Что такое постное время

Посты и их духовный смысл

Что такое постное время. Смотреть фото Что такое постное время. Смотреть картинку Что такое постное время. Картинка про Что такое постное время. Фото Что такое постное время

Пост (особенно Великий) святые отцы называли весной души, это время, когда мы особенно внимательно относимся к своей душе, внутренней жизни. Постные дни установлены, чтобы мы иногда замедляли сумасшедший бег суетной земной жизни и могли углубиться, посмотреть внутрь себя. Постом православные христиане говеют и причащаются Святых Таин. Прекращаются развлечения, увеселения. В старой России во время Великого поста прекращались балы, закрывались театры и другие зрелищные заведения.

Пост — время покаяния в грехах и усиленной борьбы со страстями. И в этом нам помогает вкушение постной, более легкой пищи и воздержание от удовольствий. Думать о Боге, молиться, вести духовную жизнь легче, когда тело не насыщено, не отягощено. «Чревоугодник называет пост временем плача, а воздержанный и в посте не смотрит угрюмо», — пишет преподобный Ефрем Сирин. Это — одно из значений поста. Он помогает нам сосредоточиться, настраивает на духовную жизнь, облегчая ее.

Второе значение пощения — жертва Богу и воспитание своей воли. Пост — установление не новое, а древнейшее. Можно сказать, пост — первая заповедь человеку. Когда Господь дал повеление Адаму вкушать ото всех плодов райского сада, кроме плодов древа познания добра и зла, Он установил первый пост. Пост — это послушание Божественному установлению. Богу не нужны всесожжения и кровавые жертвы. Ему нужно сердце сокрушенное и смиренное (см.: Пс 50, 19), то есть наше покаяние и смирение, послушание. От чего-то (хотя бы от мяса, молока, вина и некоторых других продуктов) мы отказываемся ради послушания Ему. Приносим в жертву наше воздержание, утесняем нашу волю.

Что такое постное время. Смотреть фото Что такое постное время. Смотреть картинку Что такое постное время. Картинка про Что такое постное время. Фото Что такое постное время

Для детей пост — замечательная школа, научающая управлять своими желаниями. Родители, которые освобождают ребенка от поста, сильно вредят его нравственному здоровью. Позже они проливают немало слез, когда видят свое бессилие справиться с его быстро растущими, неуправляемыми желаниями.

Что такое постное время. Смотреть фото Что такое постное время. Смотреть картинку Что такое постное время. Картинка про Что такое постное время. Фото Что такое постное время

Надо всегда помнить, что телесный пост — средство. А цель — стяжать духовные плоды: благодарное чувство к Богу, ровное, доброжелательное отношение к людям, чистоту помыслов и чувств, благоразумное хранение уст. Человек, который за все дни Великого поста ни разу не впадет в раздражение и не укорит никого, больше достигнет, чем тот, кто будет есть одни сухари.

Об этом говорят святые отцы: «Впрочем, для похвального поста недостаточно одного воздержания от яств; но будем поститься постом приятным, благоугодным Богу. Истинный пост — удаление от зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи, клятвопреступления; воздержание от сего есть истинный пост. В этом пост — прекрасное дело. Насладимся же Господеви (Пс 36, 4) в поучении словесам Духа, в восприятии спасительных узаконений, и во всех учениях, служащих к исправлению душ наших» (святитель Василий Великий. О посте. Беседа 2-я).

В Православной Церкви есть многодневные и однодневные посты.

Многодневные посты

Что такое постное время. Смотреть фото Что такое постное время. Смотреть картинку Что такое постное время. Картинка про Что такое постное время. Фото Что такое постное время

Великий пост, предпасхальный, в общей сложности (вместе со Страстной неделей) продолжается семь недель. Разговение (вкушение скоромной пищи) происходит только в день Пасхи после праздничной литургии. Великий пост в разные годы приходится на разные числа, в зависимости от дня празднования Пасхи.

Петров пост — перед праздником первоверховных апостолов Петра и Павла. Начинается он после дня Всех святых (воскресенье после дня Святой Троицы) и продолжается до 29 июня (12 июля по новому стилю). Этот пост меняет свою продолжительность в разные годы, ибо зависит от дня празднования Пасхи.

Успенский пост — перед праздником Успения Божией Матери. Он всегда продолжается с 14 августа до 28 августа (нов. ст.).

Рождественский (Филиппов) пост начинается на следующий день после дня памяти апостола Филиппа, всегда падает на одни и те же дни: с 28 ноября до 7 января (нов. ст.).

Однодневные посты

Что такое постное время. Смотреть фото Что такое постное время. Смотреть картинку Что такое постное время. Картинка про Что такое постное время. Фото Что такое постное время

Среда и пятница — в течение всего года, кроме сплошных седмиц (недель) и Святок. В среду и пятницу мы постимся в память страданий Христовых: в среду Иуда Искариот предал Спасителя, а в пятницу Господь был распят на кресте.

Крещенский сочельник — 18 января по новому стилю.

Усекновение главы Иоанна Крестителя — 11 сентября по новому стилю.

Воздвижение Креста Господня — 27 сентября по новому стилю.

Источник

Церковный православный календарь постов и трапез на 2022 год

Что такое постное время. Смотреть фото Что такое постное время. Смотреть картинку Что такое постное время. Картинка про Что такое постное время. Фото Что такое постное время

Православный церковный календарь постов и трапез на 2022 год с указанием и кратким описанием многодневных и однодневных постов и сплошных седмиц.

Церковный православный календарь постов и трапез на 2022 год

Пост не в брюхе, а в духе
Народная пословица

Ничего в жизни не дается без труда. И чтобы отметить праздник, надо к нему подготовиться.
В Русской Православной Церкви существует четыре многодневных поста, пост в среду и пятницу в течение всего года (за исключением нескольких недель), три однодневных поста.

В первые четыре дня первой седмицы Великого поста (с понедельника по четверг) за вечерним богослужением читается Великий (Покаянный) канон, произведение гениального византийского гимнографа святителя Андрея Критского (VIII в.).

ВНИМАНИЕ! Ниже Вы найдете информацию о сухоядении, пище без масла и днях полного воздержания от пищи. Все это давняя монастырская традиция, которая даже в монастырях не всегда может быть соблюдена в наше время. Такая строгость поста не для мирян, а обычная практика – это воздержание от яиц, молочной и мясной пищи в пост и в строгий пост – воздержание еще и от рыбы. По всем возможным вопросам и о Вашей индивидуальной мере поста Вам нужно консультироваться с духовником.

Даты указаны по новому стилю.

Календарь постов и трапез на 2021 год

Периодыпонедельниквторниксредачетвергпятницасубботавоскресенье
Великий Пост
с 7 марта по 23 апреля
сухоядениегорячая без масласухоядениегорячая без масласухоядениегорячая с масломгорячая с маслом
Весенний мясоедрыбарыба
Петров пост
с 20 июня по 11 июля
горячая без масларыбасухоядениерыбасухоядениерыбарыба
Летний мясоедсухоядениесухоядение
Успенский пост
с 14 по 27 августа
сухоядениегорячая без масласухоядениегорячая без масласухоядениегорячая с масломгорячая с маслом
Осенний мясоедсухоядениесухоядение
Рождественский пост с 28 ноября 2022 года по 6 января 2023 годадо 19 декабрягорячая без масларыбасухоядениерыбасухоядениерыбарыба
20 декабря — 1 январягорячая без маслагорячая с масломсухоядениегорячая с масломсухоядениерыбарыба
2-6 январясухоядениегорячая без масласухоядениегорячая без масласухоядениегорячая с масломгорячая с маслом
Зимний мясоедрыбарыба

Великий Пост в 2022 году

с 7 марта по 23 апреля в 2022 году.

Сам Спаситель был поведен духом в пустыню, сорок дней искушался дьяволом и ничего не ел в эти дни. Спаситель постом начал дело нашего спасения. Великий пост – пост в честь Самого Спасителя, а последняя, Страстная седмица этого сорокавосьмидневного поста установлена в честь воспоминания о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа.
С особой строгостью соблюдается пост в первую и Страстную седмицы.
В Чистый Понедельник принято полное воздержание от пищи. В остальное время: понедельник, среда, пятница – сухоядение (вода, хлеб, фрукты, овощи, компоты); вторник, четверг – горячая пища без масла; суббота, воскресенье – пища с растительным маслом.
Рыба разрешается в Благовещение Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресенье. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра. В Страстную Пятницу нельзя вкушать пищу до выноса Плащаницы.

Петров пост в 2022 году

Петров пост еще называют Апостольским постом
с 20 июня по 11 июля в 2021 году.

С понедельника недели всех Святых начинается пост Святых апостолов, установленный перед праздником апостолов Петра и Павла. Этот пост называется летним. Продолжение поста различно, в зависимости от того, как рано или поздно бывает Пасха.

Успенский пост в 2022 году

С 14 по 27 августа в 2022 году.
Через месяц после Апостольского поста наступает многодневный Успенский пост. Он продолжается две недели – с 14 по 27 августа. Этим постом Церковь призывает нас к подражанию Божьей Матери, которая перед переселением Своим на небо непрестанно пребывала в посте и молитве.
Понедельник, среда, пятница – сухоядение. Вторник, четверг – горячая пища без масла. В субботу и воскресенье разрешается пища с растительным маслом.
В день Преображения Господня (19 августа) разрешается рыба. Рыбный день в Успенье, если он придется на среду или пятницу.

Рождественский пост в 2022 году

С 28 ноября 2022 года по 6 января 2023 года.

Рождественский (Филиппов) пост. В конце осени, за 40 дней до великого праздника Рождества Христова, Церковь призывает нас к зимнему посту. Он называется и Филиппов, потому что начинается после дня, посвященного памяти апостола Филиппа, и Рождественский, ибо бывает перед праздником Рождества Христова.
Этот пост установлен для того, чтобы нам принести Господу благодарственную жертву за собранные земные плоды и приготовиться к благодатному единению с родившимся Спасителем.
Устав о пище совпадает с уставом Петрова поста, до дня святителя Николая (19 декабря).
Если праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, то разрешается рыба. После дня памяти Святителя Николая и до предпраздненства Рождества разрешается рыба в субботу и воскресенье. В предпраздненство нельзя есть рыбу во все дни, в субботу и воскресенье – пища с маслом.
В сочельник нельзя вкушать пищу до появления первой звезды, после чего принято вкушать сочиво – вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом.

Сплошные седмицы в 2022 году

Седмица – неделя с понедельника по воскресенье. В эти дни отсутствие поста в среду и пятницу.
Сплошных седмиц пять:
Святки – с 7 по 17 января,
Мытаря и фарисея – за 2 недели до Великого поста
Сырная (масленица) – неделя перед Великим постом (без мяса)
Пасхальная (Светлая) – неделя после Пасхи
Троицкая – неделя после Троицы.

Пост в среду и пятницу

Еженедельными постными днями являются среда и пятница. В среду пост установлен в воспоминание предательства Иудой Христа, в пятницу – в память крестных страданий и смерти Спасителя. В эти дни недели Святая Церковь запрещает употребление мясной и молочной пищи, а в период недели Всех Святых до Рождества Христова следует воздержание также от рыбы и растительного масла. Лишь когда на среду и пятницу приходятся дни празднуемых святых, разрешается растительное масло, а в самые большие праздники, такие как Покров, – рыба.
Больным и занятым тяжелым трудом допускается некоторое послабление, чтобы христиане имели силы на молитвы и необходимый труд, но употребление рыбы в неположенные дни и тем более полное разрешение поста уставом отвергается.

Однодневные посты

Крещенский сочельник – 18 января, накануне Крещения Господня. В этот день христиане готовятся к очищению и освящению святой водой в праздник Крещения.
Усекновение главы Иоанна Предтечи – 11 сентября. Это день памяти и гибели великого пророка Иоанна.
Воздвижение Креста Господня – 27 сентября. Память о страданиях Спасителя на кресте ради спасения рода человеческого. Этот день проводят в молитвах, посте, сокрушении о грехах.
Однодневные посты – дни строгого поста (кроме среды и пятницы). Запрещается рыба, но разрешается пища с растительным маслом.

Православные праздники. О трапезе в праздники

По церковному Уставу, в праздники Рождества Христова и Богоявления, случившиеся в среду и пятницу, поста нет. В Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается пища с растительным маслом. В праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введения Ее во храм, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба.

Когда не совершается браковенчание

Накануне среды и пятницы всего года (вторник и четверг), воскресных дней (суббота), двунадесятых, храмовых и великих праздников; в продолжение постов: Великого, Петрова, Успенского, Рождественского; в продолжение Святок, в Неделю мясопустную, в течение сырной седмицы (Масленицы) и в Неделю сыропустную; в течение Пасхальной (Светлой) седмицы и в дни Воздвижения Креста Господня — 27 сентября.

Источник

Посты Православной Церкви

Пост – аске­ти­че­ская прак­тика, состо­я­щая в воз­дер­жа­нии тела от пищи живот­ного про­ис­хож­де­ния (также и от пере­на­сы­ще­ния и услаж­де­ния пост­ной пищей) и сла­до­стра­стия, а души от злых помыс­лов, дел и слов; время сугу­бого пока­я­ния и трез­ве­ния. Цель поста состоит в борьбе со стра­стью чре­во­уго­дия, кото­рая лежит в основе 5‑ти из 8‑ми основ­ных стра­стей, поэтому борьбе с ней и уде­ля­ется такое боль­шое вни­ма­ние.

Пост есть также сред­ство выяв­ле­ния стра­стей, и стя­жа­ния доб­ро­де­те­лей, в первую оче­редь доб­ро­де­тели воз­дер­жа­ния.

Цель поста

Цель постов: под­чи­не­ние тела духу (вос­ста­нов­ле­ние пра­виль­ной иерар­хии духа и тела), умно­же­ние любви, уси­ле­ние вни­ма­ния к своей духов­ной жизни, вос­пи­та­ние воли, кон­цен­тра­ция сил в духов­ной борьбе. По бла­го­сло­ве­нию духов­ника допол­ни­тель­ный пост может соче­таться с молит­вен­ными про­ше­ни­ями и браться для сугу­бого пока­я­ния ( Исх.34:28 ).

Святой, пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский:
Поститься хри­сти­а­нину необ­хо­димо для того, чтобы про­яс­нить ум и воз­бу­дить и раз­вить чув­ство, и подвиг­нуть к благой дея­тель­но­сти волю. Эти три спо­соб­но­сти чело­века мы затме­ваем и подав­ляем более всего объ­яде­нием, пиян­ством и забо­тами житей­скими ( Лк. 21:34 ), а чрез то отпа­даем от источ­ника жизни – Бога и нис­па­даем в тление и суету, извра­щая и осквер­няя в себе образ Божий…

Пост хорошо пока­зы­вает или обна­ру­жи­вает все немощи нашей души, все ее сла­бо­сти, недо­статки, грехи и стра­сти, как начи­на­ю­щая очи­щаться мутная, сто­я­чая вода пока­зы­вает, какие водятся в ней гады или какого каче­ства сор.

Пост, как Боже­ствен­ное уста­нов­ле­ние

Пра­во­слав­ный пост имеет в себе глу­бо­кие дог­ма­ти­че­ские корни. Согласно сви­де­тель­ству святых отцов Пра­во­слав­ной Церкви, пост был дан как запо­ведь Адаму еще в Раю, где Бог запре­тил ему вку­шать плоды с дерева позна­ния добра и зла ( Быт.2:16-17 ). И если нару­ше­ние поста в Раю послу­жило при­чи­ной иска­же­ния грехом Бого­по­доб­ной чело­ве­че­ской при­роды, то воз­дер­жа­ние в посте спо­соб­ствует обрат­ному про­цессу, то есть очи­ще­нию души от греха, ведь, по словам св. Иоанна Крон­штадт­ского, «без бла­го­дати Божией и усерд­ной молитвы и воз­дер­жа­ния – невоз­можно изме­ниться к луч­шему».

Суть ново­за­вет­ного духа пра­во­слав­ного поста, отли­ча­ю­щего его от ино­слав­ных и других прак­тик воз­дер­жа­ния, состоит в том, что опре­де­лен­ные виды пищи запре­ща­ются не для того, чтобы убе­речься от своего рода осквер­не­ния или нане­се­ния вреда здо­ро­вью, а для осво­бож­де­ния души от раб­ской зави­си­мо­сти чре­во­угод­ному чув­ству. Следуя духу пра­во­слав­ного поста, можно поститься, вкушая даже ско­ром­ное. В то же время можно нару­шать пост, вкушая только пост­ную пищу. Поэтому отцы Церкви строго обли­чали тех, кто упо­треб­лял во время поста пищу хотя и пост­ную, но изыс­кан­ную. «Есть такие хра­ни­тели Четы­ре­де­сят­ницы, – гово­рит Бла­жен­ный Авгу­стин, – кото­рые более при­хот­ливо, нежели бла­го­че­стиво, про­во­дят ее. Они более изыс­ки­вают новые удо­воль­ствия, нежели обуз­ды­вают ветхую плоть. Бога­тым и доро­гим под­бо­ром разных плодов они хотят пре­взойти раз­но­об­ра­зие самого вкус­ного стола. Сосу­дов, в кото­рых вари­лось мясо, они стра­шатся, а не стра­шатся похоти чрева и гор­тани своей».

Авва Доро­фей пишет: «Есть два вида чре­во­уго­дия. Первый, когда чело­век ищет при­ят­но­сти пищи, и не всегда хочет есть много, но желает вкус­ного… Это назы­ва­ется гор­тан­обе­сие. Иного опять борет мно­го­яде­ние, и он не желает хоро­ших снедей, и не забо­тится о вкусе их; но хороши ли они, или нет, он хочет только есть, и не раз­би­рает, каковы они; он забо­тится только о том, чтобы напол­нить чрево свое: это назы­ва­ется чре­во­бе­сие… И так кто желает очи­ститься от грехов своих, тот должен с боль­шим вни­ма­нием осте­ре­гаться и избе­гать сих (видов чре­во­уго­дия); ибо ими удо­вле­тво­ря­ется не потреб­ность тела, но страсть, и если кто пре­да­ется им, то это вме­ня­ется ему в грех».

Сте­пени поста

Суще­ствует шесть сте­пе­ней поста, согласно Уставу (при­во­дятся в порядке воз­рас­та­ния стро­го­сти поста):

1. Воз­дер­жа­ние только от мяса, все прочие про­дукты доз­во­ля­ются (такое бывает для мирян только на сырной сед­мице – мас­ле­нице).

2. Воз­дер­жа­ние от мяса, яиц и молоч­ных про­дук­тов, но раз­ре­ша­ется рыба (и, есте­ственно, горя­чая рас­ти­тель­ная пища, рас­ти­тель­ное масло, вино).

3. Воз­дер­жа­ние от мяса, яиц, молока и рыбы. Доз­во­ля­ется горя­чая рас­ти­тель­ная пища – «варе­ние» (т.е. про­шед­шая теп­ло­вую обра­ботку – варе­ная, пече­ная и т.п.) с рас­ти­тель­ным маслом и вино.

4. Воз­дер­жа­ние также от рас­ти­тель­ного масла и вина. Доз­во­ля­ется горя­чая пища без масла.

5. Сухо­яде­ние. Доз­во­ля­ется «хлеб и вода и сим подоб­ная» (глава 35), т.е сырые, суше­ные или моче­ные овощи, фрукты (в Типи­коне пред­ла­га­ются, напри­мер: изюм, мас­лины, орехи (глава 36), смоквы, т.е. инжир) – «едино коеждо на кийждо день» (глава 36), т.е. каждый раз что-либо одно из этого.

6. Полное воз­дер­жа­ние от пищи и пития – то, что в Типи­коне соб­ственно и име­ну­ется словом «пост».

Есте­ственно, что менее стро­гое уста­нов­ле­ние раз­ре­шает все, что воз­можно при более стро­гом посте. То есть напри­мер, если по уставу поло­жена рыба, то конечно можно вку­шать и рас­ти­тель­ное масло, а если раз­ре­ша­ются молоч­ные про­дукты, то можно вку­шать и рыбу.

Этапы при­уче­ния к посту

При­учать себя к посту надо посте­пенно, жела­тельно под руко­вод­ством духов­ника. При этом пост ни в коем случае не должен вре­дить здо­ро­вью. Посте­пен­ность и уме­рен­ность не только предот­вра­щают воз­мож­ные срывы, но и служат при­зна­ком духов­ной зре­ло­сти и чистоты. Бла­го­сло­ве­ние, посте­пен­ность, рас­су­ди­тель­ность и посто­ян­ство усилия – вот глав­ные усло­вия успеш­ного при­вы­ка­ния к посту.

В каче­стве пер­вого этапа, при­зван­ного сфор­ми­ро­вать навык душев­ной неза­ви­си­мо­сти от чре­во­угод­ного чув­ства, можно поре­ко­мен­до­вать выпол­не­ние таких обще­при­ня­тых правил здо­ро­вого образа жизни как отказ от пере­еда­ния, слиш­ком жирной и слад­кой пищи, приема пищи в позд­нее время и т.д. Не про­ти­во­ре­чит духу пра­во­слав­ного поста и соблю­де­ние раз­ного рода оздо­ро­ви­тель­ных диет, если во главу угла ста­вится не здо­ро­вье и кра­сота внеш­него вида, а фор­ми­ро­ва­ние навыка воз­дер­жа­ния. Без успеш­ного про­хож­де­ния этого под­го­то­ви­тель­ного этапа нельзя наде­яться на полу­че­ние в даль­ней­шем бла­го­дат­ных плодов поста.

Сфор­ми­ро­вав при­вычку неза­ви­си­мого от чре­во­уго­дия само­кон­троля при выборе пищи, можно начи­нать соблю­дать пост, отка­зы­ва­ясь в пост­ные дни сна­чала от мяса, а потом от яиц и молоч­ной пищи.

Время, необ­хо­ди­мое для при­вы­ка­ния к посту, а также каче­ство и коли­че­ство при­ни­ма­е­мой пищи очень инди­ви­ду­альны. «Днев­ную меру и коли­че­ство пищи – пусть каждый сам для себя уста­но­вит с тем, что если ока­жется излиш­нею и тяжесть про­из­во­дя­щею, то умень­шил бы; а когда усмот­рит, что при­ня­тая им мера недо­ста­точна к под­дер­жа­нию тела, то пусть сде­лает малую добавку; и таким обра­зом, дознав осно­ва­тельно – опы­тами, назна­чит себе такое коли­че­ство пищи, кото­рое может под­дер­жи­вать силы тела его, служа не сла­сто­лю­бию, а истин­ной нужде… Всем же одну меру уза­ко­нить невоз­можно, потому что тела имеют раз­лич­ные сте­пени в силе и кре­по­сти, подобно меди, железу, воску. Впро­чем, для ново­на­чаль­ных самая лучшая мера та, чтобы оста­вить пищу тогда, пока чув­ству­ешь еще алка­ние. Но ежели и насы­тится, не согре­шит. Пре­сы­тясь же, да укорит себя. Чрез сие он пре­ду­пре­ждает пора­же­ние (от врага своего) и про­ла­гает путь себе к победе над ним» (преп. Нил Сор­ский).

Как вре­мен­ную меру пере­ход­ного харак­тера на началь­ных этапах можно реко­мен­до­вать раз­лич­ные рецепты вкус­ных пост­ных блюд. Однако увле­каться этим, по-види­мому, не стоит, ведь при­го­тов­ле­ние вкус­ной пищи зани­мает много вре­мени, кото­рое при этом по сути дела тра­тится на убла­же­ние не сов­ме­сти­мого с духом поста чре­во­угод­ного чув­ства. Осо­бенно это отно­сится к пост­ным сла­до­стям. Зло­упо­треб­ле­ние ими при­во­дит к абсурд­ному резуль­тату, поскольку за время поста чело­век при­бав­ляет в весе, а пост, как утвер­ждал пре­по­доб­ный Сера­фим Саров­ский, «состоит не только в том, что есть, а в том, чтобы есть мало». В этом случае чело­век ста­но­вится гораздо более вос­при­им­чив к бла­го­дати Божией, поскольку, по словам пре­по­доб­ного Силу­ана Афон­ского, «бла­го­дать любит жить в сухом теле».

«Для тела одного чело­века доста­точно одного фунта хлеба, для тела дру­гого чело­века надо четыре фунта хлеба: мень­шим коли­че­ством хлеба он не насы­тится. Поэтому святой Иоанн Зла­то­уст гово­рит, что пост­ник не тот, кто потреб­ляет малое коли­че­ство пищи, а тот, кто упо­треб­ляет пищи меньше того, что тре­бу­ется для его орга­низма. В этом-то и заклю­ча­ется воз­дер­жа­ние».

О воз­дер­жа­нии и трех сте­пе­нях сыто­сти пре­по­доб­ный Амвро­сий Оптин­ский писал так:

«Пишешь о пище, что трудно тебе при­вы­кать к тому, чтобы поне­многу есть, так, чтобы после обеда еще быть голод­ной. Святые отцы уста­но­вили каса­тельно пищи три сте­пени: воз­дер­жа­ние – чтобы после при­ня­тия пищи быть несколько голод­ным, доволь­ство – чтобы не быть ни сытым, ни голод­ным, и сытость – чтобы есть досыта, не без неко­то­рого отя­го­ще­ния.

Из этих трех сте­пе­ней каждый может изби­рать любую, по своим силам и по своему устро­е­нию, – здо­ро­вый и боль­ной».

Пост и здо­ро­вье

Несмотря на оче­вид­ный для святых отцов оздо­ро­ви­тель­ный эффект поста, они нико­гда не при­зы­вали поститься ради здо­ро­вья. Целью поста всегда оста­ва­лось обуз­да­ние чре­во­уго­дия, а бла­го­твор­ное его вли­я­ние на здо­ро­вье рас­смат­ри­ва­лось как бла­го­дат­ный побоч­ный эффект. Однако, несмотря на вто­ро­сте­пен­ность вопро­сов здо­ро­вья, тем не менее, святые отцы счи­тали их доста­точно важ­ными и заслу­жи­ва­ю­щими опре­де­лен­ного вни­ма­ния.

Так св. Васи­лий Вели­кий утвер­ждал: «Надобно обра­щать вни­ма­ние, чтобы, чрез­мер­но­стью воз­дер­жа­ния осла­бив телес­ную силу, не сде­лать тела лени­вым и неде­я­тель­ным для важ­ней­ших заня­тий. Ибо Бог, творя чело­века, конечно, не желал, чтобы он оста­вался празд­ным и непо­движ­ным, но чтобы он был дея­тель­ным, в чем ему должно… Подвиж­нику надобно быть сво­бод­ным от вся­кого над­ме­ния и, идя путем истинно сред­ним и цар­ским, нимало не укло­ня­ясь ни в ту, ни в другую сто­рону, не любить неги и не при­во­дить тела в бес­си­лие изли­ше­ством воз­дер­жа­ния».

Свя­ти­тель Игна­тий (Брян­ча­ни­нов) писал своей забо­лев­шей сестре: «…Непре­менно вкушай говя­жий бульон и другую нужную по тре­бо­ва­нию твоего тела мясную пищу. Цер­ковь поло­жила в извест­ные вре­мена воз­дер­жа­ние от мясной пищи для того, чтоб непре­станно упо­треб­ля­е­мая мясная пища не раз­го­ря­чала без­мерно тел, чтоб они на рас­ти­тель­ной пище пост­ного вре­мени про­хла­жда­лись и облег­ча­лись, а не потому, чтоб упо­треб­ле­ние мяса заклю­чало в себе соб­ственно какой грех или нечи­стоту. И потому уда­ле­ние от мяса при необ­хо­ди­мо­сти и болезни есть грубый пред­рас­су­док рус­ского чело­века, обре­ме­нив­шего небес­ную рели­гию мно­гими своими наци­о­наль­ными дебе­ло­стями».

Посто­вые иску­ше­ния

Всту­пая в пост нужно быть гото­вым к иску­ше­ниям (испы­та­ниям), напад­кам со сто­роны падших духов. Обычно это выра­жа­ется в воз­ник­но­ве­нии кон­фликт­ных ситу­а­ций, раз­дра­же­нии, унынии, осуж­де­нии, высо­ко­ме­рии. По мет­кому заме­ча­нию свящ. Алек­сандра Ель­ча­ни­нова: «…в посте чело­век про­яв­ляет себя: у одних про­яв­ля­ются высшие спо­соб­но­сти духа, другие же дела­ются только раз­дра­жи­тельны и злы – пост откры­вает истин­ную сущ­ность чело­века».

Иску­ше­ни­ями мир­ской жизни также явля­ются празд­нич­ные собы­тия во время поста. Однако, не сле­дует дра­ма­ти­зи­ро­вать ситу­а­цию, редко на каком столе подают одно только мясо и совсем нет овощей и рыбы. В без­вы­ход­ной же ситу­а­ции запо­ведь госте­при­им­ства отме­няет пра­вила поста.

Пост для путе­ше­ству­ю­щих

При­ня­тые ранее послаб­ле­ния в пост для путе­ше­ству­ю­щих, были свя­заны с тем, что путе­ше­ствен­ники пере­дви­га­лись пешком, или верхом на вьюч­ных живот­ных, а не на ком­фор­та­бель­ных само­лё­тах, поез­дах и паро­мах. В то время путе­ше­ствие было испы­та­нием, свя­зан­ным со зна­чи­тель­ными физи­че­скими нагруз­ками, и про­дол­жа­лось от несколь­ких дней до несколь­ких меся­цев, а иногда и лет.

Сего­дня транс­порт и обслу­жи­ва­ние в нём раз­виты так, что путе­ше­ствие пере­стает быть испы­та­нием. А если путе­ше­ство­вать легко, то и пост во время такого путе­ше­ствия не пред­став­ляет невы­но­си­мой труд­но­сти.

Послаб­ле­ния в посте для боля­щих

Не все одно­значно и в случае послаб­ле­ний во время болез­ней. С одной сто­роны, каноны и свя­то­оте­че­ская тра­ди­ция в этом случае ясно ука­зы­вает на необ­хо­ди­мость ослаб­ле­ния поста, но обычно это отно­сится к остро­те­ку­щим или тяжё­лым болез­ням. Тема поста во время болезни очень сложна, и в оди­на­ко­вой сте­пени тре­бует совета жела­тельно веру­ю­щего врача и духов­ника. Хочется лишь обра­тить вни­ма­ние, что пол­но­цен­ный белок мяса, яиц и молока с успе­хом заме­няет рыба. Поэтому, с точки зрения физио­ло­гии, пере­ход на нее во время поста не пред­став­ляет опас­но­сти для орга­низма.

Если хри­сти­а­нин готов к испы­та­ниям, то он полу­чит и от них добрые плоды: все­це­лое упо­ва­ние на Бога, пока­я­ние, любовь, сми­ре­ние, трез­ве­ние. Пост вообще должен рас­смат­ри­ваться не только как личное воле­вое усилие в воз­дер­жа­нии, но и как уси­лен­ное обра­ще­ние к Богу, ста­ра­ние упо­до­биться Ему.

Пост и супру­же­ские отно­ше­ния

Помимо воз­дер­жа­ния от пищи пост пред­по­ла­гает также воз­дер­жа­ние от супру­же­ских отно­ше­ний, но только по вза­им­ному согла­сию, руко­вод­ству­ясь сло­вами апо­стола:

«Не укло­няй­тесь друг от друга, разве по согла­сию, на время, для упраж­не­ния в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не иску­шал вас сатана невоз­дер­жа­нием вашим…» ( 1Кор.7:5 ).

При этом, как и при воз­дер­жа­нии от пищи, еще более важно соблю­дать прин­цип посте­пен­ного пере­хода к новому образу жизни.

Начи­нать можно с отказа от ини­ци­а­тивы со своей сто­роны в пост, следуя завету апо­стола Павла – «Жена не властна над своим телом, но муж; ровно и муж не вла­стен над своим телом, но жена» ( 1Кор.7:4 ).

Пост и каж­до­днев­ная уме­рен­ность в пище

И послед­нее. Нельзя думать, что полу­че­ние бла­го­дат­ных плодов поста цели­ком зави­сит от того, как он про­ве­ден. Очень важно и то, насколько мы при­вер­жены духу воз­дер­жа­ния до и после поста. Уме­рен­ность и не в пост­ное время изба­вит от многих иску­ше­ний во время поста и, прежде всего, от недо­мо­га­ния, свя­зан­ного с резкой сменой режима пита­ния.

Еще более важно время, сле­ду­ю­щее за окон­ча­нием поста. К сожа­ле­нию, очень многие вос­при­ни­мают его как без­удерж­ное раз­ре­ше­ние на всё и на вся. Осо­бенно это отно­сится к празд­ни­кам, кото­рыми окан­чи­ва­ется каждый пост. Поэтому, по словам свя­ти­теля Игна­тия (Брян­ча­ни­нова): «пост есть посто­ян­ная уме­рен­ность в пище с бла­го­ра­зум­ною раз­бор­чи­во­стью в ней».

Посты Пра­во­слав­ной Церкви

В Пра­во­слав­ной Церкви суще­ствуют посты одно­днев­ные, мно­го­днев­ные и евха­ри­сти­че­ский (литур­ги­че­ский) пост.

Из мно­го­днев­ных постов сле­дует назвать, в первую оче­редь, Вели­кий пост, Святая Четы­ре­де­сят­ница, уста­нов­лен­ный в память соро­ка­днев­ного поста Спа­си­теля в иудей­ской пустыне. К Вели­кому посту при­мы­кает Страст­ная сед­мица (в пере­воде – неделя стра­да­ний), посвя­щен­ная собы­тиям послед­них дней земной жизни Иисуса Христа, Его Рас­пя­тия, Смерти и Погре­бе­ния. Страст­ная сед­мица явля­ется вер­ши­ной хри­сти­ан­ских постов, подобно тому, как Пасха – пре­крас­ней­шим венцом всех празд­ни­ков.

Время Вели­кого поста зави­сит от пере­хо­дя­щего празд­ника Пасхи и поэтому не имеет устой­чи­вых кален­дар­ных дат, но про­дол­жи­тель­ность его вместе со Страст­ной сед­ми­цей всегда 48 дней.

Петров пост (святых апо­сто­лов Петра и Павла) начи­на­ется через неделю после празд­ника Святой Пяти­де­сят­ницы и про­дол­жа­ется до 12 июля. Этот пост уста­нов­лен в честь про­по­вед­ни­че­ских трудов и муче­ни­че­ской кон­чины апо­сто­лов.

Успен­ский пост – с 14 по 28 авгу­ста – уста­нов­лен в честь Успе­ния Божией Матери.

Рож­де­ствен­ский пост – с 28 ноября по 7 января.

Коли­че­ство пост­ных дней в году – от 178 до 212 в зави­си­мо­сти от дня празд­но­ва­ния Пасхи и соот­вет­ственно более или менее про­дол­жи­тель­ного поста свя­того апо­стола Петра и Павла. Прак­ти­че­ски пост­ными днями в году явля­ется каждый второй день.

Время начала и окон­ча­ния поста

Мно­го­днев­ные и одно­днев­ные посты начи­на­ются в пол­ночь. Одно­днев­ные посты закан­чи­ва­ются в пол­ночь, мно­го­днев­ные – после Литур­гии празд­нич­ного дня.

Цер­ков­ные каноны о постах

64‑е Апо­столь­ское пра­вило о недо­пу­сти­мо­сти поста в суб­боту и вос­кре­се­нье: Аще кто из клира усмот­рен будет постя­щимся в день Гос­по­день, или в суб­боту, кроме единыя только (Вели­кия суб­боты): да будет извер­жен. Аще же миря­нин, да будет отлу­чен.

При­ме­ча­ние монаха Дио­дора (Лари­о­нова): “Пост в суб­боту и вос­кре­се­нье, запре­щен­ный 64 апо­столь­ским пра­ви­лом, озна­чает полное воз­дер­жа­ние от пищи. В кано­ни­че­ских текстах и типи­ко­нах пост озна­чает полное голо­да­ние, либо сухо­яде­ние до 9‑го часа (так это объ­яс­няет прп. Нико­дим в Пида­ли­оне, с. 76–77, изд. 1886 г.). В гре­че­ском языке слово “раз­ре­ше­ние” выра­жа­ется двумя поня­ти­ями, име­ю­щими раз­лич­ное зна­че­ние: λύσις и κατάλυσις. Λύσις (частич­ное раз­ре­ше­ние) озна­чает раз­ре­ше­ние на вку­ше­ние пост­ной пищи до 9‑го часа. Раз­ре­ше­ние на вино и елей (пост­ное масло) также входит в поня­тие частич­ного раз­ре­ше­ния поста. Κατάλυσις же озна­чает полное раз­ре­ше­ние (отмену) поста то есть раз­ре­ше­ние на сыр, молоко и яйца для мона­хов и мясо для мирян. По объ­яс­не­нию преп. Нико­дима, 64‑е Апо­столь­ское пра­вило запре­щает полный пост, но не тре­бует пол­ного раз­ре­ше­ния поста. Иначе пра­во­слав­ные хри­сти­ане согре­шали бы против 64-го пра­вила во все мно­го­днев­ные посты, когда как раз про­ис­хо­дит только частич­ное раз­ре­ше­ние поста (как известно, суб­бот­ние и вос­крес­ные дни не входят в число дней святой четы­ря­де­сят­ницы, т.е. Вели­кого Поста, но тем не менее, в эти дни даётся только частич­ное, а не полное раз­ре­ше­ние Поста). В суб­боту дается раз­ре­ше­ние на вино и елей — отсюда сле­дует, что частич­ным раз­ре­ше­нием поста (λύσις) пра­вило не нару­ша­ется, но и пол­ного раз­ре­ше­ния поста (κατάλυσις) также не допус­ка­ется перед при­ча­стием (по образцу суб­бот­них и вос­крес­ных дней Вели­кого Поста)”.

69‑е Апо­столь­ское пра­вило, об обя­за­тель­но­сти поста: «Аще кто, епи­скоп, или пре­сви­тер, или диакон, или ипо­ди­а­кон, или чтец, или певец, не постится во святую четы­ре­де­сят­ницу пред пасхою, или в среду, или в пяток (см. одно­днев­ные посты), кроме пре­пят­ствия от немощи телес­ныя: да будет извер­жен. Аще же миря­нин: да будет отлу­чен».

Кано­ни­че­ское пра­вило свт. Тимо­фея Алек­сан­дрий­ского, 8‑е: «Пост уста­нов­лен для усми­ре­ния нашего тела. Итак, когда тело нахо­дится в сми­ре­нии и в немощи, то должна она (жена) при­ни­мать пищу и питие, как хочет и поне­сти может».

Его же, 10‑е: «Должно раз­ре­шать боль­ному при­ни­мать пищу и питие смотря по тому, что он может поне­сти».

Духов­ный пост

Многие хри­сти­ане счи­тают, что пост уста­нов­лен только для того, чтобы под­чи­нить тело душе. […] Однако это лишь одна сто­рона поста. Есть другая, еще более важная, то, что святые Отцы назы­вали «духов­ным постом».

Чело­век состоит из души и тела, но в самой душе можно раз­ли­чить две не сли­ва­ю­щи­еся друг с другом силы: первая – обра­щен­ность к веч­но­сти, к тому, что стоит над теку­щим пото­ком зем­ного бытия, – спо­соб­ность души к бого­об­ще­нию святые Отцы назы­вали духом; вторая сила – обра­щен­ность к земле, сово­куп­ность позна­ва­тель­ных сил: рас­судка, вооб­ра­же­ния, памяти, а также чув­ствен­ные вле­че­ния, эмо­ци­о­наль­ные пере­жи­ва­ния и, нако­нец, гене­ти­че­ски вло­жен­ные инстинкты, без кото­рых чело­век не мог бы суще­ство­вать ни одного дня.

Глав­ное в чело­веке – дух; в духе – образ и подо­бие Божие, дух отде­ляет чело­века как бы глу­бо­кой про­па­стью от всех осталь­ных оби­та­те­лей земли. В духе вло­жена целе­вая идея чело­века – вечное бого­об­ще­ние. Насколько чело­век живет духовно, настолько он живет достойно своего пред­на­зна­че­ния; это един­ствен­ная воз­мож­ность иметь радость и мир в земной жизни, в этом море стра­да­ний. У неко­то­рых хри­стиан такой три­мет­ри­че­ский взгляд на при­роду чело­века (дух, душа и тело) вызы­вает пред­став­ле­ние о душе как о чем-то низ­мен­ном и недо­стой­ном в срав­не­нии с духом. Это не так. Без душев­ных спо­соб­но­стей невоз­можна была бы для чело­века земная жизнь и, сле­до­ва­тельно, фор­ми­ро­ва­ние его как нрав­ствен­ной лич­но­сти для вечной жизни.

В самой при­роде чело­века нет ничего сквер­ного и низ­мен­ного; сквер­ное – это извра­ще­ние воли, раз­ру­ше­ние иерар­хии и пра­виль­ной сопод­чи­нен­но­сти спо­соб­но­стей и сил чело­века; низ­мен­ное и недо­стой­ное – это стра­сти и грех. В нашем налич­ном, а вернее, падшем состо­я­нии тело про­яв­ляет себя непо­кор­ным душе, а душа – непо­кор­ной духу.

Поэтому пост – это не только укро­ще­ние тела, но прежде всего – укро­ще­ние душев­ных стра­стей для того, чтобы мог про­бу­диться и дей­ство­вать дух.

Пост телес­ный под­ра­зу­ме­вает:

2) упо­треб­ле­ние осо­бого вида пищи;

3) редкий прием пищи.

Душев­ный пост также должен вклю­чать в себя:

1) огра­ни­че­ние внеш­них впе­чат­ле­ний – пищи души, инфор­ма­ции, кото­рую привык полу­чать чело­век еже­дневно в огром­ных объ­е­мах, подоб­ных «пир­ше­ствам Гар­ган­тюа»;

2) кон­троль над инфор­ма­цией, то есть над каче­ством пищи, кото­рую полу­чает душа, исклю­че­ние того, что раз­дра­жает стра­сти;

3) редкий прием пищи, то есть пери­оды уеди­не­ния, мол­ча­ния, без­мол­вия, пре­бы­ва­ния с самим собой, кото­рые дают чело­веку воз­мож­ность познать свои грехи и осу­ще­ствить глав­ную цель поста – пока­я­ние.

С постом несов­ме­стимы все виды раз­вле­че­ний и зрелищ, бес­кон­троль­ное чтение, про­дол­жи­тель­ные раз­го­воры, шут­ли­вый тон, посе­ще­ние тех мест и домов, где царит мир­ской, нецер­ков­ный дух, – все то, что рас­се­и­вает чело­века, отклю­чает ум от молитвы, а сердце от пока­я­ния.

За многие века суще­ство­ва­ния хри­сти­ан­ства поня­тие пост пре­тер­пело серьез­ную транс­фор­ма­цию. Когда-то в древ­ней Церкви соот­вет­ству­ю­щим словом обо­зна­чали полный отказ от пищи в тече­ние дня, до вечера, а вече­ром – вку­ше­ние как можно мень­шего ее коли­че­ства (ради чего и появи­лось, напри­мер, пра­вило о том, что еда в дни стро­гого поста пода­ется холод­ной, то есть менее при­вле­ка­тель­ной). Неупо­треб­ле­ние же ско­ром­ных про­дук­тов счи­та­лось про­стым «воз­дер­жа­нием». Как еще писал пре­по­доб­ный Никон Чер­но­го­рец, «Ино есть пост и ино – воз­дер­жа­ние. И пост убо есть еже не кос­ну­тися отнюдь ни коей снеди весь день… Воз­дер­жа­ние же … подо­бает всегда хотя­щим спа­стися» (Так­ти­кон, Слово 10‑е).

Как мы уви­дели, с раз­ви­тием мона­стыр­ских уста­вов пери­оды воз­дер­жа­ния, в смысле диеты без ско­ром­ных блюд, ста­но­ви­лись длин­нее. Но одно­вре­менно из-за уве­ли­че­ния числа празд­ни­ков ста­но­ви­лось все меньше по-насто­я­щему пост­ных дней, когда пищу на про­тя­же­нии целого дня вообще не вку­шали. К насто­я­щему вре­мени таких дней даже по букве устава оста­лось совсем немного, а на прак­тике под «постом» давно пони­ма­ется только изме­не­ние состава блюд, но не их коли­че­ства. Такое воз­дер­жа­ние – в свете мягких, как было пока­зано, пред­пи­са­ний Типи­кона о Рож­де­ствен­ском посте – без особых слож­но­стей может быть соблю­дено кем угодно (разу­ме­ется, за исклю­че­нием тех, кто имеет объ­ек­тив­ные меди­цин­ские про­ти­во­по­ка­за­ния), осо­бенно с учетом ска­зан­ного о нем пре­по­доб­ным Нико­ном Чер­но­гор­цем. Но сле­дует пом­нить, что пост пред­по­ла­гает нечто боль­шее.
свя­щен­ник Михаил Желтов

«Когда я сидел у одного Аввы, пришла неко­то­рая дева и ска­зала старцу: Авва, я пощусь и вкушаю один раз в неделю и еже­дневно изучаю Ветхий и Новый Завет. Старец отве­чал ей: сде­ла­лась ли для тебя ску­дость все равно что изоби­лие? Она ска­зала: нет. – Бес­че­стие как похвала? Ска­зала: нет, Авва. – Враги как друзья? Отве­чала: нет. Тогда гово­рит ей мудрый тот старец: иди тру­дись, ты ничего не имеешь».
преп. Анто­ний Вели­кий

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *