Что такое постоянная палата третейского суда
Международный Суд
Основные сведения
Статут Международного Суда, 1945 год
Международный Суд (МС) является главным судебным органом Организации Объединенных Наций (ООН). Он был учрежден Уставом Организации Объединенных Наций, подписанным 26 июня 1945 года в Сан-Франциско, для достижения одной из главных целей ООН: «проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира».
Суд функционирует в соответствии со Статутом, который является частью Устава, и своим Регламентом. Он начал работать в 1946 году, заменив собой Постоянную палату международного правосудия (ППМП), которая была учреждена в 1920 году под эгидой Лиги Наций.
Местопребыванием Суда является Дворец мира в Гааге (Нидерланды). Из шести главных органов Организации Объединенных Наций Суд является единственным органом, расположенным вне Нью-Йорка. Другими пятью главными органами Организации Объединенных Наций являются Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке и Секретариат.
На Суд возложена двойная функция: разрешение в соответствии с международным правом юридических споров, переданных ему на рассмотрение государствами, и вынесение консультативных заключений по юридическим вопросам, запрашиваемых должным образом на то уполномоченными органами и специализированными учреждениями Организации Объединенных Наций.
Суд состоит из 15 судей, и его обслуживает Секретариат, его административный орган. Его официальными языками являются английский и французский.
Когда родилась идея разрешения международных споров на основе права?
Учреждение Международного Суда стало кульминацией длительного процесса, в ходе которого постепенно развивались методы мирного урегулирования международных споров.
Помимо переговоров, посредничества и примирения идея обращения к беспристрастному органу для решения спора на основе права уходит корнями в древность. Она известна как арбитраж.
По общему признанию, современная история арбитража ведет свое начало от Договора Джея, заключенного Соединенными Штатами Америки и Великобританией в 1794 году. В этом Договоре о дружбе, торговле и судоходстве предусматривалось создание состоящих из равного числа американских граждан и британских подданных смешанных комиссий для урегулирования нескольких нерешенных вопросов. Благодаря работе этих смешанных комиссий произошло развитие института арбитража в девятнадцатом столетии.
Арбитражное разбирательство по делу о судне «Алабама» в 1872 году знаменует собой другой решающий этап. Соединенные Штаты и Великобритания передали на арбитражное разбирательство претензии Соединенных Штатов, связанные с предполагаемыми нарушениями Великобританией нейтралитета в период гражданской войны в Америке. Арбитражный трибунал, состоявший из членов, назначенных сторонами и тремя другими странами, постановил, что Великобритания должна выплатить компенсацию. Образцовое выполнение Великобританией арбитражного решения продемонстрировало эффективность арбитража при урегулировании крупного спора.
Стимулировал ли успех арбитража создание новых учреждений?
Да. Этот успех заставил государства задуматься о постоянном международном суде, отвечающем за мирное разрешение споров, с тем чтобы устранить необходимость создания специальных судебных органов для решения каждого отдельного спора, который может быть решен в порядке арбитражного производства.
Это предложение начало обретать реальные формы на Гаагских конференциях мира, созванных в 1899 и 1907 годах по инициативе царя России Николая II. Представленные на первой конференции 26 государств подписали Конвенцию о мирном решении международных столкновений и учреждении Постоянной палаты третейского суда (ППТС), первого многостороннего учреждения подобного рода.
ППТС, которая начала работать в 1902 году, по-прежнему существует. Она независима от всех других международных организаций, и по состоянию на 2000 год сторонами Конвенции являются 89 государств. Хотя она имеет Международное бюро, находящееся в Гааге и выполняющее функции, соответствующие функциям судебной канцелярии, она в действительности не является постоянным судом или арбитражным органом. Бюро ведет список юристов (до четырех человек от одного государства-участника, которые вместе составляют так называемую «национальную группу» этого государства), из которого соответствующие стороны спора могут выбирать членов арбитражного трибунала.
Как развивалась работа Постоянной палаты третейского суда (ППТС)?
Постоянная палата третейского суда, соседствующая с Судом во Дворце мира в Гааге, уже не занимается исключительно спорами между государствами. С годами объем оказываемых ею услуг существенно увеличился.
В настоящее время она предлагает широкий диапазон процедур разрешения споров (установление фактов, примирение и различные виды арбитража) государствам и сторонам, не являющимся государствами (например, международным организациям, частным юридическим или физическим лицам). Благодаря этому она во все большей степени участвует в разрешении коммерческих и финансовых споров. Международное бюро ППТС также выполняет функции секретариата во время различных арбитражных разбирательств (например, арбитражное разбирательство спора между Эритреей и Йеменом в отношении права на острова в Красном море, которое было завершено в 1999 году) и оказывает техническую или административную помощь арбитражным трибуналам, учрежденным вне рамок ППТС (например, Трибунал по рассмотрению претензий Ирана и Соединенных Штатов, учрежденный этими двумя странами для рассмотрения претензий американских граждан к Ирану и иранских граждан к Соединенным Штатам после кризиса, который возник в связи со взятием заложниками 52 американских граждан в посольстве Соединенных Штатов в Тегеране в 1979 году).
Процедуры ППТС основываются исключительно на согласии сторон, которые достигают соглашения по различным практическим пунктам и процедурам (например, формулировки вопросов, которые должны быть представлены на арбитражное разбирательство, и назначение арбитров) до начала арбитража.
Это — главная причина, по которой еще на второй Гаагской конференции мира в 1907 году несколько государств обратились с призывом учредить постоянный международный трибунал, который разрешал бы споры, применяя судебные процедуры, характеризующиеся в большей степени элементом принуждения, чем арбитража.
Однако расхождения во мнениях относительно порядка выбора судей заставили делегации на Конференции 1907 года ограничиться внесением поправок в Конвенцию 1899 года и совершенствованием норм, регулирующих арбитражное производство.
Различия между ППТС и МС
ППТС (арбитраж)
МС (судебное разрешение)
Является ли МС первым международным судебным органом, который применял судебные методы разрешения споров?
Нет. Первым международным судебным органом в истории мирного разрешения споров была Постоянная палата международного правосудия (ППМП), учрежденная в 1920 году под эгидой Лиги Наций, преемником которой в 1945 году стал МС.
С учреждением Лиги Наций после первой мировой войны возник приемлемый функциональный механизм для выборов судей Суда, что до этого времени порождало непреодолимые препятствия.
Что нового привнесла Постоянная палата международного правосудия (ППМП)?
Как и в случае Постоянной палаты третейского суда, юрисдикция Постоянной палаты международного правосудия зависит от желания сторон передавать споры на ее рассмотрение, однако новая особенность заключалась в том, что государство могло заранее объявить о признании обязательной юрисдикции Палаты в отношении любого спора, который может возникнуть в будущем с другим государством, сделавшим такое же заявление. Таким образом, государство могло обратиться в Палату в одностороннем порядке и привлечь к разбирательству другое государство без необходимости предварительного соглашения между сторонами о передаче дела на рассмотрение Палаты.
ППМП также отличалась и другими особенностями. Она состояла из постоянных судей, которые представляли главные правовые системы мира и избирались Советом и Ассамблеей Лиги. Ее деятельность регулировалась ее Статутом и Правилами процедуры, которые уже действовали и имели обязательную силу для сторон, обратившихся к ней; она имела право выносить консультативные заключения по любому юридическому вопросу, переданному ей Советом или Ассамблеей Лиги Наций, и, наконец, ее заседания были в значительной степени открытыми.
Хотя Палата, располагавшаяся во Дворце мира, была создана и финансировалась Лигой Наций, она, тем не менее, не являлась частью Лиги и ее Статут не являлся частью Статута Лиги. Государство — член Лиги Наций не являлось автоматически стороной Статута ППМП. Вместе с тем обязательную юрисдикцию Палаты признали много государств. Было подписано несколько сотен договоров, предусматривающих юрисдикцию ППМП по спорам, связанным с этими договорами.
Деятельность ППМП была чрезвычайно успешной. В период с 1922 по 1940 год она вынесла решения по 29 спорам между государствами и 27 консультативных заключений, из которых практически все были выполнены. Палата также внесла важный вклад в развитие международного права.
Деятельность Палаты была прервана второй мировой войной, и в 1946 году она была распущена вместе с Лигой Наций.
Почему в рамках Организации Объединенных Наций был создан новый суд (МС)?
Участники Конференции в Сан-Франциско в 1945 году, на которой было принято решение об учреждении Организации Объединенных Наций и Международного Суда, привели несколько причин, в число которых входят следующие:
Вместе с тем в значительной мере была сохранена преемственность между ППМП и МС. Статут МС является практически идентичным статуту ППМП, как и регламенты обоих учреждений; правда, в 1978 году Суд принял пересмотренный Регламент в целях упрощения и ускорения разбирательств.
Как проходил процесс передачи полномочий от ППМП к МС?
В октябре 1945 года ППМП на своей последней сессии приняла решение о передаче своих архивов и имущества МС, который также должен был заседать во Дворце мира в Гааге. 31 января 1946 года судьи ППМП ушли в отставку и 5 февраля 1946 года Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности Организации Объединенных Наций избрали первых членов МС.
В апреле 1946 года ППМП была официально распущена и МС, собравшись на первое заседание, избрал своего Председателя судью Хосе Густава Герреро (Сальвадор), который был последним Председателем ППМП.
Произведя назначение членов своего Секретариата (в значительной степени из числа бывших сотрудников ППМП), Суд провел свое первое открытое заседание 18апреля 1946 года. Первое дело было представлено на его рассмотрение в мае 1947 года. Оно касалось инцидента в проливе Корфу (Соединенное Королевство против Албании).
Подчиняются ли МС некоторые международные трибуналы?
Нет. Международный Суд является гражданским судом, наделенным конкретной компетенцией (разрешение споров между государствами и вынесение консультативных заключений органам и специализированным учреждениям ООН) и не имеющим вспомогательных органов.
Вместе с тем создание большого числа региональных судов и специализированных трибуналов с 1946 года привело к определенной неразберихе.
Международный Суд не обладает уголовной юрисдикцией и, следовательно, не может судить физических лиц (например, военных преступников). Эта задача входит в компетенцию национальных судебных органов, специальных уголовных трибуналов, учрежденных Организацией Объединенных Наций, таких, как Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ) и Международный уголовный трибунал по Руанде (МУТР), а также Международного уголовного суда (МУС).
МС также следует отличать от Европейского суда (находящегося в Люксембурге) и занимающегося исключительно делами, связанными с Европейским союзом, а также от Европейского суда по правам человека (Страсбург, Франция) и Межамериканского суда по правам человека (Сан-Хосе, Коста-Рика), которые рассматривают утверждения о нарушениях конвенций по правам человека, в соответствии с которыми они были учреждены. Эти три суда могут рассматривать дела, переданные на их рассмотрение частными лицами (против государств и других ответчиков), которые Международный Суд не может принимать к производству.
Международный Суд также отличается от специализированных международных трибуналов, таких, как Международный трибунал по морскому праву (МТМП).
МС также не является верховным судом, в котором можно обжаловать решения национальных судов; он не является высшей инстанцией для физических лиц и не является апелляционным судом, рассматривающим решение какого-либо международного трибунала. Однако он имеет право выносить решения о законности арбитражных решений по делам, в отношении которых он обладает юрисдикцией.
Какова связь между Судом и другими органами Организации Объединенных Наций, в функции которых входит поддержание мира?
Устав Организации Объединенных Наций возлагает главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности на Совет Безопасности. Совет Безопасности может расследовать любой спор и рекомендовать меры для его урегулирования с учетом того, что юридические споры должны, как правило, передаваться сторонами на рассмотрение Международного Суда.
Со своей стороны, Генеральная Ассамблея может обсуждать вопросы, касающиеся поддержания международного мира и безопасности, и выносить рекомендации.
При осуществлении своих функций как Совет Безопасности, так и Генеральная Ассамблея могут обращаться к Суду с просьбой о вынесении консультативного заключения по любому юридическому вопросу.
Кроме того, Суд может выносить решения по спорам, связанным с поддержанием международного мира и безопасности и представленным на его рассмотрение, даже если такие споры также рассматриваются Советом Безопасности или Генеральной Ассамблеей. Суд ограничивается правовыми аспектами этих споров. Тем самым он вносит особый вклад в дело поддержания международного мира и безопасности.
Дворец мира — местопребывание МС
Строившийся с 1907 по 1913 годы для Постоянной палаты третейского суда на средства, безвозмездно пожертвованные американским промышленником и филантропом Эндрю Карнеги, Дворец мира находится в парке площадью 7 га в центре Гааги.
Построенное из гранита, песчаника и красного кирпича здание, спроектированное французским архитектором Луисом Кордонье, с покатой крышей из сероватой черепицы сочетает в себе романский и византийский стили. На фасаде, перед которым находятся лужайки, расположены несколько скульптур, свидетельствующих о предназначении Дворца. Слева находится часовая башня с курантами высотой 80 метров. Находящиеся внутри деревянные скульптуры, витражи, мозаика, гобелены и предметы искусства, полученные в дар от государств, которые участвовали в двух Гаагских конференциях мира, отражают разнообразие мировых культур.
С 1946 года Суд, как и ППМП (его предшественница), занимает помещения, выделенные ему Нидерландским фондом Карнеги, который владеет и распоряжается Дворцом. В новом крыле, построенном в 1978 году за дворцом, находятся служебные кабинеты судей и совещательная комната Суда. Оно было расширено в 1997 году, в частности, для размещения возросшего числа судей ad hoc. В том же году был переоборудован чердак дворца, на котором были расположены новые служебные помещения для должностных лиц Секретариата Суда.
Дворец, в котором также находится одна из самых крупных мировых библиотек по вопросам международного публичного права (библиотека Дворца мира, которая является публичной в отличие от библиотеки Суда) и проводятся летние курсы Гаагской академии международного права, можно посещать в рабочие дни. Информацию можно получить в Фонде Карнеги
(тел.: + 31 70 302 4137).
Музей истории и деятельности Суда, а также других организаций, работающих в Дворце мира, был открыт в мае 1999 года г-ном Кофи Аннаном и судьей Стивеном М. Швебелем соответственно Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций и Председателем Суда в то время. Он находится в южном крыле здания.
ПОСТОЯ́ННАЯ ПАЛА́ТА ТРЕТЕ́ЙСКОГО СУДА́
Том 27. Москва, 2015, стр. 266
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОСТОЯ́ННАЯ ПАЛА́ТА ТРЕТЕ́ЙСКОГО СУДА́ (англ. Permanent Court of Arbitration, франц. Cour permanente d’arbitrage), межправительственная организация, предоставляющая международному сообществу различные услуги по разрешению споров. Создана в соответствии со ст. 41 Конвенции о мирном разрешении международных столкновений 1899 (пересмотрена в 1907). Участниками этой Конвенции являются 105 государств, в т. ч. РФ с 7.3.1955. Цель создания П. п. т. с. – облегчение возможности обращения без замедления к третейскому суду в случае междунар. споров, которые не могут быть улажены дипломатич. путём. Суд компетентен для всех случаев третейского разбирательства, если только сторонами спора не будет заключено соглашение о выборе др. суда. П. п. т. с. не является постоянно действующим судебным органом и рассматривает споры в случаях обращения соответствующего государства. В её состав входят лица, назначенные государствами – участниками Конвенции 1899 (до четырёх человек от одного государства, которые вместе составляют т. н. национальную группу этого государства). Арбитрами могут быть, как указано в ст. 44 Конвенции 1907, лица, которые известны своими познаниями в вопросах междунар. права, пользуются личным уважением и выразили готовность принять на себя обязанности судьи (на 1.1.2014 Рос. Федерация представлена профессорами К. А. Бекяшевым, Ю. М. Колосовым и С. В. Черниченко, а также директором Правового деп-та МИД России К. Г. Геворгяном). Срок полномочий арбитров 6 лет. П. п. т. с. находится в здании междунар. правосудия в г. Гаага. Постоянный орган палаты – Междунар. бюро (канцелярия), деятельностью которого руководит Постоянный адм. совет. Междунар. бюро выполняет также функции секретариата во время разл. арбитражных разбирательств.
Конвенция о мирном решении международных столкновений
Глава II. О Постоянной Палате Третейского Суда
Договаривающиеся Державы, желая облегчить возможность обращаться без замедления к третейскому суду в случае международных споров, которые не могли быть улажены дипломатическим путем, обязываются сохранить в том виде, как она была учреждена Первой Конференцией Мира, Постоянную Палату Третейского Суда, доступную во всякое время и действующую, при отсутствии иного о этом условия, сообразно порядку производства, изложенному в настоящей Конвенции.
Постоянная Палата Третейского Суда компетентна для всех случаев третейского разбирательства, если только Сторонами не будет заключено соглашения об установлении особого суда.
Постоянная Палата имеет свое местопребывание в Гааге.
Международное Бюро служит канцелярией Палаты; это Бюро является посредником для сообщений, касающихся созвания Палаты; на него возлагается хранение архива и заведывание всей распорядительной частью.
Договаривающиеся Державы обязываются сообщать Бюро при первой возможности засвидетельствованную копию с каждого заключенного между ними соглашения о третейском суд и со всякого касающегося их третейского приговора, постановленного особыми Третейскими Судами.
Они обязываются также сообщать Бюро законы, распоряжения и документы, удостоверяющие в соответствующих случаях исполнение постановленных Палатой решений.
Каждая договаривающаяся Держава назначает не более четырех лиц, которые были бы известны своими познаниями в вопросах международного права, пользовались бы полнейшим личным уважением и выразили бы готовность принять на себя обязанности третейского судьи.
Лица, таким образом назначенные, вносятся, в качестве Членов Постоянной Палаты, в особый список, который сообщается всем договаривающимся Державам через посредство Бюро.
Всякое изменение в списке третейских судей доводится через Бюро до сведения договаривающихся Держав.
Две или несколько Держав могут войти в соглашение о назначении сообща одного или нескольких Членов.
Одно и то же лицо может быть назначено разными Державами.
Члены Палаты назначаются на шестилетний срок. Полномочие их может быть возобновляемо.
В случае смерти или выхода в отставку Члена Палаты, замещение его производится тем же порядком, как и его назначение, и на новый шестилетний период.
Когда договаривающиеся Державы пожелают обратиться к Постоянной Палате Третейского Суда для решения возникшего между ними несогласия, то выбор третейских судей, призванных образовать надлежащий Суд для разрешения этого спора, должен быть сделан из общего списка Членов Палаты.
В случае, если Третейский Суд не будет образован по соглашению Сторон, то таковой будет составлен следующим образом:
Каждая Сторона назначает двух судей, из которых только один может быть ее подданным или выбранным из лиц, назначенных ей Членами Постоянной Палаты. Эти судьи сообща выбирают старшего судью.
В случае разделения голосов, выбор старшего судьи вверяется третьей Державе, избранной Сторонами с общего их согласия.
Если по этому предмету не будет достигнуто соглашения, то каждая Сторона избирает отдельно Державу, и выбор старшего судьи производится по соглашению между избранными таким образом Державами.
Если в течение двух месяцев эти две Державы не могли придти к соглашению, каждая из них представляет двух кандидатов, взятых из списка Членов Постоянной Палаты, но не из Членов, назначенных спорящими Сторонами и не принадлежащих к подданным ни одной из них. Жребий определяет, какой из кандидатов, представленных таким образом, будет старшим судьей.
Как только Суд составлен, Стороны сообщают Бюро свое решение обратиться к Палате, текст своей третейской записи и имена судей.
Бюро сообщает без промедления каждому судье третейскую запись и имена других судей.
Суд собирается в день, назначенный Сторонами. Бюро озабочивается его помещением.
Члены Суда, при исполнении своих обязанностей и вне своей страны, пользуются дипломатическими преимуществами и изъятиями.
Третейский суд – здоровая конкуренция государственным судам
Третейские суды (ТС) стали неотъемлемой частью решения деловых споров и конфликтов. Все чаще предприниматели выбирают не государственный арбитраж, а третейский, который осуществляется при некоммерческих организациях. В Иркутске одним из самых авторитетных в этой области является третейский суд при Торгово-промышленной палате в Восточной Сибири. Его председатель Максим Ясус, кандидат юридических наук, магистр права и финансов юридического факультета и школы бизнеса Оксфордского университета, рассказал о том, какие вопросы бизнес предпочитает решать, не прибегая к федеральному суду.
– Хотелось бы сначала узнать о главных отличиях государственного арбитража и третейского суда.
– Третейские суды создаются либо по воле сторон, либо существуют в рамках постоянно действующих учреждений, таких как Торгово-промышленная палата в Восточной Сибири. Их цель – решить спор, руководствуясь не только федеральным законодательством, но и обычаями делового оборота, предпринимательской практикой. Задача – составить некую здоровую конкуренцию государственным судам. Основной принцип – это доверие сторон. Право на выбор арбитра является неотъемлемым в современном обществе, стороны сами избирают арбитра, который может решить вопрос не только на основании формально-правовых норм, но и по справедливости. В федеральных судах арбитр уже назначен, у тебя нет права просить его замены, если нет грубых процессуальных нарушений, поэтому легитимное начало для рассмотрения спора у третейского суда посильнее. Решение третейского суда также обязательно к исполнению, и если оно не исполняется, то уже государственные суды обязаны выдать исполнительный лист при отсутствии грубых нарушений, посягающих на основы правопорядка. И для судебных приставов это решение имеет точно такую же силу.
У третейского суда есть еще плюсы. Например, чрезмерная публичность в госсудах – это не всегда хорошо для предпринимательской практики. Есть же такое понятие, как коммерческая тайна, и компании не всегда хотят, чтобы сор, который есть у них в избе, выносился наружу. Они просто намерены разрешить свое внутреннее дело, конфликт, чтобы все, кто не имеет к нему отношения, об этом не знали. Более того, при публичности возникают проблемы с уязвимостью бизнеса, этим могут воспользоваться недобросовестные конкуренты. А в третейском суде разбирательство – дело закрытое, мы охраняем частную тайну и раскрываем данные только по запросу компетентных органов.
Еще одно отличие в том, что в государственных судах юрисдикция возникает в силу закона, у нас – в силу договора. В третейском суде нет формализации процесса, и скорость рассмотрения дел намного выше. Третейский арбитр в первую очередь старается урегулировать спор миром, помочь сторонам выйти из конфликтной ситуации. У нас больше на это времени, мы меньше загружены, чем государственные арбитражные суды.
– Насколько я знаю, решение третейского суда обжалованию не подлежит, оно окончательное, в отличие от решения государственного арбитража.
– Да, это важный момент, но с большой оговоркой. Действительно, решение третейского суда является окончательным, если это предусмотрено регламентом. Если стороны укажут в договоре, что возможно обжалование, то процедура сохраняется. В любом случае, решение проходит юрисдикционную проверку государственными судами.
– Как подбираются кадры в третейский суд, как я понимаю, не любой юрист может им стать?
– При единоличном рассмотрении дела должны быть судьи, имеющие стаж в юриспруденции, при коллегиальном же рассмотрении арбитры кроме председательствующего могут быть без юридического образования, но, как правило, таких судей немного. А новый закон о третейских судах, вступающий в силу с сентября этого года, еще больше ужесточает требования. Он расширяет компетенцию третейского суда, наделяет его определенными государственными функциями и вполне логично, что устанавливает новые требования к квалификации арбитров. Уже идет речь, что часть списочного состава судей (1/3) должны иметь ученую степень, и не менее половины должны иметь стаж работы не меньше 10 лет либо в качестве третейского арбитра, либо в качестве судей государственных судов.
– И насколько состав третейского суда при Торгово-промышленной палате в Восточной Сибири авторитетен, компетентен и соответствует требованиям нового закона?
– Когда стороны хотят разрешить конфликт, они ищут профессионала, разбирающегося в их вопросе и имеющего безупречную репутацию. Поэтому ТПП в Восточной Сибири при подборе арбитров руководствуется этими критериями. Мы стараемся включать в состав судей людей с хорошей деловой репутацией, с учеными степенями и опытом работы. Это залог того, что в наш суд будут обращаться.
– Какого уровня бизнесмены к вам обращаются, были ли какие-то международные споры?
– Самые известные третейские суды существуют именно при Торгово-промышленных палатах в Цюрихе, в Женеве. У нас есть суд номер один в России – это Международный коммерческий арбитражный суд при ТПП РФ. В первую очередь он рассматривает основную массу споров международного характера. Но, тем не менее, и наш третейский суд может рассматривать такие споры. Мы существуем с 1994 года – это старейший третейский суд в регионе. У нас рядом Тихоокеанский регион, и теми проблемами, которые возникают между российскими, китайскими, монгольскими компаниями, мы зачастую больше владеем, чем Москва. И немаловажный момент – экономическая составляющая, третейские сборы у нас существенно ниже. Есть ряд очень известных не только в Иркутской области, но и в России предприятий, которые предпочитают решать конфликты при ТПП в Восточной Сибири. Особенно это касается межрегиональных споров.
– Чтобы оценить масштаб экономических споров, которые вы рассматриваете, каков диапазон сумм, фигурирующих в делах?
– Мы рассматриваем от очень мелких, бывают споры от 20–30 тыс. рублей до довольно крупных, где фигурируют суммы до 300 млн. Были и международные споры, причем инициаторами выступали как иностранные, так и российские компании, и там тоже фигурировали большие суммы. Несмотря на кризис, в России растет класс собственников, заинтересованных в эффективной защите своего имущества, с учетом этого вырос и целый пласт людей, стремящихся решать конфликты в третейском суде. Количество споров с годами только увеличивается.
– Скажите о наиболее популярных делах, что чаще всего рассматриваете?
– Самые популярные – дела о недвижимости. Государственные суды долго не давали нам право на их рассмотрение, но все-таки Конституционный суд встал на сторону третейских судов. И в третейские суды сразу же пошел вал обращений по недвижимости. Недвижимость всегда является копилкой капитала для предпринимателей. И бизнес всегда задается вопросом – как защитить свою недвижимость? Вторая по популярности категория дел – подряд и поставка, когда возникает множество коммерческих рисков, связанных с временным разрывом между передачей товара (изготовлением вещи) и оплатой. Аккредитивная форма расчетов является далеко недешевой. Есть и страховые споры.
– Вы уже упомянули, что с сентября вступает в силу новый закон о третейских судах, в чем еще его плюсы?
– Цель закона – способствовать развитию арбитража – третейского разбирательства. Нередки случаи, когда государственные суды отказывают в выдаче исполнительного листа, переоценивая доказательства, которые оценил третейский арбитр. А новый закон усиливает полномочия третейских судов, их решения реально должны быть окончательными, если стороны так предусмотрели в арбитражной оговорке. Также новый федеральный закон существенно сократит количество третейских судов. Они будут существовать только при некоммерческих организациях на основании разрешения правительства РФ, которое в свою очередь будет выдаваться на основании рекомендаций Экспертного совета по совершенствованию третейского разбирательства. И большинство членов этого Экспертного совета – не чиновники, а представители ТПП, общественности, юридических кругов. В Приангарье сейчас десятки третейских судов, а скорее всего, останутся единицы, надеюсь, в том числе и при Торгово-промышленной палате в Восточной Сибири.