Что такое постоянные расходы
Виды издержек
Себестоимость продукта или услуги — это все расходы, понесенные для их создания. Но затраты бывают разные, и каждая компания использует свою группировку. Кто-то считает переменные и постоянные траты, кто-то учитывает только прямые и косвенные и так далее. Выбор классификации зависит от специфики предприятия и системы управленческого учета внутри компании. Разберемся, какие виды издержек выделяют чаще всего.
Переменные и постоянные
Это очень популярная классификация. Издержки распределяются исходя из того, как они связаны с объемом производства.
Переменные затраты
Переменные издержки — это все затраты компании, которые зависят от объема производства. То есть, чем больше вы выпустите продукции, тем больше затрат понесете. Про эти траты мы подробно рассказали в статье «Что такое переменные издержки».
К переменным издержкам относятся:
Переменные издержки бывают разные. Часть из них прямо пропорциональна выпуску продукции, их так и называют — переменные пропорциональные. Есть те, которые растут медленнее, чем объем производства — дегрессивные издержки. А есть, наоборот, растущие быстрее выпуска — прогрессивные.
Постоянные затраты
Постоянные издержки противопоставлены переменным. Они никак не зависят от выпуска. Даже если компания не работает и ничего не выпускает, издержки все равно возникают. Например:
Про эти затраты мы подробно рассказали в статье «Что относится к постоянным издержкам».
Прямые и косвенные издержки
Для распределения на прямые и косвенные затраты компания должна определить, можно ли отнести определенную статью затрат на конкретный продукт или нельзя.
Прямые затраты
Прямые издержки можно прямо относить на себестоимость каждой единицы продукции. Например, затраты на воду, сахар и сироп для изготовления лимонада можно без проблем рассчитать на каждую единицу. К прямым затратам относят:
Косвенные затраты
Косвенные затраты связаны в целом с производством, отнести их на конкретный продукт нельзя. Например, для изготовления лимонада нужно ремонтировать оборудование, убирать цех и так далее. К косвенным издержкам относят:
Для расчета себестоимости косвенные издержки распределяются относительно какой-то базы. Например, относительно материальных затрат или фонда оплаты труда.
Прямые и косвенные издержки очень тесно переплетены с переменными или постоянными. Во многом они даже похожи, но не всегда. Например, затраты на доставку готовой продукции — это переменная статья затрат. Но если позиций много, распределить затраты на доставку на отдельный продукт нельзя. Поэтому достака — это переменная косвенная затрата.
Производственные и непроизводственные издержки
Затраты группируются в зависимости от того, участвуют ли они в производственном процессе или нет.
Производственные издержки
Это траты, связанные с производством. К ним относятся практически все переменные и прямые затраты:
Непроизводственные издержки
Это расходы, которые прямо с производством не связаны, но без них компания существовать не может. Например:
Явные и неявные или бухгалтерские и экономические издержки
Эта группировка встречается гораздо реже, чем предыдущие. Тут издержки определяются по принципу их фактического наличия.
Явные бухгалтерские издержки
Это все затраты, которые зафиксированы в бухгалтерском учете. Поэтому они явные, их очень легко определить. К ним относятся все постоянные и переменные издержки: зарплата, расходы на сырье, аренда, амортизация и так далее. С явными издержками проблем не возникает.
Явные издержки на виду. Всегда есть документы, доказывающие их наличие: счета, накладные, акты и так далее.
Неявные экономические издержки
Неявные издержки скрыты, их в бухучете не фиксируют. Это затраты, которые возникают из-за принятия тех или иных управленческих решений.
Например, компания занимается продажей сахара. Это биржевой продукт, цена на который меняется ежедневно. Руководитель может принять решение не продавать сахар сегодня по 60 руб/кг,а продать через неделю. Если цена упадет, это будут неявные издержки. В учете они не зафиксированы, но по факту они существуют, и их можно избежать, если принять другое решение. Неявные издержки — это упущенная выгода компании.
Предприниматель всегда оценивает каждый свой шаг. С кем подписать договор, в какой пропорции производить продукцию, по какой цене продавать. Он выделяет неявные издержки, чтобы понять, какое решение в итоге принесет больше прибыли.
Неявные издержки несет даже собственник бизнеса. Например, он мог пойти работать по найму, а не заниматься бизнесом. Мог вложить деньги в акции или на банковский депозит и получать процент, а не вкладывать их в дело и так далее.
Возвратные и невозвратные издержки
Затраты группируют в зависимости от того, вернутся ли вложенные деньги обратно или нет.
Возвратные издержки
Предполагается, что эта группа затрат рано или поздно вернется обратно. Например, это большая часть производственных расходов. Ведь сначала компания вкладывает деньги в производство, затем реализует готовую продукцию, тем самым возвращая понесенные затраты и получая прибыль. Примеры таких затрат: расходы на сырье, зарплату и так далее.
Невозвратные издержки
Эти затраты компания несет, но уже никогда не сможет вернуть. То есть они не участвуют в создании прибыли. Например:
Релевантные и нерелевантные издержки
Размер релевантных затрат зависит от принимаемого решения. Нерелевантные издержки компания несёт в любом случае.
Например, поехать в командировку можно на корпоративной машине или поезде. Релевантные затраты — это расходы на бензин или на билет. А вот транспортный налог — это нерелевантная затрата, так как его нужно платить при любом исходе.
Контролируемые и неконтролируемые издержки
Если издержки зависят от предприятия, их называют контролируемыми. Например, это затраты на сырье. Фирма сама устанавливает объем производства, а значит заранее определяет размер затрат на материалы, зарплату и так далее.
Неконтролируемые затраты компания несет независимо от того, хочет она этого или нет. Самый яркий пример — налоги.
Рекомендуем вам облачный сервис Контур.Бухгалтерия. В нем можно вести учет затрат по подразделениям и номенклатуре, строить другие управленческие отчеты. Всем новичкам мы дарим бесплатный пробный период на 14 дней.
Что включают в себя переменные затраты
В составе затрат на производство продукции выделяют две основные категории: издержки постоянные и переменные. Изменения в составе и объемах переменных издержек ведут к изменению общего итога затрат на производство. Поговорим о том, что включается в эту категорию затрат и каково практическое значение корректного учета переменных издержек.
Постоянные и переменные затраты
Различие между переменными и постоянными затратами связано с объемом производства. Постоянные характерны тем, что от изменений величины произведенной продукции практически не зависят.
Вот некоторые примеры постоянных затрат:
Каков состав переменных расходов на 1 км и постоянных на 1 час при определении себестоимости транспортной продукции методом прямого счета?
Понятно, что полностью неизменными не могут быть и эти расходы – время от времени повышается заработная плата управленцев, могут измениться цены по договорам аренды, оказания услуг связи. Косвенно наращивание объема производства может вылиться и в увеличение таких затрат. К примеру, более интенсивный производственный процесс ведет к увеличению расходов на интернет, поездки для переговоров с клиентами о заключении контрактов. Тем не менее в силу достаточно слабой связи фактора изменения объема производства и изменения этого вида затрат при планировании их относят к постоянным.
Переменные, напротив, зависят от объема производства значительно. Их размер меняется пропорционально объему выпуска продукции – товаров, работ, услуг. Характерный пример – расход сырья и материалов. Для производства большего числа единиц продукции требуется большее количество этого ресурса, значит, затраты будут меняться.
К переменным затратам относят также заработную плату производственного персонала, расходы электрической и других видов энергии на отопление, освещение производственных помещений, расход полуфабрикатов в производстве и пр.
Переменные затраты включаются в стоимость единицы продукции в виде постоянной расчетной величины. Увеличение или уменьшение расходов достигается изменением физического объема выпуска продукции.
Кстати говоря! Если производство прекращается, переменные издержки стремятся к нулю. Это один из важнейших признаков их.
Состав переменных затрат
Классификация переменных затрат зависит прежде всего от специфики работы фирмы. Вместе с тем есть и общие классификационные признаки.
Основные виды переменных затрат такие:
Зарплата работников здесь учитывается как переменный фактор в части, зависящей от объема производства (сдельная оплата), и отчисления от нее учитываются по тому же принципу.
Надбавки менеджерам и агентам включаются в переменные затраты, несмотря на то что имеют отношение к продажам, а не собственно к производству. Если имело место обращение к услугам аутсорсинговых компаний, эти расходы тоже включают в переменные.
За редким исключением размер налоговой базы зависит от произведенной продукции и затрат на нее, поэтому сумма налога является переменной величиной.
Кроме того, применяют и другие классификации переменных затрат. Заметим, что линейное увеличение (уменьшение) переменных затрат на производство в связи с изменением выпуска продукции не всегда имеет место, что тоже отражается в классификации.
Зависимость от объема выпускаемой продукции может быть:
Отнесение на себестоимость продукции дает классификацию на затраты:
Первые можно отнести на себестоимость конкретной продукции, изделий (сырье), а вторые – нельзя (заработная плата рабочих склада готовой продукции), но ясно, что они зависят от производства продукции в целом.
Однако, как мы уже говорили, классификация находится в зависимости от специфики производства. Характерный пример – транспортные расходы. Если фирма занимается перевозками, затраты относят к прямым, если транспортный цех обслуживает производство – к косвенным.
Затраты по отношению к производственному процессу делят на:
К непроизводственным можно отнести, например, надбавки менеджерам, а к производственным – расход сырья и материалов.
Применяют так называемый статистический принцип разделения переменных затрат на общие и средние. Общие включают издержки сразу на всю номенклатуру произведенной продукции, тогда как средние – на единицу продукции или номенклатурную группу.
Как рассчитать переменные издержки
Очевидно, что общая сумма переменных издержек слагается из сумм издержек по категориям, определенным в управленческом учете. Для этого используют бухгалтерские данные на счетах учета переменных издержек. Как правило, это счет 20 и иные счета, в зависимости от принятого рабочего плана счетов. Следует иметь в виду, что, например, на счете 25 могут отражаться как постоянные, так и переменные издержки.
Для разделения издержек и быстрого исчисления их переменной части нередко используют метод директ-костинга. Он позволяет списать постоянные затраты на уменьшение финансового результата единовременно. К примеру, на счете 26 все издержки будут носить постоянный характер, в то же время в объеме сумм на счете 25 большую часть составляют переменные величины, и с достаточной степенью достоверности можно принять весь счет 25 как носитель информации о переменных издержках. Если характер производства товаров, работ, услуг позволяет пренебречь такими погрешностями, то исчисление переменных издержек можно упростить.
В общем случае формула переменных затрат будет выглядеть так: ПЗ = ∑ Зп, где ПЗ – переменные затраты, а ∑ Зп – расходы в сумме, понесенные конкретно на производство товаров, работ, услуг и учтенные в себестоимости. Общехозяйственная часть распределенных расходов сюда не входит.
Зачем их рассчитывают
Переменные затраты рассчитываются для целей управленческого учета, а не бухгалтерского. Расчет размера переменных затрат и их анализ в конечном итоге служит управленческим решениям, направленным на увеличение прибыли.
В России с применением показателя переменных издержек рассчитывается валовая маржа. Под ней понимается разница между выручкой от реализации и переменными затратами. Специалисты, однако, уточняют, что речь здесь скорее идет о маржинальном доходе (маржинальной прибыли, contribution margin).
Подсказка! Маржа — gross profit, рентабельность продаж, применяется несколько вариантов расчета этого показателя.
Проблема распределения постоянных затрат в производстве
На любых этапах жизни компаний неизменно существуют задачи учета и управления затратами. Чтобы определить, сколько надо продавать и по какой цене, чтобы данный продукт приносил компании прибыль, необходимо подсчитать, во что обходится производство того или иного вида продукции.
То, что все затраты необходимо делить по видам продукции — вопрос бесспорный. Загвоздка только в том, по какому принципу вести разделение затрат. Ведь издержки предприятия в процессе производства и сбыта товаров и услуг учитываются по-разному. Условно их можно разделить на постоянные и переменные расходы. Переменные расходы прямо зависят от объема производства продукции на предприятии. Основу переменных расходов составляет использование оборотных фондов (оборотного капитала). Это сырье, материалы, топливо, электроэнергия, прямой труд работников, а также услуги сторонних организаций, связанные с выпуском конкретной продукции, и др. Постоянные расходы связаны с возмещением сопутствующих производственных факторов. Их размеры прямо не зависят от объема производимой продукции. К постоянным расходам можно отнести арендную плату за производственные помещения и склад, амортизацию основного оборудования, охрану, общехозяйственные расходы, связанные с содержанием работников административного аппарата, бухгалтерии и склада, и др.
Если в каком-то месяце производство продукции прекратится, то переменные издержки сократятся почти до нуля. В то же время постоянные расходы останутся примерно на том же уровне: по-прежнему надо будет платить зарплату части работникам административного аппарата, условно относимым на это производство, вносить арендную плату за это помещение, платить охране, а также начислять амортизацию оборудования.
Сопоставляя переменные и постоянные издержки производства на конкретном предприятии, менеджеры (управленцы) могут влиять на экономическую политику фирмы, ведь себестоимость реализованной продукции является, по существу, полной суммой всех издержек предприятия. При этом переменные издержки почти всегда подлежат точному учету на предприятии, а вот в отношении распределения постоянных затрат по видам продукции существуют известные трудности. Поэтому на практике при учете постоянных издержек часто возникает вопрос: стоит ли распределять постоянные накладные расходы по видам продукции или без этого можно обойтись? Соответственно существуют два подхода. В рамках первого подхода эти издержки устанавливаются на группу продукции или на производственное подразделение — это так называемый смешанный (совмещенный) подход к анализу постоянных издержек. В рамках второго подхода требуется локализация постоянных накладных расходов по видам продукции.
В зависимости от применяемого подхода или способа учета постоянных затрат иногда можно получить даже прямо противоположные результаты. В данной статье проведено сравнение этих способов и сделана оценка как позитивных, так и негативных сторон их применения.
Совмещенный анализ постоянных затрат
Некоторые специалисты вполне обоснованно считают, что применение этого метода уместно при оценке эффективности производства продукции в целом по предприятию. На практике, особенно при небольшой номенклатуре производства и продаж и простой структуре накладных издержек, обычно не прибегают к раздельному учету постоянных затрат. Основные допущения при рассмотрении данного метода состоят в следующем:
Данный подход имеет очевидные преимущества: простота вычислений и отсутствие необходимости собирать большой объем данных. Недостаток же такого подхода — невозможность сравнительной оценки прибыльности по отдельным видам продукции.
Пример 1
Производственная компания занимается выпуском химических средств для эксплуатации автомобилей. Номенклатура производства представлена в табл. 1. Для простоты расчетов ограничимся тремя наименованиями продукции.
Имея в портфеле заказы на три продукта, менеджеры компании решили проанализировать прибыльность каждого вида продукции. Поначалу они воспользовались первым подходом, то есть не стали разделять косвенные затраты по элементам продуктового портфеля. Выделив основные переменные расходы, они получили следующие результаты для сравнительного анализа прибыльности продукции (см. табл. 1; в таблице все расчеты приведены в месячном разрезе деятельности компании).
Таблица 1. Влияние структуры продукции на прибыльность и точку безубыточности
Показатель
Выруч-
ка, тыс. руб.
Перемен-
ные затраты, тыс. руб.
Маржи-
нальная прибыль,
тыс. руб.
Маржи-
нальная прибыль, %
Постоян-
ные затраты, тыс. руб.
Точка безубыточ
ности тыс. руб.
Запас безопас-
ности, %
Опера-
ционная прибыль,
тыс. руб.
Прибыль-
ность, %
Средство для омывания стекол
Растворитель для снятия ламинарной пленки
Итого
2500
1450
1050
1905
Судя по данным табл. 1, особенностью портфеля заказов является его недостаточная сбалансированность. Действительно, средство для омывания стекол занимает второе место по прибыльности (в %) среди всей продукции. И в то же время этот вид продукта занимает последнее место по объему продаж (выручке). В результате прибыльность портфеля продаж в целом (10 %) оставляет желать лучшего. Следовательно, для повышения эффективности производства и продаж менеджерам компании следует сосредоточить свои усилия на «раскрутке» этого продукта.
Далее оценим финансовую устойчивость компании к изменению внешних экономических условий. В этом смысле важным условием успешной работы предприятия является запас безопасности. Запас безопасности, или финансовой прочности, показывает, насколько можно сократить реализацию (производство) продукции, не неся при этом убытков. Превышение реального производства над порогом рентабельности и есть запас финансовой прочности предприятия. Этот показатель определяется как разность между запланированным объемом продаж и точкой безубыточности бизнеса (в относительном виде). Чем выше этот показатель, тем безопаснее чувствует себя предприниматель перед угрозой негативных изменений (например, в случае падения выручки или увеличения издержек). Точку безубыточности принято представлять в натуральном (единицах продукции) или денежном выражении. Со всей определенностью можно утверждать, что чем ниже точка безубыточности, тем более эффективно работает предприятие в смысле получения операционной прибыли. Рассчитаем точку безубыточности для всего портфеля производства и продаж. Точку безубыточности бизнеса легко найти, если финансовый результат от реализации продукции приравнять к нулю. Для этого приравнивается маржинальная прибыль (МП) от продаж к постоянным затратам (Зпост):
В этом случае у предприятия не будет ни прибыли, ни убытка. Тогда критический объем продаж или критическую выручку (Вкр), при которой нет ни прибыли, ни убытков, можно найти из следующего соотношения:
Смысл этой формулы в том, что когда текущая выручка от продаж (Впр) опуститься до ее критического уровня (Вкр), их величины сократятся. В этом случае никакой прибыли не будет (МП = Зпост). Далее запишем эту формулу в следующем виде:
В этой формуле первая часть равенства — выражение для определения прибыльности продукции предприятия в целом по маржинальной прибыли. Обозначим ее показателем:
Далее по табл. 1 найдем величину ^(МП): (1050 тыс. руб. /2500 тыс. руб.) x 100 % = 42,0 %.
Отсюда критическая выручка (или точка безубыточности) (Вкр) в денежном выражении равна: 800 тыс. руб. / 0,42 = 1905 тыс. руб.
Коэффициент запаса безопасности (Кзб) составит при этом: [(2500 – 1905) / 2500] x 100 % = (595 / 2500) x 100 % = 23,8 %.
По своему смыслу Кзб характеризует точку безубыточности в денежном выражении. Это такая величина минимального дохода, при котором полностью окупаются все издержки, прибыль при этом равна нулю. Считается, что для нормальной работы предприятия вполне достаточно, если текущий объем продаж (Впр) превышает его критический уровень (Вкр) хотя бы на 20 %. В данном случае этот показатель превышает рекомендуемое значение, но находится почти на грани.
Казалось бы, все понятно: с одной стороны, в общем случае имеем несбалансированную структуру производства и продаж портфеля заказов по суммарной продукции, с другой — наблюдаются сравнительно низкие показатели прибыльности и запаса безопасности по продукции компании в целом. К тому же представляется, что мы имеем довольно скудную информацию о поведении постоянных издержек применительно к каждому виду продукта. Однако представленная картина может в корне измениться, если учитывать при этом распределение постоянных затрат по видам продукции.
Метод базовых показателей
Если менеджменту компании для принятия управленческих решений требуется более полная информация, то можно воспользоваться методом базовых показателей. В этом случае необходимо локализовать постоянные затраты по видам продукции. Основные допущения этого подхода состоят в следующем:
Используя метод базовых показателей, компания имеет возможность произвести полную сравнительную оценку прибыльности отдельных видов продукции — несомненный плюс данного подхода. В таком случае в качестве базы для распределения постоянных издержек выбирается такой показатель, значение которого тесно связано с рассматриваемым типом издержек. Обычно в экономической литературе в качестве такого показателя принимают следующие величины:
Процедура выбора базового показателя предполагает выполнение как минимум двух условий:
Насколько лучше косвенные издержки приписываются к конкретному продукту по мере их проявления в производстве, настолько точнее можно подсчитать его полную себестоимость выпуска.
Пример 2
Используем данные предыдущего примера, но несколько расширим их — теперь информации для анализа гораздо больше (табл. 2).
Предположим, менеджмент компании решил перераспределять постоянные издержки на каждый вид продукции пропорционально зарплате производственных рабочих. В обоснование своего решения менеджеры ссылались на большую долю трудозатрат в себестоимости изготовлении каждого продукта. С учетом выбора этого базового показателя расчет себестоимости упомянутых продуктов выглядит следующим образом (см. табл. 2).
Таблица 2. Распределение постоянных затрат с помощью базового показателя
Показатель
Тормозная жидкость
Средство для омывания стекол
Растворитель для снятия ламинарной пленки
Переменные затраты, руб.
Количество продукции, шт.
Переменные затраты на единицу продукции, руб./шт. (п. 1 / п. 2)
Зарплата производственных рабочих, %
Распределение постоянных затрат, руб.
Постоянные затраты на единицу продукции, руб./шт. (п. 5 / п. 2)
Себестоимость единицы продукции, руб./шт. (п. 3 + п. 6)
Цена продажи, руб./шт.
Точка безубыточности, руб.
В табл. 2 данные в натуральных единицах (шт.) — это количество бутылок или канистр, заполненных соответствующей жидкостью для обслуживания автомобилей. Как видим, средство для омывания стекол — лидер по прибыльности. При сложившемся распределении постоянных затрат (пропорционально зарплате) величина прибыльности для него в 10 раз превышает аналогичный показатель для растворителя для снятия ламинарной пленки (16 % / 1,6 %) и более чем в 1,3 раза выше по сравнению с аналогичным показателем для тормозной жидкости (16 % / 11,9 %). Величина прибыльности продукции (^(Ппр)) определялась как разность цен продаж (Цпр) и полной себестоимости единицы продукции (Сполн) по формуле:
Показатель ^(Ппр) часто называют также ценовым коэффициентом. Чем выше значение этого коэффициента, тем выше потенциальная прибыльность данной продукции, а значит, больше резерв покрытия общепроизводственных расходов и получения прибыли. Другими словами, наиболее выгодно продавать продукцию с наибольшим ценовым коэффициентом.
Для расчета точки безубыточности бизнеса по видам продукции воспользуемся другим подходом — используем простое соотношение, основанное на балансе выручки и издержек предприятия. Сделаем это последовательно для всех типов продукции. Для тормозной жидкости при отсутствии прибыли получим следующее уравнение:
В этом уравнении X — это искомое количество единиц продукции (тормозная жидкость). При этом значении единиц продукции нет ни прибыли, ни убытка. Ноль в этой формуле означает отсутствие прибыли. Решив это уравнение, получим искомое количество единиц продукции:
X = 440 000 / 40 = 11 000 шт.
Отсюда критический объем продаж в стоимостном выражении (выручка) составит:
11 000 шт. x 90 руб./шт. = 990 000 руб.
Теперь определим запас безопасности:
[(1 350 000 – 990 000) / 1 350 000] x 100 % = (360 000 / 1 350 000) x 100 % = 26,7 %.
Для средства для омывания стекол точку безубыточности найдем из аналогичного уравнения:
Отсюда критический объем продукции в натуральных единицах будет:
X = 120 000 / 20 = 6000 шт.
Критическая выручка составит:
6 000 шт. x 50 руб./шт. = 300 000 руб.
Тогда запас безопасности будет:
[(500 000 – 300 000) / 500 000] x 100 % = (200 000 / 500 000) x 100 % = 40,0 %.
Составим аналогичное уравнение и для растворителя для снятия ламинарной пленки:
Определим критический объем продукции в натуральных единицах:
X = 240 000 / 50 = 4800 шт.
В свою очередь, критическая выручка будет равна:
4800 шт. x 130 руб./шт. = 624 000 руб.,
а запас безопасности составит:
[(650 000 – 624 000) / 650 000] x 100 % = (26 000 / 650 000) x 100 % = 4,0 %.
Отсюда следует, что по запасу безопасности для второго продукта (средство для омывания стекол) мы получили прямо отличный результат: текущий объем продаж на 40 % превышает его критический уровень (точку безубыточности). Для первого продукта (тормозная жидкость) также получен неплохой результат, хотя для него точка безубыточности ниже на 26,7 %. Самый плохой результат величины запаса безопасности — для третьего продукта (растворитель для снятия ламинарной пленки): в данном случае точка безубыточности отличается от текущего уровня продаж всего на 4 %. Это значит, что если объем продаж упадет хотя бы на 200 шт. (26 000 руб. / 130 руб.), прибыли по этому продукту уже не будет. А при дальнейшем падении объема продаж будут сплошные убытки. Получается, что со всех точек зрения наихудшие результаты дает выпуск третьего продукта (растворитель для снятия ламинарной пленки). При сложившихся объемах реализации и ценах этот продукт практически не оправдывает затраты на свое производство. Для повышения эффективности его выпуска надо увеличивать объемы производства или отпускные цены.
А может, все не так плохо с выпуском растворителя для снятия ламинарной пленки? Ведь из данных табл. 1 следует, что маржинальная прибыль по нему (38,5 %) не намного хуже, чем для второго продукта (40 %). Вероятно, менеджеры неправильно выбрали базовый показатель для распределения постоянных издержек: надо было принимать в расчет не один, а два базовых показателя и более. То есть для разных составляющих косвенных затрат надо было выбирать свои базовые показатели в зависимости от источников возникновения соответствующих затрат (см. пример 3).
ABC-метод
По экономическому смыслу косвенные затраты должны относится на тот или другой вид продукции в соответствии с тем, насколько эти затраты связаны с производством конкретного продукта. Другими словами, в процессе распределения общепроизводственных расходов необходимо уточнить, в какой степени элементы затрат связаны с производством того или иного вида продукции. В процессе анализа может оказаться, что некоторые косвенные расходы имеют прямое отношение только к конкретному изделию, поэтому их несправедливо перераспределять на все продукты. В этих случаях косвенные издержки правильно приписывать к продукту по месту или источникам их возникновения. Для подобного разнесения таких затрат может быть использован метод под названием Activity Based Costing (ABC-метод). Переводится это словосочетание с английского языка по-разному: анализ затрат по видам деятельности, пооперационный анализ затрат и даже функционально-стоимостный анализ (ФСА). Независимо от перевода в основу этого метода ставится задача найти иную (не связанную с объемом реализации) базу для разнесения накладных расходов.
В связи со сказанным вернемся к портфелю продукции компании (примеры 1, 2).
Пример 3
Руководитель не уверен в полученных результатах сравнительной прибыльности продукции, поэтому потребовал представить полную линейку элементов косвенных затрат. Менеджеры провели локализацию постоянных косвенных затрат по видам продукции (результаты сведены в табл. 3). Оказалось, что поначалу не учли, что для производства второго продукта (средство для омывания стекол) была приобретена автоматическая линия на условиях долгосрочного лизинга. Для размещения этого оборудования потребовалось арендовать дополнительное помещение, в то время как другие цеха находятся в собственности компании. В результате в предыдущем расчете были искусственно перераспределены постоянные издержки на другие продукты пропорционально зарплате. Ведь автоматизированная линия предполагает меньшие, чем у других продуктов, трудозатраты. Отсюда будет меньше величина затрат на оплату труда. Поэтому при распределении затрат пропорционально зарплате основных рабочих львиная доля затрат легла на соседей этого продукта, то есть на первое и третье изделия, производство которых не в такой степени автоматизировано. В реальности именно в связи с производством второго продукта (средство для омывания стекол) у компании возникли два значительных по сумме элемента затрат — лизинговые и арендные платежи. Поэтому именно этот продукт и должен окупать эти затраты доходами от своей реализации. А раз так, то эти затраты должны быть полностью отнесены на производство второго продукта.
Предположим, в данном случае они в сумме составляют 150 тыс. руб. за месяц. Для этого их сначала надо выделить из общей суммы постоянных издержек (800 тыс. руб.): 800 – 150 = 650 руб. А вот оставшуюся сумму затрат (650 тыс. руб.) можно распределить пропорционально зарплате производственных рабочих. Результаты перераспределения постоянных издержек представлены в табл. 3.
Таблица 3. Разнесение постоянных затрат по месту их возникновения (ABC-метод)