Что такое постсоветский период
Постсоветский период
Период российской истории, начавшийся в 1985 году, разделяется на две части. Они персонифицированы именами Горбачева и Ельцина. Эти два человека дали свои имена новому периоду российской истории не в качестве выдающихся личностей, а, наоборот, в качестве самых гнусных порождений советского периода. Они причинили зла своей стране и своему народу больше, чем все их заклятые враги, вместе взятые. Возглавляемые ими клики развязали, мобилизовали самые грязные и разрушительные силы и страсти советского и затем российского общества, опираясь на которые они направили страну на путь капитуляции перед Западом и превращения страны в зону колонизации Запада. Не случайно они удостоились самых высших похвал на Западе. История человечества не знает ничего равного тому, как эти пигмеи были раздуты в средствах массовой информации Запада до масштабов исторических великанов. Правда, лишь на короткий срок, пока они громили свою страну и свой народ согласно инструкциям со стороны Запада и в угоду своим западным хозяевам.
Читатель не должен воспринимать мои слова всего лишь как субъективное мнение. Это точная научная характеристика этих личностей, этих клик, созданных ими социально-политических режимов. Наше время характеризуется поразительным стремлением уклониться от познания сущности социальных явлений, всеобъемлющим страхом перед истиной. Прилагаются колоссальные усилия к тому, чтобы создать извращенные представления о реальности, феномены которой и без того (то есть сами по себе) принимают извращенные формы. Современные средства массовой информации превратились в мощнейшее орудие дезинформации и идеологического оболванивания человечества. Одним из проявлений этого является стремление осмыслить социальные феномены, чтобы поднять их в сознании масс на высочайший теоретический уровень, в то время как на самом деле они адекватно должны быть описаны и оценены как явления зловонной исторической клоаки. Убийцам, грабителям и жуликам приписывается статус борцов за прогресс. Интеллектуальным кретинам, шарлатанам и авантюристам приписывается статус выдающихся мыслителей и реформаторов. Жертвам разбоя преступных и бесчестных правителей приписывается статус нацистов, фашистов, красно-коричневых, бандитов. Я хочу здесь лишь называть вещи своими именами.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Период
Период В этот период, как и во все предыдущие и последующие, страна жила напряженной и содержательной жизнью. Был совершен еще один рекордный перелет. Правда, перелет не удался и самолет упал в тайге, не долетев до цели тысячу километров. Но он упал дальше всех в мире,
Постсоветский ВПК: тщетные надежды
Постсоветский ВПК: тщетные надежды Казалось бы – коли брать случай с поликристаллической шпинелью – у РФ есть отличный материал для оборонной промышленности. Мастер его уже создал. И что же?Юрий Михайлов, председатель научно-технического совета Военно-промышленной
Постсоветский олигарх
Постсоветский олигарх Пётр Порошенко — типичный представитель постсоветской элиты, который видит наживу своей главной целью и смыслом жизни. А у такого человека не может быть родины. Ведь родина — это то, за что кладут жизнь. Её принципы являются высшим приоритетом,
Советский период
Советский период В западной идеологии и пропаганде после 1985 года советский (коммунистический) период российской истории рассматривается как черный провал, а брежневский период – как застойные годы. Россию даже окрестили «империей зла». Я считаю это не просто
Постсоветский период
Постсоветский период Период российской истории, начавшийся в 1985 году, разделяется на две части. Они персонифицированы именами Горбачева и Ельцина. Эти два человека дали свои имена новому периоду российской истории не в качестве выдающихся личностей, а, наоборот, в
Трудный период
Трудный период Итоговые испытания лунной ракеты – важнейший рубеж программы «Аполлон»«Разработка «Сатурна-5» началась в 1962 году. В мае 1966 года на испытаниях в Сент-Луисе взорвалась и разлетелась на куски вторая ступень ракеты. Первый беспилотный полёт «Сатурна-5»
Счастливый период
Счастливый период Счастье – это когда всё хорошоНевзирая на мрачные прогнозы маловеров, 21 декабря 1968 года, всего через 8 месяцев после неудачного беспилотного испытания, и, не тратя время на новые полётные испытания, «Сатурн-5» стартовал прямо к Луне [18]. Он нёс на себе
Музейный период
ИРОНИЯ ИСТОРИИ И ПОСТСОВЕТСКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ
ИРОНИЯ ИСТОРИИ И ПОСТСОВЕТСКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ Буржуазный национализм, выступивший идеологией реставрации постсоветского капитализма, изначально нес на себе печать неприятия диалектики. В середине девяностых профессор Мария Шкепу рассказывала о том, как декан
Геополитика США в постсоветский период
Геополитика США в постсоветский период Объединение человечества – процесс естественный. По этой причине никто, в общем-то, не возражает против глобализации, как таковой. Но понятие глобализации до сих пор не получило научного объяснения; его прилагают, в основном, только
Геополитика США в постсоветский период
Геополитика США в постсоветский период Много говорится о глобализации, но зачастую проходит мимо внимания другой, не менее интересный процесс – регионализация. Возникают мощные региональные геополитические объединения. Сначала появился Европейский общий рынок,
Постсоветский период
Постсоветский период Самые поразительные метаморфозы произошли с российскими СМИ после провала ГКЧП. Свободная печать предыдущего периода достигла колоссальных успехов прежде всего потому, что критиковала предыдущую власть (и прессу) за её оторванность от подлинных
Значение произведений Кропоткина. Период 1890–1911 годов. Заключение: период до 1931 года
Значение произведений Кропоткина. Период 1890–1911 годов. Заключение: период до 1931 года Толчок, который дал Кропоткин интернациональному анархическому движению своими вдохновенными и хорошо продуманными агитационными теоретическими статьями в «Револьтэ», очень скоро
Период империализма
Период империализма В начале XX века американский капитал стал активно проникать в страны Центральной Америки и Карибского бассейна, а затем и в государства всего Латиноамериканского континента.В 1930 году империализм США уже оспаривал гегемонию Великобритании, своего
SSL: ПЕРВЫЙ ПОСТСОВЕТСКИЙ «ЕРОПЛАН»
SSL: ПЕРВЫЙ ПОСТСОВЕТСКИЙ «ЕРОПЛАН» — Вы черните «Сухой Суперджет»! — скажут нам. — Да, в отличие от «совковых» времен, эта машина была разработана в рекордные сроки по всем рыночным правилам и получилась — ого-го!Да, «ого-го» получилось еще то. Давайте-ка опишем историю
3.1. Хрущевский период
3.1. Хрущевский период После смерти Сталина Хрущев не сразу стал лидером: был некий «смутный», но непродолжительный период борьбы за власть в правящей верхушке КПСС.Все наследники Сталина понимали, что необходимы перемены. Как в системе власти, так и в экономике. Все были
Постсоветское пространство
Постсоветское пространство, также известное как республики бывшего СССР, страны СНГ и Прибалтики или ближнее зарубежье (в отличие от зарубежья дальнего — стран, никогда не входивших в СССР), — это независимые государства, которые вышли из состава Советского Союза во время его распада в 1991 году.
Термин введён в обращение Альгисом Празаускасом в статье «СНГ как постколониальное пространство», опубликованной 7 февраля 1992 года в «Независимой газете». [1] [неавторитетный источник?]
Постсоветские государства являются предметом различных исследований в области географии, истории, политики, экономики и культуры.
Содержание
Население
Государства и географические регионы
Постсоветские государства обычно делят на следующие пять групп. Принцип, по которому государство относят к той или иной группе основывается на географических и культурных факторах, а также на истории взаимоотношений с Россией.
Исторические связи
Россия исторически связана с восточно-славянскими постсоветскими государствами, поскольку на их территории сформировалась её государственность. Её корни восходят к общему протогосударству (Киевская Русь). Впоследствии территории Украины и Белоруссии входили в состав Великого княжества Литовского, Речи Посполитой, Австро-Венгрии, Польши.
Страны Прибалтики (за исключением Литвы, в средневековье — Великим княжеством Литовским) были под властью Тевтонского ордена, Дании, Польши и Швеции на протяжении значительных промежутков своего существования, перед тем как были присоединены к Российской империи в XVIII веке, и стали независимыми государствами после Первой мировой войны.
СНГ и Прибалтика
СНГ и Прибалтика [3] (СНГ и Балтия) — название 15 современных государств, которые до 1991 года являлись союзными республиками СССР, а в 1991—1992 гг. декларировали свой суверенитет (объявили о своей независимости).
До 2009 года территориально понятие «СНГ и Прибалтика» было тождественно понятию «постсоветское пространство». В 2009 году Грузия вышла из состава СНГ.
Словосочетание возникло после декабря 1991 года, когда прибалтийские республики (Латвия, Литва, Эстония) отказались войти в СНГ (Содружество независимых государств) — региональную международную организацию, созданную по Беловежским Соглашениям на основе бывших союзных республик СССР и призванную регулировать отношения между этими новыми независимыми государствами.
Новый Союз
Ещё в дни распада СССР было предложено создать конфедеративный Союз Суверенных Государств (ССГ), войти в который 14 ноября 1991 предварительно согласилось семь республик (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан). ССГ так и не был создан.
Союзное государство России и Белоруссии
Реальное воплощение идея нового союза обрела в виде Союзного государства России и Белоруссии, которое находится в этапе мягкой конфедерации и включает пока только две бывшие союзные республики.
Конфедеративный Союз России и Белоруссии или Союзное государство России и Белоруссии было организовано 2 апреля 1997 на базе ранее (2 апреля 1996) созданного Сообщества России и Белоруссии. Идея его создания принадлежала президенту Белоруссии А. Лукашенко.
Евразийский Союз
В середине 90-х годов некоторое время рассматривалось, но тогда не было согласовано, предложение президента Казахстана Н. Назарбаева от 29 марта 1994 организовать Евразийский Союз из пяти республик (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан).
Региональные организации
После распада СССР в регионе возникло несколько международных организаций и содружеств.
Три Прибалтийских государства не присоединились ни к одной из этих постсоветских организаций, их курс изначально и однозначно был направлен на интеграцию только в мир Запада (включая вступление в Европейский союз и НАТО).
Далее упоминаются международные организации, которые полностью или по большей части состоят из постсоветских государств.
Содружество Независимых Государств
Организация Договора о Коллективной Безопасности
В ОДКБ входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Армения. Задача ОДКБ — координация и объединение усилий в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Азербайджан, Грузия и Узбекистан вышли из ОДКБ.
В «Организацию за демократию и экономическое развитие — ГУАМ» в настоящее время (после выхода Узбекистана) входят четыре члена: Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия. ГУАМ рассматривается многими как организация, созданная в противовес доминированию России в регионе. Государства-члены ГУАМ не входят ни в одну другую созданную на территории бывшего СССР организацию, за исключением СНГ.
Евразийское Экономическое Сообщество
Центрально-Азиатское Сотрудничество
Центрально-Азиатское Сотрудничество (ЦАС) было создано в 2002 г. 6 октября 2005 г. на саммите ЦАС принято решение, в связи с предстоящим вступлением Узбекистана в ЕвразЭС, подготовить документы для создания объединённой организации ЦАС-ЕврАзЭС, то есть фактически решено упразднить ЦАС.
Шанхайская Организация Сотрудничества
Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС), состоит из Китая, России, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана. Организация основана в 2001 г. на основе предшествующей организации, которая называлась Шанхайская Пятёрка, и существовала с 1996 г. Задачи организации в основном касаются вопросов безопасности.
Другое мнение
По мнению министра иностранных дел Великобритании Дэвида Милибэнда, понятие постоветского пространства устарело [7] :
По-моему, русские хотят использовать концепцию, так называемого «постсоветского пространства», не понимая, что граничащие с Россией бывшие республики СССР — это независимые страны с суверенными границами. Я считаю это неприемлемым. Украина, Грузия и другие — это не «постсоветское пространство». Это — независимые суверенные страны, обладающие собственным правом территориальной целостности.
Экономика
После распада Советского Союза бывшие советские республики выбрали капитализм в качестве новой экономической системы. Валовый внутренний продукт во всех бывших советских республиках очень быстро снизился. В 1994 г. инфляция достигла 400% на Украине, и 1258% в Казахстане. В то же время в прибалтийских странах сохранялся сравнительно низкий уровень инфляции (в Литве он достиг всего лишь 45,1%). Худший уровень экономической ситуации в бывших советских республиках был зафиксирован в 1995 г. В 2004 г. только прибалтийские государства, Армения, Белоруссия и Казахстан достигли уровня валового внутреннего продукта большего, чем в 1991 г. В России в 1998 г. разразился экономический кризис. Однако в 2000-х годах Россия вошла в первую десятку стран по суммарному объёму ВВП.
Войны и конфликты
За десять лет, с 91-го по 2000 год, в этих конфликтах только убитыми мы потеряли более 750 тысяч наших граждан. Ещё около трёх с половиной миллионов были ранены. 12 миллионов человек в бывших республиках Союза превратились в изгоев, беженцев, вынужденных бросить свои жилища и имущество и перебраться в места, где была хоть какая-то возможность выжить. [8]
Сепаратистские конфликты
Большинство военных конфликтов на территории бывшего СССР связаны с сепаратизмом и стремлением некоторых территорий с различным национальным и религиозным составом к отделению от государства, частью которого они официально являются.
Некоторые территории и возникшие там военные конфликты:
После двух периодов кровопролитных вооружённых столкновений (первая и вторая чеченские войны), Чечня в данный момент вернулась под власть федерального правительства.
Республика Гагаузия была мирно реинтегрирована в состав Молдавии в 1994 году, при этом она получила автономию.
Приднестровье, Абхазия и Южная Осетия получили независимость де-факто, де-юре независимость Абхазии и Южной Осетии признали Россия, Никарагуа, Венесуэла, Науру, Тувалу и некоторые непризнанные государства. На всех этих территориях присутствуют российские военные. Нагорный Карабах также является де-факто независимым и находится под контролем армянских вооружённых сил, так же как и прилегающие к нему территории Азербайджана. В 2001 г. эти непризнанные государства заключили между собой договор о создании Содружества Непризнанных Государств (СНГ-2).
Гражданские войны
Дважды в регионе происходили гражданские войны, не связанные с сепаратизмом.
Революции
Государственные перевороты
Цветные революции
В трёх республиках бывшего СССР после выборов произошли так называемые цветные революции, которые привели к власти оппозицию:
В других республиках бывшего СССР произошли массовые акции, которые часто квалифицировались как попытки цветных революций:
Политические кризисы
Ссылки
Примечания
Государства-члены ООН | |
---|---|
Непризнанные и частично признанные государства | |
Международные организации | СГРБ • СНГ (ЗСТ) • ЕАС • СНГ-2 • ЗДПН • ОДКБ • ЕврАзЭС (Таможенный союз) • ЕЭП • ЦАС • Евразийский экономический союз • ГУАМ • БА С другими странами: ВТО • ШОС • СДВ • СГБМ • ОЧЭС • Тюркский совет • ЦЕАСТ • ЧБТР • Союз непризнанных государств (организация прекратила существование) С другими странами, основаны до распада СССР: ЕС (Восточное партнёрство) • ОЭС • СЕ • НАТО (ПРМ • СЕАП) • ОБСЕ • ОИС • ДН • ООН • АТЭС • ОЭСР • ЕБРР • ЦЕИ • ЛС • Франкофония |
Полезное
Смотреть что такое «Постсоветское пространство» в других словарях:
Пространство (значения) — Пространство понятие, используемое (непосредственно или в словосочетаниях) в обыденной речи, а также в различных разделах знаний. Пространство на уровне повседневного восприятия Математика Трёхмерное пространство Аффинное пространство Банахово… … Википедия
Единое экономическое пространство — Единое экономическое пространство … Википедия
Распад СССР — История России … Википедия
СНГ и Балтия — Запрос «бСССР» перенаправляется сюда. О термине БССР см. Белорусская Советская Социалистическая Республика. Постсоветское пространство, также известное как республики бывшего СССР, страны СНГ и Прибалтики или новые независимые государства, это… … Википедия
СНГ и Прибалтика — Запрос «бСССР» перенаправляется сюда. О термине БССР см. Белорусская Советская Социалистическая Республика. Постсоветское пространство, также известное как республики бывшего СССР, страны СНГ и Прибалтики или новые независимые государства, это… … Википедия
XUSSR — Запрос «бСССР» перенаправляется сюда. О термине БССР см. Белорусская Советская Социалистическая Республика. Постсоветское пространство, также известное как республики бывшего СССР, страны СНГ и Прибалтики или новые независимые государства, это… … Википедия
Бывший СССР — Запрос «бСССР» перенаправляется сюда. О термине БССР см. Белорусская Советская Социалистическая Республика. Постсоветское пространство, также известное как республики бывшего СССР, страны СНГ и Прибалтики или новые независимые государства, это… … Википедия
Экс-СССР — Запрос «бСССР» перенаправляется сюда. О термине БССР см. Белорусская Советская Социалистическая Республика. Постсоветское пространство, также известное как республики бывшего СССР, страны СНГ и Прибалтики или новые независимые государства, это… … Википедия
Население СССР — Население СССР, Союза Советских Социалистических Республик. Содержание 1 Предыстория 2 Численность 3 Данные Госкомстата[9][10] … Википедия
Значение слова «постсоветский»
постсове́тский
1. относящийся ко времени после упразднения советской власти на территории бывшего СССР ◆ В нашей постсоветской истории было два таких критических момента. Елена Костюк, «Сверхбедные против сверхбогатых» // «Время МН», 2003 г. (цитата из НКРЯ)
2. относящийся к территории бывшего СССР ◆ Постсоветское пространство.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: материализм — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «постсоветский»
Предложения со словом «постсоветский»
Понятия, связанные со словом «постсоветский»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «постсоветский»
Немаловажным является и опыт, накопленный уголовно-процессуальной наукой и практикой в дореволюционный, советский и постсоветский периоды российской истории.
Проблема в том, что постсоветский мир, в котором мы сегодня живём, вообще не готов к восприятию каких бы то ни было традиций.
Каждый постсоветский горожанин, хотя бы по одной из родовых линий – горожанин в первом, втором или, самое дальнее, третьем поколении.
Россия и Запад на постсоветском пространстве: что будет?
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
К.и.н., ведущий научный сотрудник Центра евро-атлантической безопасности Института международных исследований МГИМО, главный редактор журнала «Международная аналитика», эксперт РСМД
Что такое постсоветское пространство сегодня, как развивается здесь соперничество между Россией, западными странами и Китаем, а также когда регион избавится от наследия СССР, в рамках совместного проекта РСМД и Газеты.ru «Мир через 100 лет» рассказал эксперт РСМД Сергей Маркедонов.
Что такое постсоветское пространство сегодня, как развивается здесь соперничество между Россией, западными странами и Китаем, а также когда регион избавится от наследия СССР, в рамках совместного проекта РСМД и Газеты.ru «Мир через 100 лет» рассказал эксперт РСМД Сергей Маркедонов.
Постсоветское пространство больше не существует?
Вопрос о целостности постсоветского пространства и корректности самого термина всё чаще поднимается, и понятно почему. С момента распада Советского Союза прошло уже более четверти века, и мы видим, что то изначальное пространство, которое существовало на момент распада СССР, очень сильно видоизменилось. Во-первых, если мы говорим о Беловежских соглашениях, которые часто упоминаются, но которые мало кто читал, то одним из важнейших, центральных пунктов этих соглашений было взаимное признание всех новых независимых государств в тех границах, которые были в советское время. Можем ли мы говорить, что этот «беловежский принцип» сегодня действует? Скорее всего, нет. Мы можем посмотреть на события августа 2008 г., т.е. на признание Россией Абхазии и Южной Осетии, мы можем посмотреть на ситуацию с Крымом, на существование де-факто этих государств. Есть республики, которые не имеют признания или имеют ограниченное признание, но которые, тем не менее, развиваются и имеют свою внутреннюю и внешнюю политику, свои приоритеты.
Мы можем говорить о том, что каждая из республик бывшего Советского Союза выбрала свой путь, и даже соседние государства не тождественны в своем выборе. Возьмем, к примеру, Кавказ. На Кавказе три республики, но у всех них разная внешняя политика. Мы можем говорить, что внешняя политика Армении ориентирована в значительной степени на Россию и евразийскую интеграцию, Грузии — на НАТО, а Азербайджан колеблется между Россией и Западом и также между Ираном и Западом. В то же время, каждая из этих стран старается диверсифицировать свою политику и, самое главное, эти страны не имеют каких-то региональных интеграционных проектов. В Центральной Азии есть пять государств, и также наблюдается дефицит региональной интеграции. Почему это происходит? Потому что каждая из стран проходит этап становления национальной идентичности, внешней политики, ищет друзей, врагов, разбирается, кто она, откуда, куда идет. А это процесс довольно-таки сложный.
Часто мы говорим: «Нас объединяет прошлое». Если мы посмотрим, к примеру, на российско-украинские отношения, то не очень оно и объединяет. Это заметно по отношению к Великой Отечественной войне, ко Второй мировой войне, в целом, к советскому периоду. То же самое касается оценки советского периода и другими республиками. Вряд ли это сильно объединяет, не говоря уже про имперский период — здесь как раз очень многое отталкивает. Мы видим, что некоторые бывшие союзные республики, три страны Прибалтики, уже вступили в НАТО и Европейский союз. Некоторые страны стремятся в НАТО — например, Украина, Грузия. Если в Грузии, по разным социологическим опросам, более 70% людей выступают за НАТО, то на Украине этот процент меньше, и до сих пор существует территориальный раскол, даже после Крыма и истории с Донбассом — соотношение примерно 50% с небольшим на 40%. Некоторые страны выбирают евразийский интеграционный проект. Это Казахстан, Беларусь, Армения. Причем каждая со своими оговорками.
Казалось бы, какого-то объединительного процесса мы здесь не видим, и самое время сказать, что постсоветское пространство уже не существует или в значительной степени не существует, а уже через 10, 15, 20, 100 лет его точно не будет. Ведь мы сейчас не говорим о постбританском пространстве, описывая ситуацию в Индии, Пакистане, Бангладеш или Нигерии. Однако я бы здесь поставил не точку, а многоточие или даже много вопросов. Мы говорим о том, что существует очень много конфликтов, о том, что каждая из стран ищет свой путь, но, в то же самое время, советское очень сильно всех нас держит. Вокруг чего строятся отношения между странами? На признании границ. Когда эти границы сформированы в нынешнем виде? В советское время. Если мы говорим о том, что Россия и Украина по-разному оценивают свое историческое прошлое, которое влияет на сегодняшнюю ситуацию, то это тоже в значительной степени относится к советскому периоду. Крым присоединили к Украине в 1954 г., и теперь возникают вопросы: правильно это или неправильно, чей Крым — наш или не наш. Повестка дня этих стран строится вокруг расчетов советским прошлым. Расчеты не закончены, и пока невозможно ставить в этом точку. Процесс распада Советского Союза, если мы понимаем под этим длительный исторический, а не просто юридический процесс, не просто фиксацию того, что нет СССР, то этот процесс не завершен. В противном случае мы бы говорили о решенности проблемы Абхазии, Приднестровья, Нагорного Карабаха, Крыма, Донбасса и т.д. Ведь все эти проблемы в их нынешнем виде сформированы, так или иначе, советским периодом, и расчета с этим периодом не произведено. Поэтому возникает парадоксальная ситуация: бывшие союзные республики оказываются все дальше и дальше друг от друга, но, тем не менее, расчет не произведен. Этот парадокс, как мне кажется, будет одним из основополагающих в ближайшем будущем.
Новые игроки в бывшем соцлагере: внутренние проблемы и внешние лекарства
Постсоветское пространство уже почти за три десятилетия стало в значительной степени интернационализированным. Теперь это не только Россия и Украина, Россия и Грузия, Армения и Азербайджан, Казахстан и Узбекистан и т.д. Это и Соединенные Штаты, и евроатлантическое измерение, это и НАТО, и Европейский союз. Мы можем сказать, что интересы Европейского союза весьма широко представлены и внушительны в Молдавии и на Украине, а, допустим, в Центральной Азии они невелики. Однако, в Центральной Азии есть, например, интересы Китая. Они там достаточно велики — по крайней мере, в экономике. Можно говорить о том, что Китай не так активен на Кавказе. Тем не менее, обратите внимание: в 2017 г. Грузия и Китай подписали соглашение о свободной торговле. Грузия стала первой страной на Кавказе, которая подписала такое соглашение с Китаем. Также мы говорим о Турции. Она тоже имеет свои интересы, особенно в Азербайджане, который является ее стратегическим союзником. У Турции есть свои интересы и в Крыму.
Таким образом, каждый из международных акторов представлен по-разному. Более или менее везде представлены Соединенные Штаты. Что касается Ирана, Китая, Индии, Японии, Европейского союза, то здесь приоритетность разная. Как бы то ни было, мы видим, что эти игроки есть, нравится нам их присутствие или не нравится. Многие вещи, естественно, воспринимаются негативно, поскольку они конкурентны нам, интересы этих игроков противоречивы нашим интересам, но это факт и фактор. Нельзя сказать, что их не будет завтра или послезавтра. Эти интересы будут присутствовать, и с ними надо учиться работать, конкурировать, взаимодействовать, выбирать, в чем можно взаимодействовать, а в чем нельзя. В любом случае этот сюжет будет происходить. И здесь возникает интересный парадокс, который будет определять будущность того, что мы называем постсоветским пространством. Конфигурация новых независимых государств, которые мы знаем сегодня, сформирована в советское время. Когда Украина говорит: «Крым наш», — это относит ее к постсоветскому периоду. Или если Грузия говорит: «Абхазия и Южная Осетия — наши», — то же самое. Так же и Карабах, который был спорным до создания Советского Союза, а потом вошел в состав Азербайджанской ССР. Это важный момент. В то же самое время, новые независимые государства говорят: «Мы хотим отмежеваться от советской истории». Как отмежеваться, если ваша конфигурация во многом сформирована именно в советский период?
Следующий важный момент заключается в том, что новые независимые государства страдают такой серьезной болезнью как попытки лечить внутренние проблемы внешними лекарствами. Ведь проблема Крыма, при том, что это проблема России и Украины, по крайней мере, в период пребывания Крыма в составе Украины, имела серьезный внутренний подтекст. У украинского государства было 23 года, чтобы интегрировать эту сложную территорию. Эти интеграционные попытки были не очень удачными и часто просто неудачными. Иначе мы бы видели другой результат. То же самое касается и Донбасса. У Грузии было меньше времени, но были совершены серьезные ошибки в отношении Абхазии и Южной Осетии. Однако сегодня лидеры новых независимых государств часто говорят, что в этом виновата Россия. Я не собираюсь быть чьим бы то ни было адвокатом или прокурором. Я, естественно, понимаю роль и вовлеченность России как соседнего и самого большого государства на постсоветском пространстве, но я также понимаю, что эти проблемы связаны не только с Россией. Это добавление международного элемента, международной конкуренции в проблемы, которые поначалу имели внутренний характер, добавляют также и определенной непредсказуемости.
Территориальная целостность: как с ней обходиться в бывшем СССР?
Мои коллеги из Британии, Соединенных Штатов, Франции говорят, что Грузия и Украина территориально целостны и они признают их территориальную целостность. Я отвечаю, что я не сотрудник МИД Российской Федерации и могу признать, что Грузия целостная. Но тогда есть нюанс: если она целостная, то тогда мы должны говорить, что «ядровая Грузия», как в свое время говорила Ангела Меркель, выступает за НАТО, а Абхазия и Южная Осетия – против. Тогда мы должны признать раскол внутри этой страны, часть которой видит свою безопасность так, а другая – иначе. Приднестровье выступает за евразийский вектор, значительная часть Молдавии – за европейский и даже пронатовский, и мы не можем сказать, что пронатовский вектор выше проевразийского или наоборот. Если мы так говорим, то мы фактически признаем значительную часть населения неравноправной, выстраиваем какую-то расовую доктрину: кто за НАТО, тот в более высокой категории, кто против или считает, что с Россией надо развивать отношения – в более низкой категории. Это вряд ли можно называть какой-то европейской или демократической ценностью. И здесь возникает очень важная проблема для самих национальных элит. Либо они пытаются преодолеть проблемы, которые есть, и решить эту ситуацию без конфронтации или, снижая уровень конфронтации, либо они его раскручивают очень высоко, привлекая разные внешние силы для внутренней сборки и рискуя окончательно потерять проблемные территории или, может быть, рискуя выиграть, но потерять все. Мне кажется, что в дальнейшем, в ближайшие десятилетия, главнейшим вопросом будет поиск механизмов урегулирования и возможных путей достижения договоренностей между новыми игроками, которые появились здесь после распада Советского Союза, и Россией, которая рассматривает эти территории если не как сферу своих особых интересов, то как сферу особой заботы.
Что делать России на постсоветском пространстве?
Велик соблазн описать советскую повестку дня Москвы как нечто единое, неразвиваемое и существующее по отношению абсолютно ко всем образованиям. Это далеко не так. Мы можем увидеть это на примере конфликтов. Москва признала независимость Абхазии и Южной Осетии, но не признала независимость Приднестровья, Нагорного Карабаха или ДНР и ЛНР. Может ли Россия их признать? Может. При каких обстоятельствах? Здесь алгоритм прост. Если есть некий статус-кво, который устраивает Москву, она будет его поддерживать. Не потому что обожает его, а потому что боится рисков и непредсказуемости. Как только она видит попытки вытеснить или вытолкнуть ее из круга, где есть ее интересы, ставки повышаются. Так было в 2008 г., так было в 2014 г. Алгоритм апробирован и не раз, и связывать это с какой-то особой непредсказуемостью России или русской душой по Бердяеву или Достоевскому не нужно. Не нужно умножать сущности. Сущности предельно просты. Если есть статус-кво, в котором Москва видит свой интерес, и он не нарушается, то Москва его сама нарушать не будет.
В чем состоит проблема российской политики? Может, на будущее стоит говорить об этом. Она в значительной степени реактивна, а не проактивна. Москва часто пытается брать какие-то смыслы, утвержденные на Западе, или какие-то стереотипы и даже мемы, апробированные там, и использовать их в своих целях. Например, посмотрите на ситуацию 2008 г. Существовала идея гуманитарной интервенции, которая только-только была апробирована Западом на Балканах. Москва попыталась применить ее к Южной Осетии, говоря о геноциде осетин, о нарушениях прав человека и т.д. Не очень сработало, потому что вряд ли растение из одной климатической почвы можно пересадить в другую. Хотя у Москвы были собственные блестящие аргументы, например, касающиеся атаки российских миротворцев. Москва пытается говорить о Крыме с точки зрения международного права, хотя это довольно провальная затея. Гораздо перспективнее говорить о возможных угрозах с точки зрения безопасности, говорить о том, что 75% инфраструктуры черноморского флота находилось в Севастополе. Это важнее, чем какие-то абстракции, связанные с международным правом или чем-то другим.
Таким образом, к сожалению, есть большой дефицит в собственных смыслах. Часто то, что Москва предлагает Еревану, Кишиневу, предлагала Киеву в свое время или, может быть, предложит когда-нибудь, через 10–15 лет, это вторичные вещи. Когда я общаюсь с интеллектуалами постсоветских республик, они часто говорят: «Вы знаете, у нас есть своя коррупция, есть свои проблемы. То, что нам предлагает Москва, это “лайт-вариант”, более совершенно. Мы хотим каких-то более прорывных технологий. Мы хотим говорить не только о том, что нас связывало 50, 30, 40 лет назад, а о том, что будет связывать нас в будущем». Возьмите Армению. Понятно, что с точки зрения безопасности Армения очень сильно зависит от России, и понятно, что в ближайшее время ситуация вряд ли претерпит изменения. Но есть молодое поколение, есть его заинтересованность не в советском периоде, а в каких-то новых карьерных возможностях. Например, среди молодого поколения популярен IT-сектор. Кто работает сегодня на рынке IT в той же самой Армении? В значительной степени, американцы. Часто, к сожалению, российская политика напоминает мне героя песенки Высоцкого про сентиментального боксера — человек выходит на ринг и потом обижается, что его бьют. Да, на ринге бьют. На ринге соперник не вручает вам цветы и не говорит комплименты. Таковы правила. Если вы пытаетесь быть крупной державой или играть на серьезной, международной шахматной доске, надо быть готовыми к серьезному прессингу. И это будет не только шахматная доска, но и ринг тоже. К этому формату тоже надо быть готовыми и не сетовать. Просто сетования часто показывают некую ущербность, и она непривлекательна для самих постсоветских государств. Россия имеет огромный потенциал, но, к сожалению, многие вещи не систематизированы. Говоря современным языком, очень много копипаста вместо собственного содержания. Мне кажется, что если подобные уроки будут учтены, если Россия сама сможет предлагать что-то более активное, связанное с будущим, связанное с актуальными задачами, это будет лучше.
Когда закончится постсоветский период?
В любом случае, мы можем сказать, что новые постсоветские идентичности, которые возникли по итогам развала Советского Союза, окончательно не сформировались. Они еще несут в себе определенные конфликтные черты и конфликтные потенциалы. В эти конфликты вовлекается и Россия как самая большая страна постсоветского пространства, и новые игроки. Для кого-то это соседний регион, для кого-то он интересен экономически, политически, социально, культурно и т.д. Завершение счетов с Советским Союзом — это главное содержание тех процессов, которые будут происходить в будущем. Как только эти счеты закончатся, и мы увидим новую, абсолютно прагматичную повестку дня, которая будет касаться не вопроса о том, чей Крым или чья Абхазия, а вопроса тарифов, торговли, вопроса, может ли быть какое-либо военное присутствие на новой основе или полицейское трансграничное сотрудничество, таможенное регулирование, и это будет абсолютно новая повестка – вот тогда мы сможем сказать: «Все. Постсоветское пространство закончилось, и советская история тоже завершена. Мы ставим в ней точку, а не многоточие».