое постимпрессионизм в искусстве. Смотреть фото Что такое постимпрессионизм в искусстве. Смотреть картинку Что такое постимпрессионизм в искусстве. Картинка про Что такое постимпрессионизм в искусстве. Фото Что такое постимпрессионизм в искусстве

Говоря об этой композиции, необходимо отметить и другие новые решения, введенные Сезанном и ставшие важнейшими для последующих поколений художников. Во-первых, в каждом предмете Сезанн пробовал выявить его геометрическую основу. Если говорить о натюрмортах, то яблоки на его полотнах становились шарами, груши – конусами, а кувшины или бутылки – цилиндрами. То же касается и пейзажей: Сезанн стремился свести изображения разных объектов к последовательности геометрических фигур. В отличие от импрессионистов, которые словно растворяли предмет в градации света и цвета, Сезанн определенно стремился вернуть ему массу, форму и твердость. Это был революционный подход к изображению предмета, приведший в итоге к редукции детали ради геометрической формы, а в творчестве следующих поколений художников – уже полному отрыву от объекта.

ВИНСЕНТ ВАН ГОГ
Иным путем пошел другой представитель постимпрессионизма Винсент ван Гог. Его собственная художественная манера начала формироваться еще до знакомства с живописью импрессионистов, а ее черты заметны уже в первой значимой картине художника «Едоки картофеля» (1885 год). Здесь Ван Гог идет по пути утрирования нищенского существования крестьянской семьи. По его замыслу, крестьяне должны были выглядеть не сентиментально, но реалистично.

Что такое постимпрессионизм в искусстве. Смотреть фото Что такое постимпрессионизм в искусстве. Смотреть картинку Что такое постимпрессионизм в искусстве. Картинка про Что такое постимпрессионизм в искусстве. Фото Что такое постимпрессионизм в искусстве

Отсюда некоторая карикатурность лиц и гипертрофированность деталей. Сам Ван Гог, отвечая на критику в свой адрес, говорил, что «настоящие художники рисуют вещи не такими, как они выглядели бы при изображении сухим аналитическим способом, но так, как они чувствуют их». Уже в этих ранних словах заложена основная концепция творчества Ван Гога: непосредственное изображение эмоций самого художника.

На следующий год Ван Гог познакомился в Париже с импрессионистами, в результате чего перешел к яркой, чистой палитре. Только в отличие от французских художников он использовал цвет куда более произвольно, чтобы как можно полнее выразить себя. Также у импрессионистов Ван Гог обучился технике спонтанного мазка. Однако и тут он выработал собственную манеру накладывать краски на холст густыми и ритмичными мазками.

Одновременно с этим на творчество художника сильнейшее влияние оказали японские гравюры с их ярко выраженными диагоналями, плоскими планами, резкими контурами и сильными контрастами.

Эти технические приемы, освоенные Ван Гогом, служили его основной цели – наполнению содержания картины эмоциональным смыслом. Можно сравнить две картины, написанные в Арле, чтобы увидеть, как он использует символику цвета, стиль письма и композиционные решения для передачи субъективного восприятия реальности.

Что такое постимпрессионизм в искусстве. Смотреть фото Что такое постимпрессионизм в искусстве. Смотреть картинку Что такое постимпрессионизм в искусстве. Картинка про Что такое постимпрессионизм в искусстве. Фото Что такое постимпрессионизм в искусстве

В своей работе «Ночное кафе» художник обращается к контрастирующему колориту, чтобы выразить неистовые человеческие страсти. Доминирующими цветами являются ядовито желтый и далекие друг от друга красный и зеленый. Они выглядят неестественно и не являются локально верными с иллюзорно-реалистической точки зрения, но наилучшим образом помогают передать эмоции и состояния страстного темперамента.

Совсем иное настроение чувствуется в картине «Спальня художника в Арле». Если «Ночное кафе» исполнено тревоги и агрессивности, то это полотно пронизано чувством спокойствия и умиротворенности. Каждый ее аспект олицетворяет покой: мягкая цветовая гамма, четкие контуры мебели, смягченные, словно на японских эстампах, тени. При сравнении этих двух работ явно видны эмоции и ассоциации, которые Ван Гог хотел передать посредством композиции, визуального упрощения предметов и в особенности колористического решения.

Что такое постимпрессионизм в искусстве. Смотреть фото Что такое постимпрессионизм в искусстве. Смотреть картинку Что такое постимпрессионизм в искусстве. Картинка про Что такое постимпрессионизм в искусстве. Фото Что такое постимпрессионизм в искусстве

Другим важным достижением Ван Гога является выработанная им манера письма, которая отличается стремлением разнообразить фактуру. Техника импасто не была нова, но мазок Ван Гога был гораздо выразительнее и энергичнее, что способствовало большей экспрессии его полотен.

Например, на картине «Звездная ночь» Ван Гог сочетает разные мазки, что дополняет впечатление от цветовых контрастов. Спиральные завитки света создают стилизованный образ ночного неба. Им вторят нарочито увеличенные звезды, которые художник изображает волнообразными линиями, подчеркивающими их форму. А изображенные вертикальными экспрессивными мазками темной краски кипарисы создают своего рода противопоставление звездному небу.

Что такое постимпрессионизм в искусстве. Смотреть фото Что такое постимпрессионизм в искусстве. Смотреть картинку Что такое постимпрессионизм в искусстве. Картинка про Что такое постимпрессионизм в искусстве. Фото Что такое постимпрессионизм в искусстве

Искажая изображение, гипертрофируя детали, обращаясь к неестественно яркому колориту с целью передать свое ощущение увиденного, Ван Гог предвосхищает одно из самых значительных направлений живописи XX века – экспрессионизм.

ПОЛЬ ГОГЕН
Еще один представитель постимпрессионизма – Поль Гоген – начал свой творческий путь с увлечения импрессионистами. Впрочем, он никогда не был тесно связан с этой группой, называя их приверженность натурализму «чудовищной ошибкой». Его картина «Видение после проповеди» (1888) знаменует разрыв художника с этим направлением и начало постимпрессионистского периода его творчества.

Что такое постимпрессионизм в искусстве. Смотреть фото Что такое постимпрессионизм в искусстве. Смотреть картинку Что такое постимпрессионизм в искусстве. Картинка про Что такое постимпрессионизм в искусстве. Фото Что такое постимпрессионизм в искусстве

В этой ранней картине уже наметились основные тенденции творчества Гогена, которые полностью раскроются в таитянский период. Это и большие плоскости чистого цвета при отсутствии теней (опять же влияние японских гравюр), и двухмерность композиции, и искажение естественного цвета, и простоватые бретонки, предвосхитившие таитянок, и наполненность картины символическими образами.

На Таити Гоген быстро обрел свой смелый и новаторский художественный стиль. Он стремился к изображению жизни, далекой от меркантилизма современности, и с этой целью обратился к соответствующим изобразительным приемам. Так появилась серия стилизованных декоративных полотен, одним из которых является «День божества» (1894).

Что такое постимпрессионизм в искусстве. Смотреть фото Что такое постимпрессионизм в искусстве. Смотреть картинку Что такое постимпрессионизм в искусстве. Картинка про Что такое постимпрессионизм в искусстве. Фото Что такое постимпрессионизм в искусстве

Эта композиция отличается причудливым сочетанием французской и полинезийской традиций. Художественные образы, равно как и весь контекст, воспроизводят полинезийские декорации, тогда как композиция основана на классических принципах: основание треугольника образуют три женские фигуры у водоема, вершиной является идол. Задний план составляет идиллический пейзаж, который контрастирует с водой, написанной абстрактными цветовыми пятнами чистого цвета, создающими мистическое впечатление. Подобные цветовые блоки помогают создать двухмерное изображение – простое искусство, к которому стремился Гоген. К тому же он исказил естественный цвет для достижения наибольшей художественной выразительности.

Символика Гогена становится еще более очевидной, если присмотреться к лежащим женским фигурам, изображенным в позе эмбриона, египетским мотивам в фигурах двух женщин в левой части композиции и вымышленному идолу. Картина является своего рода аллегорией и олицетворяет страх художника за непорочность и простоту жизненного уклада острова. Интересно, что у Гогена исчезают конкретные символы, характерные для прежней живописи, и картина сама становится символом, призванным будить в зрителе субъективное переживание.

Уже в свое время Гоген был причислен к символистам, в первую очередь благодаря писателям, за то, что отказался от натурализма импрессионистов и вернул искусство в область воображения.

Что такое постимпрессионизм в искусстве. Смотреть фото Что такое постимпрессионизм в искусстве. Смотреть картинку Что такое постимпрессионизм в искусстве. Картинка про Что такое постимпрессионизм в искусстве. Фото Что такое постимпрессионизм в искусстве

Что такое постимпрессионизм в искусстве. Смотреть фото Что такое постимпрессионизм в искусстве. Смотреть картинку Что такое постимпрессионизм в искусстве. Картинка про Что такое постимпрессионизм в искусстве. Фото Что такое постимпрессионизм в искусстве

Итак, рассмотрев творчество четырех лидеров постимпрессионизма, можно сделать вывод, что объединенные стремлением уйти от ограничений, которые накладывал импрессионизм, они смогли вернуть искусству его важнейшую составляющую – воображение. Эти художники отказались от слепого подражания природе, считая, что такой подход не способен передать всю глубину реальной жизни, и стремились своим творчеством сделать своего рода художественную интерпретацию увиденного. Яркие индивидуальности, они не объединились при жизни в какую-либо художественную группу, но, хоть и с разных сторон, двигались в одном направлении – к познанию истинной сущности вещей.

Объединенные общей художественной целью, они выработали индивидуальные живописные стили и, безусловно, оказали значительное влияние на формирование искусства последующих поколений.

Если Ван Гог обращался к насыщенным цветам, чтобы выразить эмоцию, то Гоген наращивал интенсивность палитры и искажал цвета ради сюжета. Ведь большинство из них у него окрашены мистическими или религиозными настроениями. В этом весь символизм художника.

Сёра же сыграл огромную роль в формировании неоимпрессионизма, течения, стремившегося объединить творчество с научными достижениями. В самом деле, художник считал возможным объяснить искусство с научной точки зрения. Отсюда, во-первых, увлеченность теорией цвета, которая привела его к дивизионизму, а во-вторых, точность и продуманность композиционных построений.

Таким образом, все четыре художника стремились к ясности своего художественного языка. Стиль каждого из них стал результатом многочасовых работ, тщательных размышлений и опыта всей жизни. Они стремились к упрощению сложного, чтобы придать своему творчеству осмысленность первоначального замысла, в котором композиция, форма и цвет гармонично объединены. Все вместе и каждый по отдельности, они определили вектор развития всего искусства XX века.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *