Что такое постинтернатное сопровождение

Постинтернатный патронат: как после совершеннолетия детям-сиротам помогают в самостоятельной жизни

Что такое постинтернатное сопровождение. Смотреть фото Что такое постинтернатное сопровождение. Смотреть картинку Что такое постинтернатное сопровождение. Картинка про Что такое постинтернатное сопровождение. Фото Что такое постинтернатное сопровождение

Необходимость создания служб постинтернатного патроната была продиктована самой жизнью. У детей-сирот, которые в 18 лет становятся выпускниками Центров содействия семейному воспитанию (или приемных семей), всегда есть потребность в помощниках. В тех, кто подставит надежное плечо в начале самостоятельной жизни: подскажет, как жить в собственной квартире, правильно распределять финансы, справляться с трудностями в общении с людьми, найти работу. Какую еще помощь могут получить дети-сироты после совершеннолетия, нам рассказали в Научно-практическом центре по защите прав детей «Детство».

Чтобы не оставлять один на один со взрослой жизнью выпускников организаций для детей-сирот и замещающих семей, в Москве существует особый вид социальной помощи — постинтернатный патронат. Появился он в 2010-2011 годах, когда было принято несколько соответствующих законов и постановлений Правительства Москвы. Занимаются им так называемые уполномоченные организации. Их в настоящее время в городе 54. Среди них —Центры содействия семейному воспитанию, Центры поддержки семьи и детства, некоммерческие организации, а также Центр «Детство». Поддержка гарантирована всем выпускникам в возрасте от 18 до 23 лет.

С какими сложностями во взрослой жизни сталкиваются дети-сироты? Как и для чего специалисты по постинтернатному сопровождению помогают им? Об этом в интервью с Екатериной Смарцевой, начальником отдела по организации социальной работы с лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Центра «Детство».

Что такое постинтернатное сопровождение. Смотреть фото Что такое постинтернатное сопровождение. Смотреть картинку Что такое постинтернатное сопровождение. Картинка про Что такое постинтернатное сопровождение. Фото Что такое постинтернатное сопровождение

— Екатерина Викторовна, как давно вы занимаетесь сопровождением выпускников?

— Постинтернатным патронатом Центр «Детство» занимается с 2015 года. Деятельность эта набирает обороты, расширяется. В январе 2019 года она выделена в отдельное направление: был создан наш отдел.

В работе отдела выделено три больших направления: постинтернатнатный патронат выпускников; координация и консультирование служб, занимающихся постинтернатным патронатом в столице; организация и проведение городских мероприятий для всех выпускников.

Сейчас на постинтернатном патронате в нашем центре состоит 24 человека: это те, кто изъявил желание заключить договор. Он трехсторонний: между выпускником, органами опеки и попечительства и организацией по постинтернатному патронату. В договоре прописываются права и обязанности сторон. Он заключается на год и при необходимости продлевается. Выпускник может рассчитывать на психологическую, юридическую, педагогическую, социальную и другую помощь.

Как молодые люди становятся клиентами отдела сопровождения? Они сами стремятся найти помощь или сотрудники Центра «Детство» ищут нуждающихся в ней?

— Когда Центр только начинал заниматься этой работой, мы сами предлагали ребятам свои услуги. Но настал момент, когда мы увидели, что не отдел ищет выпускников для заключения договоров о постинтернатном патронате, а они сами хотят, чтобы рядом были надежные люди.

Каковы главные проблемы сирот, вышедших в самостоятельную жизнь?

— Психологические трудности: непроработанные травмы, страхи, неумение выстраивать взаимоотношения с социумом (коллегами, соседями и т.д.), извечная проблема — нехватка денежных средств из-за того, что ребята не могут правильно распределять их. Не всегда получается у них и устроиться на работу или удержаться на ней. Сотрудники службы постинтернатного патроната часто выступают посредниками между выпускником и соседями. Нередко к решению проблем привлекаются специалисты Московской службы психологической помощи населению, Центра «Моя карьера».

— Как вы работаете с ребятами?

— Наша общая задача — поддержать выпускника, дать ему освоиться в новом мире, научить самостоятельно строить свою жизнь, планировать будущее, развиваться и идти вперед. Каждый выпускник, обратившийся к нам, может рассчитывать на помощь в регистрации по месту жительства, подготовке к заселению в полученную квартиру. Например, мы рассказываем, как поставить водо- и электросчетчики, помогаем организовать ремонт, получить социальную поддержку, устроиться на работу или учебу, организовать свое свободное время и летний отдых, решать юридические проблемы. Оказываем мы и психологическую помощь, учим выстраивать взаимоотношения с окружающими людьми.

Расскажу о самых запомнившихся мне случаях, когда выпускники при поддержке Центра «Детство» смогли решить свои проблемы. Благодаря взаимодействию специалистов с благотворительным фондом «Река детства» выпускнице Анастасии И. помогли найти профессионального врача, когда у нее возникли проблемы со здоровьем, и подобрать правильную терапию, что значительно облегчило жизнь девушке. Ей же помогли реализовать право на получение выходного пособия, которое у нее не получалось оформить самостоятельно.

Выпускнику Александру Б., который в этом году готовится к сдаче ЕГЭ и оплачивал дорогостоящие занятия репетиторов, опять-таки посредством взаимодействия с благотворительным фондом найдены репетиторы-волонтеры. Теперь Александр готовится к сдаче экзаменов бесплатно.

Без нашей помощи выпускнице Кристине Ф., у которой двое маленьких детей, пришлось бы совсем трудно. Благодаря специалистам нашего Центра девушка не осталась один на один со своими проблемами, которые, казалось, сыпались на нее как из рога изобилия. Вместе они списали задолженность по оплате коммунальных услуг и электричества, оставшуюся после предыдущих жильцов. Помогли с покупкой мебели, в том числе кроваток для детей. Научили, как прикрепиться к поликлинике маме и детям, оформить получение детского питания на молочной кухне и записать детей в детский сад. Направили Кристину на обучение в вечернюю школу и параллельно на работу. В настоящее время у нее все хорошо. Будем надеяться, что благодаря своевременно оказанной помощи мама и дети будут счастливы в своем доме.

— Вы упомянули совместную работу с благотворительным фондом «Река детства». Как развиваются отношения Центра «Детство» с некоммерческими организациями?

— В последнее время мы расширили зону взаимодействия с благотворительными фондами и некоммерческими организациями. Они помогают ребятам обустроиться в новых квартирах: обеспечивают мебелью, бытовой техникой, помогают сделать ремонт. Также благотворительные фонды организуют для них занятия по профориентации и финансовой грамотности, деловые встречи с успешными людьми и т.д.

Благотворительные фонды и некоммерческие организации становятся нашими неизменными партнерами и при проведении мероприятий: предоставляют волонтеров и ведущих, дарят подарки участникам и победителям конкурсов и спортивных соревнований.

С благодарностью отмечу наиболее активных наших партнеров: благотворительный фонд помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации «Река детства» (учредитель Ольга Поздеева), Союз социальных педагогов и социальных работников (вице-президент Денис Давлеткалиев), АНО «Социально-культурный центр «Развитие, творчество, инициатива» (научный руководитель Денис Давлеткалиев), Молодежное региональное общественное движение «Студенты Москвы» (руководитель Давид Арутюнян).

— Вернемся к направлениям работы отдела. Вы сказали, что Центр «Детство» занимается координацией, методическим сопровождением, консультированием специалистов уполномоченных организаций Москвы. Что они собой представляют?

— Это организации, в соответствии с приказом ДТСЗН г. Москвы прошедшие конкурсный отбор и имеющие право заниматься постинтернатным патронатом. У них есть для этого все необходимые ресурсы и условия. Эти организации имеют возможность оказания экстренной помощи выпускникам, включая дистанционную информационно-консультативную помощь.

В настоящее время в городе их 54. Среди них — Центры содействия семейному воспитанию, Центры помощи семье и детям, некоммерческие организации. Любой выпускник, оказавшись в сложной ситуации, может обратиться в любую из них и получить своевременную профессиональную помощь. Кроме того, большой выбор уполномоченных организаций позволяет выпускникам заключить договор о постинтернатном патронате именно с тем учреждением, которое ближе не только территориально, но и по духу, которое отвечает всем их запросам.

— Как Центр «Детство» взаимодействует с уполномоченными организациями?

— Центр «Детство» является проводником идей ДТСЗН г. Москвы по данному направлению. Он может выступить третьей стороной в решении наиболее острых вопросов при постинтернатном сопровождении.

В конце прошлого года Центром «Детство» был издан социальный справочник нанимателя жилого помещения из специализированного жилого фонда города Москвы «В добрый путь». Эта брошюра — путеводитель по самостоятельной жизни. Справочник предназначен как для выпускников, так и для специалистов, которые будут работать с ними. Он стал действительно хорошим подспорьем в решении многих вопросов, возникающих на пути ребят.

— Какие мероприятия проводите для выпускников?

— Мероприятий у нас много. Фотоконкурс «Москва в моем объективе», конкурс эссе «Мое новогоднее пожелание выпускнику 2019 года», турнир по мини-футболу «Уличный Забивака». В 2018 году был дан старт одному из знаковых мероприятий — конкурсу «Моя Москва — мои возможности», где встречаются успешные выпускники.

Ребята участвуют в них очень активно. Это говорит о том, что они востребованы и актуальны. Общение выпускников в неформальной обстановке позволяет им обмениваться мнениями, опытом, обсуждать и строить перспективы роста и развития, выстраивая отношения по принципу «выпускник — выпускнику», когда успешный молодой человек становится положительным примером для более младших товарищей.

Идеей 2019 года стало проведение спартакиады «Мой спортивный город», в рамках которой уже прошли два этапа: турниры по русским шашкам и настольному теннису. Впереди соревнования по мини-футболу. Сейчас в турнирной таблице спартакиады сложилась очень интересная ситуация: вторую строчку таблицы делят целых три команды! Интрига развивается, а ее развязку мы сможем наблюдать в сентябре, когда пройдет турнир по мини-футболу. Пользуясь случаем, приглашаю всех желающих стать зрителями завершения этих спортивных состязаний!

Также осенью пройдет второй конкурс «Моя Москва — мои возможности», где снова будет назван самый успешный и социализированный выпускник года.

— Видите ли вы положительный эффект от работы по сопровождению выпускников?

— Сейчас в обществе не утихают споры о необходимости постинтернатного сопровождения выпускников. Специалисты выражают два полярно противоположных мнения: одни считают эту работу нецелесообразной, другие выступают за ее преобразование и активное развитие. Забегая вперед, скажу, что по итогам проведенного Уполномоченным при президенте РФ по правам ребенка Анной Кузнецовой анализа системы постинтернатного сопровождения в РФ были сделаны выводы о необходимости ее обновления и развития. Детский обмудсмен разработала дорожную карту, которая представляет собой программу обновления системы постинтернатного патроната. После доработки документ будет внедрен в практику работы организаций, занимающихся вопросами социальной адаптации выпускников.

От себя добавлю, что постинтернатное сопровождение выпускников просто необходимо. Специалисты, занимающиеся им, — это люди, готовые прийти на помощь ребятам, поддержать и сообща найти решение, причем нередко в любое время суток. Я всегда говорю, что заниматься вопросами сиротства нельзя формально, здесь нет понятия «работа по графику», этим может заниматься только человек с горящей и живой душой, мобильный и инициативный, другой просто не сможет добиться результата.

Наши ребята благодаря специалистам постинтернатного патроната научились самостоятельно решать самые разные вопросы, с которыми можно столкнуться в жизни. У них есть готовый алгоритм действий в той или иной ситуации. Они смогут применить его и тогда, когда рядом не будет опоры в лице наших специалистов. Я за них спокойна.

Беседовала Анна Голованова

Источник

Проблемы постинтернатного сопровождения выпускников и их решения

Проблемы постинтернатного сопровождения выпускников и их решения.

Лукьянцева Дарья Артуровна

«Адаптивная школа-интернат №5»

В начале самостоятельной жизни дети-сироты, лишенные возможности общения с близкими людьми и не имеющие опыта эмпатийного общения, жившие в регламентированной системе, сталкиваются со специфическими трудностями. Например, им сложно строить отношения с людьми, трудности у них вызывает и чувство ответственности, он боятся ее брать, еще сложнее им следить за своим здоровьем и за финансами. Все выше перечисленное дает человеку семья, и наша задача научить его этим на наш взгляд бытовым и повседневным вещам. [1]

Воспитанники с нетерпением ждут момента, когда им предстоит покинуть детский дом или школу-интернат. Однако после того, как они покидают учреждения, у них начинаются проблемы,такие как:

— безразличие к своему будущему (они ни где ни работают и не учатся);

— потеря жилья и денег, имеющихся на личном счете (часто ребята становятся жертвой мошенничества);

— искушение алкоголем и наркотиками;

-отсутствие эталона подражания (не на кого ориентироваться, строя свой образ);

-недостаточная информированность, незнание возможностей профессионального старта (прав, способов освоения профессии, самих профессий);

Находясь на государственном обеспечении, ребенок получает все блага без особых усилий, поэтому выпускники сиротских учреждений испытывают большие трудности при необходимости самостоятельно решать вопросы, которые до этого момента не осознавались или казались неважными. Дети из учреждений интернатного типа вплоть до подросткового возраста затрудняются в рефлексии на эмоциональное состояние другого человека, в чтении чужих эмоций. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребенок занимает по отношению к другим негативную позицию. Трудовые навыки выпускниковограничиваются набором элементарных умений: заправка кровати, уборка помещения, штопка носков, чистка зубов и пр. – не сложнее этого. Они не имеют опыта обращения с деньгами и не знают, как распоряжаться даже малыми средствами. В любой ситуации общения – на работе, с соседями, в транспорте и пр. – они способны критично и резко высказать все, что думают о людях, обстановке, самой ситуации, даже небольшие недоразумения могут стремиться разрешить с помощью драки и агрессивных выпадов. Уровень ответственности выпускников необычайно низок. У них нет малых и дальних целей, так как их ближайшая цель – прожить день. Часто они могут проспать и не пойти на работу, а затем просто просидеть дома, так как не знают, как им дальше быть. Такое упрощенное восприятие жизни им удобно и привычно. [3]

Попечительская, психологически обоснованная помощь, сопровождение должны состоять в умении создать у этих детей правильную позицию по отношению к людям, в умении снять позицию потребительства, негативизма, отчуждения не только к известным взрослым и детям, но и к людям вообще.

Выпускникам интернатов приходится выходить во взрослую жизнь раньше, чем ребенку из семьи, в возрасте 15–16 лет. Учитывая все вышесказанное, необходимо, чтобы хотя бы в первые 2–3 года после выхода из интерната бывшим воспитанникам оказывалась поддержка в виде постинтернатного сопровождения в целях их успешной адаптации в новой социальной среде. Но начинать это сопровождение важно в тот период, когда ребенок еще находится в стенах интерната, за год до выпуска. Очень важно диагностировать ребенка, проводить мероприятия, связанные на коррекцию его эмоционального фона, проигрывать бытовые ситуации, которые возможны при выпуске из интерната и т. д.

Между выпускником и сопровождающим должно быть наличие партнерских отношений, предусматривающих равнозначность и демократичность участников с разным их участием в проектировании, организации и осуществлении совместной деятельности. Проблема социальной адаптации и успешной интеграции выпускников закрытых государственных учреждений существовала с самого начала их создания. Острота вопроса во многом зависела от уровня заботы в самих интернатных учреждениях, возраста воспитанников при выпуске и наличия механизмов интеграции в обществе. В нашей стране самый сложный период в социальной адаптации выпускников государственных учреждений для детей-сирот пришелся на конец 90-х гг. Старый механизм интеграции рухнул вместе с социалистическим строем, а новый был еще не создан. [2] В наше время этот вопрос очень сильно двинулся с точки и дает уже первые плоды. В интернатах и детских домах активно стали открываться тренировочные квартиры. Дети в интернатных учреждениях никогда не знали ни родительского тепла в семье, ни обычной нашей с вами жизни в квартире. Как это – готовить и убирать самим, планировать бюджет, платить за услуги ЖКХ, по магазинам ходить? Проект «Тренировочная квартира» как раз всему этому и призван научить.

Какие цели перед собой ставит данная «Тренировочная квартира»:

-создание условий, обеспечивающих успешное вхождение молодых людей в самостоятельную жизнь и первичную адаптацию к новым условиям.

-комплекс мер для максимального развития потенциала воспитанников организации для детей-сирот, в целях их подготовки к самостоятельной жизни по достижении 18 лет.

Таким образом это новый инструмент, для того чтобы специалист мог выстраивать отношения с выпускником и на начальном этапе помогать в решение сложных ситуации при выпуске.

Показателями успешной социальной адаптации выпускника интернатного учреждения для детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей являются:

1. Выпускник владеет навыками общения со старшими, сверстниками и младшими.

2. Соблюдает культуру поведения в общественных местах, умеет правильно вести себя в различных ситуациях.

3. Психоэмоциональная устойчивость, адекватность восприятия непредвиденных ситуаций.

4. Способность к саморегуляции.

5. Знает свое тело, умеет ухаживать за ним, имеет навыки самообслуживания.

6. Владеет навыками оказания первой медицинской помощи.

7. Умеет вести домашнее хозяйство.

8. Следит за своей внешностью, соблюдает аккуратность, опрятность. Умеет создать свой стиль в одежде.

9. Имеет знания по уходу за детьми, умеет строить и планировать семейную жизнь.

10. Сформированы профессиональные интересы, ориентирован на определенный вид профессии, имеет цель в жизни.

11. Является законопослушным гражданином РФ, имеет знания о своих правах и обязанностях. [4]

Чтобы воспитанник, выйдя из стен детского дома, мог с достоинством справиться с любыми трудностями, найти разумный выход из любой жизненной ситуации, он должен иметь хорошую специальную ориентировку, практический ум, быть общительным, овладеть нравственной и правовой культурой, уметь все делать для себя и прийти на помощь окружающим, а также быть способным к творчеству в той сфере, которую он изберет для своей профессиональной деятельности. Ему важно помочь выработать ясно осознанную цель в жизни, не потеряв своей индивидуальности, то есть успешно социализироваться. Таким образом, организация постинтернатного сопровождения на сегодняшний день является одной из актуальнейших проблем подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к успешной социализации.

1. Владимирова Н. В., Спаньярд Х.Шаг за шагом: индивидуальное консультирование выпускников детских домов и школ-интернатов. – М. : Генезис, 2007. – С. 7–8.

2. Дорохова Т. С. [и др. ]История социальной педагогики: учеб. / под ред. М. А. Галагузовой. – М. :

3. Воспитание и развитие детей в детском доме. (свободный источник)

4. Колегова О. А., Бершауэр Л. Ф., Фрисс Н. В. Программа по организации работы постинтернатной службы сопровождения выпускников «ДОРОГА ЖИЗНИ». – Сухой Лог, 2012. – URL: www.domdeti.slog.su

Актуальные проблемы современного дошкольного образования и пути их решения Актуальные проблемы современного дошкольного образования Несомненно, период дошкольного образования — важная ступень в развитии ребенка.

Консультация для родителей «Речевое развитие детей. Проблемы и пути их решения» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Речевое развитие детей. Проблемы и пути их решения» Речь помогает выразить свои мысли, которая является одной.

Обобщение опыта работы «Организация работы по познавательному развитию дошкольников: проблемы, пути решения» Маленький ребенок по сути своей — неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть.

Проблемы речевого развития у детей дошкольного возраста и их решения Речь как основа деятельности ребёнкаРечь является основой в развитии всех видов детской деятельности таких, как общение, познание, исследование.

Проблемы внедрения и развития робототехники в образовательной организации и путях их решения на основе своего опыта работы Моё педагогическое кредо: Достучаться до каждого сердца Тех, кого ты решился учить, И откроется тайная дверца К душам тех, кого смог.

Спортивный парад выпускников ДОУ СПОРТИВНЫЙ ПАРАД ВЫПУСКНИКОВ. (Праздник проходит два дня) Цель: Развивать умение элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий,.

Сценарий вечера встречи выпускников Сценарий вечера встречи выпускников Заставка шум поездов, голоса, шум вокзала. На сцене, под сценой люди с чемоданами. На сцене проводники,.

Опыт работы «Развитие речи дошкольников: проблемы, пути их решения» Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста Из опыта работы воспитателя старшей группы Константиниди Наталии Александровны.

Что такое постинтернатное сопровождение. Смотреть фото Что такое постинтернатное сопровождение. Смотреть картинку Что такое постинтернатное сопровождение. Картинка про Что такое постинтернатное сопровождение. Фото Что такое постинтернатное сопровождениеЭссе «Мои управленческие решения» Описание управленческого опыта «Инновации как необходимое условие для проживания ребенком радостного детства, развития познавательного интереса.

Источник

Как работает самая крупная в городе служба постинтернатного сопровождения

3 сентября 2020 года

Что такое постинтернатное сопровождение. Смотреть фото Что такое постинтернатное сопровождение. Смотреть картинку Что такое постинтернатное сопровождение. Картинка про Что такое постинтернатное сопровождение. Фото Что такое постинтернатное сопровождение

Достигшие совершеннолетия воспитанники центров содействия семейному воспитанию (ЦССВ) не остаются один на один со взрослой жизнью. Для них существует особый вид социальной помощи — постинтернатное сопровождение. Не лишней оказывается поддержка специалистов и для выпускников приемных семей. Каждому нужен тот, кто подставит надежное плечо в начале самостоятельной жизни: подскажет, как жить в собственной квартире, правильно распределять финансы, справляться с трудностями в общении с людьми, найти работу. Самая крупная в городе служба постинтерантного сопровождения работает при Ресурсном центре «Спутник».

Как стать сопровождаемым

В Центре этой работой занимаются девять специалистов. Каждый из них курирует по восемь-девять выпускников, причем не только из Центра «Спутник», но и из других столичных ЦССВ и приемных семей. Всего в городе постинтернатным патронатом занимаются 39 организаций. «Москва растет и расширяется, а вместе с ней расширяется и география работы наших специалистов. Многие из наших выпускников проживают на территории Новой Москвы (Троицк, Новые Ватутинки, Московский, поселок Киевский, Коммунарка). Но расстояния нас не страшат, ведь главное — помочь нашим ребятам», — считает специалист по социальной работе Алексей Быков.

Выпускник может рассчитывать на психологическую, юридическую, педагогическую, социальную и другую помощь. Также специалисты взаимодействуют с благотворительными фондами, которые готовы оказать помощь и поддержку выпускникам. Например, сейчас собраны вещи в помощь для выпускниц, недавно ставших мамами или готовящихся к рождению ребенка.

Задача сопровождения — поддержать выпускника, дать ему освоиться в новом мире, научить самостоятельно строить свою жизнь, планировать будущее, развиваться и идти вперед. Каждый выпускник, обратившийся в Центр, может рассчитывать на помощь в регистрации по месту жительства, подготовке к заселению в полученную квартиру. Например, специалисты рассказывают, как поставить водо- и электросчетчики, помогают организовать ремонт, получить социальную поддержку, устроиться на работу или учебу, организовать свое свободное время и летний отдых, решать юридические проблемы. Оказывают они и психологическую помощь, учат выстраивать взаимоотношения с людьми.

Когда воспитанник покидает центр содействия семейному воспитанию, но хочет продолжить общение со специалистами, которым доверяет, он становится на постинтернатное сопровождение. Это услуга — бесплатная. Такое решение иногда принимают и ребята из приемных семей, которые ранее были на сопровождении. Иногда специалисты органов опеки и попечительства обращаются в «Спутник» с просьбой взять на постинтернатное сопровождение выпускника, а иногда и сами подопечные просят помочь их знакомым, например однокурсникам.

«Сопровождением выпускников в центре „Спутник“ я занимаюсь почти пять лет. За это время удалось успешно закончить процесс социализации многих наших выпускников. В настоящее время у меня на сопровождении девять выпускников как из Центра „Спутник“, так и из других ЦССВ города. Так как уровень социализации наших сопровождаемых совершенно разный, приходится порой достаточно много времени уделять кому-то из выпускников в решении его проблем. Вопросы могут быть совершенно разные. Это может быть как социально-бытовая помощь, так и юридическая. Считаю, что особую роль в процессе сопровождения выпускников играет индивидуальный подход. Специалисту необходимо четкое понимание психологии выпускника, его особенностей, уровня готовности к самостоятельному проживанию, и уже от этого мы разрабатываем план работы с выпускником, в соответствии с которым проводим свою работу», — отмечает специалист по социальной работе Денис Алексеев.

Что такое постинтернатное сопровождение. Смотреть фото Что такое постинтернатное сопровождение. Смотреть картинку Что такое постинтернатное сопровождение. Картинка про Что такое постинтернатное сопровождение. Фото Что такое постинтернатное сопровождение

В связке с приемными родителями

«Выпускников в нашей организации я сопровождаю уже 15 лет. Основной процент моих подопечных — это дети, которые воспитывались в замещающих семьях. Таких на сопровождении в нашем Центре всего 14. Кто-то воспитывался в них с рождения, кто-то — последние годы. Разные ребята — разные случаи, все очень индивидуальные. Все нуждаются в постоянном сопровождении профессионала, особенно в первый год после совершеннолетия», — рассказывает специалист по социальной работе Николь Харченко.

Конечно, когда у ребенка есть поддержка, например бывших опекунов, ему легче вступать во взрослую жизнь. Многие замещающие родители помогают ребятам в обустройстве жилья, приобретении всего необходимого для проживания, дают им эмоциональную поддержку. «Но есть особенности в сопровождении таких выпускников. Многим приемным родителям трудно принять, что это уже не маленькие дети, которых они растили и несли за них ответственность, а взрослые самостоятельные люди, которые имеют уже соответствующие права и обязанности», — делится специалист.

Жизнь глазами выпускников

21-летний Владимир Борисов, выпускник Центра «Спутник», студент колледжа, осваивает специальность «машинист уборочных машин».

«В начале нашей работы с моим куратором Денисом Алексеевым мы вместе посещали организации, так как, придя в МФЦ, я не мог даже сказать, что мне нужно. Мы вместе приходили в Пенсионный фонд, чтобы оформить мне пенсию по потере кормильца, прикрепиться к поликлинике по месту прописки, оформить региональные доплаты к пенсии. Я не знаю, как бы я получил военный билет без помощи Дениса Анатольевича, даже с ним мы посетили военкомат раза четыре, в этом мне было бы сложно разобраться самостоятельно», — вспоминает юноша.

Что такое постинтернатное сопровождение. Смотреть фото Что такое постинтернатное сопровождение. Смотреть картинку Что такое постинтернатное сопровождение. Картинка про Что такое постинтернатное сопровождение. Фото Что такое постинтернатное сопровождение

Он уже получил специальность повара-кондитера, решил, что хочет продолжить образование. О том, в какой из этих специальностей будет развиваться, юноша пока думает. Правда, есть у него мечта открыть свою булочную. «Если я что-то пеку, я всегда даю пробовать друзьям или соседям, с которыми у меня хорошие отношения. Они всегда рады», — делится юноша.

Специалисты делают все, чтобы помочь юноше сделать осознанный выбор. Например, два года назад для него совместно с благотворительным фондом организовали мастер-класс в ресторане отеля «Арарат». «Вова смог непосредственно познакомиться с работой поваров», — рассказывает Денис Алексеев. «Мы делали пряничные домики, учились декорировать торты. Я пока, наверное, не смогу испечь настолько красивый торт, как профессионалы. Но однажды делал торт для подруги на заказ. Она осталась довольна», — делится Владимир.

Молодой человек уже несколько лет живет самостоятельно в квартире, которую получил от города. «Начинать жить самому было сложно. Труднее всего — остаться в первый раз в квартире в одиночестве. Непривычная обстановка. Обычно рядом были ребята и воспитатели. Потом я завел себе собаку — стало легче. Сейчас у меня две кошечки — Ляля и Маня», — рассказывает он. Адаптироваться ко взрослой жизни Владимиру помогали специалисты постинтернатного патроната. «Заключить договор мне посоветовали сотрудники Центра. Мне нужна в жизни какая-то поддержка, чтобы я мог обратиться за помощью. Я на сопровождении с 2017 года. Все это время мне во всем помогают. Самое главное — научили общаться с людьми. В первое время специалист ходил вместе со мной, например в поликлинику, показывал и рассказывал, как и что нужно делать. Постепенно я научился всему сам. Еще мне помогли правильно обустроить квартиру, подсказывали, как правильно оплачивать услуги ЖКХ и так далее», — вспоминает выпускник.

С бытовыми вопросами у Вовы проблем не было. Готовить он научился еще живя в Центре: «Мне всегда было это интересно, поэтому я учился еще у поваров Центра „Спутник“».

Владимир планирует и дальше пользоваться услугами постинтернатного сопровождения. «Я не все знаю, иногда возникают не совсем понятные мне ситуации. Мне спокойнее, если рядом будут люди, которые могут подсказать и помочь. С каждым днем я становлюсь все более уверенным», — убежден молодой человек.

А выпускница Анастасия Стрижова Центр «Спутник» покинула год назад. «От города я получила квартиру, специалисты по постинтернатному сопровождению помогли мне ее обустроить. Мы с моим куратором Алексеем Ивановичем вместе ходили в центр госуслуг, опеку и другие организации. Он рассказывал, как решить все возникающие у меня вопросы. Сейчас учусь на 2 курсе колледжа, осваиваю профессию швеи. Недавно я вышла замуж, скоро у меня будет ребенок, и надеюсь, что специалисты будут мне помогать и подсказывать что-то в вопросах его воспитания», — говорит девушка.

Остаться один на один со взрослой жизнью страшно даже тому, у кого всегда рядом есть любящие родители и родственники. Для детей, лишившихся родительского попечения, особенно важно, чтобы рядом были опытные, знающие специалисты, которые способны научить юношей и девушек принимать решения самостоятельно, чтобы в будущем выпускникам требовалось все меньше и меньше помощи. Постинтернатное сопровождение — это дружеское плечо для тех, кто еще недостаточно уверенно идет по непростой дороге жизни.

Что такое постинтернатное сопровождение. Смотреть фото Что такое постинтернатное сопровождение. Смотреть картинку Что такое постинтернатное сопровождение. Картинка про Что такое постинтернатное сопровождение. Фото Что такое постинтернатное сопровождение

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *