Что такое постреквизиты пререквизиты
Пререквизиты, постреквизиты и краткое описание курса.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КОСТАНАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра общественных наук
ПОЛИТОЛОГИЯ
(SYLLABUS)
II кредита
Для всех специальностей
Костанай, 2010
Автор:
Назарова Светлана Викторовна,
Кандидат политических наук,
Старший преподаватель
Рецензент:
Шевченко Л.Я., к.и.н., профессор, зав. кафедры общественных наук
Силлабус утвержден на заседании кафедры общественных наук (протокол № 10 от 14 июня 2011 г.)
© Костанайский государственный педагогический институт
Учебная программа для студентов (SILLABUS)
По дисциплине «Политология»
¨ Название курса: «Политология»
¨ Код курса: pol 2108
¨ Количество кредитов: 2
Лектор | Назарова Светлана Викторовна – кандидат политических наук, старший преподаватель |
¨ Контактная информация: Кафедра общественных наук, ауд. 202
Телефон: 54-58-74, добавочный – 145
E-mail: 2012kon@bk.ru
Выписка из рабочего учебного плана
Пререквизиты, постреквизиты и краткое описание курса.
Современная общественная жизнь, которую призваны изучать социально-политические науки, в том числе «Политология», представляет собой сложную систему отношений, институтов, субъектов. От того, как функционирует эта система, зависит не только будущее Казахстана, как обновлённого государства, но и благополучие каждого человека. Одной из главных особенностей исторического этапа, который проходит современный Казахстан, является его переходный характер. Задача социально-политических наук сегодня состоит не только в том, чтобы объяснять и оценивать общественные явления, но, прежде всего в том, чтобы глубоко и профессионально изучать, исследовать реальную жизнь и на основе полученных результатов давать экспертные оценки и практические рекомендации.
Предлагаемый курс «Политологии» рассчитан на 15 часов лекционных, 15 часов семинарских занятий, 30 часов СРСП и 30 часов СРС. Он предназначен для студентов дневного и заочного отделений всех факультетов нашего института, занимающихся по кредитной программе.
Основной целью курса является ознакомление студентов с такими основополагающими институтами, явлениями и проблемами современного общества и общественного развития, как власть, гражданское общество, правовое государство, политика, демократия, тоталитаризм, политическая культура и т.д.
При изучении курса «Политологии» предполагается решить следующие задачи:
1. Ознакомить студентов с предметом и задачами политологии как науки о политической сфере жизни общества, сформировать представление о специфических особенностях, закономерностях, способах и путях формирования данной отрасли человеческого знания, о методологии и методах политологических исследований.
2. Показать студентам связь политической науки и других гуманитарных дисциплин, единство вузовского гуманитарного цикла.
3. Ознакомить студентов с основными направлениями и этапами развития мировой политической мысли, показать особенности европейской, восточной и казахской политической мысли в едином комплексе с историческим фоном, социальным и экономическим развитием общества. Научить студентов оценивать политические концепции в контексте времени и места их создания и определять степень их актуальности для современного Казахстана, проводить типологию политических концепций.
4. Обеспечить усвоение студентами основных категорий политологии и умение оперировать ими; ознакомить студентов с сущностью и функциями основных политических институтов и политических образований, с этапами и циклами политического процесса. Научить студентов оценивать элементы политической системы общества и политического процесса с учетом исторических особенностей того или иного общества и периода его развития.
5. Обеспечить понимание студентами своеобразия политического развития Республики Казахстан, ознакомить их с особенностями казахского государства на разных этапах его развития, со спецификой взаимодействия общества и власти, с характеристиками партийной и избирательной систем современного Казахстана, с основными чертами казахстанской политической культуры и идеологии. Научить студентов ориентироваться в современной политической жизни, видеть варианты развития современного казахстанского общества и мировых процессов, понимать назначение демократии как инструмента общественного развития, выработать активное и осознанное отношение к демократическим процедурам.
Основные знания, приобретаемые студентами в ходе изучения политологии:
1. Знание политических концепций выдающихся политических мыслителей прошлого и современности.
2. Усвоение основных закономерностей развития мировой и казахской политической мысли.
3. Знание особенностей российской, европейской и восточной политической мысли.
4. Усвоение основных категорий политологии и их взаимосвязи.
5. Знание структуры политической системы общества и политического процесса.
6. Знание типологии основных политических институтов, образований, элементов политического процесса.
7. Знание основных характеристик политической системы и политического процесса современного Казахстана.
8. Знание основных направлений и противоречий процесса формирования глобальной политической системы, факторов развертывания и основных характеристик мирового политического процесса.
9. Усвоение основных принципов политического прогнозирования и основных глобальных моделей будущего.
10. Наличие представления об основных точках зрения на наиболее спорные проблемы политологии.
В Силлабусе указаны темы практических занятий и рассматриваемых вопросов. Силлабус содержит темы СРСП.
К каждой теме лекций указаны контрольные вопросы. Ответы на эти вопросы предполагают обязательную работу с литературой и служат средством самоконтроля.
Календарно-тематический план дисципилины (очная форма обучения)
Календарно-тематический план:
(заочное обучение 5 лет)
Календарно-тематический план дисциплины
(заочное обучение 3,5 года)
Календарно-тематический план лекций (очная форма обучения)
№ | Название темы | Литература | Неделя |
Политология – наука и учебная дисциплина | Л 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 | ||
Политика как социальный феномен, наука и искусство | Л 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 | ||
Политическая система, её место и роль в политической жизни общества | Л 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 | ||
Функции и уровни политической системы. Политическая система РК | Л 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 | ||
Государство – ядро политической системы | Л 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 | ||
Типология современных государств | Л 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 | ||
Политические партии, общественные организации и движения | Л 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 | ||
Политические партии Казахстана – история создания и современность | Л 1, 2, 3, 4, 8, 10, 11 | ||
Политические режимы | Л 1, 2, 8, 9, 10, 11 | ||
Сравнительная характеристика политических режимов | Л 1, 2, 8, 9, 10, 11 | ||
Конфликты и кризисные ситуации | Л 1, 2, 8, 9, 10, 11 | ||
Политическая культура и политическое сознание | Л 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 | ||
Политическая элита. | Л 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 | ||
Политическое лидерство | Л 1, 2, 8, 9, 10, 11 | ||
Внешняя политика и международные отношения | Л 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 |
Примечание:литература к лекциям составлена на основании списка рекомендуемой литературы, учебников и учебных пособий по курсу «Политология».
Календарно-тематический план лекций (заочная форма обучения 5 лет)
№ | Название темы | Литература | Неделя |
Политика как социальный феномен, наука и искусство. | Л 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 | ||
Политология – наука и учебная дисциплина. | Л 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 | ||
Политическая система, её место и роль в политической жизни общества. | Л 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 | ||
Функции и уровни политической системы. Политическая система РК. | Л 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 | ||
Государство в современной политической системе. | Л 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 | ||
Типология современных государств. | Л 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 | ||
Партия как политический институт. Типология политических партий и партийных систем. | Л 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 | ||
Политические партии Казахстана – история создания и современность. | Л 1, 2, 3, 4, 8, 10, 11 | ||
Политический режим: понятие и признаки. | Л 1, 2, 8, 9, 10, 11 | ||
Сравнительная характеристика политических режимов. | Л 1, 2, 8, 9, 10, 11 | ||
Политическая культура общества. | Л 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 | ||
Политические конфликты. | Л 1, 2, 8, 9, 10, 11 | ||
Политическая элита. | Л 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 | ||
Политическое лидерство. | Л 1, 2, 8, 9, 10, 11 | ||
Международные отношения и внешняя политика. | Л 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 |
Примечание:литература к лекциям составлена на основании списка рекомендуемой литературы, учебников и учебных пособий по курсу «Политология».
Календарно-тематический план лекций (заочная форма обучения 5 лет, 3 года сокр.):
№ | Название темы | Неделя | Литература |
1. | Политика как социальный феномен, наука и искусство. Политология – наука и учебная дисциплина. | Л 1, 2, 5, 6, 7, 8, 9, 10 | |
Политическая система, её место и роль в политической жизни общества. | Л 3, 4, 5, 6, 7, 10, 11 | ||
Государство в современной политической системе. Типология современных государств. | Л 1, 2, 3, 8, 9, 10, 11 | ||
Сравнительная характеристика политических режимов. | Л 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 | ||
Политическая культура и политическое сознание общества. | Л 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 | ||
Конфликтные и кризисные ситуации. | Л 1, 2, 3, 4, 5, 9, 11 | ||
Политическая элита. | Л 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 | ||
Политическое лидерство. | Л 7, 8, 9, 10, 11 |
Примечание:литература к лекциям составлена на основании списка рекомендуемой литературы, учебников и учебных пособий по курсу «Политология».
Календарно – тематический план семинарских занятий (очная форма обучения)
Календарно – тематический план семинарских занятий
(заочная форма обучения 5 лет):
ПРЕРЕКВИЗИТЫ И ПОСТРЕКВИЗИТЫ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
АО «Казахский университет международных отношений и мировых языков им. Абылай хана»
ФАКУЛЬТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА И МЕЖДУНАРОДНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Кафедра «МеждународныЕ коммуникациИ»
Тел. 2920805 (вн.2209)
по специальности 5В050400 — «Журналистика»
по дисциплине «Основы публицистического творчества»
Алматы, 2012
Учебная программа (Syllabus) дисциплины «Основы публицистического творчества»составлена в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом высшего профессионального образования, с типовым и рабочим учебными планами специальности бакалавриата 5В050400 — «Журналистика»в объёме установленных кредитов и академических часов аудиторных занятий и самостоятельной работы студента.
Автор: проф. Шевякова Т.В.
Учебная программа (Syllabus) обсуждена и одобрена на заседании кафедры «Международных коммуникаций»факультета « » КазУМОиМЯ
от «____»_____2012 г. Протокол №__.
Учебная программа (Syllabus) рекомендована Учебно-методическим советом факультета «Менеджмента и международной коммуникации» КазУМОиМЯ
от «___»__________2012 г. Протокол № __.
Учебная программа (Syllabus) утверждена Научно-методическим советом КазУМОиМЯ
от «___»__________2012 г. Протокол №___.
НАЗВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ: «Основы публицистического творчества»
КРЕДИТОВ ЗА КУРС: 3
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: проф. Шевякова Татьяна Васильевна
Понедельник кабинет / зд
Адрес электронной почты: David-sec@mail.ru
Время консультации ассистента:
Понедельник кабинет / зд
ОПИСАНИЕ КУРСА
Курс «Основы публицистического творчества» включает в себя комплекс знаний, сведений и практических умений, относящихся к формированию мастерства журналиста, его творческих способностей и индивидуального стиля изложения.
Курс дает представление об особенностях современной публицистики, развивает в студентах коммуникативность, оценочное и образное мышление, обучает формам диалога, полемики, методам сбора фактического материала, тем самым способствует формированию личности и профессиональной компетенции будущих журналистов.
Данная программа направлена на формирование у будущих журналистов профессиональной компетенции в области современного публицистического творчества.
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ КУРСА –наоснове изучения и анализа современных публицистических произведений с помощью соответствующей методологии через активизацию творческого процессаповысить уровень профессионального мастерства начинающих журналистов.
ЗАДАЧИ КУРСА – научить студентов владеть понятийным и терминологическим аппаратом публицистики, понимать термин «информационный повод» и его пригодность к обработке; грамотно излагать в своих материалах концепцию и тему; уметь анализировать содержательно-тематическую и композиционно-графическую модели публицистических произведений разных жанров и давать им объективную оценку; овладеть технологией сбора сведений, проверки, достоверности фактов, поиска источников информации, поиска иллюстративного материала. Студент должен уметь использовать полученные теоретические знания на практике при подготовке материалов.
Количество часов по учебному плану:
Курс | Семестр | количество кредитов | Общая трудоемкость в часах | Распределение академических часов по семестрам и видам занятий | СРС (час) | Форма итогового контроля |
Лекции | Практические занятия | Студийные занятия | КР | Всего | Всего | в т.ч. СРСП |
Экзамен |
Примечание: Один кредит равен одному академическому часу аудиторной работы студента в неделю (1 кредит = 1 акад. час); КР- курсовая работа, СРСП – самостоятельная работа студента под руководством преподавателя; СРС – самостоятельная работа студента.
В результате обучения курса студенты должны знать:
— особенности современной публицистики;
— формы диалога, полемики и методы сбора информации;
— особенности креативной деятельности журналиста;
— систему построения публицистического текста;
— общие закономерности журналистики как творческой деятельности в их практически значимых проявлениях;
— основные вехи в изучении творчества;
— механизмы и критерии творчества;
— индивидуальные характеристики творческой личности
— грамотно излагать в своих материалах концепцию и тему;
— уметь анализировать содержательно-тематическую и композиционно-графическую модели публицистических произведений разных жанров и давать им объективную оценку;
— применять на практике технологию сбора сведений, проверки, достоверности фактов, поиска источников информации, поиска иллюстративного материала;
— реализовывать на практике коммуникативные навыки.
ПРЕРЕКВИЗИТЫ И ПОСТРЕКВИЗИТЫ
Курс рассчитан на студентов 2 курса специальности «Журналистика». Дисциплина «Основы публицистического творчества» непосредственно связана с профессиональными дисциплинами «Введение в журналистику», «Тележурналистика», «Радиожурналистика».
Полученные студентами в результате освоения данного курса знания и умения необходимы в последующем процессе профессионального обучения при изучении таких дисциплин как «Журналистское мастерство», «Мастер-класс по журналистике», «Творческая мастерская публициста», «Дисциплина специализации».
Курс состоит из проблемно-ориентированного курса лекций, предполагающего дискуссионно-полемическое обсуждение их предметного содержания, семинарских и студийных занятий. Такая процедура построения учебного курса основывается на предварительной информационной подготовленности студентов по материалам тематик и проблем указанного курса, готовности студентов к аргументированному обсуждению проблем предстоящей лекции.
Для этого преподаватель заранее должен обеспечить студентов проблемными вопросами и списком литературы предстоящих лекций. Студенты должны читать материалы перед каждой лекцией.
Литература: 1. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. — М., 2010 2. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. — СПб., 2001. Проблематика СМИ: информационная повестка дня / Лазутина, Г.В. — М.. 2010. 3. Ким М.Н. Журналистика: методология профессионального творчества. — СПб., 2004. 4. Основы творческой деятельности журналиста. / Ред. — сост.: С.Г. Корконосенко. — СПб., 2000. 5. Тертычный А.А Жанры периодической печати. — М. 2000. 6. Егоров, В.В. На пути к информационному обществу. — М., 2006. 7. Аграновский А. Уроки мастерства. — М., 1991
Жанрообразующие признаки информационных материалов: наличие информационного повода, ограниченность во времени и пространстве, оперативность и т.д. Аналитические жанры. Методы познания и элементы содержания в аналитических жанрах. Устойчивые жанрообразующие признаки. Их отличие от информационных жанров: по способам отражения действительности, по масштабу охвата событий, по методам познания и элементам содержания. Методы познания и элементы содержания. Корреспонденция, статья, комментарий, рецензия, обозрение, обзор печати: их общее и особенное. Художественно-публицистические жанры. Содержательные стилистические особенности группы. Основные жанрообразующие признаки и особенности. Синтез публицистических и художественных произведений. Методы отражения действительности. Отличие от аналитических жанров и художественных произведений. Правда и домысел. Элементы содержания. Авторская позиция. Язык и стиль. Выбор темы. ее разработка и литературное оформление. Очерк. Зарисовка. Эссе. Портрет. Сатирические жанры в журналистике (фельетон, памфлет, эпиграмма).
Литература: 1. Ким М.Н. Жанры современной журналистики. — СПб., 2004. 2. Тертычный А.А Жанры периодической печати. — М. 2000. 3. Самарцев О.Р. Творческая деятельность журналиста: очерки теории и практики. — М., 2009. 4. Ермилов, А. Живой репортаж: профессиональные советы тележурналисту. — М., 2010 5. Стрельцов Б.В. Основы публицистики. Жанры. – Минск, 1990.
Литература: 1. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. — М., 2010 2. Проблематика СМИ: информационная повестка дня / Лазутина, Г.В. — М.. 2010. 3. Самарцев О.Р. Творческая деятельность журналиста: очерки теории и практики. — М., 2009. 4. Основы творческой деятельности журналиста. / Ред. — сост.: С.Г. Корконосенко. — СПб., 2000. 5. Аграновский А. Уроки мастерства. — М., 1991 6. Ворошилов В.В. Журналистика. — СПб., 1999.
Творческий портрет должен содержать следующие сведения: а) краткие биографические данные, б) основные этапы трудовой деятельности; в) описание и анализ творчества публициста Литература: 1. Козыбаев С.К., Нода Л.П., Рыжков А.В. Журналистика Казахстана. Энциклопедия. – А., 2006. 2. Нургожина Ш.И. Введение в журналистику. – А., 1999. 3. Егоров, В.В. На пути к информационному обществу. — М., 2006. 4. Аграновский А. Уроки мастерства. — М., 1991 5. Козыбаев С.К.Аудитория – весь Казахстан. – А., 1984. 6. Практическая журналистика в Казахстане: Практическое руководство. Международный центр журналистики «MediaNet». Под ред. А. Джалилова. – Алматы, 2008. 7. Козыбаев С.К., Шевякова Т.В., Сабитова Ш.А., Юнусова С.Ф. Публицисты Республики Казахстан. — Алматы, 2010
Литература: 1. Козыбаев С.К., Нода Л.П., Рыжков А.В. Журналистика Казахстана. Энциклопедия. – А., 2006. 2. Нургожина Ш.И. Введение в журналистику. – А., 1999. 3. Егоров, В.В. На пути к информационному обществу. — М., 2006. 4. Аграновский А. Уроки мастерства. — М., 1991 5. Козыбаев С.К.Аудитория – весь Казахстан. – А., 1984. 6. Практическая журналистика в Казахстане: Практическое руководство. Международный центр журналистики «MediaNet». Под ред. А. Джалилова. – Алматы, 2008. 7. Козыбаев С.К., Шевякова Т.В., Сабитова Ш.А., Юнусова С.Ф. Публицисты Республики Казахстан. — Алматы, 2010
Обязательная и дополнительная литература
1. Аграновский А. Уроки мастерства. — М., 1991
2. Ким М.Н. Жанры современной журналистики. — СПб., 2004.
3. Ким М.Н. Журналистика: методология профессионального творчества. — СПб., 2004.
4. Козыбаев С.К., Нода Л.П., Рыжков А.В. Журналистика Казахстана. Энциклопедия. – А., 2006.
5. Коханова Л.А. Основы теории журналистики. — М., 2009.
6. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. — М., 2010
7. Лукина М.М. Технология интервью. — М., 2008.
8. Нургожина Ш.И. Введение в журналистику. – А., 1999.