Что такое построение речи
Риторическое построение речи: с чего начать
Независимо от того, что станет говорить ритор в начале речи, слова его будут восприниматься сквозь призму этической оценки; затем аудитория перейдет к оценке содержания и, наконец, свяжет завершение речи с побуждением к решению.
Существуют различные способы построения речи или высказывания:
В каноническом представлении высказывание развертывается в следующих составе и последовательности частей:
Начало речи: вступление, пропозиция, разделение
Тем самым начало речи приобретает значение как словесная конструкция: оратор ориентирует аудиторию, указывая свою позицию, отношение к аудитории и ход предлагаемой аргументации.
По правилам ведения диалога говорящий отвечает за ценность информации и уместность речи. Слушающий при этом отвечает за внимание к словам говорящего. Поэтому начало речи строится так, чтобы привлечь внимание слушателей к содержанию высказывания и тем самым облегчить им задачу: по началу речи можно судить о значимости ее содержания.
Характер вступления зависит от состава аудитории, ее настроения, обстановки, замысла речи и от состояния ритора, в особенности если речь устная. Интуиция, опыт, чувство такта играют здесь определяющую роль. Вступление часто импровизируется, и неудачная импровизация может испортить всю речь, но ритору помогает знание правил построения вступления.
В риторике выделяются три рода вступлений : обычное, с ораторской предосторожностью и внезапное.
«Милостивые государи, с чувством невольного смущения приступаю я к моему докладу. Оно вызывается прежде всего глубокою скорбью о том, что, получив, наконец, давно желанную возможность принять активное участие в заседании нашего Общества, я не вижу пред собою ни полного мысли и энергии лица Николая Яковлевича Грота, ни проникнутого одухотворенною красотою образа Владимира Сергеевича Соловьева. Оба они уже вступили на тот берег, от которого нас еще отделяют туманы и неотрадные волны житейской суеты. Мне больно сознавать, что и возможность видеть здесь дорогого наставника, которому я сам многим обязан в своем духовном развитии, — видеть Бориса Николаевича Чичерина, пресечена постигшим его недугом.
Смущает меня и содержание моего доклада. В нем очень мало места для философских рассуждений или психологических исследований. Он, в сущности, касается вопроса педагогического, т.е. вопроса о том — не следует ли, при современном состоянии уголовного процесса, расширить его академическое преподавание в сторону подробного исследования и установления нравственных начал, которым должно принадлежать видное и законное влияние в деле отправления уголовного правосудия. Поэтому я заранее прошу снисхождения, если этот доклад не будет вполне соответствовать строгому и стройному характеру трудов, к которым привыкло общество». (Кони А.Ф. Общие черты судебной этики. Доклад на заседании Московского психологического общества 22 декабря 1901 года).
Кроме общих правил краткости, умеренности, уместности, соответствия предмету и постепенности, это вступление характеризуется следующими качествами:
Вступление с ораторской предосторожностью
«После всего, что было тут сказано по вопросу о морской смете, вы поймете, господа, то тяжелое чувство безнадежности отстоять испрашиваемые на постройку броненосцев кредиты, с которым я приступаю к тяжелой обязанности защищать почти безнадежное, почти проигранное дело. Вы спросите меня: почему же правительство не преклонится перед неизбежностью, почему не присоединится к большинству Государственной Думы, почему не откажется от кредитов?
Ведь для всех очевидно, что отрицательное отношение большинства Думы не имеет основанием какие-нибудь противогосударственные побуждения; этим отказом большинство Думы хотело бы дать толчок морскому ведомству, хотело бы раз навсегда положить конец злоупотреблениям, хотело бы установить грань между прошлым и настоящим. Отказ Государственной Думы должен был бы, по мнению большинства Думы, стать поворотным пунктом в истории русского флота; это должна быть та точка, которую русское народное представительство желало бы поставить под главой о Цусиме для того, чтобы начать новую главу, страницы которой должны быть страницами честного, упорного труда, страницами воссоздания морской славы России. (Возгласы: «верно», рукоплескания.)
Поэтому, господа, может стать непонятным упорство правительства: ведь слишком неблагодарное дело отстаивать существующие порядки и слишком, может быть, недобросовестное дело убеждать кого-либо в том, что все обстоит благополучно. Вот, господа, те мысли, которые должны были возникнуть у многих из вас; и если, несмотря на это, я считаю своим долгом высказаться перед вами, то для вас, конечно, будет понятно, что побудительной причиной к этому является вовсе не ведомственное упорство, а основания иного, высшего порядка.
Мне, может быть, хотя и в слабой мере, поможет то обстоятельство, что кроме принципиально оппозиционных партий, которые всегда и во всем будут противостоять предложениям правительства, остальные партии не совершенно единодушны в этом не столь простом деле, и среди них есть еще лица, которые не поддались, может быть, чувству самовнушения, которому подпало большинство Думы. Это дает мне надежду если не изменить уже предрешенное мнение Государственной Думы, то доказать, что, может существовать в этом деле и другое мнение, другой взгляд, и что этот взгляд не безумен и не преступен».
Важнейшая особенность внезапного вступления — кризис : оратор, подхватывая и развивая эмоцию аудитории, добивается ее кульминации, после которой аудитория, расплескав значительную часть возбуждения, становится более пластичной и направляется в нужное русло.
Вернемся к приведенному выше отрывку из речи Столыпина. Ритор делает неожиданный для аудитории ход. Цусимское поражение и предложение правительства строить снова броненосцы, но теперь уже дредноуты, вызывает возмущение депутатов. От Столыпина, естественно, ждут, что он станет защищать эти предложения. Ему предстоит выступать после ряда зажигательных антиправительственных речей.
Правила построения речи – основа успешного публичного выступления
9 июня 2016 Автор: Юлия Сулаева
Мало кто из начинающих ораторов обращает внимание на правила построения речи, на ее структуру. Это и понятно, ведь осваивая ораторское искусство необходимо одновременно следить за множеством вещей – голосом, жестами, взглядом, отсутствием слов-паразитов. При этом нужно привлекать и удерживать внимание аудитории, приводить аргументы и факты, воздействовать на эмоции и т.п. За всем этим многие упускают правильную последовательность изложения, забывают о структуре речи. А это очень сильно ослабляет эффект от выступления, ведь каждая из частей решает определенные задачи.
Давайте вспомним, как мы писали сочинения в школе. Там были вступление, основная часть и заключение. Да и вообще, многое в нашей жизни построено по законам подобной композиции. Вспомните обед в хорошем ресторане: сначала нам приносят салат или легкую закуску, затем основное блюдо, ну а напоследок десерт.
Чтобы ораторское выступление было убедительным и влияющим на аудиторию, его также необходимо строить по законам композиции.
Структура и правила построения речи
Вступление
Итак, успешное выступление начинается со вступления. Во вступлении мы создаем контакт и цепляем внимание аудитории. Не спешите начинать речь чем-то типа: «Здравствуйте. Меня зовут Иван Петрович. Я пришел рассказать вам о новом проекте. Наш проект – это …». Этого категорически недостаточно, ведь вы не расположили аудиторию, не создали отношения и не пробудили интерес к тому, что собираетесь рассказать. Уделите этому достаточно внимания, и вы получите гораздо более благосклонных слушателей.
Поздоровайтесь, представьтесь, сделайте аудитории какой-нибудь подходящий комплимент. Комплимент должен быть искренним, ведь всегда можно найти то, за что похвалить слушателей.
Если аудитория вас не знает и доверие еще не создано, необходимо его создать до того, как начать излагать суть. Как это сделать быстро? Вы знаете ответ на этот вопрос, наверняка вы делали это неоднократно, но неосознанно. Представьте, что едете в поезде и вдруг выяснилось, что вы с попутчиками придерживаетесь одинаковых взглядов по какому-либо интересующему вас вопросу. Вы болеете за одну и ту же футбольную команду, любите один и тот же сериал, учились в одном институте или что-то другое. То есть у вас есть что-то общее, важное для обоих. Доверие возникает спонтанно, и вы, выходя из купе, просите малознакомого человека присмотреть за вашими вещами. То же самое и в выступлении – поговорите о чем-то, что объединяет вас и слушателей. Для этого при подготовке к выступлению вам нужно поразмыслить о том, перед кем вы будете выступать, и о том, что вас объединяет.
Далее, делая анонс того, о чем вы собираетесь говорить, используйте один из способов привлечения внимания аудитории. Это может быть прогноз, интрига, уход от привычного, ссылка на авторитет, юмор или другой подходящий случаю прием.
Основная часть
В основной части вы собственно и излагаете свои аргументы, приводите доводы, подтверждая их фактами и цифрами. Не забываете и про эмоциональную составляющую речи – примеры, истории, сравнения, метафоры и т.п.
Заключение
Это небольшая, но очень важная часть выступления. В ней нужно подвести резюме сказанному и сделать выводы. Если ваша речь направлена на то, чтобы убедить аудиторию, в заключении самое место призывам, прямым или косвенным.
Помните об «эффекте края» – более всего запоминаются начало и конец. Произносите заключительную часть выступления максимально убедительно и вдохновенно!
Хотите, чтобы ваша речь была убедительной и весомой? Используйте правила построения речи. Это придаст вам уверенность и позволит завоевать внимание и расположение аудитории.
Логика мышления и языка
Ораторское искусство представляет собой умение произносить публичную речь с целью информирования аудитории, а также оказания на слушателей определённого воздействия посредством убеждения и внушения. Виды ораторской речи могут быть разными, но цель всегда одна: донести свою точку зрения. Аудитория при такой монологической речи обычно остаётся пассивной, поэтому задачей любого оратора является стимулирование мыслительной деятельности слушателей.
В своём идеальном выражении ораторское искусство превращается в диалог с залом, то есть на высказанные аргументы оратора каждый присутствующий приводит свои мысленные возражения, соглашается с озвученным мнением или же возражает ему. Основы ораторского искусства включают в себя взаимодействие с аудиторией.
Структура ораторской речи
В риторике выделяются следующие правила построения ораторской речи, выраженные в виде принципов:
При этом сама ораторская речь обычно имеет следующую структуру:
1) вступление должно не просто знакомить аудиторию с оратором и темой выступления, но и привлекать внимание, для чего используются различные языковые средства;
3) заключение является наиболее яркой и запоминающейся частью речи, именно в этой части необходимо сделать убедительные, яркие выводы, побудить аудиторию к совершению необходимых действий или принятию решений.
Речь и логика
Логика речи представляет собой совокупность определённых правил построения ораторского выступления, использования аргументов и доказательств.
В частности, существует несколько основных способов изложения материала в публичной речи, которые также иногда называются видами аргументации:
1) Индуктивный метод подразумевает приведение в пример конкретного случая, на основании которого делаются определённые выводы и обобщения. В данном случае логика сценической речи характерна для агитационного выступления.
2) Дедуктивный метод предполагает высказывание общих правил и принципов, которые затем доказываются и обосновываются в речи конкретными примерами. Чаще всего подобный метод используется в пропагандистской речи.
3) Метод аналогии. Логика в речи оратора в данном случае заключается в сопоставлении проблемных обстоятельств, фактов или явлений с тем, что аудитории известно и понятно.
5) Концентрический метод. В данном случае оратором излагается основная крупная проблема, и речь выстраивается вокруг неё посредством выделения более частных, но связанных с проблемой, вопросов.
6) Исторический метод заключается в изложении событий и обстоятельств оратором осуществляется в обычной хронологической последовательности.
Кроме того, взаимосвязь логики и языка требует от оратора учитывать следующие фундаментальные законы:
1) Закон тождества относится в большей степени к содержанию речи, поскольку мышление и язык логика отражает в их взаимосвязи. Заключается в том, что любая высказанная в публичной речи мысль должна оставаться тождественной самой себе, то есть при повторном изложении или упоминании оратором её смысл и содержание не должны изменяться.
2) Закон непротиворечия также представляет собой одно из базовых логических правил. Сводится он к тому, что два несовместимых друг с другом суждения оратора не могут быть истинными одновременно, и следовательно, одно из них неизбежно должно быть ложным.
4) Закон достаточного основания предъявляет требования к аргументации в речи оратора. Согласно этому закону каждое высказанное утверждение, которое претендует на истинность, должно иметь достаточное основание. Применительно к ораторскому искусству и публичному выступлению это означает, что оратор должен убедительно и достоверно обосновывать истинность своих суждений, используя перечисленные выше виды аргументации.
Таким образом, соблюдение правил построения речи оратора, основных логических законов и порядка правильной подачи материала имеет ключевое значение для успешности и эффективности публичного выступления. При этом не играет роли вид ораторского искусства, поскольку даже выступление с религиозной проповедью, которая не требует наличия логических оснований, должно оставаться непротиворечивым по своему содержанию. Безусловно, стоит отметить, что никакой аргумент не будет звучать достаточно убедительно без регулярной тренировки дикции.
Риторическое построение речи: с чего начать
Независимо от того, что станет говорить ритор в начале речи, слова его будут восприниматься сквозь призму этической оценки; затем аудитория перейдет к оценке содержания и, наконец, свяжет завершение речи с побуждением к решению.
Существуют различные способы построения речи или высказывания:
В каноническом представлении высказывание развертывается в следующих составе и последовательности частей:
Начало речи: вступление, пропозиция, разделение
Тем самым начало речи приобретает значение как словесная конструкция: оратор ориентирует аудиторию, указывая свою позицию, отношение к аудитории и ход предлагаемой аргументации.
По правилам ведения диалога говорящий отвечает за ценность информации и уместность речи. Слушающий при этом отвечает за внимание к словам говорящего. Поэтому начало речи строится так, чтобы привлечь внимание слушателей к содержанию высказывания и тем самым облегчить им задачу: по началу речи можно судить о значимости ее содержания.
Характер вступления зависит от состава аудитории, ее настроения, обстановки, замысла речи и от состояния ритора, в особенности если речь устная. Интуиция, опыт, чувство такта играют здесь определяющую роль. Вступление часто импровизируется, и неудачная импровизация может испортить всю речь, но ритору помогает знание правил построения вступления.
В риторике выделяются три рода вступлений : обычное, с ораторской предосторожностью и внезапное.
«Милостивые государи, с чувством невольного смущения приступаю я к моему докладу. Оно вызывается прежде всего глубокою скорбью о том, что, получив, наконец, давно желанную возможность принять активное участие в заседании нашего Общества, я не вижу пред собою ни полного мысли и энергии лица Николая Яковлевича Грота, ни проникнутого одухотворенною красотою образа Владимира Сергеевича Соловьева. Оба они уже вступили на тот берег, от которого нас еще отделяют туманы и неотрадные волны житейской суеты. Мне больно сознавать, что и возможность видеть здесь дорогого наставника, которому я сам многим обязан в своем духовном развитии, — видеть Бориса Николаевича Чичерина, пресечена постигшим его недугом.
Смущает меня и содержание моего доклада. В нем очень мало места для философских рассуждений или психологических исследований. Он, в сущности, касается вопроса педагогического, т.е. вопроса о том — не следует ли, при современном состоянии уголовного процесса, расширить его академическое преподавание в сторону подробного исследования и установления нравственных начал, которым должно принадлежать видное и законное влияние в деле отправления уголовного правосудия. Поэтому я заранее прошу снисхождения, если этот доклад не будет вполне соответствовать строгому и стройному характеру трудов, к которым привыкло общество». (Кони А.Ф. Общие черты судебной этики. Доклад на заседании Московского психологического общества 22 декабря 1901 года).
Кроме общих правил краткости, умеренности, уместности, соответствия предмету и постепенности, это вступление характеризуется следующими качествами:
Вступление с ораторской предосторожностью
«После всего, что было тут сказано по вопросу о морской смете, вы поймете, господа, то тяжелое чувство безнадежности отстоять испрашиваемые на постройку броненосцев кредиты, с которым я приступаю к тяжелой обязанности защищать почти безнадежное, почти проигранное дело. Вы спросите меня: почему же правительство не преклонится перед неизбежностью, почему не присоединится к большинству Государственной Думы, почему не откажется от кредитов?
Ведь для всех очевидно, что отрицательное отношение большинства Думы не имеет основанием какие-нибудь противогосударственные побуждения; этим отказом большинство Думы хотело бы дать толчок морскому ведомству, хотело бы раз навсегда положить конец злоупотреблениям, хотело бы установить грань между прошлым и настоящим. Отказ Государственной Думы должен был бы, по мнению большинства Думы, стать поворотным пунктом в истории русского флота; это должна быть та точка, которую русское народное представительство желало бы поставить под главой о Цусиме для того, чтобы начать новую главу, страницы которой должны быть страницами честного, упорного труда, страницами воссоздания морской славы России. (Возгласы: «верно», рукоплескания.)
Поэтому, господа, может стать непонятным упорство правительства: ведь слишком неблагодарное дело отстаивать существующие порядки и слишком, может быть, недобросовестное дело убеждать кого-либо в том, что все обстоит благополучно. Вот, господа, те мысли, которые должны были возникнуть у многих из вас; и если, несмотря на это, я считаю своим долгом высказаться перед вами, то для вас, конечно, будет понятно, что побудительной причиной к этому является вовсе не ведомственное упорство, а основания иного, высшего порядка.
Мне, может быть, хотя и в слабой мере, поможет то обстоятельство, что кроме принципиально оппозиционных партий, которые всегда и во всем будут противостоять предложениям правительства, остальные партии не совершенно единодушны в этом не столь простом деле, и среди них есть еще лица, которые не поддались, может быть, чувству самовнушения, которому подпало большинство Думы. Это дает мне надежду если не изменить уже предрешенное мнение Государственной Думы, то доказать, что, может существовать в этом деле и другое мнение, другой взгляд, и что этот взгляд не безумен и не преступен».
Важнейшая особенность внезапного вступления — кризис : оратор, подхватывая и развивая эмоцию аудитории, добивается ее кульминации, после которой аудитория, расплескав значительную часть возбуждения, становится более пластичной и направляется в нужное русло.
Вернемся к приведенному выше отрывку из речи Столыпина. Ритор делает неожиданный для аудитории ход. Цусимское поражение и предложение правительства строить снова броненосцы, но теперь уже дредноуты, вызывает возмущение депутатов. От Столыпина, естественно, ждут, что он станет защищать эти предложения. Ему предстоит выступать после ряда зажигательных антиправительственных речей.
Основные правила ораторского искусства
Редкий начинающий оратор уделяет достаточно внимания правилам ораторского мастерства, построения речи и ее структуре. А ведь ораторская речь способна повлиять на поведение слушателя. Только контролируя множество самых разных вещей (голос, жесты, взгляды, отсутствие слов-паразитов), можно в достаточной степени овладеть ораторским искусством. Без этого довольно сложно привлекать и постоянно удерживать внимание аудитории, воздействуя на ее эмоции.
Проблема в том, что неопытный оратор сбивается с правильной последовательностью изложения, нарушая, таким образом, структуру выступления, а значит, рассчитывать на ожидаемый эффект от выступления ему не приходится.
Важно! Даже школьное сочинение, которое приходилось писать каждому, содержало вступление, основную часть и заключение. Так нас всех учили в школе.
По законам композиции построено и ораторское выступление, чтобы его можно было назвать убедительным, и оно оказывало влияние на аудиторию.
Потребности выступающего изменить поведение слушателя могут быть связаны с необходимостью убедить голосовать за конкретного депутата, склонить к определенному решению в коммерческих целях, побудить к конкретным действиям.
Умение убеждать дорогого стоит. Не зря оно так ценится обществом, и ценным было у наших далеких предков. А если речь идет о профессионале в политике, общественной деятельности, роль воздействующего ораторского выступления еще более возрастает. Есть даже целое учение, которое названо «риторикой» (иногда употребляются: оратория, красноречие).
Важно! Даже обычное обучение языку заключается в том, чтобы каждого члена общества научить облекать всякую информацию в определенную речевую форму.
Структура и правила построения речи оратора
Итак, сначала обобщим сказанное. Ораторская речь – воздействующее, убеждающее выступление профессионала (оратора), обращенное к группе слушателей, произносимое и имеющее целью изменить взгляды, настроение, поведение аудитории, даже ее убеждения. Правила построения ораторской речи продиктованы, как раз, необходимостью полного достижения целей, стоящих перед выступлением.
Всякий, кому предстоит выступить перед аудиторией, заинтересован в том, чтобы речь его была уверенной и весомой, чтобы внимание и расположение аудитории было завоевано непременно. Поможет в этом знание правил ораторского искусства.
Логические законы построения выступления
Логические законы, их несколько, и учитывать их необходимо:
Логика в любом выступлении – всего лишь составная часть целой системы приемов – возможно, вы слышали о ней, как о системе аргументации. А она, в свою очередь, в себя включает:
Выразительность речи
Хорошая, воздействующая на умы и сердца слушателей речь, должна выдерживаться в конкретной стилевой манере от начала и до самого конца.
Так текст становится цельным и целым. Но, чтобы определиться, где и как именно требуется увеличить или замедлить темп, может быть, переставить слова (а это делает выступление выразительным и нескучным), отрезки текста, написанные в ходе подготовки, следует непременно прочитывать вслух или проговаривать «про себя».
Важно! Знания одних только правил ораторской речи недостаточно.
Увеличить выразительность речи и ее воздействующую силу можно, используя всевозможные изобразительно-выразительные средства:
Полезные советы опытных ораторов
Не желаете учиться на своих же ошибках, – совсем не будет лишним помнить рекомендации знающих людей, когда идет работа над ораторской речью. Основные правила построения ораторской речи, вкупе с нижеперечисленными полезными советами, помогут сделать речь живой, убедительной, интересной и содержательной.
Очевидно, что в ходе подготовки к встрече с аудиторией оратор должен позаботиться, чтобы тема, которую он собирается поднять, была тщательно и содержательно проработана, хорошо обеспечена информационно. Мало того, ему придется сначала заинтересовать своего слушателя, а потом постоянно поддерживать установленный контакт с аудиторией. И без знания основных правил ораторского искусства тут не обойтись.
Говорящему недопустимо нарушить нормы этики, принятые для разговорного поведения в данном конкретном коллективе. Но ничто не мешает ему использовать в своем обращении к слушателю любые средства выражения, чтобы усилить влияние на слушателей, гораздо точнее и ярче выразить свою мысль и собственное отношение к обсуждаемой проблеме.
В единое ритмико-интонационное целое любого выступления рекомендуется вносить разнообразие. Иначе речь ваша рискует стать монотонной, а поддерживать внимание слушателей таким «усыпляющим» говором очень сложно.